Рабочая программа по внеурочной деятельности « Мой край»,3 класс
рабочая программа (3 класс)
Одной из задач современной школы является привитие чувства принадлежности к малой Родине, России, к родным корням. В программе “Мой край ” прослеживается ряд условий, способствующих развитию нравственной позиции по отношению к родному краю. Цель: формирование целостного представления о природном и социальном окружении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_vneurochnoy_deyatelnosti_3_klass.docx | 38.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Талецкая средняя общеобразовательная школа
Утверждаю: Директор МБОУ «Талецкая СОШ» Гомбоев В.Б. ________________ Приказ №__ от «___» _________ 201 г. | Согласовано: заместитель директора по УВР МБОУ «Талецкая СОШ» ____________________ «_____»_________201 г . | Программа рассмотрена на МО «Начальных классов» МБОУ «Талецкая СОШ» Протокол № ___ от «___» _________ 201 г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности « Мой край»
3 «Б» класс
2017 г.
Пояснительная записка.
Одной из задач современной школы является привитие чувства принадлежности к малой Родине, России, к родным корням.
Знакомство с историей родного края показывает многообразие национальных традиций, неповторимость духовного мира жителей, непохожесть животного мира, жилища, одежды и т. п. Одновременно через многообразие и несходство проступают черты общечеловеческие, обнаруживается нравственное единство человечества, одинаковое понимание природы, жизни, любви, понятий справедливости и правды, Знакомство с родным краем позволяет увидеть в то же время и исторические границы, изменяемость этических, бытовых, эстетических представлений.
Только на основе национальной культуры, народных традиций и потребностей общества конкретного региона возможен перевод общечеловеческих ценностей в личные ценности каждого воспитанника, только в реальном, окружающем здесь и сейчас мире человек может стать субъектом культуры.
Одна из задач национально-регионального компонента содержания образования заключается в воспитании нравственной позиции российского гражданина по отношению к родному краю: это должен быть не потребитель или пассивный наблюдатель, а хранитель и созидатель природы и культуры, понимающий и любящий свою “малую Родину”.
В программе “Мой край ” прослеживается ряд условий, способствующих развитию нравственной позиции по отношению к родному краю: поскольку процесс обучения построен на взаимодействии учителя и ученика, то предполагает активную деятельность не только со стороны учителя, но и желания учиться, приобретать новые знания со стороны учеников.
Цель: формирование целостного представления о природном и социальном окружении.
Задачи обучения:
- познание учениками своего края в прошлом и настоящем;
- приобщение к красоте, воспитание желания беречь и приумножать красивое вокруг себя;
- осознание детьми разнообразия связи между живой и неживой природой, между живыми организмами, обитающими в крае;
- воспитание потребности общения с родной природой и бережного отношения к народному наследию;
- обобщение знаний о природе своего края, ее влиянии на хозяйственную деятельность человека.
Методы работы:
- словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации;
- наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
- практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей. Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса «Мой край» необходимо использовать такие формы проведения занятий как экскурсии, практические работы. Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям. Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, краеведо–туристические технологии, проектные технологии.
Учебно-тематический план.
