Сценарий внеклассного мероприятия (интеллектуальной игры) для 4 класса "Тема Родины в пословицах и поговорках"
классный час (4 класс)
Любовь к Родине – важнейшее чувство для каждого человека. Отношение народа к Родине выражено в различных произведениях искусства, изображающих и прославляющих красоту нашей русской природы, родного края. Не являются исключением пословицы и поговорки. Русский народ донес их смысл до нас через века. Патриотичные и меткие, мудрые и выразительные пословицы о Родине прославляют наше Отечество. Они ярко показывают ценность родной земли для человеческой жизни, воспитывают патриотические чувства, утешают и воодушевляют. Опыт бесчисленных поколений, среди которых всегда были люди, оторванные от своей Отчизны и прочувствовавшие горечь чужбины, воплотился в этих лаконичных высказываниях.
Представленное занятие поможет приобщить ребят младшего школьного возраста к народной мудрости, будет способствовать совершенствованию знаний обучающихся пословиц и поговорок патриотической направленности, создаст условия для формирования умения правильно употреблять их в речи, а также окажет содействие в развитии патриотических чувств младших школьников.
Данная интеллектуальная игра организуется в форме группового сотрудничества. Она представлена заданиями, разнообразными как по форме, так и по содержанию. В них включено большое множество народных изречений, прославляющих Родину, свое Отечество, родную природу. Кроме этого, ребята получат возможность познакомиться с пословицами соответствующей тематики народов других стран. Младшие школьники будут учиться классифицировать, сравнивать, анализировать, проявлять творчество и фантазию.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема Родины в пословицах и поговорках
Интеллектуальная игра
4 класс
Цель: развитие патриотических качеств личности через чтение пословиц и поговорок о Родине и родном крае.
Задачи:
- способствовать совершенствованию знаний обучающихся пословиц и поговорок патриотической направленности;
- воспитывать интерес к устному народному творчеству;
- создать условия для формирования умения правильно употреблять пословицы и поговорки в речи;
- содействовать развитию умения работать в ситуации учебного сотрудничества.
Оборудование:
- мультимедийный проектор для показа фотографий, иллюстраций и репродукций соответствующей тематики;
- карточки для организации работы в группах;
- детали ромашки для проведения этапа рефлексии.
Форма проведения: групповая
Ход мероприятия
- Введение в тему. Актуализация опорных знаний.
На доске пословицы:
- Видна птица по перьям, а человек по речам.
- Хорошие речи хорошо и слушать.
- Говорит, как шелком шьет.
- Чем являются данные выражения? Как их можно назвать одним словом? (Пословицы)
- А что же объединяет все эти пословицы? (Они о грамотной речи, о человеке, который умеет красиво говорить.)
- Какую речь приятно слушать? (Речь грамотную, красочную, выразительную, образную и яркую)
- Как раз пословицы и делают нашу речь такой. Пословица советует, поучает, наставляет, предупреждает. Люди с уважением относятся к пословицам, часто употребляют их в своей речи. Всегда приятно слушать собеседника, который использует пословицы и поговорки. Они отражают уровень воспитанности и культуры человека. Недаром говорится, что красна речь пословицей. А что же это такое? (ответы детей)
Пословицы и поговорки – это короткие, простые, но меткие и поучительные изречения. Они складывались еще до того, как появилась грамотность. В пословицах народ передавал детям и внукам свои заветные правила жизни, учил их уму – разуму. Старинные пословицы живут и сегодня – в разговоре, в книгах.
Все вы знаете много пословиц и поговорок, поэтому я приготовила для вас игру, в которой вы вспомните уже знакомые вам крылатые выражения, а так же познакомитесь с новыми. А тема пословиц – Родина, родной край.
Русский народ на протяжении многих веков воплощал любовь к своей Отчизне в творчестве, в том числе и в устном. Люди составляли пословицы и поговорки, писали сказки и песни, посвященные своей стране, родному городу или селу. Они восхищались военной мощью Руси и затем России, красотой ее природы, ее традициями и обычаями. Все то, чем когда-либо гордились жители нашей страны, воплощено в устном народном творчестве – в пословицах и поговорках
Смысл пословиц о Родине заключается в тоске по родной стороне во время пребывания на чужбине, в важности Отчизны для человека, в невозможности существования без нее, в горячей любви к своей земле, к своему народу.
- Работа в группах
- В каждую пословицу народ вкладывал определенное значение, конкретный смысл. Попробуем разобраться в этом.
Задание 1.
Объясните смысл пословицы, выбрав правильный вариант толкования.
1 группа.
За морем тепло, а дома теплее.
- В своей стране теплее, чем в других странах.
- Родной дом - это место, где царят душевное тепло и уют.
- Человек всегда спешит домой, чтобы согреться.
2 группа.
