программа кружка внеурочной деятельности "Шахматный всеобуч"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)

Программа кружка общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности "Шахматный всеобуч"для 1-4 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_shahmatnyy_vseobuch.docx59.59 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа внеурочной деятельности для начального общего образования разработана на основании ООП утвержденной приказом директора №     от

I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ  ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

К концу  обучения учащиеся должны

 знать:

Шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, партия; начальное положение (начальная позиция), белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, рокировка (длинная и короткая); шах, мат, пат, ничья;

названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король, правила хода и взятия каждой фигуры.

шахматные правила FIDE;

обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур;

ценность шахматных фигур.

принципы игры в дебюте;

основные тактические приемы;

термины дебют, миттельшпиль, эндшпиль, некоторые дебюты

правила игры в миттельшпиле;

основные элементы позиции.

правильно разыгрывать дебют;

грамотно располагать шахматные фигуры и обеспечивать их взаимодействие;

проводить элементарно анализ позиции;

составлять простейший план игры;

находить несложные тактические приемы и проводить простейшие комбинации;

точно разыгрывать простейшие окончания;

пользоваться шахматными часами.

 уметь:

ориентироваться на шахматной доске;

играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения правил шахматного кодекса;

правильно размещать доску между партнерами и правильно расставлять начальную позицию;

различать горизонталь, вертикаль и диагональ;

рокировать;

объявлять шах, мат;

решать элементарные задачи на мат в один ход.

правильно вести себя за доской;

записывать шахматную партию;

матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей.

грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте;

находить несложные тактические приемы;

точно разыгрывать простейшие окончания.

В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.

Личностными результатами программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению “Шахматы” является формирование следующих умений:

определять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению “шахматы” – является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

1. Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно.

Проговаривать последовательность действий.

Учить высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, учить работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность.

концентрироваться, собираться в критических ситуациях;

цепко, последовательно достигать поставленной цели, в том числе в условиях противодействия намеченным планам;

быть готовым отвечать за принимаемые решения;

бороться до конца и не падать духом в критических ситуациях.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

Учиться совместно с учителем и другими воспитанниками давать эмоциональную оценку деятельности на занятии.

2. Познавательные УУД:

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания.

3. Коммуникативные УУД:

Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль. Слушать и понимать речь других.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им.

Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.

Приобретение теоретических знаний и практических навыков шахматной игре.

Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).

•  адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой

деятельности;

Регулятивные универсальные учебные действия:

Обучающийся научится:

•  принимать и сохранять учебно-творческую задачу;

•  учитывать выделенные в пособиях этапы работы;

•  планировать свои действия;

•  осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

•  адекватно воспринимать оценку учителя;

•  различать способ и результат действия;

•  вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных

ошибок;

•  выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

•  проявлять познавательную инициативу;

•  самостоятельно  учитывать  выделенные  учителем  ориентиры  действия

в незнакомом материале;

•  преобразовывать практическую задачу в познавательную;

•  самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:

•  допускать  существование  различных  точек  зрения  и  различных

вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

•  учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении

коллективных работ;

•  формулировать собственное мнение и позицию;

•  договариваться, приходить к общему решению;

•  соблюдать корректность в высказываниях;

•  задавать вопросы по существу;

•  использовать речь для регуляции своего действия;

•  контролировать действия партнера;

В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.

Личностные результаты.

У учеников будут сформированы:

потребность сотрудничества со сверстниками,  доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение,  стремление прислушиваться к мнению одноклассников;

целостность взгляда на мир ;

самостоятельность и критичность  мышления

умение  мыслить как логически, так и творчески;

развитие интуиции; самодисциплины и самоконтроля.

Метапредметными результатами изучения курса  является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

планировать свои действия на отдельных этапах работы ;

осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;

быть дисциплинированным;

уважать  чужое мнение;

концентрироваться, собираться в критических ситуациях;

цепко, последовательно достигать поставленной цели, в том числе в условиях противодействия намеченным планам;

быть готовым отвечать за принимаемые решения;

способностью бороться до конца и не падать духом в критических ситуациях.

анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

пользоваться приёмами анализа и синтеза, проводить сравнение и анализ;

понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

проявлять индивидуальные творческие способности при игре, фантазию и воображение; может быть, даже отличную память;

 ценить красоту мысли, определенным эстетическим воспитанием;

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность

работать в паре, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;

обращаться за помощью;

формулировать свои затруднения;

предлагать помощь и сотрудничество;

слушать собеседника;

договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;

формулировать собственное мнение и позицию;

осуществлять взаимный контроль;

адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Обучающийся получит возможность научиться:

•  учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

•  с  учетом  целей  коммуникации  достаточно  полно  и  точно  передавать

партнеру  необходимую  информацию  как  ориентир  для  построения

действия;

•  владеть монологической и диалогической формой речи;

•  осуществлять  взаимный  контроль  и  оказывать  партнерам  в

сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

•  осуществлять  поиск  нужной  информации  для  выполнения

художественно-творческой  задачи  с  использованием  учебной  и

дополнительной литературы;

•  использовать  знаки,  символы,  модели,  схемы  для  решения

познавательных и творческих задач и представления их результатов;

•  анализировать объекты, выделять главное;

•  осуществлять синтез (целое из частей);

•  проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

•  устанавливать причинно-следственные связи;

•  обобщать (выделять класс объектов по к/л признаку);

•  подводить под понятие;

•  устанавливать аналогии;

•  Проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать

умозаключения и выводы.

