Разработка занятия "Русские героические сказки"
план-конспект занятия (1 класс)

Шиленкова Ольга Александровна

Тема:  Русские героические сказки.

 

Цель: Формирование у обучающихся чувство гражданско-патриотического сознания.

Задачи:

- Познакомить обучающихся с героями русских героических сказок. Актуализировать и расширить знания о их подвигах во имя Родины и их народа.

- Корригировать внимание обучающихся в процессе работы с картинками. Развивать операции классификации и обобщения в ходе выполнения практической деятельности.

- Воспитывать патриотизм у детей средством русских героических сказок.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие с учащимися 1 в класса

Тема: Русские героические сказки.

Цель: Формирование у обучающихся чувство гражданско-патриотического сознания.

Задачи:

- Познакомить обучающихся с героями русских героических сказок. Актуализировать и расширить знания об их подвигах во имя Родины и их народа.

- Корригировать внимание обучающихся в процессе работы с картинками. Развивать операции классификации и обобщения в ходе выполнения практической деятельности.

- Воспитывать патриотизм у детей средством русских героических сказок.

Оборудование:

Мультимедиа, проектор, картина-иллюстрация В.Васнецова «Три богатыря», музыка, картинки, мультфильмы «Илья Муромец и Соловей Разбойник», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Алёша Попович и Тугарин Змей».

Ход проведения

  1. Вступительная часть

Здравствуйте, ребята, здравствуйте, уважаемые гости.

Мы начнем сегодня занятие с того, что пошлём друг другу добрые мысли и чувства. Нужно молча, только глазами выразить свои пожелания. А что вы хотите пожелать? (здоровья, добра, послать привет, пожелать не болеть).

1сл.Звучит музыкальная заставка передачи «В гостях у сказки».

Ребята, вам ничего не напоминает эта музыка? (о сказках…).

-Что такое сказка?

2 сл. Мы сегодня будем говорить о героических сказках. Героические сказки - это сказки о богатырях, о рыцарях, о защитниках, о подвигах, о силе (учитель слово сопровождает показом картинки). Садитесь поудобнее, как вам нравится, и мы начинаем погружаться в сказочный мир.

II. Основная часть

3 сл.  Сказки – это память народа, а героические сказки – это ещё и гордость за его славное прошлое. В разное время слагались сказки - в древние времена, в эпоху Петра I, в отечественную войну 1812г. Менялись герои – это и солдат, и матрос, и купец, и богатырь, но каждый из них вставал на защиту, когда на свободу страны покушался враг. В сказках ярко проявляются черты характера, свойственные русскому человеку.

 О каких чертах характера я сейчас хочу сказать, ребята? (любовь к родной земле, находчивость и смекалка, желание помочь ближнему).

- Ребята, кто охранял в далёкие времена русскую землю, города? (Богатыри её охраняли).

4 сл. Сейчас я вам покажу небольшие отрывки из мультфильмов  про героических богатырей, а вы мне, после просмотра, назовёте их имена.

ВИДЕО

5 сл. Какие русские богатыри являются главными персонажами этих мультипликационных отрывков? (Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович).

- Кто такие богатыри? Как мы по другому можем их назвать? (Защитники земли русской), (Воины Древней Руси), (Силачи), (Богатыри).

 (показ картины В.Васнецова «Три богатыря»). Это одна  из лучших картин русской живописи.  Виктор Михайлович Васнецов писал картину 27 лет. Для того, чтобы написать её, художник изучал множество сказаний, былин.

-Что такое былина?

6 сл. – В центре картины сидит Илья Муромец. Илья Муромец родился и жил в г. Муроме, это крестьянский сын, славный богатырь, самый страшный из богатырей. У него строгое лицо, борода с проседью. Зорко всматривается богатырь вдаль. Победил Соловья-разбойника. Погиб Илья Муромец, защищая землю от врагов.

 7 сл. Памятник Илье Муромцу стоит в городе Муроме.

8 сл. – По правую руку от Ильи изображен Добрыня Никитич – ловкий, смелый. Одет богато, нарядно. У него красный щит и белый конь. Он уже вынимает острый меч, как будто сейчас ринется в бой.  Прославился Добрыня тем, что в тяжкой битве победил Змея Огненного, освободил из полону много людей. Мы только что видели его смелость и ловкость.

9 сл. -Алёша Попович – смелый, сильный. Сражался Алеша со змеем Тугариным (злой богатырь в русских былинах и сказках, в эпоху борьбы с кочевниками), защищая нашу землю от него. Его не страшит даже сама смерть!

А еще я хочу добавить. Обратить ваше внимание на пейзаж. Богатырей окружает степь, позади них холмы, а вокруг тучи. А над богатырями светлые облака.

-А как вы думаете, почему художник так изобразил?

Древняя легенда (устный народный рассказ) устами одного из завоевателей предупреждает: «и я детям и внукам наказываю – не ходить войной на великую Русь, она век стоит не шатается и века простоит не шелохнется».

