Доклад на тему: «Использование активных технологий и социокультурных практик в условиях кадетского класса»
статья
Основной целью воспитания обучающихся кадетского является становление личности кадета, формирование у него нравственных личностных качеств гражданина и патриота своего Отечества, выявление и развитие интеллектуальных, творческих способностей, создание психологически комфортных условий для социализации в обществе, семье.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия
г. Узловая Тульской области
Доклад на тему:
«Использование активных технологий и социокультурных практик в условиях кадетского класса»
(Выступление на РМО)
Подготовила:
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Антонова Елена Ефимовна
Узловая, 2020 г.
С 1 сентября 2017 года на базе МБОУ гимназии был открыт первый в Узловском районе класс с воспитательной программой кадетской направленности. В нём обучаются 11 девочек и 15 мальчиков.
Чем же отличается кадетский класс от другого класса в этой параллели? Учатся они по одинаковым общеобразовательным программам, но у кадетов есть блок дополнительного образования – спортивно-оздоровительного, общекультурного, общеинтеллектуального и патриотического направления.
Распорядок дня в кадетском классе составлен следующим образом: в первой половине дня учебные занятия, а во второй половине – внеурочная деятельность: «Шахматы в школе», «Кадетский час», «Основы строевой подготовки», по пятницам в классе проводятся занятия по этикету, а по вторникам классные часы. Помимо внеурочной деятельности во второй половине дня обучающиеся посещают занятия в музыкальной и художественной школах (на базе гимназии), занятия кружка «Робототехника» и спортивную секцию по баскетболу.
Все обучающиеся кадетского класса являются членами школьного гражданско - патриотического клуба «Славия». В марте 2019 года кадеты вступили в ряды Всероссийского патриотического движения «ЮНАРМИЯ».
Новизна проекта «Кадетский класс» заключается в том, что он позволяет в рамках воспитательного пространства гимназии более широко формировать гражданскую идентичность, трудолюбие, нравственность, уважение к правам и свободам человека, любовь к Родине, семье, окружающей природе. Он рассматривается как одно из приоритетных направлений гуманистической системы воспитания в гимназии. Эти задачи поставлены перед классом с воспитательной программой кадетской направленности.
Кадеты должны гордиться, что родились в великой стране, стремиться сохранять её богатства и красоту, знать её героическое прошлое, любить свой народ. Они должны знать историю своей малой родины, историю своей семьи, почитать и уважать людей, отстоявших свободу Отчизны.
Основной целью воспитания обучающихся кадетского является становление личности кадета, формирование у него нравственных личностных качеств гражданина и патриота своего Отечества, выявление и развитие интеллектуальных, творческих способностей, создание психологически комфортных условий для социализации в обществе, семье.
Воспитанники привыкают к четкой организации своей деятельности, становятся дисциплинированными и организованными, у них формируется и развивается чувство собственного достоинства, чувство ответственности за свои поступки. Формируется уважительное отношение к спорту, здоровому образу жизни.
Для реализации данной цели работа ведется по следующим направлениям патриотического воспитания в условиях кадетского образования:
- Военно-патриотическое.
- Духовно-нравственное.
- Историко-краеведческое.
- Социальное.
- Спортивно-оздоровительное.
Сформирована система мероприятий, направленная на развитие патриотизма через вовлечение кадетов в практическую деятельность, обеспечена координация военно-патриотической деятельности школы с общественными объединениями и государственными организациями в рамках социального партнерства. Кадеты активно принимает участие в городских мероприятиях и конкурсах по военно-патриотической направленности.
