Рабочая программа по внеурочной деятельности "Что такое Я?"
рабочая программа (2 класс)

Стальмакова Ольга Дмитриевна

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Что такое Я?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_chto_takoe_ya.docx443.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
СТОДОЛИЩЕНСКАЯ
средняя школа

Рассмотрено на ШМО

Протокол №_____

от «___» ______2018 г

Руководитель ШМО

_______________

 (В.А.Юрченкова)

«Согласовано»

Заместитель директора по ВР

_______________ (Н.Г.Степченкова) «____» ______ 2018г.

Принято на заседании педагогического совета

Протокол № 1

от 29. 08. 2018 г.

«Утверждаю»
директор школы
__________________ (С.В. Данченкова)

приказ № ______
от «____» _____2018 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Что такое Я?»
ДЛЯ 2 «Б» КЛАССА

                                                                                                               Составитель:
                                                                                                    учитель первой  категории

                                                                                                                                                                                              Стальмакова О.Д.

2018/2019 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа «Что такое я?» для младших школьников разработана на основе авторского курса Светланы Гин и предназначена для занятий внеурочной деятельностью.

Данная программа предназначена для общеинтеллектуального направления развития личности младшего школьника и может быть реализована в форме факультатива.

Цель программы: формирование знаний о человеке с биологической, психологической и социальной точек зрения.

Задачи программы:

  • углубление и расширение знаний о том, что представляет собой человек, какова его роль и место в окружающем мире;
  • формирование интереса к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;
  • развитие умения осуществлять поиск информации в открытом информационном пространстве;
  • развитие умения использовать различные речевые средства для эффективного решения коммуникативных задач;
  • воспитание чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья.

Рабочая программа курса «Что такое я?» предназначена для второклассников, рассчитана на 1 год обучения: 34 часа в год, 1 час в неделю.

Результаты освоения курса

К концу 2 класса учащиеся:

будут знать:

  • о строении тела человека;
  • какие бывают болезни;
  • о необходимости здорового образа жизни;
  • что такое память, внимание и как их тренировать;
  • что такое речевое и неречевое общение;
  • правила регулирования конфликтов;

будут уметь:

  • определять части тела человека;
  • соблюдать правила здорового образа жизни;
  • пользоваться упражнениями на развитие памяти и внимания;
  • вести диалог по телефону;
  • пользоваться речевыми и неречевыми средствами общения;
  • пользоваться правилами урегулирования конфликтов;
  • находить противоречия в предметах, явлениях природы, свойствах характера человека;
  • ориентироваться в окружающем мире;
  • вести себя с незнакомыми людьми.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Школа: разнообразие целей (1 ч)

Зачем учиться в школе? Целесообразность школьных правил.

Надсистемы и подсистемы человека (5 ч)

Адрес. Наш организм. Из каких частей «состоит» человек?

Как устроен человек? Болезни. Какие бывают болезни? Что делать, чтобы не заболеть?

Что такое здоровый образ жизни.

«Линия жизни» человека (3 ч)

Развитие ребёнка до школы. Мальчики и девочки: сходство и различие. Правила поведения по отношению к девочкам.

Будущее. Понятие о профессиях. Бабушки и дедушки. Правила поведения по отношению к пожилым людям.

«Линия жизни» человека. Что такое долголетие.

Знакомься с психологией (5 ч)

Что такое Я? Зачем нужно «знать» самого себя?

Учимся быть внимательными. Что значит «быть внимательным»? Учимся запоминать. Как тренировать память?

Учимся придумывать. Приёмы фантазирования. Зачем нужно уметь придумывать?

Что значит «быть умным»?

Эмоции и настроение (2 ч)

Какие бывают эмоции? Как поднять настроение?

Общение (5 ч)

Речевое общение. Правила общения по телефону.

Неречевое общение. Жесты.

Проблемы общения. Конфликты. Знакомство со способами примирения.

Правила урегулирования конфликтов.

Способы урегулирования конфликта. Кто такие посредники?

Противоречия (7 ч)

Понятие о противоречии. Противоречия в предметах.

Противоречия в явлениях природы.

Противоречия в свойствах характера. Ложь: «плохая» и «хорошая». Понятия «доброта» и «жадность».

