Групповая работа с сюжетно-ролевыми задачами: "Мои права и обязанности"
методическая разработка

Осипова Анастасия Николаевна

Цель: формирование  у детей устойчивых правовых знаний.

 

Задачи:

  1. Раскрыть понятия "права" и "обязанности", познакомить с основными документами,  отражающими права и обязанности детей.
  2. Формировать коммуникативные, личностные УУД, учить   применять правовые знания в повседневной жизни.
  3. Воспитывать уважение и толерантность к окружающим людям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya.doc166.5 КБ
Файл prezentatsiya_2.pptx2.82 МБ

Предварительный просмотр:

Частное общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат № 18 среднего общего образования открытого

акционерного общества

«Российские железные дороги»

Групповая работа

с сюжетно-ролевыми задачами:

«Мои права и обязанности»

                                                                 

                                                                                                                                                                                 

                                                                                            Подготовила

                                                                                            воспитатель 1б класса

                                                                                            Осипова А.Н.

2019

Цель: формирование  у детей устойчивых правовых знаний.

Задачи:

  1. Раскрыть понятия «права» и «обязанности», познакомить с основными документами,  отражающими права и обязанности детей.
  2. Формировать коммуникативные, личностные УУД, учить   применять правовые знания в повседневной жизни.

3.  Воспитывать уважение и толерантность к окружающим людям.

     «Детству следует оказывать величайшее уважение».

Древний мудрец Ювенал

Ход мероприятия.

Мы собрались сегодня для того, чтобы поговорить о правах детей.

Начинаем классный час,

Речь пойдёт здесь всё о нас.

Постарайтесь всё понять,

Что – то новое узнать

  1. Очень много стран на свете, это знает каждый.

Кто, скажите, в странах этих самый-самый важный? (Пауза)

Не спешите, не пытайтесь дать ответ в один момент,

Главных много – выбирайте, там король, здесь – президент.

  1. Про вождей и про царей знаем мы с пелёнок,

Но главней, нужней, важней для страны – ребёнок!

Кем он станет завтра, маленький и нежный?

Всей Земле права его – право на надежду!

 Как понимать последние слова?

 Текущий месяц богат событиями, которые очень важны для страны, для всех её жителей и проходит как месячник правовой культуры.

Наш разговор сегодня о том, есть ли у маленьких граждан страны свои права? Знаете ли вы их? Кто в государстве обязан защищать права детей? На эти и другие вопросы мы постараемся сегодня ответить.

 Давно и очень давно, еще в древние времена у людей возникла необходимость отстаивать свои права. Право древний человек отстаивал силой. Слабый не имел никаких прав, если не имел заступника, желающего отстоять его право на собственность и на жизнь.

 Не так-то быстро люди поняли, что сильным заступником может быть государство. Долгое время в истории человечества царил закон «око за око, зуб за зуб». Но как только появилось государство, у слабых, обманутых и обиженных появился могущественный заступник.

 После того, как в 1945 году закончилась вторая мировая война — самая жестокая и кровопролитная за всю историю человечества, когда наступил мир, народы многих стран решили: нужно объединиться. Чтобы разногласия и противоречия заставляли людей не драться, а вступать в переговоры, чтобы конфликты можно было решать мирным путем.

Именно с этой целью в октябре 1945 г. была создана Организация Объединенных Наций (ООН). В 1948 году государства, входящие в ООН подписали Всеобщую декларацию прав человека — документ, в котором пообещали друг другу и своим народам гражданские права и свободы: равенство всех перед законом, личную неприкосновенность, свободу совести, возможность верить или не верить в Бога и многое другое.

Всеобщая декларация прав человека — нужный и полезный документ. Но в нем говорится о людях вообще — и ни слова о детях! А ведь дети нуждаются в особом внимании, в заботе и защите со стороны государства.

 Именно поэтому в 1989 году 20 ноября ООН приняла особый документ под названием «Конвенция о правах ребенка».  СЛАЙД ____.                                                                 

«Конвенция о правах ребенка» — это международное соглашение. В нем государства дают обязательство соблюдать права каждого ребенка. И наша страна тоже подписалась под этим документом, а значит — пообещала всему миру заботиться о своих маленьких гражданах.

 О каких же правах идет речь в конвенции, на что каждый ребенок имеет право? СЛАЙД___.

У вас ребята лежат листы, на которых перечислены основные права детей — основные статьи из Конвенции о правах ребенка.

