Проектная деятельность как средство развития творческого потенциала у обучающихся
статья на тему
В статье говорится о необходимости использования в работе метода проектов для развития обучающихся, в том числе и развитие у них творческого потенциала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost.docx | 24.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность как средство развития творческого потенциала у обучающихся
Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живёт в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он засушенный цветок. В.А. Сухомлинский |
В последние годы особо остро стоит вопрос о развитии творческих способностей детей в теории и практике обучения. Это связано с тем, что обществу требуются высокопрофессиональные, творчески мыслящие специалисты, способные незамедлительно реагировать на происходящие изменения. Главной задачей современной школы является раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.
Развитие творческих способностей ведёт к формированию познавательных интересов, к развитию любознательности. Творческие работы и задания возбуждают «умственный аппетит». Сухомлинский В.А. говорил: «В каждом ребенке дремлет птица, которую нужно разбудить для полета. Творчество – вот имя этой волшебной птицы!». Чем раньше ребенок разбудит в себе эту птицу, чем раньше научится видеть красоту окружающего мира, понимать язык природы, музыки, поэзии, радоваться и удивляться, тем ярче, эмоциональнее, чище он будет. А известный академик С.П.Капица отмечал, что творческий элемент имеет место в любом виде деятельности, везде, где человек действует не по инструкции. Сущность творчества – в открытии и создании качественно нового, имеющего какую-либо ценность. В научном творчестве открываются новые факты и законы, то, что существует, то, что не было известно.
Развитию творческого потенциала каждого ребёнка способствует проектная деятельность.
Слово «проект» (в буквальном переводе с латинского — «брошенный вперед») толкуется в словарях как «план, замысел, текст или чертеж чего-либо, предваряющий его создание».
Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.
Метод учебного проекта — это одна из личностно ориентированных технологий, способов организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, исследовательские, поисковые и прочие методики. «Я слышу, и я забываю. Я вижу, и я помню. Я делаю, и я понимаю», - этими словами Конфуция можно кратко и ёмко охарактеризовать метод учебного проекта.
Основной задачей обучения посредством проектов является исследование детьми вместе с учителем окружающей жизни. Учебный проект для учащегося
- это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности;
-это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат;
-это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Проектная деятельность – это та среда, где каждый может себя проявить.
В основе каждого проекта лежит проблема. От проблемы мы как бы отталкиваемся, инициируя деятельность. Нет проблемы — нет деятельности. Проблема проекта обусловливает мотив деятельности, направленной на ее решение. Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы, а задача проекта формулируется как задача достижения цели в определенных условиях.
В процессе проектной деятельности формируются следующие общеучебные умения и навыки:
1. Рефлексивные умения (умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний; умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения этой задачи?)
2. Поисковые (исследовательские) умения (умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей; умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле; умение запросить недостающую информацию у эксперта; умение находить несколько вариантов решения проблемы; умение выдвигать гипотезы; умение устанавливать причинно-следственные связи)
3. Навыки оценочной самостоятельности;
4. Умения и навыки работы в сотрудничестве (умение коллективного планирования; умение взаимодействовать с любым партнером; умение взаимопомощи в группе в решении общих задач; навыки делового партнерского общения; умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы)
5. Менеджерские умения и навыки (умение проектировать процесс (изделие); умение планировать деятельность, время, ресурсы; умение принимать решения и прогнозировать их последствия; навыки анализа собственной деятельности, ее хода и промежуточных результатов)
6. Коммуникативные умения (умение инициировать учебное взаимодействие с взрослыми - вступать в диалог, задавать вопросы; умение вести дискуссию; умение отстаивать свою точку зрения; умение находить компромисс; навыки интервьюирования, устного опроса и т.д.)
7. Презентационные умения и навыки (навыки монологической речи; умение уверенно держать себя во время выступления; артистические умения; умение использовать различные средства наглядности при выступлении; умение отвечать на незапланированные вопросы)
Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность. В проектной деятельности младших школьников можно выделить следующие этапы:
- Сбор и обработка информации
- «погружение в проблему» (выбор и осознание проблемы)
- Разработка собственного варианта решения проблемы: актуальность и важность; анализ информации; программа действий; разработка варианта программы
- Реализация плана действий (проекта)
- Презентация проекта
- Подготовка к защите проекта
- Рефлексия (самоанализ и самооценка проделанной работы, свои впечатления)
В начальной школе могут быть эффективно реализованы следующие типы проектов:
- творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализация, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.д.;
- ролевой проект позволяет младшим школьникам сообразно возрасту «примерять» на себя чей-то образ, познавать таким образом мир, учиться строить взаимоотношения в нем;
- информационный проект предполагает аналитическую работу с информацией, с целью её анализа, обобщения и представления широкой аудитории;
-практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешних заказчиков и завершающийся изготовлением нужных и полезных для окружающих вещей, что позволяет ребенку почувствовать свою социальную значимость;
- исследовательский проект направлен на развитие исследовательских умений и навыков, исследовательского мышления с использованием лабораторного эксперимента, моделирования, социологического опроса и др.
