Воспитательная деятельность
методическая разработка
доп.образование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 194 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание:
- Пояснительная записка
- Тематическое планирование 1-4 года обучения
- Содержательная часть программы
- Предполагаемый результат
- Формы контроля
- Методические рекомендации
- Материально-техническая база.
- Литература
Подобно тому, как фундамент связывает дом с землёй, с почвой, на которой он держится, танец связывает развитое здание музыки с огромными массами людей, с народной почвой…
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Жизнерадостное искусство танца – одна из самых массовых и любимых форм самодеятельного творчества детей.
Программа разработана на основе «Азбука хореографии». Барышникова Т.А. – М.: Айрис-пресс, 2000
Танцевальная деятельность детей – это яркий эмоциональный путь передачи музыкально-эстетических переживаний. Танец развивает ребёнка физически, придаёт его движениям чёткость, уверенность, красоту. Ещё в самые древние времена танец был одним из первых языков, которым люди могли выразить свои чувства. Танец таит в себе огромное богатство для успешного художественного и нравственного воспитания, он сочетает в себе не только эмоциональную сторону искусства, приносит радость, как исполнителю, так и зрителю – танец раскрывает и растит духовные силы, воспитывает художественный вкус и любовь к прекрасному. На современном этапе развития искусства выдвинулась проблема приобщения детей к народному танцу, так как народный танец мало популярен среди молодёжи. Народный танец помогает детям раскрепостить внутренние силы, даёт выход спонтанному чувству танцевального движения, позволяет почувствовать свою национальную принадлежность. Народный танец развивает у детей положительные эмоции радости бытия, обогащает танцевальный опыт ребёнка разнообразием ритмов и пластики. Знакомясь через танец с культурой своего народа, дети проникаются уважением к его традициям. Знакомясь с народным танцем, дети одновременно соприкасаются с традиционным культурным наследием народа – с фольклором, который своей сущностью развивает и воспитывает как личность, отдельно взятую, так и коллектив в целом. Дети изучают народные обряды, православные праздники, народные игры, активно включаются в постановки фольклорных праздников, в выездных концертах, в создании и оформлении декораций и сценических костюмов.
Всем известно, что школьные педагоги и педагоги дополнительного образования не должны идти друг другу в разрез в деле воспитания. Цель танцевального кружка (как и любого другого) должна быть частью общешкольной проблемы, решаемой всеми педагогами образовательного учреждения.
Воспитательная цель нашей школы: «Воспитать человека, гражданина, личность. Воспитать человека, способного решать реальные жизненные проблемы». А проблема воспитания такой личности тесно переплетается с вопросами эстетического воспитания.
Отсюда цель нашего танцевального кружка: Вовлекать детей в общественно- полезную деятельность. Учить каждого ребёнка понимать язык танца, пользоваться им для самовыражения.
Развивать посредством танца эстетический вкус, интерес и любовь к искусству своего народа.
Воспитывать желание в овладении основами современного танца, стремление к практическому использованию своих знаний и умений.
Основное средство достижения этой цели – постоянные и систематические занятия с учётом возрастных и индивидуальных возможностей учащихся.
Задачи:
- Учить детей выразительно и непринуждённо двигаться в соответствии с музыкальными образами, разнообразным характером музыки.
- Дать систему опорных знаний, умений и навыков, чтобы в дальнейшем они могли заниматься самообразованием.
- Формировать стремление детей познать народный танец со всем богатством его выразительных средств и возможностей (не только танцы своего народа, но и других народов) и использовать элементы народных танцев в своих импровизациях.
- Воспитывать осознанное отношение к восприятию музыки, чтобы открыть для него богатый мир добра, света, красоты и научить творческой деятельности.
Учитывая то, что танец это важная и неотъемлемая часть культуры; танцами сопровождаются различные общественные и религиозные события, в основу данной программы танцевального кружка положена идея формирования нравственных и эстетических идеалов посредством народного танца, обладающего большой силой эмоционального воздействия. Занятия строятся с обязательным соблюдением санитарно –гигиенических требований, соблюдая все правила здоровьесберегающей педагогики и биомеханику хореографических упражнений. Ведётся коррекционная работа по восстановлению нарушенной осанки, плоскостопия.
Программа рассчитана на 4 года. Начать заниматься в кружке могут все желающие в возрасте от 6 до 11 лет без хореографической подготовки и даже более старшие подростки, которые проявляют интерес к фольклору или имеют определённые хореографические способности.
Таким образом, данная программа предполагает развитие и воспитание не только одарённых детей, но и всех желающих, так как главный педагогический принцип: воспитание и развитие личности в коллективе.
Тема первого года обучения: «Игры, танцы, упражнения для красивого движения».
К концу первого года обучения дети должны уметь: выразительно двигаться в соответствии с музыкальными образами, отмечать в движении музыкальные фразы, несложный ритмический рисунок. Уметь двигаться поскоками, лёгким бегом, боковым галопом, приставным шагом, пружинящим шагом. В свободных плясках исполнять знакомые движения.
Тема второго года обучения: «Основа танца – залог успеха».
По окончании второго года обучения дети должны знать позиции ног, рук в танце (классический и народный экзерсис), выполнять элементы народного танца: хороводный шаг, шаг польки, шаги с притопом, переменный шаг. Исполнять несложные эстрадные танцы, построенные на способностях детей эмоционально воспринимать образы.
