Статья. Родительские собрания.
классный час (2 класс)

Синяк Оксана Андреевна

Из опыта работы с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskie_sobraniya.doc161.5 КБ

Предварительный просмотр:

             Учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 4 п.Ванино

Оксана Андреевна Синяк

Вектор организации и проведения родительских собраний:

из опыта работы

       Родительское собрание – это основная форма совместной работы учителей и родителей, на которой обсуждаются и принимаются решения по наиболее важным вопросам жизнедеятельности классного сообщества и воспитания учащихся в школе и дома. Главным его предназначением является его согласование, координация и интеграция усилий школы и семьи в создании условий для развития духовно богатой, нравственно чистой и физически здоровой личности ребенка.

      На сегодняшний день посещение родителями  собраний является актуальной,  зачастую разговор на родительском собрании ограничен рассмотрением лишь учебных дел школьников. Наблюдения из практики  педагогической деятельности  учителя показывает, что явка на  родительских  собраниях в первом классе намного выше, чем в четвёртом классе.  Возникает много вопросов: «С чем это связано?  Формальный подход  проведения? Безразличие родителей, или  нехватка времени, или они против формы и содержания проводимых собраний?» Важно стремится обсудить с родителями широкий спектр вопросов, затрагивающих различные аспекты интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития детей. Ведь основная направленность родительских собраний - повысить педагогическую культуру родителей, активность их роли в жизни класса, ответственность за воспитание, помощь в решении трудностей обучения своих детей.

        В связи с этим и учитывая введение Федеральных Государственных образовательных стандартов пересмотреть структуру ведения родительских собраний, как одну из главных задач моей педагогической деятельности.

        Изучив литературу по данной проблеме, выбрала следующие ориентиры:

     - классный руководитель, готовясь к родительскому собранию, более всего должен заботиться об эмоциональном уровне собрания;

      - классному руководителю нужно научиться вкусно, изобретательно, замечательно и оригинально рассказывать о жизни в классе и о детях;

       -  у  родителей  только тогда появляется любовь к школе и  к классу,  когда они много и по-хорошему принимают участие в жизни класса, их надо заинтересовать;

       - нужно сразу же по ходу собрания каждую идею, каждое предложение, каждый совет, если они приняты всеми  или большинством, в кратчайшие сроки, по свежим следам, совместно с наиболее заинтересованными родителями разработать до уровня планового задания и приступить к реализации.

        Опираясь на методическое пособие Р. М. Капраловой «Работа классного руководителя с родителями»  организую   в соответствии с поставленными целями и задачами следующие виды родительских собраний:

    - организационные, на которых составляются и утверждаются планы работы, избирается родительский комитет, распределяются общественные поручения, разрабатываются мероприятия с участием родителей;

    - собрания по плану всеобуча родителей, являющиеся формой педагогического просвещения членов родительского коллектива;

    - тематические, посвященные обсуждению наиболее актуальных и сложных вопросов воспитания и развития, обучающихся данного класса;

    - собрания-диспуты, нацеленные на выявление и согласование различных точек зрения в сообществе родителей и педагогов;

    - собрания-практикумы, направленные на освоение родителями конкретных приемов и методов семейного воспитания, оказания помощи детям в деятельности по самообразованию и самовоспитанию;

    - итоговые, имеющие целью показать образовательный процесс как средство развития личности ребенка, обратить внимание родителей на положительные и отрицательные явления жизни класса.

        Из опыта работы на протяжении длительного времени родительские собрания провожу в конце каждой учебной четверти.

        Родительское собрание  имеет свой сценарий  проведения:

    - тема,  повестка обсуждаемых вопросов фиксируется на доске или в виде презентации);

    - наличие афоризма по теме родительского собрания;

                       

    - рассадка родителей по группам по 5-6 человек для дальнейшей совместной деятельности (выполнение практических заданий, обсуждение, дискуссия, принятие решений и их вынесение на общее обсуждение),  расставляются стулья и столы, на которых  бумага для заметок, карандаши, ручки, фломастеры;

       

    - обсуждение конкретной проблемы (просвещение родителей, обучение родителей, повышение их психолого-педагогической компетентности), информация общего характера (достижения и перспективы развития школы, изменение учебного плана, предстоящие мероприятия), анализ развития детей за определенный период: личностные изменения (проблемы, возникающие между детьми; данные диагностик), учебная деятельность (уровень мотивации, достижения);

    - тесты или игровые упражнения для родителей, с целью снятия напряжения, повышения интереса, создание комфортности:  экспресс-тест взаимоотношений родителя с ребенком, установление контакта с родителями, упражнение ассоциации на слова «дети», «взрослые», «мама», «родители», «дом», «семья» ...      

