"Осень"
план-конспект занятия (1 класс)
Материал по экологическому воспитанию предназначен для педагогов начальных классов для работы с детьми с нарушениями слуха, но может быть использован педагогами других коррекционных школ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osen.docx | 21.99 КБ |
Предварительный просмотр:
«Осень»
(внеклассное занятие в 1 (//) классе
Цель: обобщение и систематизация знаний детей об осени
Задачи:
образовательная: уточнить знания детей об осени, осенних месяцах, учить характеризовать приметы осени;
коррекционная: обогащать словарь, максимально использовать и развивать остаточный слух при помощи закрепления словарного запаса, соблюдения норм орфоэпии;
развивать память, мышление, воображение, внимание, тренировать образную память;
воспитательная: воспитывать культуру поведения в природе, внимательное и бережное отношение к природе.
Методы и приемы:
- Беседа;
- Игры;
- Работа с наглядностью
- Практическая деятельность
Тип занятия: занятие закрепления знаний
Оборудование:
Демонстрация материала - картины осенней природы, птиц, фруктов, овощей, животных и др., таблицы, использование музыкального оформления.
Словарь: листопад, заморозок
.План занятия:
- Оргмомент
- Настрой на занятие
- Введение в тему: беседа о времени года (ответы на вопросы).
- Основная часть
- Беседа о сентябре
- приход осеннего месяца- «сентября»;
- что бывает в сентябре?
- творческое задание «Раскрась лист»;
- игра-классификация «С какого дерева лист?»
- труд людей в саду и огороде;
- загадки об овощах и фруктах;
- дидактическая игра «Чудесный мешочек»;
- приметы сентября;
- приметы сентября
2.Беседа об октябре
- приход осеннего месяца – «октября»;
- что бывает в октябре?
- игра «Какой птицы не стало?»
- птицы зимующие и перелетные;
- приметы октября;
- подвижная игра «Сова»
3. Беседа о ноябре
- приход осеннего месяца – «ноября»;
- что бывает в ноябре?
- как звери готовятся к зиме;
- приметы ноября
III. Заключительная часть.
- Подведение итогов занятия
Ход занятия
- Введение в тему.
Вед: Здравствуйте, ребята. Сейчас у нас будет занятие. Будьте внимательны, думайте, правильно отвечайте на вопросы, говорите хорошо.
Листья опадают
Тихо шелестят
Птицы улетают
В дальние края
- Ребята, скажите, когда это бывает?
- Правильно, осенью.
Посмотрите на картинки и выберите ту, на которой изображена осень.
Почему вы выбрали именно эту картинку?
Тема нашего занятия: «Осень».
- Сегодня на занятии мы будем говорить с вами об осени и выполнять разные задания.
11. Основная часть.
1. Беседа о сентябре
Вед:
- Какие осенние месяцы вы знаете?
- Какой первый месяц осени?
Дети: Сентябрь
Вед: (Шум ветра). Ребята, послушайте, какой поднялся ветер. Вероятно, сейчас прилетят осенние месяцы.
( входит первый месяц - Сентябрь.)
Вед: Кто пришёл к нам в гости?
Первый месяц – сентябрь!
Сентябрь: Да, я первый месяц осени – сентябрь.
Ярким утром сентября,
Хлеб молотят в сёлах,
Мчатся птицы за моря
И открылась школа.
Вед: Давайте расскажем сентябрю, что мы знаем о нём.
Ребята, что бывает в сентябре?
Дети: Листья на деревьях и кустах желтеют.
Становится прохладно.
Вода в реке холодная, прозрачная.
Днём светит солнце, а ночью холодно. (Бывают заморозки) Словарная работа: заморозок-лёгкий мороз, обычно по утрам весной или осенью.
Вед: Хорошо, а ещё сентябрь называют «Золотой осенью». Почему? (потому, что листья на деревьях меняют свой цвет).
Творческое задание «Раскрась лист»
Я дам вам раскраски «Листья», а вы возьмите карандаши жёлтого, красного, оранжевого или коричневого цвета и раскрасьте ваши листья.
Игра-классификация «С какого дерева листочек?».
Назовите, какой это лист?
Лист берёзы – берёзовый лист
Лист клёна – кленовый лист
Лист тополя – тополиный лист
Лист дуба – дубовый лист
Лист осины – осиновый лист
Лист рябины – рябиновый лист
Вед: Осенью деревья готовятся к зиме и сбрасывают листья. Но перед этим листья окрашиваются в оранжевые, желтые и красные цвета. Потом ветер сдувает с деревьев листья. Такое явление называется
листопад. (словарная работа)
Утром мы во двор идем,
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят.