Тема третьего года обучения: «Народный танец; его разнообразие, красота, выразительность движений».
По окончании третьего года обучения учащиеся должны чётко выполнять все изучаемые элементы народного танца, проявлять слаженность и музыкальность исполнения, выразительность общения между собой в танце.
Тема четвёртого года обучения: «Ритмические фантазии».
Учащиеся, продолжая изучать народный танец, знакомятся с рок-н-роллом, джазом, диско, бальными танцами, учатся владеть элементами этих танцев. В свободных танцах умеют использовать разнообразные движения. Далее совершенствуют исполнительское мастерство: отработку движений, создание выразительных образов.
Тематическое планирование первого года обучения.
Наименование разделов тем | Дата | Кол-во часов | Характеристика деятельности обучающихся | |
теория | практика | |||
«Что такое танец» | 1 | Танец в нашей жизни(беседа).Для чего нужен танец. Как научиться танцевать. | ||
1 | Игры-миниатюры (качели, кораблик, шарик). Приставной шаг. | |||
2 | Игры – превращения( «деревянные и тряпичные куклы», «цветочек», «Верёвочки»,«мельница»).Приставной шаг. | |||
«Ходьба разного характера» | 1 1 1 1 | Марш(шаг энергичный, бодрый, торжественный). Марш со сменой ведущих(расчёт своего действия на звучание музыкальной фразы, бодрый чёткий шаг, плавные движения рук). Шаг энергичный, спокойный, осторожный, шаг с высоким поднятием ноги в коленях. Песня о Родине И. Дунаевского (закрепление изученных шагов). | ||
«Движения в соответствии с характером музыки» | 4 2 4 | Хороводный шаг: плавный хоровод, змейка с воротцами, движение хороводным шагом со сменой положения рук, не останавливая движений. Пружинящий шаг. Бег, галоп, поскоки. «Мячики»-этюд муз. Шитте. | ||
«Упражнения для рук» | 1 2 1 | Ветерок и ветер. Мельница. «Лендлер»- Бетховен. «Ленточки», «Волна», «Крылья», «Поющие руки». Импровизации. «Колокола», « Колокольчики», «Тарелки», «Вертушки». | ||
«Чтобы танец был красивым » | 5 4 3 3 | Отработка приставного шага и пружинки. Танец «Чебурашка». Хоровод «Прялица»- рус.нар. мелодия в обр. Ломовой Т. «Сударушка» - нар.пляска. Участие в концертах. |
Всего – 36 часов.
Тематическое планирование второго года обучения.
Наименование разделов тем | Дата | Кол-во часов | Характеристика деятельности обучающихся | |
теория | практика | |||
«Подготовка к занятиям» Что надеть. Где и когда танцевать. Дыхание. Как проверить пульс. Что такое разминка. Зачем она нужна. Осанка. Упражнения на осанку. Центр движения. | 1 1 | 1 1 1 1 | Беседа - Что надеть. Где и когда танцевать. Постановка дыхания. Как проверить пульс. Беседа - Что такое разминка. Зачем она нужна. Разминка, равнение по стене. Постановка. Упражнения на осанку: (стойка, прогиб) Марафон по диагонали, прямо по центру движения. | |
«Основа танца - залог успеха» Положения рук в детских танцах и упражнениях: «Руки на пояс», «Руки в стороны», «Руки вперёд», Руки «лодочкой»,
«Круглые руки». Упражнения с воображаемыми цветами. «Сладкая грёза»-муз.Чайковского. Положение рук в народных плясках: «Руки на талии» «Руки перед грудью»,
«Положение рук в парах»: «Свечка», «Окошечко»,
Положение рук во время движения. «Парный танец» - муз.народная. Позиции рук: 1 позиция 2 позиция 3 позиция 4 позиция Позиции ног: 1-2 позиция 3-4 позиция 5-6 позиция Закрепление | 1 1 1 1 | 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 | Разучивание положения рук в детских танцах и упражнениях: Показать детям приведение рук на пояс с разных точек, Показать детям приведение рук в стороны с разных точек Показать детям приведение рук вперёд и перед собой с разных точек Учимся соединять точки положения рук из стороны, сверху, пояса - в точку «Лодочка» Разучивание понятия «Круглые руки», с помощью приведения поставленных упражнений рук из разных точек. Учимся сопоставлять разученный движения с предложенными педагогом цветами - слушание музыки «Сладкая грёза»-муз.Чайковского. Беседа – Отличие положения рук детских плясок, от народных Показать детям приведение рук на талию с разных точек, отработка на практике Показать детям приведение рук перед грудью с разных точек, отработка на практике Разделение группы на пары, демонстрация положения рук в парах, Знакомство с терминами «Свечка», «Окошечко», Отработка на практике Учимся соединению элементов рук народной пляски и движения одновременно. Марафон. Работа над темпом движения разученных элементов под народную музыку. Разучивание Разучивание Повторение и закрепление пройденного материала. Позиции рук и ног. | |