    - коллективная работа,   непосредственная практическая деятельность обсуждение, дискуссия /Приложение 1/;

    - притча, как итог родительского собрания для осмысления и размышления: «Бабочка», «О мудром воспитании», «Две маленькие снежинки», «О бабочке и мудреце», «Купленный час»;

    - награждение родителей грамотами и благодарностями за участие в жизни класса и школы;

    - размещаются выставки творческих работ обучающихся (поделок, рисунков, фотографий, сочинений и т.п.) и научно-методической литературы по обсуждаемой проблеме.

       С  2014 ведётся документация собрания  родителей класса - это документ, фиксирующий основные вопросы, поднимаемые на мероприятии:

    -  регистрация родителей (отдельная тетрадь)

Протокол № _____ от ________

Присутствующие родители:

Фамилия, имя, отчество родителей (законных представителей)

Подпись

1

2 и т.д

- протокол собрания (отдельная тетрадь)

Протокол № _____ от ________

Тема родительского собрания:

Афоризм  (по теме собрания):

Повестка дня: (3-4 рассматриваемые  пункты темы собрания)

Выступающие: (учителя, психолог, логопед, родители)  /Приложение 2/

Принятие решения  по итогам родительского собрания:

Голосование: (по мере необходимости)

Подпись:  ___________ секретарь

                  ___________ классный руководитель        

        Документация помогает  в дальнейшем при возникновении споров или разногласий уточнить детали обсуждаемых вопросов на собрании, обратившись к протоколу.

       Таким образом,  перечисленные действия по подготовке и проведению родительского собрания позволяют учителю и  родителям быть более уверенными в том, что собрание состоится, успешно пройдет их взаимодействие и окажется полезным для всех его участников. В любом случае необходимо сделать все для того, чтобы на собрании царила атмосфера заинтересованности, доброжелательности, доверия, чтобы происходило обогащение теоретического и практического арсенала родителей.

 

                                                                                                                                                                              

Приложение 1

Пример родительского собрания по теме:

«Модель выпускника по ФГОС НОО»  /2014 год/

  Родителям было предложено задание: «Какие важные личностные качества, по их мнению, должны быть у выпускника начальной школы?».  Используя готовый распечатанный материал, участники собрания выбрали приоритетные карточки с написанием качеств, после чего каждая группа защищала свой выбор.

    Удивлением для родителей стала то, что важнейшей линией выпускника являются социально значимые качества, прежде всего присущие гражданину: уважение к родной стране, своему народу, его истории, осознание своих обязанностей перед обществом, другими людьми, самим собой. Т.е уже на этапе младшего школьного возраста выпускник должен научиться: любить свой народ, свой край и свою родину, принимать ценности семьи и общества.

                 

   

 Аналогичное задание было предложено родителям в 2018 году, которые не включили перечисленные выше качества в портрет выпускника начальной школы.

                       

         

Приложение 2

Выступление члена родительского комитета

                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Встреча отцов и детей. Родительское собрание "Отцом легче стать, чем оставаться"

Маттериалы для замечательного доброго дела: встреча отцов и детей, чего нашим детям так часто не хватает....

Классное родительское собрание в 3 классе "Как помочь ребёнку стать успешным?"

В ходе собрания выявляются возможности родителей в становлении успешной личности....

статья о проведении открытого родительского собрания

Тема собрания - Интегративный подход к работе с детьми в классах КРО...

Родительское собрание. Тема: «Воспитание сознательной дисциплины». Родительское собрание. Разработка на тему "Воспитание сознательной дисциплины"Презентация к родительскому собранию "Воспитание сознательной дисциплины"

Родительское собрагние-разработка. Презентация создана  к собранию "Воспитание сознательной дисциплины" Содержание: название темы родительского собрания; кластер  (графическая организа...

Статья "Родительское собрание:«Ваш ребёнок – первоклассник»".

Первое родительское собрание, то есть первую встречу учителя и родителей детей уместно проводить в конце августа. это позволит, во-первых, заранее познакомиться с родителями учеников, настроить семьи ...

Статья "Родительское собрание в 1 классе " Адаптация - психологическая готовность ребенка к школе"

Цель: выслушать родителей о первых  впечатлениях первоклассниках, дать общую характеристику адаптации первоклассника, составить план работы, текущие вопросы. Если ребенку удается добиться ус...

Статья. Родительское собрание в 4 классе «Образ учителя в прошлом, настоящем и будущем».

Учитель – это человек, не просто освоивший науку об обучении – педагогику. Он психолог, методолог, воспитатель, наставник и все больше друг и равный партнер. Учитывая занятость многих роди...