Дисциплина на уроке
консультация

Калита Людмила Павловна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл distsiplina_na_uroke.docx20 КБ

Предварительный просмотр:

Дисциплина на уроке

Проведение любого урока – это искусство. Практика любого искусства подчиняется определённым общим требованиям (дисциплина, сосредоточенность, терпение, предельная заинтересованность) независимо от  того, имеем  ли мы дело с искусством плотника или врача, с искусством мышления или с педагогическим. Понятие «дисциплина»   поставлено в этом ряду на первое место.

Необходимо с учащимися обсуждать проблему дисциплины на уроке. Дисциплинированность вырабатывается  постепенно, это не врождённое качество. Дисциплина – это своего рода приличие.

Дисциплина – это мера, определяющая поведение человека, требующая   устойчивой определённой направленности  на добро, уравновешенность. Дисциплинированность помогает нам быть самим собой.  

Каковы же методы предотвращения дисциплинарных проблем на уроке?      Итак, если существуют нарушения в поведении учащихся на  уроках, то существуют определённые методы предотвращения дисциплинарных проблем:  

1. Занятость каждого ученика делом, т.е.вовлечь как можно больше учеников в работу и избегать концентрации внимания только на нескольких.          

2. Контроль темпа урока. Учитель должен понимать, что ритм жизни его и учеников  различны.    Помня об этом, учитель должен регулировать ритм жизни данного класса Со временем учащиеся по тембру голоса знают: разговаривает ли учитель с отдельным учеником или обращается ко всем сразу. Не следует затягивать переход от одного задания к другому, тогда урок проходит  «на одном дыхании» не дающим ни на секунду отвлечься от работы.

3.Установка необходимых правил – это важнейшая часть работы. Учитель должен понимать, что ученики в ситуации неопределённости теряются, пытаются избавиться от чувства неадекватности ситуации, начинают самоутверждаться, т.е нарушают  дисциплину.

  Первоначально неправильно созданные установки в дальнейшем  очень трудно поддаются изменению. С целью поддержания дисциплины учитель  должен предъявлять определённую требовательность, сочетающуюся с уважением к личности каждого ученика. Создание и закрепление учителем  правил и норм позволит ученикам  помнить, что от них ожидают, без лишних указаний со стороны учителя.  

4. Мотивирование  учёбы и организация класса. Учитель старается создать позитивное отношение к учению. Он не боится юмора, шуток, не говорит много и долго, организуя самостоятельную активную работу на уроке.

5. Тщательно разработанная программа обучения с ясными критериями достижения результатов . Учитель имеет полный план работы по предмету, программу    и способы оценки знаний на каждом этапе обучения. Учитель объясняет план действий на четверть, сообщает о способах оценивания знаний. Каждый ученик может видеть перспективу, фиксировать свой постепенный рост, что даёт чувство удовлетворённости, развивает самоуважение, ощущение собственной компетентности.  

 6. Создание условий для повышения качества знаний. Учителю нужно выбрать такие методы обучения, чтобы ученик смог достичь успеха, создать возможность повторного изучения материала. Для слабых учеников использовать конкретный материал, изучать каждый аспект отдельно.  

Коррекция установок и поведение учителя.  

1. Измените своё восприятие ученика и класса, найдите что-то хорошее и в «трудных»   учениках.  Избегайте несправедливых и импульсивных решений, не имейте любимчиков и отщепенцев, поощряйте заслуженной  похвалой и реально значимыми для учащихся стимулами.

2. По возможности  действуйте уверенно. С «трудными» учениками особенно важен уверенный стиль общения. Даже когда вы не чувствуете уверенности в себе, делайте вид, что держите под контролем конфликтную ситуацию. Делая это постоянно, вы можете в какой-то момент действительно почувствовать уверенность.  

Вашу неуверенность может выдать агрессивность, направленность на самоутверждение, что  появляется в попытках использовать личную власть, а не правила. Это может быть замечено учениками и спровоцирует ответную агрессию. Говорите  громким  внятным внушительным голосом, короткими фразами, понятными ученикам словами.  Если ученики  начинают высмеивать учителя  - это часто их защита в ситуации, когда они банально не понимают, не слышат.  

