"Путешествие в картинную галерею"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Внеклассное занятие
Тема: «Путешествие в картинную галерею». Класс: 4 класс. Учитель: Ревелева Е.В. , ГБОУ Республики Марий Эл «Лицей им. М.В.Ломоносова». Цели занятия: 1) активизировать познавательную активность обучающихся; 2) систематизировать знания обучающихся о жанрах живописи, их отличительных особенностях;
3) способствовать эмоциональному восприятию картины как произведению искусства. Демонстрационный материал: 1) девиз занятия «Через игру – к знаниям и открытиям»; 2) репродукции картин; 3) опорные карточки для построения плана выхода из затруднения; 4) карточки с названиями жанров живописи; 5) выставка картин, нарисованных детьми. Раздаточный материал: 1) карточки с названиями жанров; 2) 4 белых листа бумаги; 3) маркеры; 4) картинный ряд с разновидностями картин жанра портрета; 5) картинный ряд с разновидностями картин жанра пейзажа; 6) картинный ряд с разновидностями картин жанра натюрморта; 7) картинный ряд с разновидностями картин сюжетно-тематического жанра; 8) «Наглядное пособие для развития речи» ( Сборники репродукций картин известных художников ).
Ход занятия. 1. Мотивация к учебной деятельности. Цель: 1) включить обучающихся в учебную деятельность; 2) определить содержательные рамки занятия: умение определять жанр картины; 3) мотивировать обучающихся к учебной деятельности посредством девиза.
Организация занятия на этапе 1: - Восточная мудрость гласит: «Если ты не чувствуешь красоты цветов, если ты не ценишь дружбы и если тебя не радуют стихи, песни, картины – ты болен и тебя надо лечить». - Вот и мы начнём разговор об одном из древнейших видов искусства - изобразительном. - Музыку слушают, героев литературных произведений представляют себе мысленно, а вот произведение изобразительного искусства мы видим глазами и чувствуем сердцем. - Я приглашаю вас совершить маленькое «Путешествие в картинную галерею». - Как вы считаете, зачем? ( Чтобы узнать новое о картинах. ) - Какие слова станут девизом занятия?
( Д-1 ) ( Читает ученик )
Через игру - к знаниям и открытиям. |
- В чём заключается смысл и глубина этого высказывания? ( Ответы детей. ) - Как вы будете узнавать что-то новое? ( Самостоятельно. ) - Какую форму проведения занятия будем использовать? ( Станем работать по группам. ) - Какие преимущества даёт каждому из вас работа в группе? ( Каждый отвечает, высказывает собственное мнение, а не сидит в стороне; каждый обучает одноклассников и учится сам у других; каждый учится работать в команде, где один за всех, а все за одного.) - А почему вы оказались в этой группе? ( Сам выбрал, позвали друзья и т.д. ) - Какие функции буду я выполнять на занятии? ( Помогать, организовывать работу. ) - Какие качества необходимо проявить, чтобы работа была успешной? ( Активность, тактичность, внимание, взаимопомощь, чётко организовывать свой ответ, вовлекать в работу каждого.) - Что станет темой нашего исследования? ( Жанры картин.) - Сформулируйте цель занятия. ( Научиться различать жанры картин, находить их отличительные особенности.)
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии. Цель: 1) актуализировать знания о жанрах картин; 2) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению; 3) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения в учебной деятельности.
Организация занятия на этапе 2. - Где в жизни нам пригодится умение различать жанры картин? ( При посещении выставок, музеев; в школе, когда пишем сочинения по картине; на уроке ИЗО; в качестве самообразования.) - Итак, всё внимание на доску. Определите жанр картин.
