Исследовательский проект «Подвиг тринадцатилетнего юнги Юрия Грязева» для учащихся 7-10 лет объединения Лего-робототехники»
проект (1, 2, 3 класс)
Когда в мирную жизнь людей врывается война, она всегда приносит горе и несчастье в семьи, нарушает привычный порядок вещей. Русский народ испытал на себе тяготы многих войн, но никогда не склонял голову перед врагом и мужественно переносил все невзгоды. Великая Отечественная война 1941- 1945 гг. стала настоящей катастрофой для России. Это героическая и яркая, но в то же время кровопролитная и тяжёлая страница нашей истории. Эта война названа Великой не только из-за её огромных людских потерь, материального ущерба, разрушений, но и из-за поистине великого патриотизма советского народа, поборовшего фашистскую Германию. Наш народ смог не только противостоять вероломному нападению противника, но и отстоять свою Родину в тяжелейшей борьбе против захватчика.
Исследования данной темы крайне высоки не только для жителей города Петергофа и Санкт-Петербурга, в связи 76 - летием со дня полного освобождения города Ленинграда 27 января 1944 года от Блокады, но и для учащихся нашего объединения.
Проводя исследование, учащиеся приобщаются к изучению военной истории Петергофа и его окрестностей, знакомятся с военными событиями, которые происходили на территории Петергофа во время блокады Ленинграда, сохраняют память о героических страницах защиты и освобождения города Петергофа в 1941-1944 годах.
Люди должны знать и помнить своих героев, защищавших их родной город. Петергоф тоже ожесточенно сражался с фашистами, дети проявляли себя истинными героями и патриотами своей Родины, среди них был тринадцатилетний юнга, воспитанник экипажа эсминца «Страшный» Юра Грязев. О его судьбе мы и хотели вам рассказать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_obolentseva_e.e.doc | 907 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Снова ветер осенний кружит
По безлюдным садовым аллеям
Снова старая рана болит,
Снова сердце о прошлом жалеет,
И торопится память назад,
И уносит ее непогода
В Ленинград, в Ленинград, в Ленинград
Октября сорок первого года.
Снова видится мне наяву и во сне,
В злую ночь уходящая рота,
Петергофский десант
Военморов Балтийского флота.
В этом учебном году в январе месяце учащиеся объединения Легоробототехники ГБУ ДО Дома детского творчества Петродворцового района активно приняли участие в районном открытом конкурсе по созданию страницы для памятного календаря «По ту сторону блокады: «Петергоф и окрестности». Ребята представили исследовательский проект «Подвиг тринадцатилетнего юнги Юрия Грязева» в виде страницы календаря и сняли видеосюжет на тему «Ожившие страницы календаря».
Аннотация: работа над исследовательским проектом на тему: «Подвиг тринадцатилетнего юнги Юрия Грязева» - проводилась учащимися и родителями объединения Легоробототехника. Выбранная тема актуальна и будет представлять интерес для педагогов и учащихся других объединений нашего Дома детского творчества.
Актуальность: Когда в мирную жизнь людей врывается война, она всегда приносит горе и несчастье в семьи, нарушает привычный порядок вещей. Русский народ испытал на себе тяготы многих войн, но никогда не склонял голову перед врагом и мужественно переносил все невзгоды. Великая Отечественная война 1941- 1945 гг. стала настоящей катастрофой для России. Это героическая и яркая, но в то же время кровопролитная и тяжёлая страница нашей истории. Эта война названа Великой не только из-за её огромных людских потерь, материального ущерба, разрушений, но и из-за поистине великого патриотизма советского народа, поборовшего фашистскую Германию. Наш народ смог не только противостоять вероломному нападению противника, но и отстоять свою Родину в тяжелейшей борьбе против захватчика.
Исследования данной темы крайне высоки не только для жителей города Петергофа и Санкт-Петербурга, в связи 76 - летием со дня полного освобождения города Ленинграда 27 января 1944 года от Блокады, но и для учащихся нашего объединения.
