Выступление на педагогическом совете от 18.11.2019 г.
статья (4 класс)

Брага Наталья Вениаминовна

Тема выступления -  преемственность  при переходе из начальной школы в среднее звено.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedsovete.docx20.72 КБ

Предварительный просмотр:

Преемственность  между начальной школой и средним звеном.

Учитель начальных классов и математики (5а класс)

Брага Наталья Вениаминовна.

           Ведущими принципами ФГОС 2 поколения являются принципы преемственности и развития

              Преемственность – это двухсторонний процесс, с одной стороны которого  − начальная ступень, которая формирует те знания, умения и навыки, которые необходимы для дальнейшего обучения в основной школе, а  с другой стороны – основная школа, которая развивает (а не игнорирует) накопленный в начальной школе потенциал.

         Переход учащихся из начальной школы в основную, считается одной из наиболее сложных и значимых педагогических проблем, а период адаптации в 5 классе – одним из трудных периодов процесса обучения

     

           При переходе из начальной школы в среднюю учащиеся всегда преодолевают сложный психологический барьер: им приходится привыкать к предметной системе обучения, к занятиям в разных кабинетах, и к новым учителям, и к требованиям каждого из них. В этот период у учащихся наблюдается повышенная нервная возбудимость, быстрая утомляемость, рассеянное внимание и, как следствие, снижение успеваемости. В 5 а классе добавилось достаточное количество новых учеников, для которых адаптация проходит  сложнее, чем у других учащихся этого класса. Багинский Максим, Смирновская Кристина, Остафийчук Максим испытывают сложности в адаптации, что выражается в неуверенности, сомнении в своих знаниях.

              При изучении школьного курса математики, как и при строительстве любого здания, важен основательный, прочный фундамент, иначе, каким бы ни было дальнейшее строительство, здание не будет устойчивым. В то же время, и на прочном фундаменте можно возвести хлипкое сооружение. Потому пути решения проблем преемственности между отдельными ступенями школы, в том числе и в школьном курсе математики, «двусторонние»: с одной стороны, необходимо обеспечить достаточное общее и специальное математическое развитие учеников в начальных классах, а с другой, – учителю в 5 классе не отказываться от полезных организационных форм, характерных для работы учителя начальной школы, привычных для детей приемов учебной деятельности, опираться на уже сформированные знания и умения, имеющийся запас представлений, понимаемых терминов и т.д., одновременно постепенно избавляясь от «пережитков прошлого» в соответствии с повышением уровня образования школьников, с логикой развития изучаемого материала, применением имеющихся у детей знаний и умений уже на новом уровне.

                Преемственность между начальной школой и 5-м классом предполагает следующие направления:

• образовательные программы;

• организация учебного процесса;

• единые требования к учащимся;

• структура уроков в свете новых ФГОС;

• совместная методическая работа учителей начальной и основной школы;

• работа с учащимися и родителями.

              Преемственность на “практическом” уровне:

1 этап - предварительный:

1. Анализ результатов уровня ЗУН, УУД , соответствие уровня обученности каждого ученика потоку обучения;

2. Преемственность в работе с одаренными учащимися, с учащимися с особыми образовательными потребностями;

3. Ознакомление родителей с перспективами обучения учащихся в 5 классе;

2 этап - основной:

  1. Входная диагностика ЗУН, УУД показала типичные ошибки, которые допускают обучающиеся:
  • Арифметические ошибки
  • Ошибки в правилах деления и умножения натуральных чисел
  • Перевод из одних единиц вычисления в другие
  • Отсутствие навыка выстраивать числа в порядке возрастания или убывания
  • Пробелы в знаниях формул вычисления площади и периметра фигур
  • Невнимательно  прочитано задание

         С чего начать? Как бы банально это ни звучало, но начинать нужно с доведения до автоматизма вычислительных навыков. Без этого дальнейшее обучение математике становиться бессмысленным. Укажем несколько приемов развития вычислительных умений.

  • Работа по карточкам.

Применение карточек не ограничивается только таблицей умножения и только математикой. Они могут быть использованы, например, для запоминания формул сокращённого умножения, тригонометрических формул, производных функции и т.д., а также в любой другой школьной дисциплине.

  • Устный счет.

Наиболее распространена ситуация , когда учащиеся выполняют математические действия хоть и правильно, но очень медленно. Даже простейшие примеры ребята стремятся решать «в столбик». А в это время падает темп, урок утрачивает свою целостность, распадаясь на сугубо вычислительные фрагменты. Такая ситуация особенно недопустима в старших классах, так как она снижает роль математики как одной из основных дисциплин, формирующих целостное научное мировоззрение.

Следовательно, вычислительные навыки нужно тренировать.

  • Развитие речи учащихся.

Если ученик, решая задачу у доски, не может прокомментировать своё решение, то математическую подготовку этого школьника нельзя признать удовлетворительной.

Настоящее знание всегда может быть выражено словом.

Если школьник пытается объяснить решаемую задачу, то речь его часто неграмотна, путана, сбивчива. Учителю приходиться направлять ученика большим числом вспомогательных вопросов. Как оказать в таких случаях эффектную, действенную помощь?

Это не так трудно, как кажется, но и наскоком проблему не решить. Требуется кропотливая работа, которая в конечном счете приведет к нужному результату.