Основные мероприятия по патриотическому воспитанию в МБОУ гимназии:
- ежегодный торжественный ритуал «Посвящение в кадеты»;
- традиционная «Вахта Памяти» с 23 января- 23 февраля;
- конкурсы чтецов, рисунков, сочинений, посвященных знаменательным героическим датам России;
- общешкольные акции «Милосердие», «Посылка солдату»;
- ежегодный фестиваль патриотической песни и театральных постановок;
- экскурсии в музеи города и области;
- встречи с участниками боевых действий, ветеранами армии и флота;
- проведение Уроков Мужества;
- тематические утренники, посвященные знаменательным датам;
- поздравление ветеранов и тружеников тыла с 23 февраля и 9 Мая;
- ежегодный «Парад юнармейцев» 9 Мая;
- военно-спортивная игра «Кадетский Зимний ГРОМ»;
- традиционные школьные и городские спортивные соревнования;
- деятельность гражданско- патриотического клуба «Славия»;
Кадеты имеют свои традиции и праздники. Одно из ярких мероприятий- это “Посвящение в кадеты”. Накануне этого знаменательного события кандидаты в кадеты учили присягу, проходили строевую подготовку. Церемония посвящения в кадеты – это красивый, запоминающийся и волнительный ритуал, как для самих кадет, так и для родителей и учителей. 8 сентября 2017 года в торжественной обстановке на Площади Победы у Вечного огня будущие кадеты дали клятву, и всем им было присвоено почетное звание «Кадет».
На занятиях внеурочной деятельности «Основы строевой подготовки» кадеты совершенствуют свою строевую выучку, которая необходима им на всех построениях и передвижениях, при подготовке и проведении строевых смотров, кадетских ритуалов, при исполнении строевых песен и в ходе мероприятий. Кадеты участвуют в ежегодном «Параде юнармейцев» 9 Мая.
На занятиях внеурочной деятельности «Кадетский час» ребята встречаются с тружениками тыла, с воинами-афганцами, участниками военных действий в Чечне и с интересными людьми нашего города. В нашем кадетском классе учится дочь воина-афганца Папонова В.Н. , а сам Вадим Николаевич - почётный гость многих наших мероприятий.
Запомнилась кадетам и встреча с начальником Центра управления подводных сил Северного Флота России Мызниковым И.Р., который рассказал ребятам о службе на подводных лодках в Гаджиево.
Активна позиция ребят их участием в общественных акциях: «Лучшая кормушка для птиц» и «Покормите птиц зимой!» изготовление кормушек для пернатых друзей, акция «Милосердие»- сбор школьных принадлежностей для детей из малообеспеченных семей; «Бессмертный полк»- ребята с гордостью несут портреты своих прадедов, участников Великой Отечественной войны.
Сегодня одной из ключевых технологий, призванных обеспечить достижение новых образовательных результатов, является технология организации проектной деятельности обучающихся. В гимназии существует система работы с обучающимися по созданию и реализации учебных и социально значимых проектов, которые носят самую разнообразную направленность.
А сейчас я хотела бы подробнее рассказать о некоторых крупных проектах, в которых обучающиеся кадетского класса приняли активное участие.
В сентябре 2019 года кадеты участвовали в проекте по благоустройству зоны отдыха Свиридовский пруд (в центре нашего города) в рамках Всероссийского конкурса «Исторические поселения и малые города». Дети проявили фантазию и творчество, рисовали рисунки, в которых они подробно изобразили, то, что они хотели бы видеть на этом месте: танцующие фантаны, лодочную станцию, колесо обозрения, аттракционы и многое другое. Некоторые ребята к своим проектам даже написали стихи. Хочется надеяться, что детские мечты в скором времени воплотятся в жизнь.
Вот уже 2 года кадеты МБОУ гимназии сотрудничают с кадетами МБОУ лицея имени И.И. Федунца. Создано «Содружество младших школьников «КАДЕТ» (Команда Активных Деловых Единомышленников Творцов). В личную книжку кадета записываются наши совместные мероприятия и проекты.
Первым совместным проектом стал проект «Люби и знай свой отчий край», который был разработан для учащихся кадетских классов и посвящён истории Тульского края и города Узловая.
Работа над этим проектом включала в себя несколько этапов:
Начальный этап – подготовительный. Определялась тема проекта, ставилась цель проекта и основные задачи.
Цель проекта:
Воспитание чувства национальной гордости и любви к Родине, создание условий для формирования у ребят уважительного отношения к прошлому и настоящему родного края.
Задачи:
- Воспитание у младших школьников патриотизма и гражданственности, способности к осознанию себя патриотом своей Родины.
- Развитие познавательного интереса к своей малой Родине через игровые задания.
- Повышение интереса обучающихся к исследовательской деятельности;
- Формирование бережного отношения к этнокультурному наследию родного края.
На подготовительном этапе был намечен план работы над проектом, решались организационные вопросы и распределялись обязанности.
