Программа «Семейные ценности»
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)
Семья для ребенка - это место его рождения и становления. Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком культурном и образовательном потенциале родителей - продолжает получать не только азы, но и саму культуру всю свою жизнь. Семья - это определенный морально-психологический климат, это школа отношений с людьми. Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости... Мудрый педагог это хорошо понимает и успешно использует в организации школьного учебно-воспитательного процесса Семейное воспитание продолжается практически всю жизнь. И даже сидя за школьной партой, ребенок мысленно связан с домом, с семьей. Учитывая все эти факторы, школе и педагогу следует тщательнее выбирать направления и формы работы с родителями. Взаимодействие школы, педагогов с родителями учащегося как раз и направлено на создание благоприятной воспитательной среды. Установлению партнерских отношений педагогов с семьей каждого обучающегося, созданию атмосферы взаимоподдержки и общности интересов учителя, ученика и родителей способствует программа «Семейные ценности», которая позволяет скоординировать усилия администрации, учителей, социального педагога, психолога, логопеда, школьного врача в работе с родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_semeynye_tsennosti.doc | 254.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
«Семейные ценности»
Содержание.
- Паспорт программы «Семейные ценности».
- Характеристика проблемы, на решение которой направлена программа «Семейные ценности» и условия ее реализации.
2.1. Стратегические цели образования и воспитания;
2.2. Система принципов семейного воспитания;
2.3. Успешность семейного воспитания;
2.4 Направления работы
3. Формирование у родителей понимания принадлежности к школьному образовательно-воспитательному пространству.
4. Коррекционная работа.
5. План реализации программы «Семейные ценности».
5.1. Учимся вместе;
5.2. Содружество;
5.2.1. Познавательная деятельность;
5.2.2. Трудовая деятельность;
5.2.3. Досуговая деятельность;
5.3. Школа психологических знаний;
5.3.1.Родительские лектории;
5.3.2. Консультирование родителей;
5.3.3 Диагностика;
5.4. Семья и общество;
5.5. «Я расту»;
5.5.1. Информационный блок;
5.5.2. Практический блок;
6. Ресурсы.
Возникновение программы «Семейные ценности» обусловлено характеристикой социального паспорта школы: 27% учащихся школы – из неполных семей; 3, 6% учащихся из многодетных семей, из которых 1.3% -опекаемые.
Социальное положение: рабочие -38.5%, служащие -42%, домохозяйки- 10.4% семей.
Образовательный уровень семей – средний 28%, средне специальный -37.2%, высший- 29.6%. Таким образом, существует необходимость организации системной и целенаправленной работы
по созданию единого воспитательного
пространства в семье
и школе для осуществления более
эффективного взаимодействия
субъектов процесса
воспитания и обучения.
Характеристика проблемы,на решение которой направлена Программа
«СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ» и условий ее реализации.
Современное представление о человеке предполагает рассмотрение его как существа природного, социального (культурного) и экзистенционального (независимого, самосущного, свободного (О. С. Газман). Человек должен уметь быть здоровым, пройти полноценную социализацию, быть готовым жить в сложном, изменяющемся обществе, быть инициативным и конкурентоспособным, социально устойчивым и одновременно социально мобильным, социально адаптированным и готовым к преобразованию среды, к внесению в общество гуманистических ценностей. Но для этого он должен реализовать, воплотить то своеобразное, что в нем заложено, персонифицироваться.
Образовательная программа МБОУ СШ № 31 с углубленным изучением предметов художественно- эстетического профиля определяет
стратегические цели образования:
Для успешной реализации стратегических целей необходимо организовать тесное сотрудничество школы и семьи.
Семья для ребенка - это место его рождения и становления. Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком культурном и образовательном потенциале родителей - продолжает получать не только азы, но и саму культуру всю свою жизнь. Семья - это определенный морально-психологический климат, это школа отношений с людьми. Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости... Мудрый педагог это хорошо понимает и успешно использует в организации школьного учебно-воспитательного процесса.
