Отчет о проделанной работе по самообразованию за 2019-2020 г. "Экологическое воспитание дошкольников среднего возраста"
материал

Кукушкина Светлана Викторовна

Отчет по самообразованию в средней группе за период 2019–2020 г.

«Экологическое воспитание дошкольников среднего возраста»

Цель: Повышение своего теоретического уровня профессионального мастерства и компетентности. Воспитание интереса и любви к природе.

Задачи:

ü - формировать положительные отношения к природе;

ü - формировать навыки и умения наблюдения за природными объектами и явлениями;

ü - развивать познавательный интерес к миру природы;

ü - воспитывать защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу (землю, воду, воздух, флору, фауну, бережно распоряжаться её богатствами;

ü - развивать любознательность, творческого потенциала, фантазии и воображения.

Предполагаемый результат: научить детей быть милосердными, любить и беречь природу.

Действия и мероприятия проводимые в процессе работы над темой:

- изучения методической литературы и интернет ресурсов по теме;

- посещение педсоветов, проведение консультаций для родителей, создание дидактического материала по экологии.

Практический выход: изготовление экологического лепбука, разработка дидактических игр по экологическому воспитанию дошкольников среднего возраста.

В течение года я проводила исследовательскую работу по теме «Экологическое воспитание детей среднего возраста». В ходе работы проводились консультации, давались рекомендации родителям по организации домашнего чтения, выставки детских работ, выставки литературы, совместные утренники – развлечения, «конкурсы стихов о осени, о зиме, о весне», систематически оформлялся информационный стенд для родителей.

Мир природы удивителен и прекрасен, однако далеко не все способны видеть эту красоту, многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба, листьев, воды. Умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается. Природа – это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасимого желания познавать. Поэтому я в своей работе уделяю большое внимание экологическому воспитанию детей. Мой опыт показывает, что в среднем дошкольном возрасте дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, если знания преподносятся в доступной увлекательной форме и если учитывается интерес ребенка к природным явлениям. Мы рождены природой, и никогда человек не потеряет связи с ней. Но нужно обладать терпением, важно иметь внимательный глаз и чуткую душу, чтобы увидеть тихую прелесть крохотного полевого цветка или игру красок во время заката, буйное цветение сирени, заслушаться звонким пением птиц. Природа – великий учитель! Экологическое воспитание очень тесно связано с нравственным воспитанием – это воспитание человечности, доброты, милосердия, ответственного отношения к природе, людям, которые живут рядом. Большую часть в экологическом воспитании я отвожу беседам. Здесь стараюсь продумать, как сообщить важную информацию, использую красочные альбомы, открытки. Когда рассказываю о природе и ее богатствах, ставлю своей задачей не только воспитание бережного отношения ко всему живому, но и воспитание национальной гордости за свою страну, в которой создана сеть природных заповедников и национальных парков, где оберегаются первозданность природы, как национальное достояние, а так же памятники природы, пронесшие свою красоту и уникальность через века. Эстетический фон для занятий создают стихи, загадки, песни. они позволяют построить работу, чередуя разнообразные методические приемы с художественным словом, что сделает занятие запоминающимся для детей. Литературный материал незаменим в воспитательной работе, поскольку детям легче оценивать поведение и поступки других, чем свои собственные. Моя задача заключается в том, чтобы воспитывать в детях отзывчивость, стремление сочувствовать другим людям, быть ответственным и заботиться о растениях. В период дошкольного детства у ребенка происходит интенсивное социальное развитие, которое осуществляется при его взаимодействии с окружающими, сверстниками и взрослыми. Ребенок учится следовать определенным общественным нормам и правилам поведения, и если в этот процесс будет включено не только формирование эмоционально-положительного отношения к солнцу, чистой воде, свежему воздуху, растениям и животным, но и норм поведения, не наносящего вреда всему живому, сберегающего восстанавливающего природу – это принесет положительный результат не только в детстве, но и во взрослой жизни человека.

Одним из важнейших условий реализации системы экологического образования является организация предметно-развивающей среды. В нашей группе я постаралась создать среду таким образом, чтобы она способствовала развитию ребенка, формировала его как личность, а также создала условия для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения. Поэтому процесс обучения стараюсь строить таким образом, чтобы основные экологические знания дети получали наглядным методом. В уголке природы есть комнатные растения, предназначенные для ухода за ними. А также есть методические пособия (иллюстрации животных и растений, коры деревьев, камней, шишек хвойных деревьев и многое другое, камешки, разнообразные листочки». В экологической зоне повешен календарь природы, дети самостоятельно определяют времена года.

     На протяжении всего учебного года наблюдали за цветущими растениями, за ростом лука на подоконнике (январь-февраль), за пробуждениями одуванчиков на участке (май). Систематически проводились наблюдения за погодой, одну неделю в месяц ежедневно рассматривали небо, уточняли характер осадков. Регулярно с детьми фиксировали погоду. Дети знают домашних и диких животных. Усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей переживание ребят, не может не оказать влияния на формирование у них бережного и внимательного отношения к объектам растительного мира.

Дети дошкольного возраста обладают поистине огромными возможностями и способностями познавать. В них природой заложен инстинкт познания и исследования окружающего мира. Я, как воспитатель, должна помочь детям развить и реализовать свои возможности. Понять ребенку общую связь живого организма с внешней средой помогают прогулки, экскурсии, поскольку они решают многочисленные педагогические, психологические и экологические задачи. На экскурсиях при наблюдениях  дети получают непосредственное представление о предметах и явлениях, которые его окружают. Детям важно потрогать объект, прикоснуться к нему, чтобы понять. Народная китайская мудрость гласит «покажи мне – я забуду, расскажи мне – я запомню, дай потрогать – я пойму». Свою работу я стараюсь выстраивать в соответствии с этой мудростью.

