Программа «Семейные ценности»
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Рудько Галина Григорьевна

Семья для ребенка - это место его рождения и становления. Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком культурном и образовательном потенциале родителей - продолжает получать не только азы, но и саму культуру всю свою жизнь. Семья - это определенный морально-психологический климат, это школа отношений с людьми. Именно в семье склады­ваются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном от­ношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости... Мудрый педагог это хорошо понимает и успешно использует в организации школьного учебно-воспитательного процесса Семейное воспитание продолжается практически всю жизнь. И даже сидя за школьной партой, ребенок мысленно связан с домом, с семьей. Учитывая все эти факторы, школе и педагогу следует тщательнее выбирать направления и формы работы с родителями. Взаимодействие школы, педагогов с родителями учащегося как раз и направлено на создание благоприятной  воспитательной среды. Установлению партнерских отношений педагогов с семьей каждого обучающегося, созданию атмосферы взаимоподдержки и общности интересов учителя, ученика и родителей способствует программа «Семейные ценности», которая позволяет скоординировать усилия администрации, учителей, социального педагога, психолога, логопеда, школьного врача в работе с родителями.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_semeynye_tsennosti.doc254.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

«Семейные ценности»

Содержание.

  1. Паспорт программы «Семейные ценности».
  2. Характеристика проблемы, на решение которой направлена программа «Семейные ценности» и условия ее реализации.

2.1.  Стратегические цели образования и воспитания;

2.2.  Система принципов семейного воспитания;

2.3.  Успешность семейного воспитания;

2.4  Направления работы

3. Формирование у родителей понимания принадлежности к школьному образовательно-воспитательному пространству.

4. Коррекционная работа.

5. План реализации программы «Семейные ценности».

5.1.  Учимся вместе;

5.2.  Содружество;

5.2.1. Познавательная деятельность;

5.2.2. Трудовая деятельность;

5.2.3. Досуговая деятельность;

5.3. Школа психологических знаний;

5.3.1.Родительские лектории;

5.3.2. Консультирование родителей;

5.3.3 Диагностика;

5.4. Семья и общество;

5.5. «Я расту»;

5.5.1. Информационный блок;

5.5.2. Практический блок;

6. Ресурсы.

Возникновение программы «Семейные ценности» обусловлено характеристикой социального паспорта школы: 27% учащихся школы – из неполных семей; 3, 6% учащихся из многодетных семей, из которых 1.3% -опекаемые.

 Социальное положение: рабочие -38.5%, служащие -42%, домохозяйки- 10.4% семей.

Образовательный уровень семей – средний 28%, средне специальный -37.2%, высший- 29.6%. Таким образом, существует необходимость организации системной  и целенаправленной работы

 по созданию единого воспитательного

 пространства в семье

 и школе для  осуществления более

 эффективного  взаимодействия

 субъектов процесса

воспитания и обучения.  

Характеристика проблемы,на решение которой направлена Программа

«СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ» и условий ее реализации.

Современное представление о человеке предполагает рассмотрение его как существа природного, социального (культурного) и экзистенционального (независимого, самосущного, свободного (О. С. Газман). Человек должен уметь быть здоровым, пройти полноценную социализацию, быть готовым жить в сложном, изменяющемся обществе, быть инициативным и конкурентоспособным, социально устойчивым и одновременно социально мобильным, социально адаптированным и готовым к преобразованию среды, к внесению в общество гуманистических ценностей. Но для этого он должен реализовать, воплотить то своеобразное, что в нем заложено, персонифицироваться.

Образовательная программа МБОУ СШ № 31 с углубленным изучением предметов художественно- эстетического профиля определяет

стратегические цели образования:

                 

        

 Для успешной реализации стратегических целей необходимо организовать тесное сотрудничество школы и семьи.

Семья для ребенка - это место его рождения и становления. Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком культурном и образовательном потенциале родителей - продолжает получать не только азы, но и саму культуру всю свою жизнь. Семья - это определенный морально-психологический климат, это школа отношений с людьми. Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости... Мудрый педагог это хорошо понимает и успешно использует в организации школьного учебно-воспитательного процесса.

Если в семье нет должной гармонии чувств, если ребенок подвержен влиянию безнравственной атмосферы, буйных, а нередко низменных страстей, эмоционально отрицательных проявлений в отношении к нему самому, то нередко в таких семьях семейное воспитание становится неблагоприятным фактором формирования личности.

