Педагогическая программа патриотического воспитания «Я - патриот»
рабочая программа

Кандратюк Наталья Леонидовна

Для учащихся 1-4 классов, от 7-10 лет   Сроки  реализации – 4 года  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskaya_programma.doc333 КБ

Предварительный просмотр:

                 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

г. Новосибирска

«Средняя общеобразовательная школа № 86»

Педагогическая программа

патриотического воспитания

«Я - патриот»

Для учащихся 1-4 классов, от 7-10 лет

Сроки  реализации – 4 года  

                                                               

                                                               

                                                                Разработчик:

                                                                Кандратюк Наталья Леонидовна,

                                                                учитель начальных классов

                                                                высшей квалификационной категории.

                                                                8-905-936-05-06

                                                                kandratyuk.nata@mail.ru

                                   

                                       

                                                г. Новосибирск, 2019 г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Отважными и честными

                                                                            Всегда должны мы быть

                                                               И Родину чудесную,

                                                                    Как взрослые, любить!

В.Коркин

Современная жизнь, общество, государство сегодня ставят серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту. Задача педагога, работая в этом направлении, воспитать чувство долга перед государством, семьей и Родиной, привить любовь к родной природе и уважение к окружающим.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, а на сегодняшний день, несомненно, актуально, как никогда. Педагоги и психологи единодушны в том,  что  именно детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.

Сегодня для России нет более важной идеи, чем патриотизм. Историческая память важна и необходима - во все времена и в любом государстве, особенно в трудные, переломные моменты истории, она всегда живет в народе и проявляется только в годы испытаний. Именно такой период переживает сегодня Россия, когда вопросы патриотического воспитания, исторической памяти вышли на первый план. В последние десятилетия происходит утрата духовно-нравственных и социальных ценностей: теряется уважение к истории, забываются свои корни. А дерево не может расти, цвести и плодоносить без корней. Отсюда беспринципность, безнравственность, поклонение всему иностранному. Особенно тревожно, когда целое поколение молодежи воспитывается на чужих идеалах. Основываясь на мой многолетний опыт работы, можно сделать выводы, что программа является актуальной.

Патриотическое воспитание младших школьников предполагает систематическую и целенаправленную деятельность педагогического коллектива, учащихся по формированию у подрастающего поколения патриотического сознания: любви к семье, родным и близким людям, интереса к изучению истории родной земли. С первого класса нужно формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества.

Академик Д.С.Лихачев писал: «Ребенок любит свою мать и своего отца, братьев и сестер, свою семью, свой дом. Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, город, всю свою страну, а это уже совсем большое и глубокое чувство, хотя и на этом нельзя останавливаться и надо любить в человеке человека».

Важной составляющей духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на уровне начального общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.[1]

Приобщение школьников к родной истории целесообразно осуществлять с использованием материалов о родном городе, крае, о родной стране. Патриотизм  необходимо воспитывать уже в начальной школе. Школьники погружаются в мир истории Отечества и родного края через представления об образе жизни людей в разных событиях и их участниках.

Новизна, отличительные особенности программы.

Данная программа направлена на формирование у детей и их родителей интереса к изучению истории своей семьи, города, края.        

Широко используя семейную фото и кинохронику, встречаясь с героями войны и труда, посещая школьный музей и памятные места родного города, совместно с родителями  участвуя и организуя социальные акции, учащиеся осознают свои социально значимые роли: сын – дочь, внук – внучка, брат – сестра, ученик – гражданин.

Отличительной особенностью программы является то, что формирование и принятие вышеописанных социальных ролей  происходит в процессе КТД, при активном участии родителей.

В младшем школьном возрасте складываются наиболее благоприятные условия для формирования нравственных качеств и положительных черт личности.[2] Младшие школьники внушаемы и податливы, они доверчивы, восприимчивы, склонны к подражанию. У младших школьников преобладает наглядно-образный тип мышления, поэтому они обращают внимание на все яркое, поэтому при обучении младших школьников важно учитываться эти психические особенности. Для более продуктивного обучения надо учитывать специфику памяти детей.

Понятие «Коллективное Творческое Дело» было введено в обиход Игорем Петровичем Ивановым, как социальная деятельность детской группы, направленная на создание нового продукта (творческого продукта). [3] При этом не важно, если этот или похожий продукт уже был когда-либо создан, главное, чтобы детская группа, создавала его впервые.

 Не всякое коллективное дело является КТД. Отличительными признаками КТД могут стать:

– совместное создание (разработка программы и анализ результатов) дела,

– его социальная направленность;

– высокая мотивация создателей.

