Кружок " Территория здоровья"
материал (3 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое учреждение дополнительного образования
«Информационно-методический центр» Кочковского района
Новосибирской области
Рассмотрено и одобрено УТВЕРЖДАЮ
на заседании педсовета Директор МКУ ДО «ИМЦ»
Протокол №______ от ____________________В.Ф. Шашкова
«_____»______________2019г. «_____»____________________2019г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Территория здоровья»
(разработана для детей 9 – 10 лет, уч-ся 3 класса
предусматривает (годичный) курс обучения)
Автор:
Абрамова Инна Леонидовна , учитель начальных классов
Новосибирская область
Кочковский район
с.Кочки 2019 г.
Директор МКУ
«Информационно – методический центр»
Кочковского района
Новосибирской области
___________________________/В.Ф.Шашкова/
Список
Спортивно оздоровительный кружок « Территория здоровья»
Год обучения 2019- 2020
Нагрузка 1 час
№ | Ф.И. обучающегося | Год рождения | Класс | Образовательное учреждение | Дата зачисления в объединение ДО |
1 | Белов Кирилл | 02.05.2010 | 3 | МКОУ «Красносибирская сш» | 2.09.2019 |
2 | Буколов Евгений | 23.08.2010 | 3 | МКОУ «Красносибирская сш» | 2.09.2019 |
3 | Болотова Жанна | 18.07.2010 | 3 | МКОУ «Красносибирская сш» | 2.09.2019 |
4 | Глупак Анна | 21.03.2011 | 3 | МКОУ «Красносибирская сш» | 2.09.2019 |
5 | Гасымова Жанна | 02.06.2010 | 3 | МКОУ «Красносибирская сш» | 2.09.2019 |
6 | Емельянов Артур | 05.05.2010 | 3 | МКОУ «Красносибирская сш» | 2.09.2019 |
7 | Коняев Дима | 01.10.2010 | 3 | МКОУ «Красносибирская сш» | 2.09.2019 |
8 | Могилина София | 19.04.2010 | 3 | МКОУ «Красносибирская сш» | 2.09.2019 |
9 | Останков Павел | 24.08.2010 | 3 | МКОУ «Красносибирская сш» | 2.09.2019 |
10 | Попов Максим | 22.10.2010 | 3 | МКОУ «Красносибирская сш» | 2.09.2019 |
Педагог дополнительного образования
_________________/Абрамова И.Л./
“Единственная красота, которую я знаю, - это здоровье”
. Гейне
Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности «Территория здоровья» (далее – Программа) направлена на комплексное и последовательное развитие у обучающихся начальных классов умений и навыков здорового образа жизни.
В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна и в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть, предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки. Весьма существенным фактором “школьного нездоровья” является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранения здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курени я, алкоголизма и наркомании. Важно, чтобы профилактика асоциальных явлений взяла свое начало в начальных классах.
Необходимо обратить особое внимание на воспитание полезных привычек как альтернативы привычкам вредным и формирование установок на ведение здорового образа жизни, при этом, не делая акцента на сами вредные привычки. Главное – приобщить детей к здоровому образу жизни.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Территория здоровья» включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Данная программа является комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования школы.
Нормативно-правовой и документальной базой программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья обучающихся на ступени начального общего образования являются:
- Закон РФ “Об образовании”;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПин 2.4.2.2821 – 10;
- О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ №220/11 – 13 от 20.02.1999);
- Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.).
Цель курса внеурочной деятельности:
- укрепление психического и физического здоровья детей в процессе формирования личности, способной реализовать себя максимально эффективно в современном мире, творчески относящейся к возникающим проблемам, владеющей навыками саморегуляции и безопасного поведения, любящей свою Родину.
Задачи:
- сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
- формировать у детей мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;
- обеспечить физическое и психическое саморазвитие;
- научить использовать полученные знания в повседневной жизни;
- добиться потребности выполнения элементарных правил здоровьесбережения.
Отличительные особенности программы, система контролирующих материалов для оценки планируемых результатов освоения программы.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному «Территория здоровья», предполагает обучение на двух основных уровнях: 1 – информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни; 2 - поведенческий, позволяющий закрепить социально-одобряемые модели поведения.
Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу “портфолио”.
Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, КВНы, ролевые игры, школьные праздники.
Критерии оценки знаний, умений и навыков
Низкий уровень: удовлетворительное владение теоретической информацией по темам курса, умение пользоваться литературой при подготовке сообщений, участие в организации выставок, элементарные представления об исследовательской деятельности, пассивное участие в семинарах.
Средний уровень: достаточно хорошее владение теоретической информацией по курсу, умение систематизировать и подбирать необходимую литературу, проводить исследования и опросы, иметь представление о учебно-исследовательской деятельности, участие в конкурсах, выставках, организации и проведение мероприятий.