(Сентябрь разбрасывает листья)
Труд людей в саду и огороде
Вед: Что люди делают в сентябре?
Дети:
Люди в сентябре собирают фрукты.
Люди в сентябре убирают овощи.
Люди в сентябре копают землю.
Отгадайте загадки:
1. Кругла, а не месяц,
Желта, а не масло,
С хвостом, а не мышь.
Кто это? (Репа)
2. Сидит дед, в шубу одет,
Кто его раздевает,
Тот слёзы проливает.
Что это? (Лук)
3. Растёт в земле на грядке
Красная, длинная, сладкая.
Что это? (Морковь)
4. Сто одёжек,
Все без застёжек. (Капуста)
5. Микробов он сбивает с ног.
А зовут его … (Чеснок)
Вед: А какие овощи вы знаете ещё?
(Дети перечисляют)
Вед: А что ещё убирают осенью? (Фрукты)
Какие фрукты вы знаете?
(Дети перечисляют)
Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
(Овощи и фрукты раскладывают по отдельности)
Обобщение понятия «Фрукты» и «Овощи»
Вед: Фрукты и овощи очень полезны. В них много витаминов, которые помогают нам расти, быть здоровыми, крепкими, сильными. Поэтому их нужно есть много.
Приметы сентября
Вед: А ещё есть у сентября свои приметы.
Назовите приметы сентября?
Дети:
Если летает паутина, значит будет тепло.
Если в лесу много рябины, значит осень будет дождливая.
Гром в сентябре – к теплой осени
Физкультминутка «Осень»
Ходит осень по дорожке, (шаги на месте)
Промочила в лужах ножки. (перепрыгивать с ноги на ногу)
Ходит осень, бродит осень, (шаги на месте)
Ветер с клена листья сбросил. (взмахи руками вверх-вниз)
Дружно по лесу гуляем (шаги на месте)
И листочки собираем. (наклоны вперед)
Собирать их каждый рад (прыжки на месте)
Просто чудный листопад! (хлопки в ладоши)
Вед: Сентябрь закончился, до свиданья.
2.Беседа об октябре.
(Звучит музыка, входит октябрь)
Какой второй месяц осени?
Дети: Второй месяц осени - октябрь.
Октябрь: В октябре, в октябре
Чистый дождик на дворе.
На лугах мертва трава,
Замолчал кузнечик,
Заготовлены дрова
На зиму для печек.
Я - октябрь – месяц первого снега и холодов.
Что бывает в октябре?
Дети:
День становится короткий.
Идут холодные дожди.
В октябре птицы улетают на юг.
Вед: А каких птиц вы знаете?
(Картинки птиц на мониторе, дети называют)
Игра «Какой птицы не стало» (на внимание)
В.: Сейчас будем играть. Игра называется «Какой птицы не стало?»
Дети закрывают глаза, воспитатель убирает одну из перелетных птиц и прикрепляет на другую сторону доски, закрывает.
- Какой птицы не стало?
(И так по аналогии со всеми перелетными птицами).
- Перечислите птиц, которых не стало. (скворец, грач, лебедь,...)
- Этих птиц можно увидеть зимой на улице? Почему? (Они улетают на юг).
- Почему они улетают на юг? (п. ч. зимой им холодно).
- Как называются птицы, которые улетают на юг? (перелетные)
- Назовите птиц, которые остаются у нас, не улетают. (синица, воробей, сорока, ворона,…)
- Как называются птицы, которые остаются зимовать? (зимующие).
И мы должны о них заботиться.
В чем заключается наша забота? (Мы можем сделать кормушки подкармливать птиц)
Вед: У октября тоже есть свои приметы.
Назовите приметы октября.
Дети: Если птицы летят низко, то зима будет холодной.
А если птицы летят высоко, то зима будет тёплой.
Если на дубе много желудей, то зима будет сильно холодной.
Гусь стоит на одной ноге – к морозу
Вед: давайте поиграем в игру «Сова»
Правила игры.
Ведущий произносит: «День наступает – все оживает». Услышав призыв, дети могут прыгать, разговаривать, кружиться, изображая всевозможных лесных зверят, птиц, насекомых. А ребенок, который исполняет роль Совы, делает вид, что он спит и ничего не видит.