Учитывая психовозрастные особенности младших школьников, КТД приобретает особую значимость т.к. ребята приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, лучше узнают друг друга.

Каждое коллективное творческое дело – это проявление практической заботы об улучшении общей жизни, иначе говоря, это система практических действий на общую радость и пользу. Коллективное дело готовится, совершается и обсуждается воспитанниками и воспитателями, как младшими и старшими товарищами по жизненно практической гражданской заботе – морально-политической, трудовой, познавательной, художественной, спортивно-оздоровительной, организаторской.

В процессе творческого коллективного дела на каждой стадии его осуществления все воспитанники вместе с воспитателями и во главе с ними ведут поиск лучших путей, способов, средств решения жизненно важных практических задач. Оно – творческое еще и потому, что не может совершаться по шаблону, а всегда осуществляется в новом варианте. Необходимо иметь в виду, что именно в коллективных творческих делах происходит непосредственное обогащение каждого участника собственным опытом гражданского отношения к окружающей жизни и к себе как товарищу других людей. И что особенно важно – в этом процессе теснейшим образом соединяется развитие всех сторон личности человека: познавательно-мировоззренческой (научные знания, взгляды, убеждения, идеалы), эмоционально-волевой (высокие чувства, стремления, интересы, потребности), действенной (общественно-необходимые умения, навыки и привычки, творческие способности, общественно-ценные черты характера).[4]

Цель программы:

воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности, уважения к культуре и истории семьи и Родины.

Основное содержание программы курса (2 часа в четверть) дается с учетом психовозрастных особенностей младших школьников. В первом классе предполагается знакомство учащихся с историей и традициями семьи, что способствует осознанию обучающимися семьи как важнейшей жизненной ценности. Во втором классе учащиеся осознают себя как часть «второй семьи» - классного коллектива, школы; знакомятся со своей малой родиной. В третьем классе учащиеся знакомятся с историей своей родной земли и её памятниками, осознают их важность и ценность. В четвертом классе учащиеся начинают формировать свою гражданскую позицию, КТД приобретает социальную направленность.

Вместе с тем последовательное изучение материала курса способствует формированию у учеников историко-культурных представлений и гражданской идентичности, помогает им преодолеть присущее их возрасту сближение прошлого и настоящего.

На уровне современных образовательных учреждений стоит задача – создать условия, в которых позитивные ценности общества стали бы достоянием личности учащегося. Эта задача решается на государственном уровне.

Проблема проекта и его цель обусловили постановку задач: 

– способствовать формированию у учащихся и их родителей интереса к изучению истории, родословной своей семьи, жизни родных и близких, верно служивших и служащих Родине;

– способствовать формированию уважения к малой родине: школе, району, городу;

– совершенствовать формирование уважительного отношения к  героическим подвигам своих предков, истории своей земли, её памятникам;

– продолжить учить гражданским поступкам, формированию гражданской позиции,

– способствовать сохранению и развитию чувства гордости за свою страну, край, школу, семью; ее выдающиеся достижения в области политики, экономики, науки, культуры и спорта,

– способствовать развитию творческого потенциала детей.

Программа рассчитана  на детей 1-4 классов (от 7 лет), реализуется в течение 4 лет.

Режим проведения занятий:

1 раз в неделю (1 – ый класс - 33 недели - 33 часа, 2 - 4 –ый классы - 34 недели – 34 часа)

Технологии работы:

1. Здоровьесберегающие технологии;

2. Технологии проектной деятельности;

3. Технологии исследовательской деятельности;

4. Информационно-коммуникационные технологии;

5. Личностно-ориентированные технологии;

6. Социоигровые технологии

Диагностические методы

Диагностика проводится в два этапа: на первом этапе качества ребёнка оценивают родители, на втором – учитель. Результаты сравниваются, и находится средний балл оценивания патриотической воспитанности.[5]

Краткосрочные и долгосрочные ожидаемые результаты реализации программы:

- дети узнают историю, традиции и родословную своей семьи и своей малой Родины;

- научатся уважительно относиться  к героическим подвигам предков;

- узнают историю России, в рамках патриотического воспитания;

- познакомятся с историческими памятниками;

- смогут сформировать свою жизненную позицию относительно служения Отечеству.

Оценка результативности программы:

 Критерии

Показатели

Инструментарий

Уровень мотивации школьников

Вовлеченность в подготовку и проведение мероприятий. Усиление социальных мотивов и познавательного интереса

Обратная связь с детьми и их родителями. Диагностика мотивационной сферы.

Наличие ценностных ориентиров

Атмосфера в классе и школе.

