Чтобы поняли, чтобы помнили.
классный час ( класс) на тему

Палатова Юлия Станиславовна

Материал для классного часа, посвященного событиям ВОв.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtoby_pomnili.docx27.73 КБ

Предварительный просмотр:

«ЧТОБЫ ПОНЯЛИ, ЧТОБЫ ПОМНИЛИ».

Цель классного часа: Приобщение учащихся к великим историческим событиям нашей Родины.

Задачи классного часа:

Воспитательные: воспитывать чувство патриотизма, уважение к героическому прошлому нашей страны, к соотечественникам – «солдатам Великой Отечественной».

Развивающие: развивать речь, мышление, внимание, интерес к истории.

Обучающие: дать начальные сведения о Великой Отечественной войне, способствовать осознанию понятий «героизм и подвиг» на примерах некоторых исторических фактов, адаптированных к возрасту учащихся.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация «Чтобы помнили…» (файл презентации можно получить по запросу у автора статьи), экспонаты классного музея о ВОВ, рисунки на военную тему, газетные материалы о ВОВ на Кубани, «письмо другу: Теперь я знаю, что такое война. Война – это…»

I. Организационный момент

Приветствие гостей.

Слайд №1

II. Вступительное слово учителя

У: 22 июня 1941 года, в 4 часа утра, когда на нашу землю упали первые робкие лучи солнца, огромная чёрная туча под названием война закрыла его на долгих четыре года.

Четыре года боли, горя, страданий. Четыре года человеческих смертей и беспримерных подвигов. Четыре года надежды и ожидания. Четыре года слёз и страха. Война. А что вы знаете о ней?

Слайд №2

III. Активация знаний по теме

1. Работа в дневнике двойной записи

Примечание: проводится учителем в форме «дневника двойной записи» - методического приёма стратегии развития критического мышления через чтение и письмо. Часть доски делится вертикальной чертой напополам. Дети высказывают своё мнение по теме, учитель фиксирует его в левой колонке.

У: Молодцы! Оказывается, вы уже много знаете о войне. Некоторые ваши сведения правильные и интересные, а я решила познакомить вас с некоторыми эпизодами войны, из которых вы узнаете о смелости, подвигах, бесстрашии и необыкновенной доброте и человечности наших с вами соотечественников. Поможет мне в этом I группа.

2. Выступления детей I группы. «Подвиг твой бессмертен»

Примечание: выступают дети с заранее подготовленными рассказами.

Слайд №3

Первый удар

Первый удар врага приняла на себя легендарная Брестская крепость. Фашисты стреляли по крепости из десятков орудий. Бросали бомбы. Жгли огнемётами.

Стены крепости рушились, казармы горели. У наших солдат, защитников крепости, не было пищи и воды. Не хватало патронов.

Фашисты ждали, что над крепостью взовьётся белый флаг и русские сдадутся. Но над чёрными от огня стенами, в дыму и огне развевалось красное знамя. Крепость не сдавалась. Каждый солдат боролся до последнего вздоха. Защитники крепости были крепче камня.

Слайд №4

Русский солдат

Много километров прошагал по дорогам войны Николай Масалов. Много крови и слёз видел он на этих дорогах. И вот он в самом сердце Германии – у стен гитлеровского Берлина – вражеской столицы.

После тяжёлого боя наступило затишье. Вдруг солдаты услышали детский плач. Николай Масалов бросился на помощь ребёнку. Фашисты открыли страшный огонь. Но солдат забыл о смерти. Он полз к мосту. Там плакала маленькая девочка.

Об этом подвиге знает весь мир. В Берлине, в Трептов-парке, стоит памятник русскому солдату. На руках у него немецкий ребёнок.

Слайд №5

Дети кузнеца

Но не только на фронте совершались подвиги. В глубоком тылу люди спасали самое дорогое – детей. В войну осиротело много ребятишек. Их отцы погибли на фронте, а матери – от фашистских бомбёжек.

Детей-сирот увозили в глубокий тыл, подальше от смерти и ужасов войны. Два поезда с детьми-сиротами прибыли в город Ташкент. Детские дома были переполнены.

Тогда кузнец Шахмер и его жена Бахри усыновили, вырастили и воспитали 14 мальчиков и девочек. Это были дети разных национальностей.

