Классный час "Мы идем в гости"
классный час (4 класс)

Джалкина Екатерина Улюмджиевна

Классный час "Мы идем в гости"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon my_idem_v_gosti.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «Мы идем в гости»

4 класс

Цели: поговорить с детьми о поведении гостя и хозяина, о культуре поведения за столом; о том, как проходили посиделки в русских избах много лет назад.

Научить принимать гостей, быть радушным хозяином (хозяйкой),

Познакомить с правилами поведения в гостях: обучать культуре поведения на основе управления собой.

Формировать приветственное отношение, самосознание, ответственность, дисциплину.

Развивать коммуникативные навыки, аналитические и творческие способности детей.

Воспитывать навыки культурного поведения в гостях.

Форма проведения: практикум.

Оборудование: презентация «Мы в гостях», рисунки детей без указания фамилии, костюмы к отрывку из произведения С.А. Маршака «Кошкин дом», предметы по содержанию стихотворения Г. Остера «Вредные советы», видеофрагмент «Уроки хороших манер»

http://video.mail.ru/mail/vodonis45/15120/16570.html,

памятка «Правила поведения при встрече приглашённых на день рождения гостей».

Ход классного часа.

1. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ

Учитель.  Сегодня мы с вами, ребята, отправимся в гости. (СЛАЙД 1) А знаете, что во все времена это хорошая традиция. Посмотрите, как заморские гости посещали Русь. (СЛАЙД 2)

Задача нашего классного часа: узнать, что значит быть радушным хозяином и воспитанным гостем. (СЛАЙД 3)

2. Но прежде всего — КОНКУРС РИСУНКОВ. (СЛАЙД 4) Дети, не зная авторов рисунков, выбирают лучший. И независимое жюри озвучит победителя. А вот так потчевали гостей в старину. (СЛАЙД 5).

3. ПРАКТИКА В СТАРИНУ

А теперь посмотрим воочию. Ребята из нашего класса подготовили сценку «ВСТРЕЧА ГОСТЕЙ В СТАРИНУ»

Хозяйка. Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте!

Хозяин. Веселья вам да радости!

Хозяйка. Давно мы вас ждем - поджидаем, праздник без вас не начинаем!

Хозяин. У нас для каждого найдется и местечко, и словечко!

Хозяйка. Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус. Кому-сказку, кому-правду, а всем – вкусные угощения.

Хозяин. Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно? Всем ли слышно? Всем ли места хватило?

Один из гостей. Гостям-то, известное дело, хватило места. Да не тесновато ли хозяевам?

Хозяин. В тесноте – да не в обиде.

Учитель:  Итак, ребята, мы увидели, как давным-давно было принято встречать гостей. Русский человек всегда считался и считается приветливым и гостеприимным хозяином. Но все ли из вас сейчас знают, как должен вести себя хозяин и как должен вести себя гость? И что труднее: быть хорошим хозяином или приятным гостем? Давайте- ка, попробуем сегодня разобраться в этом. Но сначала посмотрите другой сюжет.

4. ПРАКТИКА НАОБОРОТ  « НУ, И ХОЗЯИН»

Хозяин. А, это вы!

Гости. Ты ведь приглашал нас сегодня поиграть в новую игру.

Хозяин (недовольно). Ну, ладно. Проходите. Только:

Не ходите по ковру –

Вы протрете в нем дыру.

Встаньте с этого дивана

А не то там будет яма.

И не трогайте кровать –

Простынь можете помять.

И не трогайте игрушки.

И не надо книги брать –

Их вы можете порвать.

И не стойте на пути…

Ах, не лучше ль вам уйти?

Учитель. Ребята, сделайте вывод, каким должен быть хозяин? (Щедрым и тактичным.  Он не должен жалеть для гостей книги, игрушки, угощения).

- Как поступит тактичный хозяин, если гость нечаянно опрокинет вазу или разобьет что-нибудь?

  • А как он поступит, если ему нужно срочно куда-то идти, а гость еще не собирается уходить?

5. ПРАКТИКА НАОБОРОТ  «НУ  И  ГОСТИ»

Сценка «Кошкин дом» ( СЛАЙД 6)

Кошка:

Мой дом всегда для всех открыт!

Здесь у меня столовая,

Вся мебель в ней дубовая.

Вот это стул –

На нём сидят.

Вот это стол –

За ним едят.

Свинья:

Вот это стол –

На нём сидят.

Коза:

Вот это стул –

Его едят.

Кошка:

Вы ошибаетесь, друзья,

Совсем не то сказала я.

Зачем вам стулья наши есть?

На них вы можете присесть.

Хоть мебель не съедобна,

Сидеть на ней удобно.

Коза:

Сказать по правде, мы с козлом

Есть не привыкли за столом,

Мы любим на свободе

Обедать в огороде.

