Групповая работа с сюжетно-ролевыми задачами: "Мои права и обязанности"
методическая разработка
Цель: формирование у детей устойчивых правовых знаний.
Задачи:
- Раскрыть понятия "права" и "обязанности", познакомить с основными документами, отражающими права и обязанности детей.
- Формировать коммуникативные, личностные УУД, учить применять правовые знания в повседневной жизни.
- Воспитывать уважение и толерантность к окружающим людям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya.doc | 166.5 КБ |
prezentatsiya_2.pptx | 2.82 МБ |
Предварительный просмотр:
Частное общеобразовательное учреждение
«Школа-интернат № 18 среднего общего образования открытого
акционерного общества
«Российские железные дороги»
Групповая работа
с сюжетно-ролевыми задачами:
«Мои права и обязанности»
Подготовила
воспитатель 1б класса
Осипова А.Н.
2019
Цель: формирование у детей устойчивых правовых знаний.
Задачи:
- Раскрыть понятия «права» и «обязанности», познакомить с основными документами, отражающими права и обязанности детей.
- Формировать коммуникативные, личностные УУД, учить применять правовые знания в повседневной жизни.
3. Воспитывать уважение и толерантность к окружающим людям.
«Детству следует оказывать величайшее уважение».
Древний мудрец Ювенал
Ход мероприятия.
Мы собрались сегодня для того, чтобы поговорить о правах детей.
Начинаем классный час,
Речь пойдёт здесь всё о нас.
Постарайтесь всё понять,
Что – то новое узнать
- Очень много стран на свете, это знает каждый.
Кто, скажите, в странах этих самый-самый важный? (Пауза)
Не спешите, не пытайтесь дать ответ в один момент,
Главных много – выбирайте, там король, здесь – президент.
- Про вождей и про царей знаем мы с пелёнок,
Но главней, нужней, важней для страны – ребёнок!
Кем он станет завтра, маленький и нежный?
Всей Земле права его – право на надежду!
Как понимать последние слова?
Текущий месяц богат событиями, которые очень важны для страны, для всех её жителей и проходит как месячник правовой культуры.
Наш разговор сегодня о том, есть ли у маленьких граждан страны свои права? Знаете ли вы их? Кто в государстве обязан защищать права детей? На эти и другие вопросы мы постараемся сегодня ответить.
Давно и очень давно, еще в древние времена у людей возникла необходимость отстаивать свои права. Право древний человек отстаивал силой. Слабый не имел никаких прав, если не имел заступника, желающего отстоять его право на собственность и на жизнь.
Не так-то быстро люди поняли, что сильным заступником может быть государство. Долгое время в истории человечества царил закон «око за око, зуб за зуб». Но как только появилось государство, у слабых, обманутых и обиженных появился могущественный заступник.
После того, как в 1945 году закончилась вторая мировая война — самая жестокая и кровопролитная за всю историю человечества, когда наступил мир, народы многих стран решили: нужно объединиться. Чтобы разногласия и противоречия заставляли людей не драться, а вступать в переговоры, чтобы конфликты можно было решать мирным путем.
Именно с этой целью в октябре 1945 г. была создана Организация Объединенных Наций (ООН). В 1948 году государства, входящие в ООН подписали Всеобщую декларацию прав человека — документ, в котором пообещали друг другу и своим народам гражданские права и свободы: равенство всех перед законом, личную неприкосновенность, свободу совести, возможность верить или не верить в Бога и многое другое.
Всеобщая декларация прав человека — нужный и полезный документ. Но в нем говорится о людях вообще — и ни слова о детях! А ведь дети нуждаются в особом внимании, в заботе и защите со стороны государства.
Именно поэтому в 1989 году 20 ноября ООН приняла особый документ под названием «Конвенция о правах ребенка». СЛАЙД ____.
«Конвенция о правах ребенка» — это международное соглашение. В нем государства дают обязательство соблюдать права каждого ребенка. И наша страна тоже подписалась под этим документом, а значит — пообещала всему миру заботиться о своих маленьких гражданах.
О каких же правах идет речь в конвенции, на что каждый ребенок имеет право? СЛАЙД___.
У вас ребята лежат листы, на которых перечислены основные права детей — основные статьи из Конвенции о правах ребенка.
