Мероприятие, посвященное Дню Конституции Российской Федерации
классный час (4 класс)

Светлана Петровна Будз

Цели: формирование у воспитанников понимания сущности и значения Конституции, и государственных символов Российской Федерации; формировать представление о важности соблюдения законов государства; развитие гражданско-правового образования воспитанников; формировать активной гражданской позиции и правового сознания; развитие умения работать в группе, выслушивать мнение других и излагать свои мысли.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kr.docx34.53 КБ
Файл polovitsy.docx10.79 КБ

Предварительный просмотр:

Мероприятие, посвященное Дню Конституции Российской Федерации

Цели: формирование у воспитанников понимания сущности и значения Конституции, и государственных символов Российской Федерации; формировать представление о важности соблюдения законов государства; развитие гражданско-правового образования воспитанников; формировать активной гражданской позиции и правового сознания; развитие умения работать в группе, выслушивать мнение других и излагать свои мысли.

Задачи:

Образовательные:

• Закрепить знания о государственных символах;

• Сформировать представления о политическом устройстве Российского государства;

• Расширить представления у воспитанников об истории Конституции

Развивающие:

• Развивать познавательные способности;

• Развивать чувство патриотизма;

• Развитие гражданско-правового образования воспитанников;

• Развивать творческие способности воспитанников.

Воспитательные:

• Воспитание чувства уважения, гордости, патриотизма и значимости Конституции, и символики для нашего государства;

• Воспитание активной гражданской позиции, гражданского самосознания, патриотизма в подрастающем поколении;

• Воспитывать и развивать интерес к истории России.

Оборудование: видеоролики  « С чего начинается Родина?», «Мои права», презентация «День Конституции РФ», буквы слова «Конституция», 7 пар карточек к игре «Различай права и обязанности», подборка фрагментов песен для физминутки, 7 наборов карточек для игры «Собери пословицы»

Ход занятия

  1. Вступительное слово

(Просмотр видеоролика с песней «С чего начинается Родина?»)

С чего начинается Родина? На этот вопрос можно найти множество ответов, но я с твердой уверенностью могу сказать, что Родина – это наш дом, школа, друзья, замечательный город, в котором мы живем. И конечно огромная, великая и прекрасная страна.

Есть в мире много разных стран,

Но мне милее всех одна.

Скажите, как она зовется?

Великая моя страна?

Россия, Российская Федерация - это ее официальное имя.

Мы о России будем говорить.

Петь песни и  стихи дарить.

В любви ей признаваться,

Гордиться, восхищаться.

Пусть знают все,

И взрослые, и дети.

Что нет страны прекраснее на свете!

  1. Работа по теме

Откуда появилось такое название, Россия?  Слово «Россия» возникло в Византии и использовалось там как греческое обозначение Руси.

Россия – самая большая страна на свете. Её площадь- 17 млн. кв. км. Население около 150 млн. чел.

Границы России проходят и  по суше, и по  воде, а граничит она с 16-ю странами.

Вот сколько соседей у России, ни у кого столько нет.

В нашей стране много рек, озер, морей, значит,  она богата рыбой.

В нашей стране много лесов, значит, она богата разнообразными животными.

А в ее природных кладовых несметные сокровища полезных ископаемых.

Но наша страна – это не только поля и леса, города и села. Наша страна – это государство, столицей которого является город Москва.

Игра «Пойми меня»

Желающему ученику дается слово, он должен будет дать только его определение, не называя само слово. Остальные дети должны будут назвать это слово.

«РОДИНА, ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ, КРЫМ, ДРУЗЬЯ, МАМА, ГОСУДАРСТВО»

Нет края на свете красивей,
Нет Родины в мире светлей!
Россия, Россия, Россия, –
Что может быть сердцу милей?
Кто был тебе равен по силе?
Терпел пораженья любой!
Россия, Россия, Россия, –
Мы в горе и счастье – с тобой!
Россия! Как Синюю птицу,
Тебя бережём мы и чтим,
А если нарушат границу,
Мы грудью тебя защитим!
И если бы нас вдруг спросили:
«А чем дорога вам страна?»
– Да тем, что для всех нас Россия,
Как мама родная, – одна!