№ | Название темы | Кол-во часов | Дата проведения |
Введение 2 ч. | |||
1 | Что изучает краеведение? | 1 | |
2 | Природа – наш второй дом | 1 | |
Мой край на карте – 5 ч. | |||
3 | Территория и географическое положение села Нижние Тальцы. | 1 | |
4 | Исторические корни нашего края. Легенды и предания. | 1 | |
5 | Достопримечательности моего села. | 1 | |
6 | Старое и новое в селе. | 1 | |
Я и моя семья – 3 ч. | |||
7 | Профессии моих родителей. | 1 | |
8 | Творческий конкурс «Старая фотография рассказала…» | 1 | |
9 | Моя родословная. | 1 | |
Моя улица – 3 ч. | |||
10 | Экскурсии по улицам села Нижние Тальцы | 1 | |
11 | История названия улиц. | 1 | |
12 | Творческая работа « Я на улице». | 1 | |
Наша школа – 3 ч. | |||
13 | Знакомство с историей своей школы. | 1 | |
14 | Традиции школы. | 1 | |
15 | Наши выпускники. | 1 | |
Природа нашего края – 19 ч. | |||
16 | Какую пользу приносят деревья? | 1 | |
17 | Экскурсия «Где растут деревья?» | 1 | |
18 | Лиственные и хвойные деревья региона. | 1 | |
19 | Викторина «Что это за листья?» | 1 | |
20 | Кустарники и травянистые растения нашего региона. | 1 | |
21 | Правила поведения в лесу. | 1 | |
22 | Правила поведения в природе (этические нормы, отношение к природе). | 1 | |
23 | Дикорастущие растения нашего региона | 1 | |
24 | Культурные растения (садовые деревья, кустарники, травянистые растения) нашего региона. | 1 | |
25 | Лекарственные растения нашего края. | 1 | |
26 | Викторина «Зелёный мир вокруг нас». | 1 | |
27 | Что такое Красная книга? Какие растения нашего края занесены в Красную книгу? | 1 | |
28 | Игры, загадки, пословицы, поговорки о деревьях, кустарниках, растениях. | 1 | |
29 | Дикие и домашние животные нашего региона. | 1 | |
30 | Роль домашних животных в жизни человека. | 1 | |
31 | Кто такие птицы. Домашние и дикие птицы. | 1 | |
32 | Какие животные и птицы нашего края занесены в Красную книгу? | 1 | |
33 | Игры, загадки, пословицы, поговорки о животных. Викторина «В мире животных» | 1 | |
34 | Что мы узнали за год? Подведение итогов | 1 |
Требования к уровню подготовки обучающихся в соответствии с ФГОС.
В основе реализации курса «Мой край» лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие таких качеств личности как: патриотизм, гражданственность, уважение к прошлому и настоящему родного края.
В результате обучения по курсу «Мой край» у младших школьников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.
Личностные действия.
Выпускник научится и приобретет:
- научится ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;
- научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;
- приобретет способность развить в себе этические чувства – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения.
Выпускник получит возможность для формирования:
- основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин страны, чувства сопричастности и гордости за свой родной край;
- мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно‐познавательные, внешние и внутренние мотивы;
- эстетических чувств на основе знакомства с национальной культурой Бурятии;
- чувства гордости за свой край, за успехи своих земляков.
Регулятивные действия.
Выпускник научится:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
- выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
- проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции;
- использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.
Выпускник получит возможность:
- уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией.
Познавательные действия.
Выпускник научится:
- используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
- описывать достопримечательности родного края;
- использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о своем селе, районе ,республике Бурятия, достопримечательностях, людях ,с целью поиска и извлечения познавательной информации;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней , школьной и сельской библиотек, сети Интернет;
- работать с атласом, глобусом и картой;
- находить на карте свой край;
- устанавливать причинно‐следственные связи;
Выпускник получит возможность:
- самостоятельно подбирать литературу по теме;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- работать в семейных архивах.
Коммуникативные действия.
Выпускник научится:
- понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;
- ориентироваться на позицию партнера в общении;
- учитывать разные мнения в сотрудничестве.
Выпускник получит возможность:
- готовить и выступать с сообщениями;
- наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества края.
Формы подведения итогов.
Подведение итогов деятельности по каждому разделу рекомендуется организовывать в форме:
- викторин, игр, составления и разгадывания кроссвордов и ребусов;
- создания и защиты собственного проекта;
- создания презентаций - представлений по изученной теме;
- конкурсов исследовательских работ-соревнований, имеющих целью выявить лучших из числа всех участников;
- участие в конференциях разного уровня.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планирование внеурочной деятельности "Родной край " 4 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Родной край 4 класс"...
сентябрь. Рабочая программа внеурочной деятельности "Мой край". 4 класс.
Внеурочная деятельность "Мой край"....
Рабочая программа. История родного края. 3 класс
Программа составлена на основе рекомендаций Департамента общего и профессионального образования Брянской области по преподаванию регионального компонента «Брянский край». Авторы: В.Н....
Рабочая адаптированная программа по внеурочной деятельности " Мой край" 1 класс для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Внеурочная программа по краеведению...
Рабочая адаптированная программа по внеурочной деятельности " Мой край" 2 класс для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Авторская рабочая программа по краеведению...
Рабочая адаптированная программа по внеурочной деятельности " Мой край" 3 класс для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Авторская рабочая программа по краеведению...
Рабочая программа "Азбука Смоленского края" 2 класс
Сегодня, наиболее актуальной задачей образования является патриотическое воспитание подрастающего поколения, знающего и любящего свою Родину, духовные богатства своего народа. Чувство патриотизма мног...