Противоречия в ситуациях. Понятие «репутация». Что такое «законы общества»?

Противоречие «цель – средства». Почему не надо торопиться с выводами?

Мы и окружающие (4 ч)

Экскурсия. Наблюдение за «следами» хороших и плохих поступков в ближайшем окружении.

Анализ экскурсии.

Ориентирование в окружающем мире.

Правила поведения с незнакомыми людьми.

Подведение итогов обучения (2 ч)

Я – хороший, ты – хороший. Что значит «любить себя»?

Обобщающее занятие.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИИ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В ХОДЕ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

Факультативные занятия «Что такое я?» предполагают использование наблюдений, бесед, описаний объектов, обсуждения, анализа и систематизации, проблемных диалогов, игр, фантазирования. Рабочей программой предусмотрены: отгадывание загадок, рисование, инсценировки, театрализованные праздники, решение проблемных ситуаций, практические работы, защита творческих работ, создание презентаций.


п/п


Тема


Рекомендованные виды деятельности

1

Школа: разнообразие целей

Игра: «Главное»

Проблемный диалог: «Зачем учиться в школе?»

2

Надсистемы и подсистемы человека

Игры: «Кто вы? Где вы?», «Назови адрес»

Беседа: «Путешественники»

Решение проблемной ситуации: «Если ты потерялся?»

Игры: «Сколько», «Путаница»

Проблемный диалог: «Одна голова хорошо…»

Отгадывание загадок

Рисование: «Что внутри?»

Беседа: «Знакомимся с анатомией»

Игра: «Назови болезни»

Беседа о причинах болезней

Тест: «Если заболел…»

Практическая работа: «Паспорт здоровья»

Театрализованный праздник: «Путешествие в страну Здоровья»

3

«Линия жизни» человека

Игра: «Кто кем был?»

Проблемный диалог: «Доказательство»

Беседа: «Путешествие в прошлое»

Игра: «Назови профессии»

Беседа: «Путешествие в будущее»

Проблемный диалог: «Сказка о потерянном времени»

Игры: «Сколько лет герою сказки?», «Как тебя зовут?»

Фантазирование: «Растём в прошлое»

Беседа о долголетии

4

Знакомимся с психологией

Игра: «Покажи, где?»

Беседа: «Что такое Я?»

Тест: «Какой я?»

Проблемный диалог: «Шустрики и мямлики»

Игра на внимание: «Запрещённое движение»

Тест: «Внимательны ли вы?»

Игра: «Что изменилось?»

Беседа: «Что такое хорошая память?»

Практическая работа: «Проверка памяти»

Игра: «Оркестр»

Беседа о воображении

Практическая работа: «Закорючки»

Игра: «Назови одним словом»

Беседа: «Что такое ум?»

Практическая работа: «Что это?»

5

Эмоции и настроение

Игра: «Назови одним словом»

Беседа: «Что такое ум?»

Практическая работа: «Что это?» Беседа об эмоциях

Практическая работа: «Читаем по лицу»

Инсценирование ситуаций

Игра «Что это?»

Беседа о настроении

Практическая работа: «Как поднять настроение?»

6

Общение

Игра на внимание: «Кряк-квак»

Беседа: «Зачем люди общаются?»

Тест: «Общительны ли вы?»

Игра: «Пойми меня»

Практическая работа: «Жесты»

Игра: «Комплименты»

Беседа: «Слова и интонации»

Анализ ситуаций

Обсуждение пословиц

Игра: «Дразнилки»

Беседа: «Как рождаются конфликты?»

Тест: «Конфликтный ли вы человек?»

Обсуждение ситуаций

Игра: «Мы похожи друг на друга»

Беседа о способах урегулирования конфликта

7

Противоречия

Игра: «Наоборот»

Упражнение: «Классификация»

Анализ противоречий в предметах

Беседа об относительности признаков

Загадки о явлениях природы

Обсуждение: «Дождь – какой?», «Зима – какая?»

Рисование: «Противоречия в природе»

Фантазирование

Игры: «Каким быть?», «Поле Чудес», «Вежливый отказ»

Беседа: «Противоположности сходятся»

Проблемный диалог: «Честность и лживость», «Жадность – это…»

Анализ сказки Т. Александровой «Светофорчик»

Обсуждение: «День рождения»

Беседа: «Другая точка зрения»

Игра: «Сказочный герой»

Беседа: «что такое репутация?», «Законы общества»

Упражнение: «Внутренний дирижёр»

Проблемный диалог: «Кукушка – какая?»