Каждое государство имеет свои символы, по которым узнают страну.

А какие государственные символы знаете вы? (Дети перечисляют: флаг, герб, гимн).

Гимн – торжественная песня или просто мелодия – символ государства. Он исполняется в особых, торжественных случаях: в дни торжественных праздников, собраний, когда проходят парады, в случаях победы наших спортсменов на соревнованиях. При исполнении гимна встают, слушают молча или подпевают.

 Стихи Гимна написаны Сергеем  Владимировичем Михалковым на музыку Александра Васильевича Александрова.

Флаг России – бело-сине-красный. Флаг является символом объединения государства.  Российский триколор появился в семнадцатом веке.

Государственный флаг Российской Федерации – это прямоугольное полотнище из трех горизонтальных полос, верхней – белого, средней – голубого и нижней – красного цвета.

Белый цвет флага означает мир, чистоту, правду, благородство.

Синий – цвет неба,  веры, верности и постоянства.

Красный – символ огня, честности, смелости, силы красоты, энергии.

В современной России вопрос о смене флага был решен 22 августа 1991 года, поэтому 22 августа считается днем государственного флага Российской Федерации.

Российскому флагу люди, как святыне, отдают высшие почести, он развивается над государственными зданиями, на российских кораблях, над почетными пьедесталами спортсменов – победителей. Флаг – наша святыня, и мы должны относиться к нему с уважением и почитанием.

Еще одним символом Российской Федерации является Герб России

(изображение герба России).

Герб – отличительный знак (эмблема) государства, города, рода. Герб России – золотой двуглавый орел на фоне красного щита. В лапах у орла – скипетр и держава. Скипетр – это жезл, символ власти. Он украшен драгоценными камнями. Держава – это золотой шар с крестом наверху.

1. Герб России – двуглавый орел, появился более 500 лет назад. Он представляет собой  Изображение золотого двуглавого орла.

2. Двуглавый орел – символ вечности России, необходимой защиты от врагов с запада и востока. Три короны над ним символизируют кровное братство трех славянских народов: русских, украинцев и белорусов.

3. Скипетр и держава в когтях орла – выражение непобедимости нашего Отечества.

Герб – это эмблема государства; он изображается на печатях, паспортах, денежных знаках.

Он вдаль глядит орел двуглавый

Все видит он,  что слева, а что справа.

Границы зорко стережет,

Покой и сон наш бережет.

- Кто стоит во главе нашего государства? ( Президент)

- Кто является президентом?(В.В.Путин)

- Как избирается президент? (Народ)

- На сколько лет избирается президент? ( На 6 лет)

Если кто - то без законов

Хочет жизнь свою прожить,

То его, конечно, надо

И лелеять, и хвалить.

Фотографию в газету

Поместить и подписать:

«Он советует законы

Никогда не выполнять».

Вы согласны с таким жизненным девизом?

Почему важно соблюдать законы?

Чтобы люди в нашей стране  жили свободно и счастливо, чтобы всегда были  порядок и справедливость, мы должны  соблюдать правила, обязательные для всех, жить по основному закону  нашего государства.  Как называется основной закон нашей страны?  (Ответы детей)

Игра «Собери слово»

Если вы поставите буквы в определённой последовательности, то вы получите слово, которое называет основной закон нашей страны.

КОНСТИТУЦИЯ

К – конкретная

О – основная, общественная

Н - надёжная, нормативная, национальная, народная, наша, необходимая

С – справедливая, суровая

Т - твёрдая, толерантная

И - идеальная, известная

Т - твёрдая

У - уникальная, универсальная

Ц - целеустремлённая, целостная

И – индивидуальная

Я – яркая, явная

Правильно, это Конституция – основной закон страны, который определяет устройство государства, законы, права и обязанности граждан.

