Работа по выявлению одаренных детей
учебно-методический материал

Бабинцева Галина Сергеевна

Выявление и всестороннее использование индивидуальных особенностей и склонностей каждого ученика, требующей постоянного наблюдения за детьми, пристального внимания к каждому ученику, выявления и анализа его сильных и слабых сторон, и есть одна из главных педагогических задач. Достижение оптимального общего развития каждого ребенка – цель всей моей педагогической системы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_odarennymi.docx21.89 КБ

Предварительный просмотр:

Одним из методов выявления в классе одаренных детей является наблюдение. При подходе к одаренному ребенку нельзя обойтись без наблюдений за его индивидуальными проявлениями. Чтобы судить о его одаренности, нужно выявить то сочетание психологических свойств, которое присуще именно ему, то есть, нужна целостная характеристика, получаемая путем разносторонних наблюдений. Преимущество наблюдения и в том, что оно может происходить в естественных условиях, когда наблюдателю может открыться немало тонкостей.

Существует естественный эксперимент, когда, например, на уроке или на занятиях кружка, организуется нужная для исследования обстановка, которая является для ребенка совершенно привычной и, когда он может и не знать, что за ним специально наблюдают. Признаки одаренности ребенка важно наблюдать и изучать в развитии. Для их оценки требуется достаточно длительное прослеживание изменений, наступающих при переходе от одного возрастного периода к другому. Такое исследование называется лонгитюдным. Наблюдение может быть непрерывным, изо дня в день, а может и с перерывами.

При работе с детьми прежде всего, стараюсь создать на уроке благоприятную атмосферу взаимопонимания. В.А.Сухомлинский говорил: «Только эмоциональное пробуждение разума дает положительные результаты в работе с детьми». И если вдуматься в эти слова, то наверно никто не сможет отрицать, что человек живет, опираясь на различные эмоции, а значит, и развивать способности ребенка нужно, тоже опираясь на них, чтобы это были, лишь положительные эмоции.

Во время общения на уроках и внеурочной деятельности стараюсь постоянно стимулировать ребенка к творчеству во всех направлениях. По своей природе детское творчество синтетично и часто носит импровизационный характер. Оно дает возможность значительно полнее судить об индивидуальных особенностях и своевременно выявить способности у детей.

Внеклассная работа – одна из основных форм работы с детьми, направленная на развитие у детей мотивации к познанию и творчеству, содействию личностному и профессиональному самоопределению учащихся, их адаптации к жизни в обществе, приобщение к здоровому образу жизни.

Основные задачи организации внеклассной работы:

- выявление интересов, склонностей, способностей и возможностей обучающихся в разных видах деятельности;

- создание условий для развития каждого ребёнка в избранной сфере внеклассной деятельности;

- формирование системы знаний, умений, навыков обучающихся;

- развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей детей;

- создание условий для реализации учащимися приобретённых знаний, умений, навыков;

- расширение рамок общения школьников с социумом;

- коррекционная работа с детьми, испытывающими трудности в обучении.

Опираясь на общеобразовательную подготовку учащихся и учитывая их интересы, способности и возрастные возможности я провожу воспитательные мероприятия, которые расширяют кругозор учащихся, увеличивают познавательные возможности, развивают самостоятельность и активность:

1.  Мероприятия, способствующие формированию гражданственности и патриотизма, воспитанию высоких моральных качеств и чувства долга:

- поздравление ветеранов войны и труда, уроки мужества ко Дню защитников Отечества, конкурс песни ко Дню Победы, конкурс чтецов; Например, Праздничный концерт, посвященный 23 февраля.

- беседы о жизненном идеале семьи, о любви к Родине. Внеклассное мероприятие по развитию толерантности 1 класс"Хоровод дружбы", Встреча 3 «А» класса с ветераном ВОВ

2. Мероприятия, способствующие физическому развитию и формированию здорового образа жизни учащихся:

- цикл классных часов в рамках месячников «Внимание, дети!», «Пожарной безопасности», недели «Безопасность дорожного движения»; "Нужны ли детям деньги?, Изучаем ПДД

- участие в школьных и районных спортивных соревнованиях  по футболу, баскетболу, волейболу, шахматам, лыжным гонкам, легкоатлетическим эстафетам, праздниках «День здоровья». Вот и наступила Золотая Осень; Внеклассное мероприятие " Береги здоровье смолоду. "2 класс.

- участие в конкурсах рисунков, стенгазет, презентаций «Мы за здоровый образ жизни».

3. Мероприятия, способствующие интеллектуальному развитию учащихся:

- научно – исследовательской деятельности учащихся; (участие в научно-практических конференциях, например, https://nsportal.ru/sites/default/files/portfolio_photos/2020/03/11/skanirovat10042.jpg, https://nsportal.ru/sites/default/files/portfolio_photos/2020/03/11/skanirovat10060.jpg), Внеклассное мероприятие: Заочное путешествие по экологической тропинке «Удивительное рядом»;

 - участие в  олимпиадах, («Грамматик», «Орешки для ума», «Юный Архимед», «Быстрый счет» и др.) https://nsportal.ru/sites/default/files/portfolio_photos/2020/03/11/skanirovat10054.jpg; 

- участие в интеллектуальных конкурсах. Конкурс – игра: «Кит» https://nsportal.ru/sites/default/files/portfolio_photos/2020/03/11/skanirovat10040.jpg , «Кенгуру», «Пегас» https://nsportal.ru/sites/default/files/portfolio_photos/2020/03/11/skanirovat10028.jpg , «Русский медвежонок», Конкурс  чтецов, Конкурс диктантов, Конкурс инсценировок, Конкурс сочинений, Квест-игра, Чтения школьников, Интеллектуальный марафон  https://nsportal.ru/sites/default/files/portfolio_photos/2020/03/11/skanirovat10056.jpg  (см Приложение 4);

- экскурсии - 4 а в пожарной части № 1 г.Улан-Удэ; Экскурсия на Страусиную ферму.

