Программа ЗОЖ
рабочая программа
Программа ЗОЖ для повышения эффективности работы по формированию здорового образа жизни учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_zozh.doc | 318.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сроки и этапы реализации программы: 2018 -2023 г.г.
Организационный этап сентябрь – декабрь 2018 г.- анализ состояния и планирование работы школы по здоровьесбережению субъектов образовательного процесса.
Внедренческий этап – январь 2019 г.- май 2023 г.- организация просветительско-воспитательной работы с обучающимися, просветительской и методической работы с педагогами, родителями (законными представителями), внедрение в систему работы школы дополнительных образовательных программ, программ внеурочной деятельности, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.
Аналитический этап – сентябрь - декабрь 2018 г. – анализ и корректировка результатов реализации программы
Основания для разработки Программы
«О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы». Распоряжение Правительства РФ от 07.02.2011 № 163-р
Закон РФ «Об образовании». В редакции от 08.12.2010г.
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом РФ Пр-271 от 04 февраля 2010 г.
Методическое письмо Департамента общего среднего образования МО РФ от 25.03.1999г. № 389/11-12 «О преподавании основ безопасности жизнедеятельности в начальной школе»
О физической культуре и спорте в Российской Федерации от 29 апреля 1999 г. № 80-ФЗ. Федеральный Закон «Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования по физической культуре»
Об утверждении «Медицинской карты ребенка для образовательных учреждений». Приказ Министерства здравоохранения РФ от 03.07.2000г. №241
О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации. Приказ МО РФ, МЗ РФ, Госкомспорта Росси и РАО от 16 июля 2002 г. № 2715/227/ 166/19.
О мерах по улучшению охраны здоровья детей в Российской Федерации. Приказ Минздравохранения РФ от 31.05.2002г.№ 176/2017
Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №373 от 6.10.2009г.
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010г. N 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
«Концепция развития системы психологического обеспечения образования в Российской Федерации на период до 2012 года». Утверждена IV Всероссийским съездом психологов образования «Психология и современное российское образование» 12 декабря 2008г., г. Москва
Дата утверждения Программы
16.11.2016 года
Государственный заказчик Программы
Администрация муниципального казённого общеобразовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа № 4» с.Малые Ягуры
Директор Программы Директор муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Средней общеобразовательной школы № 4» с.Малые Ягуры М.В.Кравцова
Разработчики программы Ломонос О.С. заместитель директора по ВР
Целью работы по здоровьесбережению в образовательном учреждении является:
- создание благоприятных условий для личностного развития человека (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального), оказание ему комплексной социально-психолого-педагогической помощи в саморазвитии и самореализации в адаптации, социализации, обеспечение молодому человеку возможности сохранения здоровья за период обучения, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни.
Первоочередные задачи:
- обеспечение, сохранение и укрепление физического, психологического, социального, нравственного здоровья личности,
- формирование нравственного сознания, нравственных качеств, социально значимых ориентаций и установок в жизненном самоопределении и нравственном поведении;
- создание комфортного, гуманизированного воспитательного пространства в микросоциуме;
- поиск оптимальных здоровьесберегающих режимов учебно-воспитательной работы;
- разработка и совершенствование методов здоровьесберегающего образования, с использованием технологий, адекватных целям и задачам учебных курсов и состоянию здоровья учащихся.
Основными направлениями деятельности по формированию здорового образа жизни должны стать:
- создание благоприятных условий для организации здоровьесбережения в образовательных учреждениях,
- обеспечение диагностики, коррекции и консультирования для учащихся, родителей и педагогов по проблеме здоровьесбережения,
- организация спортивно-оздоровительной, досуговой и других видов деятельности детей, подростков, взрослых;
- культурно-просветительская работа по пропаганде и разъяснению здорового образа жизни.
Для повышения эффективности работы по формированию здорового образа жизни учащихся необходимо:
- разрабатывать единый подход к формированию физического и психического здоровья детей;
- совершенствовать нормативно-правовое и организационное обеспечение службы учреждений образования в целом и по вопросам координации со службами других ведомств, в частности;
- устранить однонаправленность взаимодействия психологов, педагогов, специалиста по социальной работе;
- разрабатывать и внедрять конкретные механизмы взаимодействия и методы совместной профилактической работы специалистов различных служб;
- широко освещать современное состояние дел, касающееся здоровья учащихся и педагогов; формировать у них активную позицию в этом отношении;
- повышение квалификации педагогов по направлениям «Здоровьесбережение в ОО»;
Категории и группы учащихся, которым социально-психологическая служба школы оказывает социально-психологические услуги:
учащиеся в возрасте от 6,5 лет до 18 лет;
учащиеся с ограниченными возможностями;
подростки, не имеющие родителей или оставшиеся без их попечения;
подростки с девиантным поведением;
учащиеся, подвергавшиеся различным формам психического и физического насилия;
учащиеся, имеющие алкогольную, наркотическую и токсическую зависимость;
коллективы учащихся школы
Категории и группы педагогов, которым социально-психологическая служба школы оказывает социально-психологические услуги:
педагоги в возрасте от 20 лет до 70 лет;
педагоги с вредными привычками;
педагоги, подвергавшиеся различным формам психического насилия;
коллектив педагогов.
Основные исполнители программы
директор школы;
заместители директора;
педагог- психолог;
медицинский работник;
учителя физической культуры;
классные руководители;
учителя начальных классов;
председатели школьного и классных родительских комитетов;
управляющий совет школы.
Основные направления реализации Программы
- просветительская и методическая работа с педагогическим коллективом;
- физкультурно-оздоровительная деятельность;
- психолого-педагогическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса;
- медицинская профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья учащихся и педагогов;
- просветительская работа с родителями;
- коррекционная работа с учащимися
- урочная и внеурочная работа с учащимися
- оздоровительная деятельность педагогов в нерабочее время
Принципами здоровьесберегающей деятельности являются:
- Сохранность здоровья участников образовательного процесса.
- Приоритет действенной заботы о здоровье учащихся и педагогов.
- Триединое представление о здоровье.
- Непрерывность и преемственность здоровьесберегающей деятельности.
- Субъект-субъектные отношения с учащимися.
- Соответствие содержания и организации обучения возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся.
- Комплексный, междисциплинарный подход к организации здоровьесбережения.
- Психолого-медико-педагогическая компетентность учителя.
- Гармоничное сочетание обучающих, воспитывающих и развивающих педагогических воздействий.
- Приоритет позитивных воздействий у участников воспитательно—образовательного процесса (подкреплений) над негативными.
- Приоритет активных методов обучения.
- Сочетание охранительной и тренирующей стратегий здоровьесберегающего пространства.
- Формирование ответственности учащихся за свое здоровье.
- Контроль результатов здоровьесберегающей деятельности.
Ожидаемые результаты
- повышение количества учащихся с высоким уровнем осведомленности о здоровом образе жизни на 10 %;
- поднятие значимости занятий спортом, увеличение количества учащихся, занимающихся в спортивных секциях на 15 %;
- вовлечение родителей в совместную со школой деятельность по -формированию культуры здорового и безопасного образа жизни у обучающихся;
- создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся;
- уменьшение количества дезадаптированных детей на 12%, детей с высоким уровнем школьной тревожности на 10%;
- формирование навыков психологической гигиены у субъектов образовательного процесса;
- привитие учащимся навыков личной гигиены, здорового образа жизни и понимания необходимости его пропаганды.
- сформированность у педагогов ценностно-смысловых установок на сохранение здоровья и его наращивание во внерабочее время как условие полноценного развития всех своих личностных возможностей для эффективного решения учебно-воспитательных задач;
- увеличение количества педагогов, ощущающий ответственность за состояние собственного здоровья в процессе профессиональной деятельности.
