Программа образовательного курса "Уроки духовной жизни"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)
Учащиеся начальной школы требуют особого педагогического внимания. С первых дней пребывания в школе формируется их отношение к школе, образованию в целом, педагогам и сверстникам, вырабатываются основы их социального, гражданского поведения, характер их трудовой, общественной, творческой деятельности. Учет этих условий требует существенной корректировки подходов к организации воспитания и социализации обучающихся.
- Современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе воспитания и социализации.
- Сегодня существует и усиливается конфликт между характером присвоения ребенком знаний и ценностей в школе (системность, последовательность, традиционность, культуросообразность и т. д.) и вне школы (клиповость, хаотичность, смешение высокой культуры и бытовой, размывание границ между культурой и антикультурой и т. д.). Этот конфликт меняет структуру мышления детей, их самосознание и миропонимание, ведет к формированию эклектичного мировоззрения, потребительского отношения к жизни, морального релятивизма.
- Современный ребенок живет иллюзией свободы. Снятие многих табу в виртуальных, информационных средах сопровождается падением доверия к ребенку со стороны взрослых. Растущий человек не выводится, как это было еще несколько десятилетий назад, за пределы детских дел и забот, не включается в посильное для него решение реальных проблем семьи, местного сообщества, государства. Изоляция детей от проблем, которыми живут взрослые, искажает их социализацию, нарушает процессы их взросления.
- Подмена реальных форм социализации виртуальными, ослабление вертикальных связей между детьми и взрослыми, между разновозрастными детьми приводят к самоизоляции детства. Результатом этого является примитивизация сознания детей, рост агрессивности, жестокости, цинизма, грубости, за которыми на самом деле скрываются страх, одиночество, неуверенность, непонимание и неприятие будущего.
Общеобразовательная школа призвана активно противодействовать этим негативным тенденциям. Прежде всего, следует скорректировать понимание воспитания преимущественно как управления процессом развития и формирования личности через организацию разнообразной внеурочной деятельности.
Программа курса направлена на формирование морально-нравственного, личностно- развивающего, социально открытого уклада школьной жизни. Главным же средством становления духовного, нравственного, интеллектуального потенциала ребенка является система духовно нравственного воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_obrazovatelnogo_kursa_uroki_duhovnoy_zhizni.doc | 317.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание.
Актуальность программы. | стр.2-5 |
| стр.6-9 |
| стр.10 |
| стр.11-15 |
3.1. Принципы. | стр.11 |
3.2. Факторы. | стр.11-12 |
| стр.12-13 |
| стр.13 |
| стр.13 |
| стр.14-15 |
| стр.15-16 |
| стр.17 |
5.1. Планирование курса «Мир твоей души». 1 класс. | стр.18-23 |
5.2. Планирование курса «Природа глазами души». 2 класс. | стр.24-29 |
5.3. Планирование курса «Азбука мудрости». 3 класс. | стр.30-38 |
5.4. Планирование курса «Счастье семьи». 4 класс. | стр.39-44 |
5.5. Рекомендуемые примерные списки книг, мультфильмов, художественных фильмов для совместного знакомства, для обсуждения. | Стр.45-46 |
5.6. Мониторинг. 5.6.1. Диагностика и исследование нравственной сферы школьника. 5.6.2. Диагностика эмоционального компонента нравственного развития. | стр.47-53 стр.48-49 стр.49-53 |
Актуальность программы.
Учащиеся начальной школы требуют особого педагогического внимания. С первых дней пребывания в школе формируется их отношение к школе, образованию в целом, педагогам и сверстникам, вырабатываются основы их социального, гражданского поведения, характер их трудовой, общественной, творческой деятельности. Учет этих условий требует существенной корректировки подходов к организации воспитания и социализации обучающихся.
- Современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе воспитания и социализации.
- Сегодня существует и усиливается конфликт между характером присвоения ребенком знаний и ценностей в школе (системность, последовательность, традиционность, культуросообразность и т. д.) и вне школы (клиповость, хаотичность, смешение высокой культуры и бытовой, размывание границ между культурой и антикультурой и т. д.). Этот конфликт меняет структуру мышления детей, их самосознание и миропонимание, ведет к формированию эклектичного мировоззрения, потребительского отношения к жизни, морального релятивизма.
- Современный ребенок живет иллюзией свободы. Снятие многих табу в виртуальных, информационных средах сопровождается падением доверия к ребенку со стороны взрослых. Растущий человек не выводится, как это было еще несколько десятилетий назад, за пределы детских дел и забот, не включается в посильное для него решение реальных проблем семьи, местного сообщества, государства. Изоляция детей от проблем, которыми живут взрослые, искажает их социализацию, нарушает процессы их взросления.
- Подмена реальных форм социализации виртуальными, ослабление вертикальных связей между детьми и взрослыми, между разновозрастными детьми приводят к самоизоляции детства. Результатом этого является примитивизация сознания детей, рост агрессивности, жестокости, цинизма, грубости, за которыми на самом деле скрываются страх, одиночество, неуверенность, непонимание и неприятие будущего.
Общеобразовательная школа призвана активно противодействовать этим негативным тенденциям. Прежде всего, следует скорректировать понимание воспитания преимущественно как управления процессом развития и формирования личности через организацию разнообразной внеурочной деятельности.
Программа курса направлена на формирование морально-нравственного, личностно- развивающего, социально открытого уклада школьной жизни. Главным же средством становления духовного, нравственного, интеллектуального потенциала ребенка является система духовно нравственного воспитания.
Под «духовно-нравственным воспитанием» понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него нравственных чувств, нравственного облика, нравственной позиции, нравственного поведения .