Сокращённый перечень прав ребёнка (приводится из Конвенции о правах ребёнка) СЛАЙД___.
Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18- летнего возраста.
Статья 2. У всех детей равные права независимо от национальности, пола, религиозных и политических убеждений.
Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие.
Статья 8. Право на сохранение своей индивидуальности.
Статья 9. Право на общение с обоими родителями.
Статья 11. Право для принятия мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.
Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения.
Статья 14. Право исповедовать любую религию.
Статья 15. Право на свободу ассоциации и мирных собраний.
Статья 16. Право на защиту от посягательства на личную жизнь, тайну переписки, честь и репутацию.
Статья 17. Право на доступ к информации.
Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.
Статья 23. Каждый, даже неполноценный ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство.
Статья 27. Право на достойный уровень жизни.
Статья 28. Право на образование.
Статья 31. Право на отдых и досуг.
Статья 32. Право на защиту экономической эксплуатации и выполнение опасной для жизни работы.
Статья 37. Право на защиту от жестокого обращения.
Статья 38. Дети, не достигшие 15-летнего возраста, не должны участвовать в военных действиях.
Статья 40. Право на гуманное обращение с детьми при нарушении ими закона.
Статьи уголовного кодекса Российской Федерации
Статья 116. Побои.
Статья 117. Истязания.
Статья 125. Оставление в опасности.
Статья 127. Незаконное лишение свободы.
Статья 133. Понуждение к действиям сексуального характера.
Статья 150. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления.
Статья 156. Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего.
Статья 157. Злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей.
Статья 230. Склонение к употреблению наркотических средств.
Статья 240. Вовлечение в занятие проституцией.
1. Только ты на свет родился, 2.Очень трудно самому,
Право первое твое: Жить на свете одному
Получи, чтоб им гордиться Правом с Мамой жить и с Папой
Имя личное свое Пользуйтесь вы им, ребята.
3. Есть еще такое право- 4.А если причинят мне вред, урон,
Помнить, думать и творить Поможет Конституция. Закон.
И другим свои раздумья, Перед законом, совестью равны
Если хочешь, подарить. Живут народы ни одной страны.
5.Свободно жить под солнцем и луной
И восхищаться красотой земной.
Не быть рабом и пыток не терпеть,
А песню жизни вдохновенно петь.
6. Могу я погостить за рубежом,
Потом вернуться в свой любимый дом
Свободу мысли, слова я имею,
Но совесть есть, грубить другим не смею.
7. А подрасту – поможет мне держава 8. Досугу – час,
Работу выбрать я имею право. А школе – все внимание
Ну, а пока я – ученик: Использую я право
Учу уроки, подаю дневник… На образование.
9. Права всем детям надо знать 10. Будь ты слабым или сильным ,
Не только знать и соблюдать, Белым, черным - все равно
Тогда легко нам будет жить, Ты родился быть счастливым,
Играть, дружить и не тужить. Это право всем дано.
Ребята в Конвенции о правах ребенка Статья 6. Право на жизнь, записано, что «главное право каждого человека – право на жизнь». Маленький человек – ребенок – тоже имеет право жить. Но так думали не всегда. В древности было государство Спарта, которое славилось своими непобедимыми воинами: сильными, здоровыми, выносливыми. В этом государстве каждого новорожденного мальчика осматривали и решали: если крепкий, здоровый – пусть живет. А если слабым родился, больным – бросить его вниз со скалы. Как вы думаете, правильно, справедливо поступали жители Спарты? Объясните свою точку зрения.
(Учащиеся отвечают)
Объяснение. Слабый человек, если будет хорошо питаться и заниматься спортом, может стать очень сильным. Больных необходимо лечить, слабым помогать. Например, знаменитый русский полководец А.В.Суворов родился слабым, больным ребенком. Но у него была сильная воля: он занимался физкультурой, закалялся и победил свои болезни. Из него вырос умный человек, талантливый военачальник.
В нашей Конституции есть статья 43, которая имеет непосредственное отношение к вам, школьникам: «Каждый человек имеет право на образование…», право на учёбу, право на отдых между уроками, право на каникулы, право на занятия в кружках и секциях. Государство поощряет развитие таланта и повышение образования.