Другой особенностью семейного воспитания является тот факт, что семья представляет собой разновозрастную социальную группу: в ней есть представители: двух, трех, а иногда и четырех поколений. А это значит - различные ценностные ориентации, различные критерии оценок жизненных явлений, различные идеалы, точки зрения, убеждения... Это разные, в чем-то схожие, в чем-то прямо противоположные, жизненные позиции. И, несмотря на этот клубок противоречий,

все члены семьи садятся за один

обеденный стол, вместе отдыхают, ведут домашнее хозяйство, устраивают праздники, создают определенные семейные традиции, вступают в самые различные по характеру взаимоотношения...

Еще одной особенностью семейного воспитания является то, что оно органично сливается со всей жизнедеятельностью растущего человека: в семье ребенок включается во все жизненно важные виды деятельности - интеллектуально-познавательную, трудовую, общественную, художественно-творческую, игровую, свободного общения. Причем проходит все этапы ее: от элементарных попыток действий (взять в руки ложку, вбить гвоздь, нарисовать человечка, помочь маме...) до сложнейших социально и личностно значимых форм поведения.

Семейное воспитание имеет также широкий временной диапазон воздействия: оно продолжается всю жизнь человека, происходит в любое время суток, в любое время года... Его благотворное (либо неблаготворное) влияние человек испытывает даже тогда, когда он вне дома: в школе, на работе, на отдыхе в другом юроде, в служебной командировке... И хороший учитель всегда помнит о том, что его ученик, сидящий за школьной партой, мысленно и чувственно связан с домом, с семьей, со множеством волнующих его проблем. 

Однако семья таит в себе и определенные сложности, противоречия и недостатки воспитательного воздействия. Так, наиболее распространенными негативными факторами семейного воспитания, которые приходится учитывать в учебно-воспитательном процессе, следует считать такие:

неадекватное воздействие факторов материального порядка: избыток (либо недостаток) вещей, приоритет материального благополучия над реализацией духовных потребностей растущего человека, дисгармония материальных потребностей и возможностей их удовлетворения, избалованность и изнеженность, безнравственность и противоправность семейной экономики;

    бездуховность родителей, отсутствие стремления к духовному развитию

 детей;

     авторитаризм либо крайний либерализм, безнаказанность и   всепрощенчество;

     наличие аморального стиля и тона отношений в семье;  

    отсутствие нормального психологического климата в семье;

    фанатизм в любых его проявлениях (религиозный, политический, музыкальный, спортивный, страсть к накопительству денег и вещей и т. п.);

  безграмотность в психолого-педагогическом отношении (отсутствие целенаправленности воспитания, беспринципность, противоречивость в применении методов воспитания,    физические наказания, причинение детям тяжелых нравственных страданий...); 

        противоправное поведение взрослых и т. д.

Исходя из специфики семьи как фактора развития и воспитания личности ребенка (его позитивных и негативных сторон),  должна быть выстроена система принципов семейного воспитания, которую классный руководитель активно проводит  в  воспитательной работе с родителями:

          дети должны расти и воспитываться в атмосфере доброжелательности, любви и   счастья;

        родители должны понять и принять своего ребенка таким, каков он есть, и  способствовать развитию в нем лучшего;

         воспитательные воздействия должны строиться с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей;

          диалектическое единство искреннего, глубокого уважения к личности и высокой требовательности к ней должно быть положено в основу системы семейного воспитания;

                      личность самих родителей - идеальная модель для подражания детей;

         воспитание должно строиться с опорой на положительное в растущем человеке;

Эти принципы могут быть расширены, дополнены, видоизменены... И пронизаны гуманистической идеей о наивысшей ценности ребенка.

Успешность семейного воспитания проявляется в индивидуальном развитии ребенка:

  его физической культуры;

культуры общения с близкими     людьми;

 культуры домохозяйства и быта;

 культуры труда и досуга;

 культуры адекватного поролевого      поведения;

культуры общения;

 культуры самоорганизации.

По сути своей семейное воспитание продолжается практически всю жизнь. И даже сидя за школьной партой, ребенок мысленно связан с домом, с семьей. 

Учитывая все эти факторы, школе и педагогу следует тщательнее выбирать направления и формы работы с родителями. Взаимодействие школы, педагогов с родителями учащегося как раз и направлено на создание благоприятной  воспитательной среды. Установлению партнерских отношений педагогов с семьей каждого обучающегося, созданию атмосферы взаимоподдержки и общности интересов учителя, ученика и родителей способствует программа «Семейные ценности», которая позволяет скоординировать усилия администрации, учителей, социального педагога, психолога, логопеда, школьного врача в работе с родителями.

