Роль учителя начальной школы в выявлении одаренности детей
учебно-методический материал (1 класс) на тему
Выявление одаренных детей – продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна.
Поэтому можно сформулировать несколько принципов выявления одаренных детей:
- комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка, что позволит использовать различные источники информации и охватить как можно более широкий спектр его способностей;
- длительность идентификации (развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях);
- анализ его поведения в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам (включение ребенка в специально организованные предметно-игровые занятия, вовлечение его в различные формы соответствующей предметной деятельности и т.д.);
- подключение к оценке одаренного ребенка экспертов: специалистов высшей квалификации в соответствующей предметной области (математиков, филологов, шахматистов, инженеров и т.д.).
- оценка признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития (в частности, на основе организации определенной образовательной среды с выстраиванием для данного ребенка индивидуальной траектории обучения).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_uchitelya_nachalnoy_shkoly_v_vyyavlenii_odarennosti_detey.docx | 649.83 КБ |
odarennost.rar | 2.74 МБ |
Предварительный просмотр:
Роль учителя начальной школы в выявлении одаренности детей
Каблашова Олеся Васильевна
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МБОУ Лицей № 126 Калининского района
В настоящее время в мире известно несколько десятков научных концепций одаренности, созданных в различных областях психологии и педагогики на основе разных теоретических подходов и методов изучения. Это многообразие концепций отражает сложность и многомерность природы одаренности, невозможность выработки общих эталонов и стратегий развития для всех ее проявлений.
От результативности учебной деятельности в первые годы школьной жизни зависит интеллектуальное развитие ребенка. В рамках одного класса обучаются дети разной степени подготовленности, с разными интеллектуальными способностями. Поэтому перед учителем начальной школы остро стоит проблема развития одаренности детей.
Интеллектуальная одаренность, по мнению психологов, - это состояние индивидуальных психологических ресурсов (в первую очередь умственных ресурсов).
Интеллектуальная одаренность включает в себя три компонента: интеллект, увлеченность или мотивация и креативность. По мнению психологов ни один из вышеперечисленных компонентов, каждый сам по себе, не могут быть индикаторами интеллектуальной одаренности.
Одаренность бывает:
1. Академической (способность учиться): у детей незаурядный интеллект, они обладают хорошей памятью легко и быстро схватывают школьный материал
2. Интеллектуальной (умение анализировать, мыслить): задают много необычных вопросов, рассудительны не по годам, ясно мыслят, остро реагируют на все новое, неизведанное
3. Художественной (музыкально-художественной): дети любят музыку, легко запоминают мелодии и ритмы, поют с большим чувством и удовольствием, пытаются научиться играть на музыкальном инструменте, любят рисовать и лепить умеют видеть прекрасное и необычное рядом, с помощью рисунка и лепки пытаются выражать свои эмоции и чувства, с удовольствием рассматривают художественные произведения искусства
4. Творческой (нешаблонное мышление): дети интересуются разными механизмами и машинами, используют испорченные приборы для создания новых поделок, конструируют модели
5. Психомоторной (спортивная): дети энергичны и все время хотят двигаться, любят спортивные игры, часто в них выигрывают, хорошо развиты физически, координированы в движениях, ловко управляются со скакалками и мячами.
В моем выступлении будут затронуты лишь некоторые аспекты проблемы одаренности, связанные с умственным развитием детей в период их обучения в младших классах массовой школы.
Прежде, чем говорить о работе с одаренными детьми, необходимо определиться о чем, собственно, мы будем вести речь. Терминология, используемая при характеристике познавательных возможностей учащихся, включает такие понятия как способности, талант, одаренность, гениальность.
Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.
Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.
Гениальность – высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.
