Хлеб-всей жизни голова!
презентация к уроку (3 класс)

Хужахметова Наталья Анатольевна

презентация к классному часу 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hleb.pptx2.3 МБ
Файл klassnyy_chas_pro_hleb.docx28.14 КБ
Файл poslovitsy.docx11.68 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

История хлеба Путь хлеба к нам на стол Чем пахнет хлеб Какого цвета хлеб Народная мудрость Берегите хлеб

Слайд 6

«Береги хлеб!" Учись готовить из черствого хлеба различные блюда. Нельзя выбрасывать хлеб, играть с хлебом . Бери хлеба столько, сколько съешь.

Слайд 7

История хлеба Путь хлеба к нам на стол Чем пахнет хлеб Какого цвета хлеб Народная мудрость Берегите хлеб «Хлеб – всей жизни голова»



Предварительный просмотр:

«Хлеб – всей жизни голова»

Цель:

  • научить детей бережному отношению к хлебу;
  • познакомить детей с историей выращивания хлеба;
  • воспитывать уважение к людям труда;
  • обобщить знания о хлебе, о пользе хлеба для организма.

Оформление: 

Оборудование.  Класс  украшен  колосками, картинами, иллюстрациями о хлебе, детскими  рисунками,  на  большом  столе  мука,  хлебобулочные  изделия.                      

Под звуки песни: «Русское поле» муз. Я.Френкеля, сл. И. Гофф, начинается классный час.

Что хлеб насущный – святые слова

Так говорили и деды и прадеды.
Он в нашей жизни всему голова
Сила великая хлебушку дадена.

-Какая тема классного часа? (О хлебе)

 Дорогие ребята! Как вы уже сказали, мы поговорим о хлебе. С хлебом мы встречаемся каждый день. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. Он сопровождает нас от рождения и до глубокой старости.

А что вы знаете о хлебе? А что бы вам хотелось еще узнать о хлебе?

1.История хлеба.

Впервые слово « хлеб» появилось в Древней Греции. Там применяли для выпечки горшки специальной формы – « клибанос ». Оно созвучно с нашим словом « хлеб».

История хлеба неотделима от истории человечества. Об этом говорят многочисленные археологические находки и письменные источники.

Это было давно, во времена каменного века. Когда на землю пришел сильный дождь и холод, человеку нечего было есть. И тогда он впервые заметил пшеничный колосок. Чтобы зерна, было, удобно есть, смачивали их водой. Потом человек научился растирать зёрна в муку. И вот однажды в одной из каменных пещер человек оставил горшок с пшеничной кашей у огня. Огонь незаметно подкрался к горшку. Горшок не выдержал жара и лопнул. Грохот разбудил человека. Он подбежал к костру и увидел, что его еда превратилась в камень. Когда камень остыл, человек стал очищать его и вдруг почувствовал незнакомый запах. Положив кусочек в рот, человек зажмурился от удовольствия. Так ночной костер в пещере научил печь хлеб.

     Учёные считают, что первый хлеб был выпечен 15 тысяч лет тому назад. В музее швейцарского города Цюриха хранится кусок хлеба, которому 6 тысяч лет.

 В России есть музей хлеба, который находится вСанкт – Петербурге. Коллекция музея хлеба уникальна и очень интересна. Здесь можно ознакомиться с историей создания хлеба, посмотреть на инструменты, применявшиеся в хлебопекарном деле прежде и в наши дни .

2.Путь хлеба к нам на сол.

-А где мы хлеб берем?

 Как это происходит? (покупаем в магазине)

А сколько стоит хлеб?

- Хлебу цены нет. Его стоимость копейками и рублями не измеришь.

-Почему? Давайте послушаем, как хлеб на стол пришел?

«Как хлеб на стол пришел?»

Пышный, мягкий, пропеченный,

Подрумяненный слегка

Хлеб с горбушкой золоченой

Шел к тебе издалека

В каждый дом на каждый стол.

Он пожаловал, пришел.

В нем - здоровье, наша сила,

В нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

Ведь не сразу стали зерна

Хлебом тем, что на столе,

Люди долго и упорно

Потрудились на земле

Вот об этом – то как раз

Начинается рассказ.

Подымались трактористы,

Умывались чисто-чисто.

В степь весеннюю с утра

Выводились трактора.

Продолжается рассказ,

Урожай поспел у нас.

Выплывают на просторы,

Ветер песню им поет.

Капитаны- комбайнеры

Смотрят с мостиков вперед.

Как из колоса тугого

Выбивается зерно.

Как? Пожалуйста – готово,

В ящик сыплется оно

Вот на мельнице пшеница,

Здесь такое с ней творится!

В оборот ее берут,

В порошок ее сотрут!

На большом хлебозаводе

Станешь тестом ты, мука.

Тесту тесно, мало места,

«Ох, пустите», - шепчет тесто

Ладно, пустим,

В печь давай-

Нарядился каравай.

Вот он, хлебушко, душистый,

С хрусткой корочкой витой.

Вот он –

Теплый, золотистый,

Словно солнцем налитой!

Слово миру на земле!

Слава хлебу на столе!

