Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный математик"
рабочая программа (1 класс)
Предлагаемый курс составлен на основе примерной программы: «Занимательная математика» Е.Э. Кочуровой (Сборник программ внеурочной деятельности: 1- 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой.)и предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_konkurs_yunyy_matematik_moy.docx | 56.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Реализация задачи воспитания любознательного, активно и заинтересованно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будет проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. Это может быть программа по внеурочной деятельности «Юный математик», расширяющая математический кругозор и эрудицию учащихся, способствующая формированию познавательных универсальных учебных действий.
Предлагаемый курссоставлен на основе примерной программы: «Занимательная математика» Е.Э. Кочуровой (Сборник программ внеурочной деятельности: 1- 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой.)и предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Направление программы внеурочной деятельности: общеинтеллектуальное.
Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования и предусматривает участие в математических мероприятиях, конкурсах, викторинах, турнирах.
Актуальность программы: в условиях реализации «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»перед педагогами стоят задачи, направленные на популяризацию научных знаний среди детей, содействие повышению привлекательности науки для подрастающего поколения, поддержку научно-технического творчества детей, повышение заинтересованности подрастающего поколения в научных познаниях об устройстве мира и общества. Актуальность программы выражается в социальном запросе родителей на гармоничное интеллектуальное развитие ребенка, на формирование познавательной мотивации, поддержании искреннего интереса к миру, проявляющегося в поисковой активности, в стремлении использовать любую возможность, чтобы чему-нибудь научиться.
Цель программы: формирование умения решать нестандартные математические задачи, путем использования различных жизненных ситуаций.
Задачи программы строятся на основных требованиях ФГОС НОО:
- создание условий для формирования и развития практических умений обучающихся решать нестандартные задачи, используя различные методы и приемы;
- развитие математического кругозора, логического и творческого мышления, исследовательских умений учащихся;
- развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
- развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
- формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
- формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения предмета математики и в практической деятельности.
Одним из приоритетных направлений развития образования в регионе является повышение эффективности системы воспитания и социализации обучающихся и воспитанников на основе системно-деятельностного подхода и индивидуализации образования. (Стратегия развития образования ХМАО-Югры до 2020 года). Таким образом, принципиальной задачей программы является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков в области математики, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений, на основе системно-деятельностного подхода в организации внеурочной деятельности.
Отличительные особенности программы:
1. Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения внеурочной программы.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3. Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
4. Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом.
Используемые технологии:уровневой дифференциации;игровой технологии, проблемного обучения; технологии поисковой, исследовательской деятельности; информационно-коммуникационные технологии; здоровьесберегающие технологии.
Формы проведения занятий:
- по количеству детей, участвующих в занятии: коллективная, групповая;
- по особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, ролевая игра, конкурс, турнир, викторина, соревнование;
- по дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.
На занятиях предлагаются задания неучебного характера. Так серьёзная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает младших школьников.
Место курса в учебном плане.
Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1-4 классов. Программа рассчитана на 4 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю. В 1 классе всего 33 часа в год., 2-4 классах – 34 часа в год. Общее количество часов – 135 ч.
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов в год |
1 | Царство математики | 2 |
2 | Путешествие в конструирование | 9 |
3 | Логика и смекалка | 10 |
4 | Занимательная геометрия | 6 |
5 | Математические игры | 6 |
Итого | 33 |
Программа внеурочной деятельности «Юный математик» предусматривает развитие образовательной среды школы. Программа может быть использована в образовательном учреждении в рамках проведения математических праздников и шахматных турниров, при планировании и реализации декады математики, во внеурочной деятельности учителей начальных классов Нефтеюганского района, а также предусматривает достижения учащимися планированных результатов предусмотренных Основной образовательной программой начального общего образования.
Основные принципы содержания программы:
• принцип единства сознания и деятельности;
• принцип наглядности;
• принцип личностной ориентации;
• принцип системности и целостности;
• принцип практической направленности;
• принцип возрастных и индивидуальных психологических особенностей обучающихся;
• принцип разнообразия творческо-поисковых задач в области математики.
