Рабочая программа по внеурочной деятельности «Думай! Двигайся! Играй!» для начальных классов
рабочая программа (1 класс)
Курс «Размышляем, играем, творим» обеспечивает реализацию одного из направлений досугово - познавательной и спортивно-оздоровительной деятельности.
Цель программы: удовлетворить потребность младших школьников в движении, стабилизировать эмоции, научить владеть своим телом, развить физические, умственные и творческие способности, нравственные качества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochka.docx | 50.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по внеурочной деятельности «Думай! Двигайся! Играй!»
для начальных классов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа адресована учащимся начального общего образования ГБОУ Уфимской коррекционной школы - интернат №13 для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, обучающихся по АООП, вариант 6.2 ФГОС НОО ОВЗ.
Особенность по отношению к ФГОС НОО, НОДА:
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для обучающихся с НОДА (вариант 6.2); авторской программы Д.В.Григорьев, Б.В.Куприянов «Программы внеурочной деятельности. Игра. Досуговое общение», М. Просвещение 2011. (Работаем по стандартам второго поколения).
Курс «Размышляем, играем, творим» обеспечивает реализацию одного из направлений досугово - познавательной и спортивно-оздоровительной деятельности.
Цель программы: удовлетворить потребность младших школьников в движении, стабилизировать эмоции, научить владеть своим телом, развить физические, умственные и творческие способности, нравственные качества.
Основными задачами данного курса являются:
- укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств;
- развитие двигательных реакций, точности движения, ловкости;
- развитие сообразительности, творческого воображения;
- развитие коммуникативных умений;
- воспитание внимания, культуры поведения;
- создание проблемных ситуаций, активизация творческого отношения учащихся к себе;
- обучить умению работать индивидуально и в группе,
- развить природные задатки и способности детей;
- развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказание помощи тем, кто в ней нуждается.
- развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности.
Оценка достижений результатов внеурочной деятельности
Образовательные результаты обучающихся по программам курсов внеурочной деятельности подлежат индивидуальному учету, в т. ч. посредством технологии портфолио.
Система условных обозначений
ДЦП - детский церебральный паралич - собирательный термин, объединяющий группу хронических непрогрессирующих симптомокомплексов двигательных нарушений, вторичных по отношению к поражениям и/или аномалиям головного мозга, возникающим в перинатальном периоде.
ИКТ - информационно - коммуникационные технологии.
НОДА - нарушения опорно-двигательного аппарата.
НОО – начальное общее образование.
УУД - универсальные учебные действия - способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса
ФГОС - Федеральные государственные образовательные стандарты - в соответствии с Федеральным законом № 309 от 5 декабря 2007 года «в Российской Федерации устанавливаются Федеральные государственные образовательные стандарты,
представляющие собой совокупность требований обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию».
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Целями внеурочной деятельности являются: формирование единого образовательного пространства; обеспечение достижения обучающимися с нарушениями опорно-двигательного аппарата планируемых результатов в соответствии с АООП НОО для повышения качества образования и реализации процесса становления личности в разнообразных развивающих средах.
Внеурочная деятельность направлена на решение следующих задач:
- создание условий для наиболее полного удовлетворения потребностей и интересов обучающихся школы-интерната, укрепления их здоровья;
- личностно-нравственное развитие и профессиональное самоопределение обучающихся;
- обеспечение социальной защиты, поддержки, реабилитации и адаптации обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата к жизни в обществе;
- формирование общей культуры обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
- воспитание у обучающихся школы-интерната гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к природе, семье, родине;
- коррекция и компенсация.
Основные направления коррекционной работы.
1. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- развитие зрительного восприятия и узнавание;
- развитие пространственных представлении и ориентировки;
- развитие слухового внимания и памяти.
2. Развитие основных мыслительных операций;
- формирование навыков соотносительного анализа;
- развитие навыков группировки и классификации;
- формирование умения работы по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
3. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы
(релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, ролевые игры и т.д.)
4. Развитие речи, владение техникой речи.
5. Расширение представлений об окружающем и обогащение словаря.
6. Совершенствование движений и сенсорного развития.
- развитие мелкой моторики кисти
7. Развитие различных видов мышления;
- развитие наглядно-образного мышления
- развитие словесно - логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями)
8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Общая характеристика учебного процесса:
Основные технологии:
- технология развивающего обучения;
- технология проблемного обучения;
- игровая технология;
- здоровьесберегающие технологии;
- проектная технология;
- технология разноуровневого обучения;
- информационные технологии.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, объяснительно - репродуктивный, проблемно - ситуативный, рассказ, объяснение, беседа и др.
Формы обучения:
- фронтальная;
- групповая;
- индивидуальная;
- коллективная.