Если в семье нет должной гармонии чувств, если ребенок подвержен влиянию безнравственной атмосферы, буйных, а нередко низменных страстей, эмоционально отрицательных проявлений в отношении к нему самому, то нередко в таких семьях семейное воспитание становится неблагоприятным фактором формирования личности.
Другой особенностью семейного воспитания является тот факт, что семья представляет собой разновозрастную социальную группу: в ней есть представители: двух, трех, а иногда и четырех поколений. А это значит - различные ценностные ориентации, различные критерии оценок жизненных явлений, различные идеалы, точки зрения, убеждения... Это разные, в чем-то схожие, в чем-то прямо противоположные, жизненные позиции. И, несмотря на этот клубок противоречий,
все члены семьи садятся за один
обеденный стол, вместе отдыхают, ведут домашнее хозяйство, устраивают праздники, создают определенные семейные традиции, вступают в самые различные по характеру взаимоотношения...
Еще одной особенностью семейного воспитания является то, что оно органично сливается со всей жизнедеятельностью растущего человека: в семье ребенок включается во все жизненно важные виды деятельности - интеллектуально-познавательную, трудовую, общественную, художественно-творческую, игровую, свободного общения. Причем проходит все этапы ее: от элементарных попыток действий (взять в руки ложку, вбить гвоздь, нарисовать человечка, помочь маме...) до сложнейших социально и личностно значимых форм поведения.
Семейное воспитание имеет также широкий временной диапазон воздействия: оно продолжается всю жизнь человека, происходит в любое время суток, в любое время года... Его благотворное (либо неблаготворное) влияние человек испытывает даже тогда, когда он вне дома: в школе, на работе, на отдыхе в другом юроде, в служебной командировке... И хороший учитель всегда помнит о том, что его ученик, сидящий за школьной партой, мысленно и чувственно связан с домом, с семьей, со множеством волнующих его проблем.
Однако семья таит в себе и определенные сложности, противоречия и недостатки воспитательного воздействия. Так, наиболее распространенными негативными факторами семейного воспитания, которые приходится учитывать в учебно-воспитательном процессе, следует считать такие:
неадекватное воздействие факторов материального порядка: избыток (либо недостаток) вещей, приоритет материального благополучия над реализацией духовных потребностей растущего человека, дисгармония материальных потребностей и возможностей их удовлетворения, избалованность и изнеженность, безнравственность и противоправность семейной экономики;
бездуховность родителей, отсутствие стремления к духовному развитию
детей;
авторитаризм либо крайний либерализм, безнаказанность и всепрощенчество;
наличие аморального стиля и тона отношений в семье;
отсутствие нормального психологического климата в семье;
фанатизм в любых его проявлениях (религиозный, политический, музыкальный, спортивный, страсть к накопительству денег и вещей и т. п.);
безграмотность в психолого-педагогическом отношении (отсутствие целенаправленности воспитания, беспринципность, противоречивость в применении методов воспитания, физические наказания, причинение детям тяжелых нравственных страданий...);
противоправное поведение взрослых и т. д.
Исходя из специфики семьи как фактора развития и воспитания личности ребенка (его позитивных и негативных сторон), должна быть выстроена система принципов семейного воспитания, которую классный руководитель активно проводит в воспитательной работе с родителями:
дети должны расти и воспитываться в атмосфере доброжелательности, любви и счастья;
родители должны понять и принять своего ребенка таким, каков он есть, и способствовать развитию в нем лучшего;
воспитательные воздействия должны строиться с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей;
диалектическое единство искреннего, глубокого уважения к личности и высокой требовательности к ней должно быть положено в основу системы семейного воспитания;
личность самих родителей - идеальная модель для подражания детей;
воспитание должно строиться с опорой на положительное в растущем человеке;
Эти принципы могут быть расширены, дополнены, видоизменены... И пронизаны гуманистической идеей о наивысшей ценности ребенка.
Успешность семейного воспитания проявляется в индивидуальном развитии ребенка:
его физической культуры;
культуры общения с близкими людьми;
культуры домохозяйства и быта;
культуры труда и досуга;
культуры адекватного поролевого поведения;
культуры общения;
культуры самоорганизации.
