Внеклассное мероприятие . "Путешествие в картинную галерею Ахмата Лутфулина"
план-конспект занятия (3 класс)

Файзуллина Альфия Вильевна

Ежегодно с февраля по март, мы проводим открытые мероприятия  в память нашего земляка А.Лутфуллина.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ahmat_lutfullin_urok.docx24.53 КБ

Предварительный просмотр:

МОБУ СОШ с.Абзаково

Комбинированный урок по жизни и творчеству  А.Лутфуллина

«ПУТЕШЕСТВИЕ В КАРТИННУЮ ГАЛЕРЕЮ Ахмата Лутфуллина»

Провели: МО начальных классов

2017-2018 учебные года

Комбинированный урок по жизни и творчеству  А.Лутфуллина «ПУТЕШЕСТВИЕ В КАРТИННУЮ ГАЛЕРЕЮ Ахмата Лутфуллина»

Интегрированные задачи:

1. Образовательные: продолжать знакомить детей с известнашкирскими художниками, с профессией художника, значимостью его деятельности для общества, орудми труда.

Формировать умение рассматривать картину. замечая важные детали.

2. Развивающие: закреплять знания об особенностях жанров живописи (пейзаж. портрет, натюрморт). Развивать коммуникативные навыки. диалогические умения, образную речь.

3. Воспитательные: воспитывать у детей интерес к культуре Башкортостана, эмоциональную отзывчивость на произведения искусства.

Интегрированные области:

Коммуникация. чтение художественные литературы, социализация, здоровье, музыка.

4. Формы работы:

1) Беседа о художнике

2) Рассматривание картин

3) Описание картин

4) Рисование (печатание)

 Оборудование: мультимедийная доска, ноутбук, мандолина, несколько картин А.Лутфуллина.

Классы: 1а, 1б, 2а, 2б, 3а, 3б, 3в, 4а, 4б классы ( по 2 ученика)

Место проведения: кабинет 1а класса

Дата проведения: 13марта 2018 год

Ход урока:

 Тихая музыка. Двое  учеников  стоят у доски  и рассказывают стих Газима Шафикова  «Палитра осени» Ахмату Лутфуллину.

(дети остаются)

Альфия В.

- Дорогие ребята и гости нашего урока. Мы рады приветствовать вас сегодня в нашей школе на нашем уроке,  посвященном жизни и творчеству народного художника, нашего земляка А.Ф. Лутфуллина. Такими теплыми словами охарактеризовал творчество художника народный поэт Башкортостана М. Карим.

Ученик.  1 слайд

-Изобразительное искусство занимает особое место в художественной культуре Башкортостана: именно оно раньше других ее видов завоевало международное признание, именно в нем наглядно и ярко отразилась история нашего края на всех основных этапах ее развития.

 -Спасибо ребята, можете занимать свои места.

Итак, внимание, ребята,я предлагаю вам отправиться с нами  в путешествие в картинную галерею Ахмата Лутфуллина.

-Ребята, а что такое картинная галерея? ( выставка картин)

-Молодцы!

 Итак, внимание на экран

2 слайд ( портреты  художников- 6  портретов)

Кого вы узнаете?

Вы легко узнали нашего земляка?

Хорошо. А каким в вашей памяти   сохранится Ахмат? (серьезным,  целеустремленным…..)

Итак, в первом зале  нашей галереи мы увидели портрет Лутфуллина. Давайте побольше  узнаем о нем.

Мои помощники приготовили сообщения о художнике. Итак 1 группа выслушаем……..

      1  ученик  4 а класса.

Атмосфера добра и сердечности окружала художника с детства. Отец, грамотный человек, закончил медресе, с удовольствием пел башкирские песни, мать была прекрасной рассказчицей; много сказок и легенд знала бабка, а тетка сочиняла песни-импровизации. Дядя Гайнулла учил играть на курае и помог мальчику развить его собственный музыкальный дар. Музыкой Ахмат заболел еще с детства. Природа наградила его абсолютным слухом. Уже к 10 годам он хорошо играл на мандолине и был уверен, что станет музыкантом.

2 ученик  4 а класса

Перед войной был принят в Башкирскую филармонию, в оркестр народных инструментов, даже успел выступить по радио, готовился к участию в Декаде башкирского искусства в Москве – всему помешала война. Но своему первому увлечению Лутфуллин остался верен на многие годы. Музыка стала почти второй профессией. Мандолина всегда лежала рядом с его кистями и красками, а в перерывах между работой он любил играть на ней, напевая протяжную народную башкирскую мелодию.

 Аминур М.

 Итак из сообщений ребят мы узнали, что великий художник   был  очень музыкален, он обладал уникальным музыкальным  слухом.

А  какой музыкальный инструмент всегда лежал  рядом с кистями?

Да,  это мандолина. ( показываем)

3 слайд (фото где он играет на мандолине)

1 ученик 4 б класса

А.Лутфуллин учится в Магнитогорске на токоря.  Затем отправляется в Ленинград и поступает в архитектурно-художественное училище, где готовят маляров высокой квалификации. Здесь он получил серьезные профессиональные знания в рисунке, живописи, композиции, там учили работать с натуры.