Основной этап – поиск и сбор информации. Уже с 1 класса на занятиях внеурочной деятельности «Кадетский час» ребята знакомились с символикой Тульского края и города Узловая, с памятными местами родного города, с народными промыслами, с сувенирами, которыми славится Тульская земля. На уроках окружающего мира ребята изучали животный и растительный мир нашего края, вели беседу о народностях, проживающих на территории Тульской области и о национальных костюмах.
Во втором классе на занятиях внеурочной деятельности «Кадетский час», на классных часах ребята смотрели видеосюжеты, презентации о наших земляках, которые прославили наш родной город Узловая, встречались с интересными людьми города и района. Ребята оформили стенд из фотографий «Это мой любимый город». Вместе с родителями дети изготовили макеты достопримечательностей города Узловая.
Заключительный этап - реализация проекта и подведение итогов.
Формой реализации данного проекта стала квест-игра «Люби и знай свой отчий край», которая проходила 6 февраля 2019 года на базе нашей гимназии в рамках I муниципального педагогического форума «Образовательное пространство Узловского района: новые смыслы в воспитании». Площадка МБОУ гимназии «Активные технологии и социокультурные практики в развитии позиции обучающегося в пространстве российской гражданской идентичности».
Обучающиеся двух кадетских классов перед игрой были разделены на 7 команд по 4 человека в команде от каждого класса. Мы специально сделали смешанный состав команд. Во- первых, у детей разный возраст (1 и 2 классы), и старшие помогали младшим выполнять некоторые задания. Мы наблюдали сотрудничество ребят из разных школ. Во-вторых, шло соревнование между командами, а не между школами. Кадеты совершали путешествие по станциям: «Природа родного края», «Сувениры Тульского края», «Символика нашей малой Родины», «Памятные места родного города», «Думай. Смекай. Отгадывай», «Город добрых соседей». На станциях использовались различные формы заданий: ребята проходили тест на нетбуках об известных людях нашего родного города, находили и раскрашивали символы Тульской области и города Узловая, собирали разрезные картинки с тульскими сувенирами, с последующим рассказом об этом сувенире, разгадывали ребусы о животных и растениях родного края, из палочек составляли слова честь, мир, смелость; рассказывали о народах, проживающих на территории Тульской области. За правильное выполнение задания каждая команда получала фрагмент карты. В конце квест-игры ребята собрали из полученных фрагментов карту нашего города, расположив на ней макеты достопримечательностей нашего родного города Узловая. Кадеты лицея и гимназии обменялись дружескими рукопожатиями, поблагодарив друг друга за совместно проведённую игру.
На мой взгляд, такие проекты способствует формированию основ российской гражданской идентичности на уровне начального общего образования, через систематизацию знаний о своей малой Родине - Тульской области, г. Узловая, налаживанию социокультурных связей между детскими коллективами.
В апреле 2019 года кадеты гимназии были приглашены в МБОУ лицей для участия в спортивной игре «Юные спасатели». Ребята показали свои знания по правилам пожарной безопасности: отвечали на вопросы викторины, спасали зверушек из огня, тушили виртуальный пожар. Участников соревнования подбадривали болельщики. В конце игры состоялось награждение команд грамотами и сладкими призами.
Кадеты гимназии сотрудничают не только с кадетами лицея. Были налажены дружеские отношения и с кадетской группой МДОУ центр развития ребенка детский сад № 21, сейчас это уже первоклассники нашей гимназии. В 2018 году рамках Дня Тульской области кадеты гимназии были приглашены в детский сад для участия в празднике «Тула- славный город», на котором ребята пели песни о Тульском крае, участвовали в конкурсах, в викторине на знание достопримечательностей Тулы. А по окончании праздника пили чай из тульского самовара с тульскими пряниками.
А в 2019 году кадеты гимназии совместно с членами клуба «Славия» провели игру «Тульская земля – Родина моя!» для маленьких воспитанников кадетской группы. Малыши в игровой форме совершали путешествие по станциям. Маленькие кадеты активно включились в игру, отвечали на вопросы, разгадывали ребусы, рассказывали о достопримечательностях нашего города Узловая, о сувенирах, которыми славится Тульская земля, собирали карту Тульской области. В заключении игры все участники исполнили песню «Тульская земля – Родина моя», и были награждены памятными медальками.
