Из истории денег
методическая разработка (2 класс)

Беляева Жанна Михайловна

интересные факты

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_zanyatiya_dengi_2_kl.docx24.25 КБ

Предварительный просмотр:

Второй класс.

Занятие . Деньги. Из истории денег. Нумизматика.

Цель: формировать у школьников понятие «деньги», для чего они нужны, познакомить с историей возникновения денег, наукой нумизматикой, развивать речь учащихся, интерес к истории, умение работать в парах.

Ход занятия.

I.Сообщение темы.

- Сегодняшнее занятие мы начнем с разыгрывания сценки.

Сценка:

-Хочешь пойти с нами в театр? –догнал меня по дороге домой Иванов. –Приноси завтра три единицы. –И убежал.

За ужином я спросил у родителей:

-Мне нужно три единицы на театр, дадите?

-Какие единицы? – удивилась мама.

-Наверное, денежные, - усмехнулся папа. – Денежная единица – основа всех расчетов в любой стране. У нас такой единицей является рубль.

-Рубль я знаю, - ответил я. – Он бывает бумажный, а еще и круглый.

-Теперь подумайте. Когда вы хотите что-нибудь купить, что вы спрашиваете?

-Сколько это стоит? – догадалась мама.

-Правильно. И вам отвечают – сто рублей. Сто денежных единиц.

Или сто рублей.

-Значит три единицы – это три рубля, - обрадовался я.

-Конечно. –улыбнулся папа. – Вот тебе три единицы на театр, - и папа протянул мне три рубля.

-О чем мы сегодня будем говорить?  Правильно, о деньгах. Вы узнаете, что такое деньги, как они появились, и что такое наука нумизматика.

II.Изучение нового материала.  История денег.

- Деньги не имеют ценности сами по себе. Их ценность проявляется в том, что на них можно купить.
История денег начинается с тех давних времен, когда людям, приходилось менять одну вещь на другую, чтобы получить то, что им было нужно. Если им был нужен топор, они находили какого-нибудь человека, у кого он был, и обменивали его на что-нибудь необходимое для его владельца. То же самое происходит и сегодня, только с той разницей, что сегодня мы даем продавцу деньги в обмен на то, что мы хотим, хотя обмен товара на товар сохранился и по сей день.

Условия жизни наших предков были таковы, что продукты питания, одежда и убежища добывались тяжким трудом. Редко производилось что-то лишнее, чем можно было бы торговать.
Но с течением времени, основные занятия людей — охота и собирательство, были заменены более эффективными – культивированием растений и разведением скота: время от времени стали появляться излишки одного или другого товара. Племя, обладающее излишками шкур животных, но испытывающее нехватку зерна могло обмениваться с другим племенем, имевшим его избыток. Так был рожден бартер.

С развитием человеческого общества, бартер пышно расцвел. Самым знаменитым примером может послужить сделка Питера Миноты в 1626 году: за бусины и безделушки, стоимостью 24$ Минота получил остров в Манхеттене. В 1993 году этот остров был оценен в 50,4 миллиарда $.
В Риме с солдатами часто расплачивались мешками с солью (слово „жалование“ пришло оттуда) потому, что соли было мало, и она была необходима для консервации продуктов.
В Европе, в 1393 г., когда ввозимые специи ценились очень высоко и часто были редкостными, фунт шафрана стоил как тягловая лошадь. За фунт имбиря можно было приобрести корабль.

Бартер на Руси проходил те же этапы в своем развитии, что и в других cтранах. В северных областях «товарными» деньгами служили шкурки куниц, соболей, белок, лисиц. Название древнерусской денежной единицы «куна» берет свое происхождение от меха куницы. Память о «меховых деньгах» осталась в нашем языке в числительном «сорок». Слово «сорок» родственно слову «сорочка» (рубаха). Предполагают, что в древние времена на шитье мехового кафтана или шубы шла связка шкурок куницы или соболя, которую называли «сорок». «Сороками», то есть наборами шкурок на один кафтан, считали количество мехов во время торговли. Позже название «сорок» распространилось и на число 40.
Также у древних славян роль денег выполняли лен и изготовленная из него ткань — полотно. От слова «полотно» произошло всем нам известное слово — платить.
Поиск человека, который имел ту вещь, которая тебе нужна, переговоры об обмене занимали много времени и энергии. И не всегда было легко прийти к соглашению о ценности вещи. Сколько шкур стоит корзина с зерном? Что делать, если стол стоит одну с половиной коровы?

Появились первые цены — за любую вещь давали определенное количество денег.

Деньги были разными.

Каменные деньги. Каменный диск - малый экземпляр монет, служивших жителям острова Яп в Тихом океане для оплаты общественных расходов и судебных тяжб. Большие экземпляры достигали 4м в диаметре.

Деньги-топоры. Когда испанские конкистадоры завоевали Мексику, индейцы использовали для платежей какао-бобы и маленькие- маленькие медные топоры - их мягкий металл не годился для хозяйственных нужд.

  Эфиопские соляные бруски. Бруски самородной соли широко использовались в Эфиопии до 1920-х гг. в качестве денег. Чтобы они не ломались, их обкладывали тростником. Кое-где в Восточной Африке стада крупного рогатого скота до сих пор считаются символом богатства.

  Деньги- перья. Эти деньги ( длинной до 10м.) изготовлены из тонких красных перьев, склеенных вместе и связанных растительными волокнами в круги - бухты. На островах Санта-Крус ( Тихий океан) их используют для расчетов при брачных церемониях и покупке океанских каноэ. Чем ярче перья, тем ценнее бухта! 