Родина там, где тебе хорошо.
- У каждого человека есть место, где его любят, ждут, в него верят.
- Где себя человек хорошо чувствует, там и будет его Родина.
- Страна, где человек себя хорошо чувствует, считается его Родиной.
3 группа.
Родина дороже, чем любая страна.
- Чтобы жить на Родине, нужно много денег.
- Человек должен ценить только свою Родину, а другими странами не интересоваться.
- Человек может любить путешествовать, с удовольствием изучать культуру других стран, но судьба его страны – его судьба.
Задание 2.
Сопоставьте пословицы, найдите похожие по смыслу.
1 группа.
Родной куст и зайцу дорог.
- Родина начинается с семьи.
- Если дружба велика, будет Родина крепка.
- Своя земля и в горести мила.
- Родное гнездо и птица не забывает.
2 группа.
Кто за Родину горой, тот истинный герой.
- Родина краше солнца, дороже золота.
- Самое дорогое для человека на чужбине — родина.
- Тот герой, кто за родину горой.
- Много стран прошел, а добро лишь на Родине нашел.
3 группа.
Скучно Афонюшке на чужой сторонушке.
- Для Отчизны не жаль жизни.
- Чужая земля радости не прибавит.
- Родина краше солнца, дороже золота.
- Можно покинуть дом, но не Родину.
- Следующие задания помогут вам лучше запомнить некоторые пословицы о родном крае.
Задание 3.
Расположите слова пословицы в нужном порядке.
1 группа.
Родину, цветник, а, любит, соловей, человек
(Соловей цветник любит, а человек – Родину.)
2 группа.
Человек, родному, по, гусь, озеру, тоскует, по, Родине
(Гусь тоскует по озеру родному, а человек - по Родине.)
3 группа.
Милей, стороне, на, вдвойне, чужой, Родина
(На чужой стороне Родина милей вдвойне.)
Задание 4.
Исправьте ошибку. Замените слово в пословице, чтобы в ней появился смысл.
1 группа.
- Всякая птица не любит (любит) своё гнездо.
- И кулик свою сторону не знает (знает).
- Без любимой Родины и солнце греет (не греет).
2 группа.
- Всякому мила чужая (родная) сторона.
- Каменный дождь в родном краю хуже (лучше) золотого дождя на чужбине.
- На чужбине и солнце греет (не греет).
3 группа.
- Умна (глупа) та птица, которой гнездо своё немило.
- Нет нигде такого же места, как чужой (родной) дом.
- В гостях хорошо, а дома хуже (лучше).
- Очень часто в пословицах используется прием сравнения. Он помогает воспевать Родину как нечто прекрасное, самое лучшее на свете, то, с чем никакая другая страна не может быть поставлена в один ряд
Задание 5.
Восстановите пословицы. Вставьте нужное слово из скобок.
1 группа.
- Человек Родиной жив, утка – … . (умом, морем, лужей, озером)
- Нет в мире краше Родины… .(чужой, нашей, большой, дальней)
- На чужой стороне и весна … . (мила, жарче, не красна, не близка)
2 группа.
- Без корня и полынь … . (растёт, красива, высока, не растёт)
- Береги Родину, как … .(здоровье, зеницу ока, силы, ценность)
- Дым Отечества светлее чужого … . (дыма, окна, дня, огня)
3 группа.
- В родном краю – сокол, в чужом … . (ястреб, ворона, птица, гость)
- Свою землю и табун … . (видит, красит, знает, помнит)
- За горами хорошо песни петь, а жить лучше … . (в гостях, весело, с умом, дома)
- Пословицы и поговорки на тему Родины существуют не только у русского народа. Сейчас мы с вами в этом убедимся.
Задание 6.
К каждой пословице, придуманной разными народами (в левом столбике), подберите русскую, соответствующую ей по смыслу (в правом столбике).
1 группа.
С родной стороны и ворона мила. (украинская) | На родной стороне и камешек знаком. |
В своей норе и крот чувствует себя сильным. (казахская) | На чужой сторонушке рад своей воронушке. |
Нет места лучше дома. (японская) | В своём болоте и лягушка поёт, а на чужбине и соловей молчит. |
На родной стороне даже дым сладок.(татарская) | Нет в мире лучше родного края. |
2 группа.
Человек без родины хуже бездомной собаки. (корейская) | На родной стороне даже дым сладок. |
Как бы ни было сладко жить на чужбине, всегда тянет к родной стороне.(татарская) | Без корня трава не растёт, без Родины человек не живёт. |
Когда Родину охраняешь, сам мужаешь. (узбекская) | Живёшь на стороне, а своё село всё на уме. |
И лук на Родине сладок. (казахская) | Любовь к Родине сильнее смерти. |
3 группа.