Свинья:

А посади свинью за стол, –

Я ноги положу на стол!

Учитель: Я надеюсь, что никто из вас не поступает так, как герои этой

сказки.

6. ПРАКТИКА НАОБОРОТ “БЫВАЕТ ЖЕ”

Учитель. Григорий Остер в своих «Вредных советах» высмеивает людские пороки и в шутливой форме заставляет каждого из нас посмотреть на себя со стороны и задуматься: не бываем ли и мы похожи на некоторых невоспитанных героев его шутливых советов? Например, умеем ли мы вести себя в гостях? Посмотрите инсценировку отрывка из «Вредных советов» Г. Остера.

Дети показывают заранее подготовленную инсценировку. 1 ученик – чтец; 2 ученик – показывает пантомиму.

Если друг на день рожденья

Пригласил тебя к себе,

Ты оставь подарок дома -

Пригодиться самому.

Сесть старайся рядом с тортом.

В разговоры не вступай:

Ты во время разговора

Вдвое меньше съешь конфет.

Выбирай куски помельче,

Чтоб быстрее проглотить.

Не хватай салат руками -

Ложкой больше зачерпнешь.

Если вдруг дадут орехи,

Сыпь их бережно в карман,

Но не прячь туда варенье -

Трудно будет вынимать.

Учитель. У большинства жителей нашей планеты есть прекрасный обычай ходить друг к другу в гости. Благодаря таким встречам мы имеем возможность общаться, возможность отдохнуть, мы узнаем лучше друг друга. Неотъемлемой частью таких встреч у многих народов, в том числе и всех народов нашей страны, является праздничный стол. Получив приглашение в гости, вы знаете, что для вас там обязательно приготовили угощение. Правила поведения за столом в узком кругу строго соблюдать не обязательно, но ни в коем случае нельзя нарушать, когда за столом много гостей.

7. ПРОСМОТР ВИДЕОФРАГМЕНТА

 «Уроки хороших манер»

http://video.mail.ru/mail/vodonis45/15120/16570.html

8. ПРАВИЛА «ДАВАЙТЕ РАЗБЕРЕМСЯ»

Давайте разберемся, какие все таки правила нужно применять в гостях.( СЛАЙД 7)

1 ученик. Приходить в гости лучше минут на 5-10 раньше назначенного времени, но не более!

2 ученик. Старайтесь не опаздывать. Опаздывающих хозяева ждут не более 15 минут. ( СЛАЙД 8)

3 ученик. Хозяин помогает пришедшим раздеться и приглашает их в комнату.

4 ученик. За стол можно садиться тогда, когда хозяйка (хозяин) пригласит вас, и после того, как сядут дамы. ( СЛАЙД 9)

5 ученик. Старайтесь есть беззвучно, не торопясь. Не тянитесь за нужным вам предметом через весь стол. Попросите, чтобы вам его передали. ( СЛАЙД 10)

6 ученик. Как бы вы ни были разочарованы каким-либо блюдом, кусок, который вы откусили нужно спокойно доесть. Изо рта можно вынимать лишь рыбьи кости и фруктовые косточки. ( СЛАЙД 11)

7 ученик. Невежливо выбирать лучшие куски из общего блюда. Берите тот кусок, который лежит ближе к вам. Не следует набивать полный рот или откусывать большие куски. ( СЛАЙД 12)

8 ученик. Локти - если вы их положили на стол - будут мешать вашим соседям. Не склоняйтесь низко над тарелкой. Полотняную салфетку положите себе на колени. Руки и рот вытирайте бумажными салфетками.  ( СЛАЙД 13)

9 ученик. Когда приходят гости, дверь обычно открывает хозяин дома.

 Хозяйке не обязательно выходить на каждый звонок в прихожую (за исключением случаев, когда приходят особенно почетный гость или пожилые родители). ( СЛАЙД 14)

10 ученик. Рассаживая гостей, помогите им сесть поудобней. Мужчины должны отодвинуть стулья для дам. ( СЛАЙД 15)

11 ученик. Если вы - хозяева дома, никогда не заканчивайте свое блюдо первыми. Подождите, пока закончат гости. Особенно если это последнее блюдо.( СЛАЙД 16)

9. ИГРЫ С ГОСТЯМИ

Учитель. С детьми проводятся игры "Кто это?", "Ха-ха-ха". Даются советы по приготовлению простых и вкусных блюд для неожиданных гостей.

1. Кто это?

Возьмите каждый по листку бумаги и нарисуйте сверху голову человека, животного, птицы. Загните лист так, чтобы нарисованного не было видно, только кончик шеи. И передайте рисунок соседу. У каждого участника игры оказался новый лист с изображением, которого он не видел. Все рисуют верхнюю часть туловища, снова "прячут" рисунок и передают соседу, чтобы на новом полученном листке дорисовать конечности.