В октябре 2019 года ребята приняли участие ещё в одном крупном проекте на уровне района, посвящённом 75- летию Великой Победы «Клумба Победы».
Уже стало традицией проводить на базе гимназии в рамках «Вахты Памяти» военно - спортивную игру «Зимний ГРОМ» (Гражданин России Отважен и Мужественен). В ней принимают участие старшеклассники из школ города и района, а также обучающиеся колледжей. Мы тоже решили попробовать провести военно- спортивную игру для кадетских классов. Шла большая подготовка к этому мероприятию: ребята на внеурочных занятиях знакомились с боевой техникой военных лет, изучали необходимое снаряжение для похода, знакомились с оказанием первой медицинской помощи и т.д. На занятиях физической культуры соревновались в эстафетах, учились преодолевать препятствия.
6 февраля 2020 года на базе гимназии прошла военно- спортивная игра «Кадетский ЗИМНИЙ ГРОМ-2020», посвященная 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Это третья совместная игра кадетов лицея и гимназии. Соревнования проходили на улице. Состав команд мы вновь использовали смешанный. В начале игры прошла торжественная часть, кадеты исполнили гимн России, капитаны команд подняли российский флаг. Судья соревнований ознакомил участников с ходом и правилами игры. По условному сигналу «Звук сирены» команды выдвинулись по указанному в маршрутном листе маршруту и выполняли задания. Задания были интересными: собрать вещь-мешок для похода, положив в него только необходимые в походе вещи; проявить меткость, ловкость и попасть снежком в цель, преодолеть полосу препятствий; разминировать условную мину; с помощью раций расположить буквы в нужных квадратах, а затем из них составить слово; перевезти раненого на «ватрушке» в медсанчасть, перевязать ему рану на руке и доставить в Штаб. На протяжении всей игры командам помогали тьютеры (старшеклассники). Результаты соревнований отмечались в специальных протоколах. После выполнения задания команда получала конверт-треугольник, внутри которого находилась часть картинки. В конце игры каждая команда собирала картинку из полученных частей. Участники должны были назвать изображённую на ней военную технику и рассказать всё то, что они знают о ней. В конце игры прошло торжественное награждение команд специальными грамотами, памятными медалями и сладкими призами. А после игры ребят ждал горячий чай с баранками и печеньем. Ребятам очень понравилась эта игра, и они уже с нетерпением ждут новой игры «Кадетский ЗИМНИЙ ГРОМ». Ну а нас уже пригласили в лицей на очередную совместную игру.
В ходе целенаправленной систематической работы мои ученики овладевают основными организационными, интеллектуальными, оценочными, коммуникативными умениями. А развитие общеучебных умений, - путь к функционально грамотной личности. Подтверждением моего мнения являются многочисленные дипломы, грамоты и сертификаты, полученные за представление исследовательских и проектных работ на районном конкурсе «Я – исследователь». Региональный творческий конкурс «Неизвестные герои Великой Отечественной» - (5 Лауреатов проекта, 2019 год и 3 Лауреата проекта в 2020г.). Вся проектно-исследовательская работа детей отражается в Портфолио обучающихся.
В этом году муниципальный конкурс проектных и исследовательских работ «Я - исследователь», посвящён 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Кадеты так же приняли в нём активное участие в нескольких номинациях. Они представили на конкурс проекты: макеты боевых сражений, модели техники военных лет. Результат: 2 и 3 места.
Делая общий вывод, можно отметить, что воспитание чувства патриотизма у подростков - процесс длительный и сложный. Без любви к Родине невозможно построить сильную Россию. Без уважения к собственной истории, к делам и традициям старшего поколения нельзя вырастить достойных граждан Мне очень хочется, чтобы мои ученики выросли патриотами своей Родины, своего края. Любовь к большой Родине начинается с любви к своей малой родине, своему городу, улице, переулку, двору, Чтобы они всегда помнили, что город Узловая – лишь маленькая точка на карте нашей огромной страны. Но в ней, как и в капле воды, отражается история нашей Родины: её прошлое, настоящее и будущее. Наша страна – это и великий Пушкин и Лев Толстой, это и прославленный русский балет – и первый космонавт, своей улыбкой покоривший весь мир. Хочется, чтобы мои воспитанники гордились историей России, хотя в ней были и очень мрачные, непростые периоды. Чтобы они помнили, что будущее России – в их руках, в руках тех, кто сейчас сидит за партами в школах, колледжах, университетах. Именно они должны сделать Россию более сильной, богатой и стабильной.