Критерии оценивания полученных результатов
- соответствие организации образовательного процесса, материально-технической базы требованиям СанПиН;
- уровень удовлетворённости обучающихся и их родителей работой школы по сохранению и укреплению здоровья, формированию культуры здорового и безопасного образа жизни;
- снижение количества детей, соматически ослабленных и имеющих высокий уровень тревожности;
- увеличение количества субъектов образовательного процесса, определяющих здоровье как одну из основных жизненных ценностей;
- повышение компетентности субъектов образовательного процесса в вопросах сохранения и укрепления здоровья
Контроль за выполнением Программы
Контроль над реализацией программы осуществляет директор. Исполнители программы отчитываются о ходе реализации программы один раз в полугодие на педагогическом, Управляющем советах школы, перед родительской общественностью. Ход реализации программы освещается на школьном сайте, в материалах школьной газеты «Школа. RU», в районной газете « Рассвет».
Обоснование программы
Состояние здоровья детского населения в целом по России характеризуется как национальная катастрофа. По данным Министерства здравоохранения и социального развития РФ и Госкомэпиднадзора, лишь 10-14% детей практически здоровы, около 50% имеют функциональные отклонения, 35-40% -хронические заболевания. Среди заканчивающих школу здоровые составляют 10%. Низкий исходный уровень здоровья детей, поступающих в 1-й класс, неблагоприятным образом сказывается на их адаптации к учебным нагрузкам, режиму школы, являясь причиной дальнейшего ухудшения здоровья и плохой успеваемости. За период обучения в школе в два раза возрастает число нервно-психических расстройств у обучающихся.
Кроме этого, к числу приоритетных, разрушающих здоровье детей, ученые относят пассивность семьи в вопросах сохранения здоровья ее членов, нерациональное питание, стрессовые ситуации в окружении детей (алкоголизацию, курение, наркоманию), недостаточную активность медицинских служб. Прогнозируется дальнейшее ухудшение состояние здоровья школьников за счет таких факторов, как скрытая интенсификация учебного процесса, техническое переоснащение школ, недостаточный уровень компетентности педагогов в вопросах сохранения здоровья обучающихся.
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» предусматривают создание условий для повышения качества общего образования, оказание комплексной многопрофильной психолого-педагогической и медико-социально-правовой помощи всем участникам образовательного процесса, повышение уровня психологической культуры и психологической компетентности всех участников образовательного процесса. В этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагается: проведение оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки учащихся, создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья, в том числе за счет использования эффективных методов обучения, повышения удельного веса и качества занятий физической культурой, организации мониторинга состояния здоровья детей и молодежи.
Анализ исходного состояния
По данным, полученным в результате мониторинга (2016г.), 81 % обучающихся муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Средней общеобразовательной школы № 4» имеют высокий уровень информированности о здоровье и проблемах его сохранения (факторах риска), они знают, что такое здоровье (состояние физического, психологического и социального благополучия) и что можно и необходимо делать для укрепления и сохранения своего здоровья.
Показательно, что, по данным исследований, 92% подростков хотят продолжать получать специально адаптированную информацию (в зависимости от пола, возраста, микросреды) о здоровье, здоровом образе жизни путем непосредственного контакта со специалистами, педагогами, родителями (а не только через средства массовой информации или от неспециалистов).
Дифференцированные знания о здоровье создают базу для понимания значения здоровья в жизни. Однако же, ранжирование ценностей показало, что приоритетными для учащихся 4-11-х классов являются в первую очередь: счастливая семья, материальная обеспеченность. Ценность, как «здоровье» находилась на втором, третьем месте. Остальные места делили: хорошее образование, карьера, дружба, любовь, счастье других людей, хорошая работа.
Мотивация к здоровому образу жизни, как устойчивое личностное качество формируется в результате перевода знаний и понимания проблемы на поведенческий уровень. Показателем сформированной мотивации в 2013 году является готовность лишь 40 −50 % учащихся к самостоятельному сохранению и укреплению своего здоровья.
По данным исследования, из учащихся 2-11-х классов в будущем не планируют курить 90%, из учащихся 4-11-х классов не планируют употреблять спиртное — 83 %, из учащихся 7-11-х классов не планируют употреблять наркотики −100%.
О состоянии психологического здоровья обучающихся школы можно судить по таким показателям, как общий уровень комфортности, самооценка, уровень школьной тревожности, владение навыками саморегуляции.
В начале 2014 года 80 % обучающихся чувствуют себя комфортно в школе. У 20% высокий уровень самооценки; средний- у 65 %; низкий-у15% учащихся школы.
Школьная тревожность определяется в норме у 80% учащихся 2-11-х классов. Ситуативная тревожность у учащихся 9-11 классов, обучающихся на «4» и «5», перед сдачей выпускных экзаменов повышается на 10-15%
Рассматривая спортивные интересы обучающихся как важнейший фактор сохранения и укрепления здоровья школьников, профилактики их вовлечения в разнообразные формы наркозавсимости, травматизма и анализируя данные мониторинга 2016 года можно отметить большой интерес учащихся школы к этому виду проведения своего досуга. В спортивных секциях при школе и вне школы занимаются много учащихся.
В ходе исследования выявлено, что число болеющих учащихся довольно высоко. Самый высокий процент детей, имеющих заболевания, учатся в 7 и 9 классах.
Есть педагоги, которые ежегодно отсутствуют на работе по причине заболеваемости с диагнозом ОРВИ.
Поступление в школу вносит большие перемены в жизнь ребенка. Начинается кризис семилетнего возраста. Первоклассник в этот период испытывает определенную нагрузку, так как резко изменяется привычный образ жизни ребенка и усиливаются требования, предъявляемые со стороны родителей и учителей. В связи с этим могут возникнуть адаптационные затруднения. Период адаптации к школе обычно составляет от 2 до 3 месяцев. Педагогом-психологом разработан комплекс мероприятий, направленных на помощь обучающимся адаптироваться к школьному обучению, коррекцию и развитие психических функций. По результатам исследования в 2016-2017 уч. году уровень готовности детей к школьному обучению снизился по сравнению с прошлым годом, если уровень «условно не готов, не готов» в 2015 г. составлял 3% , то в 2016 году 11%. «Условно не готовы», «не готовы» дети, как правило, из социально-неблагополучных семей.
В школе к категории неблагополучных семей относятся 5 семей, которых характеризует алкоголизм, уклонение от воспитания, психологическая неподготовленность отдельных родителей к семейной жизни. В такой семье ребенок испытывает раздражение, агрессию со стороны родителей, грубость в обращении с ним. Семейное неблагополучие порождает массу проблем в поведении детей, их развитии, образе жизни, приводит к нарушению ценностных ориентаций,что является причиной дезадаптации детей и взрослых.
Возраст учащихся 5-го класса можно назвать критическим. При переходе из начального звена в среднее пятиклассники сталкиваются с определенными трудностями: много разных учителей, новый классный руководитель, много новых кабинетов, которые неизвестно где и как расположены, непривычное расписание (новый режим). Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости главного личностного новообразования младшего подростка. В переходный период от младшего школьного к младшему подростковому возрасту необходима психолого-педагогическая поддержка учащихся 5-х классов к условиям обучения в средней школе.
Учащиеся 9, 11 классов находятся в периоде социального и личностного самоопределения, в периоде ранней юности. Это время связано также и с подготовкой и сдачей выпускных государственных экзаменов. Экзамен - не просто проверка знаний, а проверка знаний в условиях стресса. Во время подготовки и сдачи экзаменов имеют место интенсивная умственная деятельность, крайнее ограничение двигательной активности, нарушение режима отдыха и сна (поверхностный, беспокойный сон), эмоциональные переживания. Все это приводит к перенапряжению нервной системы, отрицательно влияет на общее состояние и сопротивляемость организма. Для успешной сдачи ЕГЭ И ОГЭ и во время подготовки к экзаменам, необходимо оказывать психолого-педагогическую помощь выпускникам.
На протяжении многих лет в школе отдается предпочтение вопросам сохранения и укрепления здоровья учеников. В настоящее время от педагога требуются большие резервы самообладания и саморегуляции. В период активного реформирования современной школы, динамического характера образовательной среды возрастает роль здоровья в решении задачи повышения профессионально-педагогической компетентности учителя. Есть необходимость разработать систему сопровождения здоровьесбережения педагогов образовательной организации
Выявленные данные спровоцировали выполнение ряда мер, направленных на создание условий и среды, укрепляющих здоровье школьников и педагогических работников.
