Экскурсионная работа школьников как вид исследовательской деятельности в системе дополнительного образования
презентация к уроку
Деятельность учащихся по созданию экскурсий представляется одним из перспективных видов исследовательской работы в системе дополнительного образования школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2ekskursionnaya_rabota_shkolnikov_kak_vid_issledovatelskoy_deyatelnosti.ppt | 270 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Деятельность учащихся по созданию экскурсий представляется одним из перспективных видов исследовательской работы в системе дополнительного образования школьников. Целью этой работы является создание условий для освоения школьниками историко-культурного наследия своей Родины, воспитание чувства патриотизма, уважение к историческому прошлому, желание беречь и охранять культурные ценности, созданные нашими предками.
Задачами такой работы являются историко-культурное просвещение, эстетическое и патриотическое воспитание, экологическое образование и даже более утилитарные, такие как сбор гербаря или составляение коллекции горных пород.
В качестве исследовательской работы создание экскурсии требует: Наличие задачи, решение которой осуществляется в результате научного поиска; Познавательной, практической или теоретической значимости результатов такого поиска; Самостоятельной деятельности учащихся под руководством педагога; Использование комплекса исследовательских методов.
Составление экскурсии можно осуществить в 4 последовательных этапа: Подготовка экскурсии Составление текста экскурсии Составление технологической карты Составление «портфеля экскурсовода»
Подготовка экскурсии. Создание экскурсии начинается с выбора ее темы. В зависимости от темы определяются цели и задачи экскурсии.
Далее следует стадия поиска, отбора и анализа материала и составления списка литературы. Затем выбираются объекты показа, которые должны раскрывать тему экскурсии. На каждый объект следует составить карточку с полными сведениями о нем. Собранные в процессе поиска данные служат основой для составления краткой летописи событий, о которых идет речь в экскурсии. Их необходимо расположить в хронологическом порядке. Летопись событий послужит для составления контрольного текста экскурсии.
Исходя из внутренней связи и последовательности событий, составляется маршрут экскурсии с остановками перед объектами показа. Составление текста экскурсии. Текст экскурсии делится на контрольный и индивидуальный. В контрольном тексте информация располагается в хронологическом порядке. В нем кратко сообщаются только основные факты по теме.
В индивидуальном тексте фактический материал излагается в той последовательности, в которой осуществляется показ экскурсионных объектов. Это готовый текст для рассказа экскурсовода, который ведется от первого лица
Составление технологической карты. Технологическая карта экскурсии состоит из титульного листа, схемы маршрута и маршрутного листа. В титульном листе обозначается название экскурсии, ее тема, вид (пешеходная, автобусная, комбинированная), состав экскурсантов, протяженность маршрута в километрах и продолжительность экскурсии в часах. Схема маршрута может быть составлена на карте города или плане, где отмечается начальная и конечная точки экскурсии и остановки на маршруте.
Маршрутный лист Название экскурсии: Образовательное учреждение: Разработчик маршрута: Экскурсовод: Таблица
4. «Портфель экскурсовода». «Портфель экскурсовода» - условное название комплекта наглядных пособий, используемых в ходе проведения экскурсии. Их назначение – максимально дополнить и восстановить недостающие звенья зрительного ряда. Например, если объекты показа дошли до нас в измененном виде или не сохранились, то фотографии, чертежи, рисунки помогут восстановить их первоначальный вид.
Подготовка экскурсовода В процессе всей подготовительной деятельности по составлению экскурсии юный экскурсовод овладевал навыками самостоятельной работы с научной литературой, учился анализировать, находить внутреннюю связь между событиями, сопоставлять факты, оформлять результаты исследований и поиска в виде описаний, таблиц, схем. Дальнейшее его обучение связано с выходом на экскурсионный маршрут, где он учится применять знания на практике, не теряться, услышав неожиданный вопрос, использовать для иллюстрации тех или иных фактов и положений объекты показа, чертежи, фотографии и схемы из «портфеля экскурсовода». Задача педагога – научить школьника не только владеть материалом, но и рассказывать эмоционально, красочно. Доброжелательность, коммуникабельность, грамотное владение речью – основа успеха экскурсии и экскурсовода.
Заключение Создание экскурсии и экскурсионная деятельность школьников позволяет им лично участвовать в познании прошлого и настоящего родного края, в охране культурно-исторического наследия, в повышении образовательного и культурного уровня, своего и своих будущих экскурсантов; это интересный и перспективный вид исследовательской деятельности детей в области гуманитарных наук, воспитывающий чувства патриотизма и гражданственности, уважения и бережного отношения к культурным богатствам Родины.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская деятельность: декоративно – прикладного искусства в системе дополнительного образования. Художественная роспись.
Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний. Исследование, по сути, – процесс поиска не...
Особенности работы с младшими школьниками в системе дополнительного образования в условиях ФГОС II поколения
Статья, в которой описываются особенности работы педагога дополнительного образования в условиях ФГОС II поколения....
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИКТ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗО
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИКТ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗО...
Презентация к выступлению на МО по теме: Формирование положительного отношения к учебному труду, знаниям, науке через организацию интеллектуально-познавательной деятельности на уроках, во внеурочной деятельности, в системе дополнительного образования.
Презентация знакомит с тем, как можно на уроках,во внеклассной деятельности формировать положительное отношение к учебной деятельности...
статья «Личностное развитие учащихся средствами художественно-творческой деятельности в системе дополнительного образования»
Сегодня я хочу представить мой опыт работы с коллективом педагогов Дворца творчества детей и молодежи Колпинского района. Учреждение Дворца творчества относится к сфере дополнительного образован...
Методические рекомендации «Экскурсионная работа учащихся как вид исследовательской деятельности в системе дополнительного образования»
Деятельность учащихся по созданию экскурсий представляется одним из перспективных видов исследовательской работы в системе дополнительного образования школьников.Целью этой работы является создание ус...
«Социализация ребенка с ограниченными возможностями здоровья через творческую деятельность в системе дополнительного образования»
В данной презентации представлен опыт работы по теме:«Социализация ребенка с ограниченными возможностями здоровья через творческую деятельность в системе дополнительного образования»...