Педагогический потенциал игры в экологическом воспитании младших школьников
статья

Григорьева Светлана Николаевна

     Экологическое воспитание – педагогически управляемая составляющая процесса становления экологической культуры личности. В этой статьях раскрываются педагогические потенциалы игры в экологическом воспитании младших школьников и роль семьи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Григорьева С.Н., учитель ГБОУ Школы №1239

Педагогический потенциал игры в экологическом воспитании младших школьников

     Игра многоликое и многоплановое явление, которое с разных позиций исследуется философии, культурологами, искусствоведами, педагогами, психологами.

     Потенциалы игры в социализации и воспитании личности исследовали многие отечественные педагоги: Н.П.Аникеева, В.П.Бендерханова, О.С.Газман, Т.С.Иванова, Б.В.Куприянов, З.И.Лаврентьева, А.С.Макаренко, С.Д.Неверкович, Э.В.Паничева, Н.Е.Щуркова, И.И.Фришман, М.Г.Яновская, А.П.Усова, А.И. Ткаченко и мн.др.

     Экологическое воспитание – педагогически управляемая составляющая процесса становления экологической культуры личности. Последняя, представляет собой индивидуальный вариант функционирующий в обществе экокультурной системы, обусловленный образом жизни и мышления индивида. В современной ситуации поиска путей преодоления кризиса в отношениях между природой и обществом определяющими чертами экологической культуры личности являются творческое отношение к экологическим проблемам, стремление к поиску нетривиальных решений, способность к самостоятельному прогнозированию последствий и опережающей коррекции программ экологической деятельности.

     Игра как вид деятельности в условных ситуациях, направленный на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закреплённых способах осуществления предметных действий, обладает комплексом педагогических потенциалов. Это те результаты педагогической деятельности, которые могут быть достигнуты при целенаправленной организации её в ходе образовательного процесса. Основные потенциалы игры, проявляются в развитии качеств и сфер личности играющего, и дополнительные – в обеспечении мотивации участия ребёнка в совместной деятельности.

     В игровых ситуациях ребёнок приобретает опыт регулирования взаимодействия с природой на основе экологических норм и знаний. Это является предпосылкой формирования у него способности к самостоятельной ценностной ориентации в реальных экологических ситуациях, самоопределения относительно различных экокультурных ценностей.

     Игра как инструмент педагогического воздействия обеспечивает одновременно мотивацию включения школьника в непосредственное взаимодействие с природой за счёт ряда внутренних побудителей активности, достижение устойчивого личностного состояния включенности в различные виды экологической деятельности, развитие у детей способностей к анализу экологических ситуаций, организации собственной экологической деятельности и деятельности группы, рефлексии взаимодействия с социально-природным окружением.

     Комплексность названных воздействий стимулирует преобразование экологических норм и программ деятельности из внешнего требования в освоенные личностью способы самопроявления и саморазвития.

     Феномен игры несёт в себе наделение предметов и явлений окружающего мира иными значениями. Д.Б. Эльконин пишет, что предметы, вовлекаемые ребёнком в игру, как бы теряют своё обычное значение и приобретают новое игровое, в соответствии с которыми, ребёнок начинает их называть и производить с ними действия. Есть все основания предполагать, что связи действий с предметом и словом, его обозначающим, составляют единую динамическую структуру. Символизация в игре происходит дважды: при переносе действий с одного предмета на другой, при переименовании предмета и при взятии ребёнком на себя роли взрослого человека. Символизация выступает как условие моделирования общего значения данного действия, обобщённость и сокращённость действий выступает как условие моделирования социальных отношений между людьми в ходе их деятельности и тем самым прояснение её человеческого смысла.

     Б.Д.Эльконин так определяет содержание ролевой игры: «это общественные и межличностные отношения, которые имитируются в игре, мотивационно-смысловая ориентация в которых, и составляет целевую направленность игры как метода воспитания. При проектировании игры как метода воспитания педагог осуществляет совмещение содержания воспитания и содержания игры, добиваясь их соответствия друг другу и воспитательной задаче, решению которой подчинена игра. В игре выступающей методом экологического воспитания, содержание составляют отношения между человеком и природой, а также между людьми в ходе экологической деятельности или общения с природой». [5]

     Игровой контекст взаимодействия наиболее специфическая характеристика игры как метода. Он возникает за счёт придания предметам, знакам и действиям отличного от реального смысла. Игровой контекст внутренне логичен, а его отличия от реального контекста взаимодействия подчинены решению воспитательных задач. Контекст вбирает в себя ценности, идеалы и смыслы, на основе которых, по мнению воспитателя, должна происходить мотивационно-смысловая ориентация в имитируемых отношениях.