Сокращённый перечень прав ребёнка    (приводится из Конвенции о правах ребёнка) СЛАЙД___.

 Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18- летнего возраста.

 Статья 2. У всех детей равные права независимо от национальности, пола, религиозных и политических убеждений.

 Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие.

 Статья 8. Право на сохранение своей индивидуальности.

 Статья 9. Право на общение с обоими родителями.

 Статья 11. Право для принятия мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.

 Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения.

 Статья 14. Право исповедовать любую религию.

 Статья 15. Право на свободу ассоциации и мирных собраний.

 Статья 16. Право на защиту от посягательства на личную жизнь, тайну переписки, честь и репутацию.

 Статья 17. Право на доступ к информации.

 Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.

 Статья 23. Каждый, даже неполноценный ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство.  

 Статья 27. Право на достойный уровень жизни.

 Статья 28. Право на образование.

 Статья 31. Право на отдых и досуг.

 Статья 32. Право на защиту экономической эксплуатации и выполнение опасной для жизни работы.

 Статья 37. Право на защиту от жестокого обращения.

 Статья 38. Дети, не достигшие 15-летнего возраста, не должны участвовать в военных действиях.

 Статья 40. Право на гуманное обращение с детьми при нарушении ими закона.

Статьи уголовного кодекса Российской Федерации

 Статья 116. Побои.

 Статья 117. Истязания.

 Статья 125. Оставление в опасности.

 Статья 127. Незаконное лишение свободы.

 Статья 133. Понуждение к действиям сексуального характера.

 Статья 150. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления.

 Статья 156. Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего.

 Статья 157. Злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей.

 Статья 230. Склонение к употреблению наркотических средств.

 Статья 240. Вовлечение в занятие проституцией.

1. Только ты на свет родился,                      2.Очень трудно самому,

    Право первое твое:                                       Жить на свете одному

    Получи, чтоб им гордиться                         Правом с  Мамой жить и с Папой      

    Имя личное свое                                           Пользуйтесь вы им, ребята.

3. Есть еще такое право-                              4.А если причинят мне вред, урон,

    Помнить, думать и творить                        Поможет Конституция. Закон.                            

    И другим свои раздумья,                            Перед законом, совестью равны

    Если хочешь, подарить.                              Живут народы ни одной страны.

5.Свободно жить под солнцем и луной

   И восхищаться красотой земной.            

   Не быть рабом и пыток не терпеть,

   А песню жизни вдохновенно петь.

6. Могу я погостить за рубежом,

    Потом вернуться в свой любимый дом

    Свободу мысли, слова я имею,

    Но совесть есть, грубить другим не смею.

7. А подрасту – поможет мне держава          8. Досугу – час,

    Работу выбрать  я имею право.                      А  школе – все внимание                          

    Ну, а пока я – ученик:                                     Использую я право    

    Учу уроки, подаю дневник…                         На образование.

9. Права всем  детям  надо знать                10. Будь ты слабым или сильным ,

    Не только знать и  соблюдать,                      Белым, черным - все равно      

    Тогда легко нам будет жить,                         Ты родился быть счастливым,

    Играть, дружить и не тужить.                       Это право всем дано.

Ребята в Конвенции о правах ребенка Статья 6. Право на жизнь, записано, что «главное право каждого человека – право на жизнь». Маленький человек – ребенок – тоже имеет право жить. Но так думали не всегда. В древности было государство Спарта, которое славилось своими непобедимыми воинами: сильными, здоровыми, выносливыми. В этом государстве каждого новорожденного мальчика осматривали и решали: если крепкий, здоровый – пусть живет. А если слабым родился, больным – бросить его вниз со скалы. Как вы думаете, правильно, справедливо поступали жители Спарты? Объясните свою точку зрения.

(Учащиеся отвечают)

Объяснение. Слабый человек, если будет хорошо питаться и заниматься спортом, может стать очень сильным. Больных необходимо лечить, слабым помогать. Например, знаменитый русский полководец А.В.Суворов родился слабым, больным ребенком. Но у него была сильная воля: он занимался физкультурой, закалялся и победил свои болезни. Из него вырос умный человек, талантливый военачальник.

В нашей Конституции есть статья 43, которая имеет непосредственное отношение к вам, школьникам: «Каждый человек имеет право на образование…», право на учёбу, право на отдых между уроками, право на каникулы, право на занятия в кружках и секциях.  Государство поощряет развитие таланта и повышение образования.