«Народные пляски» Основные построения и рисунки народных плясок: Построения Рисунок Отличительные элементы. «Кадриль»- русский танец. «Казачок» - украинский танец. Татарский танец. | 2 1 1 2 2 2 2 1 1 2 1 2 1 2 | Разучивание основных построений и рисунков народных плясок под счёт ¼, 4/8 : Учимся ходить под счёт, перестраиваться в пары и колонны. Учимся создавать рисунок в танцевальных композициях - Создаем мини. танцевальные композиции народных плясок. Учимся самостоятельно составлять танец с пройденными элементами. - Разучивание отличительных элементов детских и народных танцев. Закрепление пройденного. Марафон. Репетиционный момент. Разучивание основных элементов: «Кадриль»- русский танец. - Составление композиций танца - «Кадриль» - Репетиционный момент танца «Кадриль» Составление композиций украинского танца - «Казачок» - Репетиционный момент танца «Казачок» Разучивание основных элементов: Татарского танца. - Составление композиции татарского танца | ||
«Эстрадные танцы для детей» Виды композиций эстрадного танца. Фиксация последовательности и свободным построением). «Чунга-Чанга» Шаги с высоким подниманием колен, движение рук-мельница, Движения вверх-вниз, работа кисти, наклоны, Полуприседания, прыжки, покачивания). «Морячка». Марш, хлопки, Приставной шаг, притопы, Кружение в парах, Шаг с «коблучка»). «Чарли» Шаг на всей стопе, работа плечевого пояса, Переминающиеся шаги на месте, полуприседание, Кружение на носочках.. | 1 | 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 2 | Беседа о видах эстрадного танца. - свободной построение - Разучивание шагов с высоким подниманием колен, движения рук-мельница, - Разучивание движений вверх-вниз, работа кисти, наклоны, - Разучивание движений: полуприседания, прыжки, покачивания). - Разучивание движений: марш, хлопки, - Разучивание движений: приставной шаг, притопы, - Разучивание движений: кружение в парах, - Разучивание движений: шаг с «каблучка». - репетиционный момент «Чарли» - шаг на всей стопе, работа плечевого пояса, - переминающиеся шаги на месте, полуприседание, - кружение на носочках). - репетиционный момент | |
Организационная работа | 2 | Выступление на сцене и участие в конкурсах |
Всего – 70 часа
Тематическое планирование третьего года обучения.
Наименование разделов тем | Дата | Кол-во часов | Характеристика деятельности обучающихся | |
теория | практика | |||
«Музыка – это поверхность, по которой ступает танцор»(4ч. | 2 | 8 8 | Беседа по истории хореографии: «Как развивалась хореография». Музыка и танец. Ритм и танец. Как музыка помогает танцу. Как создать собственную музыку. Известные хореографы. Повторение элементов русской пляски: простой хороводный шаг, шаг польки, шаги с притопом, ковырялочка, моталочка. Движения под музыку разного характера. Танец без музыки. Ритм. Как создать собственную музыку. Аккомпанирование на изготовленных самостоятельно шейкере, ксилофоне, барабане, палочках для ритма. | |
«Разнообразие народного танца» | 12 12 12 12 2 | Работа над техникой исполнения русского народного танца. «Кадриль»- музыка из репертуара гр. «Дилижанс». «Русский танец с мячом»- разучивание движений, техники владения мечом, постановка. «Вдоль по улице метелица метёт»- разучивание движений, повторение движений рук в танце. Русский перепляс под музыку «Светит месяц» (шаг с высоким подниманием ноги, имитация руками игры на народных инструментах, дробный топающий шаг). Музыкальные игры: «танцующие звери», «мультяшки», «мяч соседу». | ||
«Танцы народов разных национальностей» | 12 12 16 | «Джигиты»- башкирский танец (знакомство с особенностями танца этого народа, разучивание движений). «Джин»- восточный танец (танец живота, особенности движений рук, изолированные движения). Составление танцевальных композиций, этюдов, построенных на основе народного танца. |
Всего – 108 часов
Тематическое планирование четвёртого года обучения.
Наименование разделов тем | Дата | Кол-во часов | Характеристика деятельности обучающихся | |
теория | практика | |||
«Виды танца» | 14 14 | Танец стиля модерн. Техника современного танца. | ||
«Постановка современного танца» | 17 17 17 | Джаз Рок - н – ролл. Чечётка. | ||
«Бальные танцы» | 22 22 | Вальс. Самба. | ||
Повторение | 1 1 | 1 1 | Как научиться ставить танцы. Какую пользу приносят танцы. | |
Организационная работа | 17 | Выступления на сцене, участие в конкурсах |
Всего – 144 часа
СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ.
Первый год.
