Рабочая программа по внеурочной деятельности "Математика и конструирование"
рабочая программа (2 класс) на тему
Рабочая программа составлена для 2 класса на 68 часов (2 раза в неделю).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematika_i_konstruirovanie.doc | 195.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования Администрации
Сергиево-Посадского муниципального района Московской области
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Хотьковская начальная общеобразовательная школа № 3»
.
УТВЕРЖДАЮ.
Директор: _____________ Т.В.Туйкина
_____________
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
кружка «Математика и конструирование»
для 2 класса «Б»
на 2014-2015 учебный год.
Составитель: О.А.Макарова,
учитель первой
квалификационной категории
2014 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Математика и конструирование» для 2 класса разработана в соответствии:
- с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
- с рекомендациями Примерной программы, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации;
- с особенностями образовательного учреждения, образовательных потребностей;
- запросов обучающихся и авторской программы «Математика и конструирование» (1-4 классы) авторов Волковой С.И., Пчелкиной О.Л.
Курс предназначен для обучающихся начальной школы. Интегрированный курс, объединяющий два предмета: математику и трудовое обучение, направлен на развитие мыслительной и конструкторско-практической деятельности. Основная цель курса - обеспечить числовую грамотность обучающихся, дать начальные геометрические представления. Внимание уделяется развитию логического мышления и пространственных представлений детей и формированию компьютерной грамотности.
Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.
Описание курса в учебном плане
Общеинтеллектуальное направление по внеурочной деятельности во вторых классах представлено кружком «Математика и конструирование». По учебному плану общеобразовательного учреждения на этот кружок выделяется 2 часа в неделю, в соответствии с чем и составлена рабочая программа по внеурочной деятельности «Математика и конструирование » для 2 класса, рассчитанная на 68 часов в год.
Ценностные ориентиры содержания программы
- обеспечение математической грамотности детей;
- формирование необходимых трудовых навыков;
- расширение и углубление геометрических представлений;
- формирование элементов конструкторского мышления, включая анализ и отбор предложенных объектов, составление и преобразование самостоятельно построенных объектов с учетом его функциональных свойств или назначения;
- формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности; освоение эвристических приемов рассуждений;
- формирование е интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
- развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
- формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
- формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
- привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Содержание учебного предмета
Общая характеристика курса.
Курс «Математика и конструирование» входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуального развития личности.
Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.
В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.
Программа учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры, предусмотрена последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия; передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принцип игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.
Содержание курса - геометрическая составляющая.
Точка. Линия. Линии прямые и кривые. Линии замкнутые и незамкнутые. Прямая линия. Свойства прямой. Отрезок. Деление отрезка пополам. Луч. Взаимное расположение отрезков на плоскости и в пространстве. Геометрическая сумма и разность двух отрезков. Угол. Виды углов: прямой, острый, тупой, развёрнутый. Ломаная. Вершины, звенья ломаной. Длина ломаной.
Многоугольник – замкнутая ломаная. Углы, вершины, стороны многоугольника. Виды многоугольников: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник и т.д. Периметр многоугольника. Виды треугольников: по соотношению сторон: разносторонний, равнобедренный (равносторонний); по углам: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный, разносторонний. Построение треугольника по трём сторонам с использованием циркуля и линейки. Прямоугольник. Квадрат. Диагонали прямоугольника (квадрата) и их свойства. Построение прямоугольника (квадрата) с использованием свойств их диагоналей. Периметр многоугольника. Площадь прямоугольника (квадрата), площадь прямоугольного треугольника. Обозначение геометрических фигур буквами.
Окружность. Круг. Центр, радиус, диаметр окружности (круга). Взаимное расположение прямоугольника (квадрата) и окружности. Прямоугольник, вписанный в окружность; окружность, описанная около прямоугольника (квадрата). Вписанный в окружность треугольник. Деление окружности на 3, 6, 12 равных частей. Взаимное расположение окружностей на плоскости. Кольцо.
Прямоугольный параллелепипед. Грани, рёбра, вершины прямоугольного параллелепипеда. Свойства граней и рёбер прямоугольного параллелепипеда. Развёртка прямоугольного параллелепипеда. Куб, грани, рёбра, вершины куба. Развёртка куба. Изображение прямоугольного параллепипеда (куба) в трёх проекциях. Треугольная пирамида. Грани, рёбра, вершины треугольной пирамиды. Прямой круговой цилиндр. Шар. Сфера.
Осевая симметрия. Фигуры, имеющие одну, две и более осей симметрии.