Учебный план школы составлен на основании Закона РФ «Об образовании», Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений утвержденных приказом МО РМ от 19.08.05. № 681, с учетом требований санитарно-эпидемиологических нормативов «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.2.2821-10 от 29.12.2010г. № 189», Устава школы.
Программа разработана в соответствии с принятыми федеральными государственными образовательными стандартами нового поколения. В школе изданы приказы, приняты локальные акты, регулирующие вопросы сохранения и укрепления здоровья учащихся.
Создаются разнообразные стартовые условия для развития и обучения каждого обучающегося.
Ежегодно составляется вариант расписания, которое состоит из блоков:
-расписание занятий по школьному компоненту;
-расписание занятий блока дополнительного образования (секций, объединений по интересам)
-расписание занятий по внеурочной деятельности
-расписание индивидуальных, факультативных и групповых занятий.
Расписания составлены в соответствии с санитарными требованиями, предъявляемыми государственным санитарно-эпидемиологическим надзором
На уроках проводятся обязательные физкультурные паузы.
В рамках предмета «Мы и окружающий мир» в начальной школе, на уроках ОБЖ в старшем звене, рассматриваются темы режима дня, учебы и отдыха, здорового питания, соблюдения санитарно-гигиенических норм и правил, профилактики вредных привычек. Данные вопросы освещаются также на уроках физической культуры, биологии, химии.
Дополнительное образование вносит существенный вклад в учебно-воспитательный процесс, в воспитание и оздоровление учащихся школы и реализуется по расписанию в течение дня. Программы «Легкая атлетика», «Баскетбол», «Волейбол», «Пленер», «Танцевальные ритмы», «Введение в журналистику», «Экологи», театральная студия «Великая радость творчества», «Театр мод» обеспечивают развитие творчески активной личности ребенка, что способствует, в свою очередь, получению базового образования, а также возможности социально адаптироваться в современном обществе.
Внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное ; духовно-нравственное ; социальное; общекультурное ; общеинтеллектуальное ; представлена следующими программами: «Искорка», ОФП «Бегай, прыгай, играй», «Занимательный английский», «Шахматная доска», «Творческая мастерская», «Танцевальные ритмы», «Азбука дорожного движения», «В гостях у сказки», «Я гражданин», «Народные инструменты», «Я и мы», «Дорогою добра», «В здоровом теле здоровый дух», «Лего - конструирование», «Росток», «Наши руки не знают скуки», «Занимательный немецкий», «Веселые нотки».
Занятия в условиях школы позволяют продумать пути к радости познания, положительным эмоциям, что позволяет снять усталость, избежать стрессовых ситуаций и др.
Профилактическая работа представляет собой комплекс мероприятий : разработка оптимальных режимов обучения и воспитания; предупреждение заболеваний, функциональных нарушений, вредных привычек; включает в себя психологику и психопрофилактику учебно-воспитательного процесса; оценивает физическое и умственное развитие, физическую подготовленность, работоспособность.
Диагностика функциональных состояний в течение дня, недели, четверти, учебного года позволяет своевременно выявить признаки переутомления и предпринять профилактические меры по их коррекции, осуществить выбор оптимальных учебных нагрузок (умственных и физических), учитывающих индивидуальные особенности учащихся. Одним из направлений диагностической работы является деятельность по предупреждению психосоматической дезадаптации (ПСД)
Постоянно ведется контроль над питанием учащихся.
Проведение массовых медицинских исследований состояния здоровья старших школьников представляет возможность выявить незначительные отклонения функционального характера и своевременно назначить коррекционные действия.
Коррекционная работа представляет собой меры по устранению или снижению имеющихся отклонений от нормы. Школа № 17 адаптирована для получения образования всеми желающими в возрасте от 6,5 лет до 18. При приёме в ОО выявляется не только уровень "готовности к обучению", но и отклонения в развитии. В каждом конкретном случае определяются ведущие направления в работе с ребенком, разрабатываются коррекционные программы. Для одних детей на первый план выступает ликвидация пробелов в знаниях учебного материала; для других – формирование произвольной деятельности, выработка навыка самоконтроля; для третьих необходимы специальные занятия по развитию моторики и т. д.
Осуществляется постоянное взаимодействие психолога, учителя, медицинского работника и родителей. Обращается внимание на предупреждение физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок, проведение своевременных лечебно-оздоровительных мероприятий. Профилактическая и коррекционная работа по здоровьесбережению позволяет при приёме в ОО выявлять не только уровень "готовности к обучению", но и своевременно обнаружить отклонения в развитии, разработать программу индивидуальной адаптации.
В школе уделяется внимание формированию здоровьесберегающего пространства (ЗП). Используется индивидуальный подход к каждому участнику образовательного процесса.
Вытесняются негативные воздействия(уменьшилось число курящих, не курят в туалетных комнатах), создана зеленая зона, организуются фотовыставки, выставки рисунков и т.п.
Проводятся мероприятия по вовлечению самих учащихся в деятельность, где осуществляется превращение из пассивных учащихся и безответственных объектов в субъекты процесса здоровьесбережения (акции «Мое здоровье», выпуск буклетов, информационных листов и т.п.).
Просветительскую и методическую работу с педагогическим коллективом осуществляют заместители директора по учебно-воспитательной, воспитательной работе , школьный фельдшер, педагог-психолог, социальный педагог. Ими проводятся практические семинары, методические дни, педагогические советы, информационные часы, консультации.
Физкультурно-оздоровительную деятельность в школе осуществляют учителя физической культуры под руководством по учебно-воспитательной, заместителя директора по воспитательной работе, учитель по безопасности жизнедеятельности. Наиболее интересные формы физкультурно-оздоровительной деятельности:
-дни здоровья, туристический слет, осенний кросс;
-спортивные праздники совместные с семьями обучающихся;
-малые спартакиады школьников и педагогов;
-традиционный турнир, посвященный Дню защитника Отечества;
-районные соревнования в зачет спартакиады школьников Карталинского муниципального района;
-городские и областные соревнования по баскетболу.
Консультативная работа проводится по нескольким направлениям одновременно - с учащимися, педагогами, родителями. Она представляет собой многоплановую повседневную текущую работу, направленную на оказание содействия и помощи по вопросам здоровьесбережения в конкретных случаях и ситуациях.
В рамках психолого-педагогического сопровождения проводятся консультативные, развивающие занятия для будущих первоклассников и младших школьников, для старшеклассников в предэкзаменационный период.
Большое внимание уделяется медицинской профилактике, санпросвет работе, мониторингу здоровья обучающихся, который проводится ежегодно медицинским работником школы.
В рамках просветительской работы с родителями классные руководители, медицинский работник школы, педагог-психолог проводят родительские собрания, посвященные вопросам сохранения здоровья детей, приглашают на мероприятия для родителей специалистов учреждений здравоохранения, служб города(КЦСОН, ГАИ, ИДН, УФСКН) Установление социальным работником благожелательных отношений с родителями создаёт предпосылки для формирования здорового образа жизни в семье.
В урочную и внеурочную работу с обучающимися включены вопросы профилактики болезней, употребления ПАВ, здорового образа жизни.
Перечень
Мероприятий по реализации целевой программы «Здоровье + сбережение» на 2014-2016 учебный год.
1. СОЗДАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Задача: формирование здоровьесберегающей инфраструктуры школы, стимулирующую стремление детей и педагогов к здоровому образу жизни
№ п/п | Мероприятие | Сроки | Ответственные |
1 | Совершенствование работы по соблюдению санитарно-гигиенических норм в ОУ | ежегодно | Директор ОО |
2 | Контроль соблюдения санитарно-гигиенических условий в учебных кабинетах | 2015 | Медработник, педагоги |
3 | Оборудование кабинета психологической разгрузки | 2015 | Директор ОО Педагог-психолог |
4 | Приобретение дополнительного оборудования для столовой | 2015 | Директор ОО |
5 | Дополнительное оснащение медицинского кабинета | 2014 | Директор ОО |
6 | Монтаж современного освещения классных досок | 2014-15 | Директор ОО |
7 | Оснащение учебных кабинетов мебелью согласно санитарно- валеологиченским требованиям | 2014-15 | Директор ОО |
8 | Приобретение спортивного оборудования | 2014-2016 | Директор ОО |
9 | Оформление зеленых зон в рекреациях школы | 2014-2016 | Директор ОО |
10 | Приведение квалифицированного состава специалистов, проводящих здоровьесберегающую работу с детьми, в соответствии с количеством обучающихся в школе | 2014-2016 | Директор ОО |
12 | Разработка и проведение системы контроля за ходом реализации программ по здоровьесберегающей деятельности в школе | 2014-2016 | Директор ОО Зам. дир. по В.Р., УВР |
13 | Оснащение ОУ дополнительным оборудованием для детей с ограниченными возможностями в рамках программ «Доступная среда» | 2014-2016 | Директор ОО Зам. дир. по В.Р., УВР |
Ожидаемые результаты:
- Улучшение санитарно-гигиенических условий в школе
- Улучшение материально-технической базы воспитательно-образовательного процесса
- Обеспечение качественного питания школьников
- Предупреждение нарушений опорно –двигательного аппарата у обучающихся
- Наличие зеленых зон в здании школы
- Более качественное зрительное восприятие учебного материала
- Улучшение осанки у обучающихся
- Очищение воздуха в здании школы
- Оптимальная расстановка кадров ОО
- Создание банка данных о санитарно-гигиеническом состоянии учебных кабинетов
- Создание условий для успешного обучения детей с ограниченными возможностями
2. РАЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ И ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Задача: организовать учебную и внеучебную деятельность обучающихся, направленную на повышение эффективности учебного процесса, с учетом снижения чрезмерного функционального напряжения и утомления
№ п/п | Мероприятие | Сроки | Ответственные |
| Обеспечение реализации требований программы «Основы безопасности жизнедеятельности» |
2014-2016 |
Учитель ОБЖ |
| Приобретение методических материалов(анатомические плакаты, таблицы, атласы, методическая литература и т. д.) | 2014-2016 | Директор |
| Использование современных педагогических технологий в воспитательно-образовательном процессе | 2014-2016 | Зам. дир. по В.Р., зам. дир.УВР |
| Соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной и внеучебной нагрузки | 2014-2016 | Зам. дир. по В.Р., зам. дир.УВР |
| Разработка должностных инструкций специалистов, обеспечивающих здоровьесберегающее направление деятельности в ОУ | 2014 | Директор |
| Разработка памяток, буклетов здоровьесберегающей направленности | 2014-2016 | Педагог-психолог, медик, зам. дир.по ВР |
| Создание электронных пособий, проектов по вопросам сохранения и укрепления здоровья субъектов образовательно-воспитательного процесса | 2014-2016 | Педагог-психолог, зам. дир.по УВР |
| Соблюдение требований к использованию технических средств обучения | 2014-2016 | зам. дир.по УВР, медик |
| Разработка планов преемственности (детский сад-школа, начальная школа -основная школа, основная школа -средняя школа) | 2014-2016 | зам. дир.по УВР, |
| Проведение оздоровительных моментов на уроке | 2014-2016 | педагоги |
| Изучение уровня воспитанности обучающихся школы | 2014-2016 | зам. дир.по ВР, классные руководители |
Ожидаемые результаты:
- Наличие образовательного пространства с общими целями, задачами по достижению положительных результатов в процессе воспитания, обучения и развития детей
- Укрепление учебно-методической базы, издание методических рекомендаций по применению здоровьесберегающих технологий, диагностических , оздоровительных программ.
- Наличие многообразия форм здоровьесберегающей деятельности внутри воспитательно-образовательного процесса
- Наличие методических рекомендаций по созданию здоровьесберегающего образовательного пространства школы, уточненного комплекса мероприятий.
- Наличие должностных инструкций специалистов, обеспечивающих здоровьесберегающее направление деятельности в ОУ.
- Внесение изменений в воспитательно-образовательный процесс с учетом данных мониторинга здоровья
- Повышение качества образования, саморазвития педагогов и учащихся в области здоровьесбережения субъектов образовательного процесса.
- Повышение уровня безопасности на уроках.
- Улучшение качества образования воспитательно-образовательного процесса в соответствии с программами преемственности.
- Уменьшение уровня утомляемости обучающихся во время образовательного процесса.
3. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ
Задачи: повысить методическую культуру педагогов в вопросах валеологизации образовательной среды, формирования у школьников устойчивой потребности в ведении здорового образа жизни
№ п/п | Мероприятие | Сроки | Ответственные |
1 | Повышение квалификации педагогов и переподготовка педагогических и руководящих кадров | 2014-2016 | зам. дир.по УВР, |
2 | Приобретение методических материалов( плакаты, таблицы, атласы, методическая литература и т. д.) | 2014-2016 |
Директор |
3 | Организация методических семинаров, выставок для педагогов: Здоровьесберегающие подходы и технологии Создание здоровьесберегающего пространства Система работы с родителями по здоровьесбережению «Пути реализации здоровьесберегающих технологий » «Организация воспитательной работы по формированию здорового образа жизни и укреплению здоровья учащихся
|
2014-2016 |
зам. дир. по УВР |
4 | Организация и проведение педсоветов «Здоровье ученика -главный показатель его успешности » | 2014-2016 | зам. дир. по УВР
|
5 | Организация и проведение методического объединения классных руководителей: «Пропаганда и формирование здорового образа жизни» «Формирование психологического микроклимата класса» | 2014-2016 | зам. дир. по ВР |
6 | Участие педагогов в научных проектах и конкурсах по проблемам здоровьесбережения | 2014-2016 | зам. дир. по ВР |
7 | Создание тематических модулей по здоровому образу жизни и по вопросам сохранения укрепления здоровья учащихся | 2014-2016 | зам. дир. по УВР классные рук. |
8 | Разработка документов по материальному и моральному стимулированию педагогов, работающих в режиме инновационной деятельности |
2014-2016 | Директор, зам. дир. по УВР, зам. дир. по ВР |
9 | Консультирование педагогов, родителей, обучающихся по вопросам психологического здоровья. |
2014-2016 | Педагог-психолог |
10 | Проведение родительских собраний «Профилактика правонарушений и употребления ПАВ в условиях общеобразовательной школы» | 2014-2016 | Педагог-психолог, мд. работник, зам. дир. по УВР, зам. дир. по ВР |
Ожидаемые результаты:
- Повышение заинтересованности работников школы в укреплении здоровья обучающихся, выработка у педагогов приемов работы с использованием технологий, сберегающих здоровье обучающихся.
- Изучение учителями новинок литературы по проблемам сохранения здоровья, владение приемами и формами работы по здоровьесбережению, написание педагогами методических рекомендаций по проблемам здоровьесбережения, издание рекомендаций, тематических методических пособий.
- Умение поделиться с педагогами успехами в деле укрепления здоровья обучающихся и отметить недоработки.
- Формирование у педагогов мотивации к работе в творческих группах.
- Мотивация педагогов к инновационной деятельности.
- Мониторинговая работа по данной теме.
- Повышение уровня грамотности педагогов и родителей по данной теме.
4. ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Задача: формировать, сохранять, укреплять физическое здоровье обучающихся и педагогов
№ п/п | Мероприятие | Сроки | Ответственные |
1 | Выполнение утвержденной Министерством образования науки РФ учебной программы по физической культуре, участие в программе «Готов к труду и защите Отечества» |
2014-2016 | Учитель физкультуры |
2 | Организация уроков физкультуры с детьми подготовительных и специальной медицинской групп | 2014-2016 | Учитель физкультуры |
3 | Организация уроков физкультуры на воздухе и в спортивном зале | 2014-2016 | Учитель физкультуры |
4 | Проведение ежедневной утренней гимнастики до занятий | 2014-2016 | Классные руководители |
5 | Организация в начальных классах динамических перемен | 2014-2016 | Классные руководители |
6 | Проведение ежеквартального Дня здоровья | 2014-2016 | Классные руководители |
7 | Работа секций по волейболу, баскетболу, легкой атлетики | 2014-2016 | Учитель физкультуры |
8 | Организация спортивно-оздоровительной работы в каникулярное время | 2014-2016 | Учитель физкультуры Классные руководителей |
9 | Разработка положения о внутришкольных конкурсах: «Самый спортивный класс», «Спортсмен года» | 2014-2016 | заместитель директора по воспитательной работе |
10 | Проведение ежегодного конкурса «Самый спортивный класс», «Спортсмен года» | 2014-2016 | заместитель директора по воспитательной работе Учитель физкультуры |
11 | Создание группы здоровья для учителей с элементами антистрессовой гимнастики | 2014-2016 | Учитель физкультуры |
12 | Участие школьников во внутришкольной олимпиаде. | 2014-2016 | Заместитель директора по учебно — воспитательной |
13 | Организация внеурочной деятельности в рамках перехода на ФГОС НОО, используя возможности школы и учреждений дополнительных образований | 2014-2016 | Заместитель директора по В.Р. педагоги |
14 | Награждение лучших спортсменов на ежегодном традиционном школьном празднике «Парад звезд» | 2014-2016 | Учитель физкультуры Классные руководители |
Ожидаемые результаты:
- Эффективная организация работы с детьми, входящими в спецгруппу обеспечивающая реабилитацию обучающихся и последующее включениями их в подготовительную группу.
- Повышение уровня развития физических качеств обучающихся.
- Увеличение числа детей, занимающихся физкультурой и спортом
- Поднятие значимости занятий спортом, увеличение количество учащихся, занимающихся в спортивных секциях
- Использование преподавателями физической культуры передовых форм, методик и современных педагогических технологий, в том числе здоровьесберегающих , положительные количественные и качественные показатели участия школьников в соревнованиях.
- Участие в спортивных соревнованиях различного уровня
- Формирование традиции проведения ежегодного конкурса «Самый спортивный класс»
- Занятия систематическим спортом
- Воспитывать дух соперничества и желания победить в ежегодном конкурсе
«Самый спортивный класс».
- Уменьшить психологическую нагрузку педагогов
- Воспитывать стремление к победе.
- Снизить уровень физической нагрузки первоклассников в период адаптации
5. ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Задача: сохранение психологического здоровья обучающихся и педагогов
№ п/п | Мероприятие | Сроки | Ответственные |
1 | Обследование обучающихся по программе диагностического минимума | 2014-2016 | педагог -психолог |
2 | Углубленное психологическое обследование детей, испытывающие проблемы в школьной жизни | 2014-2016 | педагог -психолог |
3 | Проведение коррекционно- развивающей работы с обучающимися и педагогами | 2014-2016 | педагог -психолог |
4 | Проведение тренингов, направленных на формирование коммуникативной культуры, навыков саморегуляции педагога | 2014-2016 | педагог -психолог |
5 | Создание системы комплексной психолого-педагогической поддержки детей на разных возрастных этапах обучения | 2014-2016 | педагог -психолог |
6 | Проведение развивающих занятий по психологической подготовке к школе длябудущих первоклассников | 2014-2016 | педагог -психолог |
7 | Тренинги для старшеклассников и педагогов (психологическая подготовка ОГЭ, ЕГЭ) | 2014-2016 | педагог -психолог |
Ожидаемые результаты:
- Образование единого психолого-педагогического пространства с общими целями, задачами по достижению положительных результатов в процессе воспитания, развития детей.
- Повышения профессиональной компетенции педагогов в вопросах здоровьесбережения
- Формирование комфортной образовательно-воспитательной среды.
- Сохранение психологического здоровья субъектов образовательно-воспитательного процесса.
- Успешное протекание процессов адаптации обучающихся 1,5, 10 классов.
- Уменьшение количества детей «группы риска»
- Снижение тревожности в экзаменационный период у старшеклассников и педагогов
6. МЕДИЦИНСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА И ДИНАМИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ ЗА СОСТОЯНИЕМ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Задача: организовать мониторинг психологического, физического, социального здоровья обучающихся
№ п/п | Мероприятие | Сроки | Ответственные |
1 | Ведение документации, установленной Министерством здравоохранения и социального развития | 2014-2016 | медик |
2 | Проведение вакцинации детей | 2014-2016 | медик |
3 | Мониторинг состояния физического, психологического, социального здоровья обучающихся | 2014-2016 | Педагог-психолог, зам. дир.по В.Р. |
4 | Работа по профилактике травматизма, учет всех случаев травматизма | 2014-2016 | медик |
5 | Контроль за определением плотности урока на занятиях физической культуры , распределение обучающихся по физкультурным группам | 2014-2016 | медик |
6 | Контроль за санитарно-гигиеническими условиями обучения и воспитания , организации трудового обучения | 2014-2016 | медик |
7 | Осуществление контроля организации питания учащихся | 2014-2016 | медик |
8 | Профилактика инфекционных заболеваний, соблюдение санэпидрежима. Профилактика функциональной патологии, нарушения осанки, зрения, плоскостопия. | 2014-2016 | медик |
9 | Проведение регулярного анализа и обсуждение на педсоветах данных о состояния и здоровья школьников Ведение карты здоровья класса(школы) | 2014-2016 | медик |
10 | Медицинские осмотры и диспансеризация учащихся | 2014-2016 | Директор, медик |
Ожидаемые результаты:
- Снижения уровня заболеваемости
- Снижение уровня травматизма
- Исключение перегрузки учащихся на уроках физкультуры
- Охват горячим питанием всех учащихся школы
- Распределение физнагрузок с учетом физкультурной группы
7. РЕАЛИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Задача: сформировать у обучающихся представление о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье, об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; развивать у них потребность к сохранению и укреплению здоровья.
№ п/п | Мероприятие | Сроки | Ответственные |
1 | Создание социально-валеологической службы( социальный педагог, психолог, преподаватель ОБЖ и физической культуры, медицинский работник учреждении | Сентябрь 2014 | Директор |
2 | Создание комиссии в Управляющем совете по направлению «Здоровье и безопасность » | сентябрь | Директор |
3 | Разработка классными руководителями системы воспитательной работы с классным коллективом, направленной на сохранение и укрепление здоровья | сентябрь | Классные руководители |
4 | Проведения цикла классных часов «Будь здоров!», «Гигиена зрения», «Здоровое питание», «Режим питания» «ОРВИ, грипп» | В течение всего срока | Классные руководители социально-валеологическая служба |
5 | Конкурсы «антирекламы» алкоголя, табака. | Ежегодно | Старшая вожатая |
6 | Районные акции «Нет наркотикам», «За здоровый образ жизни», «Дети улиц», «Подросток», «Образование всем детям». | Ежегодно | Зам. директора по В.Р. Соц.педагог. |
7 | Выставка рисунков «Если хочешь быть здоров» | Ежегодно | Старшая вожатая |
8 | Фотовыставка «Навстречу здоровью», «Наедине с природой» | Ежегодно | Организатор |
9 | Проведение дней здоровья | 1 раз в четверть | Зам. директора по В.Р. |
10 | Неделя иммунизации | 1 раз в год | Зам. директора по В.Р.медик |
11 | Конкурс «А ну-ка, парни!»
| февраль | Зам. директора по В.Р. |
12 | Конкурс сочинений «Здоровье в моей жизни» | ежегодно | Зам. директора по В.Р. |
13 | Выпуск листовок, детских газет, листовок, бюллетеней о здоровом образе жизни и роли физических упражнений для жизнедеятельности организма человека |
| Классные руководители Зам. директора по В.Р. |
14 | Проведение ежегодной ученической конференции «Береги здоровье смолоду» |
| Зам. директора по В.Р. |
Ожидаемые результаты:
- Овладение членами управляющего совета дополнительными знаниями о способах сохранения здоровья учеников школы
- Увеличение количества обучающихся с высоким уровнем осведомленности о здоровом образе жизни на 10 %
- Фомирование обучающихся ценностного отношения к здоровью
- Формирование мотивации к здорового образа жизни у обучающихся
- Знакомство с информацией о здоровом образе жизни
- Обобщение итогов работы по направлениям здоровьесбережения
- Повышение информационного уровня у учащихся.