Второй этап игры начинается со слов ведущего: «Ночь наступает — все замирают». В одно мгновение дети должны застыть: нельзя ни улыбаться, ни двигаться. И среди замерших фигур ходит Совушка и ищет того, кто не удержался и зашевелился.
Если Сова нашла участника, который рассмеялся или вышел с игрового «оцепенения», то она его пятнает, и он становится ведущим.
Вот и октябрь прошёл. (Октябрь уходит)
- Беседа о ноябре.
Какой приходит месяц?
Дети: Ноябрь.
(Звучит музыка, входит ноябрь)
Ноябрь:
Поздняя осень
Грачи улетели,
Лес обнажился,
Поля опустели.
Месяц последний, осенний – НОЯБРЬ.
Ребята, расскажите, что бывает в ноябре?
Дети: В ноябре идут то дождь, то снег.
Деревья стоят голые.
Звери в лесу готовятся к зиме.
Вед: А каких лесных зверей вы знаете?(перечисляют)
Вед: Ребята, подумайте, как звери готовятся к зиме?
(Звери строят норы, делают запасы).
Как звери готовятся к зиме.
А сейчас узнаем, как каждый из зверей готовится к зиме.
Кто из зверей осенью начинает менять шубку с летней на зимнюю?
(Белки и зайцы).
Кто по лесу бродит, ест спелые ягоды, орехи и желуди, копит на зиму жир? (Медведь).
Кто любит яблоки и спит зимой? (Еж)
Кто запасаются колосками? (Кроты и мыши).
Кто делает запасы еды в дуплах? (Белочка)
А волк и лиса делают запасы на зиму? (Нет. Волк и лиса зимой и запасов осенью не делают. Они любят бродить по лесу. Приходят в деревню и воруют кур из курятников, ловят птиц).
Вед: У ноября тоже есть свои приметы.
Приметы ноября:
Комары в ноябре – к мягкой, теплой зиме.
Свистит снегирь – скоро зима будет.
Если в ноябре снег выпадает ночью, то он не растает
Вед: Ну вот и проходит последний месяц осени – ноябрь.
Давайте скажем ему до свиданья.
Подведение итогов на доске.
И наше занятие тоже подходит к концу.
Давайте вспомним, о чём мы говорили?
Дети: Мы говорили о осени.
Вед: А что мы ещё делали на занятии?
Дети: Мы играли, говорили, отгадывали загадки,
Отвечали на вопросы.
Вед: Вам было интересно?
Мы очень рады, что вы очень старались и показали, что много знаете о осени.
Занятие окончено.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок А. С. Пушкин " Осень", М. Ю.Лермонтов " Осень"А. Н. Толстой " Осень"
Урок чтения 3 класс УМК « Гармония» Тема: А. С. Пушкин « Осень» (отрывок), М. Ю. Лермонтов « Осень», А. К. Толстой «Осень! Обсыпается весь наш бедный сад. » Н. А.Нек...
Урок А. С. Пушкин " Осень", М. Ю.Лермонтов " Осень"А. Н. Толстой " Осень"
Урок чтения 3 класс УМК « Гармония» Тема: А. С. Пушкин « Осень» (отрывок), М. Ю. Лермонтов « Осень», А. К. Толстой «Осень! Обсыпается весь наш бедный сад. » Н. А.Нек...
Осень.Осень?Осень!
Внеклассное мероприятие для учеников начальной школы и дошкольной группы...
конспект урока Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…», К. Д. Бальмонта «Осень», А.Н. Плещеева «Осень наступила...».
Конспект урока Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…», К. Д. Бальмонта «Осень», А.Н. Плещеева «Осень наступила...» по программе "Школа России" 2 класс. К конспекту урока прилагается презен...
Сценарий осеннего праздника "Осень, осень, в гости просим!"
Этот сценарий осеннего праздника подойдёт и для учителей начальной школы, и для воспитателей....
Презентация песни "Осень, осень, осень - снова к нам пришла"
Презентация песни "Осень снова к нам пришла" с текстом....
Урок развития речи "Экскурсия в осенний лес" Осень, осень...
Осень – это самое загадочное время года. Она подкрадывается тихо и незаметно. Осеннее дуновение ветра и лёгкая прохлада окутывает землю ещё с конца августа. А с первым сентябрьским днём всё стан...