КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ «ИСКОРКА»
рабочая программа
КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
«ИСКОРКА»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kontseptsiya_vospitatelnoy_sistemy.docx | 576.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Мало-Вяземская средняя общеобразовательная школа
КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
«ИСКОРКА»
учитель начальных классов: Короткова Виктория Ивановна
СОДЕРЖАНИЕ:
РАЗДЕЛ 1.ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ……………………………………………………………………..3
ФУНКЦИИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ…………..3
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА………….3
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВСЕГО КЛАССА И
ОТДЕЛЬНЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ…………………………………………………....3
ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИЗНИ КЛАССА ВО ВНЕУЧЕБНОЕ ВРЕМЯ………………....4
ИЗУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ………………………………………..5
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ…………………………………………………………...5
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ И ТВОРЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ……………………………………………………..5
АКТУАЛЬНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ………………………………………………………....6
УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАНИЯ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ…………………………………………………………9
РАЗДЕЛ 2. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С ОБУЧАЮЩИМИСЯ……….........11
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
ОБУЧАЮЩЕГОСЯ………………………………………………………………..…11
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАБЛЮДЕНИЯ КАК ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ
МЕТОДИКИ…………………………………………………………………………..12
ОРГАНИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ………………………………………………………………….....13
МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ И ПЕРЕВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ……………………………………………………………………….15
РАЗДЕЛ 3. РАБОТА С КОЛЛЕКТИВОМ КЛАССА……………………………….17
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ ДЕТСКОГО
КОЛЛЕКТИВА………………………………………………………………………..17
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПОРУЧЕНИЙ В КЛАССЕ…………………………………….17
РАЗДЕЛ 4. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ…………………………………………….18
УЧАСТИЕ РОДИТЕЛЕЙ В ЖИЗНИ КЛАССА…………………………………….18
ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………………….….19
ПРИЛОЖЕНЕИ 2……………………………………………………………………. 23
ПРИЛОЖЕНИЕ 3…………………………………………………………………… .24
ПРИЛОЖЕНИЕ 4……………………………………………………………………..34
ПРИЛОЖЕНИЕ 5…………………………………………………………………….26
ПРИЛОЖЕНИЕ 6…………………………………………………………………….30
ПРИЛОЖЕНИЕ 7…………………………………………………………………….31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………….39
РАЗДЕЛ 1.ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
ФУНКЦИИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Педагог как руководитель классного коллектива реализует свои функции относительно всего класса в целом и каждого обучающегося в отдельности. Воспитательные задачи классный руководитель решает в соответствии с учётом возраста детей и взаимоотношений внутри класса, учитывая при этом индивидуальные особенности каждого обучающегося.
Основным критерием результативности деятельности классного руководителя является содействие саморазвитию личности, реализации творческих способностей, обеспечение социальной защиты, создание необходимых условий для активизации усилий детей по решению собственных проблем.
Круг функциональных обязанностей классного руководителя в начальной школе включает:
- Организацию деятельности классного коллектива;
- Организацию учебной деятельности всего класса и отдельных обучающихся;
- Организацию жизни класса во внеучебное время;
- Изучение и воспитание личности;
- Работу с родителями.
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА
- Изучение личных дел обучающихся и ведение классного (электронного) журнала.
- Организация деятельности класса: распределение поручений в классе, организация работы дежурных, работа с активом класса, делегирование обучающихся во внутришкольные объединения, организация внеклассных мероприятий.
- Организация дежурства по столовой и школе.
- Соблюдение санитарных норм в прикреплённом кабинете.
- Забота о внешнем виде обучающихся.
- Организация питания обучающихся.
- Организация деятельности родительского комитета.
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ВСЕГО КЛАССА И ОТДЕЛЬНЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ
- Систематический контроль за посещаемостью обучающихся, анализ причин пропусков обучающихся уроков.
- Организация помощи в учёбе часто болеющим обучающимся, организация посещения обучающихся на дому, сообщение больным обучающимся домашних заданий.
- Воспитание у обучающихся класса чувства заботы о больных одноклассниках.
- Создание обстановки, способствующей благоприятному усвоению обучающимися учебного материала.
- Координация сотрудничества педагогов, работающих в классе.
- Работа с электронными дневниками обучающихся.
- Создание условий для интеллектуального развития обучающихся, их способностей и достижений, познавательных интересов и кругозора.
- Развитие индивидуальных качеств личности обучающихся с помощью школьного психолога и социального педагога (при наличии в школе), библиотекаря.
- Изучение отношения обучающихся к чтению (сотрудничество с семьёй, учителями-предметниками, изучение отношения самого обучающегося к чтению, консультирование и помощь в выборе книг).
ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИЗНИ КЛАССА ВО ВНЕУЧЕБНОЕ ВРЕМЯ
- Создание здорового микроклимата в детском коллективе, формирование положительных межличностных отношений, их регулирование и коррекция.
- Развитие у обучающихся навыков общения, умения отвечать перед коллективом за порученное дело, помогать в выполнении дела, контроль за его исполнением.
- Организация и проведение в соответствии с планом воспитательной работы творческих дел, классных часов с привлечением всего класса или отдельных обучающихся.
- Вовлечение обучающихся в созидательную деятельность, воспитание доброты и милосердия.
- Организация просвещения обучающихся по преодолению вредных привычек.
- Охрана здоровья обучающихся класса с учётом отклонений от норм здоровья каждого обучающегося, укрепление здоровья на основе вовлечения обучающихся в физкультурно-оздоровительную деятельность.
- Помощь в деятельности обучающихся класса в различных детских общественных организациях.
- Организация и проведение часов общения, информационных часов и тематических классных часов.
- Изучение методической литературы с целью поиска новых форм проведения внеклассных мероприятий и определения целесообразности и содержания каждого проводимого в классе внеклассного мероприятия.
- Проведение рефлексии и педагогического мониторинга результативности и успешности проводимых внеклассных мероприятий.
ИЗУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ
- Привитие навыков работоспособности и воспитание ответственного отношения к трудовой деятельности.
- Воспитание эстетической, нравственной культуры обучающихся.
- Воспитание гражданственности.
- Изучение личности обучающихся с помощью педагогической и психологической диагностики и организации коррекционной работы с обучающимися.
- Работа с характеристикой класса и отдельных обучающихся.
- Привитие санитарно-гигиенических навыков и навыков бережного отношения к собственному здоровью.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
- Изучение семейной ситуации и условий воспитания ребёнка в семье.
- Индивидуальная и групповая работа с родителями, тематическое консультирование.
- Проведение тематических родительских собраний (один раз в триместр), изучение рейтинга собраний среди родителей.
- Привлечение родителей класса к ремонту школьных помещений и к организации интересной, насыщенной внеучебной деятельности.
- Влияние на общение родителей с детьми.
- Защита интересов и прав ребёнка в общественных организациях и государственных судебных органах.
- Диагностика результативности работы с родительским коллективом обучающихся класса (по мере необходимости).
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ И ТВОРЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Классный руководитель – человек творческий. Как всякий исследователь он создаёт свою творческую лабораторию, которая помогает ему сделать воспитательную работу с обучающимися увлекательной и захватывающей.
Следующие документы и материалы являются обязательными при организации воспитательной работы с младшими школьниками:
- Государственные документы, которые определяют государственную политику в области образования и воспитания.
- Муниципальные и школьные программы организации и развития воспитательно-образовательного процесса, годовой план школы, Устав учебного заведения.
- Психолого-педагогическая и методическая литература по вопросам воспитания.
- Перечень внешкольных организаций городского округа для возможной организации сотрудничества с ними.
- Пакет образцов документов, которые необходимо вести классному руководителю в своём классе.
- Литература, описывающая передовой опыт в воспитании обучающихся, технологии воспитательного процесса, формы внеклассной работы с обучающимися.
- Календарь памятных дат, толковый словарь русского языка, энциклопедический словарь.
- Материалы школьной фильмотеки и видеотеки.
Возможности творческой лаборатории классного руководителя безграничны. Однако без неё эффективной работы с детским коллективом нет и быть не может.
