методическая разработка урока по ОПК "Народ и культура"
методическая разработка по орксэ (2 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 9 имени Людмилы Михайловны Павличенко станицы Багоской муниципального образования Мостовский район
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ОПК во 2 классе
«Народ и культура»
учитель начальных классов
Зачиняева Наталья Фёдоровна
ст.Баговская
2023г.
Тема «Народ и культура»
Цель: расширять представления детей о культурном наследии русского народа, воспитывать уважение к народным традициям.
Задачи:
Формировать основы национального самосознания и любви к Отечеству.
Развивать интерес к исконно русским традициям;
Знакомить со значительной частью культурного опыта наших предков : жилищем и предметами быта, ремеслами, фольклором традициями и декоративно- прикладным искусством
Приобщать детей к богатству русской речи.
Формирование УУД:
- личностные действия: обретение основ духовного опыта: проявление любви к русской культуре и традициям;
- регулятивные действия: устанавливать логические связи, причины и следствия, уметь делать выводы из предложенной учителем информации, осмыслить значимость особой роли человека в меняющемся мире, обусловленной тем, что ему даны разум, чувства, воля, свобода , традиции;
- познавательные действия: освоить сведения о существующих обычаях и народных традициях, об отношении к святым вещам и культурному наследию ;
- коммуникативные действия: обогащение лексики за счет введения новых слов, развивать ораторские способности и умение правильно выражать свои мысли.
Иллюстрации к игре «ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ»
Ход занятия.
1.Организационный момент.
Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.
2. Мотивация к учебной деятельности.
Прослушайте стихотворение и скажите, о чем оно?
(Стихотворение Людмилы Чуйко)
Традиций русских на Руси
Так много добрых и прекрасных-
Святые праздники, посты
И промыслов разнообразных.
***
У нас своя культура, дом
И творчество свое родное.
Кто так частушки запоет,
Красиво водит хороводы?
***
Обряды, таинства храним.
Важна духовная поддержка.
Мы хлебом-солью дорожим,
Красивой русскою одеждой.
***
Русь-матушка, моя страна!
Не видно ни конца ни края.
Традиций дедовских полна,
Ты для меня всегда святая!
Итак, о чем это стихотворение?
В этом стихотворении поэт говорит о том, что у нас существует множество праздников, традиций и обрядов, наш народ богат историей и культурой. Мы с вами хранители этого наследия и должны знать и понимать все, чем мы богаты и что должны сохранить для наших потомков.
3. Формулировка темы занятия.
Вы догадались, о чем пойдет речь на нашем занятии? (О культуре и народных традициях)
Тема нашего занятия « Народ и культура»
4. Постановка целей занятия.
Наша задача : понять, что такое «народ», «культура», познакомиться с обычаями, традициями, основными занятиями людей на Руси ,с народными костюмами и праздниками наших предков.
5. Знакомство с новым материалом.
Знакомство с основными понятиями.
Кто мне скажет, в какой стране мы живем?(Россия)
Россия- это наша Родина- это земля нашего, русского народа, пролитая кровью доблестных предков, защищавших её в исторических сражениях. Родина - это душа народа, его вера, его чаяния и молитвы.
Родина – это традиции и культура наших предков.
Кто же такой «народ»? Наша страна самая великая и красивая. Как она называется?
( Россия) Но это не только леса, поля, реки, горы. Это прежде всего люди, которые в ней живут. А эти люди и есть народ- со своими традициями и обычаями. И нет народа плохого и хорошего. Есть только свои правила и условия жизни каждого народа и каждой страны. И именно народ по капельке, по крупице делает историю своей страны и культуру богатой, насыщенной и разнообразной.
Итак, наш народ- это российский народ, это россияне. Это люди, которые говорят на одном языке, имеют общие обычаи и похожие занятия. Их объединяет история , и они хранят в памяти своих героев, праздники и традиции.
Теперь разберемся, что такое «культура»? Народная культура – это особенности жизни, ведения хозяйства, все традиции и обряды, народные костюмы, праздники, песни, стихи, сказки и произведения искусства , народные промыслы, принадлежащие народу России. Это все, что наши люди накопили за долгие годы и передают своим потомкам из года в год, из века в век.
Знакомство с русской культурой.
Давайте подробнее познакомимся с нашей культурой. А говорить мы с вами будем о народных костюмах, о традициях и обычаях русского народа, о народных промыслах и праздниках.
Русский народный костюм.
-Кто из вас знает, из чего состоит русский народный костюм?(ответы детей)
Национальный русский костюм женщин:
-главный элемент рубаха до пят из хлопка , льна или шелка. Низ рубахи , ворот и рукав украшали вышивкой, тесьмой или узорами.
-женщины сверху надевали сарафан или юбку, а рубашку подвязывали поясом, носить который было обязательным условием.