Повышение культуры межличностных отношений. 

Наблюдение учителей за межличностными отношениями. Анкетирование. 

Развитие творческого потенциала

Охват детей, участвующих в творческих конкурсах, мероприятиях.

Статистический анализ результатов мероприятий.

Нормативно-правовая база

Программа разработана в соответствии со следующими документами:

- Конституция Российской Федерации;

- Конвенция о правах ребёнка;

- Гражданский кодекс Российской Федерации;

- Закон РФ «Об образовании»;

- ФГОС начального общего образования.

- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 – 2020 годы»;[6]

- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;[7]

- Примерная программа воспитания и социализации учащихся основной школы[8];

Закон Новосибирской области от 01.07.2015 № 568-ОЗ «О патриотическом воспитании в Новосибирской области»[9];

- План воспитательной работы школы.

Содержание 1 класс.

Цель: формирование у учащихся и их родителей интереса к изучению истории, родословной своей семьи, жизни родных и близких, верно служивших и служащих Родине.

Задачи:

- способствовать осознанию обучающимися семьи, как важнейшей жизненной ценности;

- способствовать пробуждению и укреплению родственных чувств и отношений к родителям, братьям и сёстрам, старшим и младшим членам семьи, к близким людям;

- продолжить воспитывать культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей;

- способствовать повышению педагогической и психологической компетенции родителей, создавать условия для участия родителей в воспитательном процессе.

№ п/п

Тема занятия

Форма

Срок

Ответственные

1

Мама, папа, Я…

Беседа-знакомство

сентябрь

Учащиеся, классный руководитель

2

Азбука больших и малых дел нашей семьи

Классный час

сентябрь

Учащиеся, классный руководитель

3

Наша Росгвардия

Экскурсия

сентябрь

Учащиеся, классный руководитель

4

Семейные ценности, знакомство с программой

Родительское собрание

сентябрь

Родители, классный руководитель

5

Семейные посиделки ко дню бабушек и дедушек

Семейный классный час

октябрь

Семьи учащихся, классный руководитель

6

Имя - великое сокровище!

Викторина

октябрь

Учащиеся, классный руководитель

7

Моя родословная

Беседа

октябрь

Учащиеся, классный руководитель

8

Генеалогическое древо семьи

Родительское собрание

октябрь

Родители, классный руководитель

9

Кто, кто в моем доме живет?

Беседа

ноябрь

Учащиеся, классный руководитель

10

Вернисаж «Портрет мамы», посвященный Дню Матери

Праздник-выставка

ноябрь

Учащиеся, родители, классный руководитель

11

Работа моей мамы

Поездка на предприятие

ноябрь

Учащиеся, родители, классный руководитель

12

Профессии в моей родословной

Викторина

декабрь

Учащиеся, классный руководитель

13

«Новый год стучится в двери…»

Урок творчества

декабрь

Классный руководитель

14

Новогодние традиции моей семьи

Классный час

декабрь

Учащиеся, классный руководитель

15

Обычаи, как особая роль в жизни нашей семьи

Родительское собрание

декабрь

Родители, классный руководитель

16

«Мой дом – моя крепость»

Устный журнал

январь

Учащиеся, родители, классный руководитель

17

Семейное чтение

Беседа

январь

Учащиеся, родители, классный руководитель

18

Спектакль «Теремок»

Поездка в кукольный театр

январь

Учащиеся, классный руководитель

19

Папа может…

Мастер-класс от пап

февраль

Учащиеся, родители, классный руководитель

20

Наш Данила мастер

Праздник-конкурс, посвященный Дню Защитника Отечества

февраль

Учащиеся, классный руководитель

21

Защищать Родину – почетный долг

Классный час с приглашенным папой военным

февраль

Учащиеся, классный руководитель

22

Работа моего папы

Поездка на предприятие

февраль

Учащиеся, родители, классный руководитель

23

Я на бабушку похожа…

Классный час

март

Учащиеся, классный руководитель

24

Поклониться низко женщинам

Праздник-конкурс, посвященный Международному Женскому Дню

март

Учащиеся, родители, классный руководитель

25

Мама, папа, я – дружная семья!

Родительское собрание

март

Родители, классный руководитель

26

«О чём рассказал семейный альбом…»

Классный час с последующей фотовыставкой

апрель

Семьи учащихся, классный руководитель

27

Моя семья

Выставка рисунков

апрель

Учащиеся, классный руководитель

28

Цирк

Посещение совместно с родителями

апрель

Семьи учащихся, классный руководитель

29

Семья и ее значение в воспитании детей

Родительское собрание

апрель

Родители, классный руководитель

30

Труд в жизни моей семьи

Беседа

май

Учащиеся, классный руководитель

31

Музей боевой славы воинов-сибиряков

Поездка в музей

май

Учащиеся, классный руководитель

32

Чтим великий День Победы!