Учителю начальной школы, который одновременно преподаёт и воспитывает, необходимо обладать следующими профессиональными навыками:
- Уметь правильно оценивать внутреннее состояние другого человека, сочувствовать и сопереживать ему (т.е. быть способным к эмпатии);
- Быть во всём примером и образцом для детей;
- Вызывать у ребёнка благородные чувства, желание и стремление становиться лучше, делать людям добро, добиваться высоких нравственных целей;
- Учитывать индивидуальные особенности воспитываемого ребёнка;
- Уметь вселят в ребёнка уверенность, успокаивать его, стимулировать к самосовершенствованию;
- Находить нужный стиль общения с каждым ребёнком, добиваться его расположения и взаимопонимания;
- Вызывать к себе уважение со стороны воспитанника, пользоваться неформальным признанием с его стороны;
- Иметь авторитет среди детей.
АКТУАЛЬНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
При определении целей воспитания необходимо руководствоваться следующими общими положениями:
- Цели воспитания должны соответствовать потребностям общества и государства;
- Цели воспитания должны соответствовать психологическим, возрастным, социальным потребностям обучающихся;
- Цели должны быть конкретными.
Наиболее актуальные цели воспитания на сегодняшний день:
- Развитие умения общаться и сотрудничать.
- Развитие и совершенствование интеллектуальных умений.
- Развитие эмоциональной и волевой сферы.
- Формирование положительной Я-концепции.
- Развитие мотивационно-потребностной сферы.
- Сохранение здоровья ребёнка.
Классный руководитель должен формировать у обучающихся такие качества личности, которые помогут им в будущем состояться во взрослой жизни, а именно:
- Интерес к самому себе. Вся система воспитательной работы должна пробудить у ребёнка интерес к себе самому. Он должен научиться задавать себе вопросы (Кто я? Какой я? Чего я хочу? Что я могу? Что я для этого умею? Что необходимо сделать, чтобы этого достичь?) и отвечать на них, он должен научиться любить себя.
- Самопризнание себя как личности. Классный руководитель должен помочь обучающемуся в формировании адекватной самооценки, самоуважении, уверенности в своих силах, собственной успешности. Ребёнку, как и взрослому, необходимо почувствовать свою значимость и необходимость. Это приводит любого ребёнка к эмоциональному равновесию и желанию самореализации.
- Управление самим собой. Умение обучающегося управлять собой осознанно, а не бездумно подчиняться приказу – одно из важных звеньев реализации целей воспитания в работе классного руководителя. Сегодняшняя школа заставляет обучающегося подчиняться школьным правилам, послушные дети не вызывают у педагогов беспокойства, однако это не формирует у ребёнка ответственности за свои поступки.
Каждая воспитательная ситуация должна предоставлять ребёнку право выбора правильного решения и формировать ответственность. Управление самим собой – это ещё и умение самостоятельно, без посторонней помощи решать свои проблемы. Прежде чем предлагать ребёнку помощь со стороны взрослых и сверстников в решении трудной ситуации, необходимо дать ему возможность решить проблему самостоятельно. Ни для кого не секрет: если ребёнок попытается решать проблему сам и убедится в том, что решить её не в состоянии, обращение его за поддержкой и помощью будет осознанным. Помощь взрослых становится эффективной, ибо ребёнок совершил огромную внутреннюю работу, прежде чем пришёл к пониманию необходимости сотрудничества в решении проблемы.
- Уважение чужого мнения. Воспитательные мероприятия должны формировать у обучающихся культуру общения, развивать у обучающихся коммуникативные умения. Ребята должны учиться формулировать и высказывать своё мнение, учиться отстаивать его, а также признавать свою неправоту в случае ошибки. Каждый человек, и ребёнок в том числе, имеет право на ошибку. Классный руководитель должен научить ребёнка не бояться ошибок.
Нужно также научить младших школьников терпимо относиться к разным людям, вещам и взглядам. Именно в начальной школе мы сталкиваемся с такими ситуациями, когда неправильно сказанное учителем слово, незнание обучающимися элементарных этических норм, неловкость в манерах и поведении могут провоцировать детские конфликты.
Классный руководитель должен сделать всё возможное для того, чтобы классный коллектив жил интересной, увлекательной и захватывающей жизнью.
- Любознательность и вовлечённость в деятельность. Именно в начальной школе обучающиеся наиболее активны как в учебной деятельности, так и во внеурочной. Им хочется много знать, им всё интересно, они желают участвовать активно во всех делах, которые предлагает педагог: обучающиеся желают проявить себя, продемонстрировать свои умения, достижения и знания. Надо отметить, что такая жажда деятельности, которая присуща обучающимся начальной школы, формирует ещё одно жизненно важное качество личности – трудолюбие. Способность трудиться активно, с удовольствием и радостью – это ли не достойная цель обучения и воспитания обучающихся? Педагог должен создавать условия для проявления трудолюбия, подчёркивать успешность деятельности ученика и стимулировать участие в школьных и классных делах.
- Эмоциональная устойчивость. Школа наряду с семьёй должна развивать эмоциональную сферу обучающихся, научить управлять отрицательными эмоциями. Нужно научить младших школьников прощать своих друзей и недругов, не таить в себе обиду на кого бы то ни было, не растить в себе желание отомстить, наказать. Обучающийся также должен научиться управлять своими страхами: потерпеть неудачу, получить двойку, оскорбительное замечание, стойкий ярлык, от которого трудно избавиться в течение многих школьных лет, и т.д.
- Желание действовать и совершать поступки. Отношение обучающихся к учению и ко всякого рода деятельности зависит от мотивации этой деятельности. Каждый ребёнок, который идёт в школу, хочет учиться хорошо, однако уже первые замечания педагога приводят к нежеланию заниматься. Особенно действуют на обучающегося и на формирование его учебной мотивации замечания, которые подчёркивают неумение обучающегося выполнять то или иное задание. Стимулом для проявления положительной мотивации обучающихся в той или иной деятельности являются индивидуальные мотивы: заинтересованность обучающихся, далекоидущие перспективы, вера в собственные силы, положительные эмоции.
Определение целей обучения и воспитания, а также качеств, которые необходимо развивать у обучающихся, приводит к пониманию задач, которые необходимо решать классному руководителю совместно с обучающимися и их родителями.
- Социальные задачи включают в себя защиту ребёнка, помощь ему, включение в систему социальных связей, взаимодействие с семьёй и внешкольными организациями с целью создания наиболее комфортных условий развития личности.
- Диагностические задачи – изучение личностных качеств обучающихся, особенностей характера с целью правильной организации системы воспитания.
- Воспитательные задачи связаны с воспитанием и развитием обучающихся.
- Профессиональные задачи – планирование работы с обучающимися, выбор эффективных педагогических средств и технологий воспитания, контроль и рефлексия деятельности.
УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАНИЯ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Обучающиеся проводят в учебном заведении большую часть своей школьной жизни. Насыщенная учебная программа, участие в олимпиадах, марафонах, занятия в группах продлённого дня во внеучебное время – после всего этого младшим школьникам требуется разрядка. Для этого необходима интересная и необычная внеклассная работа, которая способствует развитию личности.
Внеклассная деятельность обучающихся должна строиться на следующих принципах.
- Принцип открытости. Младшие школьники планируют жизнь в классе совместно с классным руководителем, вносят коррективы и предложения взрослого с учётом своих интересов, потребностей и желаний. Классный руководитель должен чутко прислушиваться к мнению детей.
- Принцип привлекательности будущего дела. Классный руководитель должен увлекать обучающихся конечным результатом выполняемого дела, им не интересны абстрактные и расплывчатые цели.
- Принцип деятельности. Младшие школьники – это обучающиеся, которые в школе переживают бум деятельности. Им хочется активно участвовать во всех мероприятиях, которые проводятся в школе, ими движет желание получить похвалу, выглядеть успешным в глазах учителя и своих родителей. Ребятам интересны конкурсы, праздники, соревнования, театрализации и т.д., поэтому классный руководитель должен предлагать обучающимся разнообразные внеклассные мероприятия.
- Принцип свободы участия. Предлагая ребятам участие во внеклассном мероприятии, необходимо учитывать их мнение. Это может быть выражено в представлении обучающимся возможности выбора задания с учётом своих интересов, личных качеств и возможностей. Такой подход классного руководителя учит ребёнка уже в младшем возрасте ответственности за выполнение порученного дела.