Через три года он студент Уфимского училища искусств. Затем учеба в Государственном художественном институте Литвы. Мысли о далекой Башкирии не оставляли его. После учебы вернулся на родину с одной мыслью – работать!

 2 ученик  4 б класса.

 Первый выход на публику Ахмата Лутфуллина состоялся в 1957 году на персональной выставке в городе Уфе. Выставка прошла с успехом. Свой первый экзамен он выдержал.

Жизнь в Уфе складывалась не гладко – ни жилья, ни мастерской, ни заказов, а значит и денег. Но ничто не пугало художника. Он был полон творческого горения.

Во всех жанрах живописи проявился талант художника: тематическая живопись, портретная, пейзажный жанр, натюрморт, интерьер, графика.

Гульсина  А.

 Итак, ребята в каких городах учился художник? (Магнитогорск, Ленинград, Литва, Уфа)

 Какие жанры  мы можем наблюдать в картинах? ( портреты, натюрморты, пейзажи, интерьеры, графику, живопись)

Альфия В.

Итак , продолжаем наше  путешествие.

Внимание на экран, какие картины нас встречают?

(Проводы на фронт, Прощание, Ожидание)

Молодцы.  А  эти картины о чем? ( об истории, о войне)

Правильно. Это исторические картины.

А о какой картине  нам расскажут третьеклассники?

Слайд (Прощание)

 1 ученик 3 а класса

«Прощание», приобретенной Русским музеем Санкт-Петербурга. Большую часть полотна занимает высокое голубое небо с тающими легкими облаками, где-то далеко на горизонте сливающееся с пустынным пейзажем. На этом фоне изображено горестное прощание уходящего на фронт молодого мужа и его юной, худенькой жены с ребенком на руках. В этом полотне символически отразились общенародные переживания событий Великой Отечественной войны.

 2 ученик  3 а класса

Картина  была показана на выставке « Война и мир глазами  художника» в Москве, Санк- Петербурге и Германии. Каждый раз у художника щемило сердце,  когда в памяти вставал этот образ. Он старался показать не только горечь этой разлуки, но и  всякой желанной встречи, силу и красоту  всяких больших надежд и ожиданий.

 Физалия И.

-Спасибо, ребята. Из выступлений помощнков экскурсовода мы больше узнали об исторической картине Лутфуллина  Прощание. Хотелось бы спросить.

- В каком музее мы моем увидеть это полотно?

-А в каком городе расположен музей?

-Какие тона преобладают  в картине? (темные, серые, холодные)

 А.Вильевна

Ребята давайте отдохнем……  

  А.Вильевна

Продолжаем наше путешествие. Давайте посмотрим следующие картины.

 Слайд (Сабантуй, Чаепитие, Золотая Свадьба, Три женщины)

Ребята, назовите картины, которые узнаете?

Молодцы! А какой одной темой можно их объедеинить?

(быт, дом…..)

Мои помощники с 3 б класса. Приглашаю вас. О какой картине расскажите нам. (Три женщины)  

Слайд (Три женщины)

 1 ученик  3 б класса.  

Лучшее сюжетное полотно - «Три женщины». Это картина-раздумье о жизни и своеобразная исповедь художника, соединяющая в себе и народное, и личное начало, его, как говорят, автобиография. Три  разных  по возрасту и  характерам женщины в скромных национальных одеяниях неторопливо совершают ритуал чаепития в чистой, традиционно убранной башкирской избе.

2 ученик 3б класса

Перед ними  по башкирскому обычаю прямо на нарах, на расстеленной белой скатерти- поднос с чашками. За окнами неяркий летний день, спокойные очертания гор, дорога и едущие по ней велосипедисты. Все, что окружает изображенных женщин  в комнате, светло и празднично. Сам Лутфуллин утверждал, что это полотно это автобиография, что писал он здесь свою жизнь и жизнь своих близких.

 Разиля Б.

Эта картина, ребята,  самая  серьезная  в работе художника.  

Обобщив наш рассказ, хочу спросить, одинаков ли возраст женщин?

-Что мы видим за окном картины?

-Опишите пожалуйста дом.

Альфия В.

-Спасибо.

 Продолжим наше  путешествие.

Отправимся в следующий зал нашей галереи.

Какие картины вы можете назвать?

 Итак,посмотрите на экран.  (Автопортет, Портрет матери,  Портрет отца,  Портет сына,Мать героиня –Ишмурзина, Девушка башкирка в интерьере, Мальчик Мухтар, Девушка в черном.)

Мои  помощники из 3в класса. Прошу в сюда.

 1 ученик  3в. Рамазан. Мы бы хотели рассказать о картине Мальчик Мухтар.