Слава тем, кто хлеб растил,

Не жалел трудов и сил.

Учитель – Так почему хлебу нет цены?

Работа с карточками в парах «Восстанови путь хлеба на стол»

3.Чем пахнет хлеб?

А знаете ли вы, чем пахнет хлеб?

Ломоть ржаного трудового хлеба?

Он пахнет полем, речкой, печью, небом.

А главное – работой пахнет хлеб.

Каждый  ломтик  хлебушка

Пахнет  тёплым   небушком.

Свежий хлеб! Он пахнет небом!
Пахнет ранним ветерком,
Зернами, что стали хлебом,
Спелым-спелым колоском!

А еще, еще работой! 

Кто-то хлеб тот убирал,
На муку молол, а кто-то пек и продавал.
Без него любые блюда,
Кажется, не так вкусны.
На столе стоит как чудо
Свежий хлеб родной страны.

-Как же можно ответить на вопрос : «Чем пахнет хлеб?» (Хлеб пахнет трудом многих людей!)

Люди каких профессий участвуют в том, чтобы у нас на столе был хлеб?

(Дети перечисляют и одновременно вывешиваются карточки на доску)

4. Какого цвета хлеб.

Обратите внимание на стол. Видите разные сорта хлеба: белый и черный

- Почему один хлеб белый, другой черный (пшеничная и ржаная мука)-рассматривают муку.Значение солода в цвете ржаного хлеба.

- Есть отрубной. Из чего его готовят? (отруби)- тоже рассматривают.

Мельничные жернова перетирают зерно на муку, мука просеивается через сито, остаются отходы (оболочка зерна). Эти отруби, прекрасное лечебное средство. Их то и добавляют в некоторые сорта хлебобулочных изделий.

-А был, ребята, еще и «блокадный хлеб» ленинградский

На свете я видела хлеба немного,

Его отмеряли так скудно, так строго,

Его заливали крутым кипятком,

Его называли не хлебом – пайком.

С соломкой, с мякиной, с трухой,

Со жмыхом

Он все же казался желанней всего.

И матери тайно и тяжко вздыхали,

Когда на части делили его.

- В музее истории Санкт - Петербурга хранится кусочек хлеба (паек) весом 125г работающим 200г и еще 3 макаронины размером со школьную тетрадь. Этот кусочек давался на один день жителям осажденного немцами города. А людям надо было работать, жить и выжить.

 900 дней в условиях блокады ленинградцы. В это время рабочие получали по 250г хлеба, а жители города 125г.

В музее истории Санкт-Петербурга хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Таков был в зимние месяцы блокады дневной паек для жителей осажденного немцами города. А людям нужно было работать, нужно было жить.нужно было выжить - назло фашистам. назло бомбежкам и обстрелу. Живой - значит победа!

5. О пользе хлеба в рационе питания человека.

- А что вы скажите о пользе хлеба для нашего организма?

Дети рассматривают упаковки от муки и хлеба, выясняют состав, делают выводы.

( Хлеб дает нашему организму белки, углеводы, обогащает его магнием, фосфором, калием, что необходимо для работы мозга.Хлеб содержит витамины.)

Ученые-медики считают, что взрослый человек съедает в сутки 300–500 г. хлеба, при тяжелой работе все 700 г. детям. Подросткам нужно 150–400 г. хлеба. Почти половину своей энергии человек берет от хлеба.

 Самыми популярными злаками для хлеба являются пшеница, рожь и ячмень. Для выпекания хлебобулочных изделий могут использовать также муку из овса, кукурузы, риса, гречихи.

6.Народная мудрость.

Много пословиц сложил народ о хлебе.

(Соединить начало и конец пословиц и объяснить смысл.)

Кто надеется на небо, тот сидит без хлеба.

Ржаной хлебушко – калачу дедушка.

Ешь пироги, а хлеб вперёд береги!

Если хлеба ни куска, так и в тереме тоска.

Посей в пору – будешь иметь хлеба гору.

Хлеб в закромах – счастье в домах.

 « Хлеб да соль! » - говорил по обычаю русский человек, приветствуя всех за столом. Хлебом и солью встречали и провожали всякого гостя. Хлеб в старину ставили на самое почетное место.

В  старину  пекли  хлеб  в  каждом  доме.  Пока  хозяйка   хлеб  не  выпечет,  

никто  об  обеде  не  думал:  хлеб  ждали.  На  печь  садиться,  пока там хлеб,  грешно  было:  хлеб  испортится

Перед тем, как ставить хлеб в печь, хозяйка говорила: «Дай, Боже, чтобы хлеб удался хороший и высокий» или « Господи, благослови!»Готовый хлеб ставили на стол,прикрывали рушником. В доме в это время было тихо, иначе хлеб не удавался.  

Собирая сына в дорогу, мать завязывала в рушник хлеб.

В древние времена люди, собираясь на праздники, устраивали игры и пекли особый хлеб – праздничный и называли его – пирог, от слова ПИР.

В день именин было принято печь пирог и рассылать его родным в знак приглашения на праздник. Во время праздника пирог разламывали над головой именинника. Начинка сыпалась на голову, а гости в это время приговаривали: «Чтобы на тебя так сыпалось золото и серебро».

