Классный час на тему "Толерантность - дорога к миру".
классный час (4 класс)

Дымбрылова Туяна Дондоковна

Классный час на тему -"Толерантность- дорога к миру".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tolerantnost.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

 «Толерантность - путь к миру»

(4 класс)

Цели: - дать определение толерантности;

-определить качества толерантного человека;

-продолжить знакомство детей с понятием «толерантное отношение»;

-продолжить формирование толерантного, милосердного, терпимого отношения к сверстникам и взрослым людям;

-продолжать формирование стремления оказывать помощь и быть готовым
 ее принимать;

Ход занятия


1. Организационный момент.

Учитель

(Слайд 1)

-Дружно за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся. (Звучит песня «Улыбка)

- Улыбнулись? Как приятно смотреть на человека, который улыбается приветливой улыбкой!

-Ребята, сейчас мы единое целое, от работы каждого из нас зависит общее дело. Работать начинаем?

2. Введение в тему.

Учитель

Мир – это Вселенная. Мир – это наша Земля. Мир - это наша страна. Мир – это наш город. Мир – это наша школа. Мир – это я. Как разнообразен мир вокруг нас. Мы все такие разные: взрослые и дети, блондины и брюнеты, добрые и злые, толстенькие и худенькие, лысые и с косичками, умные и не очень. Все мы живём в  обществе, вокруг нас находятся люди и мы должны научиться жить в мире и согласии. И все мы должны жить и понимать друг друга. Существует такое красивое слово
«толерантность».

 ( Слайд 2)

- Как вы его  понимаете?

Вернемся в прошлое. Давайте посмотрим, откуда к нам пришло это слово.

( Слайд3)

3. Знакомство с новым понятием.

Учитель
Описать толерантность довольно трудно, возможно, из-за того, что в разных языках она определяется по-разному.

  ( Слайд 4)

 ^ В английском языке толерантность – это «готовность и способность воспринимать без протеста личность».
Во французском языке толерантность – это «уважение свободы другого, его образа мысли».
^ В арабском языке толерантность – это «прощение, снисхождение, сострадание, терпение».
В персидском языке толерантность – это «готовность к примирению».

Русский словарь толерантность трактует как терпимость – способность терпеть что-то или кого-то, терпеть иной образ жизни, иное поведение, чувства, мнения, идеи. Быть выдержанным, уметь мириться с существованием кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительными.

Учитель
Сейчас мы  поработаем в группах У каждой пары  положения, взятые из мировых религий. Подумайте, о чем говорит каждая из религий:

  • «Не делай другому того, от чего больно тебе».
  • «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».
  • «Считай успех соседа своим успехом, а потерю соседа своей потерей».
  • «В счастье и страдании, в радости и горе мы должны относиться ко всем существам, как относимся к самим себе».

  ( Слайд 5)

Учитель
Передайте эти мысли своими словами.
Какой общий смысл есть в этих высказываниях?


Учитель
- Конечно, ребята, всё верно: «Люди должны быть снисходительными друг к другу, терпимее, уважать мнение других. Они должны быть толерантными друг к другу».

Понятие «толерантность» для обычного российского сознания непривычно. Нам ближе наше российское слово – «терпимость».
Терпимость – способность и умение терпеть, быть терпеливым, мириться  с чужим мнением.  

  ( Слайд 6)

Учитель: в последнее время говорить о толерантности стало модным, проблема толерантности очень актуальна. Как вы думаете, почему?

16 ноября отмечается День  Толерантности.

4. Упражнения на закрепление понятия «толерантность»:

 определение качеств толерантной личности;

Толерантность – это качество личности.

Но ведь у толерантности должно быть лицо! У толерантности должны быть какие-то свои качества.

-Как вы думаете, какими именно качествами должна обладать

              -Давайте попробуем дать характеристику человеку, который обладает                      толерантным отношением.

              Работа в группах

           У вас листочки с различными качествами человека. Попробуйте выбрать пять    качеств, которые, по вашему мнению, соответствуют толерантному человеку

 Конверт 1: злорадство, ложь, конфликт, доброта, уважение, понимание, миролюбие, бессердечность, сострадание, великодушие, бестактность, прощение, грубость, сердечность.

Конверт 2: доброта, сердечность, терпимость, хвастовство, равенство, грубость, милосердие, зазнайство, сострадание, сотрудничество, уважение, великодушие, понимание, злость.

Конверт 3: миролюбие, бессердечность, прощение, равенство, уважение, милосердие, терпимость, вспыльчивость,  раздражение, сердечность, конфликт, сострадание.

Учитель
Ребята! Давайте проверим, что у нас с вами получилось (представитель каждой группы зачитывает ответ своей группы, затем карточки с качествами, которые чаще всего встречаются, крепятся на доску).


доброта


миролюбие


сострадание


терпимость


великодушие








сердечность


толерантность


понимание



уважение







прощение



милосердие


Учитель

-Подумайте, а все ли мы обладаем этими качествами?

 Все ли мы можем спокойно выслушать друг друга?

