Внеурочная деятельность по духовно-нравственному воспитанию младших школьников.
статья (4 класс)
Данная статья посвящена формированию нравственного воспитания младших школьников во внеурочное время.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
galyalutdinova_vk_samara_statya.doc | 103.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В Концепции духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.
В числе глобальных проблем человечества, проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения является одной из самых актуальных. Важность данной темы обусловлена тем, что на сегодняшний день стало очевидным отсутствие у многих людей ясно выраженной системы ценностных приоритетов, объединяющих их в единую историко-культурную и социальную общность. Причиной этому послужили крупные социально-экономические перемены, произошедшие в стране на рубеже веков, явившиеся не лучшим временем для нашего общества. В сознании людей постепенно укоренился приоритет материальных интересов над духовными, ощущается распад морально-этических норм в обществе. В связи с этим важная роль в организации духовно-нравственного воспитания граждан отводится организации воспитательного процесса в школе.
Формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечивает функционирование системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.
Системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.
Цель нравственного воспитания : социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны. Поставленная цель обусловливает решение следующих задач в области формирования социальной культуры:
- формировать основы российской гражданской идентичности;
- пробуждать веру в Россию, свой народ, чувства личной ответственности за Отечество;
- воспитывать ценностное отношение к своему народу и культуре;
- формировать патриотизма и гражданской солидарности;
- задать в качестве духовно-нравственных ориентиров следующие ценности: любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.
Конкретизируем виды деятельности и формы занятий, методы работы с обучающимися:
получение первоначальных представлений о Конституции Российской Федерации, ознакомление с государственной символикой — Гербом, Флагом Российской Федерации, гербом и флагом Самарской области:
- беседы
- предметные уроки (литературное чтение, русский язык, окружающий мир, музыка, ИЗО)
- классные часы
- сообщения
- встречи с интересными людьми
- литературно – музыкальные композиции
- просмотр и обсуждение плакатов, картин, видеоматериалов.
- экскурсии (урочная, внеурочная, внешкольная)
- поездки, походы по историческим и памятным местам
- ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина:
- беседы
- экскурсии
- сюжетно-ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания
- творческие конкурсы
- фестивали
- проведение выставок семейного художественного творчества
- знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников:
- беседы
- проведение классных часов
- просмотра учебных фильмов
- участие в подготовке и проведении мероприятий, посвящённых государственным праздникам
- викторины
- знакомство с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, детско-юношеских движений, организаций, сообществ, с правами гражданина
- посильное участие в социальных проектах
- трудовые дела
- знакомство с подвигами Российской армии, с защитниками Отечества
- просмотр учебных фильмов, отрывков из художественных фильмов,
- проведении бесед о защитниках Отечества,
- подготовка и проведение игр военно-патриотического содержания «Зарница», «Детский биатлон»
- спортивных соревнований
- сюжетно-ролевые игры на местности
- встречи с ветеранами и военнослужащими;
- акции благотворительности, милосердия
- участие во встречах и беседах с выпускниками своей школы, ознакомление с биографиями выпускников, явивших собой достойные примеры нравственности и патриотизма.
В соответствии с возрастными особенностями младших школьников историко - обществоведческие знания формируются в виде минимума определенных фактов и понятий, но в основном – в представлениях. Именно представления позволяют приблизить ребенка к достаточно сложным явлениям его настоящего, «увидеть» прошлое, приобретая чувство гражданской причастности к нему. Попутно, опосредованно, факты и представления – при их осмыслении – содействуют формированию и более сложных структурных элементов общественно-исторических знаний (причинно-следственных связей и закономерностей).
Для того чтобы сформировать человека-гражданина, необходимо в процессе обучения и воспитания создавать проблемные ситуации, требующие от школьников анализа сложных явлений, определения, защиты своих позиций, умения конструктивно взаимодействовать с иными позициями. Таким образом, режим деятельности младших школьников предполагает систему активного участия обучающихся во внеурочной деятельности. Отсюда для решения задач гражданского воспитания наиболее эффективными по логико-мыслительной деятельности являются проблемные и исследовательский методы обучения и воспитания:
Список литературы
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа [Текст] / [сост. Е.С. Савинов]. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2010. – 204с. - (Стандарты второго поколения).
- Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. [Текст] / [В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]; под ред. В.А. Горского. 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011 (Стандарты второго поколения).
- Программа духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования [Текст] / авт. – сост. Е.В. Богданова, Н.В. Кондукова, Е.В. Хребтова. – Белово, 2010.
- Планируемые результаты начального общего образования / (Л.Л.Алексеева, С.В.Анащенкова, М.З.Биболетова и др.); под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б.Логиновой. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. (Стандартом второго поколения).ISBN978-5-09-0252236-2.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеурочная деятельность в духовно-нравственном развитии и воспитании младшего школьника
Доклад на педагогическом семинаре....
Роль внеурочной деятельности в духовно-нравственном воспитании школьников
Выступление на Всероссийской научно-практической конференции...
Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию младших школьников «Разноцветный мир»
программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию младших школьников «Разноцветный мир»...
Дидактический материал (серия книг) для урочной и внеурочной деятельности по эколого-гражданскому воспитанию младших школьников.
Федеральный государственный образовательный стандарт определяет личность выпускника школы следующим образом, «любящий свой край и своё Отечество, осознанно выполняющий правил...
Роль внеурочной деятельности в духовно-нравственном воспитании школьников
В статье представлены принципы, на которых базируется духовно-нравственное воспитание школьников, направления и задачи внеурочной деятельности....
Статья "Роль внеурочной деятельности в духовно-нравственном воспитании школьников."
Статья "Роль внеурочной деятельности в духовно-нравственном воспитании школьников ". В статье рассматривается духовно-нравственное воспитание детей через внеурочную деятельность....
Презентация "Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках ОРКСЭ и во внеурочной деятельности". Доклад "Духовно-нравственное воспитание младших школьников".
Духовно-нравственное воспитание школьников направлено на усвоение учащимися нравственных ценностей, обеспечивающих мотивацию поведения и поступков, ориентацию в разнообразных жизненных ситуациях. Пред...