Конструирование. Виды бумаги. Основные приёмы обработки бумаги: сгибание, складывание, разметка по шаблону, разрезание ножницами, соединение деталей из бумаги с использованием клея. Разметка бумаги по шаблону. Конструирование из полосок бумаги разной длины моделей «Самолёт», «Песочница». Изготовление заготовок прямоугольной формы заданных размеров. Преобразование листа бумаги прямоугольной формы в лист квадратной формы. Изготовление аппликаций с использованием различных многоугольников. Изготовление набора «Геометрическая мозаика» с последующим его использованием для конструирования различных геометрических фигур, бордюров, сюжетных картин. Знакомство с техникой «Оригами» и изготовление изделий с использованием этой техники.
Чертёж. Линии на чертеже: основная (изображение видимого контура), сплошная тонкая (размерная и выносная), штрихпунктирная (обозначение линий сгиба). Чтение чертежа, изготовление аппликаций и изделий по чертежу.
Технологический рисунок. Изготовление аппликаций по технологическому рисунку. Технологическая карта. Изготовление изделий по технологической карте.
Набор «Конструктор»: название и назначение деталей, способы их крепления: простое, жёсткое, внахлестку двумя болтами, шарнирное; рабочие инструменты. Сборка из деталей «Конструктора» различных моделей геометрических фигур и изделий.
Развёртка. Модель прямоугольного параллелепипеда, куба, треугольной пирамиды, цилиндра, шара и моделей объектов, имеющих форму названных многогранников. Изготовление игр геометрического содержания «Танграм», «Пентамино».
Изготовление фигур, имеющих заданное количество осей симметрии.
Требования к планируемым результатам изучения программы.
Личностные результаты
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении;
- разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения
- преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности
- любого человека;
- воспитание чувства справедливости, ответственности;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности
- мышления.
Метапредметные результаты
- Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
- Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения.
- Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).
- Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.
- Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.
- Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.
- Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.
- Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
- Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии.
- Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
- Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.
- Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.
Предметные результаты
- Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.
- Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.
- Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, уголки, спички).
- Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции.
- Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.
- Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.
- Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
- Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
- Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление
(вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).
- Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из разверток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усеченный конус, усеченная пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр.
Универсальные учебные действия
- Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
- Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
- Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
- Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
- Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
- Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
- Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,
- использовать критерии для обоснования своего суждения.
- Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
- Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Требования к уровню подготовки обучающихся
К концу 2 класса ученики научатся:
- оценивать "на глаз" длины предметов, временные интервалы с последующей проверкой измерением;
- группировать, описывать и сравнивать пространственные геометрические фигуры по размерам и форме;
- распознавать, находить на чертежах, рисунках, схемах прямые и ломаные линии, лучи и отрезки;
- с помощью линейки и от руки строить и обозначать отрезки заданной длины, отмечая концы отрезка; измерять длину отрезка на глаз и с помощью линейки;
- с помощью линейки и/или клетчатой бумаги (от руки) проводить прямые линии и лучи, обозначать их, использовать их для изображения числовой оси, линий симметрии, сетки, таблиц;
- проводить с помощью клетчатой бумаги и/или угольника прямые линии, направленные вдоль и под углом (прямым, тупым и острым) к числовому лучу;
- выявлять углы в реальных предметах; распознавать на чертежах.
Ученики получат возможность научиться:
- оценивать "на глаз" массы, объемы, с последующей проверкой измерением;
- измерять с помощью измерительных приборов, фиксировать результаты измерений (в т.ч. в форме таблиц и диаграмм), сравнивать величины с использованием произвольных и стандартных способов и единиц измерений;
