Рабочая программа по внеурочной деятельности "Математика для любознательных"
рабочая программа на тему

Кузнецова Юлия Михайловна

 

                                       Пояснительная записка

Настоящая программа разработана для обеспечения развития познавательных и творческих способностей младших школьников, расширения математического кругозора и эрудиции учащихся, способствующая формированию познавательных универсальных учебных действий.

 

  Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.

  Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение заданий, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуаль-ному развитию.
Не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
   Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая  учебную мотивацию.
  Содержание занятий представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика.

Курс представляет собой совокупность игр и упражнений тренировочного характера, воздействующих непосредственно на психические качества ребёнка: память, внимание, наблюдательность, быстроту реакции, мышление. Именно игра помогает младшим школьникам легко и быстро усваивать учебный материал, оказывая благотворное влияние на развитие и на личностно-мотивационную сферу. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
  Программа курса «Математика для любознательных» входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальное развитие личности, предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.

В процессе выполнения заданий дети научатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы.  Движение  от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.

 

Цели программы:

·         Создание условий для формирования интеллектуальной активности. Развивать математический образ мышления.

 

 Задачи программы:

·         Формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;

·         Освоение эвристических приемов рассуждений;

·         Формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

·         Развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

·         Формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;

·         Формирование пространственных представлений и пространственного воображения;

·         Привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

·         Развитие памяти, личностной сферы.

·         Уметь  делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.

Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются:

·         развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

·         развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

·         воспитание чувства справедливости, ответственности;

·         развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_matematika_dlya_lyuboznatelnyh.docx36.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новоозерновская средняя школа города Евпатории Республики Крым»

 

            ПРИНЯТО

на заседании Педагогического совета  протокол № ____

                                                                               от «___»___________2016   г.

        СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора МБОУ «Новоозерновская  СШ»                

__________ С.А.Шептицкая

 «___»_____________2016 г

             УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «НСШ»

_______________ Т.А.Полисан

Приказ № ___________

от «___»_____________ 2016 г

РАБОЧАЯ     ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Математика для любознательных»

Кузнецова Юлия Михайловна

                                                           

Класс : 1б

2016/2017  учебный год

Количество часов:

Всего 33ч.; в неделю 1 ч.

                           

Новоозерное 2016

                                       Пояснительная записка

Настоящая программа разработана для обеспечения развития познавательных и творческих способностей младших школьников, расширения математического кругозора и эрудиции учащихся, способствующая формированию познавательных универсальных учебных действий.

  Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.

  Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение заданий, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуаль-ному развитию.
Не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
  Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая  учебную мотивацию.
 Содержание занятий представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика.

Курс представляет собой совокупность игр и упражнений тренировочного характера, воздействующих непосредственно на психические качества ребёнка: память, внимание, наблюдательность, быстроту реакции, мышление. Именно игра помогает младшим школьникам легко и быстро усваивать учебный материал, оказывая благотворное влияние на развитие и на личностно-мотивационную сферу. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
 Программа курса «Математика для любознательных» входит во внеурочную деятельность по направлению
общеинтеллектуальное развитие личности, предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.

В процессе выполнения заданий дети научатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы.  Движение  от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.

Цели программы:

  • Создание условий для формирования интеллектуальной активности. Развивать математический образ мышления.

 Задачи программы:

  • Формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
  • Освоение эвристических приемов рассуждений;
  • Формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
  • Развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
  • Формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
  • Формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
  • Привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
  • Развитие памяти, личностной сферы.
  • Уметь  делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.

Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются:

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
  • воспитание чувства справедливости, ответственности;
  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Отличительные особенности программы:

Основные направления содержания деятельности - для решения поставленных в программе задач используются следующие технологии:

-информационно коммуникативные технологии;

- здоровьесберегающие технологии;

- технология развивающего обучения. 

В основе заданий, которые предлагается выполнить детям, лежит игра, преподносимая на фоне познавательного материала. Известно, что, играя, дети всегда лучше понимают и запоминают материал. Данная программа построена так, что большую часть материала учащиеся не просто активно запоминают, а фактически сами же и открывают: разгадывают, расшифровывают, составляют...

Сроки реализации

дополнительной образовательной программы

Дополнительная образовательная программа «Занимательная математика» рассчитана на один год обучения, 33 учебных часа.

                                       Принципы программы:
1.Актуальность
Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности  учащихся.
2.Научность
Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
3.Системность
Программа строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).

Формы и режим занятий

Занятия учебных групп проводятся:

1 занятие в неделю по 30 - 35 минут.