        А теперь разверните все рисунки и посмотрите, какие на них изображены существа

2. Ха-ха-ха

Это очень простая игра. Задача игроков состоит в том, чтобы не засмеяться.

        Все садятся или становятся в круг, и один из игроков произносит как можно более серьезно: "Ха!" Следующий говорит "Ха-ха!", третий - "Ха-ха-ха!" и так далее. Тот, кто произнесет неправильное количество "Ха" или засмеется, выбывает из игры. Игра продолжается, а те, кто выбыл, стараются делать все, чтобы рассмешить оставшихся в кругу игроков. Кто засмеялся последним – победил.

10. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ (в сценке играют хозяин и манеры хорошего тона: Приветливость, Внимательность, Предупредительность, Щедрость,  Бескорыстность, Тактичность и Воспитанность)

ХОЗЯИН: Что значит быть ПРИВЕТЛИВЫМ хозяином?

 Приветливость: Это значит радушно встретить гостя, помочь ему раздеться, пригласить в личную комнату, усадить поуютнее, чем-нибудь занять и развлечь его.

ХОЗЯИН: Что значит быть ВНИМАТЕЛЬНЫМ хозяином?

Внимательность:Это значит видеть всех своих гостей сразу и каждого в отдельности, найти время, чтобы со всеми хоть немного поговорить, а тем, кто стесняется или впервые в доме, уделить побольше внимания, не случайно внимательный хозяин всегда вызывает взаимное расположение гостей к себе.

ХОЗЯИН: Что значит быть ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫМ хозяином?

Предупредительность: Это значит заранее подумать не только о том, чем вы хотите угостить своих друзей, но и чем займете их, а кроме того предупредительный хозяин угадывает желание гостей и выполняет их по возможности, не дожидаясь, чтобы его просили.

ХОЗЯИН: Что значит быть ЩЕДРЫМ хозяином?

Щедрость: Это значит не жалеть для гостей книг, марок, игрушек, угощения, а также времени, стараний и усилий, затраченных на то, чтобы принять гостей хорошо.

ХОЗЯИН:Что значит быть БЕСКОРЫСТНЫМ хозяином?

Бескорыстность: Это значит не требовать благодарности за то, что вы сделали для гостя, не жаловаться на трудности и заботы, связанные с его приходом, не напоминать без конца, как хорошо вы все устроили, и, самое главное, не рассчитывать на ответный прием, угощение и подарки.

ХОЗЯИН:Что значит быть ТАКТИЧНЫМ хозяином?

Тактичность: Это значит не замечать невольных промахов и ошибок гостя, не затевать разговоров на неприятную для него тему, не устраивать таких игр и развлечений, где хозяин будет выглядеть молодцом, а гость - неумехой.

ХОЗЯИН: И наконец, что значит быть ВОСПИТАННЫМ хозяином?

Воспитанность: Это значит быть ровным, вежливым и, чтобы не случилось, не показывать гостям плохого настроения и недовольства.

Классный час подошел к концу.

Что же это значит быть радушным хозяином?

А воспитанным гостем?

Вы готовы идти в гости? Вот вам правила на память.

Каждый получает памятку.

Правила

поведения при встрече приглашённых на день рождения гостей.

1. Гостей обязательно нужно встретить.

2. Невежливо спрашивать, что они принесли вам в подарок.

3. Подарки не прячут! Необходимо открыть коробочки или пакеты, посмотреть и поблагодарить гостей, даже если подарок пришёлся не по душе.

4. Благодарят не только за подарок, но и за внимание.

5. Подаренные фрукты и конфеты предложите гостям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочное занятие-"Мы идем в гости"

Интеллектуальная игра по правилам этикета. На  внеурочном занятии дети разрабатывают критерии оценки "приятный ли я гость?"...

Презентация к внеурочному занятию "Мы идем в гости"2 класс

Презентация  к внеурочному занятию " Мы идем в гости" в виде интеллектуальной игры 2 класс...

презентация "Мы идем в гости"

Презентация содержит для урока Окружающего мира 1 класса по теме "Мы идем в гости". Программа XXI век....

Урок окружающего мира на тему "О дружбе. Идем в гости". 1 класс.

Урок окружающего мира. 1 класс. Начальная школа 21 век....

Внеклассное мероприятие. Урок вежливости "Идем в гости"

·         дать детям понятие этикета;·         научить правилам поведения в гостях;вспомнить волшебные слова...

Формирование элементарных математических представлений. Ориентировка на листе и в пространстве. Игра "Идем в гости"

Игра "Идем в гости" направлена на формирование умений у ребенка дошкольного возраста ориентироваться на листе бумаги и в пространстве. В игровой и доступной форме ребенок тренируется решать ...