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
О необходимости духовно- нравственного развития и воспитания говорят наши дни. Человечество, лишенное божественного руководства, строит свои законы на насилии и несправедливости, унижает и ущемляет права своих сограждан.
Л. Первис пишет: «Из всех отвратительных зрелищ, вызывающее чувство вины у заботливого родителя, нет ничего хуже, чем смышленый, тонко чувствующий, с добрым сердцем и впечатлительный малыш, сидящий истуканом, загипнотизированный какой – то ужасно циничной дрянью на экране телевизора. Все смирились с тем, что подростки целый день напролет лежат, распластавшись, как ленивые слизняки, и смотрят чепуху, в то время как на улице впустую сияет солнце… Но что действительно ужасно, так это зрелище пассивного, некритичного и рассеянного малыша, сидящего в ожидании очередной несусветной пустой телепередачи, которая засоряет его мозги банальностями и жестокостями».
Нет основания полагать, что новое поколение создаст лучший мир без обучения и развития, духовно- нравственной по своей сути. Душа каждого человека похожа на бутон цветка, но расцветет ли она, зависит от духовности воспитания и образования, полученного человеком.
Воспитание – это питание всем возвышенным и утонченным.
Уроки духовно- нравственного развития и воспитания призваны воспитывать и развивать ребенка через литературу, историю, живопись, музыку, танец, возвышать душу ребенка, пробуждать в ней непрестанную внутреннюю работу, потребность в духовной пище.
Эти уроки касаются многих глобальных понятий, таких как Единство, Любовь, Человечность, Красота, Мироздание, Героизм.
Цель уроков духовности и нравственности – взращивание в детях чувства Прекрасного, воспитание в них умения чувствовать и видеть величие Жизни, поверх серой будничности, умение различать Красоту всего сущего.
Школа создает условия для реализации программы, обеспечивая духовно-нравственное развитие обучающихся на основе их приобщения к национальным российским ценностям, ценностям семьи, своей этнической, конфессиональной, социальной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России и направляя образовательный процесс в начальной школе на воспитание ребенка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию России, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье.
Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности является частичной воспитательной системой. Она организовывается не как отдельный, самостоятельный процесс, а лишь как часть функционирующих педагогических систем. Этими целостными педагогическими системами выступают детский коллектив, общеобразовательное учреждение, семья, общественные организации.
Для реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания согласованы усилия социальных субъектов: школы, семьи, общественных организаций, включая учреждений дополнительного образования, культуры и спорта.
Нормативно-правовой и документальной основой программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся являются:
Закон «Об образовании в РФ», федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее — Стандарт), Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников (далее — Концепция).
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ.
В целях обеспечения оптимального функционирования системы духовно-нравственного воспитания младших школьников во внеучебной деятельности мною разработана соответствующая модель.
Данная модель включает следующие компоненты: цель, задачи, принципы, факторы, содержание, организационные формы, методы, средства и результат. Все компоненты модели взаимосвязаны и направлены к системообразующему компоненту, которым является цель - обеспечение духовно-нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности.
Цель достигается в результате решения следующих задач:
а) вооружение младших школьников знаниями о морали, о духовно- нравственных ценностях;
б) формирование эмоционального отношения к духовно-нравственных ценностям;
в) формирование потребности в духовном саморазвитии и самосовершенствовании;
г) формирование опыта нравственного поведения, готовности следовать принятым духовно- нравственным ценностям.
3. Условия реализации программы.
3.1. В модель включены следующие принципы:
а) системности и целостности;
б) ориентации на ценности и ценностные отношения;
в) субъектности;
г) эффективности социального взаимодействия;
д) преемственности;
е) опоры на актуальные потребности воспитанников с ориентацией на зону их ближайшего развития;
ж) этнокультурной направленности.
3.2. Система духовно-нравственного воспитания младших школьников во внеучебной деятельности функционирует под влиянием различных факторов.
Основу содержания духовно-нравственного воспитания младших школьников во внеучебной деятельности составляет совместная деятельность субъектов воспитательного процесса, ориентированная на освоение воспитанниками системы нравственных ценностей, позволяющих усвоить основы общечеловеческой культуры, понять самого себя и духовный смысл жизни, сформировать ценностное отношение к человеку, к жизни, к обществу, к родине, регулировать их действия в социуме.
3.3. В работе с детьми используются разнообразные методы:
1) методы организации и самоорганизации детского воспитательного коллектива, повседневного общения, взаимодействия, самодеятельности и педагогического воздействия (коллективная игра, коллективное самоуправление, коллективное самообслуживание, единые требования);
2) методы повседневного систематического целенаправленного общения, товарищеского, доверительного взаимодействия в обыденных и экстремальных ситуациях (социальная защита, уважение, педагогическое требование, убеждение, предупреждение, осуждение, доверие, сочувствие, принятие решения, проблемные ситуации);
3) методы детской самодеятельности: самоорганизацию (самоанализ, самосознание), самоорганизацию чувств и разума (самовоспитание), самоорганизацию воли и поведения (самостимулирование);
4) методы педагогического и психологического прикосновения воспитателя к личности ребенка в целях коррекции его сознания и поведения, стимулирования или торможения его деятельности, обращения к личности в жизненных ситуациях (разъяснение, создание ситуации успеха, актуализация мечты, упражнение, поощрение, наказание).
3.4. В процессе духовно-нравственного воспитания младших школьников во внеучебной деятельности использовались следующие организационные формы: массовые (праздники, утренники, собрания, субботники, тематические недели, фестивали, олимпиады, выставки и др.); групповые (кружки, классные часы, экскурсии, игры-путешествия, КТД, беседы, упражнения в поступках и др.); индивидуальные (общественные поручения (дежурный, санитар, журналист и др.), индивидуальные задания, индивидуальная подготовка и выступление на конкурсах, викторинах и др.).