А это значит, что все мы с вами, реализовав своё право на получение бесплатного образования, должны стать благоразумными членами общества, способными сделать это общество ещё более гуманным и счастливым.
Каждый ребёнок имеет право быть гражданином.
Ребята, как вы думаете, кто должен заботиться в нашей стране о выполнении Конвенции о правах ребенка? К кому вы можете обратиться, если нарушаются ваши права? (ответы детей)
В Конституции России – самом главном законе страны записано, что защита человека и гражданина – обязанность государства. Это значит, что все главные лица государства – Президент, Глава Правительства, депутаты Российского Парламента, губернаторы – все они должны думать, что нужно сделать для детей России, чтобы им жилось свободно и счастливо, и стараться выполнить все намеченное.
В каждом городе и районе есть государственные служащие, обязанные защищать детей, если их обижают или нуждаются в срочной помощи. Это инспектора по охране детства и отдел образования города, района. В случаях, если с ребенком жестоко обращаются, когда возникает опасность для его жизни, его обязаны защищать милиция, суд, прокуратура. Ребенок имеет право обратиться по региональному телефону доверия. Тайна обращения гарантируется. Звонок бесплатный с любого вида телефона.8-800-2000-122.
Кроме прав у граждан России есть и обязанности, которые тоже отражены в основном законе, например, сохранять и беречь природу, защищать Родину.
Какие же обязанности у школьника? СЛАЙД ____.
Обязанности: уважать взгляды, свободу других людей (взрослых и сверстников); культурно вести себя в классе, школе и за их пределами; ходить опрятным; выполнять устав школы.
Статья 14. Обязанности ребенка
Ребенок обязан соблюдать законы государства, заботиться о родителях, уважать права и интересы других граждан, традиции и культурные ценности российского народа, других наций и народностей, овладевать знаниями и готовиться к самостоятельной трудовой деятельности, бережно относиться к окружающей среде, всем видам собственности.
1.Открыты все пути у нас 3. К тому же мы прекрасно понимаем:
Без края, без преграды, Кто с детства трудности преодолевает,
Но школьникам сейчас Судьбой своей тот управляет.
Пока учиться надо. И тот, кто учится отлично в школе,
Характер закаляет свой и волю.
2. Учёба – очень интересный труд,
Нам силу, радость
Знания несут
Нам хотелось бы, все-таки проверить, а правильно ли вы все поняли, на что вы имеете право, а на что нет.
Игра «Правовая разминка»
На экране вы увидите предметы символизирующие знакомые всем права человека. Какие права вы увидели?
- Свидетельство о рождении - Что за документ? О каком праве он напоминает? (О праве на имя).
- Сердечко - Какое право может обозначать сердце? (О праве на заботу и любовь).
- Домик - Почему здесь оказался домик? О каком праве он напоминает? (О праве на имущество).
- Конверт - О чём напоминает конверт? (Никто не имеет право читать чужие письма и подглядывать).
- Книга - О каком праве напомнил вам книга? (О праве на образование).
- Игрушечные зайчиха и зайчик - О чём напоминают эти игрушки? (О праве ребёнка быть вместе с мамой).
- Картинка с именами- о каком праве эта картинка напоминает(право на имя)
Игровая пауза (игра «Разрешается-запрещается)
А сейчас мы отдохнем и поиграем.
Игра «Разрешается-запрещается»
Правила игры: если согласны, то хором говорим «разрешается», а если не согласны-«запрещается».
1. Слушать мнение ребенка …(разрешается)
2. Вот в углу стоит мальчонка, плачет, надрывается.
3. Бить, наказывать ребенка…(запрещается)
4. С мамой дети жить должны, ей цветы всегда дарить - это… (разрешается)
5. Если мать с ребенком разлучают, это…(запрещается)
6. Рисовать и петь, учиться, если заболел - лечиться, это…(разрешается)
7. Если много трудится ребенок, мало у него силенок,
Ноги подгибаются, применять детский труд…(запрещается)
8. Вместе дружно в мире жить,
с разными детьми дружить, это…(разрешается)
9. Если слабый горбит спину, перед сильным преклоняется,
Быть рабом у господина строго…(запрещается)
Викторина по сказкам о правах детей. СЛАЙД____.
