Комплексное занятие для учеников 4 класса «Чтобы помнили…»
методическая разработка (4 класс)

Разработка комплексного занятия для учеников 4-х классов.Занятие посвящено 68 годовщине Победы советских войск в Великой Отечественной войне.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozheniya.docx877.54 КБ
Файл chtoby_pomnili.docx20.43 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Историческая справка.

 «Приморский мемориал» - расположен в Петергофе на развилке дорог на Ломоносов и Гостилицы, является частью Ораниенбаумского плацдарма (Ораниенбаумского пятачка), области на южном побережье Финского залива, которая была отрезана от основных советских сил в годы Великой Отечественной Войны и сыграла значительную роль в обороне Ленинграда. В 1941 году на этом рубеже было остановлено наступление стремившихся захватить Ленинград немецко-фашистских войск. Ораниенбаумский плацдарм удерживался силами стрелковых дивизий, бригад морской пехоты до начала наступления и соединения советских войск в середине января 1944 года. Балтийский флот поддерживал сухопутные войска на плацдарме огнём корабельной и береговой артиллерии, перевозил войска и грузы. Благодаря Ораниенбаумскому пятачку советским силам удалось сохранить контроль над частью акватории Финского залива, прилегающей к Ленинграду, создавать напряжённость в тылу немецких войск и сохранить историческое наследие Ораниенбума. Комплекс открывался постепенно, в 1961 году на приморской границе Ораниенбаумского плацдарма был установлен гранитный обелиск с барельефами защитников (архитекторы Т. Н. Воронихина, М. К. Меликова, В. Н. Щербин и др.). В 1964-1971 годах сформировался ансамбль Братского мемориального кладбища советских воинов, павших в боях, и сапёров, погибших при разминировании Петродворца после его освобождения (архитектор О. И. Соколова). В 1967 году на другой стороне шоссе на Ораниенбаум высажено 350 туй, подобно морякам-балтийцам цепями ходившим здесь в штыковую атаку.

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/thumb/a/a0/Maritime-miner.jpg/90px-Maritime-miner.jpghttp://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/thumb/5/53/Maritime-ack-ack_guns.jpg/120px-Maritime-ack-ack_guns.jpg

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/thumb/0/0f/Maritime-obelisk.jpg/120px-Maritime-obelisk.jpg

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/thumb/f/f9/Maritime-museum_inside.jpg/120px-Maritime-museum_inside.jpghttp://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/thumb/9/93/Maritime-thujas.jpg/120px-Maritime-thujas.jpg

  1. Фото военных времен. Немецкие солдаты.C:\Documents and Settings\Тёнок\Мои документы\пашина школа\ораниенбаумский плацдарм\история в фотографиях - А вот немцы, взятые в плен Красной Армией..._files\1561_606884640_big.jpg

C:\Documents and Settings\Тёнок\Мои документы\пашина школа\ораниенбаумский плацдарм\история в фотографиях - А вот немцы, взятые в плен Красной Армией..._files\1562_1411218114_big.jpg

C:\Documents and Settings\Тёнок\Мои документы\пашина школа\ораниенбаумский плацдарм\история в фотографиях - А вот немцы, взятые в плен Красной Армией..._files\1568_959622861_big.jpg

C:\Documents and Settings\Тёнок\Мои документы\пашина школа\ораниенбаумский плацдарм\история в фотографиях - А вот немцы, взятые в плен Красной Армией..._files\1571_1769744224_big.jpg

C:\Documents and Settings\Тёнок\Мои документы\пашина школа\ораниенбаумский плацдарм\история в фотографиях - А вот немцы, взятые в плен Красной Армией..._files\1569_1094818954_big.jpg

Совесткие солдаты в немецком плену

Фото руских пленных

Немецкие списки советских военнопленных

http://img263.imageshack.us/img263/4156/photo50c.jpg

http://img856.imageshack.us/img856/6656/photo51s.jpg

http://soldat1941.narod.ru/s33.jpg

http://soldat1941.narod.ru/photo115.jpg



Предварительный просмотр:

Разработка комплексного занятия

для учеников 4-х классов

на тему: «Чтобы помнили…»

Ко Дню Победы советских войск в Великой Отечественной войне

Авторы: воспитатели ГПД Олейник Н.В, Павлинова А.С., 

            педагоги начальных классов Сизова С.В., Тачалова Е.С.