3.5. Основными средствами духовно-нравственного воспитания младших школьников во внеучебной деятельности выступали: слово учителя и родителей, стиль взаимоотношений учителя с учеником, наглядные пособия, технические и учебные средства, телевидение, Интернет, радио, кино, и т.д.
3.6. Педагогические условия.
Для успешной реализации данной программы весьма важная роль отводится следующим факторам:
1. Личность учителя. Учителю надо понять исключительную важность духовного развития учащихся, стремиться к обогащению духовной жизни каждого учащегося. Учитель должен верить в безграничность каждого учащегося, в его способности, талант, неповторимость.
2. Учитель должен верить в свои педагогические способности и постоянно самосовершенствоваться.
3. Взаимоуважение учителя и ребенка, что будет помогать созданию условий для сотворчества. Необходимо, чтобы ребенок чувствовал понимание и готовность учителя всегда ему помочь.
4. Взаимопонимание учителя и родителей.
5. Выстраивание с каждым учащимся личных, доверительных взаимоотношений.
6. Поощрение учителем творческой деятельности учащихся.
7. Организация коллектива младших школьников как целенаправленно воспитывающей микросреды;
8. Систематическое духовно-нравственное и религиозно-культурное просвещение младших школьников;
9. Использование игровой деятельности в духовно-нравственном воспитании младших школьников;
Таким образом, повысить эффективность формирования духовно– нравственной воспитанности младших школьников возможно только на основе обеспечения оптимального функционирования всей системы духовно-нравственного воспитания младших школьников во внеучебной деятельности, всех ее компонентов.
4. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
1. Знание и понимание учащимися истоков отечественной материальной и духовной культуры, осознание духовных основ русской культуры, способность к творчеству в пространстве русской культуры, умение жить по законам гармонии и красоты.
2. Духовно-нравственный потенциал подрастающего поколения. Высокий уровень самосознания, самодисциплины, способность сделать правильный нравственный выбор. Гуманность, уважение прав, свобод и достоинства других людей.
3. Убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин любит свою Родину, гордится ее славной историей, изучает историко-культурное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.
4. Ведение здорового образа жизни, физическое развитие и стремление к физическому самосовершенствованию, отсутствие вредных привычек, отношение к духовному и физическому здоровью как к важной личной и общественной ценности, экологической культуре.
5. Взаимодействие семьи и школы в процессе духовно-нравственного воспитания, школа – центр социокультурной среды.
6. Убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.
7. Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле. Воспитание экологической культуры.
5. СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ.
Программа по духовно – нравственному воспитанию состоит 4 разделов.
1 класс «Мир твоей души»
2 класс «Природа глазами души»
3 класс «Азбука мудрости»
4 класс «Счастье семьи»
Планирование курса
по духовно-нравственному воспитанию
«Мир твоей души»
1 класс
Пояснительная записка.
Богатство, красота и разнообразие окружающего нас мира – неисчерпаемы и могут служить прекрасным средством воспитания души. Если ребёнок поймёт всю неповторимость нашей земли, почувствует себя малой частицей единого живого организма – нашей природы, то никогда не поднимется его рука, чтобы уничтожить хоть часть её. Если человек поймёт, что окружающий его мир – это божественный дар, он будет нежно заботиться и охранять этот дар всеми силами души.
Темы, предлагаемые к обсуждению, являются важным стимулирующим источником формирования мыслящей личности, способной к независимому поиску смысла и цели жизни, анализу окружающей действительности. Регулярное обсуждение с детьми представленных вопросов поможет детям сформировать осознанное духовно-нравственное отношение к жизни – важнейший фактор сопротивления негативным тенденциям окружающего общества.
Темы являются также основой жизни и творчества многих писателей, поэтов, мыслителей, учёных, художников. Эти люди, движимые желанием найти истину, понять движущие силы развития общества, внести свой вклад в его развитие, показали нам пример неустанного творческого созидания, основанного на глубоком внутреннем осмыслении окружающей действительности.
Цель: формировать осознанное духовно-нравственное отношение к жизни.
Задачи:
- дать понятие красоты, богатства, и разнообразия окружающего мира;
- учить охранять и заботиться о природе;
- учить радоваться чудесам жизни;
- формировать личность, способную к независимому поиску смысла и цели жизни, анализу окружающей действительности.
Планирование работы курса по духовно-нравственному воспитанию
«Мир твоей души»
1класс
Всего: 30часов (1 час в неделю)
Блок | Цель | Тема |
Подарки года. |
|
|
Во что мы верим |
|
|
Дыхание осени |
| 1. Краски осени. 2. Властительница осень. 3. Осенние разговоры. 4. Дары осени. 5. Поэзия осени. |
Какой бывает одежда |
| 1. Надежда мира. 2. Наши надежды. |
Какой бывает любовь |
| 1. Фея любви. 2. Сила любви. 3. Дар любви. |
Зимние чудеса |
| 1. Портрет зимы. 2. Кто где зимует? 3. Зимняя сказка. |
Мир твоей души |
| 1. Сокровища души. 2. Что помогает душе расти? 3. Душа художника. |
Портрет весны |
| 1. Приход весны. 2. Какого цвета весна? 3. Помощники весны. 4. Счастье обновления. 5. Поэзия весны. |
Летняя краса |
| 1. За что мы любим лето? 2. Чем пахнет лето? 3. Букет лета. 4.Глаза лета. |
Планирование курса
по духовно-нравственному воспитанию
«Природа глазами души»
2 класс
Пояснительная записка.
