План-конспект урока по внеурочной деятельности "Я - гражданин России"
презентация урока для интерактивной доски

План-конспект урока по внеурочной деятельности "Я - гражданин России"

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon 12_aprelya_5.pdf2.94 МБ
Microsoft Office document icon 12_aprelya.doc55 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 19 г.Улан-Удэ»

 План – конспект урока  по внеурочной деятельности

«Я – гражданин России»

на тему: "12 апреля – День космонавтики " 

 

                                                                  Составитель:

                                                                                                   учитель начальных классов

                                                                                              Бальжинимаева Анна Юрьевна                                                                                                                                      

г.Улан-Удэ

2019 – 2020 учебный год

Цели данного мероприятия:

Универсальные учебные действия

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

предоставить детям информацию о великих достижениях нашего народа в освоении космического пространства, акцентировать внимание на важности события - 12 апреля, почему этот день считается государственным праздником;

развивать познавательный интерес учащихся, исследовательские навыки, совершенствовать устную речь, коммуникативные способности;

воспитывать активную жизненную позицию, духовно - нравственные качества личности каждого ученика, самоуважение и чувство гордости за свою страну, свой народ.

 Цель и задачи:

формировать чувство патриотизма через знакомство с великими свершениями русских людей;

воспитать у учащихся чувства гордости за отечественную науку о космосе и вклад соотечественников в развитие космонавтики;

расширить кругозор учащихся;

учить детей внимательно слушать;

способствовать активизации познавательной деятельности учащихся;

дать ученикам представление о том, что такое космический корабль-ракета, космодром,  невесомость.

- Во время наших занятий, на которых мы изучаем нашу родину, много раз наблюдали, насколько богата она своими выдающимися людьми, незабываемыми подвигами и великими открытиями. Сегодня мы поговорим о величайшем открытии наших ученых и очень смелых,  отважных людей, которое стало величайшем не только для нашей страны, но и для всего человечества.

-  Посмотрите на слова, которые я приготовила. (Икар, ученый-конструктор, спутник, космос, Королёв, Циолковский, Белка, Байконур, Восток)

- Кто уже догадался, о каком открытии сегодня будем говорить? (Космонавтика)

- Какие еще слова можно добавить в эту группу? (ракета, Юрий Гагарин, …)

- Скажите, а все ли слова, которые я вам предложила вам, знакомы?

- Что вы не знаете? Подчеркиваю слова

- А хотели бы узнать?

- Скажите, а почему именно сегодня мы посвятим наш урок космонавтике? (12 апреля - День космонавтики)

- В устах ученых много лет

  Жила мечта заветная -

  Взлететь при помощи ракет

  В пространство межпланетное.

- С незапамятных времен люди стремились в космос. Эта мечта отражалась в сказках, легендах, фантастических произведениях. Пример тому – легенда об Икаре, который хотел долететь до Солнца на крыльях из перьев. Ночное, звездное небо притягивало внимание человека, манило своими неразгаданными тайнами. Сначала люди наблюдали за небом невооруженным глазом, затем, с развитием научно – технического прогресса, появились инструменты для наблюдения, и люди задумались о полете к звездам, мечтали о полётах на Луну, на планеты солнечной системы, к далёким таинственным мирам.

- Как называется наука, которая изучает все, что связано с космосом, с его изучением? Что оно означает?

- В переводе с греческого языка слово “Космонавтика” означает “кораблевождение”.

- Ученые многих стран изучали, проектировали и делали все возможное, чтобы быть первыми в покорении космоса. Но только нам выпала честь первыми проникнуть в космос. История навсегда сохранит день 12 апреля 1961 года.

- А по решению Международной авиационной федерации  12 апреля отмечается Всемирный день авиации и космонавтики.

- Почему именно 12 апреля?   (Первый полет человека в космос).

Ученик.   Нам каждый шаг к заветной цели дорог.

Стучат сердца, звучит оркестров медь.

Есть подвиги, величие которых

Не сразу удаётся разглядеть.

Ещё корабль космический на взлёте,

Еще не знают жители планеты,

Что человек в космическом полёте,

А гром уже взлетающей ракеты

Потряс степные дали Казахстана.

Случилось то, что мы годами ждали.

Но и тогда не сразу осознали,

О чём поведал голос Левитана

Звучит грамзапись голоса Левитана.