ГБОУ Школа №421 Петродворцового района

2016

Комплексное занятие для учеников 4-х классов (10-11 лет) «Чтобы помнили…» разбито на 2 части:

  1. Обучающая прогулка.
  2. Классный час.

Цель занятия:

Создать условия для того, чтобы у младших школьников формировалось личностное отношение к событиям и участникам Великой Отечественной войны.

Основные задачи занятия:

•        развивать исследовательские, творческие способности школьников,

•        создать условия для того, чтобы дети учились задумываться над увиденным и выражать свое отношение к проблеме.

ЧАСТЬ 1. ОБУЧАЮЩАЯ ПРОГУЛКА.

Прогнозируемые результаты:

  • становление и расширение представлений детей о военных событиях, о людях в войну,
  • становление индивидуально-личностного отношения к ветеранам Великой Отечественной войны.

Необходимое оборудование:

  1. фотоаппараты,
  2. блокноты и карандаши,
  3. цветы.

План проведения мероприятия:

  1. Прибытие к памятнику воинской славы «Приморский мемориал»
  2. Разделение на две группы, одна – исследует зенитные орудия, другая – памятник минерам, обелиск и Вечный огонь. В ходе рассмотрения детьми памятника педагог задает вопросы открытого типа и обобщает ответы и высказывания детей.
  3. Возложение цветов, минута молчания.
  4. Перед возвращением дети получают задание для продолжения исследования – узнать от бабушек и дедушек, либо в литературе и интернет-ресурсах о тех событиях, которые происходили во время войны на этом месте, в этом районе.

Краткое описание.

Осматриваем местность, окружающую мемориал (Какие деревья, цветы, кустарники растут? Почему именно эти?). Делимся на две группы, одна идет к зениткам, другая – на противоположную сторону к памятнику минерам.

1 группа. Дети рассматривают пушки, прикасаются, забираются наверх. (Что наблюдаем? Откуда эти орудия? Они из наших дней или из прошлого? Из них стреляли когда-нибудь?) Дети фотографируют  орудия и их элементы, по желанию зарисовывают их, записывают в блокноты те вопросы, на которые не смогли найти ответы здесь, у мемориала.

2 группа. Рассматриваем композицию мемориала, дети читают надписи, даты, изучают барельефы защитников, памятник минерам. Детям также предлагается сделать снимки комплекса и его частей, а также записать, что осталось невыясненным.

Группы снова объединяются, вместе спускаются в музей, читают надписи. Фамилии, имена на стенах, изучают интерьер музея. Выходят на улицу и подходят к Вечному огню. (Как вы думаете, почему Вечный огонь – это часть комплекса? Какое символическое значение он может иметь?)

Педагоги обобщают детские высказывания, подводят итоги (Место, которое дети посетили, называется «Приморский мемориал», он является частью большого комплекса – Ораниенбаумского плацдарма, на котором в течение двух лет советские солдаты отражали атаки фашистских войск).

Детям предлагается возложить цветы к вечному огню и почтить память погибших воинов минутой молчания.

К следующему классному часу (спустя неделю) детям предлагается подробнее узнать о том, что находилось на этом месте в 1941-1943 годах прошлого столетия, попытаться отыскать ответы на вопросы, занесенные в блокноты, и принести фотографии, сделанные ими во время прогулки, на электронных носителях.

ЧАСТЬ 2. КЛАССНЫЙ ЧАС.

Прогнозируемые результаты:

  • расширение  представлений о человеческих отношениях во время войны,
  • становление личного отношения к участникам военных событий.

Необходимое оборудование:

  1. Проектор, экран,
  2. принтер, компьютер,
  3. ватман,
  4. элементы для оформления на военную тематику.

План проведения мероприятия:

  1. Выступления детей об истории Мемориала; просмотр фотографий, сделанных детьми во время прогулки.
  2. Беседа с детьми о тяготах и лишениях участников военных действий, о чувствах людей, попавших в плен; просмотр военных фотографий немецких и советских солдат в плену.
  3. Практическая работа – коллективное изготовление открытки-плаката ко дню Победы.

Описание.

  1. Звучит песня «Журавли» (Р.Гамзатов, Я. Френкель). Педагог обращается к детям.