Мы часто не ценим то, что есть вокруг нас: наших мам, наших учителей и друзей. Улыбка, чьё-то доброе сердце не кажутся нам необыкновенным явлением. Только маленькие дети интуитивно чувствуют красоту и волшебство в самых обычных людях и в повседневных событиях, поэтому так нежно и открыто улыбаются миру. Христос говорил: « Если не уподобитесь малым детям, не вступите а Царствие Небесное». И если в наших детях сохранится на всю жизнь чувство высшего смысла жизни, «Царствие Небесное» будет ближе к ним, и жизнь их будет счастливее.
Школьный курс Природоведения, множество прекрасных книг, появившихся в последнее время, дают детям в основном, информационные знания об окружающем нас мире, уделяя мало внимания влиянию красоты природы на душу человека, воспитанию через природу высокого и чистого духа. Но разве можно научить ребёнка чуткому и бережному отношению к тому, что его окружает, без воспитания в нём любви к природе. Разве почувствует и поймёт ребёнок взаимосвязь всего созданного в нашем мире, если не увидит во всём неповторимое чудо. Поэтому, изучая курс по духовно-нравственному воспитанию, дети будут учиться чуткому и бережному отношению к тому, что их окружает, познакомятся с миром воды, земли, цветов, природы, солнца и неба.
Цель: формировать нравственные качества посредством использования различных форм и методов внеклассной работы.
Задачи:
- формирование устойчивых положительных привычек;
- познакомить детей с миром природы, воды, солнца, земли. цветов, неба.
Планирование курса
по духовно-нравственному воспитанию
«Природа глазами души»
2 класс
Всего: 34 часа (1 час в неделю)
Блок | Цель | Тема |
Мир природы |
| 1. Удивительное чудо природы. 2. Природа и человек. |
Мир солнца |
- какое настроение у солнца в разное время дня? - что солнце думает о людях, деревьях, птицах, земле? - кто на земле больше всего солнцу радуется? | 1. Портрет солнца. 2.Чему нас учит солнце. 3.Свет души. 4. Фея света. |
Мир неба |
- каким бывает небо? - что небо думает о земле и её творениях? - какими красками и оттенками небо землю украшает? - какими бывают облака? - могут ли облака плакать?
| 1. Бесконечность неба. 2. Сокровища неба. 3. Портрет облака. 4. Волшебная страна облаков. 5. Звёздочки души. 6. Что умеют делать звёзды. 7. Куда падают звёзды? Звёздное небо. |
Мир воды |
- чем пахнет вода? - кто живёт в воде? - о чём вода думает, мечтает?
- какими качествами должен обладать человек, который стал бы другом воды. | 1. Дождевая капелька. 2. Кому нужен дождик? 3. Добрый дождик. 4. Гнев стихии. 5. Добрая гроза. 6. Как радуга землю украшает. 7. Радости волшебная дуга. 8. Радуга в сердце человека. 9. Портрет воды. 10. Вода – наше богатство. 11. Чистый голос воды. 12.Тайны моря. 13. Человек и вода. |
Мир земли |
- что человек может сделать для земли; - что земля может сделать для человека. | 1. Земля-матушка. 2. Разговоры земли. 3. Земля и люди. 4. Дары земли. 5. Земля – планета. |
Мир цветов |
- с кем дружат цветы? - о чём цветы мечтают, думают? - какие цвета и оттенки дарят цветы земле. | 1. Знакомимся с цветами. 2. Цветы любви и надежды. 3. Разноцветное платье земли. |
Планирование курса
по духовно-нравственному воспитанию
«Азбука мудрости»
3 класс
Пояснительная записка.
Кто из нас не задавал себе вопрос: зачем я живу и что я есть среди людей? С ответа на него начинается самосознание, самоосмысление, самосовершенствование, самовыражение и ещё много других само, - а по сути, начинается самостояние.
Результатом может стать шаг вперёд в том деле, за которое ты взялся. Шаг вперёд для дела, для людей, для человечества, понимание окружающих и чувство общности с ними – по сути, шаг к сочувствию, сопереживанию, сосуществованию с другими.
Но результатом может стать и шаг , когда каждый - сам за себя , каждый – сам по себе. Тогда открываются ворота для жестокости и даже радостей от унижения достоинства другого человека. Духовная инертность оказывается совсем не безобидной. Скудость интересов, нравственная неразвитость жаждут самовыражения, пожалуй, не меньше, чем яркость и широта увлечений и богатство души.
Духовная инертность – отнюдь не пассивная позиция. Она порождает людей с неразвитой, примитивной духовной жизнью. А на этом уровне обязательно формируется негативное отношение к другим людям. Неспособность сопереживать влечёт за собой извращение лучших чувств, создаёт условия жизни, бесчувственной к радостям и горестям людей, тебя окружающих, без сопереживания животным и природе, без переживания радости собственного труда.
Мы взрослые, сами далеко не всегда совершенны в своих отношениях к труду, к людям, к природе. Мы сами не всегда владеем пониманием счастья. А рядом дети. Культуру многих веков, представления о счастье дети воспринимают только через нас, взрослых. « Все мы родом из детства…»
Неважно, кем сказаны эти слова, важно, что сказаны для многих из нас, забывших, откуда мы родом. Именно детский жизненный опыт, эмоции, впечатления, открытие Мира для Себя и в Себе делают нас теми, кем мы становимся в своей взрослой жизни. Именно в детстве находится ключик к потаённым дверцам в душах взрослых, разгадки их поступков, объяснение их целей, неудач и побед. Именно в детстве может произойти такое событие, которое если не перевернёт, то очень сильно повлияет на будущую жизнь ребёнка. Вот почему важно чаще всматриваться в чистые глаза Детства, чтобы не пропустить момент зарождения Добра, остановить чуть проклюнувшееся Зло или увидеть в них с удивлением отражение наших неверных поступков. Вот почему чаще надо обращаться к ребёнку, ещё не изгнанному вашей душой, чтобы проверить, не разучились ли мы быть по-детски искренними, весёлыми , не умер ли в нас великий Философ, имя которому Справедливость, Любовь, Доброта, Понимание.