____________________________________________________________

Правильно, это основной закон государства, то есть список самых главных правил, которые установили для себя граждане Российской Федерации. Все другие законы и правила, действующие в нашей стране, даже правила перехода улицы, не должны противоречить главным правилам, записанным в Конституции. Мы с вами жители России и обязаны знать Конституцию.

Сначала Конституцию придумали и записали ученые, потом граждане государства прочли ее и обсудили друг с другом, в газетах, по телевидению. Некоторые правила из Конституции вычеркнули, другие – добавили, третьи – переписали иначе. Потом состоялся референдум. Каждый гражданин, которому исполнилось 18 лет, имел возможность прийти в специальное место и заявить, согласен он с такой Конституцией или не согласен. Оказалось, что большинство граждан согласно. Так, 12 декабря 1993 года была принята наша Конституция.

В Конституции, во-первых, сказано, как должно быть устроено наше Государство и что для него самое главное. (ст. 5 п. 1; ст. 10, ст. 11 п. 1). В Конституции сказано: человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Это значит, что не человек существует для государства, а государство для человека.

Во-вторых, объявляется, что наше государств считает своей обязанностью защищать не только права своих граждан, но и права любого человека, даже если он не гражданин Российской Федерации.

В-третьих, в Конституции перечислены основные права и обязанности человека и гражданина, то есть сказано, что можно делать человеку и гражданину Российской Федерации, а что – нельзя.

Все лучшее, что в человеке есть:

Его права и жизнь его, и честь.

А жизнью пользуясь по праву,

Я гордо говорю: имею право!

Свободно жить под солнцем и луной

И восхищаться красотой земной.

Не быть рабом и пыток не терпеть,

А песню жизни вдохновенно петь.

А если причинят мне вред, урон,

Поможет Конституция. Закон.

Перед законом, совестью равны

Живут народы ни одной страны.

Могу я погостить за рубежом,

Потом вернуться в свой любимый дом.

Свободу мысли, слова я имею,

Но совесть есть, грубить другим не смею.

А подрасту – поможет мне держава

Работу выбрать – имею право.

Ну а пока я – ученик:

Учу уроки, подаю дневник…

Досугу – час,

А школе все внимание.

Использую я право

На образование.

Имеем право мы иметь права,

Но ведь моралью люди связаны.

Поэтому чтобы достойно жить,

Мы очень многое обязаны.

ИГРА « Различай права и обязанности»

(7 пар карточек. Каждой группе раздаются карточки, где ребята должны определить, какая из карточек  их права, а какая обязанность)

Ученик имеет право:

Ученик обязан:

открытую оценку своих знаний по каждому предмету в соответствии со своими знаниями и умениями

достойно вести себя в классе, школе и за её пределами

отдых в перерывах между уроками

ходить в форме и быть опрятным

охрану труда и здоровья во время учебно-воспитательного процесса

приходить в школу своевременно, не опаздывая

поощрение за успехи в учёбе и общественной деятельности

своевременно заполнять дневник и выставлять оценки по предметам

помощь учителей в овладении знаниями

аккуратно пользоваться библиотечными книгами

уважение своей личной жизни и достоинства

овладевать знаниями и практическими навыками

участие во внеклассных и внешкольных делах

уважать взгляды, свободу и достоинство окружающих его людей: сверстников и взрослых

Конституция дает нам права, но и ограничивает их. Главное понять: любые права и свободы другого – это ограничение твоих собственных прав и свобод.

В Конституции сказано: каждый имеет неотъемлемое право на жизнь.