Режим занятий
Длительность занятий внеурочной деятельностью зависит от возраста и вида деятельности. В 1 классе продолжительность занятий внеурочной деятельности составляет 25 минут, если занятия спаренные – 50 минут плюс перерыв длительностью не менее 10 минут для отдыха детей и проветривания помещений.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение курса «Внеурочная деятельность» в 1 классе отводится 66 ч. (2 ч в неделю, 33 учебные недели).
Сроки реализации программы: 2019-2020 учебный год;
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Ценностными ориентирами содержания данного факультативного курса являются:
- формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
- формирование физических, интеллектуальных умений, связанных с выбором алгоритма действия,
- развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
- привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностными результатами являются следующие умения:
- оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
- умение выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД):
- Регулятивные УУД:
- определять и формировать цель деятельности с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий во время занятия;
- учиться работать по определенному алгоритму
Познавательные УУД:
- умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
- сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
Предметными результатами являются следующие умения:
- в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
- выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях;
- оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Раздел учебного курса | Коли чество часов | Элементы содержания | Характеристика основных видов деятельности ученика | Формы контроля |
Новая встреча с игрой | 2 | Новая встреча с игрой. Роли в игре и в жизни. Игровая реальность. Игра и искренность. Серьезное отношение к жизни. | Формирование доброжелательного отношения друг к другу. Воспитание ценностных ориентиров на здоровый образ жизни | |
Интеллектульно-познавательные игры | 12 | Интеллектуально – познавательные игры. Вопросы на эрудицию и сообразительность. Тактика выигрыша интеллектуально-познавательных играх. Формулировка вопроса в познавательных играх. Корректные и не корректные вопросы. Правила формулировки вопросов. | Игры «Найди звук», «Собери слово», игры с кассой цифр, «Чайнворд», «Кроссворд» отгадывание загадок, «Найди клетку», отгадывание кроссворда; Лепка букв и цифр из пластилина; «Запомни – повтори» | |
Подвижные игры | 10 | Подвижные игры. Сложные подвижные-полуспортивные игры-состязания. Развитие реактивности, резкости, быстроты, скоростной выносливости. Подвижные игры для развития ловкости. Подвижные игры на развитие силы. Самостоятельное регулирование интенсивности нагрузок, выбор моментов для отдыха. | «Кто быстрей» (наматывание шнура на палочку), «Мяч по кругу», «Сбей кеглю», «Горячий мяч», «Запрещенное движение», «Ладушки», «Запомни – повтори» | |
Настольные игры | 12 | Настольные игры. Игровые действия в настольных играх (бросание кубика, передвижение фигур (фишек), выкладывание карт). Везение и невезение в игре. | Пазлы, Мозаика, Конструкторы, Раскраски, Лото, рисование по трафаретам | |
Игры-драматизации | 10 | Игры – драматизации. Игровые диалоги- импровизации. Я и окружающие люди. Взаимопонимание людей. Проблемная ситуация. Игра как способ изучения проблемы. Задачи участников ситуации, позиция участника, вариативность позиций. Способы решения задач в процессе игрового взаимодействия. Игра как способ самопознания. | Кактус и ива, Буратино и Пьеро, «Пантомимы», Как живешь?, Что слышишь? Игра-драматизация «Дунюшка» Игра – драматизация «Хорошо спрятанная котлета» (Г. Остер). Игра-драматизация «Вреднуля, Жаднуля и Пачкуля» («Полезные советы» Г. Остер) | |
Ситуативные игры-упражнения | 8 | Ситуативные игры – упражнения. Групповое взаимодействие в игре. Выбор союзников, договор с партнером, конкуренция. | Ситуативные упражнения природоохранного содержания; Ситуативные упражнения, направленные на воспитание речевой культуры, доброжелательного отношения к окружающим, умения ориентироваться в данной обстановке. Сказочные ситуации. Кто во что горазд , «Кораблекрушение» | |
Комплексные игры на местности. | 6 | Комплексные игры на местности. Игровое соревнование двух групп. Ограничение игровой территории. Площадки игры. Правила игры, рекомендации игрокам. Техника безопасности в игре на местности. | «Попади в корзинку», «Поиски клада», игры с мячиком, «Утки – охотники», | |
Комплексная игра приключение. | 6 | Комплексная игра - приключение. Команды игроков и площадка игры. Игровые задания и правила игры. Маршрутная карта игры. Тропа испытаний. Испытания, загадки. | ||