Для того, чтобы создать условия для эффективности проектной деятельности необходимо провести подготовительную работу с учащимися, учитывать их возрастные и индивидуальные особенности, обеспечить заинтересованность детей в работе над проектом (мотивацию), внимательно относиться к выбору основополагающего вопроса проекта, учитывать возможности учебных предметов для реализации проектной деятельности, создавать группу не более 5 человек.
Важно отметить, что занимаясь проектной деятельностью с учащимися, педагог может выступать в той или иной роли:
- «Энтузиаст»: побуждает учеников к познавательной и творческой деятельности.
- «Специалист»: компетентен во всем.
- «Консультант»: помогает советом, подсказывает, как лучше сделать.
- «Руководитель»: может наметить план проекта, его структуру.
- «Модератор»: организовывает обсуждение и направляет мысль ученика в правильное русло.
- «Координатор»: организовывает сотрудничество.
- «Эксперт»: анализирует результаты, оценивает.
Обучение младших школьников проектной деятельности может осуществляться в рамках различных общеобразовательных дисциплин, а также во внеурочной деятельности. Дети младшего школьного возраста по своей природе уже исследователи, им свойственна любознательность, жажда новых впечатлений. Они с удовольствием принимают участие в видах учебной работы, которые предполагают выполнение поисковых и экспериментальных заданий.
Проектная деятельность развивает творческий потенциал учащихся, позитивно влияет на качество образовательного процесса. Применение метода проектов влияет на полноценное развитие личности, развивает мотивацию личности к познанию и творчеству, расширяет познавательные возможности и творческую активность учащихся; формирует теоретические знания и практические навыки, раскрывает творческие способности личности в избранной области деятельности, способствует достижению повышенного уровня знаний, умений, навыков в избранной области, что помогает для самореализации, самоопределения.
«Глина, из которой ты слеплен, высохла и затвердела, и уже ничто и никто на свете не сумеет пробудить в тебе уснувшего музыканта, или поэта, или астронома, который, быть может, жил в тебе когда-то», - эти пронизанные болью слова Антуана деСент- Экзюпери как будто обращены к каждому учителю. Все, что нужно для того, чтобы учащиеся смогли проявить свои дарования, - это умелое руководство со стороны взрослых.
Список литературы:
- Азарова Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников // Начальная школа.- 1998 г.-№4.-с.80-81.
- Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000
- Безрукова А.В. «Педагогика. Проектная педагогика». Учебное пособие, 2006г., издательство «Деловая книга»
- Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. – М.: Вентана-Граф, 2004.
- Шлинке Т. Н.Метод проектов как одно из условий повышения творческой активности учащихся. М.,Просвещение, 2012..
- Воскобойникова Е. А. Проектные работы первоклассников в период обучения грамоте. Начальная школа №12. 2007.
- Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа. 2005. № 9.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность как средство развития творческого мышления школьников и их социализация.
Выступление на педсовете...
Проектная деятельность как средство развития творческих способностей младших школьников
В данной статье рассказывается об организации проектной деятельности на уроках и внеурочной деятельности в начальной школе....
Обобщение опыта по теме: "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности и творческого потенциала учащихся младших классов"
Ведущая идея данного педагогического опыта: развитие познавательной активности и творческого потенциала учащихся посредством проектной деятельности....
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФОРМА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Тема: «Организация проектной деятельности как формы развития творческого потенциала учащихся начальной школы на уроках технологии».Цель: исследовать проектную деятельность как форму р...
Досуговая деятельность как средство развития творческого потенциала школьников.
Досуг – это специфическая форма, организация свободного времени школьника, в котором он реализует свои интересы. Досуг, под руководством учителя-воспитателя – внеурочная деятельность в нач...
«Проектная деятельность как средство развития творческих способностей младших школьников»
В настоящее время очень актуальной является проблема активности детей, их интереса к учебе. Нельзя не заметить тот факт, что у учеников уже в начальных классах страдает мотивация и интерес к получению...