Внеурочная деятельность по духовно-нравственному воспитанию младших школьников.
статья (4 класс)

Данная статья посвящена формированию нравственного воспитания младших школьников во внеурочное время.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon galyalutdinova_vk_samara_statya.doc103.5 КБ

Предварительный просмотр:


ВНЕУРОЧНАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В Концепции  духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.

В числе глобальных проблем человечества, проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения является одной из самых актуальных. Важность данной темы обусловлена тем, что на сегодняшний день стало очевидным отсутствие у многих людей ясно выраженной системы ценностных приоритетов, объединяющих их в единую историко-культурную и социальную общность. Причиной этому послужили крупные социально-экономические перемены, произошедшие в стране на рубеже веков, явившиеся не лучшим временем для нашего общества. В сознании людей постепенно укоренился приоритет материальных интересов над духовными, ощущается распад морально-этических норм в обществе. В связи с этим важная роль в организации духовно-нравственного воспитания граждан отводится организации воспитательного процесса в школе.

Формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечивает функционирование системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.

Системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.

Цель нравственного воспитания : социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны.                                         Поставленная цель обусловливает решение следующих задач в области формирования социальной культуры:

  • формировать основы российской гражданской идентичности;
  •  пробуждать веру в Россию, свой народ, чувства личной ответственности за Отечество;
  • воспитывать ценностное отношение к своему народу и культуре;
  • формировать патриотизма и гражданской солидарности;
  • задать в качестве духовно-нравственных ориентиров следующие ценности: любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

Конкретизируем виды деятельности и формы занятий, методы работы с  обучающимися:

получение первоначальных представлений о Конституции Российской Федерации, ознакомление с государственной символикой — Гербом, Флагом Российской Федерации, гербом и флагом Самарской области:

  • беседы
  • предметные уроки (литературное чтение, русский язык, окружающий мир, музыка, ИЗО)
  • классные часы  
  • сообщения
  • встречи с интересными людьми
  • литературно – музыкальные композиции
  • просмотр и обсуждение плакатов, картин, видеоматериалов.  
  • экскурсии (урочная, внеурочная, внешкольная)
  • поездки, походы по историческим и памятным местам
  1. ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина:
  • беседы
  • экскурсии
  • сюжетно-ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания
  • творческие конкурсы
  •  фестивали
  • проведение выставок семейного художественного творчества
  1. знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников:
  • беседы
  •  проведение классных часов
  •  просмотра учебных фильмов
  •  участие в подготовке и проведении мероприятий, посвящённых государственным праздникам
  • викторины
  1. знакомство с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, детско-юношеских движений, организаций, сообществ, с правами гражданина
  • посильное участие в социальных проектах
  • трудовые дела
  1. знакомство с подвигами Российской армии, с защитниками Отечества
  • просмотр учебных фильмов, отрывков из художественных фильмов,
  • проведении бесед о защитниках Отечества,
  •  подготовка и проведение игр военно-патриотического содержания «Зарница», «Детский биатлон»
  • спортивных соревнований
  •  сюжетно-ролевые игры на местности
  •  встречи с ветеранами и военнослужащими;
  • акции благотворительности, милосердия
  1. участие во встречах и беседах с выпускниками своей школы, ознакомление с биографиями выпускников, явивших собой достойные примеры нравственности и патриотизма.

В соответствии с возрастными особенностями младших школьников историко - обществоведческие знания формируются в виде минимума определенных  фактов и понятий, но в основном – в представлениях. Именно представления позволяют приблизить ребенка к достаточно сложным явлениям его настоящего, «увидеть» прошлое, приобретая чувство гражданской причастности к нему. Попутно, опосредованно, факты и представления – при их осмыслении – содействуют формированию и более сложных структурных элементов общественно-исторических знаний (причинно-следственных связей и закономерностей).                 

Для того чтобы сформировать человека-гражданина, необходимо в процессе обучения и воспитания создавать проблемные ситуации, требующие от школьников анализа сложных явлений, определения, защиты своих позиций, умения конструктивно взаимодействовать с иными позициями.                                 Таким образом, режим деятельности младших школьников предполагает систему  активного участия обучающихся во внеурочной деятельности. Отсюда  для решения задач гражданского воспитания наиболее эффективными по логико-мыслительной деятельности являются проблемные и исследовательский методы обучения и воспитания:

Список литературы

  1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа [Текст] / [сост. Е.С. Савинов]. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2010. – 204с. - (Стандарты второго поколения).
  2. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. [Текст] / [В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]; под ред. В.А. Горского.  2-е изд. - М.: Просвещение, 2011 (Стандарты второго поколения). 
  3. Программа духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования [Текст] / авт. – сост. Е.В. Богданова, Н.В. Кондукова, Е.В. Хребтова. – Белово, 2010.
  4. Планируемые результаты начального общего образования / (Л.Л.Алексеева, С.В.Анащенкова, М.З.Биболетова и др.); под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б.Логиновой. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. (Стандартом второго поколения).ISBN978-5-09-0252236-2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль внеурочной деятельности в духовно-нравственном воспитании школьников

Выступление на Всероссийской научно-практической конференции...

Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию младших школьников «Разноцветный мир»

программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию младших школьников «Разноцветный мир»...

Дидактический материал (серия книг) для урочной и внеурочной деятельности по эколого-гражданскому воспитанию младших школьников.

  Федеральный государственный образовательный стандарт определяет  личность выпускника школы следующим образом, «любящий свой край и своё Отечество, осознанно выполняющий правил...

Роль внеурочной деятельности в духовно-нравственном воспитании школьников

В статье представлены принципы, на которых базируется духовно-нравственное воспитание школьников, направления и задачи внеурочной деятельности....

Статья "Роль внеурочной деятельности в духовно-нравственном воспитании школьников."

Статья "Роль внеурочной деятельности в духовно-нравственном воспитании школьников ". В статье рассматривается духовно-нравственное  воспитание детей через внеурочную деятельность....

Презентация "Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках ОРКСЭ и во внеурочной деятельности". Доклад "Духовно-нравственное воспитание младших школьников".

Духовно-нравственное воспитание школьников направлено на усвоение учащимися нравственных ценностей, обеспечивающих мотивацию поведения и поступков, ориентацию в разнообразных жизненных ситуациях. Пред...