Высокий уровень: свободное владение теоретической информацией по курсу, умение анализировать литературные источники и данные исследований и опросов, выявлять причины, подбирать методы исследования, проводить учебно-исследовательскую деятельность, активно принимать участие в мероприятиях, применять полученную информацию на практике.
Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый ребенок будет значимым участником деятельности.
Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа
Программа предназначена для обучающихся 1-4 классов. Занятия проводятся на добровольных началах с учетом склонностей ребят, их возможностей и интересов. Оптимальная численность группы 12-15 человек.
Оборудование, кадровое и методическое обеспечение программы, режим занятий
Для осуществления образовательного процесса по Программе «Территория здоровья» необходимы следующие принадлежности:
- спортивный инвентарь;
- компьютер, принтер, сканер, мультимедиапроектор;
- набор ЭОР по тематике курса.
Принадлежность к внеурочной деятельности определяет режим проведения, а именно все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПин, то есть 20-35 минут. Курс рассчитан на 33 часа (1 класс), 34 часа (2-4 классы).
Занятия проводятся в учебном кабинете, закрепленном за классом. Курс может вести как классный руководитель, так и любой другой учитель начальных классов.
Здоровьесберегающая организация образовательного процесса предполагает использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям младшего школьника.
Прогнозируемый результат
Здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий свое место и предназначение в жизни выпускник начальной школы.
Личностными результатами программы является формирование следующих умений
- Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке другие участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД)
Регулятивные УУД
- Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий на занятии.
- Учить высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
- Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всех учащихся.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных и схематических рисунков).
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания из различных источников, ориентированные на линии развития средствами предмета.
Коммуникативные УУД
- Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности
- осознание обучающимися необходимости заботы о своем здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятии;
- социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всех его проявлениях.
Содержание программы
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Территория здоровья» разбита на семь разделов:
- “Наша школа”: личная гигиена, значение утренней гимнастики для организма;
- “Здоровое питание”: основы правильного питания, гигиенические навыки культуры поведения во время приема пищи, кулинарные традиции современности и прошлого;
- “Бережём здоровье”: влияние окружающей среды на здоровье человека, чередование труда и отдыха, профилактика нарушений зрения и опорно-двигательного аппарата;
- “Я в школе и дома”: социально-одобряемые нормы и правила поведения обучающихся в образовательном учреждении, гигиена одежды, правила хорошего тона;
- “Чтоб забыть про докторов”: закаливание организма;
- “Я и мое ближайшее окружение”: развитие познавательных процессов, значимые взрослые, вредные привычки, настроение в школе и дома;
- “Вы порадуйтесь за нас – перешли в другой мы класс”: первая доврачебная помощь в летний период, опасности летнего периода, подведение итогов работы за год.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
3 класс
№ п/п | Наименование разделов и занятий | Всего, час | теория | практика | Формы контроля |
I | Введение. “Наша школа” | 4 | 1 | 3 |
|
1.1 | “Здоровый образ жизни – что это?” | 1 |
| 1 |
|
1.2 | Принцесса Личная Гигиена. | 1 |
| 1 |
|
1.3 | В гостях у Мойдодыра. | 1 | 1 |
|
|
1.4 | “На острове здоровья” | 1 |
| 1 | Игра |
II | Здоровое питание | 5 | 2 | 4 |
|
2.1 | Игра “Барышни и кулинары” Этикет. Культура питания. | 1 |
| 1 |
|
2.2 | Зависимость физического и психического здоровья человека от правильного питания. | 1 |
| 1 |
|
2.3 | Вредные микробы. | 1 | 1 |
|
|
2.4 | Что такое здоровая пища и как ее приготовить? | 1 | 1 |
|
|
2.5 | Копилка витаминов. Здоровое питание | 1 |
| 1 | |
III | Бережём здоровье | 7 | 3 | 4 |
|
3.1 | Здоровье и труд человека | 1 | 1 |
|
|
3.2 | Чудесный труд головного мозга | 1 | 1 |
|
|
3.3 | День здоровья | 1 |
| 1 |
|
3.4 | Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья | 1 |