А это значит, что все мы с вами, реализовав своё право на получение бесплатного образования, должны стать благоразумными членами общества, способными сделать это общество ещё более гуманным и счастливым.

Каждый ребёнок имеет право быть гражданином.

Ребята, как вы думаете, кто должен заботиться в нашей стране о выполнении Конвенции о правах ребенка? К кому вы можете обратиться, если нарушаются ваши права? (ответы детей)

В Конституции России – самом главном законе страны записано, что защита человека и гражданина – обязанность государства. Это значит, что все главные лица государства – Президент, Глава Правительства, депутаты Российского Парламента, губернаторы – все они должны думать, что нужно сделать для детей России, чтобы им жилось свободно и счастливо, и стараться выполнить все намеченное.

В каждом городе и районе есть государственные служащие, обязанные защищать детей, если их обижают или нуждаются в срочной помощи. Это инспектора по охране детства и отдел образования города, района. В случаях, если с ребенком жестоко обращаются, когда возникает опасность для его жизни, его обязаны защищать милиция, суд, прокуратура. Ребенок имеет право обратиться по региональному телефону доверия. Тайна обращения гарантируется. Звонок бесплатный с любого вида телефона.8-800-2000-122.

Кроме прав у граждан России есть и обязанности, которые тоже отражены в основном законе, например, сохранять и беречь природу, защищать Родину.

Какие же обязанности у школьника? СЛАЙД ____.

Обязанности: уважать взгляды, свободу других людей (взрослых и сверстников); культурно вести себя в классе, школе и за их пределами; ходить опрятным; выполнять устав школы.

Статья 14. Обязанности ребенка

Ребенок обязан соблюдать законы государства, заботиться о родителях, уважать права и интересы других граждан, традиции и культурные ценности российского народа, других наций и народностей, овладевать знаниями и готовиться к самостоятельной трудовой деятельности, бережно относиться к окружающей среде, всем видам собственности.

1.Открыты все пути у нас                 3. К тому же мы прекрасно понимаем:                

   Без края, без преграды,                      Кто с детства трудности преодолевает,

   Но школьникам сейчас                      Судьбой своей тот управляет.  

   Пока учиться надо.                             И тот, кто учится отлично в школе,

                                                                 Характер закаляет свой и волю.

2. Учёба – очень интересный труд,        

    Нам силу, радость        

    Знания несут    

 Нам хотелось бы,  все-таки проверить, а правильно ли вы все поняли, на что вы имеете право, а на что нет.

Игра  «Правовая разминка»

На экране вы увидите предметы символизирующие знакомые всем права человека. Какие права вы увидели?

  • Свидетельство о рождении - Что за документ? О каком праве он напоминает? (О праве на имя).
  • Сердечко - Какое право может обозначать сердце? (О праве на заботу и любовь).
  • Домик - Почему здесь оказался домик? О каком праве он напоминает? (О праве на имущество).
  • Конверт - О чём напоминает конверт? (Никто не имеет право читать чужие письма и подглядывать).
  • Книга - О каком праве напомнил вам книга? (О праве на образование).
  • Игрушечные зайчиха и зайчик - О чём напоминают эти игрушки? (О праве ребёнка быть вместе с мамой).
  • Картинка с именами- о каком праве эта картинка напоминает(право на имя)

Игровая пауза (игра «Разрешается-запрещается)

А сейчас мы отдохнем и поиграем.

Игра «Разрешается-запрещается»

Правила игры: если согласны, то хором говорим «разрешается», а если не согласны-«запрещается».

1. Слушать мнение ребенка …(разрешается)

2. Вот в углу стоит мальчонка, плачет, надрывается.

3. Бить, наказывать ребенка…(запрещается)

4. С мамой дети жить должны, ей цветы всегда дарить - это… (разрешается)

5. Если мать с ребенком разлучают, это…(запрещается)

6. Рисовать и петь, учиться, если заболел - лечиться, это…(разрешается)

7. Если много трудится ребенок, мало у него силенок,

    Ноги подгибаются, применять детский труд…(запрещается)

8. Вместе дружно в мире жить,

    с разными детьми дружить,    это…(разрешается)

9. Если слабый горбит спину, перед сильным преклоняется,

    Быть рабом у господина строго…(запрещается)

 Викторина по сказкам о правах детей. СЛАЙД____.

