Образовательные маршруты гражданско-патриотического направления в начальной школе. Из опыта работы ГБОУ школы №212
статья

Андреева Ольга Станиславовна

Статья посвящена системе гражданско-патриотического воспитания в начальной школе, в которой различные формы деятельности реализуются через образовательные маршруты. Содержание маршрутов раскрывается в данной статье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл andreeva_o.s._212_shkola.docx29.6 КБ

Предварительный просмотр:

Андреева Ольга Станиславовна

Воспитатель, высшая категория

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №212 Фрунзенского района Санкт-Петербурга

«Образовательные маршруты гражданско-патриотического направления в начальной школе». Из опыта работы ГБОУ школы №212.

Статья посвящена системе военно-патриотического воспитания в начальной школе. Различные направления деятельности определяются  как образовательные маршруты. Содержание маршрутов раскрывается в данной статье.

Образовательное путешествие – это такая педагогическая технология, которая позволяет преобразовать окружающую среду в среду развития личности в культурно-историческом и социально-личностном аспектах (Коробкова Е. Н. (2). Педагогическая технология подразумевает специальный набор форм, методов, способов обучения и воспитания, которые системно используются  в образовательном процессе. Поэтому, определяя тему, как образовательные маршруты гражданско-патриотического направления, в первую очередь мы говорим о системе деятельности, участвуя в которой ребенок получает основы российской гражданской идентичности.

Мы даем детям возможность выбора различных направлений и видов деятельности:

участие в различных познавательных,  прикладных, социальных  проектах;

участие в   благотворительных и экологических  акциях;

краеведение и экскурсионная работа;

общекультурная и творческая деятельность.

Можно выделить основные образовательные маршруты гражданско-патриотического направления, по которым «путешествуют» воспитанники нашей школы. Они довольно традиционны. Условно их можно назвать так:

  • Семейные ценности
  • Моя малая Родина
  • В сердце светит Русь
  • Дорогами Победы
  • Юный защитник Отечества

В этой статье мы делимся различными формами работы по гражданско-патриотическому направлению, которые имели наибольший отклик у детей.

«Семейные ценности».

Осознание себя как части общества начинается с семьи, со школы. В этом направлении мы не ограничиваемся классным часом, беседой или поздравлением мам с праздником, а даем возможность каждому ребенку проявить себя в различных делах. Интересно проходят познавательные  проекты: «Традиции моей семьи», «Семейное древо», «Профессии в моей семье», которые проводятся накануне Дня учителя. Дети с гордостью рассказывают о профессиях своих родителей, делятся интересными семейными традициями, рисуют семейное древо.

Значимым событием в школе становится День Матери. К этому дню приурочен

Фестиваль искусств, в котором участвуют, как младшие, так и старшие ребята. Победители Фестиваля участвуют в Гала-концерте, на который приглашаются родители и родственники.

 Вначале первой четверти  мы проводим выставку творческих отчетов «Умные каникулы», где ребята могут поделиться своими впечатлениями не только от путешествий, но и рассказать, как они, выращивали овощи, занимались спортом, какие книги прочитали, чему научились за лето,  и так далее. О своих открытиях ребята рассказывают сначала в классе, а потом представляют работу на школьной выставке. Все участники получают сертификаты, а лучшие работы награждаются дипломами.

Очень важно научить детей общечеловеческим нравственным ценностям: уважению, дружбе, любви. Мы хотим, чтобы немаловажным для ребят стало умение сотрудничать. На это направлен школьный проект «Старшие-младшим». Старшеклассники  приходят к малышам и проводят у них мастер-классы, презентации, физкультминутки, участвуют вместе в творческих праздниках, проводят  туристические слеты, соревнования и конкурсы. Логическим продолжением этой работы являются совместные семейные творческие и спортивные дела: школьный семейный праздник «Песня в кругу семьи»  и спортивные семейные соревнования «Папа и я – футбольная семья», «Семейный спортивный праздник»

«Моя малая Родина».

Лучше узнать свой район и город, его историю, людей, живущих в нем,  помогает  следующий маршрут  «Моя малая родина». Обычно, эта работа проводится в рамках Фестиваля проектов. Ребята готовят коллективные и групповые проекты, приуроченные к памятным датам, которые потом защищают на конференции Фестиваля проектов. Так, в год экологии у нас был интересный исследовательский  проект «Экология района, школы, класса», в год юбилея района –«Мой района вчера, сегодня, завтра», в год театра – «Театральный Петербург». Интересными находками запомнился проект «Пионерское детство моих родителей», в котором с удовольствием приняли участие не только родители, но и учителя школы. А проект «Петербургский алфавит» привлек учащихся и других школ района.  Говоря о Петербурге, конечно, нельзя не упомянуть и об экскурсионной и краеведческой работе, которая организуется активом зала боевой славы. Одна из традиций школы – день музея, когда вся школа выезжает на экскурсии. В нашей школе такой день проводится 3 раза в год – День естественно-научного музея, День литературного музея, День военно-исторического музея. Своими впечатлениями ребята активно делятся в интернет-новостях школы.

Важно не только хорошо знать свой город и район, но и быть заботливыми и неравнодушными жителями. Учащиеся 1-4 классов являются самыми активными участниками в школе различных благотворительных и экологических акций ( «Мир детства», «Забота о братьях наших меньших», «Экобомба», «Батарейка», «Спаси дерево» и т.д.). Активное участие детей в этих акциях в школе всегда ставится в пример и поощряется.  Итоги акций подводятся на общешкольных линейках.