По сути своей семейное воспитание продолжается практически всю жизнь. И даже сидя за школьной партой, ребенок мысленно связан с домом, с семьей.
Учитывая все эти факторы, школе и педагогу следует тщательнее выбирать направления и формы работы с родителями. Взаимодействие школы, педагогов с родителями учащегося как раз и направлено на создание благоприятной воспитательной среды. Установлению партнерских отношений педагогов с семьей каждого обучающегося, созданию атмосферы взаимоподдержки и общности интересов учителя, ученика и родителей способствует программа «Семейные ценности», которая позволяет скоординировать усилия администрации, учителей, социального педагога, психолога, логопеда, школьного врача в работе с родителями.
Смысл педагогического взаимодействия семьи и школы заключается в создании условий для нормальной жизни ребенка (комфортной, радостной, счастливой), для развития его индивидуальности в общем доме «школа-семья».
Это взаимодействие осуществляется по следующим направлениям:
- Просвещение родителей по вопросам психологии и педагогики.
К психолого- педагогическому просвещению привлекаются специалисты разных направлений: врачи, юристы, психологи, представители различных общественных организаций, социальные педагоги, учителя – предметники, классные руководители. Психолого- педагогическое просвещение родителей носит ярко выраженный опережающий характер. К примеру, поздно говорить родителям о подростковом возрасте, когда подростковый возраст уже наступил и принес свои проблемы.
Для того чтобы психолого – педагогическое просвещение родителей вызывало у них интерес, классный руководитель не только предлагает темы для обсуждения, но и учитывает предложения и пожелания родителей при выборе тем для обсуждения.
Приглашая специалистов для просвещения, классный руководитель учитывает то, что от компетентности, эрудиции, коммуникабельности
этих людей зависит в будущем степень доверия родителей классному руководителю.
Демонстрация видеоматериалов, слайдов, различного рода статистический материал делают просвещение родителей по вопросам педагогики и психологии наглядным, убедительным и достоверным.
Примерные темы для совместного обсуждения и просвещения родителей:
Основы построения общения с ребенком
Средства массовой информации в жизни ребенка и его семьи
Традиции и обычаи семьи в воспитании нравственности
Книга в жизни семьи и ребенка
Взаимоотношения взрослых в семье – пример для подражания
Праздники в доме. Какими им быть?
Радости и горести материнства и отцовства
Как предотвратить проблемы в воспитании собственных детей
Дружба в жизни старших и младших членов семьи
Права и обязанности ребенка в семье
Связь поколений и ее значение в воспитании детей
Конфликты в семье и искусство их преодоления
2. Формирование у родителей понимания принадлежности к школьному образовательно- воспитательному пространству.
В школе разработана стратегия формирования у родителей и учащихся культуры принадлежности к образовательно- воспитательному пространству школы.
Классные руководители знакомят родителей с традициями школы, ее историей, достижениями в обучении и воспитании учащихся, с учителями. Вхождение родителей в единое школьное пространство начинается ежегодно с традиционной экскурсии по школьному зданию. Такие встречи помогают родителям оценить изменения в оформлении школы, узнать о достигнутых школой успехах за учебный год, познакомиться с проблемами, которые требуют решения с участием родителей.
Родительский коллектив знакомят с планом учебно- воспитательного процесса. В планировании уделяется большое внимание участию самих родителей во всех мероприятиях. Родители вместе с детьми посещают театры и музеи, экскурсии, походы, поездки, семейные праздники и классные часы и т.д.
Родители привлекаются к кружковой, творческой и практической работе.
Тематика встреч с родителями строится в рамках формирования культуры принадлежности к образовательному пространству школы:
- Экскурсия – знакомство со школой и школьными службами
- Встреча с администрацией учебного заведения и социально- психологическими службами
- Встреча родителей «Традиции класса, которым быть»
- Презентация классного журнала «Новости школьных уроков»
- Знакомство родителей учащихся со школьной книгой рекордов и достижений
- Организация и проведение родительских уроков
- Участие в общешкольной родительской конференции «Есть проблема – есть решение»
- «День открытых дверей в классе» - демонстрация достижений учащихся, родителей и педагога коллективу педагогов школы
- Выпуск собственной родительской газеты силами родителей и детей
- Коррекционная работа.
