Открытое мероприятие "В гостях у Авдотьи"
план-конспект
• Продолжать знакомить детей с традициями русского народа, с русской избой — жилищем крестьянской семьи;
• Воспитывать интерес к истории России, вызвать эмоциональный отклик;
• Развить интерес к русскому фольклору, народным традициям;
Развивать интерес к русской народной музыке,
Цели:
1. Подвести итог работы по знакомству с традициями русского народа на примере посиделок в мини- музее «Русская изба»
2. Формирование у дошкольников представления о музее.
3. Развивать диалогическую речь, закреплять умение слушать.
4. Воспитывать любовь и уважение к своей стране, ее культуре и традициям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_meropriyatie_v_gostyah_u_avdoti.docx | 28.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытое мероприятие «В гостях у Авдотьи» (Слайд 1).
• Продолжать знакомить детей с традициями русского народа, с русской избой — жилищем крестьянской семьи;
• Воспитывать интерес к истории России, вызвать эмоциональный отклик;
• Развить интерес к русскому фольклору, народным традициям;
Развивать интерес к русской народной музыке,
Цели:
1. Подвести итог работы по знакомству с традициями русского народа на примере посиделок в мини- музее «Русская изба»
2. Формирование у дошкольников представления о музее.
3. Развивать диалогическую речь, закреплять умение слушать.
4. Воспитывать любовь и уважение к своей стране, ее культуре и традициям.
Материалы и оборудование:
• Предметы домашнего обихода;
• Мультимедийная презентация, колонки, материалы фонотеки.
Предварительная работа:
• Чтение русских народных сказок;
• Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам;
• Разучивание хороводных песен, русских народных игр, танцев,
• Учить с детьми пословицы и поговорки.
Ход развлечения.
(Звучит музыка «Светит месяц, светит ясный…»)
Вед.: Добрый день ребята и уважаемые взрослые!
Как вы думаете ребята, почему мы нарядились?
Сегодня мы идём в гости на посиделки к хозяюшке Авдотье, которая нас ждёт, посмотрим, как люди раньше жили-поживали.
Слайд 2.
Вот нас Авдотья приглашает и говорит: «Добро пожаловать!»
Здравствуйте гости дорогие.
Здравствуйте добры молодцы.
Будьте здоровы и счастливы.
А наша встреча будет веселой и радостной.
Будем друг друга потешать: загадки отгадывать, пословицы и поговорки вспоминать, да в игры играть.
Вед. Сегодня Авдотья вам расскажет, как жили на Руси в старину и какие у них были предметы быта, то есть, что у неё есть дома.
Как вы думаете ребята, что же считалось самым главным в избе, в доме? Подсказываю,
Всех накормит, обогреет. Варежки сушить поможет. Деток спать она уложит.
Дети: печка.
Слайд 3.
-Правильно - печка.
--Для чего нужна была печь в избе?
Дети: она обогревала дом, готовили еду себе и домашним животным, сушили грибы и ягоды. На печи можно было спать, спали обычно там дети или старики, Под печкой в сильные морозы держали кур.
А из чего складывали печь? (Из кирпичей)
-Ребята, а что можно приготовить в русской печи?
Дети: Щи, кашу, хлеб, пекли пироги да каравай.
-А вот Коля знает об этом потешку, расскажи нам.
Тушки -ту-тушки!
Пекла бабка ватрушки
Всем по ватрушки
Да молока по кружке
Молоко вкусненько
Ватрушки сладеньки!
Вед.- Ребята, давайте с вами вспомним старинную русскую игру «Посиделки»
Эй, ребята – молодцы,
Озорные удальцы!
Выходите поплясать,
Длинный денечек, скоротать.
Ребята выходят из-за столов и водят с воспитателями хоровод:
(Хором) Ходим, ходим хороводом
Перед всем честным народом.
Сели, (присаживаемся)
Встали (встаем)
Себя показали. (повертелись)
Попрыгали, (прыгаем)
Потопали (топаем)
В ладошки мы похлопали. (хлопаем)
Повторяем 2 раза, ускоряя темп.
Слайд 4.
Вед. Вот хозяюшка Авдотья дальше рассказывает: «Встану я рано утром, первым делом растоплю печку, растопится печка - жарко становится -пора готовить.
-Но в какой посуде готовить? Чтобы ответить на этот вопрос слушайте мою следующую загадку:
Он как круглая кастрюля
Он чумазый не чистюля
Где там в печке уголек
Сварит кашу … чугунок.
-Какая необычная посуда. А Ну-ка еще раз скажите как называется?
(чугунок).(Слайд 5).
Какой он? Сверху широкий, а внизу узкий. Он очень прочный, мог выдержать любой огонь и не бился. В чугунке варили что? щи да кашу.