Ученые сегодня единодушны в том, что каждый человек владеет огромным множеством возможностей, хранящихся в нем в виде задатков. Известна мысль ученого Н.Дубинина о том, “что любой человек, сколько бы гениальным он ни был, в течение жизни использует не более одной миллиардной доли тех возможностей, которые представляет ему мозг”. Так, память человека способна вместить в себе 20 единиц информации, то есть примерно столько же информации, сколько содержится в миллионах томов Российской государственной библиотеки. Утверждают, что Александр Македонский знал в лицо всех солдат своего тридцатитысячного войска. Знаменитый шахматист А.А.Алехин мог играть вслепую одновременно на 40 досках.
Понятно, что подобные примеры исключительны в своем роде, но они дают наглядный пример того, какие возможности открываются перед человеком в случае максимального использования заложенных в нем природных данных.
Таланты рождаются не часто, а гениев вообще за всю историю человечества насчитывается не более 400. Массовая школа обычно сталкивается с проблемой раннего выявления и развития способностей ученика.
Поэтому, рассуждая о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей.
Перед учителем начальной школы стоит актуальная задача определения одаренности у детей разного возраста, изучения их общих и индивидуальных особенностей, выявления роли обучения в развитии разных видов одаренности. Для решения необходимо проведение многократных и разносторонних обследований с помощью надежного диагностического инструментария, обеспечивающего комплексность и сопоставимость разных показателей на протяжении всего школьного обучения.
Принципы и методы выявления одаренных детей
Выявление одаренных детей – продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна.
Поэтому можно сформулировать несколько принципов выявления одаренных детей:
- комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка, что позволит использовать различные источники информации и охватить как можно более широкий спектр его способностей;
- длительность идентификации (развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях);
- анализ его поведения в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам (включение ребенка в специально организованные предметно-игровые занятия, вовлечение его в различные формы соответствующей предметной деятельности и т.д.);
- подключение к оценке одаренного ребенка экспертов: специалистов высшей квалификации в соответствующей предметной области (математиков, филологов, шахматистов, инженеров и т.д.).
- оценка признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития (в частности, на основе организации определенной образовательной среды с выстраиванием для данного ребенка индивидуальной траектории обучения).
При комплексном подходе в выявлении одаренности может быть задействован широкий спектр разнообразных методов:
- различные варианты метода наблюдения за детьми (в лабораторных условиях, в школе, во внешкольной деятельности и т.п.);
- экспертное оценивание поведения детей не только учителями, но, и родителями, и воспитателями группы продленного дня;
- включение детей в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия;
- экспертное оценивание конкретных продуктов творческой деятельности детей (рисунков, стихов, технических моделей) профессионалами;
- организация различных интеллектуальных и предметных олимпиад, конференций, спортивных соревнований, творческих конкурсов, фестивалей, смотров и т.п.
Оценка ребенка как одаренного не должна являться самоцелью. Выявление одаренных детей необходимо связывать с задачами их обучения и воспитания, а также с оказанием им психологической помощи и поддержки.
Проблема выявления одаренных детей сложна и требует привлечения специалистов высокой квалификации. При этом следует иметь в виду, что критерии одаренности не могут быть раз и навсегда зафиксированными. Цель же работы учителя начальных классов – это обеспечить возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности, через решение следующих задач:
- Создание системы внеурочной работы, дополнительного образования учащихся.
- Развитие массовых, групповых и индивидуальных форм внеурочной деятельности.
- Организация системы исследовательской работы учащихся.