  Раковины каури. Самому раннему свидетельству об использовании раковин каури в качестве денег в Китае около 3500 лет. Изображение такой раковины и выбрали для обозначения денег. Раковины каури служили деньгами в 9-18 вв. в Индии, в 17 веке в Таиланде и в 19 веке в Африке.      

Первые монеты были изготовлены в 7 в. до н.э. в Малой Азии, в царстве Лидия ( ныне территория Турции).  Приблизительно в 2500 г. до н.э. в Египте и на территории малой Азии, при оплате товаров и услуг начали использовать различные металлы – золото, серебро и медь. Сначала они обращались в виде слитков, впоследствии, слитки стали клеймить, удостоверяя тем самым качество металла, – так появились монеты, наличие которых существенно упростило товарообмен.

Монеты были дорогими, прочными и удобными. Они не могли умереть или испортиться по дороге к рынку. Вдобавок, использование монет позволяло расплачиваться поштучно (отсчитывать), а не взвешивать их. Длительное время условная ценность денег измерялось драгоценными металлами – обычно золотом или серебром. Только с 1971 г. развитые страны запретили обмен бумажных денег на золото и оно перестало являться универсальным критерием ценности.

На Руси монеты появились в Х веке, они чеканились из серебра. Сохранились «серебряники» русского князя Владимира. На одной стороне изображен князь, сидящий на престоле («столе»), а на другой — родовой знак. Надпись на монете гласит: «Володимир на столе, а се его серебро» (то есть, Владимир на престоле, а это его серебро).

Для того чтобы иметь мелкие, разменные деньги, монеты часто распиливали на два или четыре кусочка и расплачивались ими.

Впервые название рубль встречается в новгородской берестяной грамоте, датированной 13 веком. В 13 веке рубль представлял собой серебряный слиток длиной до 20 см и весом примерно 200 г.

Название же рубль произошло от слова «рубить», потому что слиток серебра в гривну весом разрубался на четыре части, которые и назывались рублями.

-На руси существовали разные монеты-деньги:

  Полушка — 1/4 копейки 

  Деньга — 1/2 копейки 

  Семишник — 2 копейки 

  Грош — 2 копейки 

  Алтын — 3 копейки 

  4 копейки 

  Пятак — 5 копеек 

  Гривенник — 10 копеек 

  Пятиалтынный — 15 копеек 

  Двугривенный — 20 копеек 

  Полуполтинник — 25 копеек 

  Полтинник — 50 копеек 

  Рубль (монета) — 100 копеек

Очень хорошо видно, что все названия идут от одного – копейка. Распространённое толкование названия говорит о его происхождении от слова «копьё»: изначально на аверсе копейки изображался Георгий Победоносец, поражающий копьём Змия.

-Интересная картина открылась бы нашим глазам на московском базаре 17 века. Цены были следующими:

Пуд (16 кг) сливочного масла – 16 копеек

1лимон -1,5 копейки

1 курица -1 копейка

Десяток яиц – 1 копейка

Шуба из овчины- 30-40 копеек

Бархатная шуба, подбитая соболем – 70 копеек

Штаны из сукна – 40 алтын, т.е. 1р 20 копеек

Рыба свежая -37 копеек за пуд.

1 голова сахара – 4 гривны, т.е. 40 копеек

-Со временем  различные товары дорожали. Для того, чтобы их купить необходимо было отдать большое количество монет. Это было очень неудобно, поскольку монеты весили достаточно много и занимали много места. Так возникли деньги бумажные.

Первые бумажные деньги появились в Китае в 910 году нашей эры. Они представляли собой  записки, сделанные из темно-красной коры и отмеченные  печатью императора  и подписью казначея. В России первые бумажные деньги (ассигнации) были введены при Екатерине II (1769 г.).

III.Нумизматика.

Нумизматика ( лат. nomisma — монета) — вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю монетной чеканки и денежного обращения по монетам.

Монета имеет свой «язык». Она может рассказать об истории своей страны, на ней сохранились  имя правителя, при котором она была отчеканена, дата чеканки, архитектурные памятники.

IV.Работа в парах. ( у учащихся на партах картинки)

- Перед вами различные предметы с ценниками. Что вы можете купить на полтинник? Составьте различные покупки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из истории денег

Внеклассное занятие "Из истории денег"  для 2 класса на кружке. Может использоваться на уроке окружающего мира....

Исследовательская работа "Интересные факты из истории денег"

Учащиеся узнают некоторые интересные факты из истории появления и развития денег....

История денег в России

Краткая история денегВ старину славянки носили на шее ожерелье из драгоценного металла - гривну ("грива" - шея). Украшения всегда были ходовым товаром. За гривну давали кусок серебра определ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Финансовая грамотность. История денег»

Данная программа разработана для обучающихся 3 -4 классов.Она имеет социально- педагогическую направленность....

Методическая разработка 1 занятия кружка "Финансовая грамотность. История денег" по теме "Что такое деньги?"

Данная методическая разработка проводится в форме интерактивной беседы.Цель занятия - рассмотреть выгоды обмена, объяснить неудобства бартера  и причины появления денег....

Методическая разработка занятия кружка "Финансовая грамотность.История денег" по теме "Устройство монеты"

Методическая разработка занятия по теме "Устройство монеты" знакомит с историей денег, устройством монеты....