  1.  В сказке А. Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино» главный герой не воспользовался своим правом, продав азбуку. Кто это был и каким правом он не воспользовался? (Буратино, право на образование)
  2. В сказке Ш.Перро мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещены игры и забавы. Какая статья Конвенции нарушена по отношению к Золушке?  (Право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, в культурной жизни.)
  3. Маугли  в  рассказе  Д.Р. Киплинга живет в лесу вместе с дикими зверями. Можно ли считать его ребенком, имеющим равные со всеми права. (Ребенком является всякое человеческое существо до 18 лет.)
  4.  Героиня сказки Г.Х. Андерсена «Снежная Королева» маленькая разбойница допустила правонарушение  по отношению к Герде. Какое? (Право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу)
  5. В какой сказке по отношению к трем братьям было нарушено их право на неприкосновенность жилища? (Три поросенка)
  6.  Кто в сказке «Лубяная избушка» выступил в роли адвоката зайца и помог ему защитить права? (Петух)
  7. В какой сказке героиня воспользовалась правом искать и находить убежище в других странах? (Дюймовочка)
  8. Какие литературные герои воспользовались правом на свободу мирных собраний? (Бременские музыканты)
  9. Какое право нарушил купец в сказке «Аленький цветочек»? (Право человека владеть своим имуществом)

10. В какой сказке героиня пренебрегает своими обязанностями, и из-за этого происходит много неприятностей. (Гуси- лебеди)

Сценка из школьной жизни.

 (На передний план выходят несколько человек с портфелями и кладут их).

 Наташа. А ты не пойдешь на физкультуру?

 Оля. Нет, я освобождена.

(все уходят, кроме 2-ой девочки. Она садится и начинает рисовать)

Оля. Ой, ластика нет. У кого же взять? У Оли возьму. (Оля роется в портфеле у второй. Находит блокнот, читает. Затем находит дневник и читает его. В это время входит Наташа)

Наташа. Почему ты открыла мой портфель? И почему ты читаешь мой дневник?

Оля. А что такого? Я же ничего не взяла, только посмотрела. Разве нельзя?

На первый взгляд, казалось бы, обычное дело. Всего лишь почитать дневник, посмотреть блокнот. А какое ваше мнение? (Учащиеся высказывают свое мнение). Статья 16 о праве на тайну корреспонденции.

Высказываются дети.- Это право называется – правом собственности. Т.е. каждый человек, в том числе и ребенок имеет право владеть вещами, и никто не имеет права по какой-либо причине посягать на принадлежащее тебе имущество. Это закреплено в Конвенции.

Сценка «В школьном дворе»

Сидоров разбил окно в школе. Это видели его одноклассники и сообщили классному руководителю.

Учитель. Сидоров, ах ты хулиган! Это ты разбил окно! Теперь ты у меня не отвертишься!

Сидоров.   А что Сидоров? Чуть что, сразу Сидоров! Вы сами то видели?

Учитель.  А мне и видеть не надо. Весь класс подтвердит. Пойдем-ка, голубчик, к директору.

Сидоров.   А вы сначала докажите, а потом и к директору пойдем. Но вы еще и виноватой окажетесь, потому что, не разобравшись, нарушили уважение моей личности.

Учитель: Кто прав в этой ситуации? О какой статье Конвенции идет речь? ( В ст.28 сказано, что школьная дисциплина должна поддерживаться с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка)

Подведение итогов мероприятия.

Вы - школьники, мы - педагоги, мы вместе, мы одна большая, дружная школьная семья. Мы должны жить достойно, а значит иметь не только права, но и обязанности.

- кто не знает права и не соблюдает обязанности, того ждет ответственность

- что такое права?

-что такое обязанности?

- что такое «Конвенция о правах ребенка» и  о чем в ней говорится?

-когда был принят этот документ?

 Итак, мы с вами поняли, что человеческая жизнь невозможна без соблюдения прав и обязанностей. А чтобы они выполнялись, в каждом государстве существует закон, который должны выполнять все люди страны. Во всем мире принята Всеобщая декларация прав человека, а также  Конвенция о правах ребенка, потому что дети не могут еще себя защитить самостоятельно. Эти документы помогают людям знать и защищать свои права. А то, что каждое право несет с собой обязанность, мы с вами сегодня уже поняли.
Права есть у всех людей, причем у каждого они равные, одинаковые с другими. Но у детей права немного отличаются от прав взрослых, потому что ребенку бывает особенно трудно, когда приходит беда. Ведь у него мало опыта и сил, чтобы самому постоять за себя, он менее защищен. Значит, взрослые должны быстрее приходить ему на помощь. Знайте об этом и не бойтесь обращаться в трудные моменты жизни к окружающим вас людям.