Смысл педагогического взаимодействия семьи и школы заключается в создании условий для нормальной жизни ребенка (комфортной, радостной, счастливой), для развития его индивидуальности в общем доме «школа-семья». 

Это взаимодействие осуществляется по следующим направлениям:

  1. Просвещение родителей по вопросам психологии и педагогики.

К психолого- педагогическому просвещению привлекаются специалисты разных направлений: врачи, юристы, психологи, представители различных общественных организаций, социальные педагоги, учителя – предметники, классные руководители. Психолого- педагогическое просвещение родителей носит ярко выраженный опережающий характер. К примеру, поздно говорить родителям о подростковом возрасте, когда подростковый возраст уже наступил и принес свои проблемы.

  Для того чтобы психолого – педагогическое просвещение родителей вызывало у них интерес, классный руководитель не только предлагает темы для обсуждения, но и учитывает предложения и пожелания родителей при выборе тем для обсуждения. 

Приглашая специалистов для просвещения, классный руководитель учитывает то, что от компетентности, эрудиции, коммуникабельности

этих людей зависит в будущем степень доверия родителей классному руководителю.

Демонстрация видеоматериалов,  слайдов, различного рода статистический материал делают просвещение родителей по вопросам педагогики и психологии наглядным, убедительным и достоверным.

Примерные темы для совместного обсуждения и просвещения родителей:

Основы построения общения с ребенком

 Средства массовой информации в жизни ребенка и его семьи

Традиции и обычаи семьи в воспитании нравственности

Книга в жизни семьи и ребенка

Взаимоотношения взрослых в семье – пример для подражания

Праздники в доме. Какими им быть?

Радости и горести материнства и отцовства

Как предотвратить проблемы в воспитании собственных детей

Дружба в жизни старших и младших членов семьи

Права и обязанности ребенка в семье

Связь поколений и ее значение в воспитании детей

Конфликты в семье и искусство их преодоления

2.  Формирование у родителей понимания     принадлежности к  школьному образовательно- воспитательному пространству.

     В школе разработана стратегия формирования у родителей и учащихся культуры принадлежности к образовательно- воспитательному пространству школы.

     Классные руководители знакомят родителей с традициями школы, ее историей, достижениями в обучении и воспитании учащихся, с учителями. Вхождение родителей в единое школьное пространство начинается ежегодно с традиционной экскурсии по школьному зданию. Такие встречи помогают родителям оценить изменения в оформлении школы, узнать о достигнутых школой успехах за учебный год, познакомиться с проблемами, которые требуют решения с участием родителей. 

     Родительский коллектив знакомят с планом учебно- воспитательного процесса. В планировании уделяется большое внимание участию самих родителей во всех мероприятиях. Родители вместе с детьми посещают театры и музеи, экскурсии, походы, поездки, семейные праздники и классные часы и т.д.

Родители привлекаются к кружковой,  творческой и практической работе.

Тематика встреч с родителями строится в рамках формирования культуры принадлежности к образовательному пространству школы:

  • Экскурсия – знакомство со школой и школьными службами
  • Встреча с администрацией учебного заведения и социально- психологическими службами
  • Встреча родителей «Традиции класса, которым быть»
  • Презентация классного журнала «Новости школьных уроков»
  • Знакомство родителей учащихся со школьной книгой рекордов и достижений
  • Организация и проведение родительских уроков
  • Участие в общешкольной родительской конференции «Есть проблема – есть решение»
  • «День открытых дверей в классе» - демонстрация достижений учащихся, родителей и педагога коллективу педагогов школы
  • Выпуск собственной родительской газеты силами родителей и детей

  1. Коррекционная работа.

Главным назначением коррекционной работы является оказание родителям психолого- педагогической помощи и поддержки в решении проблемных ситуаций семейного воспитания. К таким проблемным ситуациям относятся кризисы адаптации к школьному обучению, раннее половое созревание детей, нестабильность положения ребенка в семье, потеря родителей или близких людей, развод родителей.

Коррекционная работа предполагает и организацию мероприятий по профилактике вредных привычек (курение, токсикомания, наркомания). Классный руководитель

серьезно и настойчиво готовит родителей к осознанию значимости проблем, существующих в обществе и прогнозированию ситуаций в воспитании собственных детей.

