Воспитательная работа в школе
учебно-методический материал
В документах содержатся необходимые для воспитательной работы данные
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_v_seme.docx | 17.54 КБ |
protokol_rod.sobr_.docx | 13.26 КБ |
vospitatelnaya_rabota.docx | 14.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Тактики воспитания в семье
Большинство педагогов сходятся во мнении, что семья оказывает наибольшее влияние на формирование личности ребенка. Именно взаимоотношения с родными и близкими позволяют ребенку осваивать новые образцы поведения и познавать окружающий мир. При этом в процессе воспитания своих детей родители, как правило, используют одну (или сразу несколько) из основных тактик семейного воспитания:
- диктат;
- опека;
- конфронтация;
- мирное сосуществование;
- сотрудничество.
ДИКТАТ
Понятное дело, что большинство родителей не стремятся намеренно стать диктаторами. Обычно такое происходит из-за чрезмерного стремления сделать сына или дочь послушным, ведь именно это, по их мнению, одна из важнейших задач в воспитании. Выдвигая постоянные требования, такие мамы и папы совершенно забывают о проявлении уважения к ребенку, часто допускают грубость, совершенно игнорируют его мнение и интересы. Таким образом, диктаторский подход подавляет у детей стремление к проявлению инициативности и чувство собственного достоинства.
Со временем ребенок, выросший в семье диктаторов, начинает откровенно ненавидеть своих родителей! И в некоторых случаях это проявляется не только во вспышках грубости и бунтарстве, но и в применении физической силы по отношению к родителям и окружающим людям, которые пытаются навязать свое мнение. Педагоги и психологи считают, что авторитарность родителей приемлема, но в определенной мере. И это всегда должно сочетаться с доверием и уважением к ребенку.
ОПЕКА
Несмотря на кажущуюся диаметральную противоположность, воспитательная тактика в виде опеки схожа с диктатом. Просто вместо чрезмерной требовательности, выступает чрезмерная любовь к ребенку и его всесторонняя опека. Все решения принимают родители: как ребенку одеться, с кем гулять, что кушать. В ранние годы, когда у детей появляется своеобразный импульс "Я сам", при чрезмерной опеке со стороны родителей стремление к самоидентификации у ребенка уступает безразличию – "пусть решают мама и папа".
В итоге, дети становятся безвольными и в будущем могут испытывать трудности в решении даже самых простых жизненных вопросов. Ярче всего результат опеки проявляется в подростковом возрасте, когда ребенок хочет быть самостоятельнее и испытывает потребность в самоутверждении, а постоянная родительская забота только мешает ему в этом. И когда он начинает бунтовать, родители расценивают такое поведение как проявление неуважения и неблагодарности. В разумных пределах опека может нести и положительный эффект, но только в том случае, когда она приобретает характер принуждения детей к ответственности и самостоятельности.
КОНФРОНТАЦИЯ
Эта тактика предполагает позицию невмешательства и нагнетания вражды между членами семьи. Родители не особо интересуются жизнью детей, но при каждом случае подмечают их недостатки и допущенные ошибки. При этом чаще всего общение между членами семьи сопровождается раздраженностью, высказыванием взаимных обид и злорадством, относительно неудач других членов семьи. Что самое интересное, выбранную ими тактику конфронтации с собственным ребенком они объясняют очень просто: "Мы стремимся воспитать сильную личность, которая умеет за себя постоять" и "Кто, как не мы, укажет ему на его недостатки и ошибки".
Естественно, такой стиль воспитания обязательно оставит на характере ребенка негативный отпечаток. С возрастом он начнет отплачивать родителям той же монетой, отвечая на холодность и непонимание равнодушием и грубостью. Подобное сосуществование, с точки зрения педагогики, неприемлемо. Родители должны постоянно интересоваться жизнью ребенка и поддерживать его как в начинаниях, так и в сложных жизненных ситуациях.