Общая характеристика курса.
Курс «Юный математик» предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.
В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.
Программа учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры. Предусмотрена последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия. Передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принцип игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.
Содержание курса отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению.
Ценностными ориентирами содержания курсаявляются:
— формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
— освоение эвристических приёмов рассуждений;
— формирование интеллектуальных умений, связанных с выборомстратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
— развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
— формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строитьи проверять простейшие гипотезы;
—формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
— привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободногообщения на занятиях.
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам
В результате освоения программы курса «Юный математик» формируются следующие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС НОО:
Личностные результаты:
- Развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера.
- Развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека.
- Воспитание чувства справедливости, ответственности.
- Развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты:
- Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
- Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
- Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
- Анализировать правила игры.
- Действовать в соответствии с заданными правилами.
- Включаться в групповую работу.
- Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
- Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
- Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
- Сопоставлять полученный результат с заданным условием.
- Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
- Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).
- Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
- Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи.
- Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
- Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
- Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
- Воспроизводить способ решения задачи.
- Сопоставлять полученный результат с заданным условием.
- Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.
- Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.
- Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).
- Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.
- Конструировать несложные задачи.
- Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
- Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения.
- Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).
- Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.
- Анализировать расположение деталей (треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.
- Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.
- Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.
- Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
- Объяснять выбор деталей или способа действия при заданном условии.
- Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
- Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.
- Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.
Контроль и оценка планируемых результатов
В основу изучения программы положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов - особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов- особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной про-социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов— получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится социальным деятелем, гражданином, свободным человеком.
Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:
Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся Текущий:
- прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
- рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
- контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
Итоговый контроль в формах: а) тестирование; б) практические работы; в) олимпиадные задания; г) контрольные задания.
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя, в рамках накопительной системы, создание портфолио.
Результатом работы по программе можно считать занятия, которые могут быть проведены в форме интеллектуальных игр, конкурсов эрудитов, творческих встреч при участии родителей, в форме экскурсий и праздников.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
- степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
- поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
- результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;
- косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).
Также показателем эффективности занятий являются данные, которые учитель на протяжении года занятий заносил в таблицы в начале и конце года, прослеживая динамику развития познавательных способностей детей.
Критерии оценки результатов тестов
- 80 – 100% - высокий уровень освоения программы;
- 60-80% - уровень выше среднего;
- 50-60% - средний уровень;
- 30-50% - уровень ниже среднего;
- меньше 30% - низкий уровень.
Практическая значимость программы состоит в развитии познавательных способностей и общеучебных умений и навыков обучающихся.
Данная программа создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство.
В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своём математическом развитии, они многому научаются и эти умения применяют в учебной работе, что приводит к успехам. Всё это означает, что у кого-то возникает интерес к изучению математике, а у кого-то закрепляется.
Реализация программы внеурочной деятельности подразумевает социальное партнёрство:
1) проведение совместных мероприятий общеинтеллектуальной направленности с библиотекой «Радость» пгт. Пойковский;
2) взаимодействие с интерактивной образовательной платформой Учи.ру (участие в дистанционных онлайн-олимпиадах по математике);
Содержание программы.
1 класс (33 ч)
Содержание программы «Юный математик» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.
Царство математики. (2ч)
Математика вокруг нас. Занимательная математика в доме и квартире. Познавательно-игровая математическая игра «В гостях у Царицы Математики».
Путешествие в конструирование(9ч)
Головоломки.Танграм.Волшебный круг и квадрат.
Оригами.Искусство складывания фигурок из бумаги.Работа над проектом «Подводный мир».
Геометрические фигуры. Плоские геометрические фигуры. Преобразование фигур.Аппликация из геометрических фигур.
Логика и смекалка (10ч)
Задачи в стихах. Экспромт - задачки и математические головоломки. Логические математические задания. Ребусы.
Игровой математический практикум «Необыкновенные приключения в стране Внималки-Сосчиталки». Игровой математический практикум «Удивительные приключения Слагайки и Вычитайки»
Занимательная геометрия (6ч)
Объёмные геометрические фигуры. Моделирование из объёмных геометрических фигур.Турнир по геометрии.