( Д – 2 )
( На доске представлены картины четырёх основных жанров живописи: портрет, пейзаж, натюрморт, сюжетно-тематический. )
О.Кипренский Портрет А.С.Пушкина. | Ф.Васильев Мокрый луг. | П.Кончаловский Сирень. | Н.Богданов-Бельский Устный счёт. В народной школе С.А.Рачинского. |
( Учитель выслушивает ответы детей: портрет, пейзаж, натюрморт. ) - Какой жанр картины вызвал у вас затруднение, споры, сомнение? Почему? - Можно ли художников назвать фантазёрами? Почему? ( Художники изображают разные стороны жизни человека, выбирают различные темы и сюжеты.) - Опираясь на эти два термина, сюжет и тема, подумайте, какой четвёртый жанр существует в живописи? (Сюжетно-тематический) - Жанров четыре, групп, в которых вы работаете, тоже четыре. Почему? ( Каждая группа будет защищать один из жанров живописи.) - Я выставляю названия групп.
( Р-1 )
( Каждая группа учащихся получает карточку определённого жанра живописи.)
Портрет | Пейзаж |
Натюрморт | Сюжетно- тематический |
- 1 задание. Обоснуйте признаки, по которым вы определили жанр картины. ( Каждая группа выделяет признаки, характерные для предложенного им жанра картины.)
Разновидности пейзажа |
Разновидности портрета |
Разновидности натюрморта |
Разновидности сюжетно-тематической картины |
- 2 задание. Напишите на листках, посовещавшись в группе, какие существуют разновидности портрета, разновидности пейзажа, натюрморта, разновидности сюжетно-тематических картин. ( Р -2, Р -3 )
( Дети работают самостоятельно в группах.) - Давайте выслушаем ваши версии. ( Выступает представитель каждой группы.) - В чём у вас затруднение? ( Мы не смогли определить разновидности жанра, не знаем. ) - А у кого есть ответ? - Вы уверены, что написали все разновидности, не написали лишнего? - Чем вы пользовались при определении разновидностей каждого жанра?
3. Выявление места и причины затруднения. Цель: 1) организовать восстановление выполненных операций и фиксацию места, где возникло затруднение; 2) организовать соотнесение действий обучающихся с используемым способом и зафиксировать причину затруднения.
Организация занятия на этапе 3: - Какое задание вы выполняли? (Мы должны были определить разновидности каждого жанра живописи.) - В чём возникло затруднение? ( Не смогли определить разновидности каждого жанра, не все выделили, появились сомнения в правильности версий.) - В чём причина вашего затруднения? ( Не знаем отличительных особенностей разновидностей каждого жанра живописи.)
4. Построение проекта выхода из затруднения. Цель: 1) в коммуникативной форме организовать построение обучающимися проекта будущих учебных действий (уточнение цели и построение плана достижения цели).
Организация учебного процесса на этапе 4: - Уважаемые группы, уточните цель своей деятельности. ( Определить разновидности каждого жанра живописи и уточнить их отличительные особенности.) - Сформулируйте тему занятия. ( Жанры живописи. ) - Оказывается, не только жанры отличаются друг от друга, но и портреты бывают разные, и пейзажи, и натюрморты, и сюжетно-тематические картины! - Можно, не видя картин, определить, сколько существует разновидностей каждого жанра? - Где можно найти информацию? ( В книге, в справочнике, в сборнике с репродукциями картин.) - Сейчас каждая группа получит картинный ряд, с которым вам предстоит поработать.
( Р-4 ), ( Р-5 ), ( Р-6 ), ( Р-7 )
( Каждая группа получает картинный ряд с разновидностями картин определённого жанра.)
- Какие действия вы предпримите? - Вы получили несколько репродукций картин одного жанра. Каким будет ваш первый шаг? ( Сравнить картины между собой.) - Понадобятся ли умения, которые использовались вами в начале урока? Каким будет второй шаг? ( Выделить отличительные особенности каждой картины.) - Вы собрали информацию. Каким будет третий шаг? (Обобщить найденную информацию.)
( Д -3 ) ( На доске открывается план выхода из затруднения. )
1. Сравнить |
2. Выделить |
3. Обобщить |
- Теперь каждый «включает» сообразительность и работает сообща. ( Дети работают в группе.)
5. Реализация построенного проекта. Цель: 1) организовать коммуникативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта; 2) зафиксировать построенный способ действия в речи и знаково; 3) сформировать способность к практическому использованию построенного плана.
