Детский театр как эффективная форма нравственного и эстетического воспитания детей.
статья (1 класс)
Обращение к театральному творчеству расширяет возможности воспитания. Это та же ролевая игра, но дающая возможность проявить себя детям с самыми разными способностями.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Важнейшие принципы педагогики – изучение законов духовной жизни,
Согласование с ними всех педагогических воздействий.»
Ян Коменский
«Важнейшие принципы педагогики – изучение законов духовной жизни,
Согласование с ними всех педагогических воздействий.»
Ян Коменский
Спасибо Центру ДПО "АНЭКС" за такую интересную и актуальную тему мастер-класса и за участие в нем прекрасного педагога и режиссера, художественного руководителя Театра Юношеского Творчества Санкт-Петербургского Дворца творчества юных Евгения Юрьевича Сазонова. Вопрос создания и развития детских театральных творческих коллективов я считаю очень важным в наше время, когда очень остро стоит проблема формирования нравственных ориентиров и ценностей, выбора из огромного потока информации тех феноменов культуры, которые помогли бы юному человеку созидать себя и выбрать свой путь.
Несмотря на огромное количество видео и кинопродукции театр продолжает жить, «чувства добрые лирой пробуждать», учит сопереживать, размышлять и приносить радость своим зрителям. Приведу цитату из статьи Е. Ю. Сазонова (Общественный научно-просветительский журнал «Педагогика культуры»): «Есть ли в театре, как в целостном явлении, интегрирующем в себе множество искусств, нечто, составляющее его суть, пронизывающее его сверху донизу и представляющее собою некую всеобщую категорию, без которой и театр – не театр, и искусство – не искусство. Разумеется, есть. Имя этой всеобщности – Культура. Однако, что понимать под этим словом? Художественную ли культуру, культуру ли поведения, а может быть культуру речи или так называемую «зрительскую культуру», т.е. способность верно оценить увиденное с точки зрения вкуса, чувства меры, композиции? Несомненно, все эти качества развиваются в театре. И в этом смысле театральные занятия с детьми, безусловно, полезны и желательны. Это давно уже поняли педагоги, работающие в самых разных детских учреждениях – от обычных школ до элитных авторских центров развития».
Театр, взаимодействие детей и педагога для создания даже небольшой театральной постановки – это всегда попытка создания модели мира, постижение устройства жизни людей или исследование внутреннего мира отдельного человека. Как образно выразился основатель ТЮТа М. Г. Дубровин, театр выступает как «большая игрушка, играя в которую, ребенок делает первые шаги в Культуру». Поэтому так важно, на каком материале будет строится работа школьной театральной студии. Соединение мира писателя, драматурга с миром ребенка может стать живым и радостным процессом созидания чего-то нового, исследования неизвестного и познания самого себя. Думаю, что на уровне школьного коллектива сама подготовка спектакля, сценки или любого выступления с элементами драматизации дает широкие возможности для нравственного и эстетического воспитания детей. Из опыта работы с детьми начальной школы могу сказать, что редко какая-то другая совместная вызывает у детей столько воодушевления. Тут может реализовать свой скрытый потенциал почти каждый ребенок, поскольку различные виды деятельности при подготовке спектакля дают широкие возможности. Востребованность в игровой деятельности учеников этого возраста мотивируют даже стеснительных мало артистичных ребят.
«Я выдумал идею такого театра, – написал однажды Дубровин, – где высокое творчество сочетается с творческим физическим трудом. Это создает удивительные отношения между людьми, делающими одно общее дело. Это дает счастье каждому и его окружающим». С первоклассниками уже в конце первой четверти мы подготовили небольшой спектакль "Мы все разные". Работа над ролью, дикцией, сценическое движение с элементами хореографии, подготовка костюмов, декораций и даже просто подготовка "зрительного зала" - класса для приема зрителей-родителей создают неповторимую творческую атмосферу и помогают сформировать коллектив как детей, так и родителей в самом начале школьной жизни.
Предварительный просмотр:
Мы разные
Сказочник: Жила-была девочка. Однажды гуляла она по зеленому лугу и встретила слоненка.
Слоненок: - Как тебя зовут?.