«В эти майские дни вы, ребята, не раз слышали эту песню и другие песни о войне. На прошлой неделе мы с вами посетили памятное место – Ораниенбаумский плацдарм. Что мы там видели? Что узнали вы об этом месте?»

3-4 ученика рассказывают об истории мемориала. Педагог предлагает посмотреть некоторые фотографии, сделанные самими ребятами во время прогулки.

  1. «Ребята, вы рассказали нам сейчас об исторических фактах. А кто же создавал эту историю? За этими событиями стояли реальные простые люди, воины, рядовые и офицеры. Они защищали свою землю, свою страну. Как вы думаете, что было самым страшным для этих людей во время военных действий?» Дети отвечают, педагог обобщает высказывания – ранения, смерть, голод, усталость, страх за близких и родных.

«Но ведь у любого боя есть две стороны. И противник – это тоже не страна в целом, а такие же люди со своими судьбами, со своей личной историей. И они не всегда по своей воле попадали на фронт. И точно так же испытывали страх за свою жизнь и за жизнь близких людей. Представители обеих сторон могли не только погибнуть или победить в бою, но и попасть в плен.

Как вы понимаете значение слова «плен»? (педагог обобщает высказывания – лишение свободы, неволя, неспособность распоряжаться своей жизнью) Что может чувствовать плененный человек? А его соперник? (педагог обобщает – страх, обиду, злость, желание отомстить; из сказанного педагог делает вывод, что люди, даже оказавшись на совершенно противоположных  гранях одной стрессовой ситуации, испытывают схожие чувства, они остаются просто людьми)»

Детям предлагается посмотреть слайды – старые военные фотографии немецких солдат в советском плену и советских солдат в немецких лагерях

(см. Приложения). Фото специально подобраны так, чтобы у детей не возникло страха; на фотографиях можно видеть усталых, худых, но не изможденных людей, у которых ни следа не осталось от военной выправки. «Кого вы видите на этих фотографиях? Как одеты эти люди? Кто эти люди?» (педагог обобщает – это просто люди, они совсем не хотят убивать, они устали, они ждут, когда же можно будет вернуться домой).

  1. Ребята, мы с вами сегодня поговорили о серьезных вещах, о которых даже взрослые не всегда говорят вслух. Вы во многом правы. Война – это тяжелейшее испытание для всех. Участники обеих воюющих сторон страдают, теряют близких, погибают, попадают в плен. Но даже в плену они остаются людьми и имеют право на человеческое отношение к себе.

71 год назад прогремели последние пушечные выстрелы. Сейчас орудия стоят, как напоминание нам с вами о тех страшных днях и годах. Давайте в заключение нашей работы и в честь дня Победы сделаем большую поздравительную открытку и украсим холл нашей школы.

  1. Коллективная практическая работа.

ПРИЛОЖЕНИЯ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час. "Чтобы помнили. Чтобы знали" 2 класс.

Миссия новой системы образования четко соотносится и с важнейшими социальными эффектами системы образования – это обеспечение социальной и духовной консолидации нации, конкурентоспособности и безопасн...

Чтобы поняли, чтобы помнили.

Материал для классного часа, посвященного событиям ВОв....

"Надо, чтобы помнили, мы с тобою помнили имена героев своих"

         Внеклассное мероприятие, посвященное 70-летию Победы советского народа над фашистской Германией. Материал мероприятия можно использовать при работе с учениками...

Образовательный проект "Нужно, чтобы помнили, мы с тобою помнили..."

В основу проекта вошли идеи "Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации", согласно которой, патриотизм является одной из наиболее ярких черт российского национального характера....

Программа гражданско - патриотического воспитания " Знать, чтобы помнить, помнить, чтобы гордиться"

Программа построена с учетом «Концепции четвертой государственной программы патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» и «Межведомственного плана меро...

Жить, чтобы помнить - помнить, чтобы жить

Материалы  по внеурочной деятельности, посвященные военным профессиям фронтовиков и профессиям труженников тыла, а также в восстановительный послевоенный период - на основе судеб земляков. "...

Классный час в 3 классе на тему "Чтобы помнили..." Презентация "Чтобы помнили"

Конспект классного часа и презентация в 3 классе на тему "Чтобы помнили"...