- В сказке А. Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино» главный герой не воспользовался своим правом, продав азбуку. Кто это был и каким правом он не воспользовался? (Буратино, право на образование)
- В сказке Ш.Перро мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещены игры и забавы. Какая статья Конвенции нарушена по отношению к Золушке? (Право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, в культурной жизни.)
- Маугли в рассказе Д.Р. Киплинга живет в лесу вместе с дикими зверями. Можно ли считать его ребенком, имеющим равные со всеми права. (Ребенком является всякое человеческое существо до 18 лет.)
- Героиня сказки Г.Х. Андерсена «Снежная Королева» маленькая разбойница допустила правонарушение по отношению к Герде. Какое? (Право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу)
- В какой сказке по отношению к трем братьям было нарушено их право на неприкосновенность жилища? (Три поросенка)
- Кто в сказке «Лубяная избушка» выступил в роли адвоката зайца и помог ему защитить права? (Петух)
- В какой сказке героиня воспользовалась правом искать и находить убежище в других странах? (Дюймовочка)
- Какие литературные герои воспользовались правом на свободу мирных собраний? (Бременские музыканты)
- Какое право нарушил купец в сказке «Аленький цветочек»? (Право человека владеть своим имуществом)
10. В какой сказке героиня пренебрегает своими обязанностями, и из-за этого происходит много неприятностей. (Гуси- лебеди)
Сценка из школьной жизни.
(На передний план выходят несколько человек с портфелями и кладут их).
Наташа. А ты не пойдешь на физкультуру?
Оля. Нет, я освобождена.
(все уходят, кроме 2-ой девочки. Она садится и начинает рисовать)
Оля. Ой, ластика нет. У кого же взять? У Оли возьму. (Оля роется в портфеле у второй. Находит блокнот, читает. Затем находит дневник и читает его. В это время входит Наташа)
Наташа. Почему ты открыла мой портфель? И почему ты читаешь мой дневник?
Оля. А что такого? Я же ничего не взяла, только посмотрела. Разве нельзя?
На первый взгляд, казалось бы, обычное дело. Всего лишь почитать дневник, посмотреть блокнот. А какое ваше мнение? (Учащиеся высказывают свое мнение). Статья 16 о праве на тайну корреспонденции.
Высказываются дети.- Это право называется – правом собственности. Т.е. каждый человек, в том числе и ребенок имеет право владеть вещами, и никто не имеет права по какой-либо причине посягать на принадлежащее тебе имущество. Это закреплено в Конвенции.
Сценка «В школьном дворе»
Сидоров разбил окно в школе. Это видели его одноклассники и сообщили классному руководителю.
Учитель. Сидоров, ах ты хулиган! Это ты разбил окно! Теперь ты у меня не отвертишься!
Сидоров. А что Сидоров? Чуть что, сразу Сидоров! Вы сами то видели?
Учитель. А мне и видеть не надо. Весь класс подтвердит. Пойдем-ка, голубчик, к директору.
Сидоров. А вы сначала докажите, а потом и к директору пойдем. Но вы еще и виноватой окажетесь, потому что, не разобравшись, нарушили уважение моей личности.
Учитель: Кто прав в этой ситуации? О какой статье Конвенции идет речь? ( В ст.28 сказано, что школьная дисциплина должна поддерживаться с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка)
Подведение итогов мероприятия.
Вы - школьники, мы - педагоги, мы вместе, мы одна большая, дружная школьная семья. Мы должны жить достойно, а значит иметь не только права, но и обязанности.
- кто не знает права и не соблюдает обязанности, того ждет ответственность
- что такое права?
-что такое обязанности?
- что такое «Конвенция о правах ребенка» и о чем в ней говорится?
-когда был принят этот документ?
Итак, мы с вами поняли, что человеческая жизнь невозможна без соблюдения прав и обязанностей. А чтобы они выполнялись, в каждом государстве существует закон, который должны выполнять все люди страны. Во всем мире принята Всеобщая декларация прав человека, а также Конвенция о правах ребенка, потому что дети не могут еще себя защитить самостоятельно. Эти документы помогают людям знать и защищать свои права. А то, что каждое право несет с собой обязанность, мы с вами сегодня уже поняли.