3. Работа в дневнике двойной записи

У: Ребята, наш дневник двойной записи заполнен только с одной стороны. Давайте справа запишем то, что мы узнали о войне из рассказов ваших одноклассников!

Слайд №6

4. Выступления детей II группы. Военные дни на Кубани

У: Вы все конечно знаете, что война не обошла стороной и нашу с вами малую родину Кубань. 12 февраля этого года мы отмечали 65-летие освобождения Краснодара от немецко-фашистских захватчиков.

Жуткие расправы с мирным населением Кубани проводили фашисты в дни оккупации в 1942-1943 годах.

Слайд №7

Машины – душегубки

Впервые за всю историю войны именно в нашем городе фашисты применили своё варварское изобретение – машину-душегубку. Это были большие грузовики с крытым кузовом. По специальной трубе в кузов поступал отравляющий газ и через 10 минут люди умирали от удушья. Так в Усть-Лабинском районе фашисты уничтожили 320 больных детей. Их загнали в машину прямо из больницы, в одних трусиках и маечках. Закрыли двери «душегубки» и пустили смертельный газ.

У: Фашисты целенаправленно и с особой жестокостью уничтожали именно детей. Ведь дети, то есть вы, это наше будущее. Если в стране много детей, значит, страна живёт, будет жить и процветать. А это в планы Гитлера не входило.

Слайд №8

Ейский детский дом

В начале войны, в город Ейск Краснодарского края был эвакуирован детский дом. В нём находились дети больные церебральным параличом. Им было тяжело двигаться. Многие не могли самостоятельно ходить, сидеть. 214 детей были вывезены за город в машинах-душегубках и закопаны. Многие из них лежали, обнявшись друг с другом, рядом с ними были любимые игрушки.

Слайд №9

Город материнской славы

Так называют Тимашевск. Здесь находится единственный в России мемориальный музей, рассказывающий о трагической судьбе матери Епистинии Фёдоровне Степановой. Война забрала у неё самое дорогое – её сыновей: Александра-старшего и Александра-младшего, Николая, Василия, Филиппа, Фёдора, Ивана , Ильи, Павла… Девять раз приходил в её дом почтальон с похоронками. А теперь возле памятника Матери растут девять серебристых елей – девять жизней её сыновей. Памятник от слова память – чтобы помнили и никогда не забывали.

Слайд №10

5. Работа в дневнике двойной записи

У: Я думаю, что мы можем продолжить заполнение нашего дневника!

Примечание: учитель фиксирует ответы детей на доске.

Слайд №11

6. Выступления детей III группы. Стихи о войне

У: Многие художники, писатели, поэты рассказывали в своих произведениях о войне. Отрывки из стихов советских поэтов мы предлагаем вам послушать.

Злобный враг войну затеял,

Мы его не пощадим.

И на море, и на суше

Разобьём и разгромим!

Наши танки в бой несутся,

Содрогается земля,

Пусть не зарятся фашисты

На российские поля!

Мать сыночка провожала

И такой наказ дала:

«Береги страну родную,

Как тебя я берегла!»

Рвутся снаряды и танки гремят,

Над нами стервятники вьются,

Но мы все решили – ни шагу назад!

Фашисты сюда не прорвутся.

Мы помним святую присягу свою,

За нами друзья и родные.

И в этом, быть может, последнем бою,

Мы будем стоять, как стальные!

Над Родиной песня, как птица лети

И гордо скажи нашим людям:

«Пока мы живые – врагу не пройти,

Умрём, но победу добудем!»

IV. «Посещение» школьного музея

Слайд№12

У: Ребята, вы уже давно обратили внимание на наш «музей». Эти вещи сохранились с военных лет. Вот это старое пожелтевшее письмо принесла Марина Викторовна. Его прислал с войны своей семье её дед. Обратите внимание, что все военные письма были без конвертов, а складывались треугольничком. В таком виде и путешествовали они по дорогам войны. Котелок, ордена и медали принадлежат семье Кати Свинаренко. Сейчас она расскажет нам о своём дедушке.