Ребёнок улыбается матери – первая в жизни улыбка. Ребёнок играет – первые в жизни игры. Ребёнок стал школьником – первые уроки. Первые книжки, первые картинки, первые песенки…первые радости и обиды. Всё первое. Первые кирпичики здания личности. Каким человеком станет этот ребёнок? Каким человеком сделаем его мы? На каком этапе своей жизни человек должен начинать думать сам за себя? С ответов на эти вопросы начинается формирование духовной личности ребёнка.
На сегодняшний день общество нуждается в добрых, гуманных, честных и справедливых гражданах. И задача духовно-нравственного воспитания заключается в формировании такой личности. Поэтому задача учителя сверхсложная: он должен раскрыть внутренний мир младшего школьника и заложить основы нравственных отношений, тем самым, формируя нравственную воспитанность.
Цель: формирование нравственного, коммуникативного и эстетического потенциалов личности младшего школьника.
Задачи:
- содействовать формированию духовно-нравственной пози- ции школьников;
- способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений;
- создать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика.
Планирование работы
курса по духовно-нравственному воспитанию
«Азбука мудрости»
3 класс
Всего: 34 часа (1 час в неделю)
№п/п | Тема | Цель |
1 | Введение. |
|
2 | Мудрый человек. |
|
3 | Город мудрости. |
|
4 | Праздник жизни. |
- смогли бы Страх, Печаль и Скорбь испортить праздник Жизни своим появлением. |
5 | Благородство. |
|
6 | Гордость. |
|
7 | Доброта. |
|
8 | Сила добра. |
|
9 | Милосердие. |
|
10 | Цветок милосердия. |
- что такое благотворительность; - стоит ли помогать нуждающимся, больным и несчастным людям; - если нет денег и лишних вещей, чем можно помочь другим людям. |
11 | Свет дружбы. |
|
12 | Мой друг. |
|
13 | Жертвенность. |
- каким должен быть жертвенный человек; - каждый ли способен на жертву; - может ли жертва быть частичной; - должен ли человек, пожертвовавший чем-либо ожидать благодарности; - бывает ли жертва напрасной. |
14 | Кротость. |
|
15 | Гимн любви. |
|
16 | Школа любви. |
|
17 | Мастерство. |
|
18 | Сердце мастера. |
|
19 | Голос прекрасного. |
|
20 | Мир красоты человека. |
- если бы каждый искал прекрасное вокруг себя, какою бы стала жизнь; - в каждом ли человеке, можно найти что- то прекрасное; - может ли человек стать лучше, если в нём будут искать прекрасное. |
21 | Поиск прекрасного. |
|
22 | Идеал красоты. |
|
23 | Служение людям. |
|
24 | Судьба. |
- что самое прекрасное в судьбе каждого человека; - можно ли изменить судьбу; - хотели бы поменяться судьбой с кем-либо; - хозяин ли своей судьбы человек; - как характер влияет на судьбу. |
25 | Счастье. |
|
26 | Радость труда. |
(Написать какие бы предметы в ней изучались). |
27 | Секрет трудолюбия. |
|
28 | Уважение к людям. |
|
29 | Золотое правило уважения. |
|
30 | Храбрость. |
|
31 | Целеустремлённость. |
|
32 | Чистота. |
|
33 | Щедрость. |
|
34 | Замыкая круг. |
|
Планирование курса
по духовно-нравственному воспитанию
«Счастье семьи»
4 класс
Пояснительная записка.
На протяжении веков семья вносила решающий вклад в дело воспитания и социализации детей, в формирование у них таких интегральных качеств личности, как мировоззрение, ценностные ориентации и установки, а также в изменение характера растущего человека, в развитие интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер личности. Таким образом, семья являлась главным транслятором социального и нравственного опыта от поколения к поколению, в семье существовала уникальная система передачи социальной информации, позволяющей ребёнку воспринимать и осваивать её с максимальной заинтересованностью и полнотой, чему способствовала родительская любовь, доверие ребёнка к родителям, стремление подражать им, общий психологический климат семьи.
Ситуация настоящего переходного периода требует от семьи пересмотра своей традиционной функциональной стратегии, в том числе и в сфере воспитания.
Сегодня, в эпоху перемен, когда традиционные формы социальной интеграции более не являются успешными, а ценности «родительского» поколения подвергаются ревизии самими взрослыми, родители и педагоги сталкиваются с трудностями в стандартных воспитательных ситуациях. Родители всё чаще обращаются за помощью к педагогу, испытывая недостаток собственных педагогических знаний и способностей.
Основными причинами, снижающими воспитательный потенциал семьи, являются высокая степень занятости родителей, неблагоприятная психологическая обстановка в семье, вызванная нервно-психическими и физическими перегрузками, отсутствие общих интересов и семейных традиций.
Родители не умеют, а порой и не хотят присоединиться к детскому миру, разобраться в вопросах, задаваемых сыновьями и дочерьми, найти на них ответы, а порой и просто выразить тепло, понимание поддержку своим детям.
И дети, и родители нуждаются в любви и понимании. И тем, и другим важно чувствовать. Что их ценят, любят, признают.
Именно в семье человек обретает уверенность в себе, обеспечивает безопасность при взаимодействии с внешним миром. Не научившись любить, ценить своих близких, ребёнок никогда не научится принимать и понимать окружающих, ценить и уважать людей.
