Родительское собрание на тему: Формирование толерантности . "Толерантность – гармония многообразия.
статья (4 класс)

Ремизова Татьяна Николаевна

Толерантность как одна из характеристик, в значительной мере влияющих не только на развитие социального климата, межличностные отношения, политику, представляется наиболее актуальной задачей для развития современного человека и его воспитания. Отечественный философ Ю.А. Шрейдер отмечал : «Самая страшная, из грозящих нам катастроф, это не столько атомная, тепловая и тому подобные варианты физического уничтожения человечества (а может быть, и всего живого) на Земле, сколько антропологическая — уничтожение человеческого в человеке». И прежде чем выяснять, как защитить природу, как избавиться от войн, бедствий и т.д., следует понять, как остаться человеком не только разумным, но и сознающим, т.е. совестливым.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rod._sobranie_na_temu_tolerantnost.docx20.21 КБ

Предварительный просмотр:

                         

                           

           Родительское собрание на тему:

           Формирование толерантности .

"Толерантность – гармония многообразия.

   

                                                                                 

                                                                                                                                                                                                                                              

Классный руководитель: Ремизова Т. Н.

                                                       

                                                      Декабрь  2019

         

                 Характеризуя современность как эпоху глобального кризиса — политического, экологического, нравственного и т.д., затрагивается проблема толерантности. Толерантность как одна из характеристик, в значительной мере влияющих не только на развитие социального климата, межличностные отношения, политику, представляется наиболее актуальной задачей для развития современного человека и его воспитания. И прежде чем выяснять, как защитить природу, как избавиться от войн, бедствий и т.д., следует понять, как остаться человеком не только разумным, но и сознающим, т.е. совестливым.

     Толерантность как одна из характеристик, в значительной мере влияющих не только на развитие социального климата, межличностные отношения, политику, представляется наиболее актуальной задачей для развития современного человека и его воспитания. Отечественный философ Ю.А. Шрейдер отмечал : «Самая страшная, из грозящих нам катастроф, это не столько атомная, тепловая и тому подобные варианты физического уничтожения человечества (а может быть, и всего живого) на Земле, сколько антропологическая — уничтожение человеческого в человеке». И прежде чем выяснять, как защитить природу, как избавиться от войн, бедствий и т.д., следует понять, как остаться человеком не только разумным, но и сознающим, т.е. совестливым.

                      Так что же такое толерантность?

    Этимология термина «толерантность» (от лат. tolerantia) восходит к латинскому глаголу tolero — «нести, держать», а также «переносить, сохранять, кормить, оставаться». Исходное значение tolero — «нести, держать» в руках какую-нибудь вещь. Следовательно, все то, что мы держим в руках или несем по жизни, требует от нас усилий и умения «выносить», страдать, терпеть. Все это — наша «выносливость» по отношению к неблагоприятному внешнему воздействию, терпеливость.

В краткой философской энциклопедии это слово латинского происхождения “tolerantia” – терпение – терпимость к  иного рода взглядам, нравам, привычкам.

             Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Она является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкреции.

              Недаром была принята Декларация принципов толерантности, утвержденной ЮНЕСКО. 16 ноября стал Международным днем толерантности. 31 декабря 1999 г. Россия приняла план мероприятий по формированию установок толерантного сознания и профилактике экстремизма в нашем обществе. Без формирования толерантности движение к цивилизованному обществу невозможно. Может ли школа препятствовать распространению националистических и расистских настроений. Ответ один: да. Именно школа является одним из важнейших институтов воспитания такого качества нравственного аспекта как толерантность.

           Конфликт – это нормальный процесс, который надо уметь решать конструктивно. Для демократии очень важна социальная ответственность каждого человека осмысленно следовать моральным нормам при принятии решений.

                        Принципы толерантности

  По сферам проявления толерантность различают по следующим направлениям.

    Политическая толерантность – терпимость к людям других политических взглядов, уважение к иным политическим позициям, признание права на свои политические направления.

      Научная толерантность – терпимость к другим точкам зрения в науке, допущение разных теорий и научных школ.

    Педагогическая толерантность – терпимость к собственным детям, учащихся, умение понять и простить их несовершенства.

   Административная толерантность – умение руководить без нажима и агрессии.

      Так как же трактуют вопрос о толерантности в современной отечественной педагогике, психологии, социологии. В психологии считают, что толерантность – это свойство биологической или социальной системы, принятия другой системы или ее элементов. В социологии, что толерантность – “культурная” направленность, где в основе лежит понимание уникальности своей группы и предпочтение собственных этнокультурных ценностей.

             Эффективным способом формирования толерантности является воспитание, которое (если назвать его толерантным воспитанием) способствует формированию у детей навыков критического осмысления и выработки суждений, независимого мышления. Учащиеся учатся проявлять терпимость – значит признают то, что люди различаются по интересам, положению, по внешнему виду и обладают правом жить в мире, сохраняя свою индивидуальность. При этом следует поговорить о личности толерантной и интолерантной. В современной психологической литературе это весьма условно, так как каждый человек в своей жизни совершает и толерантные и интолерантные поступки. Но склонность вести себя так или иначе могут стать устойчивой личностной чертой. В психологии рассмотрели основные четры и отличия:

   1. Знание самого себя.         