Проводя исследование, учащиеся приобщаются к изучению военной истории Петергофа и его окрестностей, знакомятся с военными событиями, которые происходили на территории Петергофа во время блокады Ленинграда, сохраняют память о героических страницах защиты и освобождения города Петергофа в 1941-1944 годах.
Люди должны знать и помнить своих героев, защищавших их родной город. Петергоф тоже ожесточенно сражался с фашистами, дети проявляли себя истинными героями и патриотами своей Родины, среди них был тринадцатилетний юнга, воспитанник экипажа эсминца «Страшный» Юра Грязев. О его судьбе мы и хотели вам рассказать.
Паспорт проекта:
Тема: «Подвиг тринадцатилетнего юнги Юрия Грязева»
Руководитель проекта: Оболенцева Е.Е.
Участники проекта: учащиеся группы № 2а
Возрастная категория: 7-10 лет
Объединение: Легоробототехника
Состав проектной группы: Суббота Михаил гр. №2а, Суббота Степан гр.№2а, Догадин Александр гр. № 2а.
Тип проекта: Исследовательский.
Проблема – дети мало знают о тех важных событиях, которые происходили в годы войны, о той трагической судьбе морских десантников, погибших во время защиты Петергофа, о легендарном подвиге тринадцатилетнего юнги Юрия Грязева, отправившегося на поиски морского десанта, о судьбе которых после ожесточенных боев в октябре 1941 года ничего не было известно.
Предмет проекта: подвиг тринадцатилетнего юнги Юрия Грязева
Сроки проекта – декабрь - январь 2020 г.
Цель исследования: познакомить учащихся с важными историческими событиями, происходящими в военном Петергофе в период с 1941-1944 годах, связанных с борьбой советского народа с фашистскими захватчиками. С трагической судьбой морских десантников, с легендарным подвигом тринадцатилетнего юнги Юрия Грязева.
Для достижения цели исследования, мы определили необходимость решения следующих задач:
- Познакомить с военными событиями, которые происходили на территории Петергофа во время блокады Ленинграда.
- Приобщить к изучению военной истории Петергофа и его окрестностей в период блокады Ленинграда.
- Формировать уважительное отношение к военной истории Петергофа и его защитникам, на примере тринадцатилетнего юнги Юрия Грязева.
- Воспитывать чувства патриотизма, чувство уважения к героическому прошлому Петергофа, чувство товарищества, ответственности за порученное дело.
В процессе исследования нами применялись следующие методы:
- поиск и анализ публицистической, литературы;
- поиск информации на сайте Бессмертного полка;
- анализ источников по теме исследования.
Продукт проектной деятельности: видеоролик и страница «Подвиг тринадцатилетнего юнги Юрия Грязева» для памятного календаря: «По ту сторону блокады: «Петергоф и окрестности».
Форма представления продукта проектной деятельности: защита исследовательского проекта учащимися на открытом районном мероприятии 30.01.2020 в актовом зале ГБУ ДО ДДТ Петродворцового района.
Ожидаемые результаты – формирование уважительного отношения к военной истории Петергофа и его защитников. Участвуя в этом проекте, учащийся будут знать важные исторические события, происходящие в военном Петергофе в период с 1941-1944 годах, связанных с борьбой советского народа с фашистскими захватчиками.
Необходимое оборудование: мультимедиа, интернет – ресурсы, литература, видеокамера, фотоаппарат, военная форма, ноутбук.