Обучающийся получит возможность научиться:

•  осуществлять  расширенный  поиск  информации  в  соответствии  с

исследовательской  задачей  с  использованием  ресурсов  библиотек  и

сети Интернет;

•  осознанно  и  произвольно  строить  сообщения  в  устной  и  письменной

форме;

•  использованию  методов  и  приёмов  художественно-творческой

деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизн

В  результате  занятий  по  предложенной  программе  учащиеся  получат

возможность:

•  Развить  воображение,  образное  мышление,  интеллект,  фантазию,

техническое  мышление,  конструкторские  способности,  сформировать

познавательные интересы;

•  Расширить  знания  и  представления  о  традиционных  и  современных

материалах для прикладного творчества;

•  Познакомиться  с  историей  происхождения  материала,  сего

современными видами и областями применения;

•  Познакомиться  с  новыми  технологическими  приемами  обработки

различных материалов;

•  Использовать  ранее  изученные  приемы  в  новых  комбинациях  и

сочетаниях;

•  Познакомиться  с  новыми  инструментами  для  обработки  материалов

или с новыми функциями уже известных инструментов;

•  Создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей

семье;

•  Совершенствовать  навыки  трудовой  деятельности  в  коллективе:

умение  общаться  со  сверстниками  и  со  старшими,  умение  оказывать

помощь  другим,  принимать  различные  роли,  оценивать  деятельность

окружающих и свою собственную;

•  Оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы,

своего жилища;

•  Достичь оптимального для каждого уровня развития;

•  Сформировать систему универсальных учебных действий;

•  Сформировать навыки работы с информацией

II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1год.

Наименование тем курса

Содержание занятия

ууд направление        

1

ШАХМАТНАЯ ДОСКА

Чтение и инсценировка дидактической сказки "Удивительные приключения шахматной доски". Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Шахматная доска и шахматные поля квадратные.

волевая саморегуляция

формирование внутренней позиции школьника

самооценка

2

ШАХМАТНАЯ ДОСКА

Расположение доски между партнерами. Горизонтальная линия. Количество полей в горизонтали. Количество горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество полей в вертикали. Количество вертикалей на доске. Чередование белых и черных полей в горизонтали и вертикали. Дидактические задания и игры "Горизонталь", "Вертикаль".

анализ объектов

установление причинно-следственных связей

волевая саморегуляция

3

ШАХМАТНАЯ ДОСКА

Диагональ. Отличие диагонали от горизонтали и вертикали. Количество полей в диагонали. Большая белая и большая черная диагонали. Короткие диагонали. Центр. Форма центра. Количество полей в центре.

формирование внутренней позиции школьника

самооценка

смыслообразование

4

ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ

Белые и черные. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Просмотр диафильма "Приключения в Шахматной стране. Первый шаг в мир шахмат". Дидактические задания и игры "Волшебный мешочек", "Угадайка", "Секретная фигура", "Угадай", "Что общего?", "Большая и маленькая",

волевая саморегуляция

рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий

целеполагание

оценка

коррекция

взаимоконтроль

5

НАЧАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Расстановка фигур перед шахматной партией. Правило: "Ферзь любит свой цвет". Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур. Просмотр диафильма "Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат". Дидактические задания и игры "Мешочек", "Да и нет", "Мяч".

понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос;

6

ЛАДЬЯ

Место ладьи в начальном положении. Ход. Ход ладьи. Взятие. Дидактические задания и игры "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь

ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения;

7

ЛАДЬЯ.

Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (ладья против ладьи, две ладьи против одной, две ладьи против двух), "Ограничение подвижности".

учет разных мнений и умение обосновать собственное

8

СЛОН.

Место слона в начальном положении. Ход слона, взятие. Белопольные и чернопольные слоны. Разноцветные и одноцветные слоны. Качество. Легкая и тяжелая фигура. Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь".

умение договариваться,  находить общее решение,

9

СЛОН.

Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (слон против слона, два слона против одного, два слона против двух), "Ограничение подвижности".

способность сох-ранятьдоброже-лательноеотно-шение друг к другу в ситуации  конфликта интересов

10

ЛАДЬЯ ПРОТИВ СЛОНА

. Дидактические задания "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита", "Выиграй фигуру". Термин "стоять под боем". Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (ладья против слона, две ладьи против слона, ладья против двух слонов, две ладьи против двух слонов, сложные положения), "Ограничение подвижности".