Слайд №13

«Мой дедушка, Пичморга Борис Андреевич ушёл на фронт, когда ему исполнилось 19 лет. Перед посадкой в поезд началась бомбёжка – налетели вражеские самолёты.

Командиры собрали тех, кто остался жив, и пешком вели до самого Новороссийска. А в Новороссийске – новая беда – попали в окружение. Пробирались по горам через леса без еды и воды. Откапывали из-под снега погибших лошадей и ели, чтобы не умереть с голоду. Мой дедушка участвовал во всех боевых действиях своей части. Он был ранен и получил личную благодарность от самого маршала Жукова. Имел много медалей и орден Красной Звезды. Это его котелок, с которым он прошёл всю войну. 3 года назад дедушка умер. Но мы в семье помним о нём и любим».

V. Написание эссе «Письмо другу»

Слайд №14

У: Ребята, мы сегодня много нового и интересного узнали о войне. Достаточно посмотреть на наш дневник двойной записи. И я предлагаю вам написать письмо другу – совсем небольшое – несколько слов.

«Теперь я знаю, что такое война. Война – это …» - продолжите, пожалуйста, предложение!

Примечание: заготовки для эссе можно выполнить в виде писем военных лет – треугольничков. Время написания – 3-4 минуты.

VI. Минута молчания

У: Ребята, недавно мы читали отрывок из произведения Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Его друг Лис сказал принцу о том, что необходимо соблюдать обряды. «Это нечто такое, отчего один какой-то день становится не похож на все другие дни, один час – на все другие часы». И помогает понять цену счастья.

«Сохранением традиций человечество живёт» - написала краснодарская поэтесса Надежда Тананко. Есть такая традиция и у нашего народа. Называется она минута молчания. Её проводят в знак памяти о погибших - стоя и молча. Давайте и мы попробуем приобщиться к этой традиции и почтим память героев Великой Отечественной войны минутой молчания.

Люди, покуда сердца стучатся,

Помните, какою ценой завоёвано счастье!

Ученик (в центре зала).

Если скажут слово "Родина",

Сразу в памяти встаёт

Старый дуб, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки берёзка-скромница

И ромашковый бугор…

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной московский двор.

В лужах первые кораблики,

Со скакалкой топот ног

И большой соседней фабрики

Громкий радостный гудок.

Или степь от маков красная,

Золотая целина…

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!

Запись "Священная война".

Дети становятся полукругом, некоторые в пилотках, медсестра, письма держат за спиной.

Ведущий. На рассвете 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Долгие 4 года до 9 мая 1945 года наши деды и прадеды боролись за освобождение родины от фашизма. Они делали это ради будущих поколений, ради нас. Давайте рассказывать об этой справедливой войне нашим детям и внукам, чтобы помнили.

Дети.

1.В первый день войны им было по 17-20 лет. Из каждых 100 ребят этого возраста, ушедших на фронт, 97 не вернулись назад. 97 из 100! Вот она, война!

2.Война - это 1725 разрушенных и сожженных городов и посёлков, свыше 70 тысяч сёл и деревень в нашей стране. Война - это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик, 65 тысяч километров железнодорожных путей.

3.Война - это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Это 125 граммов хлеба в сутки. Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей.

4.Война - это 20 часов у станка в день. Это урожай, выросший на солёной от пота земле. Это кровавые мозоли на ладонях таких же девчонок и мальчишек, как ты.

5.Война… От Бреста до Москвы - 1000 км, от Москвы до Берлина - 1600. Итого: 2600 км - это если считать по прямой.

6.Кажется мало, правда? Самолётом примерно 4 часа, а вот перебежками и по-пластунски - 4 года 1418 дней.

7.Люди погибали, не щадили своей жизни, шли на смерть, чтобы прогнать фашистов с нашей земли. Вот, например, 28 Панфиловцев. Они не пропустили к Москве ни один из 50 с лишним вражеских танков. "Велика Россия, а отступать некуда. Позади Москва". Защищая столицу, почти все бойцы погибли, но они подбили 50 фашистских танков.