Создание системы внеурочной работы, дополнительного образования
- дистанционное обучение;
- интеллектуальные конкурсы («Бульдог», «Кенгуру», «Медвежонок», «Золотое руно», марафон занковцев и др.);
- индивидуальные (групповые) программы: «Информатика в играх и задачах», изостудия, хоровая студия, «Шахматная школа», «Пифагор», «Занимательная грамматика», «Я - исследователь», ЦДТ «Содружество» ШНИ «Лель», «Математика, интеллектика, логика», «Занимательная математика»
Основные формы внеурочной образовательной деятельности учащихся школы
Форма | Задачи |
Факультативы б) Решение нестандартных задач в) Развитие творческого мышления (РТМ) (автор Холодова О. А.) г) Учимся писать сочинение и изложение (автор Тикунова Л.И.) |
|
Ученическая конференция (НПК младших школьников «Мое первое исследование») |
|
Предметная декада начальной школы |
|
Научное общество учащихся (создание клубов по интересам: «Клуб знатоков сердца», «Клуб любителе читать» и др.) |
|
Кружки, студии, объединения |
|
Организация исследовательской работы учащихся в школе
Форма | Задачи |
Урок. Внеклассная работа. Кружки эстетического цикла. Секции. |
|
Развитие одаренности
Перед учителем начальной школы стоит задача не только увидеть способности каждого учащегося, благодаря которым у него появляется потребность в их реализации, но и умело их развивать и применять на практике.
Учитель, наблюдая за учениками во время урока при выполнении различного рода учебных задач во всех видах речевой деятельности (монолог, диалог, письмо, чтение), постепенно замечает быстрое осмысление и переосмысление информации у одних; запоминание, удерживание в памяти и вспоминание полученной информации у других; а концентрация внимания и легкость усвоения материала свойственны третьим.
Природа дает каждому задатки особого рода, если они не развиваются, наступает госпитализация, т.е. "замораживание" задатков - таков механизм гибели любой одаренности: без развития она становится пустоцветом.
Для развития интеллектуальной одаренности младших школьников важно развивать такие познавательные сферы как мышление, память и воображение. Мышление и воображение составляют логическую ступень познания. Память во взаимосвязи с другими познавательными процессами обеспечивает целостность и развитие личности, направляет практическую деятельность человека. Поэтому развитие мышления, воображения, памяти приводит к развитию интеллектуальных способностей человека.
На уровне начальной школы необходимым условием является наличие у учителей навыков распознавания одаренности своих учеников, создание для них условий в плане учебы и отношений со сверстниками. Учителю начальной школы можно предложить следующее по развитию одаренного ребенка:
- работа по индивидуальному плану с большими объемами учебных заданий;
- предоставление большей самостоятельности;
- требование выполнения обычного учебного задания в нескольких альтернативных вариантах;
- уделять больше внимания физическому и нравственному развитию.
По мнению исследователей, поведение учителя для одаренных детей в классе, в процессе обучения и построения своей деятельности должно отвечать следующим характеристикам:
- он разрабатывает гибкие, индивидуализированные программы;
- создает теплую, эмоционально безопасную атмосферу в классе;
- предоставляет учащимся обратную связь;
- использовать различные стратегии обучения и новые педагогические технологии;
- уважает личность, способствует формированию положительной самооценки ученика;
- уважает ценности ученика;
- поощряет творчество и работу воображения;
- проявляет уважение к индивидуальности ученика;
- стимулирует развитие умственных процессов.
Учителя, работающие с одаренными, меньше говорят, меньше дают информацию, устраивают демонстраций и реже решают задачи за учащихся. Учителя больше спрашивают и меньше объясняют. Они стремятся получить знания, которым хотят обучить, от самих учащихся, стараясь понять, как учащиеся пришли к выводу, решению, оценке.
На основании вышеизложенного можно определить систему работы с одаренными детьми.