умение договариваться,  находить общее решение

11-12

ФЕРЗЬ

Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь – тяжелая фигура. Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь". Просмотр диафильма "Волшебные шахматные фигуры. Третий шаг в мир шахмат".

формирование внутренней позиции школьника

13

ФЕРЗЬ ПРОТИВ ЛАДЬИ И СЛОНА.

 Дидактические задания "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Выиграй фигуру". Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (ферзь против ладьи, ферзь против слона, ферзь против ладьи и слона, сложные положения), "Ограничение подвижности".

учет разных мнений и умение обосновать собственное

14

КОНЬ.

Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь – легкая фигура. Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь".

ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения;

15

КОНЬ.

Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Игра на уничтожение" (конь против коня, два коня против одного, один конь против двух, два коня против двух), "Ограничение подвижности".

формирование внутренней позиции школьника

16

КОНЬ ПРОТИВ ФЕРЗЯ, ЛАДЬИ, СЛОНА.

. Дидактические задания "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита", "Выиграй фигуру". Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Игра на уничтожение" (конь против ферзя, конь против ладьи, конь против слона, сложные положения), "Ограничение подвижности".

учет разных мнений и умение обосновать собственное

17

ПЕШКА.

Место пешки в начальном положении. Ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки. Дидактические задания "Лабиринт", "Один в поле воин".

формирование внутренней позиции школьника

учет разных мнений и умение обосновать собственное

волевая саморегуляция

рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий

целеполагание

оценка

18

ПЕШКА.

Дидактические игры "Игра на уничтожение" (пешка против пешки, две пешки против одной, одна пешка против двух, две пешки против двух, многопешечные положения), "Ограничение подвижности

19

ПЕШКА ПРОТИВ ФЕРЗЯ, ЛАДЬИ, КОНЯ, СЛОНА.

Дидактические задания "Перехитри часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита", Дидактические игры "Игра на уничтожение" (пешка против ферзя, пешка против ладьи, пешка против слона, пешка против коня, сложные положения), "Ограничение подвижности".

20

КОРОЛЬ.

Место короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя. Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь". Дидактическая игра "Игра на уничтожение" (король против короля). Чтение и инсценировка сказки "Лена, Оля и Баба Яга".

волевая саморегуляция

рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий

целеполагание

оценка

21

КОРОЛЬ ПРОТИВ ДРУГИХ ФИГУР.

Дидактические задания "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие". Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (король против ферзя, король против ладьи, король против слона, король против коня, король против пешки), "Ограничение подвижности".

формирование внутренней позиции школьника

22

ШАХ.

Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха. Дидактические задания "Шах или не шах", "Дай шах", "Пять шахов", "Защита от шаха

учет разных мнений и умение обосновать собственное

23

ШАХ

Открытый шах. Двойной шах. Дидактические задания "Дай открытый шах", "Дай двойной шах". Дидактическая игра "Первый шах".

ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения;

24

MAT.

Цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Дидактическое задание "Мат или не мат".

ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения;

25

MAT.

Мат в один ход. Мат в один ход ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой (простые примеры). Дидактическое задание "Мат в один ход".

формирование внутренней позиции школьника

26

MAT

Мат в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных фигур. Дидактическое задание "Дай мат в один ход".

учет разных мнений и умение обосновать собственное

27

НИЧЬЯ, ПАТ.

 Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры на пат. Дидактическое задание "Пат или не пат".

формирование внутренней позиции школьника

28

РОКИРОВКА.

Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки. Дидактическое задание "Рокировка".

ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения;

29

ШАХМАТНАЯ ПАРТИЯ.

Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснений о том, как лучше начинать шахматную партию). Дидактическая игра "Два хода".

учет разных мнений и умение обосновать собственное

30

ШАХМАТНАЯ ПАРТИЯ.

Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения.

формирование внутренней позиции школьника

31

ШАХМАТНАЯ ПАРТИЯ.

Демонстрация коротких партий. Игра всеми фигурами из начального положения.

учет разных мнений и умение обосновать собственное

32, 33

Повторение

Повторение  программного материала.

ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения;

2год.

Наименование тем курса

Содержание занятия

ууд направление        

1.

ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА.

Просмотр диафильма “Приключения в Шахматной стране. Первый шаг в мир шахмат”. Поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Ходы шахматных фигур. Шах, мат, пат. Начальное положение. Игровая практика (игра всеми фигурами из начального положения).

волевая саморегуляция

формирование внутренней позиции школьника

самооценка

2

Рокировка. Взятие на проходе. Превращение пешки. Варианты ничьей. Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Задания на мат в один ход. Демонстрация коротких партий. Дидактические игры и задания “Две фигуры против целой армии”, “Убери лишние фигуры”, “Ходят только белые”, “Неотвратимый мат”. Игровая практика.