Математические игры (6 ч)
Игры на логику, на стратегию, решение математических ребусов, веселый счет.
Календарно-тематическое планирование
1 класс.
№ п/п | Дата занятия | Тема занятия | Форма занятия | |
план | факт | |||
Царство математики -2 ч | ||||
1 | 03.09 | Математика вокруг нас. | вводное | |
2 | 10.09 | Познавательно-игровая математическая викторина «В гостях у Царицы Математики» | викторина | |
Путешествие в конструирование -9ч Головоломки 5 ч | ||||
3 | 17.09 | Танграм | практикум | |
4 | 24.09 | Волшебный круг | составление ребусов | |
5 | 01.10 | Волшебный квадрат | беседа | |
6 | 08.10 | «Спичечный» конструктор | конкурс | |
7 | 15.10 | «Спичечный» конструктор | выставка | |
Оригами 2ч | ||||
8 | 22.10 | Искусство складывания фигурок из бумаги. | практикум | |
9 | 12.11 | Работа над проектом «Подводный мир» | ||
Геометрические фигуры 2ч | ||||
10 | 19.11 | Плоские геометрические фигуры. Преобразование фигур. | конкурс выставка | |
11 | 26.11 | Аппликация из геометрических фигур. | ||
Логика и смекалка -10ч | ||||
12 | 03.12 | Задачи в стихах. Задачи – шутки. Ребусы. | соревнование | |
13 | 10.11 | Экспромт - задачки и математические головоломки. | практикум | |
14 | 17.12 | Логические математические задания. | конкурс | |
15 | 24.12 | Игровой математический практикум «Удивительные приключения Слагайки и Вычитайки» | практикум | |
16 | 14.01 | Математические игры | ролевая игра | |
17 | 21.01 | Задачи-смекалки. | соревнование | |
18 | 28.01 | Задачи в стихах. Математические задачки-шутки. | практикум | |
19 | 04.02 | Экспромт - задачки и математические головоломки. | конкурс | |
20 | 11.02 | Логические математические задания. Ребусы. | практикум | |
21 | 25.02 | Игровой практикум «Необыкновенные приключения в стране Внималки-сосчиталки» | практикум | |
Занимательная геометрия 6ч | ||||
22 | 03.03 | Колумбово яйцо. | работа в парах. беседа | |
23 | 11.03 | Головоломка Пифагора | ||
24 | 18.03 | Объёмные геометрические фигуры. | практикум | |
25 | 01.04 | Моделирование из объёмных геометрических фигур. | выставка | |
26 | 08.04 | Турнир по геометрии | турнир | |
27 | 15.04 | Путешествие в страну Геометрию. | путешествие | |
Математические игры 6 ч | ||||
28 | 22.04 | Математические игры | ролевая игра | |
29 | 29.04 | Секреты задач | конкурс | |
30 | 06.05 | Математическая карусель. | викторина | |
31 | 13.05 | Математическая карусель. | викторина | |
32 | 20.05 | Блиц - турнир по решению задач | турнир | |
33 | 27.05 | Познавательная конкурсно-игровая программа «Весёлый интеллектуал» | ролевая игра |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы.