- Укрепление здоровья обучающихся и педагогов
- Привлечение большего количества участников к работе в реализации программы
8. ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Задача: расширить знания родителей о негативных факторах риска здоровью детей, о причинах возникновения зависимостей от психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье; развить мотивацию родителей на сохранение и укрепление здоровья детей
№ п/п | Мероприятие | Сроки | Ответственные |
1 | Организация банка данных по семьям учащихся(состав семьи сфера занятости, культурно-образовательный уровень, социальный уровень, отношение к здоровому образу жизни, к физкультурному образованию ) | 2014-2016 | Классные рук. |
2 | Организация деловых игр, семинаров «Здоровье детей» | 2014-2016 | Классные рук. |
3 | Организация совместных праздников, выездных экскурсий в лес, турслетов, походов, лыжных и велосипедных гонок и т.п. | 2014-2016 | Классные рук. Организатор, медик |
4 | Проведение цикла лекций «Здоровье не купишь» | 2014-2016 | Классные рук. Организатор, медик |
5 | Обобщение и распространение позитивного опыта семьи по проблеме физического воспитания | 2014-2016 |
|
6 | Разработка положения школьного конкурса «Самая спортивная семья» | 2014-2016 | Зам. дир. по В.Р., учителя физкультуры |
7 | Проведение ежегодного конкурса «Самая спортивная семья» | 2014-2016 | физкультуры |
8 | Проведение цикла лекций «Профилактика заболеваний» | 2014-2016 | Зам. дир. по В.Р медик |
9 | Организация психологического лектория «Психологические особенности младшего возраста» «Проблемы подросткового возраста»«Подготовка к ОГЭ, ЕГЭ» | 2014-2016 | Педагог-психолог |
10 | Проведение родительской конференции «Здоровая семья» | 2016 | Зам. дир. по В.Р |
Ожидаемые результаты:
- Наличие банка данных семей школы.
- Включение родителей в совместную деятельность со школой по сохранению и укреплению здоровья учащихся.
- Развивать мотивацию на сохранение и укрепление здоровья детей.
- Повышение компетентности родителей по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей.
- Повышения уровня удовлетворенности родителей здоровьесберегающей деятельностью школы
- Повышение спортивной активности родителей
- Повышение информационного уровня родителей
9.ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
Задачи: правильный выбор образовательного маршрута учащихся; преодоление затруднений в учебе; решение личностных проблем развития ребенка; формирование здорового образа жизни.
№ п.п. | Содержание | Сроки | Ответственные |
1 | Диагностика сущности возникшей проблемы; информация о сути проблемы и путях ее решения. |
| Классные руководители Зам. директора по УВР родители |
2 | Сбор сведений о ребенке |
| Классные руководители
|
3 | Выявление состояния физического и психического здоровья. |
| медик |
4 | Обследование актуального уровня психического и речевого развития, определение зоны ближайшего развития.
|
| учитель |
5 | Наблюдение за ребенком на занятиях и во внеурочное время
|
| (учитель). |
6 | Посещение семьи ребенка
|
| учитель, социальный педагог |
7 | Беседа с родителями и учителями- предметниками.
|
| психолог |
8 | Анкетирование по выявлению школьных трудностей |
| учитель |
9 | Наблюдение за ребенком в различных видах деятельности, изучение работ ученика |
| педагог |
10 | Консультации на этапе принятия решения и разработка плана решения проблемы |
| Психолог, зам. директора по УВР родители |
11 | Помощь на этапе реализации плана решения |
| Психолог, зам. директора по УВР
|
12 | медико-психолого-педагогический консилиум |
| Психолог, зам. директора по УВР
|
13 | диагностика по проблемам развития |
| Психолог
|
14 | консультирование всех участников образовательного процесса. |
|
психолог, дефектолог, психоневролог |
15 | Разработка программы изучения ребенка различными специалистами. |
| Психолог |
116 | Исследование ребенка Сбор сведений о ребенке у педагогов, родителей.
|
| Психолог |
17 | Изучение истории развития ребенка.
|
| Врач |
18 | Изучение работ ребенка (тетради, рисунки, поделки и т. п.)
|
| Психолог |
19 | Непосредственное обследование ребенка.
|
| Специалисты |
20 | Выявление и раскрытие причин и характера тех или иных особенностей психического развития детей.
|
| Психолог |
21 | Анализ материалов обследования. |
| Психолог |
222 | Выработка рекомендаций по обучению и воспитанию. |
| Психолог |
23 | Составление индивидуальных образовательных маршрутов медико-психолого-педагогического сопровождения. |
| Психолог |
24 | Ликвидация пробелов в знаниях учебного материала; формирование произвольной деятельности, выработка навыка самоконтроля; специальные занятия по развитию моторики |
| Психолог педагоги |
25 | Предупреждение физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок |
| Педагоги, психолог |
25 | Лечебно-оздоровительные мероприятия |
| медик |
26 | Участие во внеурочной деятельности |
| Классный руководительучителя |
Ожидаемые результаты:
- Организация непрерывного процесса взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого в результате комплексного подхода сопровождения.
- Сформированность положительной мотивации к обучению;
- Повышение уровня общего развития, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения;
- Коррекция отклонений в развитии познавательной и эмоционально–личностной сферы;
- Сформированность механизмов волевой регуляции в процессе осуществления заданной деятельности;
- Развитость коммуникативных навыков, умение общаться.
- Прогресс в развитии сопровождаемого учащегося.
10.МЕРОПРИЯТИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ УЧАЩИХСЯ «ГРУППЫ РИСКА».
Задачи: выработка способности противостоять вредным привычкам и отрицательным воздействиям окружающей среды, желания и умения вести здоровый образ жизни
№ п.п. | Содержание | Сроки | Ответственные |
1 | Составление социального паспорта класса и школы | сентябрь, октябрь | Классные руководители, социальный педагог |
2 | Проверка наличия медицинских полисов, паспортов у учащихся | апрель, май | Социальный педагог, классные руководители |
3 | Определение уровня воспитанности | сентябрь, май | Зам. директора по ВР |
4 | Беседа – практикум «Почему нужно чистить зубы и мыть руки» Выпуск памятки «Зубы и уход за ними» | апрель | Классные руководители 1 кл. |
5 | Проект: «Наши друзья -целебные растения» | декабрь | Классные руководители 2 кл. |
6 | Страна сильна, когда здоровы ее люди. | декабрь | Классные руководители 3 кл. |
7 | Экологическая беседа: Да здравствует чистый воздух! | май | Классные руководители 4 кл. |
8 | Ты и культура здоровья | сентябрь | Классные руководители 5 кл. |
9 | Полезные и вредные привычки | октябрь | Классные руководители 6 кл. |
10 | Лучше без психотропных веществ | ноябрь | Классные руководители 7 кл. |
11 | Разрушающее действие табака и алкоголя на организм человека | январь | Классные руководители 8 кл. |
12 | Наркотики и закон | февраль | Классные руководители 9 -11кл. |
13 | Лекция: «Меры профилактики употребления наркотических средств подростками» | в течение года | врач-нарколог 9-11кл. |
14 | Конкурс рисунков. «Я прививки не боюсь, если надо уколюсь». | апрель | Ст.вожатая |
15 | Презентация позитивного опыта. «Счастливая семья-счастливые дети» | март | Социальный педагог, классные руководители 1-11кл. |
16 | Совет профилактики | 1 раз в четверть | Социальный педагог |
Ожидаемые результаты :
- Повышение уровня воспитанности, навыков общения и культуры поведения;
- Увеличение числа подростков, желающих вести здоровый образ жизни
- Изменение отношения к своему здоровью: выработка способности противостоять вредным привычкам и отрицательным воздействиям окружающей среды, желания и умения вести здоровый образ жизни;
- Снижение заболеваемости среди учащихся «группы риска»;
- Повышение обученности и уровня физической подготовки детей этой группы;
- Снижение количества детей асоциального поведения;
- Формирование у детей представлений об общечеловеческих ценностях.
11. МЕРОПРИЯТИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
Задачи:
- выявлять психологические причины, вызывающие затруднения в процессе адаптации учащихся к школьному обучению;
- способствовать адаптации обучающихся к школьному обучению;
- способствовать полноценному психическому и личностному развитию школьника;
№ | содержание | сроки | ответственный |
1 | Диагностика психологической адаптации первоклассников к школе
| сентябрь, декабрь
| психолог |
2 | Коррекционно-развивающие занятия для первоклассников, испытывающих трудности при адаптации в школе | октябрь- апрель
| психолог, классный руководитель |
3 | Классный час «Мое здоровье»
| в течение года | психолог, классный руководитель |
4 | Индивидуальное и групповое консультирование учащихся по вопросам учебы, межличностных отношений, ЗОЖ. | в течение года | психолог, классный руководитель |
Ожидаемые результаты:
- Благоприятное течение адаптации первоклассников к обучению в школе.
- Уменьшение количества дезадаптированных детей.
- Укрепление психологического здоровья учащихся
- Развитие коммуникативных способностей.
12. МЕРОПРИЯТИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ ПЯТИКЛАССНИКОВ
Задачи:
- Обеспечивать преемственность обучения на этапе перехода к среднему звену.
- Формировать навыки взаимодействия с другими людьми.
- Создать условия для снижения тревожности.
№ | содержание | сроки | ответственный |
1 | Диагностика психологической адаптации пятиклассников к среднему звену;
| октябрь, декабрь | психолог |
2 | Выявление выраженности факторов риска, развития кризиса и суицида у учащихся | март
| психолог |
3 | Выявление уровня тревожности подростков | ноябрь | психолог |
4 | Коррекционно-развивающие занятия для пятиклассников, испытывающих трудности при адаптации в школе | октябрь- апрель
| психолог, классный руководитель |
5 | Коррекционно-развивающие занятия с учащимися, испытывающими дезадаптацию в школе. | ноябрь- январь | психолог |
6 | Тренинговые занятия «Уроки общения» в рамках кружка «Я и Мы». | сентябрь -декабрь | психолог |
7 | Индивидуальное и групповое консультирование учащихся по вопросам учебы, межличностных отношений, ЗОЖ. | в течение года | психолог, классный руководитель |
Ожидаемые результаты:
- Уменьшение количества дезадаптированных детей.
- Увеличение числа учащихся, удовлетворённых процессом обучения.
- Уменьшение числа учащихся неудовлетворённых межличностными отношениями.
13. МЕРОПРИЯТИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ УЧАЩИХСЯ 6-8 КЛАССОВ
Задача:
Оказание помощи подросткам и старшеклассникам, испытывающим трудности в обучении, общении или психическом самочувствии;
№ | содержание | сроки | ответственный |
1 | Выявление выраженности факторов риска, развития кризиса и суицида у учащихся 6-8 классы | март
| психолог |
2 | Выявление уровня тревожности подростков 6-8 классы | В течение года | психолог |
3 | Диагностика состояния агрессии у подростков, находящихся в социально-опасном положении. 6-8 классы | октябрь-декабрь
| психолог |
4 | Исследование наркогенной ситуации в подростковой среде 6-8 классы | декабрь
| психолог |
5 | Диагностика профнаправленности учащихся 8 классы | февраль
| психолог |
6 | Часы общения «Герои и антигерои», 6-8 классы | в течение года | соц. педагог, психолог |
7 | Беседы о половом воспитании «С чего начинается взрослость», «Красота истинная и искусственная», 6-8 классы | в течение года | соц. педагог, психолог |
8 | Групповые занятия с учащимися по развитию навыков противостояния групповому давлению «Спасибо, нет!» 6-8 класс | в течение года | соц. педагог, психолог |
9 | Классные часы «Психология общения»- 6-8 классы | в течение года | психолог |
10 | Тренинговые занятия «Мастерская по общению» в рамках кружка «Я и Мы». 6-е классы | сентябрь -январь | психолог |
11 | Тренинговые занятия «Я взрослый» 7-е классы | сентябрь -март | психолог |
12 | Индивидуальное и групповое консультирование учащихся всех категорий по вопросам учебы, межличностных отношений, ЗОЖ. | в течение года | психолог, классный руководитель |
13 | Индивидуальное и групповое консультирование родителей и преподавателей по вопросам профессиональных основ, межличностных отношений, учебы, ЗОЖ, воспитания детей. | в течение года | психолог, классный руководитель |
Ожидаемые результаты:
- Благополучное протекание подросткового возраста
- Снижение тревожности и эмоциональная стабильность;
- Сформированность навыков саморегуляции в стрессовой ситуации;
- Развитие самопознания, саморазвития, самосовершенствования.
14. МЕРОПРИЯТИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ УЧАЩИХСЯ ВЫПУСКНЫХ КЛАССО (9класс,11класс)
Задачи:
- дать представления о воздействии стресса на организм, научить эффективно противостоять стрессу;
- формировать у учащихся психотехнических навыков, повышающих эффективность подготовки к экзаменам;
- сформировать навыки овладения собственными эмоциями, снижения тревожности и развития способности к мобилизации в решающей ситуации.
№ | содержание | сроки | ответственный |
1 | Выявление тревожности уровня выпускников. (Методика «Шкала самооценки и тревожности» Тест Филлипса-9 класс Тест Ч. Спилберга-11 класс) | октябрь | психолог |
2 | Выявление уровня стресса у выпускников. (Тест «Стресс» Анкета) | Февраль
| психолог |
3 | Выявление мотивации обучения (Методика изучения типа школьной мотивации у старшеклассников) | январь | психолог |
4 | Выявление уровня психологической готовности к ЕГЭ и ОГЭ | январь | психолог |
5 | Беседа для старшеклассников: «Как преодолеть страх перед Экзаменами?» | апрель | психолог |
6 | Психологическая игра для учащихся 9-х, 11-х классов «Идет экзамен» | март | психолог |
7 | Занятие по подготовке учащихся к ЕГЭ, ОГЭ Тема: «Как лучше подготовиться к экзаменам» | февраль | психолог |
8 | Выявление выраженности факторов риска, развития кризиса и суицида у учащихся 9-11 классы | март
| психолог |
9 | Индивидуальное и групповое консультирование учащихся, педагогов и родителей по психологической готовности к ЕГЭ и ГИА. 9-11 классы | в течение года | психолог, классный руководитель |
10 | Индивидуальное и групповое консультирование учащихся всех категорий по вопросам учебы, межличностных отношений, ЗОЖ. 9-11 классы | в течение года | психолог, классный руководитель |
11 | Индивидуальное и групповое консультирование родителей и преподавателей по вопросам профессиональных основ, межличностных отношений, учебы, ЗОЖ, воспитания детей. 9-11 классы | в течение года | психолог, классный руководитель |
Ожидаемые результаты:
- Снижение тревожности и эмоциональная стабильность;
- Сформированность навыков саморегуляции в стрессовой ситуации;
- Направленная на успешную подготовку к ЕГЭ мобилизация всех внутренних ресурсов и познавательных способностей;
- Внутренняя положительная мотивация на регулярную самоподготовку и самоорганизацию.
15. РАЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ И ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ
Задача: формирование здорового, активного, работоспособного члена общества, обладающего соответствующей мотивацией, знаниями, умениями, ответственно заботящегося о своем здоровье и здоровье окружающих.