Главным назначением коррекционной работы является оказание родителям психолого- педагогической помощи и поддержки в решении проблемных ситуаций семейного воспитания. К таким проблемным ситуациям относятся кризисы адаптации к школьному обучению, раннее половое созревание детей, нестабильность положения ребенка в семье, потеря родителей или близких людей, развод родителей.
Коррекционная работа предполагает и организацию мероприятий по профилактике вредных привычек (курение, токсикомания, наркомания). Классный руководитель
серьезно и настойчиво готовит родителей к осознанию значимости проблем, существующих в обществе и прогнозированию ситуаций в воспитании собственных детей.
Индивидуальная коррекционная работа направлена и на работу с семьей, в которой растут одаренные дети. Задача классного руководителя и школы в целом – создать условия для максимального развития таланта и способностей такого ребенка, с одной стороны, сохранение его душевного спокойствия и комфортного положения в коллективе, с другой стороны.
В коррекционных действиях классного руководителя и школы не в меньшей степени нуждаются неблагополучные семьи и семьи, где ребенка воспитывает один из супругов или бабушка и дедушка. К таким семьям проявляется повышенное внимание со стороны школьной администрации и социально- психологических служб.
Данные направления совместной деятельности классного руководителя, школы и семьи будут эффективны тогда, когда используются активные формы взаимодействия.
Наряду с общепринятыми формами взаимодействия, такими как родительские собрания, индивидуальные консультации, беседы, посещения на дому, классными руководителями используются и конференции, родительские клубы, родительские площадки и т.д. Конференции проводятся или как обмен опытом по воспитанию детей или как обмен мнением по определенной проблеме. Предметами обсуждения становятся документы по реформированию школьного образования, результаты организации сотрудничества семьи и школы, нравственные и эстетические аспекты организации школьных и семейных праздников и многое другое.
Хорошие эффекты дают встречи родителей или родительских комитетов с победителями интеллектуальных марафонов, участниками олимпиад, призерами различных соревнований, конкурсов. Это огромный стимул как для учащихся, так и для родителей и дальнейшего сотрудничества.
Хорошей традицией в школе стали встречи поколений, которые проводят в честь праздника Победы, Дня пожилого человека, акции милосердия. На этих встречах рядом находятся бабушки и дедушки, внуки и правнуки, отцы и матери: одним есть что вспомнить, другим есть что узнать от старшего поколения. Такие встречи позволяют изменить многое в общении детей и родителей, повлиять на взаимоотношения взрослых и детей в лучшую сторону.
Интерес к общему увлечению детей и родителей, общий интерес к пониманию одной проблемы, интерес к изучению литературы по проблемам воспитания и многое другое удовлетворяется в родительских клубах.
Такие клубы сплачивают родителей, позволяют развивать собственную наблюдательность в воспитании детей, формируют родительскую адекватность самооценки, критичность во взглядах на собственное воспитание. Как показывает практика, в последнее время в силу сложившейся в обществе ситуации, связанной с разгулом наркомании и токсикомании, родители хотят как можно больше знать о данной проблеме, быть просвещенным в данном вопросе. Неформальная обстановка занятий в клубе, привлечение специалистов, просмотр видеоматериалов помогают сделать работу клуба полезной и необходимой в жизни школы.
Интересной формой работы с родителями, на наш взгляд, являются родительские вечера. Это праздники общения с родителями друга своего ребенка, воспоминаний собственного детства и детства своего ребенка, поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь.
Темы родительских вечеров самые разнообразные
Год рождения ребенка : каким он был первый год?
Друзья моего ребенка
Праздники нашей семьи
«Можно» и «нельзя» в нашей семье
День рождения нашей семьи. Как мы его празднуем?
