Рабочая программа по внеурочной деятельности « Мой край»,3 класс
рабочая программа (3 класс)

Одной из задач современной школы является привитие чувства принадлежности к малой Родине, России, к родным корням. В программе “Мой край ” прослеживается ряд условий, способствующих развитию нравственной позиции по отношению к родному краю. Цель: формирование целостного представления о природном и социальном окружении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_vneurochnoy_deyatelnosti_3_klass.docx38.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение                                                  Талецкая средняя общеобразовательная школа

Утверждаю:                                                                                      

Директор МБОУ

«Талецкая СОШ»

Гомбоев В.Б.

________________

Приказ №__

от «___» _________ 201  г.

Согласовано: заместитель директора по УВР

МБОУ «Талецкая СОШ»

____________________

«_____»_________201  г .

Программа рассмотрена  на МО «Начальных классов» МБОУ «Талецкая СОШ»

Протокол № ___ от «___» _________ 201  г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 по  внеурочной деятельности « Мой край»

3 «Б»  класс

2017  г.

Пояснительная записка.

Одной из задач современной школы является привитие чувства принадлежности к малой Родине, России, к родным корням.

Знакомство с историей родного края показывает многообразие национальных традиций, неповторимость духовного мира жителей, непохожесть животного мира, жилища, одежды и т. п.  Одновременно  через многообразие и несходство проступают черты общечеловеческие, обнаруживается нравственное единство человечества, одинаковое понимание природы, жизни, любви, понятий справедливости и правды, Знакомство с родным краем позволяет увидеть в то же время и исторические границы, изменяемость этических, бытовых, эстетических представлений.

Только на основе национальной культуры, народных традиций и потребностей общества конкретного региона возможен перевод общечеловеческих ценностей в личные ценности каждого воспитанника, только в реальном, окружающем здесь и сейчас мире человек может стать субъектом культуры.

Одна из задач национально-регионального компонента содержания образования заключается в воспитании нравственной позиции российского гражданина по отношению к родному краю: это должен быть не потребитель или пассивный наблюдатель, а хранитель и созидатель природы и культуры, понимающий и любящий свою “малую Родину”.

В программе “Мой край ” прослеживается ряд условий, способствующих развитию нравственной позиции по отношению к родному краю: поскольку процесс обучения построен на взаимодействии учителя и ученика, то предполагает активную деятельность не только со стороны учителя, но и желания учиться, приобретать новые знания со стороны учеников.

Цель: формирование целостного представления о природном и социальном окружении.

Задачи обучения:

- познание учениками своего края в прошлом и настоящем;

- приобщение к красоте, воспитание желания беречь и приумножать красивое вокруг себя;

- осознание детьми разнообразия связи между живой и неживой природой, между живыми организмами, обитающими в крае;

- воспитание потребности общения с родной природой и бережного отношения к народному наследию;

- обобщение знаний о природе своего края, ее влиянии на хозяйственную деятельность человека.

Методы работы:

- словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации;

- наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;

- практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы.                     Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей. Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса «Мой край» необходимо использовать такие формы проведения занятий как экскурсии, практические работы. Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям. Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, краеведо–туристические технологии, проектные технологии.

Учебно-тематический план.

Название темы

Кол-во часов

Дата проведения

Введение 2 ч.

1

Что изучает краеведение?

1

2

Природа – наш второй дом

1

Мой край на карте – 5 ч.

3

Территория и географическое положение села Нижние Тальцы.

1

4

Исторические корни нашего края. Легенды и предания.

1

5

Достопримечательности моего села.

1

6

Старое и новое в селе.

1

Я и моя семья – 3 ч.

7

Профессии моих родителей.

1

8

Творческий конкурс «Старая фотография рассказала…»

1

9

Моя родословная.

1

Моя улица – 3 ч.

10

Экскурсии по улицам села Нижние Тальцы

1

11

История названия улиц.

1

12

Творческая работа « Я на улице».

1

Наша школа – 3 ч.

13

Знакомство с историей своей школы.

1

14

Традиции школы.

1

15

Наши выпускники.