Это значит, что никто не может убивать. В Конституции сказано: каждый имеет право на личную неприкосновенность. Значит, тебе нельзя ни к кому прикасаться без разрешения. Причем неважно, как ты собрался касаться: кулаком или погладить по голове. Без разрешения – не надо. Законом всегда можно воспользоваться, чтобы себя защитить

2. Граждане России имеют право:

 на жизнь и гражданство

 на свободу и личную неприкосновенность;

 на достойную жизнь, на образование;

 на медицинское обслуживание;

 на собственную неприкосновенность

 на труд, на жилище;

 неприкосновенность его жилья и имущества

 на мирную жизнь.

Есть обязанности и права,

Конституция их дала.

Все записаны они

Для людей и для страны.

3. Каждый гражданин России обязан:

соблюдать законы нашего государства;

выполнять правила, обязательные для всех,

учиться и трудиться;

беречь и охранять природу;

защищать Родину.

Закон главный, закон важный –

Конституция страны.

Обязан подчиняться каждый,

Выполнять его должны.

В Конституции перечислены основные права и обязанности человека и гражданина, то есть сказано, что можно делать, а что нельзя. Можно очень многое, а нельзя, по сути, только одно – гражданин Российской Федерации не имеет права нарушать права других людей.

Также в Конституции даны ответы на такие вопросы: кто может быть президентом, депутатом, чем они должны заниматься и многое другое.

Граждане нашей страны разделили государственную власть. Статья 10 Конституции говорит о том, что Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Давайте подумаем, чем занимается каждая из ветвей власти.

Принятие законов, их исполнение и контроль за соблюдением законов.

К Законодательной власти относятся Федеральное собрание, которое состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы. Об этом органе мы можем узнать, прочитав главу 5 Конституции, на уровне нашей Республики – это Государственный Совет, а у нас в городе - депутатский корпус.

Исполнительная власть – в соответствии с принятыми законами делает нашу жизнь комфортнее. К ней относятся Правительство Российской Федерации — высший исполнительный орган государственной власти. Статус и порядок его деятельности определены главой 6 Конституции Российской Федерации и положениями Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации». Подотчётно президенту России и подконтрольно Государственной Думе. На уровне Республики это Совет Министров, в городах это городские администрации.

И глава 7 Конституции нам расскажет о Судебной власти.

А знает ли кто-то из вас какой в России строй или политическая система?

Основные формы политических систем

Авторитаризм политический режим, при котором носитель власти провозглашает сам себя имеющим право на власть. Обоснованием для существования такой власти является исключительное мнение на этот счёт носителя данной власти.

Демократия политическая система, в основе которой лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса.

Тоталитаризм политический режим, подразумевающий абсолютный (тотальный) контроль государства над всеми аспектами общественной и частной жизни.

Теократия гражданская и духовная власть в одном лице, политическая система, при которой религиозные деятели имеют решающее влияние на политику государства.

Государственная власть разделена на три ветви нарочно – для того, чтобы вся власть в России не оказалась у одного человека или у какой-нибудь одной компании подружившихся между собой людей. Если бы такое случилось, наша страна из демократической превратилась бы в тоталитарную, диктаторскую. То есть в такую, в которой свобода очень сильно ограничена и власть диктует, о чем должны думать граждане, как себя вести и что делать._____________________________________________

  1. Закрепление изученного

Музыкальная физминутка

Отдыхая, вы должны будете спеть первый куплет песни,  и ответить на такой вопрос: «На какие права указывает каждая из песен?».

  1. «Учат в школе» (право на образование)

Буквы разные писать
Тонким перышком в тетрадь
Учат в школе, учат в школе,
Учат в школе.
Вычитать и умножать,
Малышей не обижать
Учат в школе, учат в школе,
Учат в школе.
Вычитать и умножать,
Малышей не обижать
Учат в школе, учат в школе,
Учат в школе.

2. «Песенка о лете» (право на отдых)

Вот оно какое, наше лето,

 Лето яркой зеленью одето,

 Лето жарким солнышком согрето,

 Дышит лето ветерком.

Ля-ля-ля ля-ля-ля,

 Ля-ля-ля-ля-ля ля-ля-ля-ля.