     Вступая в игру, ребёнок добровольно принимает предложенный педагогом контекст взаимодействия с природой, накапливает в ходе игры опыт регуляции деятельности и общения в рамках задаваемых им ограничений.

     Важно отметить, что преимущества игрового обучения, по сравнению с традиционным просмотром слайдов и рассматриванием картин, очевидны.  Младшие школьники практически овладевают игровым действием, активно участвуют в создании воображаемой ситуации. Игровые обучающие ситуации помогают детям получить новые знания о природе, дают им практическую модель правильного поведения, что имеет большое значение для экологического воспитания младших школьников.

     Все виды игр интенсивно развивают у детей мышление, умение привлекать и использовать имеющиеся экологические знания и достаточно широкий круг представлений о природе.  Игра  как средство экологического воспитания – это игра, специально организованная педагогом и включённая в процесс познания природы и взаимодействия с ней.

     Таким образом, педагогические потенциалы игры в экологическом воспитании младших школьников проявляются в том, что она создаёт условия для разворачивания коммуникативной и общественно полезной деятельности, овладение знаниями, навыками и умениями, необходимыми для её успешного осуществления, обеспечивает накопление ими опыта их применения. Эмоциональная напряжённость, занимательность, условность происходящего в игре повышают включённость школьника в педагогически организованную деятельность, что влечёт за собой интериоризацию целей совместной деятельности, осознание значимости её результатов и межличностных отношений, возникших в ней. Интенсивное общение, включённость в решение интеллектуальных и коммуникативных задач, необходимость согласования своих действий с правилами игры и действиями товарищей, стимулируют развитие аналитических, коммуникативных, организаторских, рефлексивных способностей.

Литература

  1. Зверева А.Т. Экологические игры. М., 2001.
  2. Кашлев С.С. Интерактивные методы эколого-педагогической деятельности. М., 2004.
  3. Молодова Л.П. Методика работы с детьми по экологическому воспитанию. Минск, 2004.
  4. Николаева С.Н. Как приобщить ребенка к природе. М., 1993.
  5. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Владос, 1999.



Предварительный просмотр:

Григорьева С.Н.,

учитель ГБОУ Школа №1239

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СЕМЬИ

В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

     Семья является составной частью общества, играющей исключительную роль в воспроизводстве населения, воспитании подрастающих поколений, передаче им социального опыта, накопленного предшественниками.

     На протяжении тысячелетий семья была основной формой социализации.

     За всю историю своего развития человечество не смогло создать такого общественного института, который заменил бы семью, взял бы на себя всю сложность и всё многообразие выполняемых ею функций. В семье, в неповторимом мире человеческих индивидуальностей закладываются основы трудовых навыков человека, нравственных принципов, норм поведения.

     Семья, по признанию учёных, - одна из величайших ценностей, созданных человеком за всю историю своего существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи. В её позитивном развитии, сохранении, упрочнении заинтересованно общество, государство, в прочной, надёжной семье нуждается каждый человек независимо от возраста.

     Исключительная роль семьи в воспитании заключается в том, что здесь происходит формирование человека именно в том возрасте, когда у него закладываются самые глубокие основы его интеллекта и физического развития. Именно в семье будущие граждане получают первые уроки жизни, приобретают навыки общественного поведения и элементы мировоззрения. Становление характера, воли, эмоций происходит в основном в детские и юношеские годы. Семья может заложить здоровые ростки в душе ребёнка, из которых в будущем вырастет, созреет хорошая человеческая личность, но может и испортить почву для намеченных воспитательных усилий общества по формированию нового человека.

     В своё время Иоганн Генрих Песталоцци отметил, что семья учит жизни при помощи живого, жизненно нужного, а не придуманного, суррогативного дела, учит делом, а не словом. А слово в семейном воспитании, по мнению великого педагога, только дополнение, и, падая на распаханную жизнью почву, оно производит совершенно иное впечатление, чем когда звучит из уст учителя.

     С развитием общества, накоплением научных знаний, социального опята, который нужно передавать подрастающим поколениям, процесс воспитания детей всё более усложняется, ответственность за него возрастает.

     По мнению современного исследователя семьи В.Г.Закировой, «Семья – своеобразный микромир, отражающий практически всю совокупность общественных отношений к своей работе, событиям в обществе, культуре, окружающим людям, природе и животным, книге и т.д. Все эти взаимосвязанные отношения составляют воспитательную среду в семье».

     Каждая семья строго индивидуальна, в ней присутствуют черты, делающие её неповторимой.