- Принцип обратной связи. Каждое внеклассное мероприятие. Большое или маленькое, должно заканчиваться рефлексией. Совместно с обучающимися необходимо каждый раз обсуждать, что получилось, а что не получилось, изучать их мнение, определять настроение и перспективу участия в будущих делах класса. Педагогу самому необходимо участвовать в мероприятиях. Это положительно сказывается на отношениях обучающихся с классным руководителем.
- Принцип сотворчества. В этом принципе соединяются два слова: сотрудничество и творчество. Работая с младшими школьниками, педагог должен предоставлять обучающимся право выбора партнёра по выполняемому делу. Это повышает результативность выполняемой обучающимися работы, стимулирует её успешность.
- Принцип успешности. И взрослому, и ребёнку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Классный руководитель должен видеть участие каждого ребёнка во внеклассной работе и по достоинству её оценивать. Если ученик видит, что его вклад в общее дело достойно оценивается, то в последующем он будет ещё более активен и успешен. Инструментом оценки успешности обучающихся может служить слово педагога, его жесты, мимика, интонация. Очень важно, чтобы оценка успешности обучающегося была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение.
Классному руководителю при организации процесса воспитания младшего школьника нужно также выполнять следующие условия:
Во-первых, формировать базовую культуру личности, культуру жизненного самоопределения: экономическую и политическую, демократическую и правовую, нравственную и экологическую, художественную и физическую, культуру семейных отношений. Формирую базовую культуру личности младшего школьника, классному руководителю необходимо создать широкое информационное поле для усвоения базовых культурных начал.
Во-вторых, совместно с обучающимися необходимо заниматься поиском нравственных образов духовной культуры и выработкой на этой основе своих собственных ценностей, норм и законов жизни, формирующих активную личную позицию школьника.
В-третьих, формирование культуры личности предполагает воспитание человека с твёрдыми убеждениями, демократическими взглядами и твёрдой жизненной позицией.
В-четвёртых, целью воспитательной работы является не проведение самого мероприятия, не формы и методы, а сам ребёнок, его склонности и интересы, отношение к жизни и самому себе.
В-пятых, воспитание должно строиться на добровольности участия обучающихся в любом воспитательном мероприятии. Принудительный воспитательный процесс к моральной деградации обучающихся. Детей нельзя обязать «воспитываться». Свободная воля проявляется, если воспитатель в воспитании опирается на интерес, романтику, чувства товарищеского и гражданского долга, творчество.
В конечном итоге главная идея воспитания состоит в том, чтобы подготовить человека к трём главным ролям реальной жизни – гражданина, работника, семьянина.
РАЗДЕЛ 2. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С ОБУЧАЮЩИМИСЯ
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
Педагогу необходимо знать интересы и увлечения обучающихся, взаимоотношения со сверстниками, родными и взрослыми людьми, особенности характера, эмоциональное состояние ребёнка.
Психолого-педагогическая диагностика является одним из компонентов педагогического процесса. В педагогическом процессе диагностика выполняет следующие функции: информационную, прогнозирующую, оценочную, развивающую.
Информационная функция диагностики заключается в том, чтобы:
- Выявить относительный уровень развития ребёнка;
- Выявить уровень состояния педагогического взаимодействия;
- Определить основные параметры будущей характеристики обучающегося.
Прогнозирующая функция диагностики заключается в том, чтобы:
- Способствовать выявлению потенциальных возможностей развития обучающихся;
- Определить прогноз организации взаимодействия с обучающимся.
Оценочная функция диагностики заключается в том, чтобы:
- Иметь представление о результативности педагогического взаимодействия;
- Определить эффективность использования в педагогическом процессе различных воспитательных и обучающих средств.
Развивающая функция диагностики заключается в том, чтобы:
- Использовать диагностические методики для демонстрации обучающемуся его возможностей и перспектив развития;
- Создать условия для самореализации, самоощущения и саморазвития личности на основе диагностики.
Основные задачи диагностики в начальной школе:
- Определить уровни развития ребёнка.
- Обнаружить изменения основных характеристик и признаков личности в лучшую или худшую сторону.
- Увидеть норму и отклонение (ориентируясь на эталон).
- Проанализировать полученные факты.
- Установить причины изменений.
- Выработать план дальнейшей коррекционной работы по результатам диагностики.
Для диагностики личностных качеств и учебной мотивации младших школьников можно использовать следующие методики (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАБЛЮДЕНИЯ КАК ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ МЕТОДИКИ
Одним из главных методов изучения личности ребёнка является наблюдение. Большое значение метод наблюдения имеет в начальной школе. Если педагог в начальной школе умеет дать точную характеристику развития личности ребёнка, объективно анализировать причины отклонения в поведении обучающегося и вовремя использовать результаты изучения в работе с семьёй и педагогическим коллективом. То он может помочь многим обучающимся сохранить себя, не растеряться, не озлобиться. Способность педагога оперативно, всесторонне и глубоко описывать облик и поведение ребёнка является основой для выбора эффективных методов воспитания.
Схема наблюдения за ребёнком от 6 до 12 лет:
- Общее впечатление, физические характеристики, чистота, аккуратность, внешний вид.
- Речь ребёнка.
- Социальное поведение.
- Настроение.
- Поведение ребёнка при выполнении учебных и неучебных занятий.(ПРИЛОЖЕНИЕ 2).
ОРГАНИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ
С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ
В индивидуальной работе с обучающимися педагог должен руководствоваться следующими принципами:
Контактности – установление и развитие деловых и межличностных контактов в системе «учитель - ученик – класс»;
Принятия – уважение самооценки личности обучающегося;
Деятельности – вовлечённость обучающихся во все виды деятельности для выявления его способностей и качеств характера;
Последовательности – усложнение и повышение требований к обучающимся по мере их развития;
Стимулирования – создание психологических условий для саморазвития и самовоспитания обучающихся.
Индивидуальная работа с обучающими включает несколько этапов:
I этап – диагностические исследования личности ребёнка, установление дружеских контактов, определение направлений совместной деятельности.
II этап – вовлечение обучающихся в разнообразные виды деятельности и использование различных методов и приёмов для изучения относительно устойчивых свойств личности (способности, темперамент, характер) и неустойчивых (поступки, психические состояния и действия обучающихся).
III этап – проектирование развития ценностных ориентаций, личностных свойств и качеств школьника, создание индивидуальных программ воспитания и самовоспитания обучающихся. Показателем воспитанности являются конкретные действия каждого обучающегося в различных ситуациях, его поступки, ценностные ориентации, отношение к одноклассникам, родителям, взрослым людям, а также к самому себе.
IV этап- дальнейшее изучение возможностей продвижения обучающихся на пути собственного развития, проектирование его поведения и взаимоотношений в различных ситуациях, использование методов индивидуального воздействия.
V этап – корректирование. Корректирование способствует уточнению и пересмотру коллективных, групповых воспитательных программ.
Одарённые обучающиеся. При работе с одарёнными детьми классный руководитель должен руководствоваться следующими правилами:
- Общаться с обучающимися на равных;
- Постоянно удовлетворять желание деятельности со стороны обучающихся;
- Выполнять обязательства, данные обучающимися;
- Создавать атмосферу творчества, поиска, интеллектуальной загруженности;
- Индивидуально работать с одарёнными при преодолении проблем общения с обучающимися класса;
- Использовать различные методы поощрения интеллектуальных усилий и личностных качеств обучающихся в той или иной ситуации;
- Проводить мероприятия, направленные на разностороннее развитие личности обучающихся;
- Формировать навыки самовоспитания, самоутверждения и самоконтроля;
- Формировать нравственные качества личности у одарённых детей.
Индивидуальный план работы с одарёнными детьми (ПРИЛОЖЕНИЕ 3).
Индивидуальный образовательный маршрут с мониторингом и анализом (ПРИЛОЖЕНИЕ 4).