Это приводит к истощению духовных ресурсов, необходимых для формирования у детей положительной системы нравственных и духовных ценностей, так необходимых растущему человеку.
Младший школьный возраст – период, наиболее благоприятный в духовно-нравственном становлении личности. Именно в это время ребёнок осознаёт отношения между собой и окружающими, осваивает новые социальные роли, разбирается в общественных явлениях, мотивах поведения, нравственных оценках. Он начинает задумываться над своим «я», то есть вступает в сознательную фазу, когда изменяется весь строй личности ребёнка, происходит естественный отбор нравственных ценностей, оказывающих решающее влияние на всё его последующее развитие.
Современные учебные программы для начальной школы насыщены учебным материалом, что на воспитание, привитие духовно-нравственных качеств не остаётся времени. Поэтому характер нравственных взаимоотношений, который существует в процессе обучения, закрепляется и видоизменяется во внеурочной деятельности. Так как именно внеурочная деятельность богата самыми разнообразными формами и содержанием.
Работа по духовно-нравственному развитию младших школьников будет намного эффективнее, если педагоги и воспитатели помогут своим воспитанникам усвоить знания или закрепить жизненные навыки, определяющие ориентиры современных детей.
Цель: формирование у детей положительной системы духовно- нравственных ценностей, основанных на уважении к семье и её традициям.
Задачи:
- расширить знания детей о функциях семьи, её значении в жизни каждого человека;
- повысить значимость роли матери и отца в жизни детей;
- воспитывать чувства уважения и любви к членам своей семьи, пробуждать интерес к жизни старшего поколения;
- сформировать представления о родственных отношениях, основанных на любви и взаимопонимании.
Планирование работы
курса по духовно-нравственному воспитанию
«Счастье семьи»
4 класс
Всего: 34 часа (1 час в неделю)
Блок | Цель | Тема |
Бабушка и дедушка – источник мудрости |
|
|
Роль отца |
| 1. Портрет отца. 2. Мудрость отца. 3. Роль отца. 4.Любовь отца. |
Роль матери | 1. Мамин портрет. 2.Чудо материнской любви. 3. День Матери. 4. Сердце матери. 5. Материнские руки. | |
Наши родители |
| 1. Наши родители. 2. Конференция мам и пап. |
Наши сёстры и братья |
| 1. Наши сёстры и братья. 2. Старшие и младшие. 3. Братская любовь. 4. Вместе с братьями и сёстрами. 5. Праздник знакомства. |
Счастливая семья |
| 1. На что похожи наши семьи. 2. Дружная семья. 3. Счастливая семья. 4. Сказки свечей. 5. Дерево семьи. 6. Школа семьи. 7. Моя будущая семья. 8. Взрослые и дети. 9.Чистота детства. |
Хорошее воспитание |
| 1. Хорошее воспитание. 2. Настоящий воспитатель. 3. Воспитатель человечности. 4. Воспитание красотой. |
5.5. Рекомендуемые примерные списки книг, мультфильмов, художественных фильмов для совместного знакомства, для обсуждения.
Книги для чтения
А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
Аксаков С. Т. «Аленький цветочек»
Алексеев С. «Сто рассказов из русской истории»
Андерсен Х. К. «Эта басня сложена про тебя», «Дюймовочка»
Бажов П. П. «Серебряное копытце», «Хозяйка медной горы»
Барто А. Л. Стихи
Братья Гримм Сказки
Волков В. «Волшебник Изумрудного города»
Добронравов Н. «Если отец герой!»
Дудин М. «Берегите землю»
Гайдар А. П. Повести и рассказы
Драгунский В. Ю. Рассказы
Зощенко М. М. «Самое главное», «Бабушкин подарок»
Катаев В. П. «Сын полка»
Короленко В. Г. «Дети подземелья»
Крылов И. А. Басни
Маршак С. Я. Стихи
Маяковский В. В. «Что такое хорошо и что такое плохо?»
Милн А. «Винни-Пух и все-все-все»
Михалков С. В. Стихи
Мошковская Э. Э. Стихи
Носов Н. Н. Рассказы
Одоевский В. Ф. «Мороз Иванович»
Осеева В. А. Стихи
Пантелеев Л. «Честное слово», «Трус»
Перро Ш. «Золушка»
Пляцковский М. «Мама»
Пришвин М. М. «Ребята и утята»
Пушкин А. С. Сказки
Родари Дж. «Чиполлино»
Родари Дж. «Чем пахнут ремесла»
Симонов К. М. «Родина»
Толстой Л. Н. Рассказы
Чуковский К. И. Сказки
Яковлев Ю. «Мама»
Мультфильмы
«Кот Леопольд и мыши», «День рождения кота Леопольда»
«Волшебник Изумрудного города»
«Бременские музыканты»
«День рождения ослика Иа»
«Гуси-лебеди»
«Лиса т журавль»
«Теремок»
«Волк и семеро козлят»
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
«По щучьему веленью»
«Конек-Горбунок»
«Кот, петух и лиса»
«Морозко»
«Двенадцать месяцев»
«Витя Малеев в школе и дома»
«Антошка»
«Малыш и Карлсон»
«Крокодил Гена и Чебурашка»
«Дудочка и кувшинчик»
«Цветик семицветик»
Фильмы
«Тимур и его команда»
«Чук и Гек»
«Королевство кривых зеркал»
«Чучело»
«Приключения Электроника»
«Новогодние приключения Маши и Вити»
«Приключения желтого чемоданчика»
«Приключения Буратино»
«Золушка»
«Сказка о потерянном времени»
«Мэри Поппинс»
«Аленький цветочек»
5.6. Мониторинг.