Классный час с последующим созданием стены памяти

май

Семьи учащихся, классный руководитель, заместитель директора по ВР

33

Анализ прошедшего года.

Итоговое родительское собрание

май

Родители, классный руководитель

 КТД:

1 четверть: Семейные посиделки - бабушки готовят угощение, дети изготавливают открытки и готовят поздравительные номера, в результате проводим общий праздник, на котором обсуждаем семейные традиции, памятные вещи семьи их историю и ценность;

2 четверть:  Профессии в моей родословной – родители совместно с детьми заранее составляют «Профессиональное древо», с точным указанием профессии того или иного родственника, в результате проведение викторины на знание профессий;

3 четверть: Наш Данила мастер -   совместно с родителями, направляемы классным руководителем создают и защищают проект, посвященный Дню Защитника Отечества;

4 четверть: Чтим великий День Победы!  - подготавливают сообщения,  презентации о родственниках, воевавших во время ВОВ войны, в результате работы оформляем стену памяти совместно с родителями, изготавливая звёздочки с фотографиями героев.

Содержание 2 класса

Цель: формирование уважения к малой родине: школе, микрорайону, району

Задачи:

- помочь осознанию понятия «малая родина», своей сопричастности к ее делам и заботам;

- продолжать воспитывать любовь к месту, где обучающийся родился и живет; уважения к его историческому прошлому и настоящему, чувства ответственности за его будущее.

- способствовать воспитанию умения вести себя в соответствии с общепринятыми нормами, как в обществе, так и дома;

- продолжать развитие самостоятельной творческой активности.

№ п/п

Тема занятия

Форма

Срок

Ответственные

1

Школьное государство ШАГ (Школьная Ассоциация Городов)

Классный час, посвящение в граждане ШАГ

сентябрь

Учащиеся, классный руководитель, заместитель директора по ВР

2

Законы класса и школы

Урок творчества

сентябрь

Учащиеся, классный руководитель.

3

Посещение музея школы

Музейный урок

сентябрь

Учащиеся, классный руководитель.

4

История моей школы

Проект

сентябрь

Классный руководитель, руководитель музея, заместитель директора по ВР.

5

Мой школьный двор

Творческая мастерская

октябрь

Учащиеся, классный руководитель.

6

Мой микрорайон

Выставка

октябрь

Учащиеся, родители, классный руководитель

7

Новосибирский государственный краеведческий музей

Поездка в музей

октябрь

Учащиеся, классный руководитель.

8

Где родился, там и пригодился

Родительское собрание

октябрь

Родители, классный руководитель

9

Памятные места Ленинского района

Викторина

ноябрь

Учащиеся, классный руководитель.

10

Знаменитые люди нашего района

Проект

ноябрь

Учащиеся, родители, классный руководитель

11

Я за чистоту в моем районе

Экологическая акция

ноябрь

Учащиеся, родители, классный руководитель

12

Инструктаж «Правила поведения в обществе»

Классный час

декабрь

Учащиеся, классный руководитель.

13

Мэри Поппинс

Поездка в театр «Музкомедия»

декабрь

Учащиеся, классный руководитель.

14

Безопасное поведение на улице и дома

Игра-викторина

декабрь

Учащиеся, классный руководитель.

15

Пример родителей - основное  условие успешного воспитания культуры поведения у детей

Родительское собрание

декабрь

Родители, классный руководитель

16

Нравственная беседа о невежах и невеждах

Беседа

январь

Учащиеся, классный руководитель, заместитель директора по ВР.

17

Школьные новости

Классный час – знакомство со школьными СМИ

январь

Школьный пресс-центр, классный руководитель, заместитель директора по ВР.

18

Я - иллюстратор

Конкурс на лучшую иллюстрацию к статье в школьном журнале «Домовенок»

январь

Учащиеся, родители, классный руководитель

19

Славные сыны нашего Отечества

Экскурсия на Монумент славы.

февраль

Учащиеся, родители, классный руководитель

20

Мама, папа, я – спортивная семья

Семейное соревнование

февраль

Учащиеся, родители, классный руководитель, учитель физической культуры

21

Красота и величие моей малой Родины

Классный час

февраль

Учащиеся, классный руководитель.

22

Родительский дом - начало начал

Консультация для родителей

февраль

Родители, классный руководитель

23

Кому нужна помощь?