- передник (фартук) носили сверху юбки или сарафана, который также был вышит.
- головной убор мог быть разный (ленты, повязки, обручи, ажурные венцы, платки)
Национальный русский костюм мужчин:
- сорочка или рубаха. Ворот и низ рубахи и рукав украшала вышивка.
- широкие льняные штаны
- плетеный или тканый пояс.
Традиционным цветом национальных русских костюмов был белый , красный , синий и голубой цвета.
Обычаи и традиции русского народа.
Сейчас мы поговорим об обычаях и традициях русского народа, о его основных качествах.
Ребята, я буду читать пословицу, а вы угадайте о чем она.
Защита своей Родины. (Кто храбро врага бьет, о том слава не умрет)
Русские воины имели высокий боевой дух, они всегда были готовы ринуться в бой во имя спасения русской земли . Они готовы были жертвовать своими жизнями во благо своим семьям и своей Родине.
Чистая и глубокая вера в бога. (Кто добро творит, того бог благословит)
Вера сопровождала русский народ повсюду : в бою, при рождении детей, при заключении браков, в болезнях и при выздоровлении, даже в смерти. К богу обращались с просьбами о помощи во всех начинаниях, чтобы избежать зла, жить в любви, для богатого урожая, при крещении детей. Русский народ всегда носил христианский крест и с ним человек не расставался с рождения до самой смерти.
Крепкая и верная семья. (Где семья дружна, не страшна беда)
Семьи в России большие и крепкие. Они держатся на любви и понимании друг друга, на уважении и почитании старших, на защите младших. Внутри семьи царит согласие и душевность. Вся семья занимается общим делом, где все обязанности строго распределены между всеми членами семьи , в зависимости от возраста и роли.
Гостеприимство русского народа. (Хоть не богат, а гостям рад)
Русское гостеприимство всегда было характерной чертой русского человека. Оценивалось оно, прежде всего, хлебосольством. Гостя в старину полагалось напоить и накормить досыта, уложить на самое лучшее место.
Народные промыслы.
Ребята, послушайте пословицу . О чем она?
Ремесло пить-есть не просит, а хлеб приносит.
Как вы думаете, что это значит? ( любое дело, которое человек может делать хорошо может помочь ему в жизни, поможет ему заработать, прокормить свою семью)
Издавна на Руси каждый занимался своим делом. В каждой семье свои умения передавались от деда к отцу, от отца к сыну, от сына к внуку и так далее по семейной линии. Этим они кормили свои семьи.
Давайте посмотрим, какие же умения были народные умения.
Изготовление игрушек
Гончарство
Резьба по дереву
Художественная роспись
Берестяной промысел
Прядение
Валяние
Кружевоплетение
Плетение (лаптеплетение)
Бочарное ремесло
Кузнечество
Традиционные народные праздники
Но на Руси умели не только трудиться, но и отдыхать. Русский народ имеет множество традиций и обрядов в празднованиях и гуляниях. До сих пор многие традиционные праздники чтутся и соблюдаются нами.
Задание «О чем говорят картинки?»
Давайте вспомним некоторые из великих народных праздников России. Сейчас я дам вам задание. Мы разделимся на группы и соберем картинки из частей. И если то, что изображено на картинке вы узнаете, вы поделитесь с нами вашей информацией.
Рождество Христово
Крещение Господне
Масленица
Пасха (Светлое Христово Воскресение)
Яблочный Спас (Преображение Господне)
Рассказы детей:
- 1 ученик.
Рождество – это ежегодный праздник, который отмечают православные христиане всего мира 7 января в честь рождения сына Божьего Иисуса Христа, спасителя людей.
- 2 ученик.
Это праздник-крещение Господа Бога нашего Иисуса Христа . Мы празднуем его 19 января . В этот день христиане отмечают крещение Иисуса Христа в реке Иордан.
- 3 ученик.
Это праздник, веселый и радостный, называют его Масленица. Он означает конец зимы после долгих морозных и снежных дней . Особенно любят этот праздник дети! В эти праздничные дни повсюду устраиваются народные массовые гуляния с катанием на санях и санках, уличные игры, песни, пляски, ярмарки, все угощаются блинами и участвуют в соревнованиях.
- 4 ученик.
Пасха - Светлое Христово Воскресение — самый главный православный праздник. В этот праздник все православные люди радуются воскрешению Иисуса Христа, торжествуют победу жизни над смертью. Вместо обычного приветствия все говорят: «Христос Воскресе!», а в ответ слышат: «Воистину Воскресе!», после чего трижды целуются. Ну и конечно, все дарят друг другу крашеные яйца и угощают куличами.
- 5 ученик.
Этот удивительный праздник называется по-народному Яблочный Спас. В этот день,19 августа, в церкви собирается много людей с корзинками, полными яблок. Их освящают, тут же едят с медом , и угощают друг друга.
