Разработка практико-значимого проекта-конспекта занятия для учащихся 4 класса на тему: "Дорогами подвига и святости"
проект по орксэ (4 класс) на тему
Тема учебника "Основы православной культуры": "Подвиг веры"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
novik_s.a._g.dubna_moskovskoy_obl.doc | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2
г. Дубны Московской области»
Разработка практико-значимого проекта-конспекта занятия
для учащихся 4 класса
на тему: ««Дорогами подвига и святости»»
Автор: Новик Светлана Анатольевна, учитель начальных классов
2016 г.
Тема учебника «Основы православной культуры»: «Подвиг веры»
Слайд 2
Задачи урока:
- дать знания о русских святых в контексте истории православной культуры России 20 века;
- углубить раскрытие этических понятий «ответственность», «подвиг» на примере подвига Новомучеников;
- исследовать историю возникновения госпиталя в школе № 2 в годы Великой Отечественной войны.
Основные понятия: Подвиг веры. Новомученики. Исповедники. Любовь. Святыня.
Средства: учебное пособие, иллюстрации №№107-111; презентация.
План: 1. Повторение. 2. Работа по теме урока. 3. Объяснение нового материала. 4. Работа с понятиями. 5. Закрепление. 6. Рефлексия
Форма проведения: беседа, рассказ, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, работа в группах.
Оборудование: учебник, словари, компьютер, экран, проектор,
презентация
Использованные пособия:
- Л.Л. Шевченко «Основы православной культуры». Учебник для учащихся общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. Москва 2014 год. Стр. 97-100
- Л.Л. Шевченко «Основы православной культуры». Методическое пособие для учителя. Москва 2014 год. Стр. 116-119
- Интернет-ресурсы: фото https://yandex.ru/images/search?text=%D1%85%D1%80%D0%B0%D0%BC%20%D1%85%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B0%20%D1%81%D0%BF%D0%B0%D1%81%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8F%20%D1%80%D0%B0%D0%B7%D1%80%D1%83%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%201931&img_url=http%3A%2F%2Ffs00.infourok.ru%2Fimages%2Fdoc%2F235%2F113988%2F1%2Fimg8.jpg&pos=11&rpt=simage
https://yandex.ru/images/search?text=%D0%A5%D1%80%D0%B0%D0%BC%20%D0%A5%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B0%20%D0%A1%D0%BF%D0%B0%D1%81%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8F&noreask=1&img_url=http%3A%2F%2Fsamlib.siwatcher.ru%2Fimg%2Fs%2Fshurygin_a_i%2Faaachram%2F01b.jpg&pos=0&rpt=simage
Ход урока:
1. Организационный момент:
Здравствуйте, ребята!
Очень рада видеть вас,
Прозвенел звонок сейчас,
Дружно наш урок начнём,
Его с пользой проведём.
2. Работа по теме урока
У нас сегодня с вами очень важный урок. Мы узнаем много интересного из истории нашей страны и жизни разных людей. Но чтобы начать, нам необходимо назвать тему урока. Для этого прочитайте пословицы и поговорки.
Слайд 3
- В жизни всегда есть место подвигам (М. Горький).
- За великими подвигами следует великая известность.
- Пример героя зовет на подвиг.
- Подвиг делает тот, кто вперед идет.
- Не родом богатырь славен, а подвигом.
- Боевой подвиг воина славит.
Назовите ключевое слово, которое встречается во всех этих пословицах и поговорках (ответы детей).
Это слово «ПОДВИГ».
Работа для обсуждения в группах:
– Как вы понимаете слово “подвиг”? (ответы детей)
Слайд 4
– Подвиг – это когда в великом бескорыстном порыве души человек отдает себя людям, во имя людей жертвует всем, даже собственной жизнью.
Подвиг – это: (запись в тетради)
– то, что требует напряжения воли;
– преодоление эгоизма и корысти;
– дар другому человеку или целому народу, человечеству;
– жертва человека во имя добра и справедливости.
Слайд 5
Чтение стихотворения учителем.
Подвиг есть и в сраженье,
Подвиг есть и в борьбе;
Высший подвиг – в терпенье,
Любви и мольбе.
Если сердце заныло
Перед злобой людской,
Иль насилье схватило
Тебя цепью стальной;
Если скорби земные
Жалом в душу впились, -
С верой бодрой и смелой
Ты за подвиг берись:
Есть у подвига крылья,
И взлетишь ты на них,
Без труда, без усилья,
Выше мраков земных, -
Выше крыши темницы,
Выше злобы слепой,
Выше воплей и криков
Гордой черни людской! (Алексей Хомяков, 1859)
О каких подвигах говорится в стихотворении Алексея Хомякова? (ответы детей)
Ребята нашего класса подготовили интересные сообщения о подвигах солдат во время Великой Отечественной войны и о самоотверженном подвиге работников 101-ого хирургического полевого госпиталя.
Слайд 6
Дмитрий: На здании нашей школы размещена мемориальная доска «В этом здании с октября 1941г. по февраль 1942г. размещался 101 полевой госпиталь 30 армии», которая была установлена к 35-летию Победы.