Говорит Москва! Работают все радиостанции Советского Союза Московское время 10 часов 2 минуты. Передаем сообщение ТАСС о первом в мире полёте человека в космическое пространство.

12 апреля 1961 года в Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль-спутник «Восток» с человеком на борту.

Пилотом-космонавтом космического корабля «Восток» является гражданин Советского Союза Юрий Алексеевич Гагарин.

 

- Юрий Алексеевич Гагарин – это имя знает весь мир. Но мог ли Гагарин совершить это великое открытие в одиночку?

- В первую очередь неоценимый вклад в развитие Космонавтики внесли ученые.

Основы теории реактивного двигателя и научное доказательство возможности полётов в межпланетном пространстве были впервые высказаны и разработаны русским учёным – Константином Эдуардовичем Циолковским.

 - Но при всем увлечении Циолковского ракетодинамикой ракета всегда оставалась для него только средством для преодоления земного притяжения и выхода в космос. Он много размышлял над теми проблемами, которые встретит человек, оказавшись в межпланетном пространстве и на других планетах, поэтому его с полным основанием можно считать также основоположником космонавтики. Многие предвидения Циолковского в этой области оказались чрезвычайно точными. Он, к примеру, красочно и очень верно описал ощущения, которые будет испытывать человек при старте ракеты и при выходе ее в космическое пространство, а также то, что он там увидит. Циолковский был твердо убежден, что выход человечества в космос совершенно неизбежен и, что именно освоение космоса поможет решить многие современные проблемы землян.

- Полёт Гагарина был совершен на ракете, сконструированной отечественными учёными и инженерами под руководством Сергея Павловича Королёва 

-  Сергей Павлович Королёв(1906-1966) - крупный советский ученый в области ракетной техники, основоположник практической космонавтики. Он внёс, в свою очередь, неоценимый вклад в развитие мировой науки и техники. В 1929г. С. П. Королёв познакомился с трудами К. Э. Циолковского и под их влиянием решил посвятить свою жизнь делу ракетной и космической техники. Оценивая роль Королева в зарождении и становлении советской ракетной техники, президент Академии наук Советского Союза сказал, что с именем Королева связано одно из величайших завоеваний науки и техники всех времен - открытие эры освоения космического пространства.   Сергей Павлович Королёв - главный конструктор ракетно-космических систем "Спутник", "Восток", летательных аппаратов-кораблей "Восток", "Восход", автоматических межпланетных станций, искусственных спутников Земли.  

- Давайте побываем в роли Сергея Павловича Королёва. Каждой команде нужно построить  ракету. Вам предложена инструкция изготовления  ракеты. Ваша задача определить, кто в группе будет руководить процессом изготовления, кто будет изготавливать ракету, а кто внимательно следить за изготовлением.

- Как вы считаете, Королев сразу создал ракету, на которой полетел человек? (Нет)

- Верно. Под руководством Королёва   4.10.1957 г в 22ч 28мин по московскому времени был запущен первый искусственный спутник Земли (ИСЗ-1). Это событие считается началом новой космической эры человечества. Спутник представлял собой шар с торчащими антеннами общей массой 83,6 кг. Спутник находился на орбите до 4.01.1958 г, совершив 1440 оборотов вокруг Земли.

 В 1961 г. руководством Королёва был запущен первый пилотируемый космический корабль "Восток", подготовлен проект лунной транспортной системы Н-1.

- Мог ли ученый отправить человека в космос без проверки? Кто был в роли испытуемых?

Безопасность полетов проверялась на наших верных четвероногих помощниках – собаках.

  Самых первых собак, поднявшихся в ракете на высоту 110 км, звали Цыган и Дезик.

Затем 3 ноября 1957 года в космос полетела собака по кличке Лайка.  

  19 августа 1960 года стартовал космический корабль «Восток» с двумя четвероногими космонавтами – Белкой и Стрелкой.  

  Они провели в космосе 22 часа. За это время космический корабль облетел вокруг Земли 18 раз. Кроме собак на борту корабля были мыши и крысы, семена растений.

  А в марте 1961 года в космическом полете оказались другие путешественники – Чернушка и Звездочка. Все они вернулись целыми и невредимыми. Этим учёные доказали, что живые существа могут жить в космосе.

Но ответить на вопрос, как они себя там чувствуют, мог только человек. Кто же первым должен был лететь в космос: врач, моряк, инженер или лётчик? Ближе всех к этой мечте оказались лётчики-истребители. Они летают на большой высоте, в скафандрах, знают, что такое перегрузка, невесомость, умеют прыгать с парашютом.