Материалы для учителя:
Гарина С. Е., Кутявина Н. А., Топоркива И. Г., Щербинина С. В. Развиваем внимание. Рабочая тетрадь. – М.: РОСМЭН- ПРЕСС, 2004
Гарина С. Е., Кутявина Н. А., Топоркива И. Г., Щербинина С. В. Развиваем мышление. Рабочая тетрадь. – М.: РОСМЭН- ПРЕСС, 2005
Гарина С. Е., Кутявина Н. А., Топоркива И. Г., Щербинина С. В. Развиваем память. Рабочая тетрадь. – М.: РОСМЭН- ПРЕСС, 2004
Графические диктанты: 1 класс/ Голубь В. Т. – М.: ВАКО, 2010
Группа продлённого дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 1-2 классы/ Л. И. Гайдина, А. В. Кочергина. – М.: ВАКО, 2007
Гурин Ю. В. Большая книга игр и развлечений. – СПб.: Кристалл; М.: ОНИКС, 2000
Занимательные материалы к урокам математики в 1-2 классах/ Л. В. Лазуренко. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2005
Зубков Л. Б. Игры с числами и словами. – СПб.: Кристалл, 2001
Жильцова Т. В., Обухова Л. А. Поурочные разработки по наглядной геометрии. - М.: ВАКО, 2004
Интеллектуальный марафон: 1-4 классы/ Максимова Т. Н. – М.: ВАКО, 2011
Колесникова Е. В. Геометрические фигуры. Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет. – М.: Творческий центр, 2006
Логика. Учимся самостоятельно думать, сравнивать, рассуждать. М.: ЭКСМО, 2003
Нестандартные задачи по математике: 1-4 классы/ Керова Г. В. – М.: ВАКО, 2011
Олехник С.Н., Нестеренко Ю.В., Потапов М.К. Старинные занимательные задачи.- М.: Наука, Главная редакция физико-математической литературы, 1988
Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 1 класс/ Е. В. Языканова. – М.: Экзамен, 2012
Нормативно-правовая база:
- Закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. От 23.07.2013) «Об образовании в РФ»;
- ФГОС НОО (утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 года, регистрационный номер 17785);
- Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 г. (утверждена постановление Правительства РФ от 23 мая 2015 г. №497);
- Приказ Департамента образования и молодёжной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 31.01.2013 №63 «Об утверждении Концепции развития воспитания в системе общего образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»;
- Распоряжение Правительства ХМАО-Югры от 19.02.2010 №91-рп «О Стратегии развития образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2020 года»;
- Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 года N 996-р [Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года].
- Письмо Департамента образования и молодёжной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 01.06.2012 №4696/12 «Об организации внеурочной деятельности»;
- Основная образовательная программа НОО на 2018-2019 гг. МОБУ «СОШ№1»пгт.Пойковский, утверждённая приказом от 20.08.2018 г. № 404-О
Литература, используемая для разработки Программы
- Айзенк Г. Проверьте свои способности. СПб.: 2012.
- Винокурова Н. К. Подумаем вместе. Развивающие задачи, упражнения, задания. М.: РОСТ, 2013.
- Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В. Развитие творческих способностей. Киров, 2014.
- Голубь В. Т. Графические диктанты. М.: Вако, 2013.
- Коноваленко С. В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. М.: 2012.
- Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. Воспитательная работа в начальной школе. ТЦ Учитель, 2013.
- Локалова Н. П. 90 уроков психологического развития младших школьников. М.: Луч, 2015.
- Шубаева Н. И. «Требования к рабочим программам по внеурочной деятельности». Разработана с использованием методического конструктора «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В. Григорьева, П.В. Степанова.
Интернет-ресурсы
- Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов: http://school-cjllection.edu.ru
- Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»: www.km.ru/education
- Учебные материалы на сайте: http://1september.ru
- Учи.ру — интерактивная образовательная онлайн-платформа: http://uchi.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Математика и конструирование". 1 класс. Школа 2100
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Математика и конструирование". 1 класс. Школа 2100...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Математика и конструирование"
Курс математика и конструирование включает знакомство с основными линейными и плоскостными геометрическими фигурами и их свойствами, а также с некоторыми многогранниками и телами вращения. Расши...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Математика и конструирование"
Рабочая программа составлена для 2 класса на 68 часов (2 раза в неделю)....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Математика - конструирование" (научно-познавательное направление). 1-4 классы по ФГОС.
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-4 классов "Математика-конструрование" научно-познавательное направление, программа соответствует ФГОС....
рабочая программа курса внеурочной деятельности математики "Умники и умницы" 2 класс
Программа курса внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Умники и умницы» разработана на основе авторской программы Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы»...
Рабочая программа по внеурочной деятельности « Математика и конструирование»
Предлагаемый курс предназначен для развития математических способностей учащихся...