Разработка урока чтения «Сказки Шарля Перро»
учебно-методическое пособие (чтение, 3 класс) по теме

Разработка урока чтения для учащихся 3 классов четырехлетней начальной школы по программе "Школа России" К учебнику  Л.Ф Климанова, В.Г. Горецкий, М.В.Голованова "Литературное чтение"1-4 кл. 2012г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Чтение "Сказки Шарля Перро"24.86 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:  «Сказки Шарля Перро»

Цель урока:  Познакомить с биографией и творчеством Ш. Перро. Учить находить главную мысль сказки, развивать память, мышление, умение правильно ставить вопрос к тексту. Воспитывать сочувствие и уважение к труду.

Оборудование:  Выставка книг, портрет писателя с биографией, ИКТ (презентация), музыкальное сопровождение (диск).

Ход урока:

Орг. момент.

Поставка цели урока.

    «Что за прелесть эти сказки!»

    Сегодня ребята мы совершаем удивительное путешествие в мир  сказок. Когда вы были совсем еще маленькими, мамы и бабушки укладывали вас спать, рассказывали вам сказки. И в далеком прошлом, когда были маленькими ваши дедушки и бабушки, им тоже взрослые рассказывали сказки.

   Сказки появились очень давно. Создавались они самим народом. Один певец или рассказчик, напевал сказку, передавая ее слушателям.

   Слушатели пересказывали ее, добавляя, что - свое. И если сказка получалась удачной, она запоминалась и передавалась из уст в уста. Ведь « Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!..». Сказка ложь оказывается самой – пер самой правдой: она рассказывает нам о чрезвычайно важном в жизни, она учит нас быть добрыми и справедливыми, противостоять злу, презирать хитрецов и льстецов.

 И так  можно сделать вывод.

 Что же такое сказка?      

   (ответы детей)

 Общий вывод: Сказка – это занимательный устный рассказ, повествующий о невероятной, но поучительной истории.

 Вывод вывешивается на доске.

- А ведь сказки бывают разные.

- Вы ребята знаете, какие бывают сказки?

 (Сказки о животных, волшебные сказки, социально бытовые)

-  Кто является главным персонажем сказок о животных?

(Животные, иногда им противостоит человек, но чаще всего животные являются добрыми помощниками главного героя.)

- А какие сказки о животных вы знаете?

 ( «Теремок», Волк и семеро козлят», «Три поросенка» и т.д.) показ картинок из сказок на интерактивной доске.

- А какие сказки называются волшебными?

 Сказки, в которых происходят различные невероятные превращения. Где речь идет об удивительных приключениях и обязательно они связаны с волшебством.  Герои этих сказок: летают на коврах самолетах, бегают по земле в сапогах – скороходах, пользуются шапкой невидимкой, едят со скатерти – самобранке.

- А какие волшебные сказки вы знаете?

 («Золушка», «Царевна лягушка», «Кот в сапогах» и т.д.) показ картинок из сказок на интерактивной доске.

 - И, наконец, какие же сказки являются социально – бытовые?

( Это сказки главные персонажи, которых одерживают победу не с помощью волшебства, а благодаря своему уму, смекалке, смелости и хитрости).

- Какие социально – бытовые сказки вы знаете?

(«Каша из топора, «Иванушка – дурачок», «О папе и его работнике Балде) показ картинок из сказок на интерактивной доске.

    Не редко сказки (особенно волшебные ) начинаются с присказки.       Назначение присказки – подготовить слушателей к восприятию сказки, настроить его на соответствующий лад, о чем далее будет говориться в сказке. Присказка может заканчивать сказку. И в этом случае назначение присказки - дать понять слушателю, что сказка закончена.

-  А какие присказки знаете вы?

(« Это только присказка, сказка  впереди», «Сказка вся, более сказать нельзя», « Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец»  и т.д.) показ на интерактивной доске. Традиционно элементом сказки является зачин (начало). По, которому мы сразу понимаем, что перед нами сказка. Зачин, как и присказка, кладет четкую грань между нашей обыденной речью и сказочным повествованием. Вместе с тем в зачине определяются герои сказок, место и время действия.

 - А какой зачин знаете вы ребята?

 (« Жили – были…», «В некотором царстве, в некотором государстве»… и т.д.) показ на интерактивной доске.

   Ребята вы знаете, что есть еще такие сказки, которые называются докучными,  они произошли от слова «докучать»: слушатели докучали сказочника, а сказочник слушателей. И поэтому появились такие короткие сказки.

   Вот послушайте одну из них «Жил - был царь, у царя был двор.  И вот мы настраиваемся на сказку, как она ужу заканчивается: «Во дворе был кол, на колу мочало, не начать ли нам сказку с начала?»

  Сказки также подразделяются на народные и авторские.

- Как вы думаете, какие сказки называются народными сказками?

    (Сказки, которые, сочинял  народ и, которые передавались  из уст в уста.)

- А какие сказки называются авторскими?  (А.С.Пушкин, Г. Х. Андерсен, Л. Н. Толстой, Братья Грим,  Ш. Перро).

 Вот и сегодня мы с вами познакомимся с одним из писателей сказочников Шарлем Перро.

Рассказ учителя

 Давным - давно правил во Франции король Людовик IV, которого, за любовь к утонченному, блистательному, изящному прозвали королем – Солнца. В его прекрасный замок допускались только благородные особы. Здесь признавали только высокое искусство.

  А сказки в те времена жили только среди простого народа. Они помогали снять усталость после тяжелого трудового дня, дарили надежду на лучшие времена. Придворные же короля -  Солнца считали сказки низменным чтением, не достойным знати.