-А может быть кто-нибудь знает почему его называют чугунок?
(потому, что он сделан из чугуна).
-Чугун – это такое железо.
-Как же можно было достать из печи горячий чугунок?
Здесь был нужен другой помощник. Из русской печи. Кашу тащи Чугунок очень рад Что схватил его…. ухват
Слайд 6.
А что такое ухват? Давайте рассмотрим. Это деревянная палка с металлической рогаткой на конце. С помощью ухвата хозяйка доставала из печи горячие чугунки со щами и вкусной кашей.
А сейчас, давайте послушаем старинную русскую народную песню
Зв. Песня «Ах вы, сени, мои»
Слайд 7.
Вед.: Ребята, предлагаю поиграть в игру «Что было раньше, что стало сейчас»
- Раньше в печи готовили еду, а теперь… (на плите) Слайд
- Раньше в чугунке кашу варили, а сейчас…(в кастрюле) Слайд
- Сейчас в стиральной машине стирают, а раньше где (в ушате, корыте) Слайд 8.
- Сейчас в темноте светит лампа, а раньше……(свеча) Слайд
5.Раньше гладили вот таким утюгом, и внутрь клали горящие угли, а сейчас...(утюг электрический) Слайд
6. Раньше на лавках спали, а теперь… (на кровати)
7. Раньше в сундуках одежду хранили, а сейчас… (в шкафу) Слайд.
8. Раньше воду из колодца носили, а теперь… (льётся из водопровода, крана)
Вед. Молодцы!
А сейчас Авдотья загадает вам ещё загадку. Слушайте.
В гости всех я позову
И чайку я всем налью
Сверху дым и снизу пар
Вот он русский …. (самовар).
Слайд 9.
Какое интересное название- самовар-значит сам варю. А что же он варит? (чай)
-Это самовар, вот место внизу для щепок, которые зажигали, а здесь – для воды, кран открывается, чай наливается. За самоваром собиралась вся семья, пили горячий чай с медом, пирогами, блинами.
- А как вы думаете, сейчас в наше время самоваром пользуются?
(да)
-Сейчас они стали электрические.
Вед. А сейчас про самовар расскажет стих. Женя
Тары- бары растабары,
Выпьем чай из самовара,
С сухарями с сушками,
Со сладкими ватрушками
С бубликами вкусными,
С пирогами русскими. Вед.
-А еще кто вспомнил потешку? Слушаем тебя Кирилл
Самовар поет, гудит,
Только с виду он сердит.
К потолку пускает пар,
Наш красавиц самовар!
Вед.: Молодцы ребята! Вот такой чудный у нас самовар!
--Знаете, ребятки, а после того как попили чай, в старину водили разные хороводы, пели песни, игры играли.
(звучит музыка «Никонориха )
Давайте и мы поиграем, в игру «Никонориха»
гусей пасла…»)
Никонориха гусей посла, (дети ходят по кругу, руки за спиной)
да пустила в огород козла.
Никонориха ругается, (пальчиком грозят)
А козел то улыбается (музыка останавливается, дети становятся по двое).
(оставшемуся, без пары грозят пальцем - 1,2,3 козлик это ты)
Игра повторяется.
Вед.: Авдотья хочет загадать вам еще одну загадку:
Посмотрите, что за чудная кроватка?
Спится в ней так сладко – сладко,
С прутиков ее смастерили,
Мягкую перинку постелили,
И подвесили в избе
На радость, детворе.
Что это, ребята?
Слайд 10.
Дети: Колыбелька для малыша.
Вед. Молодцы ребята, правильно- колыбелька. Когда моя мама была маленькая, бабушка качала ее в такой колыбельке. Давайте рассмотрим её.
-Колыбельку чем застилали?
Слайд 11.
Дети: Перинкой, набитой душистыми травами и подушка такая же.
(обращает внимание детей на одеяло)
-А чем же малыш Алешенька укрыт?
Дети: одеялом.
-А из чего одеяло сшито?
Дети: Из лоскутков.
-И как можно назвать, одним словом?
Дети: Лоскутное.
-Ой, ребята, мы, кажется, разбудили маленького Алешеньку. Что же делать?
Дети: Надо спеть колыбельную.
-А кто из вас вспомнит и расскажет?. Давай Никита
Ой, пришла к нам дрема,
Навалилась на глаза.
Навалилась - накатилась
Не уйти теперь от сна.
Вед.: -А еще кто вспомнил? хочет рассказать, слушаем тебя Лёша.
Ай, люлень, да люлень,
По горам идет олень.
На рогах он дрему носит,
В каждый дом ее заносит,
В люльку дрему он кладет
Тихо песенку поет.
-Не спит наш Алешенька! Давайте все вместе и покачаем– Алешеньку.