7.«Береги  хлеб!»

Тысячи  лет  существует  на  Земле  хлеб,  и  всё  это  время  люди  не  перестают  удивляться  ему  как  великому  чуду,  не  перестают  уважать  его и воздавать  ему  должное. Ещё в Древнем Египте  учителя в  школах  

учили  детей  бережному  отношению  к  хлебу.Если  падал  на  землю  кусок  хлеба,  ребёнок  должен  был  поднять  его  и  поцеловать.Такой  обычай  существует  и  в  наши дни  у  жителей  Средней  Азии,  Закавказья, России,  

Украины,  Белоруссии. Есть  поверье:  если  бросаешь  недоеденный  кусок,  значит,  где-то  твой  близкий  голодает…  

Составление правил «Береги хлеб!"

1.Бери хлеба столько, сколько съешь.

2.Учись готовить из черствого хлеба различные блюда.

(Если хлеб остался, что с ним можно сделать? (сбрызнуть буханку с боков водой и поставит в духовку на 5 минут или над кипящей кастрюлей с водой. Посушить сухарики: сделать гренки. Крошки собирать и подкармливать птиц)

3.Нельзя выбрасывать хлеб, играть хлебом.

4.Каждый        день,        беря        в руки ломоть  хлеба, вспомните  добрым  словом  

всех,        кто        его        создаёт,        подумайте        о том, каким великим  богатством  

вы  владеете  и  как  его  надо  беречь.

Какое отношение к хлебу можно часто наблюдать в наше время?(школьная столовая)

- Мы с ….. провели исследование, сколько хлеба выбрасывается в нашей столовой в конце дня.- от 2 до 3 кг, а это 3- 4 целых булки хлеба!

Я очень надеюсь, ребята, что все то, что вы узнали о хлебе, о том, как дорого он достается, каким нелегким трудом выращивается, заставит вас по-новому относиться к хлебу. Ведь ничего дороже нет на свете, чем теплый хлеб, лежащий на столе.

РЕФЛЕКСИЯ.

Ребята, наша встреча подходит к концу. Какой она запомнится мне и вам, что ценного вы унесёте с собой, изменилось ли ваше отношение к хлебу. Высказать своё мнение вы сможете при помощи незаконченных фраз. Но сначала, посмотрите на этот сноп добра. А у вас на столах лежат колоски добра.  И, чтобы сноп всегда был большим, наполненным человеческим добром, любовью, теплом давайте, и мы с вами внесём свою лепту. Увеличим сноп ровно на такое количество тепла, любви, добра, сколько есть у нас с вами.

  1. Я РАССКАЖУ ДОМА…
  2. Я УНЕСУ С СОБОЙ…

Дети поочередно высказывают своё мнение колосками(нарисованными на листе бумаги)



Предварительный просмотр:

 

Кто надеется на небо,

а хлеб вперёд береги!

Ржаной хлебушко

так и в тереме тоска.

Ешь пироги,

тот сидит без хлеба.

Если хлеба ни куска,

счастье в домах.

Посей в пору –

– калачу дедушка.

Хлеб в закромах –

будешь иметь хлеба гору.

Кто надеется на небо,

а хлеб вперёд береги!

Ржаной хлебушко

так и в тереме тоска.

Ешь пироги,

тот сидит без хлеба.

Если хлеба ни куска,

счастье в домах.

Посей в пору –

– калачу дедушка.

Хлеб в закромах –

будешь иметь хлеба гору.

Кто надеется на небо,

а хлеб вперёд береги!

Ржаной хлебушко

так и в тереме тоска.

Ешь пироги,

тот сидит без хлеба.

Если хлеба ни куска,

счастье в домах.

Посей в пору –

– калачу дедушка.

Хлеб в закромах –

будешь иметь хлеба гору.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«хлеб – всей жизни голова»

«хлеб – всей жизни голова» для воспитательно...

Сценарий праздника хлеба "Хлеб - всей жизни голова" в 3 классе.

Сценарий праздника хлеба под заголовком "Хлеб всей жизни голова"  составлен  для проведения в начальной школе. Хлеб всегда был мерилом всех ценностей. И в наш век  новых достижений, он ...

Материал к классному часу "Хлеб - всей жизни голова"

Данный материал содержит подборку стихотворений и пословиц  по теме...

«Хлеб – всей жизни голова»

Цель данного урока воспитывать бережное отношение к хлебу, к русским традициям, уважения к людям труда; Обогащать словарный запас пословицами, поговорками о хлебе....

Классный час "Хлеб- всей жизни голова"

К внеклассному мероприятию" Хлеб- всей жизни голова" ещё прилагается презентация....

"Хлеб - всей жизни голова" Сценарий праздника в начальной школе

Сценарий "Хлеб - всей жизни голова" содержит материал для проведения  костюмированного праздника на эту тему. Разработка адресована учителям, заинтересованным в  патриотическом, нравственном...

Хлеб - всей жизни голова!

Данный классный час  способствует духовно-нравственному воспитанию учащихся, учит ценить труд людей, участвующих в выращивании и изготовлении хлеба....