  В одной такой знаменитой семье было 5 братьев. Все они получили хорошее образование: занимались наукой, искусством. А младший Шарль – достиг самых больших высот: стал генеральным секретарем королевских построек, членом Французской академии, языковедом, придворным поэтом.

   Но так случилось, что эта важная птица, был с детства очарован народными сказками. И таким сильным было его увлечение, что … он сам занялся сочинением сказок. Когда их стало много, Шарлю захотелось  издать их. Но как это сделать, чтобы не испортить репутацию?

   Шарль Перро подписался именем брата. Но когда обман раскрылся, как не странно, придворная знать не стала насмехаться на новоявленным сказочником, а, наоборот, осыпала его почестями. Книги со сказками Перро зачитывались придворными дамами до дыр.

  Потом Шарль Перро выпустил новое издание сказок, который дошел нас под названием «Сказки матушки Гусыни».

  В России сказки Шарля Перро перевели такие мастера, как Василий Жуковский, Иван Тургеньев. Они сразу завоевали любовь взрослых и детей.

 Прошло более 200 лет, все государственные заслуги Шарля Перро давно забыты. А вот сказки его будут долго жить среди нас.

   - А какие сказки Шарля Перро знаете вы ребята?

(«Красная Шапочка», «Золушка», Спящая красавица»… и т.д.)

 Сейчас я проверю, как вы знаете сказки Шарля Перро.

                Отгадайте загадки.

Мы из сказки, ты нас знаешь…

Если вспомнишь – отгадаешь!  

А не вспомнишь – так, что ж?  

Сказку заново прочтешь!            

                                                     Д. Розман

Она красива и добра,            

Имя ее от слова «зола»?              

                                                  (Золушка)

Спит юная дева уж сотню лет,  

Спасателя принца все нет и нет.      

                                                      (Спящая красавица)

Охотнику нужна двустволка,

Чтоб девочку спасти от волка…                    

                                                  (Красная Шапочка)

Знайте, этого плутишку ни кому не обхитрить

Людоеда, словно мышку, умудрился проглотить.

                                                  (Кот в сапогах)

4.Физ. минутка.

5.Знакомство со сказкой Шарля Перро «Рике с хохолком »

 Открыли учебник. Сейчас мы с вами прочитаем сказку Ш. Перро «Рике с хохолком».

(Чтение сказки)

6. Словарная работа

  Сложные слова  по ходу чтения сказки, выводятся на интерактивной доске. Проводится  разбор слов.

7. Подведение итога урока.

- Что нового вы узнали на уроке?

- С каким сказочником вы познакомились?

- Чему учат нас сказки Шарля Перро?

8. Домашнее задание.

   Прочитать сказку Ш. Перро «Рике с хохолком», пересказать, ответить на вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказки Шарля Перро

Презентация для урока внеклассного чтения во 2 классе по сказкам Шарля Перро....

Путешествие по сказкам Шарля Перро

В работе представлена разработка внеклассного мероприятия "Путешествие по сказкам Шарля Перро". Разработка сопровождается красочной презентацией, с помощью которой ребята знакомятся с биографией, твор...

Путешествие по сказкам Шарля Перро

Путешествие проходит в сопровождении красочной презентации. Вначале ребята вспоминают биографию сказочника, потом отвечают на вопросы викторины, а затем путешествуют по станциям. Игру можно проводить ...

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ. УРОК 2-3 КЛАСС. ТЕМА: "СКАЗКИ ШАРЛЯ ПЕРРО"

УРОК 2-3 КЛАСС. ТЕМА: "СКАЗКИ ШАРЛЯ ПЕРРО" Цель работы: пробуждение в детях интереса к книге, расширение их литературного кругозора, стимулирование творческого потенциала, способствование мотив...

Урок по сказкам Шарля Перро

Урок по сказкам Ш.Перро проводился в форме открытого урока, на котором присутствовали французские школьники, которые овладевают основами русского языка. Дети старались принимать активное участие в ход...

Презентация к уроку литературного чтения "Путешествие по сказкам Шарля Перро

Презентация к уроку литературного чтения по УМК "Гармония" 1 класс "Путешествие по сказкам Шарля Перро. Презентация содержит биографию автора,  задания разного уровня сложности: за...

Наш театр. Инсценирование сказки: "Красная Шапочка" ( по мотивам литературной сказки Шарля Перро)

Сценарий познавательной и развлекательной программы для обучающихся начальных классов. Данный материал предназначен для воспитателей и учителей  начальной школы. Мероприятие проводилось с детьми ...


 

Комментарии

Мерзлютина Ирина Александровна

Интересный урок. Примите мой голос.

Ирина Александровна,Большое Вам спасибо!

Эльвира Анваровна!Интересная работа!Примите мой голос!Заходите и ко мне на страничку!Буду рада узнать Ваше мнение!http://nsportal.ru/node/499316

Здравствуйте Юлия Евгеньевна! Спасибо за ваш голос.Была на вашей страничке, прочитала вашу работ,кое что взяла себе на заметку,спасибо!Проголосовала за вашу работу.Удачи Вам!

Здравствуйте Юлия Евгеньевна! Спасибо за ваш голос.Была на вашей страничке, прочитала вашу работ,кое что взяла себе на заметку,спасибо!Проголосовала за вашу работу.Удачи Вам!

Здравствуйте Юлия Евгеньевна! Спасибо за ваш голос.Была на вашей страничке, прочитала вашу работ,кое что взяла себе на заметку,спасибо!Проголосовала за вашу работу.Удачи Вам!

Ширеторова Людмила Галсановна

Отличная работа! Голосую с удовольствием! Зайдите и ко мне на страничку!
Буду рада узнать Ваше мнение! http://nsportal.ru/node/667020

Спасибо!Прочитала вашу работу,очень понравилась!С удовольствием поставлю звезды.Удачи Вам!