МИРНОЕ СОСУЩЕСТВОВАНИЕ
Позиция родителей, предпочитающих мирное сосуществование со своим ребенком, сводится к следующему: "Пусть привыкает быть самостоятельным, я в его дела не вмешиваюсь". В такой семье родители работают, дети учатся – все заняты своими делами и не особо интересуются жизнью других членов семьи. Зачастую это обусловлено не столько занятостью родителей, сколько неумением и нежеланием общаться с ребенком. В подобной семье, как правило, вырастает индивидуалист, для которого семья не являются "домашним очагом" и не имеет особой ценности. Не получив родительского тепла, он не сможет делиться им с другими и проявлять заботу о близком человеке.
СОТРУДНИЧЕСТВО
Самым оптимальным вариантом детско-родительских отношений, среди описанных нами тактик семейного воспитания, многие эксперты называют сотрудничество. В этом случае черты индивидуалиста преодолеваются, уступая место чертам коллективиста. Ребенок чувствует себя членом семьи, участвует в ее делах и принятии решений.
Однако родителям нельзя забывать, что поддержка должна исходить не только с их стороны (помощь в учебе, обучение трудовым навыкам, поддержка в затруднительных обстоятельствах), но и со стороны ребенка. Это не значит, что нужно постоянно забивать ему голову взрослыми проблемами. Необходимо просто предоставлять ему возможность принимать самое активное участие в решении какого-либо важного вопроса для семьи (например, выбор места отдыха, выбор мебели, определение места жительства и т.д.).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Если вы уже придерживаетесь (или планируете придерживаться) какой-либо определенной тактики воспитания (возможно даже не упомянутой нами), это не говорит о том, что вы не можете взять что-то полезное от других тактик. Например, от диктата можно взять умение быть авторитетом для ребенка, от опеки – проявление заботы, от конфронтации – умение вовремя указать на ошибки, от сосуществования – развитие самостоятельности, от сотрудничества – поддержка друг друга во всех начинаниях.
Главное, найти гармоничный баланс между самостоятельностью и опекой, авторитарностью и вседозволенностью, требовательностью и взаимоуважением.
Предварительный просмотр:
ПРОТОКОЛ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ
02 сентября 2011 года №1
Председатель ________ Таланова Н.И. (классный руководитель)
Секретарь _______ Горячева Ю.А.
Присутствовали – 4 человека.
Список:
1.Авдюхина С.А.
2.Горячева Ю.А.
3.Заботина Л.М.
4.Судакова Т.И.
ПОВЕСТКА ДНЯ:
1.План работы на 2011 – 2012 учебный год.
2.Выборы родительского актива.
3.О проекте «Птицы нашего края».
Слушали:
По первому вопросу Таланову Н.И., классного руководителя. Таланова Н.И. прочитала план воспительной работы с детьми, план работы с родителями (прилагается к протоколу). Был обсуждён вопрос о помощи в проведении экскурсий.
Выступили:
1.Горячева Ю.А. , которая дала положительную оценку планируемой воспитательной работе и выразила желание помогать в проведении внеклассных мероприятий, в том числе и при проведении экскурсий.
2.Авдюхина С.А., Заботина Л.М. и Судакова Т. И. поддержали выступление Горячевой Ю.А. и также выразили желание в оказании посильной помощи при проведении внеклассных мероприятий.
3. Постановили:
Оказывать помощь в проведении внеклассных мероприятий.
Слушали:
По второму вопросу Таланову Н.И., классного руководителя,
которая предложила оставить актив класса в прежнем составе.
Выступила:
Авдюхина С.А., которая согласилась с предложением учителя, дав удовлетворительную оценку работе прежнего состава.
Горячева Ю.А. – председатель.
Заботина Л.М. и Судакова Т.И. – члены родительского комитета.
Постановили:
Утвердить состав родительского актива.
