"Осень"
план-конспект занятия (1 класс)

Кугергина Алевтина Евгеньевна

Материал  по экологическому воспитанию  предназначен для педагогов  начальных классов для работы с детьми с нарушениями слуха, но может быть использован педагогами других коррекционных школ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osen.docx21.99 КБ

Предварительный просмотр:

«Осень»

(внеклассное занятие в 1 (//) классе

Цель: обобщение и систематизация знаний детей об осени

Задачи:

образовательная: уточнить знания детей об осени, осенних месяцах, учить характеризовать приметы осени;

коррекционная: обогащать словарь, максимально использовать и развивать остаточный слух при помощи закрепления словарного запаса, соблюдения норм орфоэпии;

развивать память, мышление, воображение, внимание, тренировать образную память;

воспитательная: воспитывать культуру поведения в природе, внимательное и бережное отношение к природе.

Методы и приемы:

  • Беседа;
  • Игры;
  • Работа с наглядностью
  • Практическая деятельность

Тип занятия: занятие закрепления знаний

Оборудование:

 Демонстрация материала - картины осенней природы, птиц, фруктов, овощей, животных и др., таблицы, использование музыкального оформления.

Словарь: листопад, заморозок

.План занятия:

  1. Оргмомент
  1. Настрой на занятие
  2. Введение в тему: беседа о времени года (ответы на вопросы).
  1. Основная часть
  1. Беседа о сентябре

- приход осеннего месяца- «сентября»;

- что бывает в сентябре?

- творческое задание «Раскрась лист»;

- игра-классификация «С какого дерева лист?»

- труд людей в саду и огороде;

- загадки об овощах и фруктах;

- дидактическая игра «Чудесный мешочек»;

-  приметы сентября;

- приметы сентября

2.Беседа об октябре

- приход осеннего месяца – «октября»;

- что бывает в октябре?

- игра «Какой птицы не стало?»

- птицы зимующие и перелетные;

- приметы октября;

- подвижная игра «Сова»

3. Беседа о ноябре

- приход осеннего месяца – «ноября»;

- что бывает в ноябре?

- как звери готовятся к зиме;

- приметы ноября

III. Заключительная часть.

  1. Подведение итогов занятия

Ход занятия

  1. Введение в тему.            

Вед: Здравствуйте, ребята. Сейчас у нас будет занятие. Будьте внимательны, думайте, правильно отвечайте на вопросы, говорите хорошо.

Листья опадают

Тихо шелестят

Птицы улетают

В дальние края

- Ребята, скажите, когда это бывает?

- Правильно, осенью. 

Посмотрите на картинки и выберите ту, на которой изображена осень.

Почему вы выбрали именно эту картинку?  

Тема нашего занятия: «Осень». 

- Сегодня на занятии мы будем говорить с вами об осени и выполнять разные задания.

11. Основная часть.

1. Беседа о сентябре

Вед: 

- Какие осенние месяцы вы знаете?

- Какой первый месяц осени?

Дети:    Сентябрь

Вед:  (Шум ветра). Ребята, послушайте, какой поднялся ветер. Вероятно, сейчас прилетят осенние месяцы.

 ( входит первый месяц - Сентябрь.)

Вед:  Кто пришёл к нам в гости?

       Первый месяц – сентябрь!

Сентябрь: Да, я первый месяц осени – сентябрь.

                   Ярким утром сентября,

                   Хлеб молотят в сёлах,

                   Мчатся птицы за моря

                   И открылась школа.

Вед:    Давайте расскажем сентябрю, что мы знаем о нём.

            Ребята, что бывает в сентябре?

Дети:   Листья на деревьях и кустах желтеют.

             Становится прохладно.

             Вода в реке холодная, прозрачная.

             Днём светит солнце, а ночью холодно. (Бывают заморозки) Словарная работа: заморозок-лёгкий мороз, обычно по утрам весной или осенью.

Вед:    Хорошо, а ещё сентябрь называют «Золотой осенью». Почему? (потому, что листья на деревьях  меняют свой цвет).

 Творческое задание «Раскрась лист»

Я дам вам раскраски «Листья», а вы возьмите карандаши жёлтого, красного, оранжевого или коричневого цвета и раскрасьте ваши листья.

Игра-классификация «С какого дерева листочек?».

Назовите, какой это лист?