На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:

- индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);

- фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);

- групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);

- коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).

Занятия соответствуют курсу «Математика», не требуют от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению.


         
Ожидаемые результаты  и способы их проверки

Личностными результатами изучения курса    является формирование следующих умений:

- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами изучения курса   являются формирование универсальных учебных действий (УУД).

Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:

  • занятия-конкурсы на повторение практических умений,
  • занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы),
  • самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой ребенком),
  • участие в математических олимпиадах и конкурсах  различного уровня.

Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за воспитанниками в течение учебного года, включающее:

  • результативность и самостоятельную деятельность ребенка,
  • активность,
  • аккуратность,
  • творческий подход к знаниям,
  • степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.

Предметными результатами изучения курса  являются формирование следующих умений.

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

- выделять существенные признаки предметов;

- сравнивать между собой предметы, явления;

- обобщать, делать несложные выводы;

- классифицировать явления, предметы;

- определять последовательность событий;

- судить о противоположных явлениях;

- давать определения тем или иным понятиям;

- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

- выявлять функциональные отношения между понятиями;

- выявлять закономерности и проводить аналогии.  

- создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития.

 - осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся с разными образовательными возможностями.

 

   Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной,

при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности в групповую работу, моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребёнка.

                     Учебно – тематический план  

п/п

      Тема занятия

                       Содержание занятия

Кол – во

часов

   1

Как люди научились считать. Разные системы счисления.

Древние люди. Зарубки на палках. Арабские числа и египетские. Математические пирамиды.

1

   2

Математика – это интересно.

Решение нестандартных задач. Игра «Муха» («муха» перемещается по командам «вверх, «вниз», «влево», «вправо»  на  игровом поле 3 *3 клетки).

1

   3

Числа – великаны. Загадки – смекалки.

Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо  и справа  налево.

Игра «Не собьюсь!».

1

   4

Танграм: древняя китайская головоломка.

Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично    заданным разбиением на части; без  заданного разбиения. Проверка  выполненной работы.

1

   5

Сообрази. Узнай цифру.

Царство математики. Игра «узнай цифру».

1

   6

Путешествие   точки.              

Построение рисунка (на листе в клетку)  в соответствии с заданной  последовательностью «шагов» ( по алгоритму). Проверка работы.  Построение собственного рисунка и описание его «шагов».  

1

   7

Волшебная линейка

Шкала линейки. Сведения из истории математики: история    возникновения линейки.

1

   8

Праздник числа 10

Игры «Задумай число», «Отгадай задуманное число». Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта.

1

   9

Семь чудес света

Это интересно.  Игра  «Какой  ряд дружнее?»

1

 10

Конструирование многоугольников из деталей танграма

Составление многоугольников с заданным разбиением на части; с   частично заданным разбиением на части; без  заданного разбиения.  Составление многоугольников, представленных в уменьшенном   масштабе. Проверка выполненной работы.

1

 11

Разрезание  клетчатых фигур. Правило крайнего.

Работа в парах. Игра «Не подведи друга».

1

 12

Игра - соревнование «Весёлый счёт»

Найти, показать и назвать числа по порядку (от 1 до 20). Числа от 1 до 20 расположены в таблице (4 х5) не по порядку, а  разбросаны по всей таблице.  

1

13

Игры с кубиками

Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого   два кубика). Взаимный контроль.

1

14

Математическая викторина

«Угадай задуманное число», «Любимая цифра», «Угадай возраст и дату рождения»,  «Сравнение прямой и кривой».

1

15

Лего - конструкторы

Знакомство с деталями конструктора, схемами-инструкциями и  алгоритмами  построения конструкций.  Выполнение постройки по  собственному  замыслу.

2

16

17

Весёлая геометрия

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

1

18

Математическая карусель

Работа в «центрах» деятельности: Конструкторы. Математические    головоломки. Занимательные задачи.  

1

19

Математическое путешествие

Сложение и вычитание в пределах 20. Вычисления в группах.  1-й ученик из числа вычитает 3; второй – прибавляет 2, третий –  вычитает 3, а четвертый – прибавляет 5. Ответы  к четырём раундам  записываются в таблицу.  1-й раунд: 10 – 3 = 7    7 + 2 = 9    9 – 3 = 6     6 + 5 = 11 . 2-й раунд: 11 – 3 = 8 и т.д.

1

20

Уголки

Составление фигур из  4, 5, 6, 7 уголков: по образцу, по собственному  замыслу.

1

21

Игра в магазин. Монеты.

Сложение и вычитание в пределах 20.

