Классный час на тему "Толерантность - дорога к миру".
классный час (4 класс)
Предварительный просмотр:
«Толерантность - путь к миру»
(4 класс)
Цели: - дать определение толерантности;
-определить качества толерантного человека;
-продолжить знакомство детей с понятием «толерантное отношение»;
-продолжить формирование толерантного, милосердного, терпимого отношения к сверстникам и взрослым людям;
-продолжать формирование стремления оказывать помощь и быть готовым ее принимать;
Ход занятия
1. Организационный момент.
Учитель
(Слайд 1)
-Дружно за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся. (Звучит песня «Улыбка)
- Улыбнулись? Как приятно смотреть на человека, который улыбается приветливой улыбкой!
-Ребята, сейчас мы единое целое, от работы каждого из нас зависит общее дело. Работать начинаем?
2. Введение в тему.
Учитель
Мир – это Вселенная. Мир – это наша Земля. Мир - это наша страна. Мир – это наш город. Мир – это наша школа. Мир – это я. Как разнообразен мир вокруг нас. Мы все такие разные: взрослые и дети, блондины и брюнеты, добрые и злые, толстенькие и худенькие, лысые и с косичками, умные и не очень. Все мы живём в обществе, вокруг нас находятся люди и мы должны научиться жить в мире и согласии. И все мы должны жить и понимать друг друга. Существует такое красивое слово «толерантность».
( Слайд 2)
- Как вы его понимаете?
Вернемся в прошлое. Давайте посмотрим, откуда к нам пришло это слово.
( Слайд3)
3. Знакомство с новым понятием.
Учитель
Описать толерантность довольно трудно, возможно, из-за того, что в разных языках она определяется по-разному.
( Слайд 4)
^ В английском языке толерантность – это «готовность и способность воспринимать без протеста личность».
Во французском языке толерантность – это «уважение свободы другого, его образа мысли».
^ В арабском языке толерантность – это «прощение, снисхождение, сострадание, терпение».
В персидском языке толерантность – это «готовность к примирению».
Русский словарь толерантность трактует как терпимость – способность терпеть что-то или кого-то, терпеть иной образ жизни, иное поведение, чувства, мнения, идеи. Быть выдержанным, уметь мириться с существованием кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительными.
Учитель
Сейчас мы поработаем в группах У каждой пары положения, взятые из мировых религий. Подумайте, о чем говорит каждая из религий:
- «Не делай другому того, от чего больно тебе».
- «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».
- «Считай успех соседа своим успехом, а потерю соседа своей потерей».
- «В счастье и страдании, в радости и горе мы должны относиться ко всем существам, как относимся к самим себе».
( Слайд 5)
Учитель
Передайте эти мысли своими словами.
Какой общий смысл есть в этих высказываниях?
Учитель
- Конечно, ребята, всё верно: «Люди должны быть снисходительными друг к другу, терпимее, уважать мнение других. Они должны быть толерантными друг к другу».
Понятие «толерантность» для обычного российского сознания непривычно. Нам ближе наше российское слово – «терпимость».
Терпимость – способность и умение терпеть, быть терпеливым, мириться с чужим мнением.
( Слайд 6)
Учитель: в последнее время говорить о толерантности стало модным, проблема толерантности очень актуальна. Как вы думаете, почему?
16 ноября отмечается День Толерантности.
4. Упражнения на закрепление понятия «толерантность»:
определение качеств толерантной личности;
Толерантность – это качество личности.
Но ведь у толерантности должно быть лицо! У толерантности должны быть какие-то свои качества.
-Как вы думаете, какими именно качествами должна обладать
-Давайте попробуем дать характеристику человеку, который обладает толерантным отношением.
Работа в группах
У вас листочки с различными качествами человека. Попробуйте выбрать пять качеств, которые, по вашему мнению, соответствуют толерантному человеку
Конверт 1: злорадство, ложь, конфликт, доброта, уважение, понимание, миролюбие, бессердечность, сострадание, великодушие, бестактность, прощение, грубость, сердечность.
Конверт 2: доброта, сердечность, терпимость, хвастовство, равенство, грубость, милосердие, зазнайство, сострадание, сотрудничество, уважение, великодушие, понимание, злость.
Конверт 3: миролюбие, бессердечность, прощение, равенство, уважение, милосердие, терпимость, вспыльчивость, раздражение, сердечность, конфликт, сострадание.
Учитель
Ребята! Давайте проверим, что у нас с вами получилось (представитель каждой группы зачитывает ответ своей группы, затем карточки с качествами, которые чаще всего встречаются, крепятся на доску).
|
|
|
|
|
|
|
| ||
| ||||
|
|
Учитель
-Подумайте, а все ли мы обладаем этими качествами?
Все ли мы можем спокойно выслушать друг друга?
Поддержать в трудную минуту, понять непохожих на нас людей, разрешить конфликты мирным путем?