Индивидуальная коррекционная работа направлена и на работу с семьей, в которой растут одаренные дети. Задача классного руководителя и школы в целом – создать условия для максимального развития таланта и способностей такого ребенка, с одной стороны, сохранение его душевного спокойствия и комфортного положения в коллективе,  с другой стороны.

В коррекционных действиях классного руководителя и школы не в меньшей степени нуждаются неблагополучные семьи и семьи, где ребенка воспитывает один из супругов или бабушка и дедушка. К таким семьям проявляется повышенное внимание со стороны школьной администрации и социально- психологических служб.

Данные направления совместной деятельности классного руководителя, школы и семьи  будут эффективны тогда, когда используются активные формы взаимодействия. 

Наряду с общепринятыми формами взаимодействия, такими как родительские собрания, индивидуальные консультации, беседы, посещения на дому, классными руководителями используются и конференции, родительские клубы, родительские площадки и т.д. Конференции проводятся или как обмен опытом по воспитанию детей или как обмен мнением по определенной проблеме. Предметами обсуждения становятся документы по реформированию школьного образования, результаты организации сотрудничества семьи и школы, нравственные и эстетические аспекты организации школьных и семейных праздников и многое другое.

Хорошие эффекты дают встречи родителей или родительских комитетов с победителями интеллектуальных марафонов, участниками олимпиад, призерами различных соревнований, конкурсов. Это огромный стимул как для учащихся, так и для родителей и дальнейшего сотрудничества.

Хорошей традицией в школе стали встречи поколений, которые проводят в честь праздника Победы, Дня пожилого человека, акции милосердия. На этих встречах рядом находятся бабушки и дедушки, внуки и правнуки, отцы и матери: одним есть что вспомнить, другим есть что узнать от старшего поколения. Такие встречи позволяют изменить многое в общении детей и родителей, повлиять на взаимоотношения взрослых и детей в лучшую сторону.

Интерес к общему увлечению детей и родителей, общий интерес к пониманию одной проблемы, интерес к изучению литературы по проблемам воспитания и многое другое удовлетворяется в родительских клубах.

Такие клубы сплачивают родителей, позволяют развивать собственную наблюдательность в воспитании детей, формируют родительскую адекватность самооценки, критичность во взглядах на собственное воспитание. Как показывает практика, в последнее время  в силу сложившейся в обществе ситуации, связанной с разгулом наркомании и токсикомании, родители хотят как можно больше знать о данной проблеме, быть просвещенным в данном вопросе. Неформальная обстановка занятий в клубе, привлечение специалистов, просмотр видеоматериалов помогают сделать работу клуба полезной и  необходимой в жизни школы.

Интересной формой работы с родителями, на наш взгляд, являются родительские вечера. Это праздники общения с родителями друга своего ребенка, воспоминаний собственного детства и детства своего ребенка, поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь.

Темы родительских вечеров самые разнообразные

Год рождения ребенка :  каким он был первый год?

    Друзья моего ребенка

     Праздники нашей семьи

    «Можно» и «нельзя» в нашей семье

День рождения нашей семьи. Как мы его    празднуем?

Песни, которые пели мы в своем детстве, и песни сегодняшнего дня

Вопросы детей, которые ставят взрослых в тупик

Как научиться говорить спасибо своему ребенку

 На таких вечерах родители не только высказывают свое мнение, но и слышат нечто полезное для себя в рассуждениях других. Как показывает практика, родители на таких вечерах достаточно откровенно говорят о своих проблемах, спрашивают совет, предлагают помощь и поддержку тем, кто в них нуждается. Родительские вечера сближают семьи, позволяют увидеть взрослых и детей в ином свете, помогают преодолеть недоверие и враждебность во взаимоотношениях детей и взрослых.

                                        ПЛАН  РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОГРАММЫ «СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ».

Задачи

Методы

Мероприятия

Сроки

Ответственные

  1. Учимся вместе

Привлечение родителей к учебно-воспитательному процессу в целях предупреждения неуспеваемости школьников.

Совершенствование организации учебно-воспитательного процесса.

Обеспечение взаимодействия школы с родителями в работе над школьными инновациями.

Повышение уровня правовых знаний родителей

в контексте организации

учебно-воспитательного

процесса.

Беседы.

Анализ недостатков

учебно-воспита-тельного процесса

школы

Согласование содержательных линий концепции развития школы.

Информирование родителей о содержании нормативно-правовых доку-ментов, регламен-тирующих учебно-воспита-тельный процесс

Индивидуальные беседы классных руководителей, заместителей директора школы по учебно-воспитательной работе с родителями слабоуспевающих учащихся.