Итого | 66 |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Дата | Тема урока. | Материалы к уроку |
1-2 | Знакомства с играми. Виды игр. | Презентация | |
3 | Интеллектуально-познавательные игры . 12ч. Игра «Найди звук» | Карточки со словами; карточка с пуговицей | |
4 | Игра «Собери слово» | Карточки-слоги | |
5-6 | Игры с кассой цифр | Касса цифр | |
7 | «Чайнворд» | Задания для игры | |
8 | «Кроссворд» | ||
9 | «Весёлые загадки» | ||
10-11 | «Найди клетку» | Карточка с игровым полем; фишка | |
12-13 | « Буквы, цифры из пластилина» | Пластилин, доска для пластилина | |
14 | «Запомни – повтори» | Карточки с картинами; карточки с цифрами | |
15 | Подвижные игры. 10ч. «Кто быстрей» (наматывание шнура на палочку) | Шнур на палочке | |
16 | «Мяч по кругу» | Мяч | |
17 | «Сбей кеглю» | Кегли | |
18 | «Горячий мяч» | Мяч | |
19 | «Запрещенное движение» | Карточки с заданиями | |
20 | «Ладушки» | ||
21 | «Запомни – повтори» | ||
22 | «Сбей кеглю» | Кегли | |
23-24 | «Поймай мяч» | Мяч | |
25-26 | Настольные игры. 12ч. Настольные игры. Пазлы. | Пазлы | |
27-28 | «Разноцветная мозаика» | Мозайка | |
29-30 | « Веселые раскраски» | Альбомы-раскраски | |
31-32 | Рисование по трафаретам | Трафареты | |
33-34 | Настольные игра «Домино». Правила игры. | Домино | |
35-36 | Настольные игра «Лото» | Лото | |
37 | Игры-драматизации. 10ч. Игровые диалоги-импровизации с игрушками. Кукольный театр «Репка» | Карточки с заданиями | |
38 | Сюжетно-ролевая игра «В школе». | ||
39 | Игра «Пантомимы» | ||
40-41 | Игра «Крокодил» | ||
42-43 | «Пантомимы» | ||
44 | Игра –драматизация «Экстремальная ситуация» | ||
45 | Игра – драматизация «Хорошо спрятанная котлета» (Г. Остер). | ||
46 | Игра-драматизация «Вреднуля, Жаднуля и Пачкуля» («Полезные советы» Г. Остер) | ||
47-48 | Ситуативные игры-упражнения. 8ч. Ситуативные упражнения природоохранного содержания | Карточки с заданиями | |
49-50 | Сказочные ситуации | Карточки с заданиями | |
51 | Ситуативная игра «Кто во что горазд» | ||
52 | Ситуативная игра «Кораблекрушение» | ||
53 | Ситуативная игра-история «Машина». | ||
54 | Ситуативная игра-история «Помощь Бельчонку» | ||
55-56 | Комплексные игры на местности. 6ч. «Попади в корзинку» | Мяч; корзина | |
57 | «Поиски клада» | Карточки с заданиями | |
58 | Игры с мячиком | Мячи | |
59-60 | «Утки – охотники» | Мячи | |
61-62 | Комплексная игра приключение. 6ч. Игры с заданиями на игровой площадке | ||
63-64 | Найди клад | Карточки с заданиями | |
65-66 | Приключения школьника |
МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Печатные пособия:
- Д.В.Григорьев, Б.В.Куприянов «Программы внеурочной деятельности. Игра. Досуговое общение», М. Просвещение 2011. (Работаем по стандартам второго поколения).
- Козак О.Н. Игры с карандашом и бумагой - СПб.: Изд-во “Союз”, 2000;
- Нескучный досуг. Сценарии игровых программ / Под ред. Е.И. Ромашковой. - М.: ТЦ Сфера, 2002;
Материально-технические средства:
- Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок.
- Компьютерная техника.
- Интерактивная доска.
Наглядные пособия:
- Наборы предметных (сюжетных) картинок (в том числе в цифровой форме).
- Карточки с заданиями
Спортивный инвентарь
- Мячи разных видов и размеров
- Кегли.
Настольные игры:
- Пазлы (разной тематики)
- Домино.
- Мозайка
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению для начальных классов «Умелые ручки»
рабочая программа...
Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению для начальных классов «Умелые ручки»
программа...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «ДУМАЕМ, РЕШАЕМ, УЧИМСЯ»
Программа курса «Думаем, решаем, учимся» предназначена для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся, имеющих затруднения в учебной деятельности. Основанием для посе...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности занятий бисероплетением «РАДУГА» для начальных классов общеобразовательной школы
Программа рассчитана на начальное общее образование. Направленность программы художественно-эстетическая, развивающая, общая....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Думай, размышляй, фантазируй", 1-4 классы
В рабочей программе представлены содержание, планируемые результаты и календарно-тематическое планирование....
рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Думаем вместе"
Рабочая программа курса внеурочной деятельности разработана на основе программа "Развитие творческих способностей". Автор Гин С.И....
рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Думаем вместе"
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Думаем вместе» составлена на основе программы «Развитие творческих способностей» автор Гин С.И....