А можем ли мы изменить себя?
Можем ли мы воспитать в себе те качества, о которых сегодня говорим?
Как мы можем это сделать?
Учитель
Для этого мы с вами будем играть в игру «Давайте дарить друг другу комплименты».
Давайте мы с вами докажем друг другу, что мы добрые, понимающие, толерантные люди.
Дети становятся парами, кладут ладошки друг друга и говорят комплименты
Учитель
После того, как все дети сказали друг другу комплименты, учитель обсуждает с классом то, что дети почувствовали во время упражнении:
- Вам понравилась эта игра?
- Почему?
- Были комплименты одинаковыми или разными?
- Почему разные?
Учитель
Действительно, ребята, каждый человек неповторимый, каждый человек – это индивидуальность, личность, обладающая своими собственными особенностями. Если бы мы были все одинаковыми - жить на свете было бы просто не интересно.
Каждому из нас приятно, когда его хвалят, говорят о нем хорошие, добрые слова, любой человек хочет, чтобы его любили и уважали, ценили и понимали, и очень часто нам просто необходимо слышать от окружающих людей добрые слова и пожелания. Ведь от этого улучшается настроение и мы готовы делиться радостью и помогать другим.
( Слайд 7)
Учитель
Сейчас у нас будет импровизированный монтаж. Вы должны по очереди читать строки стихотворения, учитывая номер парты.
( Слайд 8)
1.Что ж такое толерантность?
Может к бабушке любовь?
2.
А быть может это то, что маме
Я на день рождения принес?
3.
Понял я, что это – уважение
К мнению не только своему.
4.
Видеть боль чужую
Я, по-моему, уже могу.
5.
Дам монетку нищему,
Пожилому помогу.
6.
Товарища в беде не брошу,
Злобу в класс я не пущу.
7.
Если ты к друзьям терпим,
Выслушать любого можешь.
8.
Если нужно, то готов
Ты всегда прийти на помощь.
9.
Веришь в чудо, доброту.
Взрослых уважаешь,
10.
Маме с папой не грубишь,
Младших ты не обижаешь.
11.
Значит, не зря все говорят,
Что ты толерантен.
12.
Оставайся им всегда и
Будь еще галантен.
13.
Что такое толерантность?
Доброта, любовь и смех.
14.
Что такое толерантность?
Счастье, дружба и успех.
Если каждый друг к другу будет терпим,
То вместе мы сделаем толерантным наш мир
Все вместе (хором):
Если каждый друг к другу будет терпим,
То вместе мы сделаем толерантным наш мир.
5. . Обобщающая беседа
Невозможно нравиться всем, невозможно любить всех, невозможно, чтобы все были близкими друзьями. Потому что у нас разное воспитание, интеллект, желание учиться, потребности, характеры, вкусы и т.д. Но мы можем жить в согласии друг с другом, ценить друг друга, принимать его таким, какой он есть, т.е. быть толерантными.
Конечно, всеми качествами обладать, наверное, невозможно, так как идеальных людей нет, но каждый человек должен к этому стремиться.
( Слайд 9)
6. Итог «В добрый путь». ( Песня «Дорогою добра»)
Учитель
Ребята, у вас на столах приготовлены карточки из цветного картона в виде человеческого следа. Выберите два качества, две черты характера, которые являются сильными сторонами вашего характера. То есть два положительных качества, которыми вы обладаете. Запишите эти качества на карточке-следе.
Развесим их на доску под заголовком «В добрый путь!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КЛАССНЫЙ ЧАС НА ТЕМУ: «ДОРОГАЯ МОЯ СТОЛИЦА……»
Данный урок познакомит детей с историей их родного города, достопримечательностями города и позволит сформировать у учащихся интерес к своему городу....
Классный час на тему "Дорогою добра"
Классный час в 4 классе способствует духовно-нравственному развитию младших школьников...
Классный час "В путь дорогу собирайся, За здоровьем отправляйся!"
Формированию представления о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни, уделяется огромное значение в нашей стране. Этот классный час поможет вам в игровой форме воспитать у учащихся ...
Классный час по теме:"Дорогою добра".4-класс.
Формировать нравственные качества.Развивать у детей чувство товарищества,взаимопомощи....
Классный час «Дорога к миру»
Цели: 1. Познакомить учащихся с понятиями терпимость, милосердие, сострадание, добро, вежливость.2. Показать значимость этих качеств ли...
Классный час на тему "Дорога и пешеход"
Целью урока является закрепление знаний учащихся о правилах дорожного движения, закрепление правил поведения учащихся на улицах и дорогах, воспитание умения самостоятельно использовать полученные знан...
Открытый классный час на тему: «Идём дорогой памяти, мира и добра»
Цель: Формировать уважительное отношение к героям ВОВ, прошлому нашей Родины.Задачи: - познакомить учащихся с подвигами народа в годы ВОВ;- расширить знания учащихся о Великой Отечественной ...