И всегда помнить о том, что права есть у каждого из нас, и мы не должны нарушать прав друг друга! Уважай чужие права

1. Сейчас, каждый из присутствующих на нашей встрече, получит сердечко и памятки в знак того, что принимает и обязуется соблюдать правила и статьи конвенции о правах ребенка

2. Если вы с нами пусть ваше сердечко украсит замечательную прекрасную планету Земля, жителями которой мы все являемся.                  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Беседа ПРАВО БЫТЬ РЕБЕНКОМ

Слайд 2

Конвенция ООН Это международное соглашение о правах ребенка

Слайд 3

Создание Конвенции 1979 г. приступили к разработке проекта Конвенция о правах ребенка 1989 г. Конвенция была единогласно принята 1990 г . наша страна подписала этот документ и пообещала всему миру заботиться о своих малолетних гражданах

Слайд 4

Права - это правила, по которым живут люди в стране

Слайд 5

Твои права Право на жизнь - Государства - участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь (Ст. 6) Ребенок регистрируется сразу же после рождения имеет право на имя и на приобретение гражданства (Ст.7)

Слайд 6

Право на собственное мнение и свободное мышление - Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение (Ст.13) Право на личную жизнь - Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь…, посягательства на его честь и репутацию. (Ст. 16)

Слайд 7

Право на информацию - Государства - участники признают важную роль средств массовой информации и обеспечивают, чтобы ребенок имел доступ к информации (Ст. 17).

Слайд 8

А как с родителями? - Родители … несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка(Ст. 18 п.1)

Слайд 9

Право на защиту от насилия Государства – участники принимают все необходимые… меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления…, грубого обращения или эксплуатации…

Слайд 10

Право на охрану здоровья Государства - участники признают право ребенка на пользование…услугами системы здравоохранения… (Ст.24)

Слайд 11

Право на образование - Государства - участники принимают все необходимые меры для того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка (Ст. 28)

Слайд 12

Право на досуг и отдых - Государства - участники признают право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством (Ст. 31)

Слайд 13

Обязанности - действия, поступки, обязательные для выполнения

Слайд 14

Чтобы достойно жить, Мы очень многое обязаны Ученик обязан: Уважать взгляды, свободу и достоинство окружающих его людей: сверстников и взрослых; Достойно вести себя в классе, школе и за ее пределами; Овладеть знаниями и практическими навыками; Участвовать в общественно полезном труде; Беречь имущество класса, исправлять причиненный вред; Ходить опрятным; Дежурить в классе, школе, столовой; Ответственно относиться к выполнению поручений классного руководителя и актива класса; Заботиться о здоровье и безопасности собственной жизни и своих одноклассников.

Слайд 15

Обязанности учащихся прописаны В Уставе школы; В Правилах поведения для учащихся.

Слайд 16

ИГРА ПРАВОВАЯ РАЗМИНКА

Слайд 24

ИГРОВАЯ ПАУЗА

Слайд 25

ВИКТОРИНА ПО СКАЗКАМ О ПРАВАХ ДЕТЕЙ

Слайд 36

БЛАГОДАРИМ ЗА РАБОТУ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Руководство сюжетно-ролевыми играми"

Консультация для воспитателей по сюжетно-ролевой игре...

Использование сюжетно ролевых игр во внеклассной работе по иностранному языку с младшими школьниками

Сюжетно ролевая игра является ведущей деятельностью дошкольного и младшего школьного возраста, оказывая влияние на развитие мотивационно - потребностной сферы, развитие наглядно-образного мышления реб...

Утренник: “Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав”.

Воспитание правового самосознания учащихся....

Права и обязанности ребёнка. Права и обязанности родителей.

В статье подробно перечислены основные права и обязанности ребёнка-школьника, а также их родителей....

Сюжетно-ролевая игра как форма профориентационной работы в школе

Брошюра к выступлению на базовой площадке школы-январь,март 2018 г., мастер-класс "Сюжетно-ролевая игра как форма профориентационной работы в школе"...