Расширенное заседание общешкольного родительского комитета с повесткой дня: «Качество образования. Результаты единого государственного экзамена, государственной (итоговой) аттестации учащихся 9, 11-х классов».

Заседание общешкольного родительского комитета с повесткой дня: «Семья и школа: воспитание ответственной личности».

Родительские собрания по классам с целью ознакомления с Законом  РФ «Об образовании»,  Уставом школы, Положением о промежуточной аттестации, Положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников 9. 11-х классов, нормативно-правовыми документами, регламентирующими организацию и проведение

ЕГЭ

В течение го-

да

Сентябрь

Ноябрь

Сентябрь,

октябрь,

январь,

февраль,

март

Зам.директора  поУВР

Директор

Зам. директора по НМР

Зам.директора по УВР,

Кл. руководители

II. Содружество

Сотрудничество и расширение поля позитивного общения в семье, реализация планов по организации и проведению совместных дел родителей и детей

ктд

Познавательная деятельность:

Брейн-ринг  «Великий и могучий русский язык», «Царица математика».

В течение года

Учителя- предметники

             ктд

            ктд

Выпуск предметных газет.

Смотр знаний и творчества.

В течение года

Март, май

Учителя-предметники

Кл. руководители

Трудовая деятельность:

Зав. кабинетами

Метод проектов

Оформление кабинетов.

В течение года

ктд

Участие в смотре-конкурсе на лучший кабинет.

Комплектование классных библиотек.

Сентябрь

В течение года

Родительский комитет

Метод проектов

Трудовые десанты и работа летних трудовых бригад.

Май

Родительский комитет

Игра

Выставка «Мир увлечений».

Ноябрь

Родительский комитет

Досуговая деятельность:

            Игра

           Игра

Конкурс на лучшую поделку из природного материала.

Утренник «Здравствуй, Новый год!»

Октябрь

Декабрь

Кл. руководители

Кл. руководители, родительский комитет

ктд

Конкурсно-игровая программа «Наши мамы лучше всех!», «Папа может все, что угодно!»

Март

Февраль

Кл. руководители

Игра

Театрализованное представление «Прощание с Букварем»

Апрель

Кл. руководители, родительский комитет

ктд

Защита проектов «Наше будущее»

Май

Кл. руководители

ктд

Праздник «Здравствуй, лето!»

Июнь

Родительский комитет

Игра

Шоу-представление «Мисс Золотая осень»

Октябрь

Педагог-организатор

ктд

Школьная спартакиада

Ноябрь

Учителя физкультуры

ктд

Новогодний бал-маскарад «Маска, откройся»

Декабрь

Педагог-организатор

ктд

Рождественские посиделки

Январь

Педагог- организатор

ктд

Спортивные соревнования «Папа, мама, я - спортивная семья»

Февраль

Родительский

комитет

ктд

Театрализованное        представление «Здравствуй, школа!»

Сентябрь

Замдиректора по ВР

ктд

День самоуправления

Октябрь

Замдиректора по ВР

ктд

Новогодний бал-маскарад

Декабрь

Замдиректора по ВР

ктд

Встреча с выпускниками школы

Февраль

Замдиректора по ВР

ктд

Праздник «Последний звонок»

Май

Замдиректора по ВР

ктд

Выпускной вечер «Прощай, школа!»

Июнь

Замдиректора по ВР

III. Школа психологических знаний

Повышение уровня психологических  знаний в вопросе развития и воспитания детей

Работа направлена на обеспечение позитивных взаимоотношений между ребенком и родителями в семье через установление взаимопонимания между ними (осознание границ между миром ребенка и пониманием его взрослыми, активизация коммуникативных навыков взаимодействия с личностью ребенка, исходя из ролевых позиции по Э.Берну).

Лекции

Консультации

Тестирование

Психологические площадки

Родительский лекторий:

* Адаптационный период первоклассника. Роль семьи в адаптационный период.

*Проблемы состояния психической дезадаптации учащихся.

*Особенности психологии учащихся  1-4 класса

*Источники и механизмы школьной дезадаптации.

*Психологические и психофизиологические особенности подростка.

*Проблемы межличностных отношений в подростковом возрасте.

* Особенности психологии старшего подросткового возраста.

*Поведение учащихся старшего возраста. *Особенности юношеской психологии.

Консультирование родителей:

*Оказание помощи детям в конфликтных ситуациях.

*Консультирование родителей по итогам диагностики.