И начинать её следует как можно раньше, уже в начальных классах. А если ученики перешли с существенным речевыми недостатками в 5 класс, то учителю необходимо обратить серьёзное внимание на исправление этих недостатков.

Прежде всего нужно наполнить словарный запас учащихся. Ученики должны твёрдо знать название и свойства того математического объекта, с которым оперируют. Аудитория только тогда подготовлена к восприятию материала, когда она понимает термины, чертежи, схемы, знает предшествующий материал. Иначе полноценное восприятие невозможно.

Следовательно, на каждом уроке учитель должен добиваться точного и безусловного воспроизведения всеми учащимися новых терминов, формулировок определений, теорем, изученных на предыдущих уроках.

Словесная формулировка, произносимая по ходу решения задачи,- это стимулирование мыслительной деятельности учащихся, формирование у них прочных навыков математически грамотной речи.

  • Индивидуальный подход

       Ни одному ученику не должен быть скучно на уроке! А скука возникает либо из-за непонимания материала, либо из-за его чрезмерной легкости. Понятие «легко» и «сложно» относительны и зависят от уровня общего развития учащихся. Значит, каждому ученику необходимо предоставить возможность работать в том темпе, который определяется его индивидуальными особенностями.

        При изучении новой темы опытный учитель излагает материал предельно простым языком, максимально доступным всем учащимся, разбирает простейшие примеры и задачи. Но, как показывает опыт, в классе всегда найдутся учащиеся, не до конца разобравшиеся в материале. Для них учитель повторяет объяснение. А сильные учащиеся решают более сложные, нестандартные задачи по данной теме. Для таких заданий в кабинете математики целесообразно иметь систематизированную картотеку.

  • Учет пробелов в занятиях

Одним из важнейших звеньев в деятельности учителя математики является учет пробелов в знаниях учащихся. Контрольные и самостоятельные работы позволяют определить и оценить степень усвоения учащимися пройденной темы, выявить уровень математической подготовки школьников в целом. Но ни в коем случае нельзя ограничиваться только констатацией факта. Учитель – не контролер. Поэтому рекомендуется по горячим следам провести в классе анализ контрольных работ (так называемую работу над ошибками ) . Но и этого недостаточно, ибо опыт показывает, что такой анализ эффективен лишь для более или менее подготовленных учащихся, ошибки которых вызваны поверхностными факторами, например, невнимательностью. Но у слабых учеников происхождение ошибок в большинстве случаев уходит корнями в их прошлое обучение, образуя своеобразный хвост из пробелов в знаниях.

Это действительно серьезная и тяжелая проблема. Но решать ее надо начинать незамедлительно и продолжать на протяжении всего курса обучения.

  • Преодоление утомления.

          Изучение математики требует активных умственных усилий. Очень трудно поддерживать произвольное внимание учащихся на протяжении всего урока. Напряженная мыслительная деятельность, большое количество однотипных и в общем-то рутинных вычислений или алгебраических преобразований быстро утомляют школьников. Существует универсальный способ поддержания рабочего тонуса учащихся: переключение с одного вида учебной деятельности на другой.

           Не стоит путать занимательность с развлечением. Занимательная задача – это настоящая математическая задача. Только с неожиданным или, как сейчас принято говорить, нестандартным решением. Такие задачи очень полезны для развития гибкости ума, выработки навыков нешаблонного мышления, повышения интереса к предмету. В таких задачах математика предстает перед учащимися новой гранью.

                  В 5 а классе можно выделить три группы, с хорошей средней и низкой адаптацией.

            В первую группу входят дети, успешно адаптировавшиеся к учебе в среднем звене. У них хорошие, прочные базовые знания, полученные в начальной школе, которые помогают им не испытывать затруднений при решении материалов 5 класса.  

           Во вторую группу входят дети, в основном, новички, им требуется небольшая помощь учителя для обретения уверенности в себе.        Третья группа детей – имеют слабые знаний по математике, ими не усвоена таблица умножения, они допускают массу ошибок при арифметических вычислениях, задачи могут решать только при помощи учителя. Эта группа детей требует особого внимания, необходимо простроить дифференцированный подход к этим детям на уроке, работу с родителями.

            Математические знания и умения необходимы современному школьнику для продолжения обучения в других образовательных учреждениях, для изучения различных смежных с математикой дисциплин. Задача учителя состоит, прежде всего, в том, что бы научить ребёнка применять полученные знания в повседневной жизни и создать прочный фундамент для дальнейшего математического развития.  

Соблюдение принципа преемственности и систематичности в обучении математике -  залог усвоения и получения новых знаний, умений и навыков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Приёмы педагогической поддержки в становлении личности младших школьников". Выступление на педагогическом совете (из опыта работы)

С первых дней первоклассникам необходима педагогическая поддержка. Моя задача - создание условий для развития индивидуальности ребёнка, благоприятной нравственно-психологической атмосферы. Я должна ст...

Выступление на педагогическом совете "Педагогическая поддержка одаренных детей"

Данная статья раскрывает содержание различных приемов для осуществления поддержки одаренных детей....

Выступление на педагогическом совете 2019-2020 уч.год

Выступление на педагогическом совете "Игровые технологии в организации учебно-воспитательного процесса для детей, испытывающих трудности в обучении"...