Мастерская добрых дел

март

Учащиеся, родители, классный руководитель

24

«Встреча поколений» встреча со старшим поколением, живущим в нашем районе

Беседа

март

Учащиеся, родители, классный руководитель, заместитель директора по ВР.

25

Всякому мила своя сторона

Круглый стол

март

Учащиеся, родители, классный руководитель

26

Улица, на которой я живу

Игра-путешествие

апрель

Учащиеся, классный руководитель.

27

Центр истории развития Ленинского района

Поездка в музей

апрель

Учащиеся, классный руководитель.

28

Знатоки малой Родины

Игра-викторина

апрель

Учащиеся, родители, классный руководитель

29

Книга – источник знаний

Посещение библиотеки

апрель

Учащиеся, классный руководитель.

30

Мечтать на пользу людям

Беседа

май

Учащиеся, классный руководитель.

31

Бессмертный полк

Классный час, участие в районной акции

май

Учащиеся, родители, классный руководитель

32

Вот микрорайон мой, вот мой дом родной!

Экскурсия

май

Учащиеся, родители, классный руководитель

33

Улица, на которой я живу

Проект

май

Учащиеся, родители, классный руководитель

34

Анализ прошедшего года.

Итоговое родительское собрание

май

Родители, классный руководитель

КТД

1 четверть: Законы класса и школы  - разработка законов и ценностей класса  в рамках школьного государства;

2 четверть: Знаменитые люди нашего района – поиск и сбор информации о знаменитых людях Ленинского района, получение продукта совместно с родителями;

3 четверть: Кому нужна помощь? – организация и сбор предметов детской гигиены для находящегося поблизости Дома малютки №3;

4 четверть: Улица, на которой я живу – поиск и сбор информации об улице, получение продукта совместно с родителями.

Содержание 3 класса

Цель: формирование уважительного отношения к своему родному городу, героическим подвигам предков, истории своей земли, её памятникам.

Задачи:

- продолжать расширять знания о природных ресурсах края, их использовании и значении для всей страны;

- способствовать формированию связи истории родного города с историей страны;

- продолжать формировать уважительное и бережное отношение к памятникам архитектуры и культуры;

- продолжить развивать самостоятельную творческую активность.

№ п/п

Тема занятия

Форма

Срок

Ответственные

1

Экскурсия в Новосибирский зоопарк

Экскурсия, составление отчетного коллажа

сентябрь

Учащиеся, родители, классный руководитель

2

Город чистыми руками

Акция

сентябрь

Учащиеся, родители, классный руководитель

3

Я другой такой страны не знаю

Беседа-презентация

сентябрь

Учащиеся, классный руководитель.

4

Здоровое поколение – богатство России

Родительское собрание, беседа-диалог

сентябрь

Родители, классный руководитель

5

Их имена живут в названиях улиц…

Классный час

октябрь

Учащиеся, классный руководитель.

6

Уголки России

Квест-игра

октябрь

Учащиеся, родители, классный руководитель

7

Я росинка твоя, Россия

Поэтический конкурс

октябрь

Учащиеся, классный руководитель.

8

Символы государства

Музейный урок

октябрь

Классный руководитель, руководитель музея, заместитель директора по ВР.

9

Мой Новосибирск родной

Проект

ноябрь

Учащиеся, классный руководитель.

10

Патриотический час «Страна, что названа великой»

Классный час

ноябрь

Учащиеся, классный руководитель.

11

Есть у каждого местечко то, что Родиной зовут

Родительское собрание

ноябрь

Родители, классный руководитель

12

Красота родной природы

Фотовыставка, выставка рисунков

декабрь

Учащиеся, классный руководитель.

13

Семь чудес России

Игра-кругосветка

декабрь

Учащиеся, классный руководитель.

14

Лучше нет земли родной

Классный час

декабрь

Учащиеся, классный руководитель.

15

Денискины рассказы

Поездка в театр «Глобус»

декабрь

Учащиеся, родители, классный руководитель

16

Обычные и необычные памятники города

Вечер разгаданных и неразгаданных тайн

январь

Учащиеся, классный руководитель

17

Это наш дом, это наша Россия

Викторина

январь

Учащиеся, родители, классный руководитель

18

Русь, Россия, Родина моя

Беседа

январь

Учащиеся, классный руководитель

19

Какого памятника не хватает?