Теоретическая часть | Практическая часть |
«Что такое танец» Педагог беседует с воспитанника- ми на тему «Что такое танец». Для чего он нужен и как научиться танцевать. Рассказывает, чем будут заниматься. Знакомство со станком. На первых занятиях много играют, с целью раскрепостить учащихся, заинтересовать. Учатся приветствию. | «Что такое танец» Игры – миниатюры: «качели», «кораблик», «шарик», «деревянные и тряпичные куклы», «цветочки», «верёвочки», «мельница». |
«Ходьба разного характера» Объяснение нового материала. Бытовой шаг и танцевальный. Что такое марш. Приставной шаг. | «Ходьба разного характера» Приглашение учеников в зал, расстановка. Приветствие. Занятия у станка. Маршировка бытовым, затем танцевальным шагом в различных ритмах. Изучение шага с высоким подниманием колена, приставного шага. |
«Движение в соответствии с характером музыки» Рассказать учащимся о различном характере музыки, рассмотреть примеры, образные танцы. Знакомство с элементами ритмики. | «Движение в соответствии с характером музыки» Занятия у станка. Разучивание хороводного шага. Пружинящий шаг. Бег, галоп, поскоки. Образные танцы – игры: «слон», «лягушонок», «лисичка», «кошечка». Этюд «мячики»- муз. Шитте. |
«Упражнения для рук» Объяснить учащимся, что движения рук в танце имеют большое значение. Движениями рук можно показать характер музыки, особенности национальных танцев. | «Упражнения для рук» Занятия у станка. Разучивание упражнений для рук: «ленточки», «волна», «крылья»,«поющие руки», «колокола», «колокольчики», «тарелки», «вертушки». |
«Чтобы танец был красивым» Педагог говорит учащимся, что в танцах нет мелочей. Успех танца в целом зависит от каждого учащегося, от того, как отработано каждое движение. Педагог учит синхронности в танцах, каждое движение разучивается отдельно, а затем педагог объясняет, как нужно выполнять изученные движения в группе. | «Чтобы танец был красивым» Занятия у станка. Отработка изученных шагов ведётся при разучивании танцев: «Чебурашка», «Прялица», «Сударушка». |
Второй год. | |
«Подготовка к занятиям» Что надеть: любая одежда, не стесняющая движений; лучше – из натуральных тканей. Разминаться босиком или в мягких тапочках. Что такое разминка. Для чего мышцам нужна разминка. Что нужно для успешной разминки. Осанка. Как проверить пульс. Центр движения. Как правильно сделать растяжку. | «Подготовка к занятиям» Работа у станка. Упражнения на осанку: на полу, вращения головой, упражнения для плеч, для рук, наклоны, вращения туловища, растяжка ног. Упражнения на центр движения. Как разогреть ноги. Как провести тренировку. |
«Основа танца – залог успеха» Педагог акцентирует внимание на том, что знание основ танца- залог успеха. Изучение подготовительной позиции рук. Правильность постановки корпуса, ног, рук, головы. Изучение подготовительной позиции ног. Знакомство с терминами: «Battement tendu», «demy plie», «Rond de jamde partene». Экзерсис у станка и на середине зала – объяснение. | «Основа танца – залог успеха» Экзерсис у станка и на середине зала – «Battement tendu», «demy plie», «Rond de jamde partene». Позиции ног, рук. Правильное положение тела и его частей при маршировке, при выполнении танцевальных движений. Подскоки в 1 позиции с разворотом на 90- 120 градусов. Положения рук в детских танцах и упражнениях: Положения рук в детских танцах и упражнениях: «руки на пояс», «руки в стороны», «руки вперёд», руки «лодочкой», «круглые руки». Упражнения с воображаемыми цветами. « Сладкая грёза»-муз.Чайковского. Положение рук в народных плясках: «руки на талии», «руки перед грудью», «положение рук в парах»: «свечка», «окошечко», … Положение рук во время движения. « Парный танец» - муз.народная. |
«Народные пляски» Изучение основных построений и рисунков народных плясок с их отличительными элементами. Разбор особенностей народных танцев: «Кадриль»- русский танец. «Казачок» - украинский танец. Татарский танец. Ставим танец. Объяснение. | «Народные пляски» Упражнения по диагонали, на ковре. Этюды: «Ах, вы сени мои сени», «Ой, утушка, моя луговая». Разучивание движений: ковырялочка, моталочка, вынос ноги на носок, в сторону с поворотом стопы внутрь, дробь, молоточки, припадание, притопы. Элементы национальных танцев: движения кисти, верёвочка, квиточки, галоп, мережка и др. |
«Эстрадные танцы для детей» Изучение двух видов композиций эстрадного танца с зафиксированной последовательностью и свободным построением. Азбука хореографии. Схемы танцев. | «Эстрадные танцы для детей» Разучивание: «Чунга-Чанга» (повторение шагов с высоким подниманием колен, движения рук-мельница, вверх-вниз, работа кисти, наклоны, полуприседания, прыжки, покачивания). «Морячка»(марш, хлопки, приставной шаг, притопы, кружение в парах, шаг с «коблучка»). «Чарли»(шаг на всей стопе, работа плечевого пояса, переминающиеся шаги на месте, полуприседание, кружение на носочках). Работа у станка. Па польки с разных позиций, па галопа, перестроения в парах. Ритмическая гимнастика. |
Третий год. | |