анализ объектов

установление причинно-следственных связей

волевая саморегуляция

3

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ШАХМАТ.

Происхождение шахмат. Легенды о шахматах. Чатуранга и шатрандж. Шахматы проникают в Европу. Просмотр диафильма “Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат”. Чемпионы мира по шахматам. Просмотр диафильма “Анатолий Карпов – чемпион мира”. Игровая практика.

формирование внутренней позиции школьника

самооценка

смыслообразование

4

ШАХМАТ-НАЯ НОТА

ЦИЯ

Обозначение горизонталей, вер-тикалей, полей. Дидактические задания “Назови вертикаль”, “Назови горизонталь”, “Назови диагональ”, “Какого цвета поле”, “Кто быстрее”. “Вижу цель”. Игро-вая практика. На этом занятии дети, делая ход, проговаривают, какая фигура с какого поля на какое идет. Например: “Король с e1 – на е2”.

волевая саморегуляция

рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий

5

ШАХМАТ-НАЯ НОТА

ЦИЯ

Обозначение шахматных фигур и терминов. Запись начального положения. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Игровая практика (с записью шахматной партии или фрагмента шахматной партии).

понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос;

6

ЦЕННОСТЬ ШАХМАТНЫХ ФИГУР

Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Дидактические задания “Кто сильнее”, “Обе армии равны”. Достижение материального перевеса. Дидактическое задание “Выигрыш материала” (выигрыш ферзя). Игровая практика.

ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения;

7

ЦЕННОСТЬ ШАХМАТНЫХ ФИГУР

Достижение материального перевеса. Дидактическое задание “Выигрыш материала” (выигрыш ладьи, слона, коня). Игровая практика.

способность

защищаться

8

ЦЕННОСТЬ ШАХМАТНЫХ ФИГУР

Достижение материального перевеса. Дидактическое задание “Выигрыш материала” (выигрыш пешки). Способы защиты. Дидактическое задание “Защита” (уничтожение атакующей фигуры, уход из-под боя). Игровая практика.

способность

защищаться

9

ЦЕННОСТЬ ШАХМАТНЫХ ФИГУР

Защита. Дидактическое задание “Защита” (защита атакованной фигуры другой своей фигурой, перекрытие, контратака). Игровая практика.

способность

защищаться

10

ТЕХНИКА МАТОВА-НИЯ ОДИНОКОГО КОРОЛЯ.

ТЕХНИКА МАТОВА-НИЯ ОДИНОКОГО КОРОЛЯ.

Две ладьи против короля. Дидактические задания “Шах или мат”, “Мат или пат”, “Мат в один ход”, “На крайнюю линию”, “В угол”, “Ограниченный король”, “Мат в два хода”. Игровая практика.

ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения;

11

12

ТЕХНИКА МАТОВА-НИЯ ОДИНОКОГО КОРОЛЯ.

Ферзь и король против короля. Дидактические задания “Шах или мат”, “Мат или пат”, “Мат в один ход”, “На крайнюю линию”, “В угол”, “Ограниченный король”, “Мат в два хода”. Игровая практика.

учет разных мнений и умение обосновать собственное

13

ТЕХНИКА МАТОВА-НИЯ ОДИНОКОГО КОРОЛЯ.

Ладья и король против короля. Дидактические задания “Шах или мат”, “Мат или пат”, “Мат в один ход”, “На крайнюю линию”, “В угол”, “Ограниченный король”, “Мат в два хода”. Игровая практика.

умение договариваться,  находить общее решение,

14

ДОСТИЖЕНИЕ МАТА БЕЗ ЖЕРТВЫ МАТЕРИА-ЛА.

Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле. Цугцванг. Дидактическое задание “Объяви мат в два хода”. Защита от мата. Дидактическое задание “Защитись от мата”. Игровая практика.

способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации  конфликта интересов

15

ДОСТИЖЕНИЕ МАТА БЕЗ ЖЕРТВЫ МАТЕРИА-ЛА.

Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле. Дидактическое задание “Объяви мат в два хода”. Защита от мата. Дидактическое задание “Защитись от мата”. Игровая практика.

целеполагание

оценка

коррекция

16

ДОСТИЖЕНИЕ МАТА БЕЗ ЖЕРТВЫ МАТЕРИА-ЛА.

Учебные положения на мат в два хода в дебюте. Дидактическое задание “Объяви мат в два хода”. Защита от мата. Дидактическое задание “Защитись от мата”. Игровая практика

формирование внутренней позиции школьника

самооценка

смыслообразовани

17

ШАХМАТНАЯ КОМБИНАЦИЯ

Матовые комбинации. Темы комбинаций. Тема отвлечения. Дидактическое задание “Объяви мат в два хода”. Игровая практика.