- выбирать меры, шкалы и измерительные приборы, адекватные измеряемой величине и задаче измерения (включая нужную точность); правильно пользоваться измерительными приборами с простыми шкалами для измерения:
- длин, расстояний – линейки, рулетки, деревянный метр,
- площадей – палетку, миллиметровую бумагу,
- масс – балансовые и пружинные весы (в т. ч. бытовые),
- объемов – мензурки и сосуды известной емкости;
- находить примеры симметрии в непосредственном окружении и пояснять их; создавать и пояснять простые симметричные образцы, устанавливать с помощью зеркала, при помощи поворота или сгиба фигуры линии симметрии и проводить их;
- с помощью ИКТ-технологий создавать и использовать простейшие электронные таблицы и базы данных с двумя – тремя полями; при работе с таблицами и базой данных пользоваться возможностями сортировки и группировки данных, подсчета промежуточных итогов и построения диаграмм.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ занятия | Тема занятия | Характеристика видов деятельности учащихся | Дара проведения | |
Дата по плану | Дата по факту | |||
Повторение геометрического материала: отрезок, угол, ломаная, прямоугольник, квадрат. | Определять, из каких трёх отрезков можно построить треугольник | |||
Изготовление изделий в технике оригами — «Воздушный змей» | Изготавливать модель складного метра. | |||
Треугольник. Соотношение длин сторон треугольника | ||||
Прямоугольник. Практическая работа «Изготовление модели складного метра». | Вычерчивать прямоугольник (квадрат) на клетчатой бумаге. | |||
Свойство противоположных сторон прямоугольника. | Строить прямоугольник на нелинованной бумаге с помощью чертёжного треугольника. | |||
Диагонали прямоугольника и их свойства. | ||||
Квадрат. Диагонали квадрата и их свойства | Находить середину отрезка с помощью циркуля и неоцифрованной линейки (без измерений) Строить отрезок равный данному, с использованием циркуля (без измерения его длины) | |||
Построение прямоугольника на нелинованной бумаге с помощью чертёжного треугольника. | ||||
Середина отрезка | ||||
Середина отрезка | Изготавливать изделия с использованием заготовок, имеющих форму прямоугольника (квадрата) | |||
Построение отрезка, равного данному, с по мощью циркуля | ||||
Практическая работа «Изготовление пакета для хранения счётных палочек» | ||||
Практическая работа «Изготовление подставки для кисточки» | ||||
Практическая работа «Преобразование фигур по заданному правилу и по воображению» | ||||
Окружность. Круг. Центр, радиус, диаметр окружности (круга). | Чертить окружность (круг). | |||
Окружность. Круг. Центр, радиус, диаметр окружности (круга). | ||||
Окружность. Круг. Центр, радиус, диаметр окружности (круга). | ||||
Окружность. Круг. Центр, радиус, диаметр окружности (круга). | Вырезать круги и использовать их для изготовления описанного изделия. Изменять изготовленное изделие по предложенному условию | |||
Построение прямоугольника, вписанного в окружность | Чертить окружность (круг), прямоугольник, вписанный в окружность | |||
Практическая работа «Изготовление ребристого шара» | Читать и использовать простейший чертёж для изготовления предложенного изделия. Читать технологическую карту и выполнять по ней действия | |||
Практическая работа «Изготовление аппликации «Цыплёнок»» | ||||
Практическая работа «Изготовление аппликации «Утёнок»» | ||||
Деление окружности на 6 равных частей. Вычерчивание «розеток» | Делить окружность на 6 равных частей с использованием циркуля | |||
Чертёж. Практическая работа «Изготовление закладки для книги» по предложенному чертежу с использованием в качестве элементов прямоугольников, треугольников, кругов. | Читать чертёж и изготавливать по чертежу несложные изделия. Вносить изменения в изделие по изменениям в чертеже и наоборот. Выполнять чертёж по рисунку изделия | |||
Технологическая карта. Составление плана действий по технологической карте (как вырезать кольцо) | ||||
Чтение чертежа. Соотнесение чертежа с рисунком будущего изделия. Изготовление по чертежу аппликации «Автомобиль». | Дополнять чертёж недостающим размером | |||
Изготовление чертежа по рисунку изделия | ||||
Изготовление по чертежу аппликаций «Трактор с тележкой» | Изготавливать по чертежу несложные изделия. Работать в паре: распределять обязанности, обсуждать результат, исправлять допущенные ошибки | |||
Изготовление по чертежу аппликаций «Экскаватор» | ||||
Оригами. Изготовление изделий «Щенок» | Собирать несложные изделия из деталей набора «Конструктор» по рисункам готовых образцов | |||
Оригами. Изготовление изделий «Жук» | ||||
Работа с набором «Конструктор». Детали, правила и приёмы работы с деталями и инструментами набора. | ||||
Виды соединений. Конструирование различных предметов с использованием деталей набора «Конструктор». | ||||
Работа с набором «Конструктор». Усовершенствование изготовленных изделий | ||||
Практическая работа № 4 . Изготовление работы на выбор | ||||
Закрепление пройденного материала. | ||||
Практическая работа №5 «Изготовление аппликации «Зайчонок». | Уметь работать самостоятельно | |||
Закрепление пройденного материала. | ||||
Деление окружности на 6 равных частей. Вычерчивание «розеток». | Делить окружность на части | |||
Практическая работа №6 «Изготовление закладки для книги». | ||||
Изготовление записной книжки. | Изготавливать по чертежу несложные изделия. Работать в паре: распределять обязанности, обсуждать результат, исправлять допущенные ошибки | |||