| 1 |
|
3.5 | Беседа “Как сохранить и укрепить свое здоровье” | 1 | 1 |
|
|
3.6 | Экскурсия “Природа – источник здоровья” | 1 |
| 1 |
|
3.7 | “Мое здоровье в моих руках” | 1 |
| 1 | Викторина |
IV | Я в школе и дома | 6 | 2 | 4 |
|
4.1 | Мой внешний вид – залог здоровья” | 1 | 1 |
|
|
4.2 | “Как аукнется, так и откликнется” - беседа | 1 | 1 |
|
|
4.3 | Инсценировка “Мои привычки – капризные сестрички” | 1 |
| 1 |
|
4.4 | “Зрение – окно в мир, бесценный дар” | 1 |
| 1 |
|
4.5 | Гигиена правильной осанки .Сколиоз. Как его предотвратить? | 1 |
| 1 |
|
4.6 | “Здоровьеспасатели, вперед” | 1 |
| 1 | Викторина |
V | Чтоб забыть про докторов | 4 | 1 | 3 |
|
5.1 | Ответственное поведение. Правила пребывания в незнакомых местах. | 1 | 1 |
|
|
5.2 | Движение – это жизнь | 1 |
| 1 |
|
5.3 | День здоровья | 1 |
| 1 |
|
5.4 | “Разговор о правильном питании. Вкусные и полезные вкусности” | 1 |
| 1 | Фестиваль полезных домашних заготовок |
VI | Я и мое ближайшее окружение. | 4 | 2 | 2 |
|
6.1 | Мир увлечений школьника | 1 | 1 |
|
|
6.2 | “И снова о вредных привычках…” Профилактическая беседа. | 1 | 1 |
|
|
6.3 | Добро лучше, чем зло, зависть, жадность. Инсценировка. А. С. Пушкин “Сказка о рыбаке и рыбке” | 1 |
| 1 |
|
6.4 | Интересное в мире здоровья | 1 |
| 1 | Научно-практическая конференция |
VII | “Вы порадуйтесь за нас – перешли в другой мы класс” | 4 | 1 | 3 |
|
7.1 | Безопасность при любой погоде | 1 | 1 |
|
|
7.2 | Секреты лесной аптеки | 1 |
| 1 |
|
7.3 | “Не зная броду, не суйся в воду” - игра | 1 |
| 1 |
|
7.4 | Чему мы научились за год | 1 |
| 1 | Диагностика |
| ВСЕГО | 34 | 12 | 22 |
|
Литература, используемая педагогом для организации образовательного процесса
- Климова И.И. Мастерская учителя: уроки здоровья. Конспекты уроков для 1 класса. Учебно-методическое пособие, - М.: УЦ “Перспектива”, 2009
- Езушина Е.В. “Азбука правильного питания. 1-2 классы: конспекты занятий, дидактические игры, викторины, сказки, исторические справки” - Волгоград: “Учитель”, 2008
- Суслов В.Н. Этикет. Учусь правилам поведения. 1-4 классы. Тесты,практические задания: учебно-методическое пособие. – Ростов-на –Дону: “Легион”, 2010
- Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы (1-4 класс)”- М.: “Вако”, 2008
- Ковалько В.И. “Школа Физкультминуток (1-4 класс): практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников” - Москва.:, 2007
- Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы / Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2007 г., - 167 с. (Педагогика. Психология. Управление.)
Литература, рекомендуемая для детей и родителей
- Большая энциклопедия для дошкольника. – М.: “ОЛМА-ПРЕСС”, 2000
- Что такое. Кто такой: в 3 томах - М.: “Педагогика-Пресс”, 1999
- Дитрих А.К., Юрмин Г.А., Кошурникова Р.В. Почемучка. Детское справочное бюро. М.: “Педагогика-Пресс”, 1993
- Как живёт человек. Серия “Твоя первая энциклопедия” - М.: “Ниола-Пресс”, 1998
- Познай себя. Серия “Твоя первая энциклопедия” - М.: “Ниола-Пресс”, 1998
- Большая книга правил для воспитанных детей
- Ротенберг Р. Расти здоровым: детская энциклопедия здоровья-М.: “Физкультура и спорт”, 1992
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектный замысел команды ОУ по созданию «Школа- территория здоровья»
Проект команды ОУ по созданию "Школа-территория здоровья" предназначен для учащихся с 1-11 классы.Данный ресурс может быть полезен учителям и родителям учащихся школы.Целью проекта является разработка...
Акция "Летний лагерь - территория здоровья"
В данной работе представлены некоторые моменты работы в летнем оздоровительном лагере "Радуга" при нашей школе. Лагерь традиционно проводится каждое лето и пользуется большим спросом у ребят. Они с уд...
"Школа - территория здоровья"
Выступление по обмену опытом...
Проект "Территория здоровья"
Проект-презентация. Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе....
Программа здоровьесбережения школьников 1-4 классов "Территория здоровья"
Программа поможет создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникативной компетенции школьника, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в ин...
ГРУППА ПРОДЛЁННОГО ДНЯ – «ТЕРРИТОРИЯ ЗДОРОВЬЯ»
Каждый педагог хочет видеть своих воспитанников здоровыми, веселыми и хорошо развитыми физически...
Программа культуры здорового и безопасного образа жизни "Школа №1 - Территория здоровья"
Цель данной программы - создание здоровьесберегающей среды посредством формирования условий, способствующих саморазвитию и самовыражению ребенка, использования интерактивных методов обучения культуре ...