Трудные обучающиеся. Особого внимания требуют к себе обучающиеся, которых называют трудными. Ни один ребёнок, который приходит в школу, не хочет быть в их числе. Трудными обучающиеся становятся, в первую очередь, в результате семейного воспитания. Плохие, враждебные взаимоотношения в семьях, манипулирование детьми, издевательства в семьях, разводы родителей, перебрасывание ребёнка из одной семейной ситуации в другую – всё это приводит к тому, что ребёнок становится трудным. Выясняя причины, необходимо провести педагогическую диагностику, определить уровень педагогической запущенности ребёнка, а также положительные качества характера ребёнка, на которые следует опираться в воспитательной работе.
При поиске причин появления трудностей в поведении ребёнка педагог должен ответить на следующие вопросы:
- Какие особенности характера ребёнка влияют на неадекватность его поведения?
- Какие неблагоприятные внешние условия влияют на неадекватность поведения обучающихся?
- Какие неблагоприятные обстоятельства ребёнок может преодолеть самостоятельно?
- Какие неблагоприятные обстоятельства ребёнок может преодолеть с помощью родителей?
- Какую помощь может оказать общественность?
- Какие педагогические ошибки недопустимы в воспитании ребёнка?
- Как исправить ошибки, которые уже допущены педагогами и семьёй?
МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ И ПЕРЕВОСПИТАНИЯ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
При работе с обучающимися классному руководителю необходимо использовать различные методы воспитания и перевоспитания.
Метод переубеждения нацелен на изменение мотивов оправдания неправильного поведения у обучающихся, на формирование социально ценных мотивов поведения. Используя метод переубеждения в работе с ребёнком, необходимо руководствоваться следующими приёмами:
- Создание положительного общественного мнения;
- Воздействие на ребёнка с помощью слова и деятельности;
- Создание условий для приобретения ребёнком положительного жизненного опыта.
Метод переучивания нацелен на преодоление отрицательных привычек обучающихся, нездоровых потребностей, неправильных действий, изменение жизненного опыта. Используя метод переучивания, необходимо руководствоваться следующими приёмами:
- Включение ребёнка в активную социально ценную деятельность;
- Оценка и поддержка положительных проявлений со стороны обучающегося;
- Контроль и проверка выполнения предъявляемых к ребёнку требований;
- Предъявление чётких запретов на негативные проявления обучающегося.
Весьма перспективным в воспитательной работе с младшими школьниками является метод взрыва. Целью метода взрыва является стремительное разрушение негативных качеств и привычек в поведении обучающегося, отрицательных стереотипов поведения ребёнка.
Конкретными приёмами являются:
- Доведение до наивысшего эмоционального накала отрицательных переживаний ребёнка;
- Создание ситуации глубокого эмоционального переживания, которое приводит к эмоциональному и моральному удовлетворению и успокоению.
Метод реконструирования даёт хорошие результаты после успешного использования метода взрыва, когда ребёнок готов к принятию помощи взрослого, способен адекватно оценить свои проблемы в поведении.
Целью метода реконструирования является внесение определённых корректив в духовный мир ребёнка при сохранении уникальности и неповторимости его личности. Метод реконструирования предполагает использование следующих приёмов:
- Создание положительных перспектив в жизни ребёнка;
- Использование ведущих положительных качеств ребёнка в воспитательной деятельности;
- Ведение дневников самонаблюдения и саморазвития;
- Составление программ саморазвития личности в целом или отдельных качеств ребёнка.
Все выше перечисленные методы должны применяться в сочетании методов поощрения и наказания. Целью этих методов является стимулирование положительного поведения обучающихся, сдерживание отрицательного поведения.
Приёмами положительного воспитательного воздействия на обучающихся могут быть:
- Грамоты;
- Благодарственные письма;
- Неожиданные сюрпризы для обучающихся положительного свойства;
- Подарки;
- Различные поощрения в виде поездок, участия в праздничных мероприятиях и т.д.
Большое значение в становлении характера ребёнка имеет метод самоисправления. Для младшего школьника очень важно, чтобы педагог заметил и оценил усилия ребёнка. Целью этого метода является развитие активности ребёнка и приучение его к пониманию необходимости в изменении своих качеств личности, своего характера.
При использовании этого метода необходимо активно применять следующие приёмы, которые могут быть эффективны в работе с младшими школьниками:
- Самоуправление;
- Самоприучение;
- Самооценка.
Каждый метод воспитания при определённых условиях вступает во взаимосвязь с другими методами, а главным условием действенности данных методов является системное чётко выстроенное воспитание в коллективе, организация взаимовоспитания и самовоспитания.
Эффективность индивидуальной работы с обучающимися зависит в первую очередь, от уровня компетентности, профессионализма и педагогического мастерства учителя. Кроме этого, каждый педагог, работающий с трудным ребёнком, должен быть терпелив, последователен, требователен и гибок, иначе все его усилия не только не приведут к положительному результату, но и могут усугубить положение ребёнка и привести к непредсказуемым последствиям, а также негативно повлиять на авторитет самого педагога.
РАЗДЕЛ 3. РАБОТА С КОЛЛЕКТИВОМ КЛАССА
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА
(ПРИЛОЖЕНИЕ 5).
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПОРУЧЕНИЙ В КЛАССЕ
Младшие школьник очень любят выполнять в классе различные поручения. Они чувствуют себя значимыми, нужными, ждут возможности проявить себя. Если классный руководитель младших школьников уделяет внимание этой проблеме в работе с классом, то и на средней и старшей ступенях обучения дети с удовольствием выполняют самые различные поручения.
Детский коллектив – это маленькая страна, в которой необходимо построить жизнь так, чтобы каждый чувствовал необходимость и нужность другого. Поручения в классе можно распределить, обыгрывая следующую ситуацию. Ребята придумывают названия стране-классу, определяют органы управления в стране и поручения, которые они могут выполнять в своём классе.
Игровую ситуацию можно назвать так: «Каким министром я хочу быть?» для того чтобы ребятам было проще совершить этот выбор, названия министров можно записать на доске или раздать листы с заготовленной таблицей. (ПРИЛОЖЕНИЕ 6).
Младшие школьники должны научиться выполнять порученное дело ответственно, вырабатывать в себе привычку активно участвовать в выполнении общественного поручения. Классный руководитель должен постоянно контролировать участие ребят в выполнении общественных поручений и поощрять инициативу, самостоятельность, желание выполнять общественное поручение.
РАЗДЕЛ 4. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
УЧАСТИЕ РОДИТЕЛЕЙ В ЖИЗНИ КЛАССА
Содержание сотрудничества классного руководителя с родителями включает три основных направления: психолого-педагогическое просвещение родителей, вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс и участие в управлении им в школе.
Психолого-педагогическое просвещение родителей предполагает организацию следующих форм работы с семьёй:
- Родительских университетов;
- Конференций;
- Индивидуальных и тематических консультаций;
- Родительских собраний;
- Тренингов.
Вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс можно с помощью следующих форм деятельности:
- Дней творчества детей и их родителей;
- Открытых уроков и внеклассных мероприятий;
- Помощи в организации и проведении внеклассных дел и в укреплении материально-технической базы школы и класса;
- Шефской помощи.
Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом можно организовать с помощью следующих форм деятельности:
- Участие родителей класса в работе совета школы;
- Участие родителей класса в работе родительского комитета и комитета общественного контроля;
- Участие в работе общественного совета содействия семье и школе.
Большое внимание классный руководитель должен уделить просвещению родителей обучающихся класса. Умело организованное и продуманное педагогическое просвещение родителей способствует развитию педагогического мышления и воспитательных умений родителей, изменению восприятия собственного ребёнка в их глазах.
(ПРИЛОЖЕНИЕ 7).
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Методика «Мой портрет в интерьере»
Прежде чем ребята будут выполнять задание, учитель показывает им рамочку для фотографий, на которой можно разместить предметы интерьера (книгу, очки, фрукты, спортивные атрибуты и т.д.). Обучающимся предлагается нарисовать свой портрет и поместить его в рамку из различных предметов. Предметы для рамки предлагается определить самим обучающимся. Предметы, которые включит обучающийся в интерьер своего портрета, отражают главные интересы его жизни.