Песни, которые пели мы в своем детстве, и песни сегодняшнего дня
Вопросы детей, которые ставят взрослых в тупик
Как научиться говорить спасибо своему ребенку
На таких вечерах родители не только высказывают свое мнение, но и слышат нечто полезное для себя в рассуждениях других. Как показывает практика, родители на таких вечерах достаточно откровенно говорят о своих проблемах, спрашивают совет, предлагают помощь и поддержку тем, кто в них нуждается. Родительские вечера сближают семьи, позволяют увидеть взрослых и детей в ином свете, помогают преодолеть недоверие и враждебность во взаимоотношениях детей и взрослых.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ».
Задачи | Методы | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
| ||||
Привлечение родителей к учебно-воспитательному процессу в целях предупреждения неуспеваемости школьников. Совершенствование организации учебно-воспитательного процесса. Обеспечение взаимодействия школы с родителями в работе над школьными инновациями. Повышение уровня правовых знаний родителей в контексте организации учебно-воспитательного процесса. | Беседы. Анализ недостатков учебно-воспита-тельного процесса школы Согласование содержательных линий концепции развития школы. Информирование родителей о содержании нормативно-правовых доку-ментов, регламен-тирующих учебно-воспита-тельный процесс | Индивидуальные беседы классных руководителей, заместителей директора школы по учебно-воспитательной работе с родителями слабоуспевающих учащихся. Расширенное заседание общешкольного родительского комитета с повесткой дня: «Качество образования. Результаты единого государственного экзамена, государственной (итоговой) аттестации учащихся 9, 11-х классов». Заседание общешкольного родительского комитета с повесткой дня: «Семья и школа: воспитание ответственной личности». Родительские собрания по классам с целью ознакомления с Законом РФ «Об образовании», Уставом школы, Положением о промежуточной аттестации, Положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников 9. 11-х классов, нормативно-правовыми документами, регламентирующими организацию и проведение ЕГЭ | В течение го- да Сентябрь Ноябрь Сентябрь, октябрь, январь, февраль, март | Зам.директора поУВР Директор Зам. директора по НМР Зам.директора по УВР, Кл. руководители |
II. Содружество | ||||
Сотрудничество и расширение поля позитивного общения в семье, реализация планов по организации и проведению совместных дел родителей и детей | ктд | Познавательная деятельность: Брейн-ринг «Великий и могучий русский язык», «Царица математика». | В течение года | Учителя- предметники |
ктд ктд | Выпуск предметных газет. Смотр знаний и творчества. | В течение года Март, май | Учителя-предметники Кл. руководители | |
Трудовая деятельность: | Зав. кабинетами | |||
Метод проектов | Оформление кабинетов. | В течение года | ||
ктд | Участие в смотре-конкурсе на лучший кабинет. Комплектование классных библиотек. | Сентябрь В течение года | Родительский комитет | |
Метод проектов | Трудовые десанты и работа летних трудовых бригад. | Май | Родительский комитет | |
Игра | Выставка «Мир увлечений». | Ноябрь | Родительский комитет | |
Досуговая деятельность: | ||||
Игра Игра | Конкурс на лучшую поделку из природного материала. Утренник «Здравствуй, Новый год!» | Октябрь Декабрь | Кл. руководители Кл. руководители, родительский комитет | |
ктд | Конкурсно-игровая программа «Наши мамы лучше всех!», «Папа может все, что угодно!» | Март Февраль | Кл. руководители |
Игра | Театрализованное представление «Прощание с Букварем» | Апрель | Кл. руководители, родительский комитет | |
ктд | Защита проектов «Наше будущее» | Май | Кл. руководители | |
ктд | Праздник «Здравствуй, лето!» | Июнь | Родительский комитет | |
Игра | Шоу-представление «Мисс Золотая осень» | Октябрь | Педагог-организатор | |
ктд | Школьная спартакиада | Ноябрь | Учителя физкультуры | |
ктд | Новогодний бал-маскарад «Маска, откройся» | Декабрь | Педагог-организатор | |
ктд | Рождественские посиделки | Январь | Педагог- организатор | |
ктд | Спортивные соревнования «Папа, мама, я - спортивная семья» | Февраль | Родительский комитет | |
ктд | Театрализованное представление «Здравствуй, школа!» | Сентябрь | Замдиректора по ВР | |
ктд | День самоуправления | Октябрь | Замдиректора по ВР | |
ктд | Новогодний бал-маскарад | Декабрь | Замдиректора по ВР | |
ктд | Встреча с выпускниками школы | Февраль | Замдиректора по ВР | |
ктд | Праздник «Последний звонок» | Май | Замдиректора по ВР | |
ктд | Выпускной вечер «Прощай, школа!» | Июнь | Замдиректора по ВР |