Организация учебного процесса на этапе 5: - Обсудим ваши маленькие «открытия». Какие разновидности каждого жанра вы теперь определили? ( Представители каждой группы показывают картинный ряд и обосновывают названия каждого жанра. Учитель прикрепляет на доске карточки с названиями разновидностей каждого жанра.)
Портрет
В.Боровиковский Портрет М.И.Лопухиной. | А.Рябушкин Семья купца в 17 веке. | В.Серов Девочка с персиками. |
персональный | групповой | в интерьере |
- Если видишь, что с картины Смотрит кто-нибудь на нас Или принц в плаще старинном, Или в робе верхолаз, Лётчик или балерина, Или Колька, твой сосед, Обязательно картина Называется портрет. ( Р -4 ), ( Д-4 ) ( Читает ученик. )
- Обоснуйте, что значит «персональный» портрет? ( Персона - важный, значимый человек, личность.) - Что значит «групповой» ? ( Изображены несколько человек.) - Что такое «интерьер» ? ( Окружающая людей обстановка в каком-либо помещении.)
Пейзаж
И.Левитан Золотая осень. | Ф.Алексеев Вид Казанского собора в Петербурге. | И.Айвазовский Девятый вал. |
сельский | городской | марина (морской) |
( Читает ученик. ) ( Р – 5 ), ( Д – 4 )
- Если видишь: на картине Нарисована река, Или ель и белый иней, Или сад и облака, Или снежная равнина, Или поле и шалаш, То подобная картина Называется пейзаж.
- В чём особенность «сельского» пейзажа? - В чём особенность «городского» пейзажа? - Что изображает «марина»? Что означает этот термин? ( Морской пейзаж.)
Натюрморт
П.Ренуар Розы и жасмин в делфтской вазе | Питер Класс Завтрак. | В.Шкуринский Бабушкины клубочки. Натюрморт. |
цветочный | со снедью | с бытовыми вещами |
( Читает ученик. ) ( Р -6 ), ( Д -4 )
- Если видишь на картине Чашку кофе на столе, Или морс в большом графине, Или розу в хрустале, Или бронзовую вазу, Или грушу или торт, Или все предметы сразу - Знай, что это натюрморт.
- Как распознать «цветочный» натюрморт? - Что такое «снедь» ? - Какие бытовые вещи могут быть изображены в натюрморте?
Сюжетно – тематический
Ф.Решетников Опять двойка. | В.Васнецов Иван-царевич на сером волке. | Е.Чарушин Волчонок. | М.Самсонов Сестрица. | К.Брюллов Последний день Помпеи. |
бытовой | мифологический | анималистический | батальный | исторический |
- Что может быть изображено на картинах бытового жанра? ( Повседневная жизнь человека, труд, быт, народные гуляния. ) - Если видишь на картине Повседневный труд людской За прилавком в магазине Или в швейной мастерской, На заводе или в поле, Или на уроке в школе, Это, навсегда усвой - Жанр картины - бытовой.
- Что такое «миф»? Как сказать по-другому? - Откуда художник берёт сюжеты для мифологического жанра? - Если видишь на картине Ты мифических зверей, Или сказочный град Китеж, Или трёх богатырей - Славных витязей былинных, Иль кувшин магический, Помни, - у такой картины Жанр - мифологический.
- Кто являются главными героями картин анималистического жанра? - Как называют художников, изображающих зверей и птиц? ( Анималистами. ) - Какие моменты изображаются на картинах батального жанра? ( Бой, сражение, подвиг. ) - Если на картине танки В бой лавиною пошли Или быстрые тачанки, Или в море корабли, Иль, штыков мерцая сталью, В бой пехота поднята, Называется батальным Жанр картин таких всегда.
- Что изображается на картинах исторического жанра? ( Исторические события, исторические деятели.) ( Р – 7 ), ( Д – 4 )
- Молодцы! Всем огромное спасибо! - А теперь скажите, достигли вы поставленной цели? Сумели сегодня сделать маленькое открытие?