Таблица этапов работы над проектом
Этап | Содержание | сроки | участники | ответственные |
Организационно-подготовительный Стадии: 1.Диагностическая 2. Аналитическая 3. Поисковая 4.Планирование | 1.Анкетирование учащихся. Знакомство детей с предстоящей проектной работой (презентация). Определение цели, постановка задач. 2. Обсуждение проблематики, распределение работы между участниками проекта. 3. Выявление необходимых ресурсов: источников информации, методов и средств проектирования; 4. разработка плана осуществления проекта. | 01.12 05.12-10.12 | Учащиеся Гр.№2а, | Оболенцева Е.Е. |
Практический | Сбор и анализ информации по теме и проблеме проекта; реализация проекта: получение результатов; помощь родителей | 11.12-27.12 | Учащиеся Гр.№2а, родители | Оболенцева Е.Е. |
Заключительный Стадии: 1. Контрольная; 2.Презентационная 3. Рефлексивная | 1.анализ полученных результатов их обсуждение. 2. защита проекта. 3. изучение возможности использования результатов проектной деятельности | 11.01-30.01 | Учащиеся Гр.№2а, родители | Оболенцева Е.Е. |
Содержание проекта:
Организационно-подготовительный этап:
На подготовительном этапе работы мною была проведена опрос-анкета с учащимися группы №2а. (10 человек).
Учащимся необходимо было ответить на следующие вопросы:
Ф.И. учащегося____________________________________
- Когда началась Великая Отечественная война? (подчеркни верный ответ)
в 1941 году в 1939 году в 1940 году
- Как ты думаешь, на территории нашего Петергофа были военные действия? (подчеркни верный ответ)
Да нет не знаю
- Как ты думаешь, морские десантники из Кронштадта участвовали в защите Петергофа? (подчеркни верный ответ)
Да нет не знаю
- Хотелось бы тебе больше об этом узнать? (подчеркни один из предложенных вариантов ответа)
Да нет не знаю
По результатам опроса я выяснила следующее:
- почти вся группа (9 чел.) ребят на первый и второй вопросы ответили верно;
- об участии морского десанта знали только двое ребят из группы;
- почти все ребята (8 чел.) захотели узнать о том, что случилось с морскими десантниками при защите Петергофа от немецких захватчиков.
На занятии я предложила ребятам посмотреть презентацию о Петергофском десанте Балтийского флота. Ребята узнали о том, какие события происходили в сентябре 1941-го года, когда немцы полностью замкнули железное кольцо Блокады вокруг Ленинграда, захватив Стрельну, Петергоф и, выйдя к Финскому заливу, блокировали остатки 8-й армии на Ораниенбаумском плацдарме.
Между 4 и 5 часами утра 5 октября десант был высажен в Нижнем парке и в Александрии. Неравный бой продолжался несколько дней, в течение которых руководящий операцией Военный совет Балтийского флота в Кронштадте так и не смог ни наладить связь с десантниками, ни высадить подкрепление, ни подвезти боеприпасы, ни организовать мощную артиллерийскую и авиационную поддержку. Оказавшись в окружении, моряки-десантники, тем не менее, заняли круговую оборону и продолжали вести бой, однако плотным артиллерийским огнём их сопротивление было подавлено. О судьбе высадившегося в Петергофе десанте в октябре 1941 года ничего не было известно. Тогда ребятам стало интересно узнать о дальнейшей судьбе морских десантников?
Мы решили обратиться к источникам и стали искать информацию в интернете. Наша исследовательская работа началась с того, что в интернете (ссылка:https://coollib.net/b/455089-vsevolod-borisovich-azarov-zhivyie-poyte-o-nas/read) мы нашли статью о тринадцатилетнем мальчике Юре Грязеве, выяснили, что он был юнгой на эсминце «Страшный» в Кронштадте. По поручению командира корабля, Юра вместе с товарищем Расторгуевым должны были отправиться в Петергоф под видом беженцев и выяснить о пропавших морских десантниках.