 

Утро 12 апреля 1961 г. для миллиардов жителей Земли начиналось, как обычно. Лишь несколько человек знали, что этот день откроет эру полетов людей в космос.

  В 9 часов 7 минут с космодрома Байконур стартовал космический корабль «Восток». На его борту находился первый космонавт планеты Юрий Алексеевич Гагарин. Позывной Гагарина был «Кедр». 

Сказал «поехали» Гагарин,

Ракета в космос понеслась.

Вот это был рисковый парень!

С тех пор эпоха началась.

Эпоха странствий и открытий,

Прогресса, мира и труда,

Надежд, желаний и событий,

Теперь все это – навсегда.

Наступят дни, когда пространство

Кто хочет, сможет бороздить!

Хоть на Луну, пожалуйста, странствуй!

Никто не сможет запретить!

Вот будет жизнь! Но все же вспомним,

Что кто-то первым полетел…

Майор Гагарин, парень скромный,

Открыть эпоху он сумел.

Песня «Знаете, каким он парнем был…»

-Что же увидел в космосе Юрий Алексеевич Гагарин? Прочтите текст. Найдите и обозначьте кавычками ту часть текста, в которой речь идет от имени Гагарина.

« Как только «Восток» пробил плотные слои атмосферы, я увидел Землю. Корабль пролетал над широкой сибирской рекой. Отчётливо были видны островки на ней и освещенные солнцем лесистые берега. Смотрел то в небо, то на Землю. Четко различались горные хребты, крупные озёра. Видны даже поля.

Самым красивым зрелищем был горизонт – окрашенная всеми цветами радуги полоса, разделяющая Землю в свете солнечных лучей от чёрного неба. Была заметна выпуклость, округлость Земли. Казалось, что вся она опоясана ореолом нежно-голубого цвета, который через бирюзовый, синий и фиолетовый переходит к иссиня-черному…»

Внизу блеснула лента Волги. Гагарин сразу узнал великую русскую реку и берега, над которыми его учил летать Дмитрий Павлович Марьянов. Всё было хорошо знакомо: и широкие окрестности, весенние поля, и рощи, и дороги, и Саратов, дома которого как кубики, громоздились вдали.

В 10 часов 55 минут «Восток», облетев земной шар, благополучно опустился в заданном районе на вспаханном поле.

И вот первый космонавт на поле неподалёку от деревни Смеловка, около города Энгельса.

Ступив на твёрдую почву, он увидел женщину с девочкой. Они стояли около пятнистого телёнка, с любопытством наблюдали за приземлением. Потом робко направились на встречу. Необычный вид скафандра их пугал. Ничего подобного они еще не видели.

- Свой, товарищи, свой! – крикнул Юрий Гагарин.

Так жена лесника Анна Акимовна Тахтарова и её шестилетняя внучка Рита первыми из советских людей встретили космонавта. Они обнялись и расцеловались как родные.

Так здесь же на месте приземления, были зарегистрированы три мировых космических рекорда, установленных в результате полёта в космическое пространство Юрием Алексеевичем Гагариным:

1) Рекорд продолжительности полёта 108 минут,

2) Рекорд высоты полёта 327 км;

3) Рекорд максимального груза 4725 кг, поднятого на эту высоту.

- Проверка. Прочите монолог Гагарина. Какие рекорды были установлены Гагариным?

ФИЗМИН

- Мы сейчас тоже установим мировые рекорды нашего класса.

КОНКУРС «ОБЛЕТИ ВОКРУГ ЛУНЫ»

Сначала «Луну» осматривают участники всех команд, занимающие первую позицию. Для них звучит команда ведущего: «Совершить два витка вокруг Луны!». Они выполняют задание, обегая «Луну» два раза. Для каждой группы игроков звучит своя команда. Оценивается быстрота выполнения.

- Полет Юрия Гагарина дал толчок к дальнейшему освоению космоса. Вокруг Земли обращаются десятки тысяч спутников, космические аппараты сели на Луну и Венеру и привезли оттуда образцы грунта.

        Следом за Гагариным полетел Герман Степанович Титов. Он пробыл на орбите сутки. Для космонавта сутки - полтора часа, - время оборота корабля-спутника вокруг Земли. За земные сутки встречают космонавты 17 космических зорь.