Семейная творческая мастерская

февраль

Учащиеся, родители, классный руководитель

20

Отец, Отчизна, Отечество

Круглый стол

февраль

Учащиеся, родители, классный руководитель

21

России верные сыны

Выставка рисунков

февраль

Учащиеся, классный руководитель

22

Историко-архитектурный музей под открытым небом

Посещение музея

февраль

Учащиеся, родители, классный руководитель

23

Нет дороже слова МАМА

КВН, концерт

март

Учащиеся,  классный руководитель

24

Восславим Родину в стихах

Выставка-обзор

март

Учащиеся,  классный руководитель

25

Любовь к Родине начинается с семьи

Родительское собрание

март

Родители, классный руководитель

26

Памятники моего города

Деловая игра

апрель

Учащиеся,  классный руководитель

27

Мой Новосибирск родной…

Заочная экскурсия по любимым местам

апрель

Учащиеся, классный руководитель.

28

О том, как город строился

Выступление, на мероприятии, посвященном строительству Новосибирска

апрель

Учащиеся, классный руководитель, другие классы начальной школы

29

Не меркнет летопись побед

Классный час, подготовленный для других классов

апрель

Учащиеся, классный руководитель, другие классы начальной школы

30

Герои нашего города

Устный журнал

май

Учащиеся, классный руководитель

31

Подарок ветерану

Творческая мастерская

май

Учащиеся, классный руководитель, заместитель директора по ВР

32

Урок мужества

Классный час

май

Учащиеся, классный руководитель, ветераны ВОВ, участники боевых действий

33

Память поколений

Игра - викторина

май

Учащиеся, классный руководитель

34

Анализ прошедшего года.

Итоговое родительское собрание

май

Родители, классный руководитель

КТД

1  четверть: экскурсия в зоопарк, в результате составление коллажа;

2 четверть: Мой Новосибирск родной… - в проекте участвует каждый ребенок, заранее ищет и находит информацию о заинтересовавшем историческом месте г. Новосибирска в результате составляем большой макет карты г. Новосибирска, с указанием исторических мест;

3 четверть: Какого памятника не хватает? - беседа о необычных памятниках г. Новосибирска, в результате дети создают свой макет необычного памятника;

4 четверть: Подарок ветерану

Содержание 4 класса

Цель: продолжить формировать патриотизм, гражданскую позицию, учить гражданским поступкам;

Задачи:

- способствовать формированию чувства гордости героической историей Родины;

- продолжить формировать чувство сопричастности к деяниям предков и современников, исторической ответственности за происходящее в обществе;

- помогать осознанию учащимся патриотических идеалов, социально значимых процессов и явлений реальной жизни;

- продолжить развивать самостоятельную творческую активность.

№ п/п

Тема занятия

Форма

Срок

Ответственные

1

Собачий патруль

Мастерская добрых дел

сентябрь

Учащиеся, классный руководитель, заместитель директора по ВР

2

Листая страницы истории

Классный час

сентябрь

Учащиеся, классный руководитель.

3

Курск… мы помним и гордимся…

Беседа

   сентябрь

Учащиеся, классный руководитель.

4

Музей авиации им. А. И. Покрышкина

Поездка в музей

   сентябрь

Учащиеся, родители, классный руководитель

5

«Кем я стану, кем мне быть, чтобы Родине служить?»

Карнавал

октябрь

Учащиеся, классный руководитель.

6

Мы этой памяти верны

Круглый стол

октябрь

Учащиеся, классный руководитель.

7

Нам этот мир завещано беречь

Родительское собрание

октябрь

Родители, классный руководитель

8

Как семьёй мы можем участвовать в жизни страны

Диспут

октябрь

Учащиеся, родители, классный руководитель

9

Помогаем птицам

Мастерская добрых дел

ноябрь

Учащиеся, классный руководитель.

10

Песни о Родине

Музыкальный баттл

ноябрь

Учащиеся, классный руководитель, другие классы начальной школы

11

Труд на благо семьи и Родины  

Смотр-конкурс рисунков

ноябрь

Учащиеся, классный руководитель.

12

Наша Россия

Коллективная аппликация

ноябрь

Учащиеся, классный руководитель.

13

Я – Россиянин

Диспут

декабрь

Учащиеся, классный руководитель.

14

Незаконченная пословица

Конкурс пословиц и поговорок о Родине

декабрь

Учащиеся, классный руководитель.

15

Достопримечательности России

Творческая работа с пластилином

декабрь

Учащиеся, родители, классный руководитель

16

Я – семья, народ-Россия

Родительское собрание

декабрь

Родители, классный руководитель

17

Мечтать на пользу людям…

Вечер откровения, создание колбы времени.