1

22

Конкурс  Знатоков математики

Игра «Кто хочет стать математиком?»

1

23

Весёлые задания

В гостях у Незнайки. Весёлые задачи, ребусы.

1

24

Спичечный конструктор

 Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание  нескольких спичек в соответствии с условием. Проверка выполненной  работы.

2

25

26

Прятки с фигурами

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Работа с таблицей «Поиск треугольников в заданной фигуре».

1

27

Математический КВН

Групповая работа, игра – соревнование.

1

28

Математические игры

«Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Гонки с зонтиками».

1

29

Математический аукцион

Секреты задач. Решение нестандартных задач.

1

30

Игры с кубиками

Сложение и вычитание в пределах 20. Подсчёт числа точек на верхних  гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). На гранях первого кубика числа 2, 3, 4, 5, 6, 7, а на гранях второго – числа 4, 5, 6, 7, 8, 9.  Взаимный  контроль.  

1

31

Числовые головоломки

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение   числового кроссворда (судоку).

1

32

Час  весёлой математики

Командная игра.  «Построй башню», загадки, задачи, лиц – опрос.

1

33

Коллективный выпуск

математической газеты

Работа в группах, оценивание подборки материала.

1

               Содержание изучаемого курса

Числа. Арифметические действия. Величины

       Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на  верхних гранях выпавших кубиков.  

       Числа   от   1   до   100.  Решение   и   составление   ребусов,   содержащих   числа.  

Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных  чисел и соответствующие случаи деления.  

       Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в  ответе     получилось     заданное     число     и     др.     Поиск     нескольких     решений.  

Восстановление   примеров:   поиск   цифры,   которая   скрыта.   Последовательное  выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.  

       Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.)  

       Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.  

       Числа-великаны   (миллион   и   др.)   Числовой   палиндром:   число,   которое  читается одинаково слева направо и справа налево.  

       Поиск   и   чтение   слов,   связанных   с   математикой   (в   таблице,   ходом  

шахматного коня и др.).  

       Занимательные задания с римскими цифрами.  

       Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.

Форма организации обучения - математические игры:

       «Веселый счёт» – игра-соревнование;  игры с игральными кубиками. Игры  «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник»,   «Русское лото»,  «Математическое  домино»,   «Не   собьюсь!»,   «Задумай   число»,   «Отгадай   задуманное   число»,  

«Отгадай число и месяц рождения».  

       Игры «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День  и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин»,  «Какой ряд дружнее?»  

       Игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч». Игры   с   набором   «Карточки-считалочки»   (сорбонки)   –   двусторонние  

карточки: на одной стороне – задание, на другой – ответ.  

         Математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание  в пределах 10; 20; 100».

       Работа с палитрой – основой с цветными фишками и комплектом заданий к  палитре по темам: «Сложение и вычитание до 100» и др.

       Игры   «Крестики-нолики»,   «Крестики-нолики   на   бесконечной   доске»,  Морской бой» и др., конструкторы «Часы», «Весы» из электронного учебного  пособия «Математика и конструирование» .  

Мир занимательных задач

Задачи   на   доказательство,   например,   найти   цифровое   значение   букв   в  условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование  выполняемых и  выполненных действий.  

       Решение     олимпиадных     задач     международного     конкурса     «Кенгуру».  Воспроизведение   способа   решения   задачи.  Выбор   наиболее   эффективных  способов  решения

Геометрическая мозаика

       Пространственные   представления.   Понятия   «влево»,   «вправо»,     «вверх»,  «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 1→  1↓,  указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту  (алгоритму): путешествие  точки (на листе в клетку). Построение  собственного  маршрута (рисунка) и  его описание.  

       Геометрические   узоры.   Закономерности   в   узорах.   Симметрия.   Фигуры,  имеющие одну и несколько осей симметрии.  

       Расположение   деталей   фигуры   в   исходной   конструкции   (треугольники,  таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции.  Расположение   деталей.   Выбор   деталей   в   соответствии   с   заданным   контуром  конструкции.  Поиск нескольких возможных  вариантов решения. Составление и  зарисовка фигур по собственному замыслу.

       Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по  площади части.

       Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.

       Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

       Распознавание   (нахождение)   окружности   на   орнаменте.   Составление  (вычерчивание)     орнамента     с     использованием     циркуля     (по  образцу,  по  собственному замыслу).

                                   

                             

  Интернет ресурсы:

  1. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. «Мой первый экзамен по  математике»

Москва  «Аквариум». 2000 г.- 208 стр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Сильные, смелые, ловкие"...

Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности . Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)

Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности .Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)...