Из истории госпиталя, я узнал, что 13 октября 1941 года школу временно закрывают, и в ней размещается штаб трудовой армии. Бойцы трудовой армии роют окопы, строят блиндажи, землянки. (Глубокие ямы – остатки убежищ, встречались не раз мне в лесу).
101-й подвижной хирургический полевой госпиталь, куда доставлялись раненые 30-й армии генерала Лелюшенко, ведущей бои на Калининском фронте, вскоре размещают в здании школы, где мы сейчас учимся.
Раненые (контуженные и обмороженные солдаты и офицеры) днем и ночью поступают прямо с поля боя. В классах места хватает не всем, даже коридоры заполнены. И всех жалко. Всем хочется помочь. Медицинский персонал и его добровольные помощники работают почти без отдыха, буквально валятся с ног от усталости и от недосыпания (спят часа по два в сутки). После оказания первой помощи отправляют раненых в тыловые госпитали. Тех, кто после операции умирает, хоронят в братских могилах. Их имена я узнал на мемориальной плите монумента.
Слайд 7
Вероника: На братских могилах на Большой Волге стоят две памятные стелы в память о героях Великой Отечественной войны. Вторую ещё зовут Стеной памяти. Там ежегодно 9 мая проходят мероприятия, посвящённые Дню Победы, а 22 июня служится молебен о погибших воинах. На плитах выбито 106 имён умерших в госпиталях от ран, из них двое бойцов так и остались безымянными. Три госпиталя располагались на территории Дубны – все в школе № 2. Фамилии погибших на войне жителей БВ и окрестных деревень увековечены на новой стеле – 347 человек. На ней же в дни памяти звонит поминальный колокол. Улицу, ведущую к Братским могилам, назвали имени 9 мая.
Пусть память о них не умрет никогда,
И имя солдат, отстоявших свободу,
Останется в камне навеки.
Есть такие события, над которыми время не властно, они навсегда останутся в памяти народной. Именно таким событием явилась Великая Отечественная война 1941-1945г. Она вошла в историю нашей страны в историю человечества как эпопея, незабываемая по своим масштабам, трагизму, бедам и лишениям. А главное – по массовому героизму на полях сражения и самоотверженному подвигу народа на трудовом фронте.
3. Повторение.
На прошлых занятиях мы с вами говорили о многих святых. Были среди них и мученики. Вспомним их имена и историю жизни. В чём состоял их подвиг? (ответы детей).
- Объяснение нового материала. Рассказ учителя
Сегодня мы поговорим о святых людях, которые жили в России почти в то время, что наши прабабушки и прадедушки – в 20-е годы 20 века. Эти люди тоже совершили подвиг, пострадали за веру Христову в России в 20 веке. История христианской культуры рассказывает о том, что Россия была страной православной. В начале 20 века в России произошла революция – и стали менять привычную, складывавшуюся тысячу лет жизнь православных людей. Но разрушение православных традиций жизни было очень болезненным. Представьте себе, что кто-то захотел бы вырвать с корнем старый развесистый дуб. Его мощные корни вросли глубоко-глубоко в землю, в ветвях много птиц свили гнёзда и из года в год выводят своих птенцов, пение этих птиц изо дня в день радует слух людей. Для того, чтобы сломать такое дерево, следовало бы раскопать всю землю вокруг, выломать его корни, разогнать птиц. Таким мощным деревом в России была православная вера. Тысячу лет росло это дерево на земле Русской. Когда стали рушить мощное дерево христианской веры, христиане встали на её защиту. И если мы сегодня с вами попробуем обозначить одним словом самое главное в произошедших событиях истории 20 века, мы обозначим его словами НОВОМУЧЕНИКИ, ИСПОВЕДНИКИ.
- Работа с основными понятиями
Слайд 8
НОВОМУЧЕНИКИ – новые, вновь прославленные святые 20 века. Они прославлены за мужественное исповедание (открытую защиту, утверждение) христианской веры (учащиеся записывают в словарик).
Слово «исповедники» родственно слову «исповедь».
Что объединяет эти слова? Качество души христианина – честность.
ИСПОВЕДНИК – честно, открыто называет себя христианином, защищает свою веру, жертвует жизнью (учащиеся записывают в словарик).
ИСПОВЕДЬ – это Таинство Церкви: перед Богом христианин называет свои грехи и приносит в них покаяния. Таинство Исповеди совершается перед Таинством … каким? Перед Таинством Причастия.
Причастник принимает на себя Святые Тело и Кровь Христовы. А святой исповедник – мученик получает в награду небесные венцы.
Мученик христианский – это христианин, который принял смерть, не желая отречься от веры. Читая рассказы о святых – их жития, мы можем узнать о том, как были увенчаны их подвиги.
Как вы понимаете слово «увенчаны»? (ответы детей)
Венец – подобие короны.
Кто венчал (награждал) мучеников? Где это происходило? В каком царстве: земном или Небесном? (ответы детей)
Вспоминаем, что такое Небесное Царство?