Методика «Десять моих «Я»
Обучающимся раздаются листочки бумаги, на каждом из которых написано десять раз слово «Я». Обучающиеся должны дать определение каждому «Я», рассказывая о себе и своих качествах.
Например:
Я – умный.
Я – красивый и т.д.
Классный руководитель обращает внимание на то, какие прилагательные использует обучающийся для своей характеристики.
Фамилия, имя _________________ Я___________________ Я___________________ Я___________________ Я___________________ Я___________________ Я___________________ Я___________________ Я___________________ Я___________________ Я____________________ |
Методика «Звезда эстрады»
Обучающимся класса предлагается заранее выбрать для себя любимую певицу или певца. Певец должен быть одного пола с ребёнком. Обучающиеся также заранее готовят фонограмму (сами или в этом им помогает педагог). Задача ребёнка – выступить перед классом в образе выбранной звезды, используя запись песни. Такая диагностическая методика помогает преодолевать обучающимся класса боязнь, неуверенность, формирует положительное отношение обучающихся класса драг к другу.
Методика «Мои любимые вещи»
Обучающимся класса предлагается заполнить анкету, продолжая предложения.
1 | Любимый цвет - |
2 | Любимое имя - |
3 | Любимое дерево - |
4 | Любимый цветок - |
5 | Любимый плод - |
6 | Любимая ягода - |
7 | Любимый праздник - |
8 | Любимый день недели - |
9 | Любимый певец (певица) - |
10 | Любимое животное - |
11 | Любимая книга - |
Методика «Самореклама»
Обучающиеся класса готовят о себе рекламу в газету для участия в конкурсе. В рекламе должны быть описаны внешние данные и внутренние качества, которые позволят победить в объявленном конкурсе. Главные требования к саморекламе – искренность.
Методика «Сказки»
Обучающиеся младших классов с удовольствием пишут сочинения, рассказы, сказки. В своих маленьких произведениях они достаточно искренни, рассказывают о своих радостях и горестях, демонстрируют свои проблемы, которые требуют решения. Большим успехом у обучающихся пользуется методика написания сказок. В начальной школе (1-2-е классы) обучающимся можно предложить написать сказки на следующие темы:
1.Сказка о своём портфеле.
2. Необычная история об обычном дневнике.
3.Сказочные каникулы.
4.Необычные приключения обычного школьника.
5.Сказочная история о том, как…
Обучающиеся сами определяют тему «как» (как я учил уроки, как я не хотел идти в школу, как я проспал и т.д.).
Составление сказочных историй помогает обучающимся бороться с проявлением свои негативных эмоций, неуверенностью, страхом, отрицательными качествами характера.
Методика «Что у меня на сердце»
Обучающимся класса раздаются вырезанные из бумаги сердечки. Классный руководитель даёт следующие задание: «Ребята, иногда взрослые говорят, что у них «легко на сердце» или «тяжело на сердце». Давайте определим с вами, когда может быть на сердце тяжело, а когда легко, и с чем это может быть связано. Для этого на одной стороне сердечка напишите причины, отчего у вас на сердце тяжело, и причины, отчего у вас на сердце легко. При этом вы можете раскрасить ваше сердечко в тот цвет, который соответствует вашему настроению».
Диагностика позволяет узнать причины переживаний ребёнка, найти пути их преодоления.
Методика «Градусник»
________________41_
________________40_
______________ _39_
________________38_
________________37_
_____ __________36,6_
________________35__
___________ ____ 34__
________________33__
Перед процедурой диагностирования учитель проводит предварительную беседу с обучающимися, в ходе которой он предъявляет предмет, который есть в каждом доме. Это – градусник. Педагог объясняет ребятам, что при высокой температуре человеку плохо, тревожно – 38, 39,40,41 . нормальная температура человека – 36,6. У него нет тревоги, всё хорошо, у него всё получается, он здоров. Температура у человека может быть и 35. При такой температуре человек испытывает слабость, усталость, отсутствие интереса и желания что-либо делать. После объяснения педагог предлагает обучающимся поиграть в игру. Он будет называть учебные предметы, а ребятам предлагается пофантазировать и назвать или написать ту температуру, которая у них условно появляется при названии этого предмета. Например, русский язык – 39, математика – 36,6.
Это позволяет определить степень тревожности младших школьников, которая связана с учебной деятельностью.
Методика «Краски»
Обучающиеся класса получают набор красок или фломастеров, а также листы рисовальной бумаги. На каждом листе нарисовано по 10 кружков, в каждый кружок вписаны следующие предметы, связанные со школой: звонок, книга, учитель, портфель, класс, физкультура, школа,урок, домашнее задание, тетрадь. Задача обучающихся – раскрасить кружок в тот или иной цвет.
Если ребёнок окрашивает предметы в тёмный или чёрный цвет, это говорит о том, что он испытывает негативные эмоции по отношению к этому предмету.
Методика «Остров Невезения»
В начале процедуры педагог объясняет обучающимся следующее: «Получена радиограмма SOS с острова Невезения. Люди, живущие на этом острове, страшно невезучие. Детям не везёт в учении, взрослым в работе. У нас с вами есть возможность помочь детям. На листе бумаги, который лежит перед вами, необходимо написать предметы, которые мешают детям жить весело и счастливо. Эти предметы вы определяете сами».
Классному руководителю нужно проанализировать, какие предметы попадают в список, есть ли среди них учебные предметы. Такая методика позволяет определить мотивационную ценность учения для обучающегося, а также выявить, что является приоритетным, по его мнению, в создании благоприятной обстановки вокруг него.
Методика «Что такое хорошо и что такое плохо»
Обучающимся предлагается продолжить предложения.
Хорошая школа – это… |
Плохая школа – это… |
Хороший класс – это … |
Плохой класс – это… |
Хороший ученик – это… |
Плохой ученик – это… |
Хороший учитель – это… |
Плохой учитель – это… |
Хороший урок – это… |
Плохой урок – это… |
Хороший ответ – это… |
Плохой ответ – это… |
Методика «Номинация»
Обучающимся предлагается принять участие в чествовании школьных предметов. Для этого нужно распределить школьные предметы по следующим номинациям:
- самый интересный учебный предмет;
- самый полезный учебный предмет;
- самый ненужный учебный предмет;
- самый трудный учебный предмет;
- самый лёгкий учебный предмет;
- самый весёлый учебный предмет.
Затем обучающимся предлагается придумать ещё одну номинацию и самим определить, какой учебный предмет можно отнести к этой номинации. Данная методика позволяет изучить учебные приоритеты обучающихся, определить преимущества учебных предметов для обучающихся.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Общие сведения
№ | Ф.И.О. | В каком кружке, секции занимается | Состоит ли на специальном учёте | Состояние здоровья | Сведения о родителях | Домашний адрес и телефон | Прим. |
1 | |||||||
2 | |||||||
3 | |||||||
4 | |||||||
… |
Педагогические наблюдения и выводы
Обучающийся (Ф.И.О.) __________________________________________
Адаптированность ребёнка к школе________________________________
Направленность личности школьника______________________________
Мотивация учебной деятельности_________________________________
Самооценка ___________________________________________________
Особенности темперамента_______________________________________
Особенности характера__________________________________________
Дополнительная информация______________________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
План работы с одаренными детьми
на 2019-2020 учебный год
Клюкина Арина Евгеньевна, 28.03.2011г.