«Музыка – это поверхность, по которой ступает танцор» Беседа по истории хореографии: «Как развивалась хореография». Музыка и танец. Ритм и танец. Как музыка помогает танцу. Как создать собственную музыку. Известные хореографы. | «Музыка – это поверхность, по которой ступает танцор» Повторение элементов русской пляски: простой хороводный шаг, шаг польки, шаги с притопом, ковырялочка, моталочка. Движения под музыку разного характера. Танец без музыки. Ритм. Как создать собственную музыку. Аккомпанирование на изготовленных самостоятельно шейкере, ксилофоне, барабане, палочках для ритма. |
«Разнообразие народного танца» Педагог рассказывает о разнообразии русского народного танца. Рассматриваются танцы разного характера. Схемы танцев. Особенности. Азбука хореографии. Опрос. | «Разнообразие народного танца» Работа над техникой исполнения русского народного танца. «Кадриль»- музыка из репертуара гр. «Дилижанс». «Русский танец с мячом»- разучивание движений, техники владения мечом, постановка. «Вдоль по улице метелица метёт»- разучивание движений, повторение движений рук в танце. Русский перепляс под музыку «Светит месяц» (шаг с высоким подниманием ноги, имитация руками игры на народных инструментах, дробный топающий шаг). Музыкальные игры: «танцующие звери», «мультяшки», «мяч соседу». |
«Танцы народов разных национальностей» Знакомство с особенностями танца разных народов, разучивание движений. Восточный танец-особенности движений рук, изолированные движения. | «Танцы народов разных национальностей» «Джигиты»- башкирский танец (знакомство с особенностями танца этого народа, разучивание движений). «Джин»- восточный танец (танец живота, особенности движений рук, изолированные движения). Составление танцевальных композиций, этюдов, построенных на основе народного танца. |
Четвёртый год. | |
«Виды танца» Педагог рассказывает о танце стиля модерн, где и когда он зародился. Даётся сравнительный анализ балета и современного танца. Рассматриваются различные школы современного танца, техника современного танца. | «Виды танца» Изучение техники Марты Грэхем: упражнения на полу, на сгибание ног, для пресса, тренировка центра, параллельные полуплие, отработка чувства ритма, передвижения в пространстве, триплет. |
«Постановка современного танца» Беседа о джазе, о наиболее важных аспектах джаза: ритм, синкопирование, вращение бёдрами, изолированные движения. Различные типы джаза. Как научиться танцевать джаз. Африканские корни джаза. Джазовая музыка. Рок-н-ролл. История танца. Техника исполнения. Музыка в стиле рок-н-ролл. Как танцевать рок-н-ролл. Чечётка. Стили чечётки. Происхождение чечётки. Музыка для чечётки. | «Постановка современного танца» Разучивание джазовых упражнений: на растяжку, походка с разворотом, изолированные движения тазом. Чечётка на одном месте, при движении вперёд, при движении назад, шаффл, подскок, положение рук,последовательности чечётки. Движения ног в рок-н-ролле, основные шаги, простой разворот, слайд – брейк, испанский захват, вращение. Постановка танцев. |
«Бальные танцы» Теоретические основы бальных танцев. История вальса и самбы. Партнёрство в бальных танцах. | «Бальные танцы» Разучивание движений вальса и самбы. Постановка танцев. |
Повторение Как научиться ставить танцы. Импровизации. Запись танца. Как создаётся танец, первые идеи, репетиции, представление. Спорт и танец. Какую пользу приносят танцы. | Повторение «Пробы пера»- учащиеся по желанию выбирают стили танца, жанр танца и пробуют ставить самостоятельно танец. |
Организационная работа Изготовление декораций, пошив костюмов, выступления на сцене, участие в конкурсах, работа с документацией. |
Предполагаемый результат:
Занятия в кружке формируют, развивают и воспитывают различные способности и качества ребёнка:
-музыкально - танцевальные,
-физические,
-коммуникативные,
-эмоционально – волевые,
-организаторские,
-творческие,
-познавательные
на основе изучения русского фольклора, который позволяет в комплексе воздействовать на развитие личности и формирование коллектива.
К концу 4-летнего обучения в кружке учащиеся имеют следующие знания, умения и навыки.
Музыкально – танцевальные знания: - знание основ русского фольклора: (традиции, обряды, религиозные праздники, народные игры, песни, танцы, отличительные особенности русского сценического костюма и народно – сценического танца);
- знание позиций ног и положений рук;
- знание манеры исполнения национальных танцев;
умения: - умение исполнять основные движения народно-сценического танца;
- уметь поставить рисунок танца.
Развитие физических способностей:
-силы ног,
-пластичности рук,
-гибкости тела,
-эластичности мышц и подвижности суставов.
За 4-летнее обучение кружковец видит своё продвижение в развитии своих способностей и качеств (пусть даже не всех), что даёт стимул для дальнейших занятий в кружке и вне кружка.
Воспитанники, прошедшие обучение по данной программе, должны получить общие сведения об искусстве танца, его особенностях, представление о выразительности танцевальных движений, которые отражают внутренний мир человека.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ:
Критерии оценок.
1.Качество выполнения элементов в танце.
2.Синхронность и техника исполнения.
3.Развитие навыков.
4. Применение изученного материала.
5.Умение чётко выполнять танец.
6.Развитие творческих навыков.
При оценке работы учитывается:
1.Возраст.
2.Техника и качество исполнения танца.
3.Оригинальность.
При анализе результатов развития ребёнка за год намечается индивидуальная работа.
Контроль в первый год обучения.