Маршрут «В сердце светит Русь» тесно перекликается и пронизывает все остальные темы. Здесь, наверное, акцент больше делается на общекультурную и творческую деятельность, воспитание через сердце и чувства. Это различные творческие праздники и конкурсы, предметные декады и фестивали.  Часто проводятся конкурсы чтецов, рисунков, творческих работ.

«Юный защитник Отечества».

Мало любить родину, нужно уметь ее защищать. Следующий маршрут нацелен на воспитание юных защитников Отечества. Свое развитие эта работа получит в средних классах, когда ребята станут участниками «Зарницы», а в начальной школе проходят различные соревнования, игры и акции военно-патриотической направленности. Экскурсоводы зала боевой славы проводят для малышей викторины и квесты, приходят в классы с интересными рассказами об экспонатах музея. В феврале классы участвуют в игре по станциям «Юный защитник», маршируют на параде, который принимают курсанты военных училищ. Популярностью пользуется акция «Подарок солдату-защитнику».

«Дорогами Победы».

 Мы понимаем, как важно не допустить, чтобы подрастающее поколение потеряло  память о героическом прошлом нашей родины. Как важно, чтобы этот «код Памяти», который есть в нашем поколении на генетическом уровне, передался и нашим детям. Поэтому, конечно самый важный маршрут  -  «Дорогами Победы».

В Дни памяти Блокады организуется исследовательская работа – это  проекты «Азбука Блокады», «Дети Блокады», «Моя семья в годы Блокады». И в мае –  «Мои родные в годы ВО войны», «Виртуальный муз

К 75-летию Победы мы начали создавать Большую Книгу Памяти, которая посвящена родным, участвовавшим в Великой Отечественной войне. Эта работа захватила многих ребят, родители которых говорят «спасибо» за то, что мы сохраняем память об их семьях.

Как важно, чтобы чувства сопричастности и гордости шло через сердца детей. Чтобы их деятельность была направлена и на тех, кто прошел через военные годы и лишения. Встречи с ветеранами, уроки мужества и героизма, творческие поздравления ветеранам, концерты, конкурсы открыток и писем участникам блокады, акции «Гвоздика» и «Шоколадка ветерану» - все это работает на нашу цель – заложить в наших детях «код Памяти».

Организация работы по маршрутам

Организовать планомерную работу по гражданско-патриотическому и нравственному воспитанию в нашей школе педагогам помогает комплексная программа «Мой мир», в которой в системе разработаны все данные маршруты, а так же и другие направления воспитательной работы.

Большое внимание мы уделяем оценке результатов деятельности. За время работы по данной программе у нас накопился определенный опыт,  и возникла некая система оценки. Она включает в себя учет личных и коллективных результатов деятельности. Личные достижения детей отражаются в портфолио. Участие в каждом проекте сопровождается выдачей сертификатов, грамот, дипломов, памятных сувениров, которые вручаются в конце каждой четверти на школьных линейках.

Оценка коллективной деятельности включает в себя экран достижений, систему рейтинговой оценки классного коллектива, отражение в новостных программах и в социальных сетях.

 Экран достижений – это инструмент, с помощью которого мы не только наглядно информируем коллективы об их активности, но и стимулируем воспитанников к дальнейшей плодотворной деятельности.

 Рейтинг классов разработан больше для учителей и родителей. Классные руководители знакомят родителей с рейтингом в социальных группах.  С помощью рейтинга можно проследить активность классного коллектива в каждой четверти. На основании рейтинга,  классам присваивается звание «Лидер» и вручается вымпел по итогам четверти и года. Таким образом, к оценке деятельности подключены не только педагоги, но и родители, что мы считаем немаловажным.

В данной статье рассказано о некоторых формах и методах работы, которые, как мы надеемся,  могут быть полезны как организаторам, так и классным руководителям.

Список источников:

  1. Ковалева Т. М. Образовательное путешествие как педагогическая технология в работе современного учителя // Педагогическая наука – школе. 2004. № 4.
  2. Коробкова Е. Н. Образовательное путешествие как педагогический метод: историко-педагогический аспект проблемы // Содержание образования: исторический и современный опыт. Материалы V научно-практической конференции 23 апреля 2002 г. — СПб.: СПбАППО, 2003
  3. Николаева Е. Образовательные путешествия, как метод освоения культурного пространства.

©Андреева О.С.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие "Использование портфолио для формирования элементов учебной культуры ученика начальной школы". Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ СОШ №394 Титовой Е.В.

Методика использования портфолио для формирования элементов учебной культуры ученика начальной школы. Поэтапное описание опыта работы позволит учителям начальной школы выявить ряд дополнительных возмо...

"Формы и методы работы классного руководителя с родителями и учащимися с ОВЗ в начальной общеобразовательной школе". Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ ООШ №21 Деминой Наталии Викторовны.

Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от ...

Выступление на МО учителей начальных классов «Использование образовательных технологий в начальной школе» (Из опыта работы) Ермилова Н.Н.

В статье представлен опыт работы по использованию современных технических средств обучения: в начальной школе....

Доклад «Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание обучающихся в начальной школе»

Доклад, посвященный тематике Духовно- нравственного развития и гражданско - патриотического воспитания в начальной школе...