       16 июня 1963 года на орбиту спутника Земли был выведен космический корабль «Восток – 6». Его пилотировала первая в мире женщина- космонавт Валентина Владимировна Терешкова. Ее корабль «Восток – 6» совершил 48 витков вокруг Земли и успешно приземлился.  

  18 марта 1965 года в космос вышел двухместный корабль «Восход-2», командир - Павел Иванович Беляев и космонавт Алексей Архипович Леонов с задачей покинуть корабль и выйти в открытое космическое пространство. В ходе этого полёта Леонов совершил первый в истории космонавтики выход в открытый космос продолжительностью 12 минут 9 секунд.

А вот Светлана Евгеньевна Савицкая - первая женщина космонавт, вышедшая в открытый космос. Совершила космический полет в августе 1982 года.

Большие заслуги в исследовании космического пространства имеют американские учёные, инженеры и астронавты. Два американских астронавта из экипажа космического корабля «Аполлон-11»- Н. АРМСТРОНГ и Э. ОЛДРИН - 20 июля 1969 г. впервые совершили посадку на Луну. На космическом теле Солнечной системы человеком были сделаны первые шаги

        Для длительной работы в космосе ученые создали космические орбитальные станции, на которых могли бы работать сразу несколько космонавтов.  

  Искусственные спутники Земли по-прежнему день за днем несут свою вахту в космосе. Они снабжены многими сложными приборами и ведут наблюдение за Солнцем, звездами, атмосферой. С помощью спутников можно предсказывать погоду, осуществлять телевизионную, телефонную связь.     

- Так много событий произошло в космонавтике. Я запуталась в датах и событиях. Помогите мне, соедините дату с событием.  

4 октября 1957 года - запуск первого искусственного спутника Земли;  

12 апреля 1961 - выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль-спутник «Восток» с человеком на борту;  

18 марта 1965 года – первый в истории космонавтики выход в открытый космос.

19 августа 1960 года - стартовал космический корабль «Восток» с двумя четвероногими космонавтами – Белкой и Стрелкой.

-Проверка. Слайд.

- Давайте  вспомним,  какие слова в начале урока нам были непонятны. Теперь вы знаете их значение?

- Что еще нового вы узнали о космонавтике? Я думаю, что мы сегодня узнали все о космонавтике. (Нет).

- На следующих уроках мы продолжим эту тему. Познакомимся поближе с жизнью Гагарина. Узнаем почему выбор первого космонавта выпал именно на него. Кроме того, познакомимся поближе с другими не менее выдающимися людьми этой науки, и узнаем современные проблемы и открытия в космонавтике.

           Живем мы на нашей планете

В такой замечательный век,

И первый из первых в ракете

Российский летит человек!

Не с целью разведки военной

На сверхскоростном корабле

Летел он один по Вселенной,

Чтоб снова вернуться к Земле!

Не зря потрудились умелые руки

Во славу народа, во славу страны!

Рабочие люди и люди науки

Содружеством мирным сильны!

- Я уверена, что наша Россия, наша страна еще немало сделает мировых открытий. А сделать эти открытия предстоит вашему поколению. Так что учитесь, открывайте, чтобы вами гордилась наша страна!!!

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН–КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА по внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления.

Урок для обучающихся 2 классаМетодическая карта урока:1. Организация класса. Введение в ситуацию общения (подготовительная части урока):1. Сообщение задач урока, настроить учащихся на деят...

ПЛАН–КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА по внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления.

Урок для обучающихся 2 классаМетодическая карта урока:1. Организация класса. Введение в ситуацию общения (подготовительная части урока):1. Сообщение задач урока, настроить учащихся на деят...

Программа внеурочной деятельностиЯ гражданин России

Программа внеурочной деятельности Я гражданин России...

План - конспект открытого занятия по внеурочной деятельности «Лоцманы книжных морей»

Конспект занятия на тему"Изобразительно - выразительные средства языка. Эпитеты"...

План-конспект открытого занятия по внеурочной деятельности «Why do we like to play together? » во 2-х классах

Тема: Играем и поем вместе. Глаголы движения.Цель: Активизация и расширение словарного запаса.Задачи: I Познавательный аспект:формировать некоторые универсальные лингвистические умения, в иностра...

План-конспект открытого урока окружающего мира "Государственные символы России", 3 класс

Урок окружающего мира по теме "Государственные символы России". 3-й классДанный урок посвящен  “Государственным символам России”, приурочен  к одному из  главных г...