На территории нашего детского сада есть деревья, клумбы с цветами за которыми дети ухаживают. Летом участок привлекает детей своей красотой, высокая трава в которой растут одуванчики. Этот цветок вызывает у детей сильные эмоции, их первое побуждение – сорвать его. Я учу детей воздерживаться от этого желания: ведь сорвать цветок – значит, погубить его! Наблюдая за одуванчиком, рассматривая его, мы с детьми выяснили, что он реагирует на изменение погоды и времени суток: поворачивает венчик в сторону солнца, закрывается с наступлением сумерек и перед дождем. А также дети воочию наблюдали за образованием и распространением семян одуванчика. Из познавательных бесед дети узнали о назначении отдельных частей одуванчика – стебля, листьев, корней, цветков. Дети убедились в истине, что одуванчик – живой организм: растет, размножается, реагирует на некоторые внешние воздействия. Но наблюдения велись не только за одуванчиком, но и за другими цветами участка. Вооружившись лупами, мы с ребятами исследовали каждый его уголок.

Живая природа состоит из двух основных частей: растительного и животного мира. Мы – люди, относимся к живому миру. Моя задача состоит в том, чтобы сформировать у детей осознания себя частью природного мира. С ребятами мы выяснили, что все представители живой природы имеют общие признаки: растут, размножаются, питаются, дышат. Но каждое из живых существ неповторимо и уникально. Человек – это венец творения природы, он наделен разумом, способен мыслить и принимать решения. Поэтому мы в ответе за свои поступки. В экологическом образовании дошкольников значимое место занимают модели. Использование их дает возможность демонстрировать процессы, которые нельзя показать в природе и запомнить последовательность действия. Преимущество данного способа заключается в том, что он позволяет изучить биологические закономерности, не проводя экспериментов на живых организмах, тем самым не нанося им вреда.

     В своей работе с детьми я использую такую форму работы как проект. Такой подход позволяет обеспечить последовательное освоение детьми экологических знаний, системность, перевод экологических представлений на уровень убеждений, мотивов поведения. В этом учебном году был разработан познавательно-исследовательский  краткосрочный проект «Зимушка-зима». Цель проекта -  формирование у детей 4-5 лет представлений о живой и неживой природе. Помочь детям почувствовать красоту зимнего пейзажа, воспитывать бережное отношение к природе. Поддерживать активный интерес детей к окружающей природе. Вовлекать в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств объектов неживой природы. Итог проекта: выставка рисунков, аппликаций по теме «Зима», коллективное изготовление кормушки для птиц.

Подводя итог, я хочу сказать, что была проделана огромная работа:

- Проводились беседы: «деревья нашего двора»; «во саду ли в огороде»; «как мы грибы искали»

- Коммуникации: рассказ по картине Левитан «Березовая роща» описание берёзы.

- Чтение художественной литературы по теме.

- Загадывание загадок.

- Проводились занятия художественного творчества: рисование «осенняя березка»; «грибной ёжик»; «цветы на клумбе».

- Аппликация: «декоративное панно из осенних листьев»; «дары осени» Лепка: «кисть рябины».

- Конструирование из бумаги «цветы, деревья, кустарники».

- Д/и «узнай и назови дерево»; «что лишнее»; «наблюдение за птицами на кормушке.

- Рассматривание фотоиллюстраций с изображением птиц и их жизни.

- Беседы: «какие бывают птицы»; «куда улетают птицы»; «наши друзья пернатые».

- Рассказывание по картине «грачи прилетели»

Для методической базы ДОУ мною была сформирована тематическая подборка консультативного материала:

-  тестовые задания для педагогов «Экологическое воспитание дошкольников среднего возраста»;

-   папка-передвижка «Я – часть природы»;

-  консультация для родителей «Ребенок и природа»;

- Выступление на педсовете: «Дидактические игры по экологии дошкольников среднего возраста».

     Дети среднего возраста обладают огромными возможностями и способностями познавать природу. Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период экологического воспитания, ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. Именно в этом возрасте накапливаются яркие, образные эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, закладывается фундамент правильного отношения к окружающему миру и ценностной ориентации в нем. Как писал А. В. Луначарский “ маленького ребенка можно лепить, старшего приходится уже гнуть, взрослого ломать”. Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должны воспитываться с раннего детства в семье и детском саде.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитический отчет о проделанной работе за 2008-2009 гг.

Аналитический отчет о проделанной работе за 2008-2009 учебный год....

Отчет о проделанной работе за 2010 – 2011 учебный год

Отчет о проделанной работе за 2010 – 2011 учебный год...

отчет о проделанной работе 2 класса за 3 четверть

Материал для выступления командира класса с отчетом о проделанной работе в нашем классе в 3 четверти....

отчет о проделанной работе 2 класса за 3 четверть

Материал для выступления командира класса с отчетом о проделанной работе в нашем классе в 3 четверти....

Консультация для педагогов "Дидактические игры по экологическому воспитанию дошкольников среднего возраста"

laquo; Дидактические игры по экологическому воспитанию дошкольников среднего возраста»Дерево, трава, цветок и птицаНе всегда сумеют защититься.Если будут уничтожены они,На планете мы остан...

Отчет об использовании здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя ГПД в 2019-2020 уч.г.

Одной из основных задач в работе с детьми с ОВЗ является такая организация и методика проведения всех оздоровительных и воспитательно-образовательных мероприятий, при которой не только сохраняется хор...