формирование внутренней позиции школьника

18

ШАХМАТНАЯ КОМБИНАЦИЯ

Матовые комбинации. Тема завлечения. Дидактическое задание “Объяви мат в два хода”. Игровая практика

формирование внутренней позиции школьника

19

ШАХМАТНАЯ КОМБИНАЦИЯ

Матовые комбинации. Тема блокировки. Дидактическое задание “Объяви мат в два хода”. Игровая практика

формирование внутренней позиции школьника

20

ШАХМАТНАЯ КОМБИНАЦИЯ

Матовые комбинации. Тема разрушения королевского прикрытия. Дидактическое задание “Объяви мат в два хода”.

формирование внутренней позиции школьника

21

ШАХМАТНАЯ КОМБИНАЦИЯ

Матовые комбинации. Тема освобождения пространства. Тема уничтожения защиты. Тема “рентгена”. Дидактическое задание “Объяви мат в два хода”. Игровая практика

анализ объектов

установление причинно-следственных связей

волевая саморегуляция

22

ШАХМАТНАЯ КОМБИНАЦИЯ

Матовые комбинации. Другие темы комбинаций и сочетание тематических приемов. Дидактическое задание “Объяви мат в два хода”. Игровая практика.

анализ объектов

установление причинно-следственных связей

волевая саморегуляция

23

ШАХМАТНАЯ КОМБИНАЦИЯ

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема отвлечения. Тема завлечения. Дидактическое задание “Выигрыш материала”. Игровая практика

анализ объектов

установление причинно-следственных связей

волевая саморегуляция

24

ШАХМАТНАЯ КОМБИНАЦИЯ

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема уничтожения защиты. Тема связки. Дидактическое задание “Выигрыш материала”. Игровая практика.

анализ объектов

установление причинно-следственных связей

волевая саморегуляция

25

ШАХМАТНАЯ КОМБИНАЦИЯ

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема освобождения пространства. Тема перекрытия.

формирование внутренней позиции школьника

26

ШАХМАТНАЯ КОМБИНАЦИЯ

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема превращения пешки. Дидактическое задание “Проведи пешку в ферзи”. Игровая практика

формирование внутренней позиции школьника

27

ШАХМАТНАЯ КОМБИНАЦИЯ

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Сочетание тактических приемов. Дидактическое задание “Выигрыш материала”. Игровая практика.

формирование внутренней позиции школьника

28

ШАХМАТНАЯ КОМБИНАЦИЯ

Комбинации для достижения ничьей. Патовые комбинации. Дидактическое задание “Сделай ничью”. Игровая практика.

анализ объектов

установление причинно-следственных связей

волевая саморегуляция

29

ШАХМАТНАЯ КОМБИНАЦИЯ

Комбинации для достижения ничьей. Комбинации на вечный шах. Дидактическое задание “Сделай ничью”. Игровая практика.

анализ объектов

установление причинно-следственных связей

30

ШАХМАТНАЯ КОМБИНАЦИЯ

Типичные комбинации в дебюте. Дидактическое задание “Проведи комбинацию”.

ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения;

31

ШАХМАТНАЯ КОМБИНАЦИЯ

Типичные комбинации в дебюте (более сложные примеры). Дидактическое задание “Проведи комбинацию”. Игровая практика.

32-33

34

ШАХМАТНАЯ КОМБИНАЦИЯ

Повторение программного материала

3 год

Наименование тем курса

Содержание занятия

ууд направление        

Дата

1

повторение

Просмотр диафильмов “Приключения в Шахматной стране. Второй шаг в мир шахмат”. Поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Ходы фигур, взятие. Рокировка. Превращение пешки. Взятие на проходе. Шах, мат, пат. Начальное положение.

волевая саморегуляция

формирование внутренней позиции школьника

самооценка

2

Игровая практика.

способность

защищаться

3

Шахматная нотация. Обозначение горизонталей, вертикалей, полей. Обозначение шахматных фигур и терминов. Запись начального положения. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Ценность шахматных фигур. Пример матования одинокого короля. Решение учебных положений на мат в два хода без жертвы материала и с жертвой материала (из учебника второго года обучения).

понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос;

4

Практика матования одинокого короля (дети играют попарно). Игровая практика с записью шахматной партии

умение договариваться,  находить общее решение,

5

ОСНОВЫ ДЕБЮТА

Двух- и трехходовые партии. Выявление причин поражения в них одной из сторон. Дидактическое задание “Мат в 1 ход” (на втором либо третьем ходу партии).

понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос;

6

Решение задания “Мат в 1 ход”. Игровая практика.

способность

защищаться

7

Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя. Дидактические задания “Поймай ладью”, “Поймай ферзя”.

способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации  конфликта интересов

8

Решение заданий “Поймай ладью”, “Поймай ферзя”. Игровая практика

9

Игра “на мат” с первых ходов партии. Детский мат. Защита. Дидактические задания “Поставь детский мат”, “Защитись от мата”.

10

 Решение заданий. Игровая практика.