Обучающаяся 2 «А» класса МБОУ Мало-Вяземской
средней общеобразовательной школы
Направление индивидуального образовательного маршрута:
литература, искусство, математика, русский язык, музыка, спорт
Куратор: Короткова Виктория Ивановна, учитель начальных классов
Рефлексия | Психолого-педагогическая поддержка, кураторство | |
Диагностика, анализ | знаю-умею-достиг
| Психолого-педагогической службой выявлены виды одаренности обучающейся: креативная, социальная. Задачи куратора:
|
Проектирование | Хочу знать-научиться-достичь
| Для составления индивидуального маршрута из «Матрицы возможностей» выбраны конкретные виды деятельности:
|
Организация | Мои шаги в достижении цели: - чтение, анализ стихотворений, стихотворных размеров; - чтение дополнительной литературы по предметам; - работа в ШНО; - участие в предметных неделях, конкурсах различного уровня, научно-практических конференциях. | СЕНТЯБРЬ: Подготовка и участие в муниципальном конкурсе «Пушкин и дети». Участие в межпредметной онлайн-олимпиаде Учи.ру Подготовка к олимпиаде «Наше наследие» ОКТЯБРЬ: Участие в школьном конкурсе декоративно-прикладного творчества «Осенний вернисаж» Участие в конкурсе поделок из бросового материала. Участие в неделе окружающего мира. Участие в осенней олимпиадe «Русский с Пушкиным» 2019 НОЯБРЬ: Подготовка к конкурсу чтецов. Участие в олимпиадe BRICSMATH.COM. Подготовка к участию в муниципальном конкурсе «Рождественская звезда» ДЕКАБРЬ: Участие в школьном конкурсе декоративно-прикладного творчества «Новогодний калейдоскоп» Участие в муниципальном конкурсе «Рождественская звезда» Участие в онлайн-олимпиаде «ПЛЮС» по математике на Учи.ру Участие в онлайн-олимпиаде «Заврики» по математике на Учи.ру ЯНВАРЬ: Подготовка к участию в школьной научно-практической конференции Участие в январской Дино-олимпиаде на Учи.ру ФЕВРАЛЬ: Подготовка к участию в школьной научно-практической конференции Подготовка к конкурсу чтецов. Подготовка к участию в муниципальном конкурсе «Неопалимая купина» МАРТ: Участие в школьной научно-практической конференции Подготовка к участию в муниципальном конкурсе «Пасхальный свет и радость» Участие в муниципальном конкурсе «Неопалимая купина» Участие в онлайн-олимпиаде «Заврики» по математике на Учи.ру АПРЕЛЬ: Участие в муниципальном конкурсе «Пасхальный свет и радость» Участие в онлайн-олимпиаде «Заврики» по русскому языку на Учи.ру Участие в январской Дино-олимпиаде на Учи.ру МАЙ: Участие в школьном конкурсе «Портфолио обучающегося 2020» Участие в онлайн-олимпиаде «Заврики» по английскому языку на Учи.ру Участие в онлайн-олимпиаде «ПЛЮС» по математике на Учи.ру |
ПРИЛОЖЕНИЕ 5.
1-й класс
Методика «Урок физкультуры»
Обучающимся раздаются листы бумаги. На листе бумаги обучающиеся должны построить свой класс на уроке физической культуры (расположить квадратики с именами обучающихся в определённой последовательности). Задача состоит в том, что ребята должны быть выстроены не по росту, а по степени значимости каждого обучающегося в коллективе.
Данная методика позволяет определить взаимоотношения детей в классе и выявить лидеров.
Методика «Солнце, тучка, дождик»
Каждый обучающийся класса получает лист бумаги, на котором нарисованы солнце, тучка, дождик. Обучающимся предлагается определить их самочувствие и настроение в классе, дома, с друзьями с помощью погодных явлений. Обучающимся нужно дополнить предложения рисунками.
Методика «Подарки»
Классный руководитель просит обучающихся класса пофантазировать, какие подарки можно придумать каждому обучающемуся класса к Новому году. Ребята получают лист бумаги и на нём пишут имя обучающегося, а рядом предмет, который получает он в качестве подарка.
Такая диагностика очень информативна и свидетельствует об атмосфере в детском коллективе. Важно, кого ребёнок называет в первую очередь в своём списке. Это свидетельствует о значимости ребят для данного обучающегося. Нужно также посмотреть, все ли ребята класса попадают в список каждого обучающегося, какие чувства дети испытывают при распределении праздничных подарков. Ребята выполняют подобные диагностические исследования с большим удовольствием и творчески. Они по-новому смотрят на своих одноклассников, пытаются задавать вопросы друг другу, активно сотрудничать.
2-й класс
Методика «Пъедестал»
Обучающимся класса раздаются листы бумаги, на которых они должны построить пъедестал для награждения. Пъедестал состоит из пяти ступенек. На каждую ступеньку они должны возвести лишь одного человека из класса. Обучающийся имеет право одну ступеньку оставить для себя, если считает нужным.
На пъедестал возводят тех ребят, кто является значимой фигурой в жизни класса. Данная методика позволяет увидеть взаимоотношения обучающихся в коллективе, их привязанности друг к другу, определить нравственную сторону отношений обучающихся.
Методика «Дом, в котором я живу»
Обучающимся класса предлагается построить на листике бумаги многоэтажный дом и заселить его значимыми для них людей. Это могут быть и одноклассники, и друзья, и родители, и родственники. Такая диагностика помогает изучить привязанности обучающихся друг к другу, к родным и близким людям, к своим товарищам.
Методика «Социометрия»
Обучающимся класса предлагается ответить на три вопроса, которые записываются на доске или на листе бумаги. Обучающиеся должны назвать трёх своих одноклассников при ответе на каждый вопрос. Вопросы могут быть следующими:
- Если ты не знаешь, что тебе задано на дом, к кому из ребят класса ты можешь обратиться за разъяснением домашнего задания?
- Если ты занимаешься в кружке, в котором тебе очень интересно, кого из ребят класса ты хотел бы видеть рядом с собой?
- Представь себе, что у тебя есть право сформировать команду космического корабля, отправляющегося на Марс. Подумай, кто из ребят класса мог бы быть с тобой рядом в корабле.
3-й класс
Методика «Круги на воде»
Ребятам предлагается лист бумаги, на котором нарисовано пять кругов, один в одном. Обучающемуся в каждый круг нужно вписать имена одноклассников по степени их значимости для себя. В каждый круг вписывается не более трёх имён одноклассников.
Методика «Мультфильм о нашем классе»
Обучающимся класса предлагается создать мультфильм о своём классе. Каждый ребёнок готовит один кадр к мультфильму. Ребятам раздаются фломастеры, листы бумаги (по одному листочку). Ребята работают самостоятельно, без подсказки и коррекции учителя. Кадры склеиваются, и ребятам предоставляется возможность озвучить каждый кадр. Эта методика интересна тем, что она позволяет получить очень много информации о классе. Классному руководителю нужно обратить внимание на следующие моменты:
- Какие сцены из жизни класса чаще всего повторяются?
- Какие имена чаще всего называются в кадрах мультфильма?
- Какая эмоциональная окраска фильма? (злой, добрый, смешной и т.д.)
- Какие проблемы поднимает мультфильм?
Методика «Аукцион»
Обучающимся класса раздают листы бумаги, на которых написаны группы слов. Из этих слов ребята должны выбрать такие, которые лучше всего характеризуют их класс. Примерный список слов: дружный, недружный, хороший, плохой, добрый, злой, весёлый, грустный, организованный, неорганизованный, ответственный и безответственный, активный, неактивный.
Если ребята класса не до конца понимают значение какого-либо слова, учитель должен разъяснить его. Опыт подсказывает, что ребята вполне понимают каждое слово и адекватно его применяют в своих ответах.
Если многие обучающиеся выбирают для характеристики класса слова, характеризующие класс с отрицательной стороны, то это говорит о том, что классному руководителю есть над чем поработать.
4-й класс
Методика «Самые памятные события из жизни моего класса»
Обучающимся класса предлагается написать сочинение, в котором необходимо рассказать о самых памятных событиях жизни класса. Анализируя сочинение, необходимо обратить внимание, какие события называют обучающиеся памятными, какой характер носят события, положительный или отрицательный. Также важно отметить, какое место в описанных событиях каждый ученик отводит себе и своим одноклассникам.
Методика «Продолжи предложение»
Обучающимся класса предлагается определить своё отношение к одноклассникам, продолжив следующие предложения:
- Ребята, с которыми я дружу в нашем классе, это….
- Ребята, с которыми я не дружу в классе, это…
- Ребята, с которыми я провожу время после уроков, это…
- Ребята, с которыми я не общаюсь после уроков, это…
- Ребята, с которыми мне бы хотелось дружить в классе, это…
- Ребята, без которых мне было бы трудно, это…
Методика «Необитаемый остров»
Обучающимся класса предлагается представить себе такую ситуацию: «Ваш класс совершает морское путешествие на корабле. Корабль терпит крушение, и вы попадаете на необитаемый остров. Вам предлагается описать эту фантастическую историю и рассказать, как будет себя вести класс и каждый из вас на необитаемом острове».