январь

Учащиеся, классный руководитель

18

900 дней и ночей Ленинграда

Круглый стол

январь

Учащиеся, классный руководитель

19

Лебединое озеро

Поездка в театр «Новат»

январь

Учащиеся, родители, классный руководитель

20

Отчизны верные сыны

Урок мужества

февраль

Учащиеся, классный руководитель

21

Помощь «Малютке»

Социальная акция

февраль

Учащиеся, классный руководитель, заместитель директора по ВР

22

Мы против терроризма

Классный час

февраль

Учащиеся, классный руководитель, заместитель директора по ВР

23

За что я люблю Россию?

Камертон доброго настроения

февраль

Учащиеся, классный руководитель

24

Вот она какая, наша Родина большая!

День «рекордов Гиннеса»

март

Учащиеся, классный руководитель

25

Мой близкий – солдат...

Круглый стол – встреча с матерями и жёнами погибших при исполнении воинского долга

март

Учащиеся, классный руководитель

26

Это гордое слово «мама»

Смотр-конкурс

март

Учащиеся, классный руководитель

27

«Живут в России разные народы…»

Создание карты народов России

апрель

Учащиеся, родители, классный руководитель

28

День освобождения узников фашистских лагерей

Классный час

апрель

Учащиеся, классный руководитель

29

Ю. Гагарин – космонавт и человек

Викторина

апрель

Учащиеся, классный руководитель

30

Мы будем верою и правдою служить…

Посещение Поста №1 у Монумента Славы

апрель

Учащиеся, классный руководитель

31

Будем помнить вечно…

Творческий вечер, участие в районной акции «Бессмертный полк»

май

Учащиеся, классный руководитель, заместитель директора по ВР

32

Хроника огненных лет

Поэтический конкурс

май

Учащиеся, классный руководитель

33

МЫ едины – значит МЫ - непобедимы

Коллективная аппликация

май

Учащиеся, классный руководитель

34

Анализ прошедшего года.

Итоговое родительское собрание

май

Учащиеся, классный руководитель, заместитель директора по ВР

КТД

1 четверть: Собачий патруль – агитация и сбор продуктов, предметов первой необходимости для животных приюта;

2 четверть: Помогаем птицам (кормушки и их наполнение)

3 четверть: Мой близкий – солдат... – сбор информации после посещения школьного музея и поиска в открытых источниках информации об участниках военных действий, их близких; создание приглашений для женщин, организация встречи, в т.ч. оформление места;

4 четверть: «МЫ едины – значит МЫ – непобедимы» (коллективная аппликация)

Предполагаемые конечные результаты.

Осуществление настоящей программы позволит:

- продолжить работу над совершенствованием системы патриотического воспитания в школе;

-  сформировать готовность у  учащихся к патриотическому действию, к активной гражданской позиции;

-   отвлечь учащихся от противоправной деятельности;

- заполнить свободное время подростка социально значимыми, интересными делами, остановив тем самым нарастающую бездуховность;

- оказывать повседневную помощь каждому ребенку в его саморазвитии, удовлетворении потребностей, раскрытии способностей;

- создать условия для реализации лидерского и творческого потенциала личности, навыков коллективной деятельности.


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Источники

1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 – 2020 годы». [Электронный ресурс]. – М., 2015. – Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/8qqYUwwzHUxzVkH1jsKAErrx2dE4q0ws.pdf (дата обращения: 29.10.2019).

2. Закон Новосибирской области от 01.07.2015 № 568-ОЗ «О патриотическом воспитании в Новосибирской области» [Электронный ресурс]. – Новосибирск, 2015. – Режим доступа: https://www.patriotnso.org/page-1 (дата обращения: 25.10.2019).

3. Примерная основная образовательная программа начального общего образования. (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 N 1/15) (ред. от 28.10.2015). [Электронный ресурс]. – М., 2015.– Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_220258/ (дата обращения: 25.10.2019).

Литература 

1. Апетян, М.К. Психологические и возрастные особенности младшего школьника [Электронный ресурс] / М.К. Апетян // Молодой ученый. – 2014. – №14. – С. 243-244. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/73/12457/ (дата обращения: 25.10.2019).

2. Борисова, Л.Г. Педагогика общей заботы. [Электронный ресурс]. / Л.Г. Борисова // Сибирский педагогический журнал. – 2006. – №3. – С. 31-48. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogika-obschey-zaboty (дата обращения: 25.10.2019).

3. Вагнер, И.В. Примерная программа воспитания и социализации учащихся основной школы. [Электронный ресурс] / И.В. Вагнер, С.В Дармодехин, А.Я Данилюк. – М., 2011. – 65 с. – Режим доступа: http://www.pro-centre.arkh-edu.ru/upload/iblock/234/2341a4cc6482a2465990492b23f937fd.pdf (дата обращения: 25.10.2019).