способность

защищаться

11

Вариации на тему детского мата. Другие угрозы быстрого мата в дебюте. Защита. Как отражать скороспелый дебютный наскок противника. Дидактические задания “Поставь детский мат”, “Мат в 1 ход”, “Защитись от мата”.

волевая саморегуляция

формирование внутренней позиции школьника

самооценка

12

Решение заданий. Игровая практика.

способность

защищаться

13

Повторюшка-хрюшка” (черные копируют ходы белых). Наказание “повторюшек”. Дидактические задания “Поставь мат в 1 ход “повторюшке”, “Выиграй фигуру у “повторюшки”.

понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос;

14

 Решение заданий. Игровая практика.

15

Принципы игры в дебюте. Быстрейшее развитие фигур. Темпы. Гамбиты. Дидактическое задание “Выведи фигуру”.

умение договариваться,  находить общее решение,

16

Решение задания “Выведи фигуру”. Игровая практика.

способность

защищаться

17

Наказание за несоблюдение принципа быстрейшего развития фигур. “Пешкоедство”. Неразумность игры в дебюте одними пешками (с исключениями из правила). Дидактические задания “Мат в два хода”, “Выигрыш материала”, “Накажи “пешкоеда”, “Можно ли побить пешку?”.

волевая саморегуляция

формирование внутренней позиции школьника

самооценка

18

Решение заданий. Игровая практика.

способность

защищаться

19

Принципы игры в дебюте. Борьба за центр. Гамбит Эванса. Королевский гамбит. Ферзевый гамбит. Дидактические задания “Захвати центр”, “Выиграй фигуру”.

понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос;

20

Решение заданий. Игровая практика.

способность

защищаться

21

Принципы игры в дебюте. Безопасное положение короля. Рокировка. Дидактические задания “Можно ли сделать рокировку?”, “В какую сторону можно роки-ровать?”, “Поставь мат в 1 ход нерокированному королю”, “Пос-тавь мат в 2 хода нерокированному королю”, “Не получат ли белые мат в 1 ход, если рокируют?”.

умение договариваться,  находить общее решение,

22

Решение заданий. Игровая практика.

понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос;

23

Принципы игры в дебюте. Гармоничное пешечное расположение. Какие бывают пешки. Дидактические задания “Чем бить черную фигуру?”, “Сдвой противнику пешки”.

способность

защищаться

24

Решение заданий. Игровая практика.

25

Связка в дебюте. Полная и неполная связка. Дидактические задания “Выиграй фигуру”, “Сдвой противнику пешки”, “Успешное развязывание”.

умение договариваться,  находить общее решение,

26

Решение заданий. Игровая практика.

27

Очень коротко о дебютах. Открытые, полуоткрытые и закрытые дебюты.

способность

защищаться

28

Решение заданий. Игровая практика.

29

Очень коротко о дебютах. Открытые, полуоткрытые и закрытые дебюты.

умение договариваться,  находить общее решение,

30-34

ПОВТОРЕНИЕ

способность

защищаться

4 год.

Наименование тем курса

Содержание занятия

ууд направление        

1

ОСНОВЫ МИТТЕЛЬШПИЛЯ

Самые общие рекомендации о том, как играть в миттельшпиле.

умение договариваться,  находить общее решение,

2

ОСНОВЫ МИТТЕЛЬШПИЛЯ

Решение задания “Выигрыш материала”. Игровая практика.

способность

защищаться

3

ОСНОВЫ МИТТЕЛЬШПИЛЯ

Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар. Дидактическое задание “Выигрыш материала”.

понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос;

4

ОСНОВЫ МИТТЕЛЬШПИЛЯ

Решение задания “Выигрыш материала”. Игровая практика.

способность

защищаться

5

ОСНОВЫ МИТТЕЛЬШПИЛЯ

Тактические приемы. Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах. Дидактическое задание “Выигрыш материала”.

волевая саморегуляция

формирование внутренней позиции школьника

самооценка

6

ОСНОВЫ МИТТЕЛЬШПИЛЯ

Решение задания “Выигрыш материала”. Игровая практика.

способность

защищаться

7

ОСНОВЫ МИТТЕЛЬШПИЛЯ

Матовые комбинации (на мат в 3 хода) и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Темы завлечения, отвлечения, блокировки. Дидактические задания “Объяви мат в 3 хода”, “Выигрыш материала”.

понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос;

8

ОСНОВЫ МИТТЕЛЬШПИЛЯ

Решение задания “Выигрыш материала”. Игровая практика.

умение договариваться,  находить общее решение,

9

ОСНОВЫ МИТТЕЛЬШПИЛЯ

Матовые комбинации и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Темы разрушения королевского прикрытия, освобождения пространства, уничтожения защиты. Дидактические задания “Объяви мат в 3 хода”, “Выигрыш материала”.