На чужбине ещё больше родину ценят. (афганская) | В своём доме и стены помогают. |
В своём доме и углы помогают. (украинская) | На чужбине и калач не в радость, а на Родине и чёрный хлеб в сладость. |
Человек без Родины, как соловей без сада. (таджикская) | На чужбину попав, поймёшь, как дорога Родина. |
Сухая корка дома лучше жареного мяса за границей. (английская) | Человек без Родины – соловей без песни. |
- Нередко в пословицах можно встретить сравнение Отчизны с матерью как с тем, кого человек любит с самого детства, с тем, чего не может быть два. Предлагаю познакомиться с самыми распространенными и известными пословицами, в которых используется данное сравнение.
Задание 7.
Соберите части пословиц. Соедините начало пословицы с её окончанием.
1 группа.
Одна у человека родная мать, | не страшно умирать. |
За Родину-мать | мать родимая. |
Родина любимая – | одна у него и Родина. |
2 группа.
Родина – мать, | хлеба не даст. |
Береги землю родимую, | умей за неё постоять. |
Чужбина – не родная мать, | как мать любимую. |
3 группа.
Родная сторона – мать, | не страшно умирать. |
За Родину-мать | учись защищать. |
Родину-мать | чужая – мачеха. |
- А сейчас предлагаю вам проявить свое творчество, выдумку и фантазию.
Задание 8.
Придумайте свою историю к данной пословице. Составьте мини-рассказ.
1 группа.
На чужбине и собака тоскует.
2 группа.
Человек без Родины, что соловей без песни.
3 группа.
Из родных мест и ворона приятна.
- Подведение итогов. Рефлексия.
- В заключении нашего занятия предлагаю поиграть в игру «Что отдашь Земле родной?» Перед вами на парте лепестки ромашки и желтая сердцевина. Из этих деталей нужно собрать цветок. Но сначала на его лепестках прошу написать ответ на вопрос «Когда вырастешь большой, что отдашь Земле родной?» Напишите, что вы сделаете для Родины, когда вырастете. Например, посажу много деревьев, буду строить красивые дома и т.д.
- Я надеюсь, что ваша речь сегодня приобрела ту народную мудрость, которая заложена в пословицах и поговорках, стала богаче и выразительнее. Какие же народные изречения вы запомнили? (Дети называют пословицы и поговорки, с которыми они работали, и которые остались в их памяти.)
- Мы всегда должны держаться вместе, помогать друг другу, жить в мире и согласии и тогда наша Родина будет славиться и процветать!
Использованные источники:
- Ушакова О.Д. Пословицы, поговорки и крылатые выражения: Словарик школьника – СПб.: Издательский дом «Литера», 2005. – 96 с.
- Ласковое слово, что солнышко в ненастье: Народное образное слово / Сост. Г. Науменко; Рис. Г. Епишина. – М.: Дет. лит., 1979. 32 с.
- http://ped-kopilka.ru/poslovicy-i-pogovorki/poslovicy-i-pogovorki-o-rodine.html
- http://www.idealdomik.ru/yenciklopedija-poleznyh-sovetov/deti-i- roditeli/poslovicy-i-pogovorki-o-rodine.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие "Интеллектуальные игры".
Игра развивает у учащихся логическое мышление....
Внеклассное мероприятие - интеллектуальная игра "ЧТО? ГДЕ? КОГДА?" по птицам для учащихся 3 класса коррекционной школы VIII вида с презентацией
Внеклассное мероприятие по развитию речи на основе изучения окружающего мира "ЧТО? ГДЕ? КОГДА?" , проведенное в рамках Декады начальных классов, построено в форме интеллектуальной игры для учащихся 3 ...
Внеклассное мероприятие интеллектуальная игра "Знатоки космоса"
Внеклассное мероприятие ( в виде игры - викторины) для учащихся 3 классов....
Презентация к внеклассному мероприятию -интеллектуальной игре "Цветик -семицветик".
Презентация к интеллектульной игре "Цветик-семицветик"....
Конспект внеклассного мероприятия "Интеллектуальная игра Умники"
В данном мероприятии хорошо прослеживается контрольно-оценочная деятельность детей. Также на каждом этапе занятия развиваются определенные виды УУД. Это внеклассное мероприятие можно использовать учит...
Сценарий внеклассного мероприятия Интеллектуальная игра «Брейн – ринг» для учащихся 4 класса начальной школы
Содействовать расширению кругозора детей, закреплению знаний, полученных на уроках.Способствовать активизации познавательной деятельности учащихся. Создать условия для пробуждения интереса младши...
Открытое внеклассное мероприятие. Интеллектуальная игра для 3 - 4 классов "Олимпийские игры"
Открытое внеклассное мероприятие. Интеллектуальная игра для 3 - 4 классов "Олимпийские игры"...