8.На классном часе мы узнали о белорусской деревне Хатынь. Это было так: 22 марта 1943 года небольшую деревню Хатынь окружили немцы. Солдаты врывались в крестьянские хаты и выбрасывали людей на улицу. Жителей сгоняли в сарай. В нём становилось всё теснее и теснее. Матери пытались успокоить детей, но сами не могли сдержать слёз. В Хатыни было немало многодетных семей. Например, у Барановских - 9 детей. У Новицких, Иотко - по 7. А 19-летняя Вера Яскевич на руках качала семинедельного сына. В сарай прикладами затолкали стариков. Каратели обложили сарай соломой, облили бензином и подожгли. Их сжигали живыми. Многие пытались вырваться из огня. Тщетно! Эсэсовцы хладнокровно, без промаха расстреливали их из автоматов. Для 149 жителей Хатыни этот день стал последним. Мученическую смерть приняли 75 детей.

9.Война была. Эти пожелтевшие треугольники - доказательство. Это фронтовые письма. Их писал мой прадедушка … моей прабабушке …Когда он ушёл на фронт, его дочь только родилась. Он спрашивал в письме: "Агукает ли моя доченька?" Увидеть дочь ему так и не удалось. Моя прабабушка получила лишь похоронку.

Ведущий. Во многих семьях сохранились солдатские треугольники-письма, которые присылали с фронта отцы и деды, мужья и сыновья, братья. Они писали, что вернутся домой и только с победой.

Дети зачитывают строки из семейных фронтовых писем.

 

Ведущий. Самую большую тяжесть войны вынесла на плечах женщина-мать.

Солдат 1 (пишет письмо) .

Знаю, в сердце у тебя тревога-

Нелегко быть матерью солдата!

Знаю, всё ты смотришь на дорогу.

По которой я ушёл когда-то.

Знаю я, морщинки глубже стали

И чуть-чуть сутулей стали плечи.

Нынче насмерть мы в бою стояли,

Мама, за тебя, за нашу встречу.

Жди меня, и я вернусь,

Только очень жди!

Солдат 2 (разворачивает письмо и читает стихотворение).

Здравствуй, дорогой Максим!

Здравствуй, мой любимый сын!

Я пишу с передовой,

Завтра утром - снова в бой!

Будем мы фашистов гнать.

Береги, сыночек, мать,

Позабудь печаль и грусть -

Я с победою вернусь!

Обниму вас, наконец.

До свиданья.

Твой отец.

Солдат 3 (со свечой).

Дорогие мои родные!

Ночь. Дрожит огонёк свечи.

Вспоминаю уже не впервые,

Как вы спите на тёплой печи.

В нашей маленькой старой избушке,

Что лесами сокрыта от глаз,

Вспоминаю я поле, речушку,

Вновь и вновь вспоминаю о вас.

Мои братья и сёстры родные!

Завтра снова я в бой иду

За Отчизну свою, за Россию,

Что попала в лихую беду.

Соберу своё мужество, силу,

Буду немцев без жалости бить,

Чтобы вам ничего не грозило,

Чтоб могли вы учиться и жить!

Танец "Журавли".

Ведущий. На войне сражались не только мужчины, но и женщины. Они были медсёстрами, врачами, санитарками, разведчицами, связистками. Многих солдат спасли от смерти нежные добрые женские руки.

Медсестра (девочка в косынке с красным крестом, с сумкой, читает стих).

Пушки грохочут, пули свистят.

Ранен осколком снаряда солдат.

Шепчет сестричка:

"Давай, поддержу,

Рану твою я перевяжу!"-

Всё позабыла: слабость и страх,

Вынесла с боя его на руках.

Сколько в ней было любви и тепла!

Многих сестричка от смерти спасла.

Ведущий. Около 40 миллионов советских людей погибло. Представляете, что это значит? Это значит - 30 убитых на 2 метра земли, 28 тысяч убитых ежедневно. Это значит - каждый четвёртый житель страны погиб.

Прошу всех встать. Склоним головы перед величием подвига советского солдата. Почтим память всех погибших минутой молчания.

Минута молчания.

Песня "Вечный огонь".

Дети.

Мы здесь с тобой не потому, что дата,

Как злой осколок память жжёт в груди.

К могиле неизвестного солдата

Ты в праздники и будни приходи.

Он защищал тебя на поле боя.

Упал, ни шагу не ступив назад.

И имя есть у этого героя -

Великой Армии простой солдат.