Лист берёзы – берёзовый лист

Лист клёна – кленовый лист

Лист тополя – тополиный лист

Лист дуба – дубовый лист

Лист осины – осиновый лист

Лист рябины – рябиновый лист

Вед: Осенью деревья готовятся к зиме и сбрасывают листья. Но перед этим листья окрашиваются в оранжевые, желтые и красные цвета. Потом ветер сдувает   с деревьев листья. Такое явление называется

листопад. (словарная работа)

Утром мы во двор идем,

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят

И летят, летят.

(Сентябрь разбрасывает листья)

Труд людей в саду и огороде

Вед:   Что люди делают в сентябре?

Дети: 

Люди в сентябре собирают фрукты.

Люди в сентябре убирают овощи.

Люди в сентябре копают землю.

Отгадайте загадки:

1. Кругла, а не месяц,

    Желта, а не масло,

    С хвостом, а не мышь.

    Кто это?                           (Репа)

2. Сидит дед, в шубу одет,

    Кто его раздевает,

    Тот слёзы проливает.

     Что это?                           (Лук)

3. Растёт в земле на грядке

    Красная, длинная, сладкая.

    Что это?                                         (Морковь)

4. Сто одёжек,

    Все без застёжек.                       (Капуста)

5. Микробов он сбивает с ног.

    А зовут его …                              (Чеснок)

Вед:   А какие овощи вы знаете ещё?

            (Дети перечисляют)

Вед: А что ещё убирают осенью? (Фрукты)

         Какие фрукты вы знаете?

         (Дети перечисляют)

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

(Овощи и фрукты раскладывают по отдельности)

Обобщение понятия «Фрукты» и «Овощи»

Вед: Фрукты и овощи очень полезны. В них много витаминов, которые помогают нам расти, быть здоровыми, крепкими, сильными. Поэтому их нужно есть много.

Приметы сентября

Вед: А ещё есть у сентября свои приметы.

Назовите приметы сентября?

Дети:

            Если летает паутина, значит будет тепло.

            Если в лесу много рябины, значит осень будет дождливая.

            Гром в сентябре – к теплой осени

Физкультминутка «Осень»

Ходит осень по дорожке, (шаги на месте)

Промочила в лужах ножки. (перепрыгивать с ноги на ногу)

Ходит осень, бродит осень, (шаги на месте)

Ветер с клена листья сбросил. (взмахи руками вверх-вниз)

Дружно по лесу гуляем (шаги на месте)

И листочки собираем. (наклоны вперед)

Собирать их каждый рад (прыжки на месте)

Просто чудный листопад! (хлопки в ладоши)

Вед: Сентябрь закончился, до свиданья.

2.Беседа об октябре.

         (Звучит музыка, входит октябрь)

          Какой второй месяц осени?

Дети: Второй месяц осени - октябрь.

Октябрь:    В октябре, в октябре

                     Чистый дождик на дворе.

                     На лугах мертва трава,

                     Замолчал кузнечик,

                     Заготовлены дрова

                     На зиму для печек.

        

Я - октябрь – месяц первого снега и холодов.

Что бывает в октябре?

Дети:           

            День становится короткий.

            Идут холодные дожди.

В октябре птицы улетают на юг.

Вед:  А каких птиц вы знаете?

          (Картинки птиц на мониторе, дети называют)

           

Игра «Какой птицы не стало» (на внимание)

В.: Сейчас будем играть. Игра называется «Какой птицы не стало

Дети закрывают глаза, воспитатель убирает одну из перелетных птиц и прикрепляет на другую сторону доски, закрывает.

- Какой птицы не стало?

(И так по аналогии со всеми перелетными птицами).

- Перечислите птиц, которых не стало.  (скворец, грач, лебедь,...)

- Этих птиц можно увидеть зимой на улице? Почему?   (Они улетают на юг).

- Почему они улетают на юг?   (п. ч. зимой им холодно).

- Как называются птицы, которые улетают на юг?   (перелетные)

- Назовите птиц, которые остаются у нас, не улетают.   (синица, воробей, сорока, ворона,…)

- Как называются птицы, которые остаются зимовать?    (зимующие).

И мы должны о них заботиться.

В чем заключается наша забота? (Мы можем сделать кормушки подкармливать птиц)

Вед: У октября тоже есть свои приметы.

         Назовите приметы октября.

Дети: Если птицы летят низко, то зима будет холодной.

            А если птицы летят высоко, то зима будет тёплой.

            Если на дубе много желудей, то зима будет сильно холодной.

        Гусь стоит на одной ноге – к морозу

Вед: давайте поиграем в игру «Сова»

Правила игры.