Давайте представим, как будто мы Алёшеньку укачиваем.
Звучит «Колыбельная для малышей».
Вед.: Ну вот Алёшенька уснул. Давайте тихонько присядем на стулья.
А нам Авдотья загадывает следующую загадку.
Хоть и не гармошка
За обедом в суп ныряет
Расписная…. (Ложка)
Слайд 12.
Вед: -Молодцы, ребята, а вот я знаю пословицу о ложках.
Красна ложка с похлебкой, а не сухая.
А вы знаете?
(дети рассказывают пословицы)
1. Ребенок: Дорога ложка к обеду.
2. Нечего хлебать так дайте ложку полизать
(показывает в коробке лежат ложки).
-- Ребята, из чего они сделаны?
Дети. Из дерева.
- Почему их делали из дерева?
Дети: Легкие, не нагревались, красивые, расписные…
-Они были все одинаковые?
Дети: Разные - большие, маленькие.
-Зачем нужны были большие?
Дети. Мешать похлебку, наливать ее, а маленькие - кушать.
-А ложки нужны были только чтобы кушать?
Дети: Нет, на них можно играть. Это русский народный инструмент, а люди играющие на ложках называются ложкарями.
Давайте послушаем как играют на деревянных ложках артисты.
Слайд
(Игра на ложках под народную музыку)
Вед. Издавна русский народ славился своим трудолюбием. Об этом говорят пословицы, давайте вспомним их:
— Хочешь, есть калачи – не сиди на печи.
— Без труда не выудишь рыбку из пруда
— Скучен день до вечера, коли делать нечего.
— Рабочие руки не знают скуки.
— Разговорами кашу не сваришь.
— Сделал дело – гуляй смело. Молодцы ребята.
Вед:
Хозяйка Авдотья приготовила для вас загадки, а отгадки вы можете найти в её «избе».
Слайд.
1.Новая посудина, а вся в дырьях Слайд 13.
— Кто в избе рогат, в руках зажат,
2.Еду хватает, а сам голодает. (Ухват) Слайд 14.
3. Для стирки одежды та кадушка,
Но чаще в ней с водой сидит лягушка. Слайд 15.
4. Круглой формы он всегда,
Ручек нету – никогда.
Он чугунный и стальной,
А внутри весь обливной.
И большой и маленький,
Но зато удаленький.
Чтоб сварить нам кашу, щи,
быстрее в печь неси. – Чугун, чугунок Слайд 16.
5. Шипит, кипит, всем чай пить велит. (Самовар)Слайд 17.
6. Он по горнице гуляет, пыль и мусор собирает. (Веник)
- Молодцы, ребята вы справились с моим заданием, сказала Авдотья.
Вед.: Играми да плясками сыт не будешь. Славится наш народ гостеприимством да угощением знатным.
Слайд
Вед.: Ребята, помните, в начале наших посиделок, вы говорили, что в печи раньше пекли пирожки? Так вот, пока мы беседы водили, Адотьюшкина печка приготовила для вас сюрприз.
(достаю пирожки и угощаю ребят)
Вед.: Наступает час прощанья.
Будет краткой моя речь
Говорю вам: До свидания!
До приятных новых встреч!
Звучит песня «Русский чай». Слайд 18.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого мероприятия. Экологическая викторина "В гостях у природы".
Человек живет на земле. Она его кормит, одевает, украшает его бытие, рождает стремление к творчеству и искусству. Эта земля- родина человека, давшая ему возможность увидеть ее красоту....
Конспект открытого мероприятия. Экологическая викторина «В гостях у природы».
Конспект открытого мероприятия. Экологическая викторина «В гостях у природы»....
Открытое мероприятие. Праздник «В гостях у лета!»2019
Открытое мероприятие. Праздник «В гостях у лета!»2019...
Открытое мероприятие в Лаборатории здоровья «В гостях у дельфинов»
Цель: снятие эмоционального, физического напряжения, стресса и восстановление состояния душевного покоя, то занятия рекомендуется начинать с активационного блока и постепенно переходить к более релакс...
Открытое мероприятие "В гостях у сказки"
Проблема:Современные дети не знают русских народных сказокЦель: формирование интереса детей к русским народным сказкам.Задачи:1. закреплять знания детей о русских народных сказках;2. пр...
Открытое мероприятие ко дню детской книги, посвящённое 95-летию произведения К. И. Чуковского "Федорино горе" - литературная гостиная "В гостях у дедушки Корнея".
Открытое мероприятие ко дню детской книги, посвящённое 95-летию произведения К. И. Чуковского "Федорино горе". Цель данного мероприятия - познакомить с жизнью и творчеством К. И. Чуковского,...
Открытое мероприятие "В гостях у Светофора"
Мероприятие по правилам дорожного движения...