У христиан есть особая молитва, в которой они обращаются к Богу словами «Царь Небесный…»
6. Работа с текстом (стр. 97-98), ответы на вопросы:
А) В чём заключается подвиг Новомучеников и Исповедников Российских?
Б) Как называется такой подвиг?
В) Что помогло Новомученикам сохранять мужество и противостоять злу?
6. Физминутка
7. Рубрика «Представление иконы» Задание №1 (рассмотреть икону)
Слайд 9
О событиях жизни Новомучеников и Исповедников Российских рассказывает иконописное изображение, произведение духовной поэзии. На клеймах иконы изображены события гибели многих святых Новомучеников: священномученика Кирилла Казанского, Петра, преподобномученицы Елизаветы и инокини Варвары и других святых.
Обращаю ваше внимание на центральное изображение иконы (средник). Здесь изображение Собора святых. На иконе (передний ряд внизу) мы видим маленьких детей. В центре - семья Царственных мучеников: царь Николай 2, царица Александра, их дети: великие княжны Татьяна, Мария, Анастасия, Ольга, царевич Алексий.
8. Задание №2 (прочитать на стр. 98)
«Новоявленные звёзды…
Станьте, непобедимые, среди нас».
В песнопении Новомученики названы непобедимыми, так как враги христианской веры не смогли одержать над ними победу – добиться отречения от Христа. Совершенный подвиг называется подвигом веры.
9. Задание №3 (прочитай стихотворение на стр. 99)
Стихотворение было написано поэтом, который жил в 20 веке, когда Новомученики и Исповедники ещё не были прославлены.
О каких же именах и святынях он говорил? (ответы детей)
Слайд 10
Святыней – во времена Христа называлось то, что относилось к храму, к священной пище, которая должна быть потребляема только первосвященниками во дворе скинии. В новозаветное время святыней для христиан является само учение Иисуса Христа («хлеб жизни»), которое не было понятным нехристианам. В более широком смысле, христианской святыней является то, что относится к Христу. Христианскими святынями являются богослужебные предметы (потир, звездица, дарохранительница и др.), святые иконы, храм (величайшая святыня Храм Гроба Господня на Святой Земле) и другие. К святыне христиане относятся с благоговением.
Святыней народа Российского являются имена христианских святых, которые прославили своей жизнью и подвигом веру Христову, почитаются народом имена героев Отечества, защитников России. В Православной Церкви установлен день поминовении (памяти) умерших воинов за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших, и всех страдальчески погибших в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов – 9 мая. А Новомученикам и Исповедникам Российским, как и каждому христианскому святому, отведён свой особый день памяти в церковном календаре.
10. Обсуждаем и размышляем «Святыни России» (читаем текст, рассматриваем иллюстрации на стр. 99-100)
История Храма Христа Спасителя.
Слайд 11, 12
Осмысление статьи учебника. Акцентируется внимания на том, что созидание – конец 19 века, разрушение – начало 20 века, возрождение – начало 21 века.
Вопросы для обсуждения в группах:
Слайд 13
Какой должна быть душа человека, созидающего храм?
Какой душой обладает человек, уничтожающий произведения искусства, святыни родной земли? (ответы детей)
11. Рефлексия
Слайд 14
Я узнал(а), что …
Я не понял(а), потому что …
12. Домашнее задание (в тетради)
1. Рассказать о храме Христа Спасителя;
2. Подготовить рассказ об одной из чудотворных икон Божией Матери.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по окружающему миру в 1 классе по теме "Дорога. Пассажиры."
Тема: Дорога. Пассажиры. Цель: 1. Учить детей различать дорожные знаки. 2. Закрепить знания учащихся о назначении светофора....
УРОК ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТОВ и ЯВЛЕНИЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ во 2 КЛАССЕ на тему: «Дорога в школу и домой»
Я уже более 10 лет работаю с детьми-инвалидами. А когда то давно , на первых шагах моей работы, я думала- как же тяжело создавать что-то новое и интересное для нормальных ребятишек. Моё мнение в...
Занятие в ГПД с учащимися 3 класса на тему: "Дорога добра" (коррекционный класс)
Занятие в ГПД с учащимися 3 класса на тему "Дорога добра" в коррекционной школе, направленное на развитие личностных качеств школьников....
Разработки подгрупповых и индивидуальных логопедических занятий для учащихся начальных классов.
Разработки подгрупповых и индивидуальных логопедических занятий для учащихся начальных классов....
Внеклассное занятие для учащихся по духовно-нравственному воспитанию ." Подвигу жить!
Проблемы патриотического воспитания активно переосмысляются в настоящее время и приобретают новое значение из-за изменений, происходящих в нашем обществе, стране и мире. Вопросы необходимости патриоти...
Методическая разработка "Технологическая карта подгруппового логопедического занятия для учащихся с ОВЗ с использованием инновационных технологий"
Представлена технологическая карта логопедического занятия для учащихся 1 класса...
Методическая разработка "Технологическая карта группового логопедического занятия для учащихся с ОВЗ с использованием инновационных технологий"
Представлена технологическач карта логопедического занятия для 1 доп класса...