Ведущий произносит: «День наступает – все оживает». Услышав призыв, дети могут прыгать, разговаривать, кружиться, изображая всевозможных лесных зверят, птиц, насекомых. А ребенок, который исполняет роль Совы, делает вид, что он спит и ничего не видит.

Второй этап игры начинается со слов ведущего: «Ночь наступает — все замирают». В одно мгновение дети должны застыть: нельзя ни улыбаться, ни двигаться. И среди замерших фигур ходит Совушка и ищет того, кто не удержался и зашевелился.

Если Сова нашла участника, который рассмеялся или вышел с игрового «оцепенения», то она его пятнает, и он становится ведущим. 

Вот и октябрь прошёл. (Октябрь уходит)

  1. Беседа о ноябре.

Какой приходит месяц?

Дети: Ноябрь.

           (Звучит музыка, входит ноябрь)

Ноябрь: 

                 Поздняя осень

                 Грачи улетели,

                 Лес обнажился,

                 Поля опустели.

Месяц последний, осенний – НОЯБРЬ.

Ребята, расскажите, что бывает в ноябре?

Дети: В ноябре идут то дождь, то снег.

            Деревья стоят голые.

            Звери в лесу готовятся к зиме.

Вед:  А каких лесных зверей вы знаете?(перечисляют)

Вед: Ребята, подумайте, как звери готовятся к зиме?

(Звери строят норы, делают запасы).

Как звери готовятся к зиме.

А сейчас узнаем, как каждый из зверей готовится к зиме.

Кто из зверей осенью начинает менять шубку с летней на зимнюю?

(Белки и зайцы).

Кто по лесу бродит, ест спелые ягоды, орехи и желуди, копит на зиму жир? (Медведь).

Кто любит яблоки и спит зимой? (Еж)

Кто запасаются колосками? (Кроты и мыши).

Кто делает запасы еды в дуплах?  (Белочка)        

А волк и лиса делают запасы на зиму? (Нет. Волк и лиса зимой и запасов осенью не делают. Они любят бродить по лесу. Приходят в деревню и воруют кур из курятников, ловят птиц).

Вед: У ноября тоже есть свои приметы.

Приметы ноября:

Комары в ноябре – к мягкой, теплой зиме.

Свистит снегирь – скоро зима будет.

Если в ноябре снег выпадает ночью, то он не растает

Вед: Ну вот и проходит последний месяц осени – ноябрь.

        Давайте скажем ему до свиданья.

Подведение итогов на доске.

И наше занятие тоже подходит к концу.

Давайте вспомним, о чём мы говорили?

Дети: Мы говорили о осени.

Вед: А что мы ещё делали на занятии?

Дети: Мы играли, говорили, отгадывали загадки,

Отвечали на вопросы.

Вед: Вам было интересно?

Мы очень рады, что вы очень старались и показали, что много знаете о осени.

Занятие окончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок А. С. Пушкин " Осень", М. Ю.Лермонтов " Осень"А. Н. Толстой " Осень"

Урок чтения 3 класс УМК « Гармония» Тема:    А. С. Пушкин « Осень» (отрывок), М. Ю. Лермонтов « Осень», А. К. Толстой «Осень! Обсыпается весь наш бедный сад. »  Н. А.Нек...

Урок А. С. Пушкин " Осень", М. Ю.Лермонтов " Осень"А. Н. Толстой " Осень"

Урок чтения 3 класс УМК « Гармония» Тема:    А. С. Пушкин « Осень» (отрывок), М. Ю. Лермонтов « Осень», А. К. Толстой «Осень! Обсыпается весь наш бедный сад. »  Н. А.Нек...

Осень.Осень?Осень!

Внеклассное мероприятие для учеников начальной школы и дошкольной группы...

конспект урока Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…», К. Д. Бальмонта «Осень», А.Н. Плещеева «Осень наступила...».

Конспект урока Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…», К. Д. Бальмонта «Осень», А.Н. Плещеева   «Осень наступила...» по программе "Школа России" 2 класс. К конспекту урока прилагается презен...

Сценарий осеннего праздника "Осень, осень, в гости просим!"

Этот сценарий осеннего праздника подойдёт и для учителей начальной школы, и для воспитателей....

Презентация песни "Осень, осень, осень - снова к нам пришла"

Презентация песни "Осень снова к нам пришла" с текстом....

Урок развития речи "Экскурсия в осенний лес" Осень, осень...

Осень – это самое загадочное время года. Она подкрадывается тихо и незаметно. Осеннее дуновение ветра и лёгкая прохлада окутывает землю ещё с конца августа. А с первым сентябрьским днём всё стан...