Опыт проведения такой работы показывает, что ребята очень чётко разделяют функции каждого на острове. При этом выделяют лидеров класса, а также тех, кто не участвует в жизни коллектива по разным причинам.
Методика «Портретная галерея нашего класса»
Классный руководитель обращается к обучающимся класса со следующими словами: «В этом году вы заканчиваете 4-ый класс, а я, ваш учитель, буду учить и воспитывать других детей, совсем непохожих на вас. Но мне очень хочется, чтобы вы оставили на память альбом с вашими портретами, словесными и нарисованными. Сейчас вы попробуете составить свой словесный портрет и нарисовать себя».
Таким образом, обучающиеся пишут самохарактеристику и рисуют автопортрет.
Такая диагностика очень полезна при подготовке классного руководителя к итоговому психолого-педагогическому консилиуму, который традиционно проводится в школах в 4-м классе. Педагог должен обратить внимание на самооценку обучающихся в составленной характеристике, на определение своей роли в классе.
ПРИЛОЖЕНИЕ 6.
Министерство здравоохранения | |
Министерство информации | |
Министерство культуры | |
Министерство образования | |
Министерство физкультуры и спорта | |
Министерство финансов | |
Министерство досуга | |
Министерство охраны природы | |
Министерство творчества |
ПРИЛОЖЕНИЕ 7.
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ
СЕМЬИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Анкета «Перспективы обучения и воспитания ребёнка»
- С каким чувством переступает порог школы ваш сын или дочь?
_________________________________________________________
_________________________________________________________
- Как чувствует себя ваш ребёнок в ученическом коллективе?
_________________________________________________________
_________________________________________________________
- Знаете ли вы друзей своего ребёнка в коллективе? Назовите их.
_________________________________________________________
_________________________________________________________
- Создаёт ли школа, по вашему мнению, условия для самореализации в учебной деятельности вашего ребёнка?
_________________________________________________________
_________________________________________________________
- Какую помощь необходимо оказать вашему ребёнку для повышения результативности его учебной деятельности?
_________________________________________________________
_________________________________________________________
Анкета «Ваш ребёнок»
С целью изучения обучающихся, взаимоотношений в семьях ребят можно использовать в анкетировании следующие вопросы:
- Какие положительные качества характера своего ребёнка вы можете назвать?
_________________________________________________________
_________________________________________________________
- Какие отрицательные качества характера вашего ребёнка мешают ему комфортно чувствовать себя в коллективе?
_________________________________________________________
_________________________________________________________
- Как ведёт себя ваш ребёнок дома?
_________________________________________________________
_________________________________________________________
- Делится ли ваш ребёнок с вами впечатлениями о событиях школьной жизни, жизни класса?
_________________________________________________________
_________________________________________________________
- Приглашает ли вас на классные мероприятия, хочет ли видеть вас в школе?
_________________________________________________________
_________________________________________________________
Методика «Незаконченные предложения»
- Эта методика используется для диагностики взаимоотношений родителей и обучающихся (3-4 классов). Обучающиеся и родители дают ответ на одни и те же вопросы, это позволяет определить причины конфликтов во взаимоотношениях детей и родителей. Ни для кого не секрет, что несовпадение точек зрения, взглядов, убеждений, мнений родителей и детей может привести к конфликтным ситуациям и проблемам в воспитании ребёнка.
Проанализировав ответы обучающихся и их родителей, можно использовать их результаты для подготовки и проведения различных внеклассных мероприятий как с родителями, так и с обучающимися.
Предложения для обучающихся:
- Школа для меня – это…
- Класс, в котором я учусь, - это…
- Учителя для меня – это люди, которые…
- Мои одноклассники – это…
- Уроки для меня – это…
- Предметы, которые мне нравятся, - это…
- Предметы, которые мне не нравятся, - это…
Предложения для родителей:
- Школа, в которой учится мой ребёнок, - это….
- Класс, в котором учится мой ребёнок, - это…
- Одноклассники моего ребёнка, - это…
- Выполнение домашних заданий для моего ребёнка – это…
- Учебные предметы, нравящиеся моему ребёнку, - это ….
- Предметы, которые не нравятся моему ребёнку, - это…
- Для изучения традиций и обычаев семей обучающихся, нравственных ценностей семьи можно использовать такие незаконченные предложения.
Предложения для обучающихся:
- Я радуюсь, когда…
- Я огорчаюсь, когда…
- Я плачу, когда…
- Я злюсь, когда…
- Мне нравится, когда…
- Мне не нравится, когда…
- Я верю, когда…
- Если у меня хорошие новости, то я…
- Если у меня плохие новости, то я…
- Если у меня что-то не получается, то я…
Предложения для родителей:
- Я радуюсь, когда мой ребёнок…
- Я огорчаюсь, когда мой ребёнок…
- Я плачу, когда мой ребёнок…
- Я злюсь, когда мой ребёнок…
- Мне нравится, когда мой ребёнок…
- Мне не нравится, когда мой ребёнок…
- Я не верю, когда мой ребёнок…
- Я верю, когда говорят, что мой ребёнок…
- Если у моего ребёнка хорошие новости, то…
- Если у моего ребёнка что-то не получается, то…
Рисуночный тест «Выходной день в моей семье»
Интересные результаты дают рисуночные диагностики, которые можно предложить выполнить детям и родителям на одну и ту же тему. Например, ребятам предлагается нарисовать рисунки по следующим темам: «Выходной день в моей семье», «Наша семья», «День рождения в моей семье».
И детям, и родителям раздаются листы бумаги с нарисованными кругами, в которые нужно поместить предметы или членов семьи в выходной день. Члены семьи должны что-либо выполнять.
Это может выглядеть так:
Мама | Папа | Я | ||
Книга | Газета | Уроки | ||
Кухня | Диван | Друзья |
Сравнительный анализ рисунков позволяет классному руководителю выявить различные противоречия в организации жизни семьи, помочь найти детям и родителям взаимопонимание.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Индивидуальный образовательный маршрут
на 2018-2019уч.г.
Секеркина Мария Николаевна, 31.10.2011г.р.
