Технологическая карта внеклассной работы
план-конспект занятия (4 класс)

Технологическая карта внеклассной работы с учащимися на тему "Экскурсия по музею"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект внеклассной работы17.52 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Саткинский  политехнический колледж им.А.К.Савина»

Технологическая карта внеклассной работы

В 4 «а» классе

по теме «Музей народного быта»

Студентки 41группы

Исаевой Анны Александровны

Руководитель практики: Обухова Елена Анатольевна

(Ф.И.О. преподавателя)

Оценка за разработку  технологической карты:________/___________

 (Подпись преподавателя)

Оценка за проведение  внеурочного мероприятия:_________/___________________

Цель: формирование у детей «образ музея», как храма искусства, в котором хранятся художественные коллекции культурно-исторического значения.

Задачи: 

1.Дать представления о предметах быта и их назначении.

 2.Учить понимать взаимосвязь назначения предмета и материала, из которого он изготовлен.

3. Учить детей умению выделять и обобщать характерные признаки народных ремёсел.

4. Упражнять в связной речи, точном использовании слов. Расширять словарь детей.

5. Углубить понимание необходимости беречь народные традиции.

Словарная работа:

1. Объяснить значение слов: экскурсовод, экскурсия, экспонат.

2. Тренировать в словообразовании.

Предварительная работа:

Знакомство с понятием музей. Отгадывание загадок.

Материал:

Экспонаты музея. Шкатулка с загадками.

Ход работы:

Содержание

Деятельность экскурсовода

Деятельность учащихся

Вступительная часть

-Ребята, вы знаете, куда вы пришли? Как называется наш музей?

-Как называются предметы в музее?

-Правильно, и экспонаты нашего музея рассказывают о том, как жил русский народ, как трудился и отдыхал.

-Вы знаете, что в музее проводятся экскурсии? Кто рассказывает об экспонатах музея?

-Правильно. Хотите, я для вас сегодня проведу экскурсию по музею. Я расскажу вам об экспонатах музея.

В музей. Музей русского народного быта

Экспонаты

Экскурсовод

Основная часть

-А поможет мне в этом волшебная шкатулка с загадками. Вот первая загадка.

Летом спит, зимой горит, пасть открывает, что дают глотает.

-Конечно, это печка. Печь занимает почти половину избы, с ней связаны весь быт, вся жизнь крестьянина. Она обогревает избу, в ней пекут хлеб, варят пищу и корм скоту, на ней спят. Люди считали, что за печкой живёт хозяин дома домовой, которого люди старались задобрить, чтобы в доме всегда был достаток и порядок. Народ наделял печь волшебными свойствами, а образ печи стал традиционным для русских народных сказок.  А вы помните сказки, в которых рассказывается о таких печках?

-А вот другая загадка.

Зубов много, а ничего не ест.

-Да, ребята, печку в те времена топили дровами. Заготавливали их с помощью пилы и её помощника.

-А кто этот помощник, вы узнаете, если отгадаете следующую загадку.

Кланяется, кланяется, придёт домой  - растянется.

-Молодцы, ребята, хорошо умеете загадки отгадывать. Печка без этих предметов была бы неполной. О каких предметах пойдёт речь, узнаете из следующих загадок. Чернец – молодец, в красно золото залез. До смеху хохочет, выскочить хочет.

Правильно – чугунок. Он незаменим в хозяйстве. Сделан он из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь.

-В каждом доме на столе стоял этот предмет. А какой вы узнаете из следующей загадки.

Чистопородный барин дородный всему народу наливает воду.

-Гостей всех близких привечаем мы ароматным нашим чаем.

-А вот следующая загадка.

Сама не ем, а всех кормлю.

-Семьи были большими и у каждого была своя ложка, которая отличалась размером и рисунком. Ели  из одной большой чашки. Первым попробовать мог самый старший в семье, а младшие должны были ждать своей очереди. А те, кто баловался за столом, получали от старшего ложкой по лбу.

-А как вы думаете, что делали этим предметом? Спросим у нашей шкатулочки. Загадка.

В Полотняной стране по реке Простыне плывёт пароход то назад, то вперёд, а за ним гладь – ни морщинки не видать. Что это?

-Это первый утюг. Он называется рубель. Позже, когда люди научились обрабатывать металл, появились вот такие утюги. Дерево часто использовали, как материал для поделок и игрушек. Но дерево быстро разрушается, легко горит. Лесов становиться всё меньше и меньше. Их надо беречь и охранять.

-И ещё одна загадка из шкатулочки. О чём она?

Эту обувь не забыли, хоть давным-давно носили. Влезут дети на палати, у печи оставят что?

-Из чего плелись лапти?

-Лыко – это тонко надранные из липы ленты. Про липу существовала такая загадка: «На какое дерево можно забраться разутым, а спуститься обутым?» Получается, что за лапти ничего не надо платить, поэтому их носили самые бедные люди, не имеющие возможность купить сапоги.

Доброй славой пользовались в народе умельцы. О мастере, который никакой работы не боялся, говорили «мастер – золотые руки». Вот такой мастер сделал эту прялку, которую вы видите. Ребята, а как вы думаете, для чего нужна была прялка в крестьянском доме?  С помощью прялки из овечьей шерсти пряли нитки для вязания. А для хранения вещей и одежды использовали сундуки. Они были большие и маленькие, простые и украшенные драгоценностями, деревянные и железные. И  в нашем сундучке хранятся богатства наших бабушек и прабабушек. Посмотрите, с какой любовью вышиты и связаны эти изделия. Долгими зимними вечерами любили заниматься рукоделием. Для детей делали игрушки. Как вы думаете, из каких материалов они сделаны? Эти из дерева, они деревянные. Эти из глины, они глиняные. Эти из ткани, они тканевые. Эти из ниток, они нитевые. Эти из соломы, они соломенные.

Печь

Пила

Топор

Чугунок

Самовар

Ложка

Утюг

Лапти

Из лыка

Заключитальная часть

-До свидания! Буду рада новой встрече с вами в нашем музее.

Дети прощаются


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта внеклассного занятия в 1 классе по теме «Гигиена тела».

Технологическая карта занятия внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для 1 класса в соответствии с ФГОС....

Технологическая карта внеклассного занятия "Я - хозяин своего здоровья".

Зачётная  работа на курсы повышения квалификации....

технологическая карта внеклассного занятия «Праздники русского народа. Масленица»

Цель  внеклассного занятия  -  познакомить учащихся с историей возникновения праздника Масленицы, с его традициями и обычаями во Владимирской области.Учащиеся знакомятся с особянно...

Технологическая карта внеклассного мероприятия"В гостях у Морского царя"

Внеклассное мероприятие "В гостях у Морского царя" проводится в предверии Нового года. Сценарий  для учащихся начальных классов. Данная разработка составлена в виде технологической карты....

Технологическая карта внеклассного занятия "Русская матрёшка"

Материал представляет собой технологическую карту внеклассного мероприятия по теме "Русская матрёшка" 3 класс, а также презентацию. В ней говорится об истории создания русской матрёшки, технологии изг...

Технологическая карта внеклассного мероприятия 3 класс «Что такое толерантность?»

Сюжетная игра (занятие строится в виде путешествия).Ожидаемые результаты:В ходе проведения классного часа дети должны получить первоначальное понятие, что такое толерантность, какими качествами характ...