III. Школа психологических знаний | ||||
Повышение уровня психологических знаний в вопросе развития и воспитания детей Работа направлена на обеспечение позитивных взаимоотношений между ребенком и родителями в семье через установление взаимопонимания между ними (осознание границ между миром ребенка и пониманием его взрослыми, активизация коммуникативных навыков взаимодействия с личностью ребенка, исходя из ролевых позиции по Э.Берну). | Лекции Консультации Тестирование Психологические площадки | Родительский лекторий: * Адаптационный период первоклассника. Роль семьи в адаптационный период. *Проблемы состояния психической дезадаптации учащихся. *Особенности психологии учащихся 1-4 класса *Источники и механизмы школьной дезадаптации. *Психологические и психофизиологические особенности подростка. *Проблемы межличностных отношений в подростковом возрасте. * Особенности психологии старшего подросткового возраста. *Поведение учащихся старшего возраста. *Особенности юношеской психологии. Консультирование родителей: *Оказание помощи детям в конфликтных ситуациях. *Консультирование родителей по итогам диагностики. Диагностика
«Разговор с Личностью ребенка». «Признание личности ребенка». «Мы и они». «Почему дети лгут?» «Становление агрессивного поведения». | Сентябрь Январь Декабрь Октябрь Декабрь Январь Февраль Февраль Март В течение года В течение года В течение года В течение года | Педагог-психолог Педагог-психолог Педагог-психолог Педагог -психолог |
IV. Семья и общество | ||||
Оздоровление атмосферы семейного воспитания. | Диагностика Диагностика Диагностика | * Выявление и учет семей групп социального риска. * Изучение и диагностика характера семейного неблагополучия. * Оказание необходимой социально-правовой и социально-педагогической помощи семье. | Сентябрь Сентябрь В течение года | Социальный педагог Социальный педагог Социальный педагог |
Повышение уровня социально-правовых знаний родителей. | Лекция Лекция Беседа Беседа | * Знакомство с уголовным, административным, семейным кодексами. * Декларация прав ребенка. Конвенция о правах ребенка. * Право на рост и развитие в благоприятной обстановке. * Право на любовь и понимание. Право на защиту от пренебрежительного отношения, жестокости и эксплуатации. | Ноябрь Октябрь Декабрь Февраль | ИДИ Социальный педагог Социальный педагог Социальный педагог |
Восстановление воспитательного потенциала семьи. | Лекция Беседа Беседа | * Роли родителей и детей в семье. * Безопасность ребенка дома. Алгоритм действий ребенка в экстремальной ситуации в доме. Надежность жилища как фактор, повышающий безопасность детей. * Безопасность вне дома: - ребенок на улице. Места повышенного риска. Информированность и анализ мест пребывания и маршрутов вашего ребенка; - безопасность детей и подростков в компании сверстников, случайная компания. | Апрель Апрель Май | Социальный педагог Социальный педагог Социальный педагог |
Профилактика и предупреждение правонарушений, поддержка законопослушного поведения несовершеннолетних. | Родительский патруль |
| По графику Постоянно Постоянно | Социальный педагог Кл. руководители Кл. руководители |
Осуществление дополнительных услуг по воспитанию детей, оказавшихся в сложном социальном и психолого-педагогическом положении. | Беседа Лекция Консультация Беседа |
| Сентябрь Ноябрь Январь Март | Социальный педагог Социальный педагог Социальный педагог Социальный педагог |
Предотвращение случаев безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних | Родительский и педагогический патруль Диагностика |
| 1 раз в месяц Постоянно | Кл. руководители |
V Я расту | ||||
Пропаганда здорового образа жизни среди родителей. Совершенствование учебно-воспитательного процесса с целью сохранения и укрепления здоровья детей в образовательном учреждении | Лекция Лекция Лекция Лекция Лекция Конференция Диагностика и коррекция работы | Информационный блок:
Практический блок:
| Сентябрь Октябрь Январь Февраль Март Ноябрь В течение года | Школьный врач Школьный врач Школьный врач Школьный врач Школьный врач Директор Замдиректора поУВР |
Для осуществления данной деятельности в рамках проблемного поля программы школа обладает соответствующими ресурсами:
кадровый потенциал: 35% педагогов имеют высшую категорию, 36% - первую квалификационную категорию, 22% - вторую квалификационную категорию, 4 человек награждены нагрудным знаком «Почетный работник МО РФ», 1 педагог – кандидат педагогических наук; В школе существует эффективная система повышения квалификации педагогических кадров.