№ | Срок | Что проверяется |
1 | сентябрь | Правильное выполнение упражнений у станка |
2 | октябрь | Правильное выполнение упражнений у станка |
3 | ноябрь | Правильное выполнение упражнений у станка |
4 | декабрь | Исполнение несложных танцевальных элементов у станка и в середине зала. |
5 | январь | Умение выразительно двигаться в соответствии с музыкой. |
6 | февраль | Умение отмечать в движении музыкальные фразы. |
7 | март | Умение исполнять в свободных плясках знакомые движения. |
8 | апрель | Проверка усвоения основных шагов, изученных за год. |
9 | май | Выступление. Проверка умения синхронно исполнять танец. |
Контроль во второй год обучения.
№ | Срок | Что проверяется |
1 | сентябрь | Чёткое выполнение упражнений у станка. |
2 | октябрь | Умение разучивать танец. |
3 | ноябрь | Умение выполнять элементы народного танца. |
4 | декабрь | Умение чётко и правильно исполнять народный танец. |
5 | январь | Умение выполнять элементы эстрадного танца. |
6 | февраль | Умение исполнять несложные эстрадные танцы. |
7 | март | Отработка танцевальных элементов. |
8 | апрель | Готовность к отчётному концерту. |
9 | май | Умения и навыки, изученные за год. |
Контроль в третий год обучения.
№ | Срок | Что проверяется |
1 | сентябрь | Чёткое выполнение упражнений у станка. |
2 | октябрь | Чёткое знание позиций рук и ног и умение выполнять эти позиции. |
3 | ноябрь | Умение чётко выполнять все элементы танца. |
4 | декабрь | Слаженность и музыкальность исполнения. |
5 | январь | Выразительность общения между собой в танце. |
6 | февраль | Знание особенностей национальных танцев. |
7 | март | Умение составлять несложные музыкальные композиции на основе народного танца. |
8 | апрель | Отработка элементов для отчётного концерта. |
9 | май | Умения и навыки, изученные за год. |
Контроль в четвёртый год обучения.
№ | Срок | Что проверяется |
1 | сентябрь | Чёткое и синхронное выполнение танцев. |
2 | октябрь | Знание стилей танца и их особенностей. |
3 | ноябрь | Техника современного танца. |
4 | декабрь | Постановка современного танца. |
5 | январь | Усвоение элементов бального танца. |
6 | февраль | Умение применять полученные знания для постановки танца. |
7 | март | Готовность к отчётному концерту. |
8 | апрель | Отчётный концерт. |
9 | май | Умение импровизировать. |
Методические рекомендации
В работе с учащимися преподаватель должен следовать принципам последовательности, постепенности, доступности, наглядности в освоении материала. Весь процесс обучения должен быть построен от простого к сложному и учитывать индивидуальные особенности ученика: интеллектуальные, физические, музыкальные и эмоциональные данные, уровень его подготовки.
При работе над программным материалом преподаватель должен опираться на следующие основные принципы:
- целенаправленность учебного процесса;
- систематичность и регулярность занятий;
- постепенность в развитии танцевальных возможностей учащихся;
- строгая последовательность в процессе освоения танцевальной лексики
и технических приемов танца.
С каждым годом обучения усложняется и становится разнообразнее танцевальная лексика различных народностей, изучаемая в соответствии с программой, вводится ряд новых приемов в изучении техники вращений на середине класса, по диагонали и по кругу класса.
Урок по народно-сценическому танцу состоит из трех частей:
1. Экзерсис у станка.
2. Экзерсис на середине класса.
1. Работа над этюдами, построенными на материале русского танца и
танцев народов мира.
Преподавание народно-сценического танца заключается в его поэтапном освоении, которое включает ознакомление с историей возникновения и ходом развития техники народно-сценического танца, практической работой у станка и на середине зала, работой над этюдами и освоении методики танцевальных движений.
Организация образовательного процесса.
Наиболее благоприятным для развития многообразных способностей и качеств является период интенсивного развития в возрасте 6 – 11 лет. Именно в этот период развиваются гибкость, подвижность суставов, скоростно-силовые качества, память, внимание, воображение, чувство ритма и другие качества, необходимые для занятий в кружке. Период ускоренного роста чередуется с периодом заметной стабилизации, который завершается периодом полового созревания (в 13 – 15 лет).
Поэтому целесообразно построить следующую периодическую структуру образовательного процесса в кружке:
1 этап – начальное обучение (дети 6 – 11 лет)
2 этап – закрепление полеченных умений и навыков (дети и подростки 12 – 17 лет).
Учитывая индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста (быстрая утомляемость), занятия детей в группах определены временными рамками. Длительность одного учебного занятия:
-для детей 6 – 7 лет - 30 мин.
-для детей 8 – 9 лет - 45 мин.
-для уч-ся 9 – 11 лет – 45 мин. + 30 мин. (с перерывом)
-для уч-ся 12 – 17 лет – 45 мин. + 45 мин. (с перерывом).
При организации деятельности кружковцев, учитываются индивидуальные особенности каждого возрастного периода, учитывается постепенное увеличение нагрузки с 1-го года до 3-го года обучения, а в 4-й год обучения даётся возможность кружковцу заниматься самостоятельно, а также в коллективе, участвуя в различных мероприятиях.
Не все дети, занимающиеся в кружке, имеют одинаковые физические способности, музыкальный слух, память, внимание. Поэтому необходимо предусмотреть индивидуальные занятия для детей с учётом их желания и способностей. Набор в группы проводится добровольно, и дети распределяются на возрастные группы.