№ п/п | Мероприятие | Сроки | Ответственные |
1 | Проведение тренингов по релаксации в каникулярное время
|
|
|
2 | Проведение ежеквартального Дня здоровья |
|
|
3 | Создание группы здоровья для учителей с элементами антистрессовой гимнастики | 2014-2016 | психолог |
4 | Проведение вакцинации | 2014-2016 | медик |
5 | Соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной и внеучебной нагрузки | 2014-2016 | Зам. дир. по В.Р., зам. дир.УВР |
6 | Разработка должностных инструкций специалистов, обеспечивающих здоровьесберегающее направление деятельности в ОО | 2014 | Директор |
7 | Разработка памяток, буклетов здоровьесберегающей направленности | 2014-2016 | Педагог-психолог, медик, зам. дир.по ВР |
8 | Создание электронных пособий, проектов по вопросам сохранения и укрепления здоровья субъектов образовательно-воспитательного процесса | 2014-2016 | Педагог-психолог, зам. дир.по УВР |
9 | Соблюдение требований к использованию технических средств обучения | 2014-2016 | зам. дир.по УВР, медик |
10 | Проведение оздоровительных процедур | 2014-2016 | педагоги |
11 | Проведение семинаров | 2014-2016 | зам. дир.по ВР, классные руководители |
12 | Медицинские осмотры и диспансеризация сотрудников школы | Ежегодно по графику | Директор |
13 | «Повышение стрессоустойчивости педагогов» семинар | 2015 | Психолог |
14 | Материальное и моральное стимулирование педагогов, работающих в режиме инновационной деятельности по вопросам здоровьесбережения |
2014-2016 | Директор, зам. дир. по УВР, зам. дир. по ВР |
Ожидаемые результаты:
- Профилактика эмоционального выгорания педагогов, формирование навыков психологической гигиены обучающихся и педагогов
- Повышение заинтересованности работников школы в укреплении здоровья
- Наличие методических рекомендаций по созданию здоровьесберегающего образовательного пространства школы, уточненного комплекса мероприятий.
- Саморазвитие педагогов в области здоровьесбережения, повышение качества образования
- Повышение заинтересованности работников школы в укреплении собственного здоровья.
- Снижения чрезмерного функционального напряжения и утомления во время образовательного процесса.
- Овладение педагогами дополнительными знаниями о способах сохранения здоровья
- Мотивация педагогов к здоровому образу жизни
- Повышение уровня грамотности педагогов по вопросам укрепления и сохранения собственного здоровья
- Укрепление здоровья педагогов
Критерии, показатели, измерители эффективности реализации программы
Оценка результатов достижения цели состоит в сравнительном соотнесении замыслов, сформулированных на этапе целеполагания, с достигнутыми после осуществления деятельности по здоровьесбережению изменениями в соответствии с прогнозируемой личностью ученика и ожидаемыми конечными результатами программы.
Оценивание работы коллектива ОО по формированию, укреплению и сохранению физического здоровья учащихся
№ | Критерии | Показатели | Измерители | Ответственные |
1 | Физическое развитие | 60-100% детей с гармоничным физическим развитием — в. у.; 40-59%-с. у.; 0-39%-н. у. | Мониторинговые таблицы | Медицинский работник |
2 | Физическая подготовленность | Уровень развития физических качеств: сила; выносливость; скорость; координация; гибкость. Количество детей с нормой развития физических качеств 70-100%-в.у.; 40-69%-с.у.; 39% и менее — н. у. | Контрольные срезы на уроках физической культуры, сдача нормативов ГТЗО | Учителя физической культуры Учитель по БЖ |
3 | Патологическая пораженность | Приобретенная близорукость: количество детей без отрицательной динамики зрения 90-100%-в. у.; 60-89%- с. у.; менее 60%-н.у. Количество детей без обострений хронических патологий 70-100%-в. у.; 40-69%-с. у.; 39 и менее — н. у. Осанка: количество детей с нормальной осанкой 70-100%-в.у.; 40-69%-с.у.; 39% и менее- н.у. | Медицинский осмотр | Медицинский работник, зам. директора по УВР |
4 | Соматическое здоровье | Заболеваемость детей по ноозологии (в случаях): 0-33% детей — в. у.; 34-60%- с. у.; более 61% — н. у. В днях в среднем по ОУ на одного ребенка за учебный год: 0-1,5 дня — в. у.; 1,6-3,7-с. у.; более 3,8 дня — н. у. | Медицинский мониторинг | Медицинский работник, классный руководитель, учитель по ОБЖ |
5 | Оценка уровня физического здоровья обучающихся | Количество детей, отнесенных по состоянию здоровья к медицинской группе для занятий физической культурой: основная до 50%, подготовительная до 40%, специальная до 10% — в. у.; основная до 30%, подготовительная до 45%, специальная до 25%- с. у.; основная менее 30%, подготовительная более 45%, специальная более 25% — н. у.) | Медицинский мониторинг | Медицинский работник, классный руководитель |
Оценивание работы коллектива ОО по формированию, укреплению и сохранению социального здоровья учащихся
№ | Критерии | Показатели | Измерители | Ответственные |
1 | Особенности поведения | Наличие девиантного поведения у менее 1% детей от всех обучающихся — в. у.; 1-2%- с. у.; более 2%-н.у. | Документы УДН, наблюдение педагогов, родителей | Классные руководители, зам. директора по ВР, педагог-психолог |
Наличие вредных привычек у 0-5% от всех обучающихся в ОУ — в.у.; У 6-20%-с. у.; у 21% и более — н. у. | Наблюдения педагогов, родителей, анкетирование детей и родителей | Классные руководители, зам. директора по ВР | ||
|
| Употребление ПАВ: отсутствие употребляющих — в. у.; 0-0,5% обучающихся употребляют -с.у.; более 0,5% употребляют -н. у. | Наблюдения педагогов, родителей, справки из наркодиспансера, анкетирование детей и родителей | Классные руководители, зам. директора по ВР педагог-психолог |
2 | Умение взаимодействовать с окружающими людьми | Коммуникативные и организаторские способности: у 71-100% обучающихся коммуникативные способности на высоком и среднем уровне — в. у. работы ОУ; у 31-70% — с. у.; у 0-30% — н. у.; у 35-40% обучающихся организаторские способности на высоком и среднем уровне — в. у. работы ОУ; у 21-34% — с. у.; у 0-20% — н. у. | Наблюдения педагогов, анкетирование детей (тест КОС) | Классные руководители, педагог-психолог |
3 | Активная социальная позиция | Активное участие в общественной жизни класса, школы, в социальных молодежных движениях, посещение кружков, секций 71-100% обучающихся вовлечены во внеклассную работу — в. у.; 31-70% — с. у.; 0-30% — н. у. | Мониторинг участия, анкетирование детей, родителей | Классные руководители, социальный педагог, педагог-психолог |
Оценивание работы коллектива ОУ по формированию, укреплению и сохранению психологического здоровья учащихся
№ | Критерии | Показатели | Измерители | Ответст венные |
1 | Развитие личности | Направленность личности (избегание неудачи, достижение успеха). Направленность на достижение успеха у 70% и более обучающихся-в.у.; 50-69%-с. у.; менее 50%-н. у. | Опросник мотивации достижения | педагог- психолог |
2 | Развитие произвольной психики | Память | Пиктограмма | педагог- психолог |
Внимание Развитие характеристик на высоком и среднем уровне у 70% и более обучающихся — в. у.; У 50-69%-с. у.; У менее 50% — н. у. | Тест улуз-Пьерона | педагог- психолог | ||
3 | Психо эмоциональное состояние | Школьная тревожность У 70% и более обучающихся средний и ниже среднего уровень тревожности — в. у. У 50-69%- с. у. У менее 50%-н. у. | Тесты: Прихожан (1-4 классы); Филипс (5-8 кл.); Кондаш (9-10 кл.) | педагог- психолог |
Стрессоустойчивость. Стрессоустойчивости на высоком и среднем уровне у 70% и более обучающихся — в. у.; У 50-69%-с. у.; У менее 50% — н. у. | Шкала стресса | педагог- психолог |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полного ) образования по английскому языку с учётом авторской программ
Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полног...
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...