В этой картине он изобразил своего племянника Мухтара, живший в нашем селе Абзаково.  Душевный мир природы  подростка сливается  с поэтическим изображением природы. В картине мы наблюдаем  горы  нашего села.  Также мы наблюдаем задумчивое лицо мальчика с широко открытыми голубыми глазами, устремленными прямо на зрителя, отражающий светлый и чистый мир начинающего взрослеть ребенка.

2 ученик 3в. Радмир.

 Хочу рассказать о Портрете сына. Это младший сын художника Мансур. Фигура мальчика  помещена в небольшое пространство комнаты  с частью стены и окном,за которым видны стандартные дома городских кварталов.Любовно  воспроизведя  внешний облик сына, его крепкую фигурку, живое смуглое лицо, серьезный взгляд больших открытых глаз, наполнив картину светлыми тонами, художник создал жизненное произведение. Мансур, не стал художником,  но его сын Ратмир  занимается режиссурой, поет в хоре. Так что преемственность не исчезает.

Юлия Р.

 Мы поговорили с вами о портретном жанре Лутфуллина. У него очень много портретов, с которыми вы  познакомитесь в старших классах.

Итак, как зовут сына Лутфуллина? (Мансур).У него было двое сыновей.  К сожалению   старший сын Фархат погиб. Луиза Мужавировна -супруга Лутфуллина   в данный момент живет в  г.Уфа.

А.Вильевна

 Отправляемся  дальше. В каком зале мы оказались?

(  Настоящие картины: Гора Бикамбат\\, Куштирак)

 Как можно назвать одним словом эти картины?

 Да пейзаж. Что мы о них можем  сказать.

  1 ученик 2 а класса

 Эти картины  Ахмата Лутфуллина хранятся в доме моей бабушки и  дедушки. В  картинах, где изображен пейзаж нашего села   мы легко можем наблюдать гору Коркэк, а также   подножья горы  Улек Тубэ. Эти  работы  великого  художника вызывают чувства восхищения, восторга. Эти коричневатые тона говорят  о поздней осени. Лутфуллин  любил изображать  унылые осенние  пейзажи.

2ученица 2 а класса

Данная картина Лутфуллина называетя   «Куштирэк».Эту  картину он подарил  нашей школе. Очень богато, красиво, ярко он изобразил   эти деревья нашего  села. Самая главная река  села Абзаково-это Кульсугады. Рядом с рекой росли эти прекрасные деревья- два  могучих тополя, именно росли, так как эти деревья в данный момент совсем погибли. Одно из них  ударила молния, а второе дерево погибло из-за  небережливого отношения человека к природе. Все цвета красок подобраны очень теплые- это говорит о бескрайней любви к своей малой родине.

   А.Вильевна

   Спасибо. Ахмат Лутфуллин писал людей и пейзаж нашего села. У него много родственников живут  в селе.   Мы должны гордится, что именно наша школа носит великого человека.

  О многих картинах мы поговорили.  Узнали  много нового.  Даю слово   2 б классу. Они нам расскажут о последних  днях Ахмата.

 

 1 ученик 2 б класса

Повседневная работа была для Лутфуллина жизненной необходимостью, даже в праздничные дни он до поздней ночи не выходил из мастерской. Однако прогрессирующая болезнь подточила творческие силы мастера. Любимую работу художник вынужден был оставить совсем. Жизнь неотвратимо покидала его. В ночь на 10 июля 2007 года Ахмат Лутфуллин скончался, всего несколько месяцев не дожив до своего 80-летия. В медицинском заключении о его смерти было обозначено «инсульт».

  2  ученик  2 б класса

Работы художника составляют волнующую песнь о Башкортостане, которую он слагал целых полвека, настойчиво и вдохновенно утверждая бытие и высокое достоинство своего не очень многочисленного, но прекрасного талантливого и мужественного народа. Искусство художника живо памятью и сохранением всего лучшего, что есть в народной культуре и сознании, потому оно стало национальной гордостью республики.

 Айгуль И.

Ребята,    а давайте мы с вами  превратимся в художников. По группам нарисуем портрет, пейзаж, быт, войну.

(Дети по группам рисуют)

Теперь предоставляем слово  помощникам экскурсовода.

Что нарисовали?

Что хотели показать?

Что удалось?

Итог урока.

Ребята, где мы побывали? Что запомнилось?

Что унесете с урока?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Путешествие в Великобританию"

Познакомить детей с Великобританией,обобщить знания учащихся по теме «Animals», закрепить умение вести диалог- расспрос. ...

Внеклассное мероприятие "Путешествие по стране математика"

Материал предназначен для внеклассного мероприятия в рамках проведения математической недели....

презентация к внеклассному мероприятию " Путешествие в страну математика"

материал для использования на внеклассном мероприятии по математике...

Внеклассное мероприятие "Путешествие по Санкт- Петербургу"

Мероприятие посвещается блокаде Ленинграда....

Стихотворение Александра Семёновича Кушнера «Что я узнал!» /Путешествие в картинную галерею/

Цель: познакомить с разными жанрами картин, формировать коммуникативные, метапредметные и  предметные УУД....

"Путешествие в картинную галерею"

Внеклассное занятие для 4 класса...