Экскурсионная работа школьников как вид исследовательской деятельности в системе дополнительного образования
презентация к уроку

Акимова Елена Леонидовна

Деятельность учащихся по созданию экскурсий представляется одним из перспективных видов исследовательской работы в системе дополнительного образования школьников.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Экскурсионная работа школьников как вид исследовательской деятельности в системе дополнительного образования МБУ ДО ДЭБЦ г.Ростова-на-Дону Составил: педагог МБУ ДО ДЭБЦ Акимова Е.Л. 2018 г.

Слайд 2

Деятельность учащихся по созданию экскурсий представляется одним из перспективных видов исследовательской работы в системе дополнительного образования школьников. Целью этой работы является создание условий для освоения школьниками историко-культурного наследия своей Родины, воспитание чувства патриотизма, уважение к историческому прошлому, желание беречь и охранять культурные ценности, созданные нашими предками.

Слайд 3

Задачами такой работы являются историко-культурное просвещение, эстетическое и патриотическое воспитание, экологическое образование и даже более утилитарные, такие как сбор гербаря или составляение коллекции горных пород.

Слайд 4

В качестве исследовательской работы создание экскурсии требует: Наличие задачи, решение которой осуществляется в результате научного поиска; Познавательной, практической или теоретической значимости результатов такого поиска; Самостоятельной деятельности учащихся под руководством педагога; Использование комплекса исследовательских методов.

Слайд 5

Составление экскурсии можно осуществить в 4 последовательных этапа: Подготовка экскурсии Составление текста экскурсии Составление технологической карты Составление «портфеля экскурсовода»

Слайд 6

Подготовка экскурсии. Создание экскурсии начинается с выбора ее темы. В зависимости от темы определяются цели и задачи экскурсии.

Слайд 7

Далее следует стадия поиска, отбора и анализа материала и составления списка литературы. Затем выбираются объекты показа, которые должны раскрывать тему экскурсии. На каждый объект следует составить карточку с полными сведениями о нем. Собранные в процессе поиска данные служат основой для составления краткой летописи событий, о которых идет речь в экскурсии. Их необходимо расположить в хронологическом порядке. Летопись событий послужит для составления контрольного текста экскурсии.

Слайд 8

Исходя из внутренней связи и последовательности событий, составляется маршрут экскурсии с остановками перед объектами показа. Составление текста экскурсии. Текст экскурсии делится на контрольный и индивидуальный. В контрольном тексте информация располагается в хронологическом порядке. В нем кратко сообщаются только основные факты по теме.

Слайд 9

В индивидуальном тексте фактический материал излагается в той последовательности, в которой осуществляется показ экскурсионных объектов. Это готовый текст для рассказа экскурсовода, который ведется от первого лица

Слайд 10

Составление технологической карты. Технологическая карта экскурсии состоит из титульного листа, схемы маршрута и маршрутного листа. В титульном листе обозначается название экскурсии, ее тема, вид (пешеходная, автобусная, комбинированная), состав экскурсантов, протяженность маршрута в километрах и продолжительность экскурсии в часах. Схема маршрута может быть составлена на карте города или плане, где отмечается начальная и конечная точки экскурсии и остановки на маршруте.

Слайд 11

Маршрутный лист Название экскурсии: Образовательное учреждение: Разработчик маршрута: Экскурсовод: Таблица

Слайд 12

4. «Портфель экскурсовода». «Портфель экскурсовода» - условное название комплекта наглядных пособий, используемых в ходе проведения экскурсии. Их назначение – максимально дополнить и восстановить недостающие звенья зрительного ряда. Например, если объекты показа дошли до нас в измененном виде или не сохранились, то фотографии, чертежи, рисунки помогут восстановить их первоначальный вид.

Слайд 13

Подготовка экскурсовода В процессе всей подготовительной деятельности по составлению экскурсии юный экскурсовод овладевал навыками самостоятельной работы с научной литературой, учился анализировать, находить внутреннюю связь между событиями, сопоставлять факты, оформлять результаты исследований и поиска в виде описаний, таблиц, схем. Дальнейшее его обучение связано с выходом на экскурсионный маршрут, где он учится применять знания на практике, не теряться, услышав неожиданный вопрос, использовать для иллюстрации тех или иных фактов и положений объекты показа, чертежи, фотографии и схемы из «портфеля экскурсовода». Задача педагога – научить школьника не только владеть материалом, но и рассказывать эмоционально, красочно. Доброжелательность, коммуникабельность, грамотное владение речью – основа успеха экскурсии и экскурсовода.

Слайд 14

Заключение Создание экскурсии и экскурсионная деятельность школьников позволяет им лично участвовать в познании прошлого и настоящего родного края, в охране культурно-исторического наследия, в повышении образовательного и культурного уровня, своего и своих будущих экскурсантов; это интересный и перспективный вид исследовательской деятельности детей в области гуманитарных наук, воспитывающий чувства патриотизма и гражданственности, уважения и бережного отношения к культурным богатствам Родины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская деятельность: декоративно – прикладного искусства в системе дополнительного образования. Художественная роспись.

      Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний. Исследование, по сути, – процесс поиска не...

Особенности работы с младшими школьниками в системе дополнительного образования в условиях ФГОС II поколения

Статья, в которой описываются особенности работы педагога дополнительного образования в условиях ФГОС II поколения....

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИКТ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗО

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИКТ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗО...

статья «Личностное развитие учащихся средствами художественно-творческой деятельности в системе дополнительного образования»

Сегодня я хочу представить мой опыт работы с коллективом педагогов Дворца творчества детей и молодежи Колпинского района.  Учреждение Дворца творчества относится к сфере дополнительного образован...

Методические рекомендации «Экскурсионная работа учащихся как вид исследовательской деятельности в системе дополнительного образования»

Деятельность учащихся по созданию экскурсий представляется одним из перспективных видов исследовательской работы в системе дополнительного образования школьников.Целью этой работы является создание ус...

«Социализация ребенка с ограниченными возможностями здоровья через творческую деятельность в системе дополнительного образования»

В данной презентации представлен опыт работы по теме:«Социализация ребенка с ограниченными возможностями здоровья через творческую деятельность в системе дополнительного образования»...