Диагностика

  • Выявление особенностей семейного воспитания, изучение детско-родительских отношений

«Разговор с Личностью ребенка».

«Признание личности ребенка».

«Мы и они».

 «Почему дети лгут?»

«Становление агрессивного поведения».

Сентябрь

Январь

Декабрь

Октябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Февраль

Март

В течение года

В течение года

В течение года

В течение года

Педагог-психолог

Педагог-психолог

Педагог-психолог

Педагог -психолог

IV. Семья и общество

Оздоровление атмосферы семейного воспитания.

Диагностика

Диагностика

Диагностика

* Выявление и учет семей групп социального риска.

* Изучение и диагностика характера семейного неблагополучия.

* Оказание необходимой социально-правовой и социально-педагогической помощи семье.

Сентябрь

Сентябрь

В течение года

Социальный педагог

Социальный педагог

Социальный педагог

Повышение уровня социально-правовых знаний родителей.

Лекция

Лекция

Беседа

Беседа

* Знакомство с уголовным, административным, семейным кодексами.

* Декларация прав ребенка. Конвенция о правах ребенка.

* Право на рост и развитие в благоприятной обстановке.

* Право на любовь и понимание. Право на защиту от пренебрежительного отношения, жестокости и эксплуатации.

Ноябрь

Октябрь

Декабрь

Февраль

ИДИ

Социальный педагог

Социальный педагог

Социальный педагог

Восстановление воспитательного потенциала

семьи.

Лекция

Беседа

Беседа

* Роли родителей и детей в семье.

* Безопасность ребенка дома. Алгоритм действий ребенка в экстремальной ситуации в доме. Надежность жилища как фактор, повышающий безопасность детей.

* Безопасность вне дома:

- ребенок на улице. Места повышенного риска. Информированность и анализ мест пребывания и маршрутов вашего ребенка;

- безопасность детей и подростков в компании сверстников, случайная компания.

Апрель

Апрель

Май

Социальный педагог

Социальный педагог

Социальный педагог

Профилактика и предупреждение правонарушений, поддержка законопослушного поведения несовершеннолетних.

Родительский патруль

  • Участие в охране общественного порядка совместно с сотрудниками ИДН на улицах, в подъездах жилых домов и других общественных местах, а также в поддержании порядка во время проведения различных мероприятий.
  • Участие в пресечении антиобщественных действий несовершеннолетних.
  •  Оказание неотложной помощи детям, пострадавшим в результате несчастных случаев или правонарушений.

По графику

Постоянно

Постоянно

Социальный педагог

Кл. руководители

Кл. руководители

Осуществление дополнительных услуг по воспитанию детей, оказавшихся в сложном социальном  и психолого-педагогическом положении.

Беседа

Лекция

Консультация

Беседа

  • Службы оказания помощи. Порядок обращения за правовой помощью.
  • Если ваш ребенок совершил правонарушение. Степень наказания и необходимость поддержки.  Как не допустить повторения.
  • Что делать, если ваш ребенок стал жертвой преступления.
  • Семья  как источник насилия. Последствия для детей.

Сентябрь

Ноябрь

Январь

Март

Социальный  педагог

Социальный педагог

Социальный педагог

Социальный педагог

Предотвращение  случаев безнадзорности и

беспризорности несовершеннолетних

Родительский и педагогический патруль

Диагностика

  • Проведение рейдов по выявлению безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних школы.
  • Выявление лиц, вовлекающих несовершеннолетних в преступную и антиобщественную деятельность, допускающих жестокость, садистские проявления в отношении  несовер-шеннолетних

1 раз в месяц

Постоянно

Кл. руководители

        

V Я расту

Пропаганда здорового образа жизни среди родителей.

Совершенствование учебно-воспитательного процесса с целью сохранения и укрепления здоровья детей в образовательном учреждении

Лекция

Лекция

Лекция

Лекция

Лекция

Конференция

Диагностика

и коррекция работы

Информационный блок:

  • Для чего нужно хорошее здоровье ученику и взрослому человеку (Родители 1 - 4-х классов.)
  • Что такое физическое здоровье и основные способы его сохранения и укрепления? (Родители 1-8-х классов.)
  • Что такое психическое здоровье и способы его сохранения? (Родители 5-11-х классов)
  •  Что такое нравственное здоровье и как оно формируется? (Родители 5-11-х классов.)
  • Что такое здоровый образ жизни и как он формируется? (Родители 1-11-х классов.)
  • «Моя  школа - школа здоровья  и развития».