Что изменится | Каким образом фиксируем, замеряем |
|
|
|
|
Приложение 1
Диагностика и исследование нравственной сферы школьника
(Фридман Г.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. – М., 1988, с. 326-341)
Диагностика развития нравственной сферы ребенка чаще всего включает исследование когнитивного, эмоционального и поведенческого компонента нравственного развития. Исследование когнитивного компонента предполагает изучение осознания детьми нравственных норм и представлений о нравственных качествах. Исследование эмоционального компонента предполагает изучение нравственных чувств ребенка, эмоционального отношения к моральным нормам. Исследование поведенческого компонента предполагает выявление нравственного поведения в ситуации морального выбора, нравственной направленности личности во взаимодействии со сверстниками и т.д.
Метод «Беседа» (предназначен для изучения представлений детей о нравственных качествах 6-7 лет (1 класс)
Развиваются обобщенные представления о доброте, честности, справедливости, дружбе. Складывается отрицательное отношение к таким моральным качествам, как хитрость, лживость, жестокость, себялюбие, трусость, леность.
Вопросы для беседы:
- Кого можно назвать хорошим (плохим)? Почему?
- Кого можно назвать честным (лживым)? Почему?
- Кого можно назвать добрым (злым)? Почему?
- Кого можно назвать справедливым (несправедливым)? Почему?
- Кого можно назвать щедрым (жадным)? Почему?
- Кого можно назвать смелым (трусливым)? Почему?
Выясняют соответствие представлений о нравственно-волевых качествах возрасту. Делается вывод о том, как меняются эти представления с возрастом.
Методика «Что такое хорошо и что такое плохо?»
Учащихся просят привести примеры: доброго дела, свидетелем которого ты был; зла, сделанного тебе другими; справедливого поступка твоего знакомого; безвольного поступка; проявления безответственности и др.
Обработка результатов.
Степень сформированности понятий о нравственных качествах оценивается по 3-х бальной шкале:
1 балл – если у ребенка сформировано неправильное представление о данном нравственном понятии;
2 балла – если представление о нравственном понятии правильное, но недостаточно четкое и полное;
3 балла – если сформировано полное и четкое представление
Методика «Закончи историю»
Детям читают рассказ-ситуацию из школьной жизни. Задаются вопросы: «Как называется такой поступок?», «О каком справедливом поступке ты можешь рассказать сам?». Обработка результатов по вышеуказанной шкале.
Диагностика эмоционального компонента нравственного развития.
Методика «Сюжетные картинки» (предназначена для детей 1–2 классов)
(по Р.Р.Калининой)
Ребенку предоставляются картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников. Он должен разложить картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой – плохие, объясняя свой выбор.
Обработка результатов.
0 баллов – ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке картинки с изображением плохих и хороших поступков), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.
1 балл – ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны.
2 балла – ребенок правильно раскладывает картинки, обосновывает свои действия, эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо.
3 балла – ребенок обосновывает свой выбор (называет моральные нормы); эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются в мимике, активной жестикуляции и т.д.
Методика «Что мы ценим в людях» (предназначена для выявления нравственных ориентаций ребенка).
Ребенку предлагается мысленно выбрать двух своих знакомых: один из них хороший человек, на которого ребенок хотел бы быть похожим, другой – плохой. После чего просят назвать те их качества, которые нравятся в них и которые не нравятся, и привести по три примера поступков на эти качества. Исследование проводится индивидуально. Ребенок должен дать моральную оценку поступкам, что позволит выявить отношение детей к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т.п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т.п.) – на безнравственный поступок.
Обработка результатов.
0 баллов – ребенок не имеет четких нравственных ориентиров. Отношения к нравственным нормам неустойчивое. Неправильно объясняет поступки, эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.
1 балл – нравственные ориентиры существуют, но соответствовать им ребенок не стремиться или считает это недостижимой мечтой. Адекватно оценивает поступки, однако отношение к нравственным нормам неустойчивое, пассивное. Эмоциональные реакции неадекватны.
2 балла – нравственные ориентиры существуют, оценки поступков и эмоциональные реакции адекватны, но отношение к нравственным нормам ещё недостаточно устойчивое.
3 балла – ребенок обосновывает свой выбор нравственными установками; эмоциональные реакции адекватны, отношение к нравственным нормам активное и устойчивое.
Методика «Как поступать» (предназначена для выявления отношения к нравственным нормам).
Ребенку предлагается представить себе заданную ситуацию и сообщить, как бы он повел себя в ней. Например, первая ситуация: во время перемены один из твоих одноклассников разбил окно. Ты это видел. Он не сознался. Что ты скажешь? Почему? Вторая ситуация: одноклассники сговорились сорвать урок. Как ты поступишь? Почему?
Обработка результатов по вышеуказанной шкале.
Методика «Закончи предложение» (методика Н.Е. Богуславской)
Детям предлагается бланк теста, где необходимо закончить предложения несколькими словами.
- Если я знаю, что поступил неправильно, то …
- Когда я затрудняюсь сам принять правильное решение, то …
- Выбирая между интересным, но необязательным, и необходимым, но скучным занятием, я обычно …
- Когда в моем присутствии обижают человека, я …
- Когда ложь становится единственным средством сохранения хорошего отношения ко мне, я …
- Если бы я был на месте учителя, я …
Обработка результатов по вышеуказанной шкале.
Незаконченные предложения, или моё отношение к людям.