волевая саморегуляция

формирование внутренней позиции школьника

самооценка

10

ОСНОВЫ МИТТЕЛЬШПИЛЯ

Решение задания “Выигрыш материала”. Игровая практика.

способность

защищаться

11

ОСНОВЫ МИТТЕЛЬШПИЛЯ

Матовые комбинации и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Темы связки, “рентгена”, перекрытия. Дидактические задания “Объяви мат в 3 хода”, “Выигрыш материала”.

умение договариваться,  находить общее решение,

12

ОСНОВЫ МИТТЕЛЬШПИЛЯ

Решение задания “Выигрыш материала”. Игровая практика.

способность

защищаться

13

ОСНОВЫ МИТТЕЛЬШПИЛЯ

Матовые комбинации и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Другие темы комбинаций и сочетание тематических приемов. Дидактические задания “Объяви мат в 3 хода”, “Выигрыш материала”.

понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос;

14

ОСНОВЫ МИТТЕЛЬШПИЛЯ

Решение задания “Выигрыш материала”. Игровая практика.

способность

защищаться

15

ОСНОВЫ МИТТЕЛЬШПИЛЯ

Комбинации для достижения ничьей. Патовые комбинации. Комбинации на вечный шах. Дидактическое задание “Сделай ничью”.

волевая саморегуляция

формирование внутренней позиции школьника

самооценка

16

ОСНОВЫ МИТТЕЛЬШПИЛЯ

Решение задания “Выигрыш материала”. Игровая практика.

умение договариваться,  находить общее решение,

17

ОСНОВЫ МИТТЕЛЬШПИЛЯ

Классическое наследие. “Бессмертная” партия. “Вечнозеленая” партия.

способность

защищаться

18

ОСНОВЫ ЭНДШПИЛЯ

 Ладья против ладьи. Ферзь против ферзя. Ферзь против ладьи (простые случаи). Дидактические задания “Мат в 2 хода”, “Мат в 3 хода”, “Выигрыш фигуры”.

понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос;

19

ОСНОВЫ ЭНДШПИЛЯ

Решение заданий. Игровая практика.

способность

защищаться

20

ОСНОВЫ ЭНДШПИЛЯ

Ферзь против слона. Ферзь против коня. Ладья против слона (простые случаи). Ладья против коня (простые случаи). Дидактические задания “Мат в 2 хода”, “Мат в 3 хода”, “Выигрыш фигуры”.

умение договариваться,  находить общее решение,

21

ОСНОВЫ ЭНДШПИЛЯ

Решение заданий. Игровая практика.

способность

защищаться

22

ОСНОВЫ ЭНДШПИЛЯ

Матование двумя слонами (простые случаи). Матование слоном и конем (простые случаи). Дидактические задания “Мат в 2 хода”, “Мат в 3 хода”.

волевая саморегуляция

формирование внутренней позиции школьника

самооценка

23

ОСНОВЫ ЭНДШПИЛЯ

Решение заданий. Игровая практика.

способность

защищаться

24

ОСНОВЫ ЭНДШПИЛЯ

Пешка против короля. Когда пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило “квадрата”. Дидактическое задание “Квадрат”.

умение договариваться,  находить общее решение,

25

ОСНОВЫ ЭНДШПИЛЯ

Решение заданий. Игровая практика.

способность

защищаться

26

ОСНОВЫ ЭНДШПИЛЯ

Пешка против короля. Белая пешка на седьмой и шестой горизонталях. Король помогает своей пешке. Оппозиция. Дидактические задания “Мат в 2 хода”, “Мат в 3 хода”, “Проведи пешку в ферзи”, “Выигрыш или ничья?”, “Куда отступить королем?”.

волевая саморегуляция

формирование внутренней позиции школьника

самооценка

27

ОСНОВЫ ЭНДШПИЛЯ

Решение заданий. Игровая практика.

способность

защищаться

28

ОСНОВЫ ЭНДШПИЛЯ

Пешка против короля. Белая пешка на пятой горизонтали. Король ведет свою пешку за собой. Дидактические задания “Мат в 3 хода”, “Проведи пешку в ферзи”, “Выигрыш или ничья?”, “Куда отступить королем?”.

понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос;

29

ОСНОВЫ ЭНДШПИЛЯ

Решение заданий. Игровая практика.

способность

защищаться

30

ОСНОВЫ ЭНДШПИЛЯ

Пешка против короля. Белая пешка на второй, третьей, четвертой горизонталях. Ключевые поля. Дидактические задания “Проведи пешку в ферзи”, “Выигрыш или ничья?”, “Куда отступить королем?”.

волевая саморегуляция

формирование внутренней позиции школьника

самооценка

31

ОСНОВЫ ЭНДШПИЛЯ

Решение заданий. Игровая практика.