Нас заинтересовала дальнейшая судьба мальчика, на сайте Бессмертного полка (ссылка: https://www.moypolk.ru/soldier/gryazev-yuriy-mihaylovich) мы нашли информацию, опубликованную сыном нашего героя. Мы узнали, что Юрий Михайлович Грязев родился 31 октября 1928 года в деревне Некрасово Ярославской области. В сентябре 1941 года, во время Ленинградской блокады, попал на эскадренный миноносец "Страшный" в Кронштадте. В декабре 1941 года участвовал в разведывательной операции по следам Петергофского десанта. Попал в плен. Пленные матросы, во время прогулки перебросили его через ограду и он по льду финского залива пополз к Кронштадту. Подобран патрулем и отправлен в госпиталь с обморожениями. После госпиталя служил на вспомогательных судах Балтийского флота - Буксирный пароход "Ф-3" до 1943 года; с 1943 по апрель 1946 - танкер "Марс". Войну закончил в Латвии. После войны продолжал служить на танкере "Марс", в апреле 1946 года подорвались на мине. Спасся вместе с немногочисленной группой, проведя несколько часов в Балтийском море, держась за перевернутую шлюпку. В 1949 году вернулся в Ленинград, откуда был призван на службу в армию.
Для широкого читателя в 70-е годы вышла, быстро ставшая популярной, повесть «Живые, пойте о нас!» Всеволода Азарова и Андрея Зиначёва. Название было заимствовано из маленькой записки, которую нашли в гильзе на территории боёв. Считается, что закопали это послание окружённые противником бойцы. О судьбе Юры мы узнаем из этой книги (смотри приложение №1).
Практический этап:
Проанализировав полученный материал, мы с ребятами разработали сценарий для будущего ролика (смотри приложение №2), выбрали место съемки на улице Аврова, где происходили события, когда юнга и его товарищ напоролись на немецкий патруль. Самым сложным в работе над видеороликом, было уложиться по времени всего 2 минуты (по условию конкурса). Нам хотелось рассказать как можно больше о судьбе мальчика. Мы очень благодарны за помощь родителям ребят, которые активно приняли участие в съемке и монтаже видеоролика. (смотри видеоролик)
Следующим этапом работы была разработка страницы для календаря (смотри приложение №3), так как события происходили в декабре, мы представили страницу этого месяца. Для защиты проекта мы разработали сценарий выступления, нам было важно рассказать о подвиге юнги, о том, как он, юный мальчишка не побоялся и не сдался, а дошел до конца и выполнил боевое задание (смотри приложение №4). И здесь нам очень помогли родители, внесли свои коррективы и предложили в конце выступления ребят, выйти на сцену и поделиться своими впечатлениями и результатами о проделанной работе.
Ребята начали подготовку к выступлению, мы репетировали не только в классе, но и на сцене в актовом зале, где должно будет проходить мероприятие. Для нас было важно, не читать текст, а говорить своими словами. Мы продумали выход на сцену, где будет находиться плакат, как будут чередоваться слайды в презентации.
На выступлении нас пришли поддержать ребята из нашего объединения, конечно, нам было очень приятно. Наше представление проекта всем очень понравилось.
Заключительный этап:
31 января 2020 года ребята нашего объединения Суббота Степан, Догадин Александр и Суббота Михаил представили защиту проекта и стали победителями в номинации «Лучший видеосюжет» в районном конкурсе «По ту стороны блокады: Петергоф и его окрестности», который состоялся на базе ГБУ ДО ДДТ Петродворцового района. Вместе с нами выступили родители ребят.
На снимке директор ГБУ ДО ДДТ Васильева С.В. вручает нашим ребятам грамоту и памятный календарь. | Наши победители. |
В начале мая были подведены итоги открытого городского фестиваля технического творчества «ТехноКакТУС», организованного Комитетом по образованию Санкт-Петербурга, администрацией Пушкинского района и Государственным бюджетным учреждением дополнительного образования Центром детско-юношеского технического творчества и информационных технологий Пушкинского района Санкт-Петербурга. Фестиваль проходил с 1 февраля по 29 апреля 2020 года. В номинации «Компьютерная презентация» наши учащиеся представили проект «Подвиг тринадцатилетнего юнги Юрия Грязева» и заняли 2 место.