Права есть у всех людей, причем у каждого они равные, одинаковые с другими. Но у детей права немного отличаются от прав взрослых, потому что ребенку бывает особенно трудно, когда приходит беда. Ведь у него мало опыта и сил, чтобы самому постоять за себя, он менее защищен. Значит, взрослые должны быстрее приходить ему на помощь. Знайте об этом и не бойтесь обращаться в трудные моменты жизни к окружающим вас людям.
И всегда помнить о том, что права есть у каждого из нас, и мы не должны нарушать прав друг друга! Уважай чужие права
1. Сейчас, каждый из присутствующих на нашей встрече, получит сердечко и памятки в знак того, что принимает и обязуется соблюдать правила и статьи конвенции о правах ребенка
2. Если вы с нами пусть ваше сердечко украсит замечательную прекрасную планету Земля, жителями которой мы все являемся.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Конвенция ООН Это международное соглашение о правах ребенка
Создание Конвенции 1979 г. приступили к разработке проекта Конвенция о правах ребенка 1989 г. Конвенция была единогласно принята 1990 г . наша страна подписала этот документ и пообещала всему миру заботиться о своих малолетних гражданах
Права - это правила, по которым живут люди в стране
Твои права Право на жизнь - Государства - участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь (Ст. 6) Ребенок регистрируется сразу же после рождения имеет право на имя и на приобретение гражданства (Ст.7)
Право на собственное мнение и свободное мышление - Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение (Ст.13) Право на личную жизнь - Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь…, посягательства на его честь и репутацию. (Ст. 16)
Право на информацию - Государства - участники признают важную роль средств массовой информации и обеспечивают, чтобы ребенок имел доступ к информации (Ст. 17).
А как с родителями? - Родители … несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка(Ст. 18 п.1)
Право на защиту от насилия Государства – участники принимают все необходимые… меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления…, грубого обращения или эксплуатации…
Право на охрану здоровья Государства - участники признают право ребенка на пользование…услугами системы здравоохранения… (Ст.24)
Право на образование - Государства - участники принимают все необходимые меры для того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка (Ст. 28)
Право на досуг и отдых - Государства - участники признают право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством (Ст. 31)
Обязанности - действия, поступки, обязательные для выполнения
Чтобы достойно жить, Мы очень многое обязаны Ученик обязан: Уважать взгляды, свободу и достоинство окружающих его людей: сверстников и взрослых; Достойно вести себя в классе, школе и за ее пределами; Овладеть знаниями и практическими навыками; Участвовать в общественно полезном труде; Беречь имущество класса, исправлять причиненный вред; Ходить опрятным; Дежурить в классе, школе, столовой; Ответственно относиться к выполнению поручений классного руководителя и актива класса; Заботиться о здоровье и безопасности собственной жизни и своих одноклассников.
Обязанности учащихся прописаны В Уставе школы; В Правилах поведения для учащихся.
ИГРА ПРАВОВАЯ РАЗМИНКА
ИГРОВАЯ ПАУЗА
ВИКТОРИНА ПО СКАЗКАМ О ПРАВАХ ДЕТЕЙ
БЛАГОДАРИМ ЗА РАБОТУ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Руководство сюжетно-ролевыми играми"
Консультация для воспитателей по сюжетно-ролевой игре...
Использование сюжетно ролевых игр во внеклассной работе по иностранному языку с младшими школьниками
Сюжетно ролевая игра является ведущей деятельностью дошкольного и младшего школьного возраста, оказывая влияние на развитие мотивационно - потребностной сферы, развитие наглядно-образного мышления реб...
Доклад на тему: «Сюжетно-ролевая игра как средство социальной адаптации младших школьников» (из опыта работы)
Доклад на МО воспитателей.Слава армии родной!»...
Утренник: “Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав”.
Воспитание правового самосознания учащихся....
Права и обязанности ребёнка. Права и обязанности родителей.
В статье подробно перечислены основные права и обязанности ребёнка-школьника, а также их родителей....
Сюжетно-ролевая игра как форма профориентационной работы в школе
Брошюра к выступлению на базовой площадке школы-январь,март 2018 г., мастер-класс "Сюжетно-ролевая игра как форма профориентационной работы в школе"...