Составление «Сборника традиционных народных праздников России»
Молодцы , ребята! А теперь давайте наклеим наши картинки на плакат и у нас получится свой «Сборник традиционных народных праздников России» (дети по очереди наклеивают картинки на заранее подготовленный плакат с подписанными праздниками)
6. Закрепление полученных знаний.
А теперь давайте вспомним, как называются главные праздники русского народа. Попробуйте отгадать загадки про народные праздники.
Летят снежинки за окном,
И праздник к нам приходит в дом
Особым светлым торжеством.
Зовем тот день мы...(Рождеством)
Весть летит во все концы:
Трубят Ангелы-гонцы,
В небесах поют Христа:
Он от тления восстал!
То не выдумка, не сказка,
Главный праздник - наша (Пасха)!
Этот праздник знаешь ты,
На него печем блины.
Зиму прочь им прогоняем,
Весну красную встречаем. (Масленица)
В церкви мы его встречаем,
Яблоки там освящаем.
Урожайный он для нас
Яблочно-медовый…(Спас)
В хрустальной тишине зимы
Проходит прорубь освящение.
Так проходило встарь
Нашего Господа …(Крещение)
Игра «Прошлое и настоящее»
А теперь поиграем в игру «Прошлое и настоящее». Сейчас я буду показывать парные картинки, а вы должны распределить их в две группы:
картинки из прошлого
картинки из настоящего
А самое главное объяснить свой выбор, почему вы так считаете. (на картинках изба и многоэтажный дом, глиняная посуда и посуда из фарфора, народный костюм и современный костюм, русская печь и современный котел, еда картофель да каша и современная сервированная еда, гуляния на Масленицу и современный детский праздник…)
Ребята, отличаются ли названия картинок?
А почему же тогда мы их делили на группы?
Что это за группы?
Чем они похожи?
Чем отличаются?
Какие на ваш взгляд интересней? Почему?
Нужно ли знать и помнить наше прошлое? Почему?
7. Итог занятия.
Итак, ребята, кто мне скажет, кто такой народ?
О чем мы вспоминаем, говоря о культуре?
Какие праздники отмечает русский народ?
Какие ремесла помогали русскому народу кормить свои семьи?
Какими качествами обладал русский народ?
8. Вывод.
Мы с вами дети наших родителей, внуки наших дедов и прадедов. Все мы- народ России, со своими традициями и обычаями, со своей культурой и характером. Мы должны беречь и ценить то, что мы имеем, свою историю и культуру, беречь наши ценности и передавать нашим будущим поколениям, нашим потомкам. Ведь именно мы связующее звено поколений. И если мы растратим эту культуру, забудем или не станем ее передавать, мы предадим наш народ, нашу страну, наших предков!
9. Рефлексия.
У вас на столах карточки со смайликами. Оцените, пожалуйста, наше занятие , используя картинки со смайликами.
Улыбающийся смайлик - занятие понравилось.
Грустный смайлик – занятие не понравилось.
Спокойный смайлик – были трудные задания.
Спасибо вам за занятие! До новых встр
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по Основам православной культуры. Тема - Икона
На занятии по ОПК ребята знакомятся с особенностями создания икон, их предназначении,роли в жизни христианина....
Методическая разработка урока «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль Основы светской этики) 4-й класс, 2-е полугодие, урок №23 Тема урока: Совесть
Данная разработка включает в себя полный конспект урока основы светской этики в 4 классе на тему "Совесть" и презентацию к нему. Целью урока является формирование представления о совести, как нр...
Методическая разработка урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Основы православной культуры», урок № 26. Тема урока: «Отношение христианина к природе»
Еще совсем недавно в наших школах появился предмет «Основы религиозных культур и светской этики», а в рамках этого предмета – модуль «Основы православной культуры». Несмо...
Методическая разработка урока по предмету: физическая культура для учащихся 4 класса. Тема урока: «Лёгкая атлетика.»
Техника челночного бега 3*10, метание малого мяча ...
Методическая разработка урока по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль: «Основы православной культуры» Тема урока: «Жизненный подвиг Сергия Радонежского. Трудолюбие» (4 класс)
Начальная школа – наиболее благоприятный период для преподавания любой области знаний, в том числе и православной. Знакомство детей с православной культурой – необходимое условие воспитани...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО КУРСУ «Основы православной культуры и светской этики» Модуль «Основы православной культуры» Тема урока: Милосердие и сострадание
Урок «Милосердие и сострадание» проводится в 4 классе по предмету «Основы православной культуры», автор учебника А.В.Кураев, 12 уроком по счёту. Этот урок проходит после ...
Методическая разработка урока ОРКСЭ (Основы православной культуры). 4 класс. Тема "Христианская семья"
Методическая разработка урока ОРКСЭ (Основы православной культуры)Тема: Христианская семья...