Работая над проектом, мы пришли к выводу, что мужество и стойкость юных защитников Петергофа таких, как Юрия Грязева имело большое значение для хода Великой Отечественной войны. И, что их дух и стойкость, стали залогом стойкости и мужества. И мы им очень гордимся! Жива память о творцах славы родной земли, не забыт подвиг, ставший символом Победы, подвиг всего народа и бессмертный подвиг бесстрашия детей, ввергнутых в пучину войны. Детей, с мужеством взрослых вставших на защиту Родины, детей, которые с полной ответственностью и неукротимой верой боролись за право на свободную жизнь.
Наш исследовательский проект практически невозможен без совместной работы ребенка – педагог — родителей. На мой взгляд, было важно увлечь не только детей, а также их родителей в нашу проектную деятельность. Такая совместная работа позволяет мне выстроить особые отношения, отношения сотрудничества и равноправия, наладить диалог с ребенком. Привлекая родителей, обращаю их внимание на то, чтобы они не брали на себя выполнение части работы детей над проектами, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей – важный фактор поддержки мотивации и обеспечение самостоятельности учащихся при выполнении ими проектной деятельности. Особенно неоценима помощь родителей, когда дети делают первые шаги в работе над проектом.
Считаем, что исследовательский проект «Подвиг тринадцатилетнего юнги Юрия Грязева» имеет практическую значимость. Собранный нами материал может использоваться педагогами и учащимися из других объединений нашего Дома детского творчества, а так же будет представлен самими участниками проекта в школе №3 деревни Горбунки Ленинградской области, где учатся ребята. В дальнейшем мы хотим связаться с сыном Андреем Юрьевичем Грязевым и узнать как можно больше о судьбе героя.
Список литературы:
- В.Азаров, А. Зеначёв «Живые пойте о нас!», 1972.
- Источник: http://www.polk.ru/forum/index.php?showtopic=5809
- Ссылка на сайт Бессмертного полка: https://www.moypolk.ru/soldier/gryazev-yuriy-mihaylovich
- Л. М. Видуцкий, Н. И. Семьянов, М. Д. Утюжников, В. Б. Чернобривец Очерки о добровольцах-ополченцах судостроительных заводов // Корабелы на Петергофских рубежах. 1971. С. 133—245
- Сайт «PETERGOF» ссылка: https://peterhof.ru/petergofskiy-desant
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Юнги 2013
прием в детскую школьную организацию "Алые паруса"...
Посвящение учеников 1 класса в юнги – члены детского объединения «Алые паруса»
Праздничная программа.Стихи, конкурсы, состязания, игра "Поймай рыбку", законы юнги, песни....
Посвящение в юнги д/о "Алые паруса"
Тетрализованное представление для младших школьников....
«Работа пришкольного лагеря с дневным пребыванием детей» Долбина Марина Александровна Начальник лагеря «ЮНГА» г.Георгиевск 2014г.
В данном атериале я рассказываю о работе нашего пришкольного лагея "Юнга", в котором я уже давно являюсь начальником .В материале я рассказываю об особенностях работы, формах работы. Показываю модель ...
Разработка практико-значимого проекта-конспекта занятия для учащихся 4 класса на тему: "Дорогами подвига и святости"
Тема учебника "Основы православной культуры": "Подвиг веры"...
Игра-конкурс "Мы юнги"
В программу игры-соревнования входит 6 этапов, на каждом из которых команде предлагается выполнить задания практического и теоретического характера, а также – решение головоломок, ребусов и зада...
Методическая разработка открытого классного часа для учащихся начальной школы «Воронеж наш, мы память бережем О подвиге твоем, который вечен!»
Разработка предназначена для внеклассного мероприятия учащихся начальной школы. Мероприятие способствует формированию у молодого поколения чувства патриотизма...