1

Природа нашего края – 19 ч.

16

Какую пользу приносят деревья?

1

17

Экскурсия «Где растут деревья?»

1

18

Лиственные и хвойные деревья региона.

1

19

Викторина «Что это за листья?»

1

20

Кустарники и травянистые растения нашего региона.

1

21

Правила поведения в лесу.

1

22

Правила поведения в природе (этические нормы, отношение к природе).

1

23

Дикорастущие растения нашего региона

1

24

Культурные растения (садовые деревья, кустарники, травянистые растения) нашего региона.

1

25

Лекарственные растения нашего края.

1

26

Викторина «Зелёный мир вокруг нас».

1

27

Что такое Красная книга? Какие растения нашего края занесены в Красную книгу?

1

28

Игры, загадки, пословицы, поговорки о деревьях, кустарниках, растениях.

1

29

Дикие и домашние животные нашего региона.

1

30

Роль домашних животных в жизни человека.

1

31

Кто такие птицы. Домашние и дикие птицы.

1

32

Какие животные и птицы  нашего края занесены в Красную книгу?

1

33

Игры, загадки, пословицы, поговорки о животных. Викторина «В мире животных»

1

34

Что мы узнали за год? Подведение итогов

1

Требования к уровню подготовки обучающихся в соответствии с ФГОС.

       В основе реализации курса  «Мой край» лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие таких качеств личности как: патриотизм, гражданственность, уважение к прошлому и настоящему родного края.

       В результате обучения по курсу «Мой край» у младших школьников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.

Личностные действия.

Выпускник научится и приобретет:

  • научится ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;
  • научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;
  • приобретет способность развить в себе этические чувства – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения.

Выпускник получит возможность для формирования:

  • основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин страны, чувства сопричастности и гордости за свой родной край;
  • мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебнопознавательные, внешние  и внутренние мотивы;
  • эстетических чувств на основе знакомства с  национальной  культурой Бурятии;
  • чувства гордости за свой край,  за успехи своих земляков.

Регулятивные действия.

Выпускник научится:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
  • выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
  • проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно оценивать правильность выполнения  задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции;
  • использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.

Выпускник получит возможность:

  • уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией.

Познавательные действия.

Выпускник научится:

  • используя дополнительные источники информации, находить факты,  относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
  • описывать достопримечательности родного края;
  • использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о своем селе, районе ,республике Бурятия, достопримечательностях, людях ,с целью поиска и извлечения познавательной информации;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней , школьной и сельской библиотек, сети Интернет;
  • работать с атласом, глобусом и картой;
  • находить на карте свой край;
  • устанавливать причинноследственные связи;

Выпускник получит возможность:

  • самостоятельно подбирать литературу по теме;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и  Интернета;
  • работать в семейных архивах.

Коммуникативные действия.

Выпускник научится:

  • понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;
  • ориентироваться на позицию партнера в общении;
  • учитывать разные мнения  в сотрудничестве.

Выпускник получит возможность:

  • готовить и выступать с сообщениями;
  • наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества края.

Формы подведения итогов.

       Подведение итогов деятельности  по каждому разделу рекомендуется организовывать в форме:

  • викторин, игр, составления и разгадывания кроссвордов и ребусов;
  • создания и защиты собственного  проекта;
  • создания презентаций -  представлений  по изученной теме;
  • конкурсов  исследовательских работ-соревнований, имеющих  целью выявить лучших из числа  всех участников;
  • участие в конференциях разного уровня.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование внеурочной деятельности "Родной край " 4 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Родной край 4 класс"...

Рабочая программа. История родного края. 3 класс

Программа составлена на основе рекомендаций Департамента общего и профессионального образования Брянской области по преподаванию регионального компонента «Брянский край». Авторы: В.Н....

Рабочая программа "Азбука Смоленского края" 2 класс

Сегодня, наиболее актуальной задачей образования является патриотическое воспитание подрастающего поколения, знающего и любящего свою Родину, духовные богатства своего народа. Чувство патриотизма мног...