 Ля-ля-ля ля-ля-ля,

 Ля-ля-ля-ля-ля ля-ля!

3. Песня бременских музыкантов «Ничего на свете лучше нету...» ( Право на свободу передвижения).

Ничего на свете лучше нету

Чем бродить друзьям по белу свету

Тем, кто дружен, не страшны тревоги

Нам любые дороги дороооги.

Нам любые дороги дороги.

Припев.

Наш ковер - цветочная поляна

Наши стены - сосны-великаны

Наша крыша - небо голубое

Наше счастье - жить такой судьбою.

Игра  «Собери пословицы и поясни»

1. Поступать по праву, а не действовать силой.

2. Под защитой права никто не бывает обманут.

3. Чтобы страна могла жить, нужно, чтобы жили права.

(Просмотр видеоролика «Мои права»)

  1. Подведение итогов

Сиквейн - короткое нерифмованное стихотворение из 5 строк. Классический сиквейн составляется следующим образом:

  • первая строка - одно слово (существительное или местоимение), выражающее тему,
  • вторая строка - два слова (прилагательное), описывающие свойства, признаки темы,
  • третья строка - три слова (глаголы), описывающие действие темы,
  • четвертая строка - фраза или предложение из четырех слов, выражающее отношение автора к теме,
  • одно слово (любая часть речи), выражающее суть темы, резюме.

КОНСТИТУЦИЯ

ОСНОВНАЯ, НЕОБХОДИМАЯ

УПРАВЛЯЕ, ЗАЩИЩАЕТ, ДЕЙСТВУЕТ

ОСНОВНОЙ ЗАКОН НАШЕГО ГОСУДАРСТВА

ВАЖНАЯ

Давайте укроем наш мир от зла, ненависти, грубости, правонарушений. Это будут наши ладошки. Возьмите цветной лист бумаги, обведите свою ладонь, вырежьте. В центре ладони напишите свое имя, а на пальчиках – самые важные, по вашему мнению, права человека. Готовые ладошки прикрепите к нашему глобусу.



Предварительный просмотр:

Поступать по праву,                никто не бывает обманут.

Под защитой права                  а не действовать силой.

Чтобы страна могла жить,      нужно, чтобы жили права.

Поступать по праву,                никто не бывает обманут.

Под защитой права                  а не действовать силой.

Чтобы страна могла жить,      нужно, чтобы жили права.

Поступать по праву,                никто не бывает обманут.

Под защитой права                  а не действовать силой.

Чтобы страна могла жить,      нужно, чтобы жили права.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Утренник, посвященный Дню Конституции Российской Федерации.

Данное мероприятие  нацелено  на воспитание патриотических чувств у  школьников , на развитие познавательного интереса к истории своей Родины....

Конспект урока, посвященный 20- летию принятия Конституции Российской Федерации

Материалк проведению 2 сентября 2013 года во 2 классепосвященный двадцатилетию принятия Конституции Российской Федерации...

Урок знаний, посвященный 20-летию Конституции Российской Федерации.

Урок знаний в 3-м классе, посвященный 20-летию Конституции Российской Федерации.(кл.час 1 сентября)Цели:– способствовать формированию основ знаний младших школьников о символах Российского государства...

Всероссйский урок, посвященный 20 летию Конституции Российской Федерации. 1 класс

На уроке дети знакомятся с символикой нашего государства....

Внеклассное мероприятие "20-летие Конституции Российской Федерации"

          Цель: познакомить с основным законом - Конституцией РФ.Задачи:·        дать представления о правах ребёнка, объяснить ...

Конституция Российской Федерации - основной закон нашей страны. Как построить беседы с младшими школьниками по Конституции Российской Федерации.

Конституция - те самые базовые правила игры, по которым мы выстраиваем нашу жизнь в нашем государстве. Конституцию как неотъемлемую часть правового воспитания молодого гражданина, как главный зак...