Система работы учителя начальной школы с одаренными детьми
Результатом многолетнего труда стало формирование системы работы с одаренными детьми, которая включает в себя шесть шагов:
- Для поддержки одаренных детей необходимо использовать:
- индивидуальный подход на уроках;
- дополнительные занятия с одаренными учащимися;
- участие в школьных и городских олимпиадах;
- психологические консультации, тренинги, тестирование;
- конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали, спортивные соревнования;
- посещение предметных и творческих кружков по способностям, а также спортивных секций по интересам;
- использование современных средств информации;
- создание детских портфолио
- Помощь одаренным учащимся в самореализации их творческой направленности:
- создание для ученика ситуации успеха и уверенности, через индивидуальное обучение и воспитание;
- включение во внеурочную деятельность факультативных курсов по углубленному изучению предметов;
- формирование и развитие сети дополнительного образования;
- организация научно-исследовательской деятельности;
- организация и участие в интеллектуальных играх, творческих конкурсах, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях
- Контроль над развитием познавательной деятельности одаренных школьников:
- тематический контроль знаний в рамках учебной деятельности;
- контроль за обязательным участием одаренных и талантливых детей в конкурсах разного уровня;
- Поощрение одаренных детей:
- публикации в школьных и районных газетах;
- стенд «Лучшие ученики лицея»;
- награждение медалями и грамотами
- Работа с родителями одаренных детей:
- психологическое сопровождение родителей одаренного ребенка;
- просветительская работа с родителями;
- совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей;
- поддержка и поощрение родителей одаренных детей на уровне школы;
- Повышение квалификации учителя:
- обучающие семинары по вопросу работы с одаренными детьми в рамках школы;
- повышение профессионального мастерства через курсовую подготовку и аттестацию;
- создание индивидуальной программы по развитию творческого потенциала талантливого ученика.
В педагогическом процессе возрастает роль педагога как диагноста, где самый главный его инструментарий педагогическое чутье, интуиция, опыт и сотрудничество с родителями.
Рекомендации родителям одаренных детей
Творческое развитие ребенка зависит от внимания, терпения, наблюдательности, интереса к ребенку со стороны родителей. Следуя советам ведущих психологов, каждый родитель в силах обеспечить творческое развитие своего ребенка:
- отвечайте на вопросы ребенка терпеливо и честно. Воспринимайте вопросы и высказывания ребенка всерьез. Предоставьте ребенку комнату или уголок исключительно для его дел. Сделайте стенд, где ребенок может показывать свои работы
- не ругайте ребенка за беспорядок на столе, если это связано с его творческим процессом. Покажите ребенку, что его любят и принимают безусловно, т.е. таким, какой он есть, а не за успехи и достижения
- поручайте своему ребенку посильные дела и заботы. Помогайте ему строить свои собственные планы и принимать решения. Помогайте ему улучшать результаты его работы
- берите вашего ребенка в поездки по интересным местам. Помогайте ребенку общаться с детьми из разных культурных слоев, Не сравнивайте своего ребенка с другими, указывая при этом на его недостатки. Не унижайте своего ребенка, не давайте ему почувствовать, что он чем-то хуже вас. Приучайте вашего ребенка мыслить самостоятельно
- снабжайте ребенка книгами, играми и другими нужными ему вещами для его любимых занятий. Побуждайте ребенка придумывать истории и фантазировать. Делайте это вместе с ним. Приучайте его к регулярному чтению с малых лет. С вниманием относитесь к его потребностям
- каждый день находите время, чтобы побыть с ребенком наедине. Включайте ребенка в совместное обсуждение общих семейных дел. Не упрекайте ребенка за ошибки. Хвалите за любые успехи
- учите его общаться со взрослыми любого возраста. Разрабатывайте практические эксперименты, помогающие ребенку больше узнавать
- не запрещайте ребенку играть со всяким хламом - это стимулирует его воображение
- побуждайте ребенка находить проблемы и затем решать их. Хвалите ребенка только за конкретные успехи и поступки и делайте это искренне
- будьте честными в оценке своих чувств к ребенку. Не ограничивайте круг тем, обсуждаемых с ребенком. Давайте ребенку возможность самостоятельно принимать решения и нести ответственность за них. Помогайте ребенку стать личностью
- помогайте ребенку находить заслуживающие внимания телепрограммы и радиопередачи. Развивайте в ребенке позитивное восприятие его способностей. Поощряйте в ребенке максимальную независимость от взрослых
- верьте в здравый смысл вашего ребенка и доверяйте ему. Никогда не отмахивайтесь от неудач ребенка, говоря ему «этого тоже не умеешь»
- предпочитайте, чтобы основную часть работы, за которую взялся ваш ребенок, он выполнял самостоятельно, даже если вы не уверены в позитивном конечном результате. Ведите дневник наблюдений за развитием вашего ребенка и анализируйте процесс развития.