Отношение к друзьям
Думаю, что настоящий друг …
Не люблю людей, которые …
Больше всего люблю тех людей, которые …
Когда меня нет, мои друзья …
Я хотел бы, чтобы мои друзья …
Отношение к семье
Моя семья обращается со мной как …
когда я был маленьким, моя семья …
Чувство вины
Сделал бы все, чтобы забыть …
Моей самой большой ошибкой было …
Если ты совершаешь дурной поступок, то …
Отношение к себе
Если все против меня …
Думаю, что я достаточно способен …
Я хотел бы быть похожим на тех, кто …
Наибольших успехов я достигаю, когда …
Больше всего я ценю …
(Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. – Екатеринбург: «АРД ЛТД», 1997, с. 37)
Анкета-опросник «Настоящий друг»
(Прутченков А.С. Наедине с собой. М. 1996, с. 154)
1. Делится новостями о своих успехах.
2. Оказывает эмоциональную поддержку.
3. Добровольно помогает в случае нужды.
4. Стремиться, чтобы другу было приятно в его обществе.
5. Не завидует другу.
6. Защищает друга в его отсутствие.
7. Терпим к остальным друзьям своего друга.
8. Хранит доверенные ему тайны.
9. Не критикует друга публично.
10. Не ревнует друга к остальным людям.
11. Стремится не быть назойливым.
12. Не поучает, как нужно жить.
13. Уважает внутренний мир друга.
14. Не использует доверенную тайну в своих целях.
15. Не стремиться переделать друга по своему образцу.
16. Не предает в трудную минуту.
17. Доверяет свои самые сокровенные мысли.
18. Понимает состояние и настроение друга.
19. Уверен в своем друге.
20. Искренен в общении.
21. Первым прощает ошибки друга.
22. Радуется успехам и достижениям друга.
23. Не забывает поздравить друга.
24. Помнит о друге, когда того нет рядом.
25. Может сказать другу то, что думает.
Обработка результатов:
За каждый ответ «да» поставьте себе 2 балла, за ответ «не знаю» – по 1 баллу, а за ответ «нет» – 0 баллов. Сложите полученные очки.
От 0 до 14 баллов. Вы еще не оценили до конца всех прелестей и достоинств дружбы. Скорее всего, вы не доверяете людям, поэтому с вами трудно дружить.
От 15 до 35 баллов. У вас есть опыт дружбы, но есть и ошибки. Хорошо, что вы верите в настоящую дружбу и готовы дружить.
От 35 до 50 баллов. Вы настоящий друг, верный и преданный. С вами тепло и радостно, ваши друзья чувствуют себя спокойно и надежно, доверяют вам, и вы платите им тем же.
Методика-тест «Хороший ли ты сын (дочь)?»
(Лаврентьева Л.И., Ерина Э.Г., Цацинская Л.И. Нравственное воспитание в начальной школе // Завуч начальной школы. 2004, № 6, стр. 118)
Поставь против каждого вопроса знак «+» или знак «–» в зависимости от того, положительный или отрицательный ответ ты дашь.
1. Если тебе приходится неожиданно задержаться в школе, на прогулке или внезапно уйти из дому, сообщаешь ли ты об этом родным (запиской, по телефону, через товарищей)?
2. Бывают ли случаи, что родители заняты какой-то большой работой, а тебя отправляют на улицу или в кино, «чтобы не крутился под ногами»?
3. Отложи на минутку книжку и осмотри квартиру не своими, а мамиными глазами: нет ли в комнате вещей, которые лежат не на месте?
4. Можешь ли ты сразу, никуда не заглядывая, назвать дни рождения родителей, бабушки, дедушки, братьев, сестер?
5. Свои нужды (купить коньки, мяч) ты, наверное, знаешь хорошо. А известно ли тебе, какая вещь срочно необходима матери или отцу и когда собираются ее приобрести?
6. Случается ли, что помимо маминого поручения, ты выполняешь какую-нибудь работу «от себя», по своей инициативе?
7. Мама угощает тебя апельсином, конфетой. Всегда ли ты проверяешь, досталось ли вкусное взрослым?
8. У родителей выдался свободный вечер. Они собираются в гости или в кино. Выражаешь ли ты свое нежелание остаться дома (просишь их не уходить, требуешь взять с собой, говоришь, что тебе одному страшно, или, может быть, молча сидишь с кислым и недовольным лицом)?
9. У вас дома взрослые гости. Приходится ли родным напоминать тебе, что надо заняться тихим делом, не мешать им, не вмешиваться в их разговор?
10. Стесняешься ли ты дома, в гостях подать маме пальто или оказать другие знаки внимания?
Обработка результатов: Если ты очень хороший сын или дочь, знаки у тебя должны получиться такие: «+ – – + + + + – – –». Если картина получилась противоположная, тебе надо всерьез призадуматься, каким ты растешь человеком. Если же есть некоторые несовпадения, не огорчайся. Дело вполне можно поправить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка" Уроки духовной жизни"
Программа содержит:пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, методическое обеспечение программы...
разработка "Уроков духовной жизни"
разработка "Уроков духовной жизни"...
Осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни.
Выступление на педагогическом совете...
Уроки духовной жизни
Жить среди людей с пользой для себя и для других, обладать такими качествами души и сердца, как: любовь к человеку, долг и ответственность, уважение, терпение и сострадание....
Урок духовной жизни в 1 классе на тему "Когда бывает грустно?".
Урок разработан с целью воспитания в детях духовно-нравственного аспекта....
Интернет-конференция IV Епархиальных образовательных чтений «Князь Владимир. Цивилизованный выбор Руси» Тема: "Князь Владимир как великий реформатор духовной жизни"
“Закон жизни отсталых государств среди опередивших:нужда реформ созревает раньше, чем народ созревает для реформы”. В.О. Ключевский...
Образовательная программа "Путь во взрослую жизнь"
Настоящая программа «Путь во взрослую жизнь» направлена на повышение социальной компетентности воспитанников, для того чтобы, выйдя из детского дома, они могли жить и общаться с окружающим...