     Надо помнить, что родитель – это учитель. Дети не растут сами по себе. На формирование личности ребёнка большое влияние оказывают семья, семейные традиции, взаимоотношения членов семьи, так как большую часть времени дети проводят в семье.

     Многие родители завидуют тем, у кого с детьми всё в порядке. А ведь это результат большой и кропотливой работы. Как правило, такие родители знают, чем занят их ребёнок каждый день, интересуются его увлечениями и знакомы с его товарищами. Они рады приходу друзей, довольны, если они что-то мастерят, готовы прийти им на помощь. Как правило, дети советуются с такими родителями, просят у них помощи. Ребятишки тянутся к таким людям. Родители интересуются их жизнью, приучают детей к труду, режиму. Тогда у детей времени на всё хватает, и они развиваются всесторонне: и физически, и умственно, и нравственно.

     Каждая семья хочет видеть в своём ребёнке комплекс социально-этических качеств. Не зря в основе народной педагогики лежит триада «ум-доброта – трудолюбие». Поэтому среди условий и факторов развития и воспитания ребёнка ведущим по праву считается семья. Именно здесь он получает не только зачатки физического и духовного развития, но и первые знания об окружающем мире, здесь формирует первые элементарные навыки и умения во всех видах деятельности, изначальные критерии оценки – добра, истины, красоты. Здесь закладываются основы его отношений с миром, с природой, иначе говоря, на этом воспитательном пространстве семьи начинается процесс воспитания, в котором не последнее место занимает формирование экологической личности ребёнка.

     Когда мы говорим о возможности семьи в формировании у детей экологических представлений, то здесь (в случае с младшими школьниками) наиболее важное значение имеют отношенческие тенденции в экологическом воспитании, которые связаны по своему определению, в первую очередь, с отношением к природе. И в этом случае родители могут подобрать такую экологическую информацию, включить своего ребёнка в такие виды деятельности, создать в меру своих возможностей такие педагогические ситуации, которые окажут наибольшее, благотворное влияние на субъективное отношение подрастающего человека к природе.

     Семья располагает благоприятными условиями для экологического воспитания детей. Чувство прекрасного зарождается у ребёнка  со знакомства с окружающей природой, с растительным и животным миром. Поэтому хорошим средством экологического воспитания является природа с её красивыми и неповторимыми красками и пейзажами.

     Очень важно, чтобы младший школьник воспринимал природу как нечто прекрасное и хрупкое, которое всегда нуждается в защите. Родители должны довести до сознания своих маленьких школьников, что ответственность – это всегда соотношение между свободой и необходимостью.

     У родителей всегда больше возможностей приобщить детей к экологической культуре, ибо они в любое время, самыми доступными словами могут раскрыть перед ребёнком всю красоту природы, будь то небо со его созвездиями; будь то радуга, появившаяся после дождя; да и сам дождь с его целительной и так необходимой для всех живых существ влагой; будь то температурные явления, как в атмосфере, так и в воде, на почве; будь то берег реки; будь то борьба деревьев в лесу за свет и за почву и т.д. иначе говоря, родители всегда могут организовать в любой форме деятельность своих детей при воспитании их экологического взгляда на мир природы.

     Тяга к прекрасному проявляется уже в детстве. Малыш увидел ромашку и тянется к ней, а мама спешит сорвать цветок и вложить в руки ребёнка. Не надо этого делать. Полюбуйтесь вместе со своим ребёнком красотой цветка и  дайте возможность полюбоваться другим. Попробуйте терпеливо, ласково и спокойно дать понять ребёнку, что рвать цветы нельзя, что не всякое его желание может быть выполнено. Разумеется, он ещё не осмыслит причину запрета, будет протестовать, капризничать, требовать. Здесь-то и надо проявить настойчивость. Сделайте наоборот, и у ребёнка будет расти потребительское отношение к миру: всё мне, всё для меня.

      Родители могут привлекать детей к работе в саду, огороде. Дать детям кусочек земли, разрешить самим всё делать, тем самым зажечь в их душе огонёк познания, трудолюбия.

     Воспитательный потенциал семьи в экологическом воспитании заключается ещё и в том, что родители могут найти время для своего ребёнка, а наблюдения показывают, что для младших школьников они его находят: и посетить с ним парк, ботанический сад, сходить с классом на экскурсию, в поход с семьёй. У родителей больше возможностей объяснить своему ребёнку или детям, что можно делать в лесу, на озере, на приусадебном участке, а чего нельзя, и конечно больше возможностей, чем у учителя во время экскурсии с детьми, объяснить почему.