Заключение
Результаты работы с одаренными детьми в 2009-2010 учебном году
№ | Название мероприятия | Уровень | Результат | Ф.И. ребенка | Ф.И.О. педагога |
1 | Конкурсы, фестивали
| городской всероссийский районный районный всероссийский всероссийский международный городской районный | 2место (3классы) участие участие 2 место 1 место 3 место в районе 1место в районе 1место (регион) 3место (регион) 3 место | Прокопьев Е Лыкова М. ПолянскийС Лебедева М. ШестопаловК Бурлак К. ШестопаловК. Попова А. Алешкина С. Прокопьев Ж Сороковикова Приймак Р Лыкова М.. | КаблашоваО.В КаблашоваО.В. СкударноваМ.А Каблашова О.В. Ефимова С.В. Кашпур Е.В. Каблашова О.В. КаблашоваО.В. Каблашова О.В. Каблашова О.В. |
2 | Олимпиады
| районный | 3 место | Калиниченко М. | Посохова О.И. |
3 | НПК | районный | 1место (математика) 2 место (история) | Прокопьев Е. Лыкова М. | Каблашова О.В. Каблашова О.В. |
Промежуточным итогом работы с одаренными детьми в 2010 – 2011 учебном году можно считать следующее.
№ | Название мероприятия | Уровень | Результат | Ф.И. ребенка | Ф.И.О. педагога |
1 | Конкурсы, фестивали
| районный районный городской городской всероссийский | 1 место 1 место 2 место 3 место 2 место 3 место (район) | Печенцев К. Лыкова М. Шестопалов К. Подерегина М. Печенцев К. Лыкова М. | КаблашоваО.В КаблашоваО.В. КаблашоваО.В. КаблашоваО.В. КаблашоваО.В. КаблашоваО.В. |
2 | НПК | районный | лауреат(ин.яз) лауреат (история) лауреат (ЗОЖ) | Прокопьев Е. Лыкова М. Прокопьев Е. Печенцев К. Низовкин Д. | КаблашоваО.В. КаблашоваО.В. КаблашоваО.В. КаблашоваО.В. Есина Ю.Г. |
Способность мыслить и творить – величайший полученный человеком природный дар. Есть те, кто одарен больше, есть те, кто одарен меньше, но даром этим отмечен каждый. Поэтому, говоря о детской одаренности, специалисты обычно рассматривают и исключительную категорию детского населения – одаренных детей и интеллектуально-творческий потенциал каждого ребенка.
Но где проходит граница между одаренным и неодаренным ребенком, никому точно не известно. Еще сложнее определить, кто в будущем достигнет высот гения, а кому уготована более скромная роль. Одно бесспорно – в специальном развитии нуждается интеллектуально творческий потенциал и одаренных детей, и тех, кто к этому разряду не относится.
Одаренность развивается на основе врожденных задатков, её развитие происходит только в условиях деятельности, которая в основном зависит от двух участников образовательного процесса, а именно учителя и одаренного ученика, «портреты» которых представлены ниже.
Портрет одаренного ученика:
- обладает высоким интеллектом, любознательностью, задает много вопросов, стремится выделиться;
- рано овладели знаниями, не по годам развиты в умственном отношении, отличаются
нравственностью, критичностью, прямолинейной честностью, серьезны; - настойчивы, обладают сильной волей и ярко выраженным стремлением к высоким достижениям;
- усердны, хорошо переносят одиночество и отличаются твердостью, получают удовлетворение от своей работы, экспрессивны, открыты духовному опыту и фантазиям;
- Проявляют высокий интеллект, хорошую память;
- увлечены своим делом, энергичны;
- демонстрируют ярко выраженную независимость, стремление работать в одиночку, индивидуализм;
- умеют контролировать себя;
- имеют стремление контактировать с другими одаренными, юными и взрослыми;
- умеют извлекать практический опыт и быстро приобретать художественный и интеллектуальный опыт;
- хорошо владеют речью, общительны.