Анализ сказки «Заколдованный холм» (английская народная сказка)

Беседа: «Цель и средства»

8

Мы и  окружающие

Наблюдение

Обсуждение: «Кто хороший? Кто плохой»

Анализ рассказов В. Асеевой «Плохо», «Три товарища»

Игра: «Сказочные злодеи»

Беседа о маскировке

Письменная работа: «Дома и на улице»

Обсуждение: «Почему так, а не иначе?»

Инсценировка: «Что делать в различных ситуациях?»

Инсценировки-тренинги: «Если…»

9

Подведение итогов обучения

Анализ сказки

Беседа о воспитании и самовоспитании

Презентация и защита творческих работ

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА

п/п


Название раздела программы

Количество
часов

1

Школа: разнообразие целей

1

2

Надсистемы и подсистемы человека

5

3

«Линия жизни» человека

3

4

Знакомимся с психологией

5

5

Эмоции и настроение

2

6

Общение

5

7

Противоречия

7

8

Мы и окружающие

4

9

Подведение итогов обучения

2

Итого:

34

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Раздел и тема

Количество часов

Дата

По плану

Фактич.

Школа: разнообразие целей (1 ч)

1

Зачем учиться в школе?

1

Надсистемы и подсистемы человека (5 ч)

2

Адрес

1

3

Наш организм

1

4

Как устроен человек?

1

5

Болезни

1

6

Что такое здоровый образ жизни?

1

«Линия жизни» человека (3 ч)

7

Развитие ребёнка до школы

1

8

Будущее

1

9

«Линия жизни» человека

1

Знакомимся с психологией (5 ч)

10

Что такое Я?

1

11

Учимся быть внимательными

1

12

Учимся запоминать

1

13

Учимся придумывать

1

14

Что значит «быть умным»?

1

Эмоции и настроение (2 ч)

15

Какие бывают эмоции?

1

16

Как поднять настроение?

1

Общение (5 ч)

17

Речевое общение

1

18

Неречевое общение. Жесты

1

19

Проблемы общения

1

20

Конфликты

1

21

Правила урегулирования конфликтов

1

Противоречия (7 ч)

22

Понятие о противоречии.

Противоречия в предметах

1

23

Противоречия в явлениях природы

1

24

Противоречия в свойствах характера

1

25

Противоречия в свойствах характера (продолжение)

1

26

Противоречия в ситуациях

1

27

Противоречия в ситуациях (продолжение)

1

28

Противоречие «цель – средство»

1

Мы и окружающие (4 ч)

29

Экскурсия

1

30

Анализ экскурсии

1

31

Ориентирование в окружающем мире

1

32

Правила поведения с незнакомыми

1

Подведение итогов обучения (2 ч)

33

Я – хороший, ты – хороший

1

34

Обобщение изученного

1

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

1. Авторская программа курса «Что такое я?» (интернет-ресурс)
http://www.vita-press.ru/fileadmin/files/programs/Mir_cheloveka.pdf

2. Федина, О.В. Мир человека: размышляем, рассуждаем, решаем: пособие для учащихся / ШКМ; Ольга Федина. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2017. – 64 с.

3. Гин, С. Мир человека. Программа и методические рекомендации по внеурочной деятельности в начальной школе: пособие для учителя 2 класса / ШКМ; Светлана Гин. – 2-е изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 160 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Программы. Рабочая программа по внеурочной деятельности "Уроки нравственности или "Что такое хорошо и что такое плохо"

Курс «Что такое хорошо и что такое плохо» окажет серьёзную помощь в деле воспитания подрастающего поколения. Он составлен в соответствии с федеральным государственным образовательным станд...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Что такое хорошо» ФГОС НОО (базовый уровень) 1 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности«Что такое хорошо»ФГОС НОО(базовый уровень) 1 класс...

Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности . Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)

Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности .Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Такие разные профессии"

Работа по профориентации в начальной школе очень специфична. Особенность заключается в том, что в 4 классах не ставится цели подвести детей к выбору определённой профессии. Главное – развитие вн...