     Особое действие оказывают экскурсии, походы всей семьёй в лес, на речку, за грибами и ягодами, на рыбалку, они оставляют в душе и памяти ребёнка неповторимый след, который он пронесёт через всю жизнь. При общении с природой ребёнок удивляется, радуется, гордится тем, что он видел, слышал пение птиц, в это время и происходит воспитание чувств. Чувство прекрасного, интерес к красоте окружающей природы способствуют воспитанию у детей потребности беречь прекрасное и создавать её.

     Для того, чтобы ребёнок не мог в дальнейшем совершать отрицательные поступки по отношению к живой природе родители постоянно должны помогать ребёнку. Пришли в лес. Ребёнок хочет нарвать ветки. Родитель может объяснить, как это делается, какие ветки можно обрезать, чтобы это не принесло вреда дереву. Мамы и папы могут научить, общаясь со своими детьми во время отдыха на природе пользоваться и другими дарами природы. Пришли за орехами – родители объяснят своему малышу, что нельзя ломать веток, иначе в следующем году они не полакомятся орехами. Родители научат ребёнка не рвать грибы, а срезать; покажут съедобные, научат отличать их от ложных грибов. Любящие родители терпеливо рассмотрят грибы их корзинки малыша, ещё раз покажут ядовитые грибы и повторят название съедобных грибов. При встрече в лесу со зверями и птицами они могут рассказать о них и объяснить, почему нельзя брать их из лесу, а также о том, что ни один человек не имеет права допускать разорения гнёзд, ловлю детёнышей животных.

     Прогулки и походы на прогулку – это долгожданные минуты общения для ребёнка со своими родителями. Общение на природе отличается особой внимательностью друг к другу, у родителей меньше раздражительности, которая свойственна для городской среды. Мамы и папы очень часто чувствуют на природе себя детьми, вспоминают своё детство. На таких прогулках они могут беседовать с детьми о природе, рассказывать им истории из жизни животных и растений, случаи из своего детства.

     Не менее слабым воспитательным потенциалом семьи в экологическом воспитании является чтение книг природоведческого содержания и специальный просмотр телепередач.

     Целенаправленная воспитательная деятельность родителей и всех взрослых членов семьи, определяется тем, что они помогают своим детям понять, что и как происходит в мире природы и между человеком и природой, и как следует поступать с точки зрения экологической целесообразности. В каждой семье главным ориентиром экологического воспитания является формирование у ребёнка понимания единства человека и природы.

     Каждому родителю следует знать, что экологически воспитывать ребёнка – это не просто призывать и увещевать его словами «не рвать, нельзя мусорить, нельзя губить», а надо терпеливо, кропотливо объяснить ему, почему нельзя всего этого делать.

     

     Литература:

  1. Герасимова И.А. Структура семьи. М.: Статистика, 1976.
  2. Егоренков Л.И. Основы начального экологического воспитания: Учебное пособие. М.: Прометей, 1996.
  3. Зверева О.Л., Ганичева А.Н.  Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебное пособие для студ. пед. учеб. заведений. 2 –е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 2000.
  4. Иванова Т.С. Экологическое образование и воспитание в начальной школе: Учебно-методическое пособие М.: ЦГЛ, 2003.
  5. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студентов средних педагогических учебных заведений. М.,2000.
  6. Макаренко А.С. О воспитании / Сост. и авт. вступит. статьи В.С.Хелемендик 2-е изд., перераб. и доп. М.: Политиздат, 1990.
  7. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения. М., 1981. Т.1 С.334. Т.2. С.416.
  8. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов педагогических вузов: В 2 кн. М., 1999.
  9. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. / Р76 Гл.ред. В.В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как метод экологического воспитания младших школьников воспитания младших школьников

Младший школьный возраст - это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающей среде, мире, в котором мы живём, формирование многогранных отношений к природе и людям. Осо...

Педагогический проект "Экологическое воспитание младших школьников"

Педпроект по теме "Экологическое воспитание младших школьников"...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Экологическое воспитание младших школьников в урочной и внеурочной деятельности»

1. Актуальность темы2. Проблема3. Цель и задачи4. Стратегия, методы и механизмы реализации проекта- Изучение положительного опыта;- материалы ФГОС-2, - принципы экологической работы в уроч...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Экологическое воспитание младших школьников в урочной и внеурочной деятельности»

1. Актуальность темы2. Проблема3. Цель и задачи4. Стратегия, методы и механизмы реализации проекта- Изучение положительного опыта;- материалы ФГОС-2, - принципы экологической работы в уроч...

«Роль игры в экологическом воспитании младших школьников»

Использование игры как формы организации обучения и воспитания....

Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня.

Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дняЭкологическое воспитание младших школьниковв группе продлённого дня....