Изготовление записной книжки. | ||||
Составление технологической карты для изготовления кольца. | ||||
Деление фигур на части, подготовка к составлению чертежа. | Уметь читать чертёж | |||
Закрепление пройденного материала. | ||||
Практическая работа №7 «Изготовление аппликации «Автомобиль». | ||||
Чтение чертежа. Соотнесение деталей рисунка и деталей чертежа. | Уметь читать чертёж. Соотносить детали рисунка с деталями чертежа | |||
Выполнение чертежа по рисунку объекта. | ||||
Выполнение чертежа по рисунку объекта. Дом. | Выполнять чертёж по образу | |||
Практическая работа №8 «Изготовление аппликаций «Трактор с тележкой». | ||||
Изготовление аппликаций «Экскаватор». | ||||
Изготовление аппликаций «Автомобиль». | ||||
Развёртка. Модель прямоугольного параллелепипеда. | Уметь работать с развертками. | |||
Развёртка. Модель прямоугольного куба | ||||
Развёртка. Модель треугольной пирамиды | ||||
Развёртка. Модель цилиндра | ||||
Развёртка. Модель шара и моделей объектов, имеющих форму названных многогранников. | ||||
Изготовление игр геометрического содержания «Танграм» | ||||
Изготовление игр геометрического содержания «Пентамино». | ||||
Чертёж. Линии на чертеже: основная (изображение видимого контура), сплошная тонкая (размерная и выносная), штрихпунктирная (обозначение линий сгиба). | Читать чертёж и изготавливать по чертежу несложные изделия. Вносить изменения в изделие по изменениям в чертеже и наоборот. Выполнять чертёж по рисунку изделия | |||
Чтение чертежа, изготовление аппликаций и изделий по чертежу. | ||||
Работа с набором «Конструктор». | Собирать несложные изделия из деталей набора «Конструктор» по рисункам готовых образцов | |||
Работа с набором «Конструктор». | ||||
Работа с набором «Конструктор». | ||||
Работа с набором «Конструктор». | ||||
Творческая работа. Проект. | ||||
Творческая работа. Проект. | ||||
Обобщающий урок. | ||||
Итого: | 68 часов | часов |
Описание материально-техническое обеспечения
образовательного процесса
Учебники и учебные пособия:
- Альбом по математике и конструированию. 2 кл. (1-4), 1 кл. (1-3). Волкова С.И., Пчелкина О.Л. - Просвещение, 2012.
- Сборник "Рабочие программы Начальные классы. 2011, Просвещение
Методические пособия:
- Волкова С.И., Пчелкина О.Л. Математика и конструирование во 2 кл. (1-4): Пособие для учителя - Просвещение, 2012.
- Г. Житомирский, Л. Н. Шеврин «Путешествие по стране геометрии». М., « Педагогика-Пресс», 1994 Т.В. Жильцова, Л.А. Обухова «Поурочные разработки по наглядной геометрии», М., «ВАКО», 2004
- Волина В. Праздник числа (Занимательная математика для детей): Книга для учителей и родителей. – М.: Знание, 1994. – 336 с.
- Б.П. Никитин «Ступеньки творчества или развивающие игры», М., «Просвещение», 1990
- Шадрина И.В. Методические рекомендации к комплекту рабочих тетрадей. 1-4 классы.- М. «Школьная Пресса». 2003
- Шадрина И.В. Обучение математике в начальных классах. Пособие для учителей, родителей, студентов педвузов. – М. «Школьная Пресса». 2003
- Шадрина И.В. Обучение геометрии в начальных классах. Пособие для учителей, родителей, студентов педвузов. – М. «Школьная Пресса». 2002
Оборудование. Игры.
- Игра «Геоконт»;
- Игра «Пифагор»;
- Игра «Танграм»;
- Набор геометрических фигур;
- Компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор;
- Набор «Математика и конструирование».
Техническое оснащение занятий:
- Белая бумага
- Цветная бумага
- Ножницы
- Карандаш простой
- Цветные карандаши
- Клей-карандаш
- Линейка
- Ластик
- Треугольник чертёжный
- Циркуль
- Счётные палочки
- Набор «Конструктор»
СОГЛАСОВАНО.
Протокол заседания ШМО №1
от ___________.
СОГЛАСОВАНО.
Зам. директора по УВР ___________
Макарова О.А.
______________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности учащихся начальной школы «Математика и конструирование»
Данная программа соответствует ФГОС НОО...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Математика и конструирование". 1 класс. Школа 2100
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Математика и конструирование". 1 класс. Школа 2100...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Математика и конструирование"
Курс математика и конструирование включает знакомство с основными линейными и плоскостными геометрическими фигурами и их свойствами, а также с некоторыми многогранниками и телами вращения. Расши...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Математика - конструирование" (научно-познавательное направление). 1-4 классы по ФГОС.
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-4 классов "Математика-конструрование" научно-познавательное направление, программа соответствует ФГОС....
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Математическое конструирование»
Стержнем любого начального курса математики является арифметика натуральных чисел и основных величин. В тесной связи с арифметическим материалом рассматриваются вопросы алгебраического и геометрическо...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «ЛЕГО-конструирование»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «ЛЕГО-конструирование» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего о...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Математическое конструирование"
Рабочая программа для 4 класса. Срок реализации 1 год. Содержит КТП....