 Откуда же черпают Русские воины свою неиссякаемую силу о которой нам рассказывают русские героические сказки?

 Говорят досталась она им в наследство от далеких предков, о которых сложены песни и сказания – от былинных богатырей. Испокон веков были люди, которых любил народ, чьи имена хранили в сердце своем. Это те, кто бедных защищал, кто землю русскую оберегал, слабых в обиду не давал.

10 сл. -Какое оружие было у богатырей? (Меч), (Боевой нож), (Копьё), (Щит), (Булава), (Дубина), (Лук, стрелы). Показ картинок.

Физкультминутка

Давайте попробуем представить себя богатырями.

Дружно встали - раз, два, три -
Мы теперь богатыри.
Руки вверх мы поднимаем,
На заставу мы шагаем, 

Богатырская застава,

Руки влево, руки вправо.

Ни в морях ни в небесах

Не пропущен будет враг.

Мы шагаем дружно в ногу

Пусть уходит враг с дороги.

А во что богатыри были одеты, вы узнаете, если отгадаете загадку. Слушайте внимательно.

- Рубашку такую не вяжут, не шьют, её из колечек железных плетут. Что это? (Кольчуга). 11 сл.

Кто любит играть? Но играем по правилам.

Выключить слайд

- Игра « Доскажи словечко». (С показом предметов). Можно отвечать хором.

- Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч…ну, что, догадались? Конечно же (меч).

-Чтоб грудь защищать от ударов врага, вы это знаете наверняка, на левой руке у героя висит, блестящий и кругленький (щит).

-Какие русские богатыри были по характеру? (Смелые), (Сильные), (Храбрые), (Отважные), (Бесстрашные), (Героические), (Доблестные), (Мужественные).

Игра « Собери богатыря в путь».

- Давайте с помощью картинок соберём богатыря в путь. Вспомните мультипликационные фильмы, картину В.Васнецова, что необходимо богатырю в первую очередь?  Работа в парах.

-Вскройте конверт на своем столе, смотрите на картинки (конь, рубашка – кольчуга, шлем, щит, меч, булава), достаньте то, что необходимо. Дети по очереди выходят, называют и вешают с помощью магнита картинки на доску.

(Звучит музыка Александра Порфильевича Бородина «Богатырская симфония»).

  1. Заключительная часть.

Ребята, в Древней Руси родовым деревом считался дуб. Уходя в поход, богатыри подходили к дубу, брали с собой листок и горсть земли. Этот обычай брать с собой листок и горсть земли родной земли сохранился до сих пор с тех далеких времен от наших предков.

А сейчас каждый из вас подумает. Если вы хотите вырасти сильными и смелыми, защищать слабых, подойдите к дубу и прикрепите на него жёлудь.

Наше путешествие в мир сказок и былин подошло к концу. Надеюсь стали сильнее и дружнее.

- Что вам понравилось? Запомнилось?

-Зачем нужны сказки?

-Чему они учат?

Ребята, продолжить свое путешествие в мир сказок  можно в школьной библиотеке. Смотрите сколько книг по данной теме мне удалось там найти.

-Сказки учат быть умными и добрыми, честными и трудолюбивыми, дружными и смелыми, как наши герои. Они учат как победить зло, ложь, коварство, никогда не терять веру в удачу, любить свою Родину и защищать слабых. Выдуманный сказочный мир всегда несёт с собой мудрую мысль. Недаром говорят: «Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка КВНа по сказкам А.С,Пушкина

конспект урока "КВН по сказкам А,С.Пушкина"...

Авторская разработка по чтению "Сказки - народные и авторские"

данный материал позволяет сравнить сказки, дает возможность творческой деятельности всех учеников класса, дает возможность учителю организовать интересный урок....

Разработка урока чтения «Сказки Шарля Перро»

Разработка урока чтения для учащихся 3 классов четырехлетней начальной школы по программе "Школа России" К учебнику  Л.Ф Климанова, В.Г. Горецкий, М.В.Голованова "Литературное чтение"1-4 кл. 2012...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА МУЗЫКИ «СКАЗКА В МУЗЫКЕ С.С. ПРОКОФЬЕВА» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА МУЗЫКИ «СКАЗКА В МУЗЫКЕС.С. ПРОКОФЬЕВА»ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА В данной методической разработке помещён материал, направленный на изучение учащимися симфони...

Методическая разработка по инсценированию сказки А.С.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"

В данной разработке педагог может найти сценарий "Сказки о рыбаке и золотой рыбке"....

Методическая разработка презентации - теста " Сказки А.С. Пушкина"

Данная методическая разработка рассчитана на учащихся 3-4 класса после изучения всех сказок А.С. Пушкина. Рекомендовано к использованию во внеклассной работе, в работе по литературному чтению, во внеу...

Учебно-методическая разработка. Путешествие в сказку «Репка» на русском и французском языке.Цикл уроков

Занятие театральной студии на французском языке, 1год обучения в театральной студии и первый год обучения фр.языку.Тема: Знакомство со сказкой «Репка» на русском и французском языке....