А сейчас мастер-класс.
Мастер-класс
А.Т. Твардовский.
Треугольником сложен потемневший листок,
В нем и горькое лето, и сигналы тревог,
В нем печаль отступленья в тот отчаянный год.
Рвется ветер осенний и команда: вперёд!
Даже смерть отступала, хоть на несколько дней,
Где солдатские письма шли дорогой своей.
И с поклоном последние письма, полные сил,
От погибших в сраженьях почтальон приносил.
Письма с фронта вобрали и судьбу, и любовь,
И бессонную правду фронтовых голосов.
С началом войны была нарушена привычная жизнь огромной массы людей. Началась эвакуация из районов прифронтовой полосы. Все сдвинулось с привычных мест, переехало, поменяло адрес. Миллионы семей оказались разлученными. И только почта могла помочь жителям огромной страны не потерять друг друга. В 1941 г. в армию ежемесячно доставлялось до 70 млн. писем. Конвертов не хватало. В такой-то обстановке и родился фронтовой "треугольник". Народ прозвал его солдатским. Письма складывались простым треугольником, что не требовало конвертов, которые на фронте всегда были в дефиците.
Да, в самом деле, конвертов не хватало. С фронта приходили письма-треугольники. Отправляли их бесплатно. Треугольник – это обычный лист из тетради, который сначала загибали справа, потом слева направо. Оставшуюся полоску бумаги вставляли внутрь треугольника.
«…Написал я всё, что надо, А увижусь — доскажу.
А теперь письмо солдата Треугольником сложу.
Угол первый — самый главный,
Этот угол я загну,
Чтоб с Победою и славой
Мы окончили войну.
Я сложу края второго —
Вот и вышел уголок,
Чтоб вернуться мне здоровым
На отеческий порог.
Ну а третий, ну а третий
В честь твою сложу скорей,
Чтоб тебя, как прежде, встретить
И назвать своей.
Так лети с приветом жарким
На заветное крыльцо,
Треугольное, без марки,
Фронтовое письмецо! »
У вас получились треугольники, напишите на них те слова, с которыми вы хотели обратиться к нашим ветеранам.
Слова искренней благодарности станут маленькой частичкой неоплатного долга живых перед павшими, благодарных потомков перед теми, кто сохранил для них Родину и свободу.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему: «Использование компьютерных технологий в коррекции речи детей младшего школьного возраста»
Доклад на тему:«Использование компьютерных технологий в коррекции речи детей младшего школьного возраста» Использование информационных технологий в логопедической работе соверше...
Доклад по теме "использование здоровьесберегающих технологий в учебной и внеурочной деятельности.
Основные моменты использования здоровьесберегающих технологий, позволяющие: 1. Формировать здоровый образ жизни у учащихся2 Проводить профилактику вредны...
Доклад на тему "Использование игровых технологий на уроках обучения грамоты с помощью ИКТ"
Доклад об игровых технологиях на уроках обучения грамоты с помощью ИКТ....
Доклад по теме "Использование ИКТ - технологий в начальной школе"
Компьютеры интенсивно вторгаются в нашу жизнь. Введение раннего изучения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс обусловлено требованиями нового государственного ...
Доклад на педагогическом совете по теме "Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе в условиях введения ФГОС НОО"
Доклад на педагогическом совете по теме "Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе в условиях введения ФГОС НОО"...
ДОКЛАД на тему: «Использование инновационных технологий при обучении литературному чтению в начальной школе. Театрализация на уроках литературного чтения»
«Спеши в школу как на игру. Она и есть такова, » - писал Ян Каменский. Не правда ли, про современную школу так не скажешь? Хорошо ли это? Ведь именно интерес является основным стимулом деятельно...
Доклад по теме "Использование инновационных технологий в работе учителя начальных классов в рамках реализации ФГОС НОО"
Доклад на ШМО учителей начальных классов...