Слушали:
По третьему вопросу Таланову Н. И. которая рассказала о проекте «Птицы нашего края» для решения следующих целей и задач:
1. Коррекция психического состояния ребёнка, формирование экологических знаний и экологической культуры.
2. Социализация и интеграция в общество.
3.Коррекция общения ребёнка с семьёй путём совместной творческой работы.
4. Воспитание правильного представления об экологической цепочке.
5.Развитие познавательного интереса детей.
6. Формирование исследовательских навыков.
7. Вырабатывание у школьников желания вносить посильный труд в природоохранительную деятельность, своего « я нужен»
8.Активизация мыслительной, двигательной, речевой, художественной и природоохранительной деятельности.
Всю просветительскую работу, которая будет решаться в рабочем порядке, взяла на себя Таланова Н.И.
В оформлении мини – выставки будут участвовать учитель, родители и дети.
Выступили:
Авдюхина С.А., Горячева Ю.А., Заботина Л.М., Судакова Т.И.,
которые выразили желание участвовать в проекте «Птицы нашего края».
Постановили:
Принять участие в проекте «Птицы нашего края».
Председатель ______________________ Таланова Н.И.
Секретарь__________________________ Горячева Ю.А.
Предварительный просмотр:
Воспитательная работа
План – документ, указывающий содержательные компоненты деятельности, определяющие ее порядок, объем, временные границы.
Планирование – конструирование взаимодействия обучающихся и педагогов по решению задач воспитания и реализации цели воспитательной работы в школе и классе.
Виды:
- познавательная (семинар, конференция, лекция)
- общественная ( самоуправление, дискуссия)
- ценностно-ориентированная (тесты, анкеты, акции милосердия)
- спортивно-оздоровительная (кружки, секции, спартакиады)
- художественная (конкурсы, концерты, спектакли)
- свободное общение (викторина, групповые дела, вечера)
- трудовая (дежурство в школе, субботники)
Планированием занимается классный руководитель или учитель начальных классов, выполняющий функции классного руководителя
Формы:
- Перспективное планирование
- Текущее планирование
- Оперативная форма
- Линейно-хронологический план
Оперативная форма планирования – это разновидность перспективного плана, планирование которого осуществляется каждую неделю, для оценивания вводится колонка результатов проведенной работы.
Календарно-тематическое планирование – это учебно-методический документ, составленный на основании рабочей программы дисциплины, рабочего учебного плана и календарного учебного графика. В нем раскрывается последовательность изучения разделов и тем программы, распределение учебного времени по разделам и темам дисциплины.
Этапы:
- Первый этап предполагает подготовку к планированию, заключающуюся в диагностике и анализе исходных показателей развития, воспитанности и обученности учащихся класса.
- На втором этапе выделяются и анализируются воспитательные традиции школы, учитель, классный руководитель определяет концептуальные основы собственной деятельности.
- Третий этап предполагает составление плана воспитательной работы в классе по реализации поставленных целей и задач воспитательной работы в классе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитательная работа в школе
«Отделять учение или науку от воспитания – пагубный предрассудок, в который ныне впадают многие, особенно люди, мечтающие приготовить посредством школы гражданина и совершить это посредством науки. Са...
Анализ воспитательной работы начальной школы
Анализ воспитательной работы школы за 2010-2011 учебный год...
Анализ учебно-воспитательной работы начальной школы
Перед вами анализ работы начальной школы за год....
Применение методов театральной педагогики в учебно-воспитательной работе начальной школы
Метод театральной педагогики таит в себе большие возможности для решения целого ряда задач из разных образовательных направлений, связанных с речевым, социальным, эстетическим, познавательным ра...
Система воспитательной работы в школе
Система воспитательной работы в школе...
Презентация "Воспитательная работа в школе"
Материалы в форме презентации об организации воспитательной работы в МБОУ "Алешковичская СОШ"...
Отчет по воспитательной работе (начальная школа)
Из личного опыта...