  1. Мероприятия, способствующие культурно-нравственному развитию учащихся:

- осенняя ярмарка «Золотая осень», выставка работ по декоративно-прикладному искусству; Праздник «Золотая осень"; https://nsportal.ru/sites/default/files/portfolio_photos/2020/03/11/skanirovat10048.jpg 

Конкурс «Парад шляп». Режим доступа:  https://nsportal.ru/sites/default/files/portfolio_photos/2020/03/11/skanirovat10041.jpg;

  - традиционные фольклорные праздники «Сагаалган – Белый месяц, «Масленица», Конкурс «Я и Байкал»; Масленица 2020.

- участие в концертных программах, вечеринках, литературных салонах; Благодарность Театра русской драмы им.Н.Бестужева. Режим доступа: https://nsportal.ru/sites/default/files/portfolio_photos/2020/03/11/skanirovat10063.jpg; 

- праздники «День знаний», «День матери», «Рождение ребенка: обычаи и обряды», «8 марта», «День защитника отечества», «Новый год», «Рождество». Праздничный концерт, посвящённый 8 марта;

- участие в экологических акциях (субботники, высадка деревьев, сбор отработанных батареек), в благотворительных акциях «Помощь приюту для животных» Акция «Пёс и кот»; https://nsportal.ru/sites/default/files/portfolio_photos/2020/03/11/skanirovat10046.jpg , 13 апреля прошел «День сострадания». «Школьный набат».

Практика показывает, что во внеурочной работе нужно строго соблюдать основные принципы:

Принцип добровольности состоит в том, что ученики включаются во внеурочную деятельность по собственному желанию.

Принцип массовости предусматривает активное участие во внеклассных мероприятиях наибольшего количества учеников с разным уровнем подготовки по предмету.

Принцип  учета        и        развития        индивидуальных        особенностей        и        интересов обучающихся предусматривает учет в контексте деятельности учеников их собственного опыта, интересов, желаний, наклонностей, мировоззрения, эмоционально-чувственной сферы и статуса личности в коллективе.

Принцип связи внеурочной деятельности с уроками, прежде всего, состоит в том, чтобы обеспечить единство практических, развивающих и воспитательных целей внеклассных занятий мероприятий и уроков. Он также предусматривает связь учебных материалов, которые используются во внеклассной работе с материалами действующих УМК по русскому языку, внеклассному чтению и окружающему миру. Все принципы действуют в комплексе и дополняют друг друга.

В каждом классе есть учащиеся, которые мыслят нестандартно, их отличает высокая любознательность, исследовательская активность, успешность обучения. Эти черты связаны с высокой скоростью переработки и усвоения информации. Как правило, такие учащиеся не могут не вызвать со стороны учителя повышенного внимания. Работать с такими детьми интересно и трудно. Наиболее эффективный метод взаимодействия учителя со способными детьми – индивидуальные занятия-консультации с акцентом на его самостоятельную работу.  Постоянная работа с такими школьниками приносит свои плоды: победы на олимпиадах, научно-практических конференциях, конкурсах сочинений, конкурсах чтецов и др. Результаты участия в конкурсах,олимпиадах.

Выявление и всестороннее использование индивидуальных особенностей и склонностей каждого ученика, требующей постоянного наблюдения за детьми, пристального внимания к каждому ученику, выявления и анализа его сильных и слабых сторон, и есть одна из главных педагогических задач. Достижение оптимального общего развития каждого ребенка – цель всей моей педагогической системы.

Основными показателями работы учителя являются достижения учащихся в учебе, олимпиадах, конкурсах, турнирах, научно-практических конференциях различного уровня. Сложившаяся система работы, использование передовых педагогических технологий, активных форм и методов организации работы в учебной и внеклассной работе, система мониторинга - дает возможность достичь стабильно высоких результатов. (см Приложение 1,2,3,4).

Данные результаты показывают, что образовательные потребности отдельных учащихся с отличающимися возможностями и склонностями удовлетворяются. Следовательно, у учащихся сформированы, развиваются и совершенствуются необходимые ключевые компетенции: языковые, учебно-познавательные, информационные, личностные, общекультурные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выявление одаренных детей в начальной школе

Выявление талантливых детей и работа с ними в начальной школе....

Выявление одаренных детей

Статья "Выявление одаренных детей". Творческий проект создания изделия из бисера "Сумочка для сотового телефона", используя технику плетения "ручное ткачество"....

Предметно-ориентировочные задания по выявлению одаренности детей

В данной статье расскрываются различные способы выявления одаренности детей младшего возраста...

Выявление одаренных детей, система диагностических процедур и методов, направленных на выявление одаренности учащихся школы

Диагностика одаренности является актуальной и сложной проблемой для большинства специалистов, как педагогов, так и психологов. Это обусловлено множеством причин, таких как многообразие видов одареннос...

"Принципы выявления одаренных детей"

Выступление на педсовете...

Роль учителя начальной школы в выявлении одаренности детей

Выявление одаренных детей – продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования ...

"Выявление одаренных детей в начальных классах"

В данной статье раскрывается актуальная проблема современного образования - выявление и развитие одаренности в младшем школьном возрасте....