умение договариваться,  находить общее решение,

32

ОСНОВЫ ЭНДШПИЛЯ

Удивительные ничейные положения. Два коня против короля. Слон и пешка против короля. Конь и пешка против короля. Дидактические задания “Куда отступить королем?”, “Путь к ничьей

волевая саморегуляция

формирование внутренней позиции школьника

самооценка

33

ОСНОВЫ ЭНДШПИЛЯ

Самые общие рекомендации о том, как играть в эндшпиле.

умение договариваться,  находить общее решение,

34

ОСНОВЫ ЭНДШПИЛЯ

Решение заданий. Игровая практика.

понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос;

Вид учебного занятия

Форма организации проведения    

Экскурсия

Краткий опрос и теория  

Групповая дискусси я

Практика

Тренинг; групповая дискуссия

Задание на дом (возможно). 

Экскурсия

  обучение пользованию ПК,  преподавание  на основе учебных шахматных программ разного уровня, решение задач, игры с чужими противниками в Интернете;

Практическая работа

лекции, беседы, индивидуальные занятия, специальная литература.

Научно-исследовательская работа

Практическая работа

Основные формы и средства обучения:

Практическая игра.

Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.

Дидактические игры и задания, игровые упражнения;

Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки.

Участие в турнирах и соревнованиях.

III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1год:

теория

практика

                 Тема занятия

                   Кол-во  

1-3

1

2

.ШАХМАТНАЯ ДОСКА

3

4

1

ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ.

1

5

1

НАЧАЛЬНАЯ РАССТАНОВКА ФИГУР

1

6-21

2

14

ХОДЫ И ВЗЯТИЕ ФИГУР (основная тема учебного курса).

16

22-28

1

6

ЦЕЛЬ ШАХМАТНОЙ ПАРТИИ

7

29-33

5

ИГРА ВСЕМИ ФИГУРАМИ ИЗ НАЧАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ.

5

2год:

теория

практика

                 Тема занятия

                   Кол-во  

1-3

3

Краткая история шахмат”

3

4-5

2

“Шахматная нотация”

2

6-9

4

“Ценность шахматных фигур”

4

10-13

4

“Техника матования одинокого короля”

4

14-16

3

“Достижение мата без жертвы материала”

3

17-31

15

“Шахматная комбинация”.

15

32-33

2

 Повторение  

2

3год:

теория

практика

                 Тема занятия

                   Кол-во  

  направление      

1-3

3

ОСНОВЫ ДЕБЮТА. 34

3

4-8

1

4

Двух- и трехходовые партии

5

9-12

1

3

Игра “на мат” с первых ходов партии

4

13-14

2

“Повторюшка-хрюшка” (черные копируют ходы белых). Наказание “повторюшек”

2

15-22

2

6

Принципы игры в дебюте. Борьба за центр. Гамбит Эванса. Королевский гамбит. Ферзевый гамбит.

8

23-26

1

3

Гармоничное пешечное расположение. Какие бывают пешки.

4

27-34

8

Открытые, полуоткрытые и закрытые дебюты.

8

4год:

теория

практика

                 Тема занятия

                   Кол-во  

                                           ОСНОВЫ МИТТЕЛЬШПИЛЯ       18Ч

1-4

1

3

Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар

4

5-8

1

3

Тактические приемы. Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах.

4

9-15

1

6

Матовые комбинации и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса

7

16-18

3

Комбинации для достижения ничьей. Патовые комбинации. Комбинации на вечный шах.

3

ОСНОВЫ ЭНДШПИЛЯ  16 Ч

19-20

2

Ладья против ладьи. Ферзь против ферзя. Ферзь против ладьи

2

21-22

2

Ферзь против слона. Ферзь против коня. Ладья против слона (простые случаи).

2

23-24

2

Матование двумя слонами

2

25-32

1

7

Пешка против короля.

8

33-34

2

Удивительные ничейные положения. Два коня против короля. Слон и пешка против короля.

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа кружка внеурочной деятельности "Информационные технологии"

Прграмма кружка "Информационные технологии" включает в себя интегрированные занятия внеурочной деятельности информатика - русский язык в начальной школе....

рабочая программа кружка внеурочной деятельности "Край родной, познакомимся с тобой"

данная работа содержит программу, кружка внеурочной деятельности "Край родной, познакомимся с тобой", указаны задачи, цели и ожидаемый результат...

Программа кружка внеурочной деятельности "Речевое творчество"

Программа курса "Речевое творчество" 2 класс...

Программа кружка внеурочной деятельности "Школа этикета"

.     Предлагаемая программа психологических занятий в начальной школе направлена на формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников, т.к. способствует разви...

рабочая программа кружка внеурочной деятельности " Магия слова"

рабочая программа разработана на 34 часа УМК" Перспектива. Цель программы:        Создание условий для формирования языковой компетенции младших  школьников; со...

Программа кружка внеурочной деятельности "Шахматный всеобуч"

Программа курса «Шахматный всеобуч» предназначена для обучающихся 1-4-х классов начальной школы и составлена на основе программы «Шахматы - школе» под редакцией И.Г.Сухина, в с...