Практический блок:

  • День  диагностики,   регулирования, коррекции (ДРК).
  •  Здоровье ученика в режиме дня школы (ДРК).
  • Дозирование домашнего задания (ДРК).
  • Создание комфортных условий для  ученика и учителя в школе (ДРК).
  • Правильное питание - залог хорошего здоровья (ДРК)

Сентябрь

Октябрь

Январь

Февраль

Март

Ноябрь

В течение года

Школьный врач

Школьный врач

Школьный врач

Школьный врач

Школьный врач

Директор

Замдиректора поУВР

Для осуществления данной деятельности в рамках проблемного поля программы школа обладает соответствующими ресурсами:

   кадровый потенциал: 35% педагогов  имеют высшую категорию,   36% - первую квалификационную категорию, 22% - вторую квалификационную категорию, 4 человек награждены нагрудным знаком «Почетный работник МО РФ», 1 педагог – кандидат педагогических наук; В школе существует эффективная система повышения квалификации педагогических кадров.

Школа активно сотрудничает с социумом:  Нижневартовский государственный гуманитарный университет, Омский технологический институт, детские школы искусств  № 1 и № 2, центр социальной помощи семье и детям «Кардея». Материально-техническое обеспечение соответствует современным требованиям, предъявляемым в условиях введения государственного образовательного стандарта базового и профильного уровней; кроме традиционных средств,  школа оснащена информационно-коммуникационными средствами, экранно-звуковыми пособиями, имеет учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование; для эффективного  преподавания учебные кабинеты обеспечены специальной справочно-информационной литературой; электронные носители  представлены видео- и аудиоматериалами, электронными изданиями энциклопедий, элективными мультимедиа-курсами, многофункциональными интерактивными тестовыми заданиями, библиотекой электронных наглядных пособий, которыми пользуются учащиеся в учебных кабинетах,  лабораториях и школьном медиа-центре; школа имеет современные учебные лаборатории, аудитории для лекционных занятий; кабинеты для проведения занятий по профильным курсам русской словесности, истории, эстетики, вокалу, театральную студию, кабинеты хореографии, специализированный кабинет живописи; оборудованы зоны для самостоятельной и исследовательской деятельности учащихся в рамках предпрофильной подготовки и профильного обучения.

Дополнительное образование: в                 школе работают более 20 кружков, студий и других объединений дополнительного образования детей: две вокальные студии, театральная студия, студии хореографии и современного танца, оркестр народных инструментов и многие другие. Всего в объединениях дополнительного образования школы занимаются более 500 учащихся.

Система предпрофильной подготовки и профильного обучения: в 9-х классах осуществляется преподавание краткосрочных и среднесрочных элективных курсов по профильным направлениям с учетом принципа «избыточного выбора»; старшая школа реализует естественно- научное, гуманитарно- эстетическое, социально- историческое направления профилизации.

Важными слагаемыми, обеспечивающими успешность работы школы являются:

Системный подход к анализу и планированию деятельности школы;

Успешная работа педагогического коллектива в течение 2000-2005 года над реализацией программы развития «Формирование личности, готовой к самореализации в условиях динамично развивающейся школы с углубленным изучением предметов художественно-эстетического профиля»;

Успешная работа долгосрочного психолого-педагогического семинара ««Философско-методологическая подготовка учителя»;

МОНИТОРИНГ ДЕТСКО - РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ

                      (в рамках реализации программы «Семейные ценности»)

Критерии

Используемые методики и способы

Цели исследования

Участники

Семейные роли, их значимость

Недописанный тезис: ребенок - это.... семья-это... быть родителем...

Оказать помощь
родителям и детям в осознании своих ролей в семье, подготовка материалов к родительскому собранию

Родители и дети

выборочно

Знания родителей
о возрастных особенностях своих детей; определение
пробелов  в знаниях               о семейной педагогике  и психологии

* Анкета «Что мешает вашему ребенку успешно учиться»

* Анкета «Духовный мир семьи»

* Анкета «Я и мой ребенок»

* Анкета «Семейный микроклимат»

Оказать помощь
родителям в осознании необходимости самообразования по проблемам семейного воспитания;
подготовка материалов для классных родительских собраний - практикумов «Легко ли быть родителем»

Родители. В классах

Проводят классные

руководители

Первые познания родителей о том, что надо знать и уметь в вопросах воспитания, ребенка

Тест         «Какой я родитель?»