При наборе воспитанников учитывается:
1. Желание заниматься в танцевальном коллективе.
2. Способности к овладению техникой танца.
Всё это определяется на первых занятиях. Руководитель отмечает для себя более способных учеников, но при этом продолжает поощрять обучающихся, которые пока не проявили себя. Можно разбить группы на подгруппы, но впоследствии соединить их, делая это с психологической точки зрения очень осторожно, чтобы у воспитанника не развился комплекс «я хуже, а ты лучше» и наоборот. Одной из задач педагога является исправление дефектов осанки, так как в танцевальный кружок принимаются дети без специального отбора. В каждой возрастной группе нужен индивидуальный подход с учётом возрастных особенностей.
Методы и формы обучения, применяемые в учебно-воспитательном процессе.
Эффективной формой работы с детьми 1 группы (6 – 11 лет ) является игра, которая имеет несколько значений:
-знакомство с русским фольклором (старинные русские игры),
-усвоение элементов народно-сценического танца (танец сопровождает игру),
-приобщение к коллективной деятельности,
-развитие музыкальных способностей,
-снятие напряжения после тренировочных упражнений.
Игры для 1-го года обучения:
«Мы на луг ходили»,
«Как у наших у ворот»,
«Дин-Дон»,
«Гори-гори ясно»,
«Пингвины»,
«Бинго»,
«Мыши водят хоровод»,
«Паучок»,
«Ручеёк»,
«Лавота».
Игры для 2-го года обучения:
«А мы просо сеяли»,
«Плетень»,
«Жали, мы жали»,
«Ай, люли, люли»,
«Берёза, моя берёзонька»,
«Весна – красна»,
«Новогодний хоровод».
Игры, сопровождающиеся песней:
«Утушка»,
«Блины»,
«Как пошла коляда»,
«Берёза моя, берёзонька».
В процессе обучения используются следующие формы работы:
-теоретические занятия (беседы, викторины, чтение литературы),
практические занятия.
Ежегодно проводятся фольклорные праздники, праздничные концерты (совместно с ДК), школьные конкурсы, принимается активное участие в районных конкурсах. Дополнительные часы используются для изготовления декораций, сценических костюмов.
Очень важной и плодотворной формой работы является праздник – смотр «Обильный край, благословенный», где задействованы все кружковцы: и старшие, и младшие, и способные, и менее способные. При этом участвуют родители, работники ДК, учителя. Где тепло встречают всех выступающих местные жители, что даёт стимул для дальнейших занятий в кружке. Дети активно участвуют не только в танцевальных номерах, но и в монтаже, исполнении песен, в постановке сценок.
К мероприятиям воспитательного характера относятся также школьные вечера, чаепитие после концертов, участие в постановках детских школьных праздников, а также выступление на районных конкурсах.
В процессе работы применяются следующие методы:
Наглядный метод: усвоение нового материала, познавательная деятельность учащихся зависит от чувственных образов, представлений, которые формируются с помощью наглядных средств.
Показательный метод – это метод показа отдельных элементов танца.
Поисковый метод: обеспечивает самостоятельное решение в выборе элементов танца.
Метод взаимного просвещения; репродуктивный метод используются при закреплении, повторении, обобщении.
Проблемный метод –рождает высокую познавательную активность.
Информационный метод-перед тем, как приступить к занятиям, обучающиеся получают необходимую информацию от педагога.
Упражнения-все виды упражнений показываются педагогом. Все движения выполняются поочерёдно.
Композиция и драматургия – это совокупность драматургии текста и рисунка. Драматургия танца воплощается через текст, композиционные рисунки, перемещения.
Знание и использование всех этих методов поможет создать тот танцевальный номер, который хотел педагог донести до своих воспитанников.
Требования к методам обучения:
1.Научность метода. Нужно видеть, какие общие конкретные задачи можно разрешить данным методом, какому содержанию он соответствует, каких требует видов деятельности и как их организовать.
2. Направленность метода. Метод должен быть направлен на общее развитие учащихся, на формирование познавательных интересов, мотивов учения, отработку умений и навыков.
3.Доступность метода, его соответствие психолого-педагогическим возможностям школьников.
Формы обучения используются как групповые так и индивидуальные( когда нужно поставить сольный номер или отработать некоторые элементы танца).
Когда предполагается совместная работа всех групп учащихся под руководством педагога, используется фронтальная форма обучения.
Схема занятия.
Занятия строятся по следующей схеме:
1.Вводная часть.
- орг. момент;
- постановка познавательной задачи;
- расстановка детей в зале;
- разминка.
2.Основная часть.
- повторение домашнего материала;
- подведение итогов группового занятия;
- показ новых элементов танца;
- отработка и закрепление;
- подведение итогов.
3. Подведение общих итогов.
- анализ и обсуждение работы в группе;
- закрепление материала;
-задание на дом;
- расстановка детей на поклон.
Технология обучения танцам.
1.Определение техники исполнения танца.
2.Подборка разминочных упражнений с учётом возрастных особенностей учащихся.
3.Оценить характер танца и интерес к нему.
4.Выделить трудности и предусмотреть индивидуальные занятия.