3. Помните, что все ученики имеют право на то, чтобы с ними  обращались  достойно и уважительно. Подростки нуждаются не столько в любви учителя, сколько в заботе и помощи. Учитель должен показывать ученикам , что ему небезразлично то, что с ними случается. Забота – это действие, которое  в отличие  от чувств   можно контролировать, даже если  учитель переживает в это время совсем другие чувства.  Учитель должен откликаться  на просьбы о помощи, сам подходить и помогать в трудных решениях, предлагать варианты выхода из трудного положения, если  он действительно хочет, чтобы «трудные» ученики почувствовали себя достойными и начали уважать себя.  

4. Акцентируйте внимание на поступках и поведении, а не на личности ученика, Обсуждая поступок ученика, говорите только о том, что случилось, не обобщайте, не приклеивайте ярлыки «ты как всегда». Контролируйте свои  негативные эмоции, лишите  желаемой реакции «проблемного» ученика. Например, гнев- это то, чего добивается ученик, жаждущий власти. Мстительному ученику нужны ваш страх и беспомощность. Готовьте почву для дальнейшего успешного взаимодействия. Думайте о деле, а не о самозащите.  

5. Не добивайтесь напряжения ситуации. Не используйте позы превосходства, уничижительные жесты, оскорбительные выражения, сарказм. Не сравнивайте учеников друг с другом, не втягивайте в конфликт других ребят. Не обсуждайте ситуацию в состоянии возбуждения, дайте остыть и себе и ученику.

Показывайте выход из сложной ситуации без агрессии.

         

6. Умейте организовать себя и свой труд. Хорошая дисциплина  учеников на уроке бывает тогда, когда учитель обладает способностью организовать целенаправленную деятельность учащихся. Увлечь их не развлекательностью приёмов, а  умением раскрыть значение учебной работы и знаний, чётко определить цель и задачи учебных заданий на каждом этапе урока, вовлечь каждого   ученика в работу.  

КОДЕКС  УЧИТЕЛЯ.

На уроке всё зависит от учителя.  

Помните, что вы существуете ради ребёнка , а не он ради Вас.  

Есть многое  НЕЛЬЗЯ для учителя, то что провоцирует все неурядицы на уроке:  

1.Чтобы урок был скучным;  

2.Быть неготовым к уроку;  

3.Весь урок сидеть в «кресле»;

4.Быть неуверенным в себе и своих знаниях;

5.Быть неопрятным;

6.Пользоваться самому мобильным телефоном во время урока;  

7.Говорить тихо, то есть «мямлить»;      

8.Оскорблять детей, и тем более неуважительно отзываться о семье;    

9.Разговаривать с «трудными» детьми на их «жаргоне»;  

10.Показывать детям свою слабость:  слёзы, обиды и т. д.;    

11.Постоянно  « бегать»  жаловаться и просить помощи у коллег (или администрации).    

Умение предотвратить негативное поведение – один из важнейших организационных навыков педагога. Большинство проблем, связанных с поведением на уроке возникает из-за того, что ученики не знают правил поведения и не следуют им.

В основе воспитания лежит нравственный пример педагога – в противном случае никакие воспитательные программы не будут эффективными. Моральные нормы, которыми учитель руководствуется в жизни и профессиональной деятельности, его отношение к своему труду – всё это имеет первостепенное значение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание. Тема: «Воспитание сознательной дисциплины». Родительское собрание. Разработка на тему "Воспитание сознательной дисциплины"Презентация к родительскому собранию "Воспитание сознательной дисциплины"

Родительское собрагние-разработка. Презентация создана  к собранию "Воспитание сознательной дисциплины" Содержание: название темы родительского собрания; кластер  (графическая организа...

ПРОБЛЕМЫ ДИСЦИПЛИНЫ НА УРОКАХ. Практикум по решению педагогических ситуации для молодого педагога.

ШКОЛА МОЛОДОГО педагога            Тема: «Знания и умения учителя – залог творчества и успеха учащихся»Цель:Помочь молодому учителю адаптиро...

Дисциплина на уроке физической культуры.

Тема статьи — педагогика взаимоотношений между учителем физической культуры и школь­никами. Мы произносим много правильных, вроде бы, слов, оправдывая применяемые нами в школе методы ...

Мои советы по восстановлению дисциплины на уроке.

Методическте лайфхаки для современного урока.Разберёмся со значением слова ЛАЙФХАК.Лайфак-это нестандартный способ решения той или иной задачи ( как правило бытовой) направленный на максимальное облег...