Школа активно сотрудничает с социумом: Нижневартовский государственный гуманитарный университет, Омский технологический институт, детские школы искусств № 1 и № 2, центр социальной помощи семье и детям «Кардея». Материально-техническое обеспечение соответствует современным требованиям, предъявляемым в условиях введения государственного образовательного стандарта базового и профильного уровней; кроме традиционных средств, школа оснащена информационно-коммуникационными средствами, экранно-звуковыми пособиями, имеет учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование; для эффективного преподавания учебные кабинеты обеспечены специальной справочно-информационной литературой; электронные носители представлены видео- и аудиоматериалами, электронными изданиями энциклопедий, элективными мультимедиа-курсами, многофункциональными интерактивными тестовыми заданиями, библиотекой электронных наглядных пособий, которыми пользуются учащиеся в учебных кабинетах, лабораториях и школьном медиа-центре; школа имеет современные учебные лаборатории, аудитории для лекционных занятий; кабинеты для проведения занятий по профильным курсам русской словесности, истории, эстетики, вокалу, театральную студию, кабинеты хореографии, специализированный кабинет живописи; оборудованы зоны для самостоятельной и исследовательской деятельности учащихся в рамках предпрофильной подготовки и профильного обучения.
Дополнительное образование: в школе работают более 20 кружков, студий и других объединений дополнительного образования детей: две вокальные студии, театральная студия, студии хореографии и современного танца, оркестр народных инструментов и многие другие. Всего в объединениях дополнительного образования школы занимаются более 500 учащихся.
Система предпрофильной подготовки и профильного обучения: в 9-х классах осуществляется преподавание краткосрочных и среднесрочных элективных курсов по профильным направлениям с учетом принципа «избыточного выбора»; старшая школа реализует естественно- научное, гуманитарно- эстетическое, социально- историческое направления профилизации.
Важными слагаемыми, обеспечивающими успешность работы школы являются:
Системный подход к анализу и планированию деятельности школы;
Успешная работа педагогического коллектива в течение 2000-2005 года над реализацией программы развития «Формирование личности, готовой к самореализации в условиях динамично развивающейся школы с углубленным изучением предметов художественно-эстетического профиля»;
Успешная работа долгосрочного психолого-педагогического семинара ««Философско-методологическая подготовка учителя»;
МОНИТОРИНГ ДЕТСКО - РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ
(в рамках реализации программы «Семейные ценности»)
Критерии | Используемые методики и способы | Цели исследования | Участники |
Семейные роли, их значимость | Недописанный тезис: ребенок - это.... семья-это... быть родителем... | Оказать помощь | Родители и дети выборочно |
Знания родителей | * Анкета «Что мешает вашему ребенку успешно учиться» * Анкета «Духовный мир семьи» * Анкета «Я и мой ребенок» * Анкета «Семейный микроклимат» | Оказать помощь | Родители. В классах Проводят классные руководители |
Первые познания родителей о том, что надо знать и уметь в вопросах воспитания, ребенка | Тест «Какой я родитель?» | - создать силами родителей «портрет», соответствующий званию РОДИТЕЛЬ; наработать рекомендации для родителей школы силами родителей | Родители для проведения практикумов |
Роль отца в семье | Опросник «Жизненная ситуация» | - оказать помощь отцам в осознании его важности быть примером для своих детей (практикум); - подготовить родительское собрание «Роль отца в воспитании родителей» | Отцы для проведения практикумов |
Стиль родительского поведения | Анкета «Стиль родительского поведения» (автор С. Степанов) | определить собственный стиль поведения; научиться решать проблемы; подготовить информационный справочник «Что нужно знать о подростке?»________ | Родители |
Роль родительской любви в воспитании детей | Незаконченное предложение: за что я люблю своего папу; за что я люблю свою маму | выявить уровень - подготовить материалы для родительского собрания «Родительская любовь» | Учащиеся 2-11 классов (выборочно) . |
Ожидаемые результаты.
