Трудный ребенок: что делать?
методическая разработка (2 класс)
Предварительный просмотр:
Трудный ребенок: что делать?
Что делать, если конфликты и непослушание становятся нормой? Почему некоторые дети «отбиваются от рук», становятся неуправляемыми? Как реагировать на постоянное плохое поведение? Первое и самое важное, что необходимо сделать – разобраться в причинах стойкого непослушания.
Трудных детей обвиняют, ищут в поступках злой умысел. Однако трудный не означает плохой. Неуправляемыми становятся дети ранимые, чувствительные, нуждающиеся в помощи. Причины постоянного непослушания эмоциональные, скрыты в психике. Часто ни ребенок, ни родители о них не догадываются.
Причины стойкого плохого поведения:
- Желание самоутвердиться. Если общение состоит из указаний, замечаний, требований, то дети начинают сопротивляться чрезмерной опеке, власти родителей. Взрослые полагают, что частой критикой, приказами, советами приучают к порядку, воспитывают. И тем самым ущемляют стремление быть самостоятельным, учиться принимать решения. В результате – непослушание, действия наперекор. Ребенок старается показать, что он личность, отстоять самостоятельность.
- Стремление отомстить. Причины обид разные: несправедливые наказания, частые ссоры родителей, развод. Дети сильно переживают огорчения. Эмоциональные страдания вытекают в плохое поведение, непослушание, протесты. Ребенок мстит взрослым за свои обиды.
- Нехватка внимания. Для гармоничного развития детям необходимы совместные занятия, игры, увлечения со взрослыми. Если родители не уделяют достаточного количества времени ребенку, он старается привлечь внимание всеми доступными способами. В том числе непослушанием, упрямством, своеволием.
Упрямство, своеволие – результат нехватки внимания родителей
- Потеря уверенности в собственном успехе. Неудачи в школе, плохие отношения со сверстниками становятся причинами детских переживаний. Ребенок теряет веру в себя, думает: как ни старайся, ничего не получится. Внешне неуверенность в себе проявляется в безразличии, вызывающем поведении.
- Трудный ребенок нуждается во внимании, признании и уважении своей личности. Плохое поведение говорит об эмоциональных проблемах, нереализованных потребностях. Дети не знают, как объяснить, что им плохо. И своим непослушанием просят о помощи.
Как реагировать на плохое поведение:
Помните, тактика «чем строже, тем лучше» не помогает исправить плохое поведение. Жесткие требования приводят к бунту, неповиновению. Хотите приучить к дисциплине – не «закручивайте гайки».
Постарайтесь понять причину постоянного непослушания. Прислушайтесь к своим чувствам. Переживания взрослых отражают детскую эмоциональную проблему. Определите, какая реакция у вас возникает в ответ на вызывающее поведение:
- Гнев. Чувство гнева появляется, если причиной непослушания является стремление самоутвердиться, стать самостоятельнее.
- Обида. Ощущение обиды – результат конфликтов на почве плохого поведения, вызванного желанием отомстить.
- Раздражение. Родители испытывают раздражение, если дети досаждают бесконечными выходками, добиваясь внимания.
- Отчаяние или безнадежность. Эти чувства вызывает нарушение дисциплины из-за неуверенности в себе.
Проанализировав собственные ощущения, можно выявить источник стойкого неповиновения.
Приучить к дисциплине поможет осознание причины плохого поведения
- Если причина непослушания - желание самоутвердиться, уменьшите контроль. Человеку необходим жизненный опыт. А учатся обычно на ошибках. Избавьтесь от лишнего давления, разрешите принимать решения самостоятельно.
- Если плохим поведением ребенок стремиться отомстить, важно выяснить причину обиды. Подумайте, что вызывает боль. Постарайтесь устранить, исправить причину огорчений.
- Если конфликты из-за нехватки внимания, придумайте совместные игры, занятия, увлечения. Проводите вместе больше времени, отправляйтесь на прогулки, смотрите кино, читайте книги. Когда дети понимают, что бороться за внимание родителей не нужно, то необходимость в непослушании отпадает.
- Если причина стойкого неповиновения - потеря уверенности, перестаньте требовать прилежного поведения. Старайтесь поощрять даже небольшие успехи, хвалите за каждое достижение. Страхуйте от крупных неудач. Помогите поверить в свои силы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТРУДНЫЙ РЕБЕНОК
Источник: Ю.Б. Гиппенрейтер "Общаться с ребенком. Как?"...
Родительское собрание на тему "Трудный ребенок"
Вопросы для дискуссии на собрании:- Какого ребенка можно отнести к трудным детям?- Причины трудности ребенка — это результат семейной атмосферы, отношение педагога, дурная компания или?- Как себя вес...
Родительское собрание в 3 классе по теме «Трудный ребенок…»
1. Познакомить родителей от чего плохое поведение детей.2. Формировать у родителей культуру принятия трудностей, связанных с проблемами в воспитании их ребёнка.3. Развивать умения поиска в...
Проблемы воспитания "трудного" ребенка
Материал, который может помочь родителям в проблемных ситуациях...
Трудный ребенок
Презентация на тему причины девиантного поведения у школьников, ошибки семейного воспитания, педагогическое наблюдение....
Как вести себя с трудным ребенком.
рекомендации по работе с агрессивными, тревожными, застенчивыми, упрямыми, конфликтными детьми....
Разработка рекомендаций к собранию Трудный ребенок
В помощь учителю в проведении родиельского собрания на тему"Трудный ребенок". Рекомендовано провести анкетирование детей и вопросы родителям...