Поддержать в трудную минуту, понять непохожих на нас людей, разрешить конфликты мирным путем?
А можем ли мы изменить себя?

Можем ли мы воспитать в себе те качества, о которых сегодня говорим?

 Как мы можем это сделать?

Учитель

Для этого мы с вами будем играть в игру «Давайте дарить друг другу комплименты».
Давайте мы с вами докажем друг другу, что мы добрые, понимающие, толерантные люди.

Дети становятся парами, кладут ладошки друг друга и говорят  комплименты

Учитель

После того, как все дети сказали друг другу комплименты, учитель обсуждает с классом то, что дети почувствовали во время упражнении:

  • Вам понравилась эта игра?
  • Почему?
  • Были комплименты одинаковыми или разными?
  • Почему разные?

Учитель

Действительно, ребята, каждый человек неповторимый, каждый человек – это индивидуальность, личность, обладающая своими собственными особенностями. Если бы мы были все одинаковыми - жить на свете было бы просто не интересно.

Каждому из нас приятно, когда его хвалят, говорят о нем хорошие, добрые слова, любой человек хочет, чтобы его любили и уважали, ценили и понимали, и очень часто нам просто необходимо слышать от окружающих людей добрые слова и пожелания. Ведь от этого улучшается настроение и мы готовы делиться радостью и помогать другим.

      ( Слайд 7)

Учитель

Сейчас у нас будет импровизированный монтаж. Вы должны по очереди читать строки стихотворения, учитывая номер парты.

  ( Слайд 8)

1.Что ж такое толерантность?

Может к бабушке любовь?

2.

А быть может это то, что маме

Я на день рождения принес?

3.

Понял я, что это – уважение

К мнению не только своему.

4.

Видеть боль чужую

Я, по-моему, уже могу.

5.

Дам монетку нищему,

Пожилому помогу.

6.

Товарища в беде не брошу,

Злобу в класс я не пущу.

7.

Если ты к друзьям терпим,

Выслушать любого можешь.

8.

Если нужно, то готов

Ты всегда прийти на помощь.

9.

Веришь в чудо, доброту.

Взрослых уважаешь,

10.

Маме с папой не грубишь,

Младших ты не обижаешь.

11.

Значит, не зря все говорят,

Что ты толерантен.

12.

Оставайся им всегда и

Будь еще галантен.

13.

Что такое толерантность?

Доброта, любовь и смех.

14.

Что такое толерантность?

Счастье, дружба и успех.

15.

Если каждый друг к другу будет терпим,

То вместе мы сделаем толерантным наш мир

Все вместе (хором):

Если каждый друг к другу будет терпим,

То вместе мы сделаем толерантным наш мир.

5. . Обобщающая беседа

Невозможно нравиться всем, невозможно любить всех, невозможно, чтобы все  были близкими друзьями. Потому что у нас разное воспитание, интеллект, желание учиться, потребности, характеры, вкусы и т.д. Но мы можем жить в согласии друг с другом, ценить друг друга, принимать его таким, какой он есть, т.е. быть толерантными.

Конечно, всеми качествами обладать, наверное, невозможно, так как идеальных людей нет, но каждый человек должен к этому стремиться.  

  ( Слайд 9)

6. Итог «В добрый путь».  ( Песня «Дорогою добра»)

Учитель

Ребята, у вас на столах приготовлены карточки из цветного картона в виде человеческого следа. Выберите два качества, две черты характера, которые являются сильными сторонами вашего характера. То есть два положительных качества, которыми вы обладаете. Запишите эти качества на карточке-следе.
Развесим их на доску под заголовком «В добрый путь!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КЛАССНЫЙ ЧАС НА ТЕМУ: «ДОРОГАЯ МОЯ СТОЛИЦА……»

Данный урок познакомит детей с историей их родного города, достопримечательностями города и позволит сформировать у учащихся интерес к своему городу....

Классный час на тему "Дорогою добра"

Классный час в 4 классе способствует духовно-нравственному развитию младших школьников...

Классный час "В путь дорогу собирайся, За здоровьем отправляйся!"

Формированию представления о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни, уделяется огромное значение в нашей стране. Этот классный час поможет вам в игровой форме воспитать у учащихся ...

Классный час по теме:"Дорогою добра".4-класс.

Формировать нравственные качества.Развивать у детей чувство товарищества,взаимопомощи....

Классный час «Дорога к миру»

Цели: 1.     Познакомить учащихся с понятиями  терпимость, милосердие, сострадание, добро, вежливость.2.     Показать значимость этих качеств ли...

Классный час на тему "Дорога и пешеход"

Целью урока является закрепление знаний учащихся о правилах дорожного движения, закрепление правил поведения учащихся на улицах и дорогах, воспитание умения самостоятельно использовать полученные знан...

Открытый классный час на тему: «Идём дорогой памяти, мира и добра»

Цель: Формировать уважительное отношение к героям ВОВ, прошлому нашей Родины.Задачи: - познакомить учащихся с подвигами народа в годы ВОВ;- расширить знания учащихся о Великой Отечественной ...