Ведущий.

И вот, наконец, 9 мая 1945 года наступила долгожданная Победа!

Дети.

Сияет солнце в День Победы

И будет нам всегда светить.

В боях жестоких наши дед

Врага сумели победить.

Идут колонны ровным строем,

И льются песни там и тут,

А в небе городов-героев

Сверкает праздничный салют!

Песня "С дедом на парад!".

Пусть не будет войны никогда!

Пусть спокойные спят города.

Пусть сирены пронзительный вой

Не звучит над моей головой.

Ни один пусть не рвётся снаряд,

Ни один не строчит автомат.

Пусть оглашают наши леса

Только птиц и детей голоса.

И пусть мирно проходят года,

Пусть не будет войны никогда!

Песня "Поём о мире".

Танец "Детство".

Прошла война, прошла отрада,

Но боль взывает к людям:

"Давайте, люди, никогда

об этом не забудем.

Пусть память верную о ней

Хранят, об этой муке,

И дети нынешних детей,

И наших внуков внуки.

Дети бросают воздушные шары, с бумажными голубями на них, под музыку.

Конец.

Использована литература:

1.Газета "Первое сентября. Начальная школа" (Приложение к журналу "Начальная школа") № 13/2003, стр.13.

2. Стихи Татьяны Шарыгиной.

3. Стихи о войне для начальной школы

Окончание сценария "Дня Победы"

Их бессмертным подвигам посвящается этот фильм. У деревни Горбово, недалеко от Звенигорода немецкий гарнизон приготовился перейти в наступление на советскую кавалерию, и тогда конники решили применить старинную казачью хитрость – кони галопом понеслись по улице, гитлеровцы открыли огонь, и всадники рухнули с седел и повисли на стременах. Через минуту кони занесли их на позиции врага, и тут… «мертвые» казаки, освободившись от стремян, выхватили шашки и ринулись на растерявшихся врагов. Так опорный пункт Горбово был освобожден. С тех пор появление «казакин», как называли их немцы, вселяло ужас в гитлеровцев. За голову командующего казачьим корпусом генерала Доватора – командира 2-го гвардейского кавалерийского корпуса 16-й армии Западного фронта – немцы сулили огромные деньги, ведь только за одну неделю кавалеристы Доватора уничтожили 1300 гитлеровцев, захватили 82 орудия, 143 пулемета, 23 танка! Несмотря на то, что многие советские военачальники с недоверием и даже с иронией относились к участию кавалерии в современной войне, конники оказались единственным родом войск, который от начала и до конца войны имел неоспоримое преимущество перед немцами…

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час. "Чтобы помнили. Чтобы знали" 2 класс.

Миссия новой системы образования четко соотносится и с важнейшими социальными эффектами системы образования – это обеспечение социальной и духовной консолидации нации, конкурентоспособности и безопасн...

"Надо, чтобы помнили, мы с тобою помнили имена героев своих"

         Внеклассное мероприятие, посвященное 70-летию Победы советского народа над фашистской Германией. Материал мероприятия можно использовать при работе с учениками...

Образовательный проект "Нужно, чтобы помнили, мы с тобою помнили..."

В основу проекта вошли идеи "Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации", согласно которой, патриотизм является одной из наиболее ярких черт российского национального характера....

Программа гражданско - патриотического воспитания " Знать, чтобы помнить, помнить, чтобы гордиться"

Программа построена с учетом «Концепции четвертой государственной программы патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» и «Межведомственного плана меро...

Жить, чтобы помнить - помнить, чтобы жить

Материалы  по внеурочной деятельности, посвященные военным профессиям фронтовиков и профессиям труженников тыла, а также в восстановительный послевоенный период - на основе судеб земляков. "...

Внеклассное мероприятие в рамках работы муниципальной площадки «Чтобы помнили… чтобы поняли…»

Внеклассное мероприятие в рамках работы муниципальной площадки «Чтобы помнили… чтобы поняли…»Возраст: начальная школаЦель: воспитание у учащихся чувства патриотизма...

Классный час в 3 классе на тему "Чтобы помнили..." Презентация "Чтобы помнили"

Конспект классного часа и презентация в 3 классе на тему "Чтобы помнили"...