- создать силами родителей «портрет», соответствующий званию РОДИТЕЛЬ; наработать рекомендации для родителей школы силами родителей

Родители

для проведения

практикумов

Роль отца в семье

Опросник   «Жизненная ситуация»

- оказать помощь отцам в осознании его важности быть примером для своих детей (практикум);

- подготовить родительское собрание «Роль отца в воспитании родителей»

Отцы для проведения практикумов

Стиль

родительского

поведения

Анкета «Стиль родительского поведения» (автор С. Степанов)

определить собственный стиль поведения; научиться решать проблемы;

подготовить информационный справочник «Что нужно знать о подростке?»________

Родители

Роль родительской любви в воспитании детей

Незаконченное

предложение:

за    что    я    люблю своего папу; за    что    я    люблю свою маму

выявить уровень
значимости родительской любви в жизни ребенка на
различных возрастных  уровнях;

- подготовить материалы для родительского собрания «Родительская любовь»

Учащиеся 2-11

классов (выборочно) .

Ожидаемые результаты.

Ожидаемый результат

Механизм достижения

Отработка механизма изучения семьи, её социальных особенностей и образовательных потребностей

Организация проведения исследований для создания банка проблем семейного воспитания

Создание пакета диагностического материала по изучению семьи

Удовлетворение образовательных потребностей семьи, путем расширения сети дополнительных образовательных услуг

Создание в условиях школы с углубленным изучением предметов художественно-эстетического профиля школы, активно ведущей инновационную, экспериментальную работу, расширенной сети платных образовательных услуг

Разработка форм и методов включения родителей в разнообразные виды деятельности, способствующие формированию готовности к сотрудничеству, к созидательной деятельности и соответствующие склонностям, интересам, способностям и индивидуальным особенностям родителей.

Изменение формы общения классного руководителя с родителями; осуществление общения через родительские клубы, конференции, психологические площадки и, безусловно, реализация процесса индивидуального общения управляемого и управляющего;

Повышение качества уровня работы с семьей

Развитие знаний и навыков классных руководителей по формам, методам и приемам работы с родителями (обеспечение психологической защищенности детей).

Оказание практической и методической помощи классным руководителям, председателям родительских комитетов классов по организации и проведению родительских лекториев, практикумов.

Освоение родителями конкретных психолого-педагогических умений

Создать условия для самообразования родителей.

Организация систематического обучения родителей воспитанию     детей     и     навыкам     жизни     в     семье, способствующим улучшению жизни всех членов семьи.

Сочетание         спонтанных,         неформальных        и организованных             официальных             консультаций, инструктажей по воспитанию детей.  Участие в них в равной   степени   родственников   и   друзей,    а   также профессионалов,     работающих     в     соответствующих детских учреждениях.

Официальная или неофициальная передача родителям знаний   о   воспитании   детей   с   целью   обогащения   и укрепления   семейного   образа  

        

Программа «СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семья. Семейные ценности. ОРКСЭ 5 класс

Конспект урока по теме "Семья. Семейные ценности" по основам мировых религиозных культур в 5 классе...

Программа внеурочной деятельности "Семейные ценности"

Основной целью программы является создание условий для формирования отношений в семье как к высшей ценности человека, пропаганда духовно-нравственных семейных традиций и базовых ценностей, социальная ...

Классный час "Семья и семейные ценности" Программа духовно-нравственного воспитания.

Материал может быть использован классными руководителями и учителями, преподающие ОРКСЭ....

Педагогическая мастерская «Семья и семейные традиции. Роль семейных ценностей в жизни человека» занятие для детей 1-3 классов

Актуальность данной темы обусловлена тем, что семья играет важную роль в жизни каждого человека и общества в целом. В младшем школьном возрасте происходит формирование культурно-ценностных ориен...

План-конспект урока по ОРКСЭ "Ценность родства и семейные ценности"

План-конспект урока включает в себя этапы:1. Организационный блок. 2. Информационный блок. 3. Аналитический блок. 4. Рефлексивный блок. 5. Оценочный блок....

Формирование у обучающихся 1 класса по системе Л. В. Занкова ценностных представлений об институте семьи, о семейных ценностях, традициях, культуре семейной жизни

Как развивать ценностные представления об институте семьи,  о семейных ценностях и культуре семейной жизни...

Конспект занятия по формированию фамилистических ценностей на тему :"Семья и семейные ценности" (1 класс)

Цель: воспитание чувств любви и гордости к своей семье, уважение к родителям, развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям.Задачи:1. познакомить учащихся с основными трад...