ученица 1 «А» класса МБОУ Мало – Вяземской средней общеобразовательной школы
Направление индивидуального образовательного маршрута: литература, искусство,
математика, русский язык
Куратор Короткова Виктория Ивановна, учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Рефлексия | Психолого-педагогическая поддержка, кураторство |
Диагностика, анализ | Знаю-умею-достиг 3.Любит рисование, лепку, танцы, пение. 3.Посещаю занятия в школьной театральной студии «Радуга». 4. Посещает секцию танцев. | Психолого-педагогической службой выявлены виды одаренности обучающегося: социальная, креативная. | |||||
Проектирование | Хочу узнать – научиться-достичь 3.Принимать участие в творческих конкурсах разного уровня. | Для составления ИМ из "Матрицы возможностей" выбраны конкретные виды деятельности: 1.Развитие поэтических, художественных способностей. | |||||
Организация | Мои шаги в достижении цели -чтение, анализ стихотворений, стихотворных размеров; -«проба пера»; - работа в ШНО; | СЕНТЯБРЬ 1. Подготовка и участие в школьном конкурсе «Юных поэтов» ОКТЯБРЬ 1. Участие в предметных неделях. 2.Участие в школьном конкурсе декоративно прикладного творчества «Осенний вернисаж». НОЯБРЬ 1. Подготовка к конкурсу новогодних стихотворений. 2.Пишем письмо Деду Морозу (в стихах). 3. Подготовка к новогоднему выступлению. ДЕКАБРЬ 1.Участие в школьном новогоднем представлении «Золушка» в составе участников студии «Радуга» 2.Участие в школьном конкурсе декоративно-прикладного творчества «Новогодний калейдоскоп». 3.Участрие в конкурсе «Рождественская звезда. ЯНВАРЬ 1.Подготовка к участию в школьной научно-практической конференции. ФЕВРАЛЬ 1.Подготовка к участию в школьной научно-практической конференции. 2.Подарки в дом престарелых. МАРТ 1.Участие в школьной научно-практической конференции. 2. Участие в дистанционных конкурсах. 3. Участие в конкурсе «Права человека глазами ребенка» АПРЕЛЬ 1.Участие в районном конкурсе декоративно-прикладного творчества «Пасхальный свет и радость». МАЙ 2. Участие в школьном конкурсе «Портфолио обучающегося 2019» - консультации куратора, - занятия в секциях | |||||
Мониторинг и анализ | |||||||
1. | Секеркина Мария | Муниципальный этап XVоткрытой всероссийской олимпиады «Наше наследие», Одинцовский УМЦ «Развитие образования» | Муниципальный | 2 степень | |||
2. | Муниципальный этап XVоткрытой всероссийской олимпиады «Наше наследие» в соревновании «Стихотворение» | Муниципальный | 2 степень | ||||
3. | Муниципальный этап XVоткрытой всероссийской олимпиады «Наше наследие» в соревновании «Чтение» | Муниципальный | 2 степень | ||||
4. | Международная дистанционная олимпиада «Эрудит II», предмет Литературное чтение | Международный | 1 степень | ||||
5. | Международная дистанционная олимпиада «Эрудит II», предмет Физическая культура | Международный | 1 степень | ||||
6. | Международная дистанционная олимпиада «Эрудит II», предмет Логика | Международный | 1 степень | ||||
7. | Международная дистанционная олимпиада «Эрудит II», предмет Окружающий мир | Международный | 1 степень | ||||
8. | Международная дистанционная олимпиада «Эрудит II», предмет Русский язык | Международный | 1 степень | ||||
9. | Международная дистанционная олимпиада «Эрудит II», предмет Математика | Международный | 2 степень | ||||
10. | За успешное прохождение базового онлайн-курса Учи.ру по математике 1-го класса | Всероссийский | Победитель | ||||
11. | Всероссийская онлайн-олимпиада Учи.ру по русскому языку «Заврики», апрель 2019 | Всероссийский | Победитель | ||||
12. | Всероссийская онлайн-олимпиада Учи.ру по английскому языку «Заврики», март 2019 | Всероссийский | Победитель | ||||
13. | Конкурс «Лучшая тетрадь по математике» в рамках недели по математике в начальной школе среди 1 классов | Общешкольный | 1 место | ||||
14. | Конкурс рисунков на тему «На что похожа цифра» среди учащихся 1 классов на неделе по математике в начальной школе | Общешкольный | 2 место | ||||
15. | Всероссийская онлайн-олимпиада Учи.ру по программированию «Заврики», апрель 2019 | Всероссийский | Победитель | ||||
16. | За успешное прохождение базового онлайн-курса Учи.ру по русскому языку 1-го класса | Всероссийский | Победитель | ||||
17. | Всероссийская онлайн-олимпиада Учи.ру по русскому языку «Заврики», январь 2019 | Всероссийский | Победитель | ||||
18. | Всероссийская онлайн-олимпиада Учи.ру по математике «Заврики», февраль 2019 | Всероссийский | Победитель | ||||
19. | За высокие результаты в игре «Jungle Type» | Всероссийский | Победитель | ||||
20. | За успешное прохождение базового онлайн-курса Учи.ру по окружающему миру 1-го класса | Всероссийский | Победитель | ||||
21. | Конкурс декоративно-прикладного творчества «Осенний вернисаж», номинация «За изобретательность и творческий подход» | Общешкольный | 1 место | ||||
22. | Олимпиада по окружающему миру среди уч-ся 1-4 классов | Общешкольный | 2 место | ||||
23. | Фотоконкурс на тему: «Друзья наши меньшие» среди уч-ся 1-4 классов, номинация «Эти глаза напротив» | Общешкольный | 3 место | ||||
24. | Всероссийская онлайн-олимпиада Учи.ру по математике «Заврики», октябрь 2018 | Всероссийский | Призёр | ||||
25. | Всероссийский математический конкурс «Сказочная математика» | Всероссийский | Участник | ||||
26. | Конкурс декоративно-прикладного творчества «Новогодний калейдоскоп» в номинации «Лучшая новогодняя композиция» | Общешкольный | 2 место | ||||
27. | Творческий конкурс поделок «Бюро находок сказочных вещей» на неделе по русскому языку и литературному чтению в начальной школе | Общешкольный | 2 место | ||||
28. | Конкурс чтецов «Детям и о детях» на неделе по русскому языку и литературному чтению в начальной школе | Общешкольный | 2 место | ||||
29. | Конкурс чтецов «Детям и о детях» на неделе по русскому языку и литературному чтению в начальной школе (классный тур) | Общешкольный | 1 место | ||||
30. | Творческий конкурс поделок «Моя любимая буква» в номинации «Объёмные буквы» | Общешкольный | 1 место | ||||
31. | Конкурс каллиграфов на лучшую работу «Писать красиво» на неделе по русскому языку и литературному чтению в начальной школе. | Общешкольный | 2 место | ||||
32. | Международный конкурс «Лисёнок», предмет Обучение грамоте | Международный | 1 степень | ||||
33. | Международный конкурс «Лисёнок», предмет Окружающий мир | Международный | 2 степень | ||||
34. | Международный конкурс «Лисёнок», предмет Математика | Международный | Участник | ||||
35. | Конкурс «Рождественские чтения» в рамках недели русского языка и литературы | Общешкольный | Призёр | ||||
36. | Открытая всероссийская интеллектуальная олимпиада «Наше наследие» | Общешкольный | 1 место | ||||
37. | За высокие результаты в игре «Вычитание» на Учи.ру | Всероссийский | Победитель | ||||
38. | За высокие результаты в игре «Сложение» на Учи.ру | Всероссийский | Победитель | ||||
39. | За успешное прохождение базового онлайн-курса Учи.ру по английскому языку 1-го класса | Всероссийский | Победитель | ||||
40 | Всероссийская онлайн-олимпиада Учи.ру по математике «Заврики», май 2019 | Всероссийский | Победитель |
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
- Дереклеева Н.И., Справочник классного руководителя: 1-4 классы. – 3-е изд., перераб. и доп.: ВАКО, 2008. – 352 с.-(Педагогика. Психология. Управление)
- Венгер А.Л., Цукерман Г.А., Психологическое обследование младших школьников. - М.: Владос-Пресс, 2001.
- Гин А.А., Приёмы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: пособие для учителя. – М.: Вита-Пресс, 2002.
- Решетников П.Е., Организация педагогической практики в начальных классах. – М.: Владос, 2001.
- Рожков М.И., Классному руководителю: учеб.-методич. пособие. – М:ГИЦ Владос, 2001.
- Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. – М.: Владос, 2001.
- Шапиро Н.А. Классному руководителю. 2000-01 учебный год. –СПб., 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Концепция воспитательной системы класса /начальная школа/ "Колосок" (по Степанову)
Автор: Красникова Марина Борисовна Сайт: http//:guru1.ucoz.ru Воспитательная система класса "Колосок" ориентирована на учащихся начальной школы. Содержательная часть воспитательной системы основана ...
Концепция воспитательной работы "Город РАДОСТИ".
Данная концепция была представлена на городском конкурсе классных руководителей г.Кирова в 2007 году. Победитель конкурса "Самая классная классная"“Воспитывает все: люди, вещи, явления, но преждевсего...
Концепция воспитательной деятельности. Нравственно - патриотическое воспитание младших школьников. Тема:"Воспитание у детей чувства любви к Родине".
Воспитание - целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно - ценностной ориентации обучающихся на основе общечеловечес...
Концепция воспитательной работы моего класса
Воспитательная система моего класса. Победитель конкурса "Классный самый классный"...
Концепция воспитательной системы "Вместе мы - сила"
Концепция по воспитательной работе с учащимися начальной школы. Расчитана на полный курс обучения в начальной школе с 1 по 4 класс....
Концепция воспитательной работы
Концепция воспитательлной работы. Цели и задачи воспитания. Идеи воспитательной системы....
Концепция воспитательной системы класса "Будущее начинается сегодня"
Материал к конкурсу классных руководителей "Классный, самый классный -2010"...