Предложенный перечень характеристик творца не полон, можно выделить какие-то еще свойства, но одно очевидно – эти качества, бесспорно, отличают истинного творца от посредственного человека. Многие из них в разной степени свойственны всем людям, но уровень, на котором они проявляются, различен.
Портрет учителя одаренного ученика
Учитель должен:
- быть доброжелательным и чутким;
- разбираться в особенностях психологии одаренных детей, чувствовать их потребности и интересы;
- иметь высокий уровень интеллектуального развития;
- иметь широкий круг интересов и умений;
- иметь помимо педагогического еще какое-либо образование;
- быть готовым к выполнению самых различных обязанностей, связанных с обучением одаренных детей;
- иметь живой и активный характер;
- обладать чувством юмора (но без склонности к сарказму);
- проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию;
- иметь творческое, возможно, нетрадиционное личное мировоззрение;
- обладать хорошим здоровьем и жизнестойкостью;
- иметь специальную подготовку по работе с одаренными детьми и быть готовым к дальнейшему приобретению специальных знаний.
Планы дальнейшей работы
Формирование и развитие качеств одаренных детей можно рассматривать как залог будущих выдающихся достижений, а, следовательно, и как специальную педагогическую задачу по развитию творческих способностей.
В ближайших планах усовершенствования работы с одаренными детьми создание целевого методического объединения по проблеме работы с одаренными детьми, повышение квалификации педагогов через систему школьных тематических семинаров, разработка программ и проектов развития сферы дополнительного образования в лицее, изучение обобщения опыта работы педагогов, мониторинг работы системы.
Подписи к слайдам:
Каблашова Олеся Васильевна учитель начальных классоввысшей квалификационной категорииМБОУ Лицей № 126,
Принципы и методы выявления одаренных детей
ПринципыКомплексный характерДлительностьидентификацииАнализ поведенияМнение экспертовУчет зоны ближайшего развития
МетодыНаблюдениеОценка поведения всеми участникамиИгровые занятияПсихолого-педагогическое оценивание Организация различных мероприятий
Задачи
Создание системы внеурочной работы, дополнительного образования2. Развитие массовых, групповых и индивидуальных форм деятельности3. Организация системы исследовательской работы учащихся
Дистанционное обучениеИнтеллектуальные конкурсыИндивидуальные (групповые) программы
Внеурочная работа
Факультативы
Формы деятельности
Ученическая конференция
Формы деятельности
Предметная декада
Формы деятельности
Формы деятельности
Научное общество учащихся
ПООЩРЕНИЕ
Благоприятные условия
13%
10%
20%
Планы
ОДАРЕННОСТЬ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выявление одаренных детей в начальной школе
Выявление талантливых детей и работа с ними в начальной школе....
Выявление одаренных детей
Статья "Выявление одаренных детей". Творческий проект создания изделия из бисера "Сумочка для сотового телефона", используя технику плетения "ручное ткачество"....
Выявление одаренных детей, система диагностических процедур и методов, направленных на выявление одаренности учащихся школы
Диагностика одаренности является актуальной и сложной проблемой для большинства специалистов, как педагогов, так и психологов. Это обусловлено множеством причин, таких как многообразие видов одареннос...
"Выявление одаренных детей в начальных классах"
В данной статье раскрывается актуальная проблема современного образования - выявление и развитие одаренности в младшем школьном возрасте....
Опережение ребенком своих ровесников в СОШ. Роль учителя и родителей в выявлении и развитии одаренности
Работа в рамках повышения квалификации по теме "Одареный ребенок в школе" 2017 год...
Роль учителя начальных классов в социальной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей
О влиянии учителя на социальную адаптацию детей , оставшихся без попечения родителей...
Выявление одаренных детей в начальной школе
Выявление талантливых детей и работа с ними в начальной школе....