( В результате работы детей на доске появляется таблица «Жанры живописи» .) (Д -4 )
Портрет | Пейзаж | Натюрморт | Сюжетно - тематический |
персональный | сельский | цветочный | бытовой |
групповой | городской | со снедью | мифологический |
в интерьере | марина | с бытовыми вещами | анималистический |
батальный | |||
исторический |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Цель: тренироваться в использовании полученных сведений при определении жанра картины.
Организация учебного процесса на этапе 6: - Как вы считаете, стоит проверить себя, научились ли мы определять жанр картины? - Нам поможет замечательная книга «Наглядное пособие для развития речи».
( Р – 8 ) ( По выбору учителя дети находят в пособии репродукции картин известных художников и определяют жанр картины. Например:
Ф.С.Рокотов. Портрет А.П.Струйской. – персональный портрет; В.М.Васнецов. Алёнушка. - сюжетно –тематический ( мифологический ); И.И.Левитан. Март. - сельский пейзаж.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: 1) организовать самостоятельное выполнение обучающимися заданий на новый способ действий; 2) проверить на основе сопоставления с эталоном своё умение применять новое учебное содержание в типовой ситуации.
Организация учебного процесса на этапе 7: - Подходит к концу наше занятие. Но мне хотелось бы открыть «Мастерскую юного художника» и представить вам творения ваших одноклассников, которые создали в классе необычную, торжественную и очень красивую обстановку, представив многие жанры картин. - Давайте им поаплодируем. ( Д– 5 ) - А теперь самостоятельно определите жанр этих картин, пользуясь нашей таблицей. - У кого возникли трудности? С чем они связаны? - У кого всё получилось? Молодцы!
8. Включение в систему знаний и повторение. Цель: 1) выявить границы применимости нового знания; 2) повторить учебное содержание, необходимое для введения в будущем новых способов действий.
Организация учебного процесса на этапе 8: - Почему новое знание мы обобщили в форме таблицы? ( Таблица позволяет в краткой форме записать большой материал, легко запомнить.) - Где эти знания можно применить? - Пригодятся ли новые сведения в будущем?
9. Рефлексия учебной деятельности на занятии. Цель: 1) зафиксировать новое содержание, изученное на занятии; 2) провести рефлексивный анализ учебной деятельности; 3) оценить собственную деятельность на занятии.
Организация учебного процесса на этапе 9: - К какому результату мы пришли сегодня? ( Узнали разновидности картин каждого жанра.) - Каким способом вы учились? - Чем вам запомнилась работа в группе? Кто больше всего помогал? Как каждый проявил себя на занятии? - Открыло ли занятие дверку в мир чего-то нового и увлекательного? - Но вы сделали лишь маленький шаг вперёд. В следующий раз вас ждут новые открытия. А закончить занятие я хочу словами Микеланджело: «Творенье может пережить творца: творец уйдёт, природой побеждённый, однако образ, им запечатлённый, веками будет согревать сердца».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Стихотворение Александра Семёновича Кушнера «Что я узнал!» /Путешествие в картинную галерею/
Цель: познакомить с разными жанрами картин, формировать коммуникативные, метапредметные и предметные УУД....
Внеклассное занятие в картинной галерее с. Панфилова «Мой дом – моя Родина»
Цель данной презентациисостоит в том,чтобы познакомить учащихся с картинами художников села Панфилова,развивать интерес к истории своей малой родины...
Посещение выставки в картинной галерее.
20.09.2017 года посетили выставку в картинной галерее.На выставке были представлены работы мастерицы Япрынцевой.Она рассказала о своих работах-самодельных куклах.Дети с интересом выслушали интер...
Экскурсия в школьную картинную галерею
Открытое занятие по внеурочной деятельности...
Внеклассное мероприятие . "Путешествие в картинную галерею Ахмата Лутфулина"
Ежегодно с февраля по март, мы проводим открытые мероприятия в память нашего земляка А.Лутфуллина....