5.Отбор средств обучения (диски, книги, плакаты, описания танца).
6.Ознакомление учащихся с учебными целями.
7.Знакомство с планом исполнения.
8.Проведение практического обучения.
9.Оценка результата и корректировка.
10.Повторное обучение.
11.Заполнение диагностической карты и выявление учащихся полностью усвоивших танец.
12.Индивидуальные занятия.
13.Отработка окончательного варианта танца.
Если учащийся занимается самообразованием, то в помощь ему педагог предлагает инструктивно-технологическую карту, где имеется анализ содержания каждого танца, краткие, чёткие указания и рекомендации о правильном выполнении элементов и способах самоконтроля.
Условия реализации программы.
Условием реализации программы является её выполнение, обучение с применением новых информационных технологий, методической литературы, где в доступной форме описаны стандарты хореографических умений. Умело организованный контроль на каждом этапе обучения – это гарант достижений учащимися знаний, умений, навыков, обозначенных в программе. Спонсорская поддержка, сотрудничество с родителями обучающихся-это важное условие реализации программы. Для реализации программы необходимо:
1.На занятиях использовать систему творческих заданий.
2.Совершенствовать технику исполнения танца.
3.Поощрять и поддерживать стремление добиваться успехов.
4.В процессе обучения использовать различные приёмы для обучения танцам, использовать видео материал, наглядные пособия.
МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Актовый зал,
2.Сцена, партер
3.Аудио и видео аппаратура
4. Усилители на муз. колонки
5. Проектор, экран
6. DVD диски
7. Цветомузыка
ЛИТЕРАТУРА.
1.Нормативный документ. Закон Российской Федерации об образовании.
2.Конвенция о правах ребёнка
6.Андреев В.И. Педагогика; Учебный курс для творческого саморазвития.- 2-е изд.-Казань:Центр инновационных технологий, 2000-608с.
7.«Педагогические советы в системе воспитательной работы»-Жирякова А.А. «Классный руководитель», 2001г.
8.Барышникова Т. Азбука хореографии. – М.: Айрис-пресс, 2000 – 270с.
9.Бондаренко Л.А. Ритмика и танец. – Киев.: Муз. Украина, 1989 – 232с.
10.Бондаренко А.А. Методика хореографической работы в школе и внешкольных заведениях. – Киев : Муз. Украина, 1989 – 220с.
11.Смит Люси. Танцы. Начальный курс. М.: ООО «Издательство Астрель»,2001.-48с.:ил.
12.Здравствуй,школа:Репертуар. сб. для организаторов шк.худ.самодеятельности/ сост.Н.И.Кучер.-М.: Просвещение, 1986.-336с.: ил.нот.
13.Белкина С.И. «Музыка и движение»-М.: Просвещение, 1983г.
14.Ваганова А. «Основы классического танца»-М.: Искусство, 1963 г.
15.Богаткова Л. «Танцы для детей»-М.: Просвещение, 1959г.
16.Ерохина «Школа танцев для детей»-М.:Искусство, 2000г.
17.Захарова С.Н. «Праздники в детском саду»-М.: просвещение, 1999г.
18.«Танцуют дети»-библиотека художественной самодеятельности.
19.«Сюжетные танцы»- библиотека художественной самодеятельности.
20.Костровицкая, Писарев «Школа классического танца»-М.: Искусство, 1986г.
21.Чибрикова А.Е. «Ритмика»-М.: просвещение, 2000г.
22.Михайлова М.А. «Танцы, игры, упражнения для красивого движения»-М.: просвещение, 1999г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План организации воспитательной деятельности классного руководителя
Организация воспитательной деятельности классного руководителя по направлениям....
![](/sites/default/files/pictures/2011/07/15/picture-13700.jpg)
Программа учебно-воспитательной деятельности Класса Юных Моряков «Фрегат»: «Индивидуально-личностное развитие младших школьников через систему обучения и воспитанияв условиях морского класса».
Программа создана в 2006 году в соавторстве с педагогом дополнительного образования Стариковым С.А. , а также в разработке программы приняла участие в качестве научного консультанта -cтарший преподава...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/04/picture-23336-1359999392.jpg)
Направления воспитательной деятельности
Разделы для составления перспективного плана воспитательной работы классного руководителя...
планирование воспитательной деятельности 3 "Б" на 2011 - 2012 уч.год
Планирование воспитательной работы на год в 3 классе. какие мероприятия, классные часы и праздники запланированы на год....
Как достичь успехов и избежать неудач в воспитательной деятельности
Выступление на педсовете на тему:"Как достичь успехов и избежать неудач в воспитательной деятельности"(из опыта работы)....
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/13/picture-167804-1473791176.jpg)
Программа воспитательной деятельности и план воспитательной работы в 4 классе
Программа воспитательной деятельности составлена на 4 года, и в данном случае завершает реализащию. Соответственно план воспитательной работы разработан для 4 класса....
![](/sites/default/files/pictures/2019/07/17/picture-1153025-1563376058.jpg)
«Внеурочная деятельность РФ , цели , содержание , структура непрерывной воспитательной деятельности»
laquo;Внеурочная деятельность РФ , цели , содержание , структура непрерывной воспитательной деятельности»...