Д: - Настя
С: - Ты очень маленькая!
Д:- Да, я маленькая девочка.
С: - Прощай!
Д: - До свидания!
Ск: - Девочка пошла дальше и встретила мышонка.
М: - Привет, ты кто?
Д: - Я маленькая девочка.
М: - Ты – очень большая!
Д: - До свидания…
М: - Пока!
Ск: Затем она встретила….встретила …жирафа.
Ж: - Добрый день.
Д: - Здравствуйте
Ж: - Кто ты? Я не знаю тебя.
Д: - Я большая маленькая девочка.
Ж: - Ты очень низкая! Прощай!
Д: - До свидания.
Ск: Девочка зашла в лес и встретила там ежика. Он посмотрел на девочку снизу вверх и спросил:
Ё: - Привет! Кто ты?
Д: - Я низкая большая маленькая девочка.
Ё: - Да?! Ты очень высокая! Пока!
Д: - До свидания.
Ск: А потом навстречу девочке выползла змея. И девочка очень испугалась: ведь она никогда раньше не видела змею. Но и змея не встречала девочек.
З: - Кто ты?
Д: - Я высокая низкая большая маленькая девочка.
З: - Ты шшшутишь? Ты очень толстая!
Д: - Прощщщай!
З: - До свидания!
Ск: Следующим встретился медвежонок:
М: - Кто ты?
Д: - Я толстая высокая низкая большая маленькая девочка!
М: - Это неправда! Ты очень худенькая! А я очень голодный, пока!
Д: - Пока!
Ск: Вдруг девочка услышала шум крыльев над головой. Это была птичка.
П: - Привет! Ты кто?
Д: - Я? Худенькая толстая высокая низкая большая маленькая девочка!
П: - Ух ты! Но ты еше ооочень медленная! Посмотри, я смогу облететь трижды землю, пока ты перейдешь этот луг! До встречи!
Д: - До свидания!
Ск: И последней, кого встретила девочка, была черепаха.
Ч: - Здравствуй, кто ты?
Д: - Я медленная худенькая толстая высокая низкая большая маленькая девочка. И я знаю, что ты мне скажешь. Что я быстрая!
Ч: - Нет, я хочу сказать, что мы все очень разные. Возьми к примеру меня. Меня называют медленной, но, если я иду гулять со своим дедушкой ( я ему сто семьдесят лет), то он говорит, что я слишком быстрая. А сейчас прощай!
Д: - До свидания, дорогая черепаха! Теперь я поняла, почему я такая разная!
А вы поняли?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театр как средство художественно – эстетического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Представляемая модель развития эстетических способностей средствами театрального искусства заключается в том, чтобы гармонизировать отношения ребёнка с окружающим миром, что в дальнейшем ...
Нравственно-эстетическое воспитание детей во внеурочной деятельности
Статья из опыта работы классного руководителя с учащимися коррекционной школы VIII вида. Младший школьный возраст- возраст, когда закладываются основы духовности личности, которая учится жить в мире и...
Программа по нравственно-эстетическому воспитанию детей.
Программа разработана для детей дошкольного и школьного возраста и включает в себя различные виды занятий по данному направлению....
Нравственно-эстетическое воспитание детей во внеурочной деятельности
Человек живет в обществе и находится во множестве общественных и личных связей между собой и другими людьми. Он должен согласовывать свою деятельность с...
Нравственно-эстетическое воспитание детей в начальной школе через восприятие живописи посредством игры и вовлеченности в процесс.
Данный материал включает в себя художественно-педагогические разработки, авторские игры и уникальные материалы , направленные на развитие у детей начальной школы чувства красоты и эстетики...
Консультации для воспитателей "Коллективное художественное творчество в детском саду ,как важный инструмент нравственно эстетического воспитания детей дошкольного возраста"
Консультация для воспитателей "Коллективное художественное творчество в детском саду, как важный инструмент нравственно эстетического воспитания детей дошкольного возраста"...
Статья на тему: Нравственно - эстетическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья через игру - драматизацию.
Нравственно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста с ЗПР средствами театрализованных игр способствует ознакомлению с его выразительным языком, закладывающим основу...