Ожидаемый результат | Механизм достижения |
Отработка механизма изучения семьи, её социальных особенностей и образовательных потребностей | Организация проведения исследований для создания банка проблем семейного воспитания Создание пакета диагностического материала по изучению семьи |
Удовлетворение образовательных потребностей семьи, путем расширения сети дополнительных образовательных услуг | Создание в условиях школы с углубленным изучением предметов художественно-эстетического профиля школы, активно ведущей инновационную, экспериментальную работу, расширенной сети платных образовательных услуг |
Разработка форм и методов включения родителей в разнообразные виды деятельности, способствующие формированию готовности к сотрудничеству, к созидательной деятельности и соответствующие склонностям, интересам, способностям и индивидуальным особенностям родителей. | Изменение формы общения классного руководителя с родителями; осуществление общения через родительские клубы, конференции, психологические площадки и, безусловно, реализация процесса индивидуального общения управляемого и управляющего; |
Повышение качества уровня работы с семьей | Развитие знаний и навыков классных руководителей по формам, методам и приемам работы с родителями (обеспечение психологической защищенности детей). Оказание практической и методической помощи классным руководителям, председателям родительских комитетов классов по организации и проведению родительских лекториев, практикумов. |
Освоение родителями конкретных психолого-педагогических умений | Создать условия для самообразования родителей. Организация систематического обучения родителей воспитанию детей и навыкам жизни в семье, способствующим улучшению жизни всех членов семьи. Сочетание спонтанных, неформальных и организованных официальных консультаций, инструктажей по воспитанию детей. Участие в них в равной степени родственников и друзей, а также профессионалов, работающих в соответствующих детских учреждениях. Официальная или неофициальная передача родителям знаний о воспитании детей с целью обогащения и укрепления семейного образа |
Программа «СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семья. Семейные ценности. ОРКСЭ 5 класс
Конспект урока по теме "Семья. Семейные ценности" по основам мировых религиозных культур в 5 классе...
Программа внеурочной деятельности "Семейные ценности"
Основной целью программы является создание условий для формирования отношений в семье как к высшей ценности человека, пропаганда духовно-нравственных семейных традиций и базовых ценностей, социальная ...
Классный час "Семья и семейные ценности" Программа духовно-нравственного воспитания.
Материал может быть использован классными руководителями и учителями, преподающие ОРКСЭ....
Педагогическая мастерская «Семья и семейные традиции. Роль семейных ценностей в жизни человека» занятие для детей 1-3 классов
Актуальность данной темы обусловлена тем, что семья играет важную роль в жизни каждого человека и общества в целом. В младшем школьном возрасте происходит формирование культурно-ценностных ориен...
План-конспект урока по ОРКСЭ "Ценность родства и семейные ценности"
План-конспект урока включает в себя этапы:1. Организационный блок. 2. Информационный блок. 3. Аналитический блок. 4. Рефлексивный блок. 5. Оценочный блок....
Формирование у обучающихся 1 класса по системе Л. В. Занкова ценностных представлений об институте семьи, о семейных ценностях, традициях, культуре семейной жизни
Как развивать ценностные представления об институте семьи, о семейных ценностях и культуре семейной жизни...
Конспект занятия по формированию фамилистических ценностей на тему :"Семья и семейные ценности" (1 класс)
Цель: воспитание чувств любви и гордости к своей семье, уважение к родителям, развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям.Задачи:1. познакомить учащихся с основными трад...