   Толерантные люди  Относятся к себе критически, сами стараются разобраться в своих проблемах  в своих достоинствах и недостатках.

     Интолерантные люди.Замечают у себя только достоинства, обвиняют других.

 2. Защищенность.        

   Толерантный человек уверен в себе; убежден, что справится со всем. Это важное условие для формирования толерантной личности.        

    Интолерантный  человек.  Опасается своего социального окружения и самого себя: во всем видит угрозу.

 3. Ответственность.        

   Толерантный человек не перекладывает ответственность на других, сам отвечает за свои за свои поступки.        

    Интолерантный  человек считает, что происходящие события от него не  зависят, следовательно снимает с себя ответственность за происходящее вокруг. Он считает, что ни он причиняет зло, а ему вредят.

 4. Потребность в определении.        

   Толерантные люди сами стремятся к работе, творчеству; сами стремятся решить свои проблемы.

   Интолерантные люди отодвигают себя на второй план (только не я).

 5. Способность к эмпатии (способность формировать верные суждения о    других людях).        

    Толерантный человек может правильно оценить и себя и интолерантного человека.

Интолерантный человек оценивает окружающих по своему образу и подобию.

 6. Чувство юмора.        

   Толерантный человек способен посмеяться над собой.        

   Интолерантный человек не обладает чувством юмора, мрачен и апатичен.

7. Авторитаризм        

Толерантный человек предпочитает жить в демократическом, свободном обществе.

Интолерантный человек предпочитает жить в авторитарном обществе с жесткой властью.

     Следовательно, вывод можно сделать такой: толерантный путь – это путь человека, который хорошо знает себя, комфортно чувствует себя в окружающей среде, понимает других людей, всегда готов прийти на помощь, с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам и традициям. А  интолерантный  путь – это путь человека, который думает о своей исключительности, с низким уровнем воспитанности, чувством дискомфорта существования в социальной среде, желанием власти, неприятия иных культур, взглядов и традиций.

       

              Подводя итоги, мне хочется несколько слов сказать по поводу дальнейшего развития толерантности в школе, в нашем обществе. Толерантность – это уважение, принятие и понимание богатого многообразия мировых культур т.е. то, чем мы занимаемся в повседневной жизни; воспитанием учащихся в духе мира, прав человека и демократии.

  Предполагаемый результат педагогической деятельности –     самоактуализирующаяся личность, которой присущи:    

принятие себя и других людей таких, какие они есть;

установление доброжелательных отношений с окружающими;

способность к глубокому пониманию жизни;

активное восприятие действительности и способность хорошо в ней ориентироваться;

развитие творческих способностей;

умение полагаться на свой опыт, разум и чувства;

способность брать на себя ответственность;

приложение усилий для достижения поставленных целей.

     Вывод:   Толерантность – это активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия между этносами, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми другой культурной, национальной, религиозной или социальной среды.

                                             

                               Литература:

1. Сафонова В.В. “Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций” Воронеж, Истоки,2017г.

2. Краткая философская энциклопедия М., Прогресс. Энциклопедия, 2014 г.

3. Вульфов Б.З. “Воспитание толерантности, сущность и средства” Внешкольник-2019 г. № 6.

4. Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.61.Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г.

5. Тишков В.А. “Очерки истории и политики этничности в России”. М. 2015г.

6. Дмитриев Т.Д. Многокультурное образование М. Народное образование 2016 г.

7. “Волшебный кристалл”(игры на развитие толерантности) Издательский дом “Первое сентября” № 39 2019 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление учителя Зиганшиной Зинаиды Николаевны на родительском собрании по теме: «Формирование здорового образа жизни. Создание здоровьесберегающей образовательной среды».

Нет на свете человека, который был бы безразличен к своему здоровью. Однако, часто бывает так, что человек себя считает здоровым только потому, что он не чувствует неприятных ощущений в своем ор...

Родительское собрание на тему "Формирование положительных эмоций у учащихся начальной школы"

Данное собрание проводилось во 2 классе, в ходе которого родителям были даны рекомендации по формированию позитивных эмоций у детей....

Родительское собрание по теме "Формирование произвольного внимания у младшего школьника" 3 класс

Материал для проведения родительского собрания по теме "Формирование произвольного внимания у младшего школьника"....

Родительское собрание по теме: «Формирование математических способностей у детей 6-7 лет» Собрание-практикум Цель: объединение усилий школы и семьи в формировании математических способностей.

Быть готовым к школе сегодня это не только уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе это уметь всему этому учиться.Задачи:1.    Сформировать представление родителей о математ...

Родительское собрание на тему: " Формирование регулятивных УУД."

практические приемы формирования регулятивных ууд...

Родительское собрание на тему "Формирование навыков чтения у младших школьников"

Беседа с родителями о трудностях в обучении чтению и этапах формирования навыка чтения....