4. Данилюк, А.Я., Кондаков, А.М, Тишков, В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. [Электронный ресурс]. / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2009. – 25 с. – Режим доступа:  https://mosmetod.ru/files/metod/nachalnoe/orkse/fgos/konc_dnrv.pdf (дата обращения: 30.10.2019)

5. Иванов, И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. / И.П. Иванов. – М.: Педагогика, 1989. – 208 с.

6. Маслова, Т.М. Патриотическое воспитание младших школьников в контексте национально-регионального компонента начального общего образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. [Электронный ресурс]./ Т.М. Маслова. – Хабаровск, 2007.– 24с. – Режим доступа: http://irbis.gnpbu.ru/Aref_2007/Maslova_T_M_2007.pdf  (дата обращения: 24.10.2019)


[1] Примерная основная образовательная программа начального общего образования. (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 N 1/15) (ред. от 28.10.2015). [Электронный ресурс]. – М., 2015.– Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_220258/ (дата обращения: 25.10.2019)

[2] Апетян М.К. Психологические и возрастные особенности младшего школьника [Электронный ресурс] // Молодой ученый. – 2014. – №14. – С. 243-244. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/73/12457/ (дата обращения: 25.10.2019).

[3] Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М., 1989. – С. 28.

[4] Борисова Л.Г. Педагогика общей заботы. [Электронный ресурс]. // Сибирский педагогический журнал. – 2006. – №3. – С. 31-48. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogika-obschey-zaboty (дата обращения: 25.10.2019).

[5] Маслова Т.М. Патриотическое воспитание младших школьников в контексте национально-регионального компонента начального общего образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. [Электронный ресурс]. – Хабаровск, 2007.– 24с.– Режим доступа: http://irbis.gnpbu.ru/Aref_2007/Maslova_T_M_2007.pdf  (дата обращения: 24.10.2019)

[6] Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 – 2020 годы». [Электронный ресурс]. – М., 2015. – Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/8qqYUwwzHUxzVkH1jsKAErrx2dE4q0ws.pdf (дата обращения: 29.10.2019)

[7] Данилюк А.Я., Кондаков А.М, Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. [Электронный ресурс]. – М.: Просвещение, 2009. – 25 с. – Режим доступа:  https://mosmetod.ru/files/metod/nachalnoe/orkse/fgos/konc_dnrv.pdf (дата обращения: 30.10.2019)

[8] Дармодехин С.В., Данилюк А.Я., Вагнер И.В., Примерная программа воспитания и социализации учащихся основной школы. [Электронный ресурс]. – М., 2011. – 65 с. – Режим доступа: http://www.pro-centre.arkh-edu.ru/upload/iblock/234/2341a4cc6482a2465990492b23f937fd.pdf (дата обращения: 25.10.2019)

[9] Закон Новосибирской области от 01.07.2015 № 568-ОЗ «О патриотическом воспитании в Новосибирской области» [Электронный ресурс]. – Новосибирск, 2015. – Режим доступа: https://www.patriotnso.org/page-1 (дата обращения: 25.10.2019)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа гражданско-патриотического воспитания «Я - патриот»

Цель моей программы-формирование патриотических чувств и сознания воспитанников на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну, кр...

Программа патриотического воспитания младших школьников "Патриот"

Патриотическое воспитание молодого поколения является            первостепенной функцией каждого современного общества....

Программа внеурочной деятельности по патриотическому воспитанию " Я - Патриот"

Воспитание патриота страны – одно из главных условий национального возрождения. Формирование в молодежи таких качеств, как гражданственность, уважение к правам и свободам человека, любовь к Родине, се...

Методическое пособие по патриотическому воспитанию «Растим патриотов России»

Формы работы с учащимися по патриотическому воспитанию...

Программа по нравственно - патриотическому воспитанию «Растим патриотов России»

В последние годы наблюдается отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, общественно-исторических ценностей. Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры...

Сценарий внеклассного мероприятия по патриотическому воспитанию «Я - патриот своей страны!»

Сценарий внеклассного мероприятия по патриотическому воспитанию«Я - патриот своей страны!»Цель: создание условий для осознания участниками мероприятия нравственной ценности патри...

Программа патриотического воспитания «Мы – патриоты»

Программа патриотического воспитания «Мы - патриоты» разработана в соответствии с:- Конституцией Российской Федерации;- Всеобщей декларацией прав человека;- Конвенцией о правах ребенка;- П...